Прогресс разработки «верных ведомых» CCA для ВВС США

9 639 2
Прогресс разработки «верных ведомых» CCA для ВВС США
БПЛА YFQ-44A от Anduril Industries


В будущем Пентагон планирует принять на вооружение беспилотные летательные аппараты класса «верный ведомый». Такие БПЛА будут работать вместе с пилотируемыми самолётами и брать на себя часть их задач. Основные усилия в этой области сосредоточены в программе Collaborative Combat Aircraft (CCA). К настоящему времени её довели до строительства и наземных испытаний двух опытных образцов.



Задел на будущее


Достаточно давно Пентагон запустил программу создания истребителя следующего 6 поколения Next-Generation Air Dominance (NGAD). В дополнение к этому самолёту предлагается создать БПЛА типа «верного ведомого». Такие беспилотники должны будут сопровождать истребитель и брать на себя часть его задач.

Задачи разработки желаемого БПЛА решаются в рамках программы Collaborative Combat Aircraft (CCA), запущенной несколько лет назад. ВВС США выработали требования к такому беспилотнику, а затем приняли предложения от промышленности и выбрали наиболее удачные.

В январе 2024 г. Пентагон сообщал, что в конкурсе CCA участвуют все ведущие компании авиационной промышленности. Контракты на предварительную разработку своих проектов получили компании Anduril, Boeing, General Atomics, Lockheed Martin и Northrop Grumman. В ближайшие месяцы ВВС собирались выбрать два наиболее удачных проекта для последующей разработки.

Финалистов программы CCA объявили в апреле 2024 г. Контракты на полноценную разработку и последующее строительство опытных БПЛА получили компании Anduril Industries и General Atomics Aeronautical Systems. Результаты заказанных работ ожидались до конца 2025 финансового года.


Текущий этап программы разработки был обозначен как CCA Increment 1. Проект от компании GA-ASI получил рабочее обозначение YFQ-42A. Конкурирующей разработке от Anduril присвоили индекс YFQ-44A.

Два прототипа


Anduril и GA-ASI справляются с поставленными задачами. Несколько месяцев назад они завершили проектирование своих БПЛА и приступили к постройке опытных образцов. Кроме того, компании раскрыли некоторые особенности своих беспилотников и опубликовали их проектный облик — сначала только в виде графики и макетов.

1 мая ВВС США сообщили о переходе проекта CCA на новый этап. Компании-подрядчики передали им свои опытные образцы, и теперь начинаются их наземные испытания. Разнообразные проверки такого рода займут несколько месяцев. Первые полёты двух БПЛА состоятся до конца года.

К новости о начале наземных испытаний приложили фотографии опытного БПЛА YFQ-44A от компании «Андурил». Изделие показали с разных ракурсов, позволяющих понять общую картину. Позже, 15 мая, опубликовали первое фото прототипа YFQ-42A, построенного компанией GA-ASI. На этот раз ограничились только видом спереди.

Пентагон и его подрядчики показали два опытных БПЛА и раскрыли часть своих планов на ближайшее будущее. Тем не менее, информация технического характера по-прежнему не публикуется. Остаются неизвестными основные характеристики беспилотников, их боевые возможности и т.д. Также неясно, соответствуют ли БПЛА требованиям заказчика.


Опытный YFQ-42A

В Пентагоне отмечают, что старт наземных испытаний двух беспилотников-прототипов является важнейшим событием в программе CCA. Однако это только начало длительного процесса тестирования, доводки и отработки конструкции и программного обеспечения. На все эти мероприятия планируют потратить несколько следующих лет. При этом реальные сроки выполнения всех работ, по понятным причинам, могут отличаться от запланированных.

В опытном облике


Компания GA-ASI ранее публиковала графику на тему своего проекта YFQ-42A, а также показывала макеты такого БПЛА. Кроме того, недавно показали реальный прототип в сборочном цеху. Всё это позволяет представить технический облик изделия и основные его особенности.

БПЛА YFQ-42A получил обтекаемый фюзеляж с характерными «малозаметными» обводами, сочетающими изогнутые поверхности и чёткие грани. Имеется среднерасположенное стреловидное крыло. Оперение — V-образное, причём плоскости разнесены на разные стороны фюзеляжа.

Габариты и масса беспилотника неизвестны. По всей видимости, он существенно меньше и легче любых современных истребителей. Насколько при этом будет отличаться его полезная нагрузка, неясно.

GA-ASI оснастили свой БПЛА турбореактивным двигателем неназванной модели. Воздухозаборник силовой установки размещён на верхней части фюзеляжа. Судя по ранее публиковавшейся информации, YFQ-42A будет трансзвуковым и не сможет развивать высокие сверхзвуковые скорости. Боевой радиус должен составлять сотни километров, как у тактической авиации.


Аппарату YFQ-42A требуется автопилот, способный самостоятельно управлять полётом и выполнять боевые задачи. При этом он должен взаимодействовать с самолётом-ведущим, получать от него команды и передавать ему необходимые данные. В такую систему управления интегрируют средства технического зрения, радиолокатор и иные приборы.

БПЛА серии CCA должны нести ракетное и бомбовое вооружение для борьбы с воздушными и наземными целями. Сколько и какого оружия удастся разместить на YFQ-42A, неизвестно. Также пока не уточнялся способ его подвески — внутри фюзеляжа или под крылом. Можно предполагать, что БПЛА будет использовать боеприпасы, уже имеющиеся у ВВС США.

Беспилотник YFQ-44A, также имеющий заводское обозначение Fury, существенно отличается от своего конкурента. Он выполнен по нормальной схеме с удлинённым обтекаемым фюзеляжем, стреловидным крылом и традиционным оперением. Габариты и массу точно оценить не удастся.

Предусмотрена однодвигательная силовая установка. Воздухозаборник размещён в нижней части фюзеляжа под характерным удлинённым носом. Предполагается, что YFQ-44A, как и второй БПЛА программы CCA, сможет развивать ограниченные сверхзвуковые скорости. Дальность полёта позволит свободно работать с самолётами тактической авиации.

Для своего БПЛА компания Anduril Industries разработала оригинальную систему управления. В неё войдут автопилот, средства навигации и связи, приборы управления вооружением и т.д. Также предлагается программное обеспечение на основе искусственного интеллекта. Оно должно повысить эффективность групповой работы и боевого применения.


При всём этом состав вооружения и боевые возможности не раскрываются. По всей видимости, YFQ-44A должен будет помогать самолёту-ведущему осуществлять наблюдение и искать цели, вести воздушный бой или атаковать наземные цели.

Большие планы


Программа CCA пока дошла только до стадии наземных испытаний опытной техники. В ближайшие месяцы начнутся полёты двух БПЛА, и затем несколько лет должны потратить на отработку всех остальных вопросов. Тем не менее, уже сейчас Пентагон строит планы на отдаленное будущее, касающиеся производства, закупки и эксплуатации новой техники.

В марте 2023 г. представители Пентагона говорили, что в отдалённом будущем для ВВС могут закупить до 200 истребителей NGAD. Каждый из них может получить до пяти «верных ведомых» — общее количество такой техники может достичь 1000 единиц.

Впрочем, это были лишь пожелания и предварительные оценки. Реальные планы должны будут серьезно отличаться от них. Проекты NGAD и CCA могут серьёзно измениться к запуску серийного производства, в первую очередь в финансовом плане. При этом любой рост сложности и стоимости заставит Пентагон сокращать свои пожелания.

Удалось ли компаниям-разработчикам выполнить все требования заказчика и создать БПЛА желаемого облика, станет ясно в ходе будущих испытаний. Именно по их итогам Пентагон сможет сделать выводы и составить реальный план закупок на отдаленное будущее. Впрочем, пока нельзя исключать и противоположный сценарий, в котором программу CCA придется перезапустить ввиду отсутствия желаемых результатов.
2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    24 июня 2025 05:55
    То, что войны становятся особенно мехснизированные/автоматизированные, процесс неизбежный...
  2. +2
    24 июня 2025 14:20
    Маленький материал по программе Collaborative Combat Aircraft (CCA) в целом и оценка проведения программы в материалах. Может кому интересно.
    ollaborative Combat Aircraft (CCA) — концепция, активно разрабатываемая в рамках американских военных программ, направленных на создание систем сетевого взаимодействия между пилотируемыми и беспилотными боевыми платформами. Основная идея CCA заключается в использовании группы боевых самолетов — в том числе беспилотных — которые будут работать совместно, обмениваться информацией и выполнять координированные боевые задачи, расширяя возможности пилотируемых и снижая риски для личного состава.

    Основные задачи Collaborative Combat Aircraft
    Интеграция пилотируемых и беспилотных систем
    Разработка и внедрение совместимых систем управления, позволяющих пилотируемым самолетам контролировать или координировать действия беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), действующих в одном тактическом пространстве.
    Повышение эффективности боевого применения
    Координация действий нескольких платформ для выполнения сложных задач, таких как разведка, целеуказание, подавление ПВО, уничтожение целей, что позволяет использовать различные возможности каждой платформы оптимально и синергетически.
    Расширение ситуационной осведомленности (SA)
    Обеспечение обмена данными в реальном времени между всеми участниками с целью формирования общей картины боя. Это способствует принятию более информированных и быстрых решений.
    Увеличение survivability (выживаемости)
    Использование беспилотных средств для выполнения наиболее рискованных задач и проведения разведки в условиях сильного противодействия, что снижает угрозу для пилотируемых самолетов.
    Гибкая тактика и маневрирование
    Возможность динамического перераспределения ролей и задач между звеном пилотируемых и беспилотных самолетов в зависимости от ситуации боевого применения.

    Основные этапы развития и реализации CCA :
    Исследовательский и концептуальный этап
    В этот период разрабатываются основные концепции взаимодействия, исследуется техническая возможность интеграции пилотируемых и беспилотных платформ, ведутся исследования в области ИИ, автономного управления и сетевых технологий. (Примеры: программа DARPA OFFSET, проекты Skyborg ВВС США).
    Разработка прототипов и испытания
    Создаются первые прототипы беспилотных платформ, способных работать в связке с пилотируемыми самолетами. Проводятся летные испытания с имитацией сетевого взаимодействия и совместных боевых задач.
    Интеграция в существующие боевые системы
    На этом этапе новые технологии интегрируются с существующими самолетами (например, F-35), проводятся испытания системы управления CCA в реальных условиях.
    Развертывание и эксплуатация
    Постепенный ввод CCA в состав боевых подразделений с последующим совершенствованием тактики и технологий. Продолжаются работы по повышению автономности БПЛА и улучшению кибербезопасности систем связи.
    Дальнейшее развитие и масштабирование
    Внедрение новых поколений CCA с расширенными возможностями автономного управления, искусственного интеллекта, улучшенной интеграцией мультидоменных данных (земля, воздух, морю, космос).
    Итог
    Проект Collaborative Combat Aircraft представляет собой инициативу, направленную на создание высоко интегрированной боевой системы, в которой пилотируемые и беспилотные боевые летательные аппараты работают как единое целое, обеспечивая преимущество в современном воздушном бою за счет расширения возможностей группового управления, повышения устойчивости и адаптивности боевых действий.

    Оценка программ Collaborative Combat Aircraft (CCA) из отчетов CRS (Congressional Research Service)
    Признание перспективности концепции
    CRS отмечает, что идея создания группы совместно действующих пилотируемых и беспилотных боевых летательных аппаратов сопровождения получает значительное внимание в Пентагоне и ВВС США. Такие системы рассматриваются как важный шаг к увеличению эффективности авиационного боя за счет сетевого взаимодействия и взаимной поддержки. При этом отмечаются технологическая сложность системы и риски в процессе разработки
    В отчетах подчёркивается, что реализация CCA сталкивается с рядом технологических проблем:
    Надежное и защищённое сетевое соединение в условиях радиоэлектронной борьбы.
    Развитие надежного искусственного интеллекта для автономного выполнения боевых задач.
    Интеграция пилотируемых и беспилотных систем управления.
    Сертификация безопасного взаимодействия подобного типа систем в реальных боевых условиях.
    Финансирование и поэтапное развитие
    CRS отмечает, что программы, входящие в концепцию CCA (например, DARPA Skyborg и программы Loyal Wingman ВВС США), реализуются поэтапно с постепенным увеличением финансирования. Основные усилия направлены на создание прототипов беспилотных «напарников», которые способны эффективно дополнять пилотируемые и обеспечивать выполнение разведывательных, ударных и поддержки миссий.
    Тактические преимущества и сценарии применения
    В отчетах представлено мнение, что CCA могут значительно изменить тактику воздушного боя, позволяя пилотам сосредоточиться на принятии решений, в то время как беспилотные аппараты берут на себя часть опасных и рутинных задач, включая выявление и классификацию целей, подавление ПВО, а также разведку.
    Ограничения и вызовы внедрения
    Основные вызовы, обозначенные CRS:
    Необходимость адаптации существующих тактических концепций и пилотажных процедур.
    Вопросы кибербезопасности и устойчивости к помехам в коммуникациях.
    Влияние автономных систем на принятие решений и правовые аспекты применения летальных средств автономно.
    Перспективы и рекомендации
    CRS рекомендует продолжать финансирование и исследования, уделяя особое внимание:
    Разработке многоуровневых систем управления с человеком в.
    Усилению тестирования в реальных условиях и в сценариях имитации волн информационно-электронного воздействия.
    Модернизации нормативной базы и правил применения автономных БПЛА в бою.
    Отчеты CRS дают взвешенную и всестороннюю оценку концепции Collaborative Combat Aircraft, признавая её перспективность для трансформации воздушных операций, но одновременно указывая на существенные технологические, организационные и правовые вызовы, которые необходимо решить до широкомасштабного внедрения подобных систем.