Су-35 или вариант погони за двумя зайцами

90 484 55
Су-35 или вариант погони за двумя зайцами

А что вы знаете об Индонезии? Ну, кроме того, что это «там, за Таиландом, на юге»? Ну да, 4-я страна в мире по населению и крупнейшая мусульманская страна. Да, это не шутка, почти 90% из 282 миллионов человек исповедуют ислам, так что да, это страна ислама №1. Ну и в плане экзотики – член БРИКС, флаг – перевернутый польский. На самом деле это бывшая голландская колония, так что можно сказать, что просто из флага выкинули голубой цвет. С нами дружат с момента получения независимости, в этом году будет 75 лет установления дипломатических отношений. Сказать, что мы жирно торгуем – нет, но отношения действительно довольно теплые.


Но оставим историю Индонезии, нас, собственно, интересует ее военная часть. А там, скажем честно, небогато. Сперва индонезийцы немного воевали против японцев, которые оккупировали их территорию, а когда японцев попросили объединенные силы союзников и США, то почти сразу индонезийцы начали войну за свою независимость с Голландией.




Действительно, а за каким бесом нужна такая надстройка, которая защитить не может, а только налоги дерет?

Вот обе войны за независимость — это было нечто, потому что Голландию поддержала Великобритания, а индонезийцев — США и Австралия. Но самое эпичное было в том, что на индонезийских островах было просто огромное количество японцев-военнопленных, которые сражались по инерции за обе стороны. Плюс еще попавшие в плен индусы, воевавшие на стороне Великобритании во Второй мировой войне, с удовольствием начали метелить бывших сюзеренов, пополнив ряды армии сопротивления будущей Индонезии.

У вас там никакого слова-синонима не возникает? Да, и было слово, и слово это было — «бардак». И, в принципе, в этом состоянии вооруженные силы Индонезии пребывают и по сей день. Надо отметить, что за все время своего существования Индонезия в бой не рвалась и войн почти не развязывала. Пострелушки на границе с Малайзией и попытка захапать Восточный Тимор — вот, в принципе, и всё. Довольно миролюбивое государство получилось, надо отметить.

Армия Индонезии – это тот еще дастархан с вышивкой, потому что государство, которое ни с кем не ссорится и в конфликты не вступает, может посетить «Военторг», в принципе, в любой стране мира. Индонезийские военные так и делают, поэтому первый взгляд на комплектацию их вооруженных сил вызывает оторопь.


Не буду вдаваться в подробности, просто дам поставщиков по родам войск.

Танки: Франция, СССР, Германия, Великобритания.
БМП: СССР, Чехословакия, Германия.
БТР: Индонезия, Великобритания, СССР, Франция, ЮАР, Южная Корея, США.
Артиллерия: Югославия, Франция, Сингапур, Индонезия, США, Южная Корея.
ПВО: СССР, Швеция, Великобритания, Польша, Германия.
Армейская авиация: СССР/Россия, США, Франция, Индонезия, Великобритания.

Разнообразно? Не то слово!

Но это всё просто меркнет по сравнению с составом ВВС Индонезии! Вот там — просто отвал башки, потому что такого набора, боюсь, больше нет ни в одной стране мира.

Просто чтобы было понятно, вот то, из чего состоят ВВС этой милой страны. По данным не абы кого, а «Aviation Week & Space Technology», весьма уважаемого издания, не замеченного в подтасовке или вранье.

Истребители:
Су-30МК/Су-30МК2, Россия – 11
Су-27СК/Су-27СКМ, Россия – 5
KAI T-50i, Южная Корея – 15
F-16A/В Block 15, США – 39
Hawk МK.53, Великобритания – 24


Отбросим британский учебный легкий штурмовик, он как учебный весьма неплох, как штурмовик вообще ни о чем. Корейский Т-50 тоже, поскольку он закуплен в двухместной учебно-боевой модификации, потому остаются русские Су-30МК2 (очень серьезный самолет) и F-16А/В (совершенно несерьезный самолет, но его можно модернизировать до вполне приличного уровня). И, казалось бы, вот оно, верное решение, но нет. Поиск легких и эффективных путей — это для слабаков! А потому… Турция!!!

11 июня 2025 года в Джакарте было подписано межправительственное соглашение о приобретении Индонезией турецких истребителей Kaan, разработка и производство которых осуществляется турецкой авиастроительной компанией Turkish Aerospace Industries (TAI, TUSAŞ).


Подписывали президент Индонезии Прабово Субианто, министр обороны Индонезии Сьяфри Сьямсоеддин, президент турецкого Управления оборонной промышленности Халук Гёргюн, председатель совета директоров TAI Омер Джихад Вардан, заместитель министра национальной обороны Турции и заместитель председателя совета директоров TAI Шуай Алпай и генеральный директор TAI Мехмет Демироглу.


Список весьма значительный. Вообще не удивительно, ведь это первое соглашение о продаже Kaan. TAI сообщила, что по соглашению Индонезия обязалась приобрести 48 истребителей Kaan, которые должны быть поставлены в течение 10 лет. При этом Индонезия получает не только самолеты, но и «значительную передачу технологий». Это довольно логично: не надо будет гонять самолеты за 10 тысяч километров ради модернизаций и обновлений.

Но не все так радужно.

Для начала поговорим о деньгах. Согласно всем подсчетам, контракт на поставку 48 истребителей Kaan будет стоить около 10 миллиардов долларов. Это жирный кусок, есть за что работать туркам, потому что придется не только построить самолеты, но и обучить инженерно-технический персонал, поставить тренажеры и так далее.

Соглашение с Индонезией для Турции — это бочка меда. Точнее, бочка с долларами, но по своему обыкновению я выкачу и ведро дегтя. И бабахну в эту бочку.

В договоре между Турцией и Индонезией есть… Нет, не аспект, а, скорее, засада. И называется она… Двигатель!!!

Все прекрасно понимают, что если одна страна продает другой самолет, то он должен быть самолетом. Укомплектованным всем необходимым, от плоскостей до шасси. Ну и двигателем тоже.

Так вот, а двигателя для Kaan пока нет…


Точнее, в этот самолет можно поставить что угодно, свои услуги предлагала и такая фирма, как «Роллс-Ройс», а эти ребята в двигатели для самолетов умеют. Но турецкие авиастроители хотят в своем самолете видеть только турецкий двигатель.

Это логично, это оправдано, вот только одна проблема: Турция не умеет строить такие двигатели. Да, нельзя не признать, что в области двигателестроения Турция достигла определенных успехов, создав собственный вертолётный двигатель TS1400, двигатель для крылатых ракет Kale KTJ-3200 и двигатели для баллистических ракет малой дальности. Но это не сравнимо по сложности с двигателем для современного истребителя.

Двадцать лет было потрачено на создание TF35000, первого турецкого двигателя для самолета. Но он пока еще не подошел к стадии готовности, более того, руководство компании-производителя TUSAŞ Engine Industries (TEI) с осторожностью подтверждает готовность TF35000 к заявленному 2032 году.

И тут надо понимать, что 2032 год – это год, когда TF35000 может пойти в серийное производство. А может и не пойти. Так называемый «сдвиг вправо», очень привычная штука для современности.

Так что 2032 год — это, так скажем, самый оптимистичный прогноз. Если всё пойдет так, как задумывалось. И если так, то Индонезии не стоит ждать первой партии самолетов раньше того момента, как двигатели будут произведены, испытаны и доработаны до идеала. И только потом можно говорить о постройке самих самолетов.

Что-то мне подсказывает – 2037-2040 год, никак не раньше. И плюс десять лет на выполнение контракта.

То есть где-то в районе 2050 года индонезийские ВВС станут счастливыми обладателями 48 истребителей, что в целом равняется двум полкам или современной численности ВВС.


И что, в Индонезии такие вот простаки в Минобороны и не понимают, в какую авантюру они могут влететь в прямом смысле этого слова?

Но индонезийскую сторону нельзя обвинить в простоте душевной и желании куда-то деть 10 миллиардов долларов. Кстати, индонезийские военные очень осторожно и безо всякой конкретики комментируют соглашение. Да, меморандум о взаимопонимании подписан, но это не контракт. Вот когда будет заключен полноценный контракт – вот тогда и поговорим.

Тут стоит заметить, что и подписание контракта для индонезийских военных еще не повод для беспокойства. В 2018 году был заключен контракт между «Рособоронэкспортом» и министерством обороны Индонезии на поставку 11 истребителей Су-35, который не был выполнен. У нас никто не рыдал, такие самолеты и в России очень нужны, а после 2022 года и тем более, но факт: что подписано — не значит, что будет исполнено.

Глава Бюро военной информации министерства обороны Индонезии бригадный генерал Фрега Венас Инкириванг сказал на брифинге следующее:

«Да, на самом деле, если есть меморандум о взаимопонимании, всегда нет уверенности в том, сколько именно будет закуплено. Если говорить о точной цифре, то она будет указана в контракте».

Заместитель министра обороны Индонезии Донни Эрмаван Тауфанто в свою очередь заявил, что закупка истребителей Kaan «все еще находится на стадии планирования, это все еще долгосрочная перспектива на будущее».

На самом деле, у индонезийских военных не один путь развития событий, и, надо отметить, что другие возможные пути значительно интереснее покупки турецкого не пойми чего. Вообще покупка самолета, которого еще нет, это очень рискованно. Стоит напомнить, что именно из-за того, что самолета не получилось «в металле» для своих ВВС во вменяемых количествах, практически умер МиГ-35, а с ним и весь концерн «МиГ».

Напомню, именно потому, что МиГ-35 не пошел в серию и не был принят на вооружение российскими ВКС (6 самолетов – это смешно), от рассмотрения его кандидатуры отказались Индия, Малайзия и Иран. И примерно такое же положение с Су-75, который тоже никому не нужен.

В Индонезии правильно не делают ставку на модернизацию американских F-16, которые им откровенно втерли. Это довольно старые самолеты, и, если посчитать от стоимости выставленных контрактов по модернизации F-16 A/B в F-16 C/D для Тайваня (около 37 миллионов долларов за самолет) и для Греции (12 миллионов за самолет), где из F-16C/D Block 52+ и Block 52+ Advanced получали новейший вариант F-16V Viper Block 70/72, то модернизация на таком уровне – это очень дорого.

Впрочем, если вам некуда деть 10 миллиардов…


Конечно, есть еще вариант приобретения Су-35СЭ, стоимость которого будет в районе 100-105 миллионов долларов за самолет, и этот самолет будет несколько интереснее, чем модернизированный F-16, хотя бы потому, что это будет НОВЫЙ самолет с приличным ресурсом.

И да, Су-27 и Су-30 Индонезия покупала не с рук, не бывшие в употреблении, а совершенно новые. Не понравились Су-27? Не вопрос, вот вам Су-30, пробуйте. Су-30 пишем, Су-35 в уме, как говорится.


Да, сегодня санкции, давление со стороны США откровенное такое. Но покупать такую рухлядь, сопоставимую с тем, что идет Украине, то есть F-16 А/В, ну так себе.

Добавить что-то еще в свои разношерстные ВВС? Это запросто. «Рафаль», конечно, тоже не вариант, да и «кинуть» с ним могут, как индусов, «Еврофайтер» еще дороже, чем Су-35. Не знаю, как шведы со своим «Грифоном» проскочили мимо, но тут самолет несколько иного класса, хотя вполне достойная штука для региональных ВВС.

Но турецкий «Хан» (это перевод названия Kaan) – это рискованно и сомнительно. Как индийский «Теджас» примерно, на деле у обеих самолетов очень много общего.


Kaan начали создавать в 2010 году. Уместно дополнение «всего». Всего 15 лет назад начались работы по созданию перспективного самолета. Для сравнения: Су-27 начали разрабатывать с 1968 года, а на вооружение он встал в 1990 году. И это СССР, с его авиационной конструкторской школой! F-15 начали проектировать в 1962 году, а на вооружение он пошел в 1976-м. Так что здесь ясно и понятно, что при всей возможной одаренности турецких авиаконструкторов 30 лет – это тот самый минимум (кстати, озвучили цифру американцы), который понадобится для того, чтобы Kaan начал нормально летать.

Контракт на постройку для ВВС Турции был подписан в 2016 году, а полетел первый раз Kaan в виде прототипа в 2024 году.

И тут надо отметить, что турецким этот самолет был примерно настолько же, насколько российским является «Москвич-3»: радар и авионика от ВАЕ Systems, двигатель… тут вообще всё сложно и печально.

Первый прототип полетел всё на том же General Electric F110. Да, двигатель вполне хороший, проверенный временем. Таскает на себе до сих пор приличные боевые самолеты, но… Так как F110 родом из 60-х годов прошлого века, то про малозаметность он не знает. F-14, F-15, F-16 – все мы хорошо знаем эти самолеты. И этот двигатель.

Коль турки реально заговорили о том, что Kaan – это пятое поколение, то да, самолету нужен двигатель со всеми атрибутами: кривые воздуховоды, спрятанные лопатки, зубастые сопла и так далее. Иначе за что деньги брать?

Поставка ВВС Турции первых 10 серийных, а по факту предсерийных прототипов истребителей в исполнении Block 1 запланирована с 2030 года. Ну а если посмотреть на все без оптимизма, то да, 2040 год — самый такой срок.

А ведь еще есть старая русская пословица насчет сидения на двух стульях… Или погоне за двумя зайцами… Это про участие Индонезии в совместной программе с Южной Кореей по созданию истребителя KF-21 Boramae (KF-X).


В тот год, 2010-й, когда в Турции начались шевеления по поводу Kaan, Индонезия присоединилась к проекту перспективного южнокорейского истребителя KF-X (ныне обозначаемого KF-21 Boramae), при этом участие в нем обходилось Индонезии в 1,6 млрд долларов от общей стоимости проекта 8,5 млрд долларов.

В целом там не очень срослось, индонезийцы выплатили пятую часть, около 300 миллионов долларов, да еще и слегка нашпионили, так что очень сомнительно, что Индонезия получит причитающуюся ей часть проекта и сможет собрать на своих предприятиях концерна PT Dirgantara Indonesia (PTDI) 50 истребителей версии IF-X.

Южнокорейцы, правда, до конца не обиделись и продолжают попытки заинтересовать индонезийскую сторону участвовать в проекте, но на той же выставке Indo Defense 2025, где было подписано соглашение по Kaan, Индонезия подписала и с Южной Кореей допсоглашение, по которому сумма выплат Индонезией уменьшается до 443 миллионов долларов, и, соответственно, уменьшится и часть причитающихся Индонезии технологий.

Но, видимо, это уже «на всякий случай», потому что доля Индонезии в проекте становится настолько мизерной, что понятно: самолеты Индонезия вряд ли получит.

Итак, что мы (точнее, они там у себя в Джакарте) имеем?

KF-21 Индонезии если и светит, то очень нескоро: проект тянется ужасающе медленно, с 2022 года, и на сегодняшний день построено всего 6 прототипов, которые проходят испытания.


Как оно будет с Kaan, тоже не совсем ясно и понятно. Корейский самолет хотя бы будет летать на американском двигателе, а вот с турецким все очень сложно. Но корейский самолет явно улетел туда, где дадут денег, а что будет с Kaan вообще пока не понятно.


Но вот тут действительно за двумя зайцами погонишься — голодным останешься.

И что в финале? А кто знает… Но, учитывая реально хорошие отношения у президента Индонезии Прабово Субианто с Владимиром Путиным, вернуться к вопросу самолетов марки «Сухой» никогда не поздно. Владимир Владимирович войдет в положение и чем-то да поделится.


То, что Су-35 – это реально лучший вариант для индонезийских ВВС, уже знакомых с техникой российского концерна, это понятно. Можно было бы что-то такое говорить, если бы на месте конкурентов находились самолеты ведущих мировых производителей, особенно если бы это были новые самолеты, но, простите: южнокорейский или турецкий самолет в противостоянии с Су-35 – ну вот никак не верится в нормальный исход такого поединка.

Но у индонезийских военных еще достаточно времени подумать, пока корейцы и турки лихорадочно пытаются довести до ума свои самолеты. Лет 10-15 точно есть. А там и «Сушка» подешевеет…


В общем, при всей любви к бардаку в армии, на месте индонезийских военных я бы не слушал тех, кто пытается продать еще не готовый товар. Kaan, Tejas, Boramae – все это, конечно, заманчиво и многообещающе, но есть и варианты получше.
55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    26 июня 2025 03:21
    Очевидно что они хотят самолет 5 поколения. Су30 их не устраивает, а СУ57 наверно дорог и в природе его нет. F35 им вероятно или не продают или они не хотят почему то.Вероятно просто хотят сами производить.
    1. 0
      26 июня 2025 08:32
      Цитата: Totor5
      Очевидно что они хотят самолет 5 поколения.

      Су-75 могли бы заказать. У него шансов больше появиться, чем у турецкого собрата.
      1. +6
        26 июня 2025 14:52
        Турецкий самолет уже существует в виде прототипа, совершившего первый испытательный полет более года назад. Су-75, с другой стороны, находится на неясной стадии разработки. В последний раз его видели в качестве выставочного образца на военной выставке.
  2. +20
    26 июня 2025 03:47
    Автор несколько опоздал с статьей, она уже не актуально ибо 11 июня на INDO Defence 2025 подписан договор на поставку 48 КААН с двигателями General Electric F110. Все, вопрос закрыт.
    1. +11
      26 июня 2025 06:00
      Цитата: Дырокол
      КААН с двигателями General Electric F110
      "С хорошим двигателем и ворота полетят", сказал как-то Глушко. Как полетят, это еще вопрос. Насколько оно будет малозаметно - тем более вопрос. Так что между турками и корейцами я поставил бы на корейцев.
      Телевизоры и видики Samsung начала 1990х продавались лишь потому, что были сильно дешевле японских и американских конкурентов, а так качество было не слишком. Тачки Hyundai тогда же котировались не сильно выше Yugo, это притом, что Yugo был ниже плинтуса. Теперь и Samsung и Hyundai если не эталоны надежности и качества, то где-то близко. Учебно-боевой самолет они сделали вполне на уровне, справятся и с истребителем 5 поколения. Может не сразу, но в итоге. А вот турки совсем не обязательно, умение делать среднепаршивые дроны еще ничего не говорит.
      1. +1
        26 июня 2025 06:49
        Цитата: Наган
        Так что между турками и корейцами я поставил бы на корейцев.

        Ну некоторый прогресс у них имеется. Благодаря LM. Сами же корейцы не тянут.
        Цитата: Наган
        А вот турки совсем не обязательно, умение делать среднепаршивые дроны еще ничего не говорит.

        Зря вы это. Так то они были участниками постройки F-35, не имей они компетенций не включили бы их в программу строительства. И в отличии от корейцев сразу принявших американские двигатели за основу, турки взялись за разработку своего авиадвигателя. Это довольно смелый и амбициозный поступок. Выйдет ли у них TF 35000 покажет время. Если да, то они получается китайцам нос утрут, у тех собственное двигателестроение рождалось в жутких муках.
        1. +1
          26 июня 2025 07:25
          Примерно так же они строят танк Алтай - танк без движка. Долгие годы завтраков и надежд и .. и так каждые выборы.
          1. +1
            26 июня 2025 07:44
            Цитата: Totor5
            Примерно так же они строят танк Алтай - танк без движка.

            Сейчас строят с двигателем Hyundai Infracore DV27K и трансмиссией SNT Dynamics EST15K корейского производства, потом будут делать с собственным дизелем BMC Power BATU V12 и трансмиссией этой же компании.
            1. +1
              26 июня 2025 23:58
              Да да, про это пишут уже лет 10. А закончится все тем, что будут делать Корейскую Пантеру под своим шильдиком.
        2. -2
          26 июня 2025 08:43
          Цитата: Дырокол
          не имей они компетенций

          А откуда у них могут быть компетенции? С дозвуковых дронов сразу замахнуться на Вильяма нашего Шекспира?
          1. +10
            26 июня 2025 09:29
            Массовое образование, отправка студентов в развитые страны, локализация иностранного производства в общем все как обычно.
            К примеру охотничье турецкое оружие до всех санкций плотно заняло российский рынок.
            1. +3
              26 июня 2025 09:48
              К примеру охотничье турецкое оружие до всех санкций плотно заняло российский рынок.

              есть такое дело...
              когда я пишу про себестоимость выпускаемых нами товаров - я подразумеваю уровень жадности руководителей/менагеров при определении отпускной цены этого товара...
              а с жадностью у нас - все в порядке...
            2. -1
              26 июня 2025 20:44
              Вы забыли главное - распределение денег в сторону непосредственных исполнителей и специалистов, а не назначенных сверху менеджеров и директоров. Без этого никакое образование не поможет - народ разбежится либо будет в итальянской забастовке только делать вид, что работает
        3. -1
          4 июля 2025 15:09
          Китайцам вряд ли, у них сейчас расцвет армии, США уже тревогу бьют, два прототипа 6 поколения, два самолёта 5го, из которых j-20 имеет 300+ штук, и несколько модификаций, A(улучшенный планер и др. элементов) и S(2х местный). j-35 уже выпускают в мелком серийном, как минимум уже несколько машин, что для ВВС и ВМС летают. А также на 6 поколении и движки новые с плоским соплом.
    2. -2
      26 июня 2025 07:28
      Одно не отменяет другого. Наивно полагать что вся их ставка на мифическое нечто. Опять же вероятно они думают на перспективы локализации и некоторой независимости в далеком будущем.
      1. 0
        26 июня 2025 07:46
        Цитата: Totor5
        Опять же вероятно они думают на перспективы локализации и некоторой независимости в далеком будущем.

        Очень недалеком. TF 35000 должен по их планам скоро появиться на испытаниях.
    3. 0
      26 июня 2025 22:02
      Цитата: Дырокол
      INDO Defence 2025 подписан договор на поставку 48 КААН с двигателями General Electric F110. Все, вопрос закрыт.

      Я бы не был столь оптимистичным. Турецкий самолёт, с американским двигателем это что-то гораздо более эфемерное чем СУ- 75. Штаты, автоматически имеют рычаг на любые сделки. Турция будет плохо себя вести -блок, Индонезия будет плохо вести - блок.
      Турции даже F35 не позволено иметь, Патриоты можно хох Лам поставлять, но не Турции. Как только Турция захочет продать свои пепелацы, кому то кто не устроит Госдеп, как будут наложены санкции и все будет как всегда. Если же случится чудо и турецкий ероплан, составит конкуренцию на перспективном рынке, то произойдёт то же самое, только по причине несоблюдения прав курдов или лиц альтернативной ориентации.
      По поводу сушки, есть весма большая вероятность , что получится успешная машина и не только по цене. Просто нам (России) , нужна эта машина, а главное у нас есть компетенции для её создания, а Турция и Индия лишь стремятся к статусу авиационных держав.
      1. 0
        27 июня 2025 05:56
        Цитата: avdkrd
        Турции даже F35 не позволено иметь

        Достаточно исключить С-400 из системы ПВО Турции и F-35 будут поставлены.
        Цитата: avdkrd
        Патриоты можно хох Лам поставлять, но не Турции

        Можно, если убрать С-400
        Цитата: avdkrd
        Если же случится чудо и турецкий ероплан, составит конкуренцию на перспективном рынке, то произойдёт то же самое, только по причине несоблюдения прав курдов или лиц альтернативной ориентации.

        Двигатели не единственное, что несет интеллектуальную собственность США в этом самолете и поэтому не зависимо от типа двигателя США будут иметь возможность блокировать продажу.
        Цитата: avdkrd
        По поводу сушки, есть весма большая вероятность , что получится успешная машина

        Где-то там она конечно успешная, но не в бою.
  3. +2
    26 июня 2025 05:11
    Вопрос такой, с этими разными самолётами в количестве 60 штук является Индонезия кому ни будь серьёзным противником или союзником? Их даже завоёвывать страшно, потом нужно кормить почти 300 миллионов человек, и то количество Сушек проданных или обмененных нами на пальмовое масло выгодно России или нет? И сколько купят, если купит Индонезия наши самолёты, по пальцам пересчитать можно на одной руке.
    1. 0
      26 июня 2025 10:26
      Цитата: Солдатов В.
      Вопрос такой, с этими разными самолётами в количестве 60 штук является Индонезия кому ни будь серьёзным противником или союзником? Их даже завоёвывать страшно, потом нужно кормить почти 300 миллионов человек, и то количество Сушек проданных или обмененных нами на пальмовое масло выгодно России или нет? И сколько купят, если купит Индонезия наши самолёты, по пальцам пересчитать можно на одной руке.

      Ну так автор указал. Страна ни с кем не сорится, поэтому врагов у неё нету. А раз врагов нету, то и союзники не нужны. Просто для престижу имеют определённую армию.
  4. +3
    26 июня 2025 05:38
    Беда в том, что покупая наши самолеты, Индонезия легко может попасть под какие-нибудь надуманные санкции. Может быть это их и останавливает?
  5. +6
    26 июня 2025 07:30
    Индонезийцев вообще понять сложно. Исходя из их островной географии - им нужен тяжёлый истребитель с большим радиусом действия, способный нести хотя бы пару приличных ПКР. А это - СУ-35 как не крути. Вместо этого они набирают весьма сомнительные в их условиях аппараты, в возможном конфликте с кем бы то ни было мало пригодные...
  6. +12
    26 июня 2025 07:33
    Автор не может смириться с мыслью, что РФ ускоренно теряет потенциальные рынки вооружений. И причин тут несколько, но одна из главных в том, что СВО во многом послужила антирекламой российского оружия (бесконечно паразитировать на советских разработках невозможно). И потенциальные заказчики это видят. Так же они видят весьма скромные возможности деиндустриализипованной страны по выпуску военной техники и это на 4й год боевых действий(штурмовые буханки и Волги явно не от массового выпуска бронетехники) . Но это возможно и к лучшему, учитывая будущую войну с НАТО, экспортировать оружие в условиях слабого ВПК и недостатка техники для собственных ВС, преступно.
    P.S. Минусаторы, фас!
    1. +3
      26 июня 2025 11:38
      Минус не ставлю, но «к лучшему» здесь нет ничего. Был бы экспорт - можно было бы увеличить объемы производства, а так имеем, что имеем. 10 лет назад нам презентовали Арматы, Бумеранг, Курганцы…
    2. -1
      1 июля 2025 05:18
      Скажите, а как так получилось что война военного блока с населением 1 миллиард человек против деиндустриализованной страны со 140 млн населением привела к смене власти в двух крупнейших странах этого блока? По-моему здесь что-то не сходится, не?..
  7. +10
    26 июня 2025 07:37
    Во ржачь -турки не сделают двигатель - это же так сложно.... Подумаешь они кучу всего уже сделали и делают, а двигатель не смогут.
    Вот Россия сможет, продать СУ и двигатели на СУ есть! Так что же кукурузник 15 лет взлететь не может, а так там не только в двигателе сложности, но ещё и винт, блахажмуха винт это сложность.
    Бред статья - турки развиваются и делают своё, а в РФ всю школу авиации (кроме СУ) развалили. И чем суперджеты и МС отличаются от того что у турков - самолет есть а двигателя нет (да орите что уже летает (опытный!!! образец), а сколько лет разрабатывали, вот и турки делают сейчас то что начали в РФ 15 лет назад).
    Один уже американцев на батуте отправлял в космос, смеялся и не чего не делал. Теперь запуск РФ ракеты раз в квартал (чаще, но не намного) это праздник.А амеры через день запускают и не с одним-термя изделиями, а десятками в полезной нагрузке.
    Что там с самолетиком шах и мат??? Макетик показали и забыли? А СВО и чё в СССР теряя территорию, заводы и пр. делали, а не анонсировали...
    1. -5
      26 июня 2025 08:59
      Цитата: Роман_
      чем суперджеты и МС отличаются от того что у турков

      Обещают, что мс-21 и superjet 100 в следующем году уже пойдут в серию. Правда много раз откладывали. Но надеюсь, что теперь-то уж точно пойдут. Надеюсь.
      1. -1
        26 июня 2025 09:15
        МС и ССЖ уже полностью наши и Аэродинамика давно проверена(ССЖ уже штук 200 выпущено). А у турок все, кроме британских ТРД - турецкое...
        1. -2
          26 июня 2025 09:33
          Могут характеристики снизиться у импортозамещённых. Самолёты могут быть тяжелее от первоначальных с западной комплектухой. А двигатели менее экономичными, чем заявлены изначально. И они (двигатели) тяжелее, чем западные собратья. Степень двухконтурности невысокая. Хотелось бы посмотреть, что в итоге получится. И чтобы опасения остались безпочвенными.
          1. -4
            26 июня 2025 13:36
            А может и нет....Первоначальным агрегатам лет 20, а наши сейчас делаются.
        2. +2
          26 июня 2025 12:22
          Даже на байрактарах не всё турецкое и уж тем более на истребителе
          1. +2
            26 июня 2025 14:31
            То что у них делается -это так и должно быть.
            Методичка:
            Если мы делаем ССЖ100) - мы тупые, потому, что сами не можем или все продали и делаем вместо Ту334, Если мы импортозаместили ССЖ100 - мы сделали все плохо и тяжелее на 6тн и выпускать не сможем.
      2. +1
        26 июня 2025 15:16
        В 2020 году по мс21 правительство заявило 2030 год, сейчас после отчета Ростеха 2032 год. Спецы заявляют про вес, про размеры, про двигатель, про черный композит, не поймёшь, то ли бардак, то ли нежелание иметь русский самолет и всё ждут Боинги и Аэрбасы. Есть готовый советский самолёт Ту204 и даже новый Ту214, Аэрофлот от них отказался. Так о каком развитии российской авиации может идти речь, если власти на неё наплевать. Военная авиация тоже в минимуме. Стратегов советских может 25, если все сложить, новые не выпускаются, а то что выпустили, так из старого задела. МиГ-31 очень бы пригодился в СВО, но их единицы. Для СВО подошёл бы МиГ-25, как высотный ракетоносец и бомбардировщик, но в РФ их нет, зато Азербайджан имеет модернизированные. У буржуазии взгляд направлен на Запад, зачем ей русская авиация, ей подавай доллары и евро.
    2. -3
      26 июня 2025 11:47
      Чего вас так корежит то? Разговор не Россию, а про Турцию, у нее двигателя нет. Ан-2 еще зачем то приплели и космос.
    3. +6
      26 июня 2025 12:18
      Цитата: Роман_
      Во ржачь -турки не сделают двигатель - это же так сложно.... Подумаешь они кучу всего уже сделали и делают, а двигатель не смогут.

      Сделали или собрали из импортных комплектующих? А то вот я помню, как турки морфировали, когда у них их новый ОБТ внезапно оказался без двигателя. Ибо свой они сделать не смогли, а немцы им отказали. Хорошо, корейцы подсуетились. Потому та же засада оказалась с электроникой для БПЛА.
      А насчёт авиадвигателей... помните, сколько времени у "фабрики мира" - КНР - занял процесс локализации наших АЛ?
  8. +3
    26 июня 2025 09:13
    На самом деле, для внеблоковых стран образовался дефицит самолетов 5го поколения:
    - Ф35 - не все хотят плясать под американскую дудуку ( США отслеживают весь жизненный цикл Ф35)и есть пример с Турцией (как их кинули с предоплатой по Ф35),
    - Су57 - работа с РФ сейчас проблемна и есть риск встрять под санкции
    - КНР особо не продает И-20 и у всех стран азии какие то проблемы с КНР
    - ЮКорея - самый нормальный вариант, но там куча американских компонентов (проблема/не проблема не знаю)
    - Турция все тоже, но в Корейцев и их самолет верится больше, чем в турецкий.
    1. -1
      4 июля 2025 15:04
      КНР уже продает свои j-35, Пакистану предложили, на выставке в Париже, тоже он был.
      Корейцы делают без американцев, наоборот стало так, что теперь корейцы будут делать(корабли) для ВМС США, потому что за Китаем США тупо не поспевают, не хватает мощностей.
  9. -2
    26 июня 2025 09:35
    Вопрос прост: кто даст больше взятку.
    1. 0
      26 июня 2025 10:41
      Вопрос всегда не прост. Вам втюхают Ф35...потом полезут к вам в политику или не поставят. Турция -пример бизнеса с США. Предоплата не гарантирует поставку.
  10. +1
    26 июня 2025 12:51
    Цитата: Роман_
    Во ржачь -турки не сделают двигатель - это же так сложно.... Подумаешь они кучу всего уже сделали и делают, а двигатель не смогут.


    Двигатель - это реально очень сложно. Не надо блистать невежеством.
    Турки ничего не делают своего, то что они производят - не сами разрабатывали. Просто локализованные версии чужих разработок. Их ОБТ и БПЛА "Байрактар" - наглядные примеры. Как цыганки, во всем чужом.

    Создать самолет своими силами, без иностранных партнеров - задача не из простых. И Боинг и Аэрбас работают в тесной кооперации с десятками иностранных компаний. А нам, в условиях санкций, приходится выкручиваться своими силами. Ничего, прорвемся.

    https://sdelanounas.ru/blogs/167568/
  11. -3
    26 июня 2025 12:59
    Цитата: Vulpes
    И причин тут несколько, но одна из главных в том, что СВО во многом послужила антирекламой российского оружия (бесконечно паразитировать на советских разработках невозможно). И потенциальные заказчики это видят. Так же они видят весьма скромные возможности деиндустриализипованной страны по выпуску военной техники и это на 4й год боевых действий(штурмовые буханки и Волги явно не от массового выпуска бронетехники) .


    Бред оф сив кобыл.
    Это какая наша БТ получила антирекламу? Наши дроны "ланцет" и "орлан"?
    ПТРК "Корнет"? Су-35? ОТРК "Искандер"? Ракеты "Циркон"? Наш гиперзвук?

    Деиндустриализованная страна, которая выпускает в разы больше танков и артснарядов, чем НАТО?

    Рынки мы теряем, как же. Просто наш оружейный экспорт ушел в "серую", порой даже в "черную" зону. Не гоже подставлять наших клиентов под вторичные санкции.
    Так что все это - лишь ципсошные влажные фантазии.

    А реальную антирекламу получили разрекламированные вундервафли западного производства, которые на практике оказались барахлом. Начиная с "джевелинов" и кончая "патриотами".
  12. -3
    26 июня 2025 15:38
    Индонезийским военным не нужны самолеты 5-го поколения, они могут только покупать самолеты и вертолеты для борьбы с мятежным народом. Геноцид в Индонезии, осуществляемый под руководством армии, унес жизни до 3 миллионов человек, не только членов коммунистической партии, но и всех врагов капитализма. Это было сделано при большой поддержке и согласии стран НАТО.
  13. +1
    26 июня 2025 16:17
    В статье много ляпов и нестыковок.
    Например, указано, что Су27 приняли на вооружение в 1990, хотя они поставлялись в строевые части в середине 80х.
    Ну и главное. Меморандум о взаимопонимании - это с юридической части не документ вообще. Да, мимо носа Ростеха проплыли 10 млрд. Но если за 10-15 лет эксплуатации у ВВС Индонезии не возникло "химии" с Су, то с этим ничего не поделаешь.
    Ну и кроме этого, сейчас очередь стран с живыми деньгами за российскими товарами стоять врят-ли будет просто из-за санкций. Никто не захочет связываться. Вот у кого только бананы на оплату по бартеру, те, возможно, и возьмут
    1. Eug
      -2
      26 июня 2025 20:33
      Немало типов самолётов поставляли в строевые части до официальгого принятия на вооружение и до Су'27.
  14. -1
    26 июня 2025 16:52
    Су-75 подойдет ил Су-57Э.
  15. Eug
    -1
    26 июня 2025 20:40
    То что Индонезия прошла мимо Су, основано на 2х факторах
    -боязнь попасть под санкции
    -непонятная (устаревшая, по западным меркам), РЛС Су-35 .
    Почему-то сделать АФАР с большим количеством излучателей (доработать под Су-35 ту же Белку)- проблема... встаём с колен?
    1. -3
      30 июня 2025 00:22
      Цитата: Eug
      Почему-то сделать АФАР с большим количеством излучателей

      проблема не доработать, а выбить вовремя бюджет на эти цели. У нас в авиации такое часто.
  16. +1
    27 июня 2025 03:08
    Цитата: dragon772
    Су-75 подойдет ил Су-57Э.

    Там есть пока один из папье-маше в натуральную величину, который возят по выставкам
  17. -2
    27 июня 2025 09:04
    Имхо, Инденезийцев можно понять. Вожиться в стартап.
    причем, при неудаче, деньги наверняка вернут. Это наверняка прописано в договорах
  18. 0
    27 июня 2025 22:43
    Автор хотя даты просматривал, что написано чушь... Да же по Су-27.... какой 1990 год??? он взлетел в 1977... а дальше просто серийное пошло без особой огласки
    1. -2
      30 июня 2025 00:40
      Цитата: RVAPatriot
      он взлетел в 1977

      между первым взлетом су-27 (кстати, провальная по ттх машина) и первым серийным самолетов прошло не мало времени. в 1971 году было сформулировано конкретное задание для КБ. Первая ОПЫТНАЯ машина - 77-й год. первый двигатель ал-31ф сделали в 1974 году и еще предстояли его испытания.1978-й год принято решение о разработке более совершенной РЛС и ряде других систем, большинство которых было готово только к 1985 году. Попутно Су-27 проходил непростые летные испытания с авариями, разборками и доработками. Первые самолеты в войска попали в 1984 году, но на вооружение приняты только в 1990 году и весь этот период шла активная доработка множества систем. И если все собрать, получится, что от подписания детального ТЗ на создание машины до принятия на вооружение прошло 1990-1971=19 лет. Разница с американцами в том, что они сразу принимают на вооружение и потом дорабатывают. Если бы так сделали в СССР, то видимо принятие на вооружение произошло бы в 84-85гг.
  19. 0
    30 июня 2025 00:20
    KF-21 Индонезии если и светит, то очень нескоро: проект тянется ужасающе медленно, с 2022 года, и на сегодняшний день построено всего 6 прототипов, которые проходят испытания.

    забавно это читать, зная историю ПАК ФА. Долгострой в попытке истребителя 5 поколения только частично преодолели США и то потому, что могли почти сразу привлечь чудовищные средства для разработок. Но возвращаясь к ПАК ФА. цитирую
    Первый полет Су-57 состоялся в январе 2010 года, а в 2014 году начались летные испытания нового истребителя
    таким образом корейцы на год быстрее нас, но автор считает это провалом. Замечу так же, что и раптор, если учесть 2 этапа - разработку прототипов и доведение ф-22 до состояния годности к эксплуатации, тоже заняло ну никак не меньше 3 лет. Насчет ф-16 индонезии я не понял иронии. Да, самолеты не первой свежести, но им не воевать, а патрулировать. Уж с гражданскими самолетами при поддержке с земли они справятся. Единственное скажу, что ф-5 в этой роли мне кажется более логичным.
  20. -1
    2 июля 2025 15:03
    если посчитать от стоимости выставленных контрактов по модернизации F-16 A/B в F-16 C/D для Тайваня (около 37 миллионов долларов за самолет) и для Греции (12 миллионов за самолет), где из F-16C/D Block 52+ и Block 52+ Advanced получали новейший вариант F-16V Viper Block 70/72, то модернизация на таком уровне – это очень дорого.
    Впрочем, если вам некуда деть 10 миллиардов…

    Откуда 10 миллиардов? Модернизация 39 F-16 при 37 млн.$ за единицу = 1443 млн.$, при 12 млн.$ за единицу = 468 млн.$.
  21. -2
    4 июля 2025 15:00
    Опять все глупые иностранцы не понимают прикола су35 по мнению Скомороха. Но одно но, все хотят 5 поколение, не 4+, не 4++++ и т.п.
    Если Роман не замечает, последние годы половина покупателей нашего вооружения плавно переходят на аналоги(типо китайские) или совершенно новые машины. Плюс у иностранцев вопросы есть, смогут ли наши мощности потянуть заказы в короткое время, когда у нас идёт СВО. Индийцы даже не хотят обратно вернуться к су57, при всех плюшках, что им обещают. Китайцы уже на своем обеспечении, все что смогли купить купили, реверс инжиниринг провели и список можно продолжать.
  22. -1
    4 июля 2025 20:26
    Не ожидал. Прекрасная статья от корифея ВО. +
    За юмор поставил бы больше, да нет такой возможности.
    По теме. У Малайзии ещё всё впереди, динамично развиваются.