Российско-сербские отношения: временное похолодание или путь к разрыву?

31 943 83
Российско-сербские отношения: временное похолодание или путь к разрыву?

В последнее время относительно много внимания в отечественных СМИ уделяется Сербии, которую регулярно обвиняют в недружественных по отношению к России шагах. Совсем недавно Служба внешней разведки (СВР) заявила, что Белград продает боеприпасы Украине через третьи страны. По данным ведомства, боеприпасы, произведенные в Сербии, направляются в страны НАТО (Чехию и Болгарию) в виде комплектов деталей для дальнейшей сборки. После этого они формально поступают на Украину уже как продукция, собранная на заводах западных государств, в первую очередь Чехии и Болгарии.

Несмотря на то, что речь идет не о прямых военных поставках Сербии Украине, а о том, что боеприпасы, которые продает Сербия в другие страны, впоследствии оказываются на Украине, если судить по заголовкам российских СМИ – «Белград евроинтегрировался в поставки оружия Украине», «Сербский ВПК наращивает экспорт военной продукции на Украину», то мы имеем дело именно с прямыми поставками.



При этом российские чиновники также признают, что речь о прямых поставках не идет. Например, сенатор Андрей Климов подчеркнул, что поставленные на Украину комплекты вооружения были окончательно собраны в странах НАТО, прежде чем оказаться в зоне конфликта.

«На самом деле из информации СВР явствует, что это не прямая поставка, а поставка через натовские государства. Хотя в этом же сообщении сказано, что сербы не могли не знать о том, кому в конечном счёте адресована эта продукция. Речь идёт, вообще-то говоря, о боеприпасах»,
заявил Климов.

Это далеко не первая подобная утечка в СМИ относительно поставок сербского вооружения Украине и не первое обвинение СВР в адрес Белграда. И каждый раз Сербия на эти заявления достаточно быстро реагирует – вот и в этот раз президент Сербии Александр Вучич заявил, что «информация о поставках оружия из Сербии на Украину через третьи страны не во всем верна» и что Сербия временно приостановила экспорт боеприпасов – теперь для их отправки за рубеж нужны особые решения.

Подобные публичные «обмены любезностями» между Россией и Сербией явно не способствуют улучшению отношений между странами – скорее, мы наблюдаем постепенное похолодание в отношениях. Приведет ли оно в итоге к разрыву отношений?

Прекращение сотрудничества в военной сфере


Обеспокоенность СВР тем, что боеприпасы из Сербии попадают на Украину, вполне понятна и оправдана. Можно понять и возмущения некоторых патриотически настроенных блогеров – все-таки Сербия одна из немногих, если не дружественных, то точно нейтральных стран в Европе, которая достаточно дружелюбно относится к России, и такие недружественные шаги ее не красят.

Однако автор все же попытается не использовать в данном материале обличительный тон, а, напротив, будет пытаться объективно оценить ситуацию и понять, почему сербско-российские отношения охладели и почему Вучич, отчаянно пытаясь сохранить нейтралитет, все же идет на некоторые недружественные России шаги.

Во-первых, следует отметить, что после начала Москвой специальной военной операции (СВО) сербы оказались в достаточно непростой ситуации – как традиционно дружественная России страна они стали подвергаться огромному политическому давлению со стороны Евросоюза и США, в том числе по участию в различных инициативах по поставкам вооружения Украине. Однако Сербия отказалась принимать в них участие.

Впоследствии это давление никуда не делось – периодически ЕС продолжает угрожать сербам различными последствиями.

Во-вторых, начало СВО серьезным образом повлияло на российско-сербское сотрудничество, в том числе и в военной сфере. Из-за санкций Россия с 2022 года больше не может поставлять Сербии вооружения, которые та раньше закупала.

Стоит напомнить, что до начала военного конфликта на Украине Сербия была крупнейшим импортером российского оружия и военной техники в Европе. Следуя открытым источникам, в годы, предшествующие 2022 году, Россия поставила Белграду 30 модернизированных танков Т-72МС, 30 бронемашин БРДМ-2, семь вертолетов Ми-17 и Ми-35, шесть истребителей МиГ-29. Сербия и дальше планировала закупать вооружения у РФ, однако после начала СВО это стало невозможным. В итоге сербские власти разорвали часть контрактов в военной сфере, а еще часть отложили на неопределенное время.

В начале января сего года начальник Генштаба Сербии генерал Милан Мойсилович в интервью порталу «Вечерние новости» заявил:

«Что касается [новых] поставок оружия из Российской Федерации, то на данный момент это практически невозможно. Мы пытаемся найти способ преодоления вновь создавшейся ситуации дипломатическим путем. Мы расторгли некоторые соглашения и отложили другие в надежде, что ситуация в международных отношениях на глобальном уровне нормализуется».

Однако, как известно, природа не терпит пустоты, поэтому Сербия стала приглядываться к вооружениям западных стран. Это привело в том числе к тому, что власти Сербии подписали с Францией договор о приобретении 12 новых истребителей Rafale. Некоторые обиженные ура-патриоты и даже некоторые СМИ поспешили обвинить сербов в «предательстве», но возникает вопрос: кого именно они предали?

Сербии нужны самолеты. Россия не имеет возможности поставить им, скажем, Су-25. Что остается делать сербам? Правильно, покупать самолеты у других стран. Что они и сделали. И можно сколько угодно рвать на себе рубашку, доказывая, какие сербы «негодяи», но они действуют в своих национальных интересах.

«Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними»


Здесь мы плавно переходим к в-третьих: у нас почему-то принято считать, что Сербия России что-то должна. Такое можно часто почитать в различных патриотических блогах, которые спешат ругать сербов по малейшему поводу. Относительно этого в свое время хорошо высказался Telegram-канал «Атомная вишня», которого автор позволит себе процитировать.

«Странный, если не сказать больше — нелепый, — взгляд России на Сербию состоит в том, что последняя якобы является исторической должницей Москвы, что формирует целый пласт поразительно инфантильных представлений о сербской внешней политике с соответствующими претензиями к ней со стороны российского обывателя. Правда, однако, состоит в том, что сербы давно отдали свой долг. В преддверии 2022 года британцы начали активно работать со странами бывшего соцлагеря, пытаясь реанимировать их военные производства, провести ревизию имеющихся запасов и заключить контракты на закупку вооружений и боеприпасов, остро необходимых в грядущей военной кампании на востоке Украины. Имеющихся в Восточной Европе и на Балканах запасов было более чем достаточно, чтобы поспособствовать развёртыванию кадрированных бригад ВСУ, но для долгосрочного обеспечения большой армейской группировки требовалась обширная программа производства и закупок, которая объединила бы военные заводы Чехии, Болгарии, Польши и... Сербии. Несмотря на огромные потенциальные экономические и политические выгоды, правительство Вучича не присоединилось к британской инициативе ни до, ни после начала военной кампании. Более того, Сербия придерживала свои военные запасы даже в кризисные месяцы 2022 года, когда их стоимость на мировом рынке превысила все разумные показатели».

Действительно, Сербия в значительной степени не изменила своей пророссийской позиции в 2022 году и не поддалась на возникшие соблазны. Хотя давление на нее оказывалось нешуточное.

Однако впоследствии стало очевидно, что вернуться к тому уровню отношений, который был у Сербии с Россией до 2022 года, Белград уже не сможет. Это касается в том числе и военного сотрудничества с Россией, о чем шла речь выше. При этом в стране имеется достаточно мощная оборонная промышленность, достаточно неплохое производство вооружений и боеприпасов. Для которых, как известно, нужны рынки сбыта.

«Я не собираюсь оставлять 150 тыс. человек без хлеба. Напротив, моя работа заключается в том, чтобы открывать для них рынки»,
— заявил недавно Александр Вучич, подчеркнув, что страна продолжит искать новые рынки сбыта для своей военной продукции, чтобы обеспечить национальный ВПК заказами. Он признал, что у Сербии есть договор о поставках оружия с Чехией, поскольку это отвечает интересам страны, и отметил, что приостановка экспорта боеприпасов может привести к протестам.

Действительно, почему Сербия должна отказываться от производства боеприпасов и оружия, если она может зарабатывать хорошие деньги? Разве это отвечает национальным интересам страны? Нет. Это внутреннее дело Сербии.

Другое дело, что Сербия могла бы более внимательно относиться к таким поставкам, чтобы ее боеприпасы в итоге не оказывались на Украине. Однако есть ли у Белграда выбор? Учитывая, в каком окружении находится Сербия.

Одна известная латинская пословица гласит: времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Сербия, понимая, что как раньше уже не будет, также трансформируется в соответствии с духом времени. Это, к сожалению, неизбежный процесс.

На данный момент, несмотря на ряд неприятных инцидентов, Сербию все еще можно назвать нейтральной по отношению к России страной. Поскольку она открыто не совершала никаких враждебных по отношению к России действий. Она не поставляла Киеву никаких вооружений напрямую, как это делала та же Турция (которую, кстати говоря, критикуют куда менее активно, чем маленькую Сербию), не вводила никаких антироссийских санкций.

Можно согласиться с первым заместителем председателя комитета Госдумы по обороне Алексеем Журавлёвым, который недавно отметил, что причислять Сербию к врагам России как минимум преждевременно:

«Нет сомнений, что сербский народ для нас братский. В Сербии к русским относятся как к друзьям, и страна — единственная в Европе, что не ввела против нас экономических санкций. Понятно, что Вучичу сложно усидеть на двух стульях, балансируя между Россией и Западом. На него постоянно давит Евросоюз, но причислять его к числу наших врагов было бы уж точно преждевременно».

Тем не менее тенденции очевидны – Сербия постепенно будет отдаляться все дальше от России. И не потому, что она «плохая», а потому, что от этого в какой-то степени зависит ее выживание как страны. Россия, в случае чего, ничем не сможет помочь Белграду, поэтому, в случае если геополитическая ситуация будет оставаться неизменной, Вучич так или иначе будет вынужден постепенно менять вектор политики, отворачиваясь от Москвы. Но пока что он все еще искренне пытается сохранять нейтралитет.
83 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    25 июня 2025 06:23
    Но как только от России нужны будут скидки на нефть и газ- сербы вспомнят, что они "братушки".
    1. +7
      25 июня 2025 09:15
      Цитата: mongol9999
      Но как только от России нужны будут скидки на нефть и газ- сербы вспомнят, что они "братушки".

      А давайте ка повспоминаем, кто из дружественных нам стран ничем не помог украине? Я не вспомнил ни одной! Мы сами, воюя с украиной поставляли им газ, топливо...
      1. +2
        25 июня 2025 22:27
        Северная Корея например...
        1. -3
          26 июня 2025 06:44
          Цитата: mongol9999
          Северная Корея например...

          Точно!
    2. +4
      25 июня 2025 09:43
      У России в приоритете должна стоять только собственная выгода, идущая на благо ее народа. Хватит нам братских народов - натерпелись их "любви" !
  2. +1
    25 июня 2025 06:32
    Нет сомнений, что сербский народ для нас братский.

    Вспоминается еще один братсткий народ, географически близкий...
  3. +3
    25 июня 2025 06:57
    Россия может помочь Сербии, а ещё больше себе, устроив леденящий души НАТО разгром Украины и Прибалтики любыми средствами. После выхода на историческую границу СССР у Запада навсегда пропадёт охота создавать антироссийские коалиции, что позволит наладить нормальные отношения с отдельными европейскими странами.
    1. +5
      25 июня 2025 08:14
      После выхода на историческую границу СССР

      Множество вопросов. Границы СССР на момент создания или 1949г? Границы в Азии вы тоже имеете ввиду? А почему не РИ? Ведь штыки в Варшаве и в Ханко пару кораблей не помешали.
      P.S. Пришел к выводу, что европейская истерия, при перечисленных вами обстоятельствах, не пройдет. Вразумить их сможет только падение бомб на головы. И то не факт...
      1. +1
        25 июня 2025 08:37
        Вразумить падением бомб - невозможно, пример Ирана перед глазами. Бомбами можно только убить.
        Восстановить Империю целиком, одним махом, не получится.
        Реально у нас имеется два направления:
        - Западное, где мы имеем организованного противника, действующий фронт и, соответственно наивысшую степень угрозы;
        - Южное, где организованного противника еще нет, но присутствует конфликт высокой интенсивности с перспективой перерастания в большую войну.
        Безусловно, с точки зрения нанесения противнику наибольшего ущерба Южное направление наиболее перспективно, однако угроза с Запада при реализации этого выбора возрастает многократно. Так, чтобы надолго обезопасить себя на западе, необходимо разрубить украинский узел любыми средствами, а также ликвидировать плацдарм НАТО в Прибалтике.
        Судьба русофобских новообразований в Европе должна на примере показать судьбу тех, кто злоумышляет против России. Вот это и будет вразумлением.
        1. +6
          25 июня 2025 08:46
          Ваше предложение мне нравится. Психануть и навалять НАТО. Ну и всему миру придачу.
          Но реальность такова, что...
          Вообщем, я на дачу. Копать бункер и егозу по забору пускать. laughing
        2. -2
          26 июня 2025 03:25
          Ничего из этого не выйдет. Не по Сеньке шапка. С Украиной еще как-нибудь с большими потерями может и вывернемся, обязательно должны объявить победой. Но на этом все закончится. Многополярность будет-Китай наше все и постоянные оглядки, кто там в Америке президент.
    2. +1
      25 июня 2025 19:36
      Цитата: Виктор Ленинградец
      Россия может помочь Сербии, а ещё больше себе, устроив леденящий души НАТО разгром Украины и Прибалтики любыми средствами. После выхода на историческую границу СССР у Запада навсегда пропадёт охота создавать антироссийские коалиции, что позволит наладить нормальные отношения с отдельными европейскими странами.

      Ничего личного - только бизнес.
      Например, Россия может поставлять оружие Абхазии, а Абхазия может поставлять оружие Косово. Это никак не повлияет на дружеское отношение сербов к русским? Нашим рабочим ВПК тоже кушать хочется, и их больше, чем 150 тысяч.
      Вот это наш посол в Белграде должен объяснить недалёкому Вучичу. fool
      Деньги не пахнут - сказал Римский император Тит и открыл платные туалеты.
      1. -1
        26 июня 2025 03:36
        Да, хитрая многоходовочка в духе фантазийности политики российских чиновников. Как обычно, все иллюзорно и не то, чем представляется. Отсюда и ходы, которые в конечном итоге теряют логику и смысл.
  4. fiv
    +6
    25 июня 2025 07:00
    При нынешней "тоталитарной демократии", как я её воспринимаю, народ может быть "братским", а руководство страны "не братским" и наоборот. Главное для нас не метаться из крайности в крайность, а твердо знать, что нужно России и так же твердо следовать своей дорогой, не рассчитывая на "братьев".
    1. +7
      25 июня 2025 08:03
      Российско-сербские отношения: временное похолодание или путь к разрыву?

      Не то, не другое. Но сначала общее впечатление от статьи. В моральном плане. Автор как бы заступается за сербов, мол, куда им маленьким податься, а вы, русские, бессовестные, сожалеете об их недружественных шагах, им же детей кормить надо. Автор забывает указать какой безудержный шквал русофобской пропаганды разыгрался в сербских масс-медиа. Латвия отдыхает. Но отвлечемся от лирики. Сербия соблюдает свой национальный интерес: надо поддержать военные заводы, но при этом хочется газку подешевле. Это просто-подумаешь бином Ньютона. Наш же национальны интерес заключается в том, чтобы из сербского оружия не убивали русских солдат, но газ пока со скидкой, для приличия.
      1. +2
        25 июня 2025 19:39
        Цитата: mikh-korsakov
        Российско-сербские отношения: временное похолодание или путь к разрыву?

        Не то, не другое. Но сначала общее впечатление от статьи. В моральном плане. Автор как бы заступается за сербов, мол, куда им маленьким податься, а вы, русские, бессовестные, сожалеете об их недружественных шагах, им же детей кормить надо. Автор забывает указать какой безудержный шквал русофобской пропаганды разыгрался в сербских масс-медиа. Латвия отдыхает. Но отвлечемся от лирики. Сербия соблюдает свой национальный интерес: надо поддержать военные заводы, но при этом хочется газку подешевле. Это просто-подумаешь бином Ньютона. Наш же национальны интерес заключается в том, чтобы из сербского оружия не убивали русских солдат, но газ пока со скидкой, для приличия.

        Газ можно и с накидкой продать. Бизнес. wink
      2. -1
        26 июня 2025 03:56
        Проблема в том, что наш национальный интерес-повсюду пытаться впарить свои газ и нефть, невзирая на недружественность получателей. И на этой основе строить отношения, что в конечном итоге ведет к внешнеполитическим неудачам.
  5. +3
    25 июня 2025 07:00
    Сказано же армия и флот, какие ещё друзья ?
    1. +3
      25 июня 2025 07:14
      Сказано же армия и флот, какие ещё друзья ?


      Армия и флот - это российские граждане.
      Армия и флот - это народ.
  6. +9
    25 июня 2025 07:11
    Учитывая качество работы наших политиков,потеряют они и Сербию.
    1. +4
      25 июня 2025 19:41
      Цитата: Million
      Учитывая качество работы наших политиков,потеряют они и Сербию.

      У нас нет ни одного союзника, кроме КНДР и немножко Белоруссии. Зато у нас самый лучший Министр Иностранных Дел в мире. good
      Если что, это сарказм. wink
      1. 0
        25 июня 2025 21:50
        Именно так.За это ему и орден дали,за большие "успехи"...
      2. 0
        26 июня 2025 04:00
        С такими союзниками получили еще больше врагов. Если в союзники записали изгоев и коллег по несчастью, то ваш сарказм оправдан на все сто.
  7. +7
    25 июня 2025 07:20
    Братушки давно окружены и отрезаны от нас, если они ещё будут брыкаться то их совсем раздавят. Да и страна совсем не богатая чтоб зарабатывать как только можно. Плюс извне там усиленно подогревают этнический вопрос, держа народ в напряжении. Не будем обижаться на них
    1. +5
      25 июня 2025 07:38
      Цитата: Вадим С
      Не будем обижаться на них

      Сербы наши братья - были,есть и будут,у нас и общие беды.
      Им,тоже на нас не следует обижаться.
      1. -2
        26 июня 2025 04:08
        Что-то слишком избыток «братьев» наблюдается, посчитайте. А вреда от такого братства много, а относительная польза лишь от Белоруссии. А лучшие в мире братья-болгары и украинцы-стали смертельными врагами. Ни о чем не говорит такая братская самоубийственная политика?
        1. -1
          26 июня 2025 06:44
          Цитата: Sondbu-sondbu
          А лучшие в мире братья-болгары и украинцы-стали смертельными врагами.

          Братья у нас одни - сербы,остальные друзья - всего лишь братушки,как болгары,надо признать что непутёвые.
    2. +3
      25 июня 2025 07:49
      Суть Русской цивилизации есть большевизм.

      Цитата: Вадим С
      Да и страна совсем не богатая чтоб зарабатывать как только можно.

      Почему бы нам не закупать их продукцию за поставки нашего газа – бартер?
      1. +5
        25 июня 2025 08:24
        Почему бы нам не закупать их продукцию за поставки нашего газа – бартер?

        Сербия находится в окружении недружественных стран, сильно зависит от взаимоотношений с соседними странами. Она физически не сможет вывести свою военную продукцию в сторону РФ.
        1. +1
          25 июня 2025 08:40
          Для ослика, гружёного золотом, границ не существует.

          Цитата: АА17
          Сербия находится в окружении недружественных стран,... Она физически не сможет вывести свою военную продукцию в сторону РФ.

          Сербия не может, а мы вполне способны организовать маршрут через Турцию, Венгрию.
          1. +1
            25 июня 2025 19:07
            Цитата: Boris55
            а мы вполне способны организовать маршрут через Турцию, Венгрию.

            Напомню, что они обе - члены НАТО. Даже если они и согласятся такие маршруты организовать - их можно прикрыть по щелчку пальца, или использовать как средство шантажа и манипуляций. Зная любовь турков сидеть на нескольких стульях - такое непременно произойдет.
        2. Комментарий был удален.
    3. bar
      +2
      25 июня 2025 09:48
      Цитата: Вадим С
      Да и страна совсем не богатая чтоб зарабатывать как только можно.

      Ну да. И почему бы небогатой стране не подзаработать на убийстве "братьев славян", коль представилась такая возможность? Бизнес, ничего личного. Понять и простить. Вместе с долгами себии за поставку наших ресурсов.
    4. +1
      25 июня 2025 19:44
      Цитата: Вадим С
      Братушки давно окружены и отрезаны от нас, если они ещё будут брыкаться то их совсем раздавят. Да и страна совсем не богатая чтоб зарабатывать как только можно. Плюс извне там усиленно подогревают этнический вопрос, держа народ в напряжении. Не будем обижаться на них

      Мы тоже немножко окружены вражинкой со всех сторон, и чтобы поддержать зарплаты наших работников ВПК можем продавать оружие косовским албанцам через третьи страны. Надо же нам как-то валюту зарабатывать. А почему не таким способом? what
      Или это другое?
    5. -1
      25 июня 2025 22:33
      То есть если вы с сослуживцем на ленточке. Он попал в окружение врагов и они предложили ему пострелять по вам и в обмен сохранить ему жизнь... вы отреагируете так же. Ну не мог он не стать предателем... пусть стреляет.
  8. +8
    25 июня 2025 08:25
    у нас почему-то принято считать, что Сербия России что-то должна.

    А за что должна? За вступление в войну 1914г? Прошло более 100 лет, это уже не актуально. За более рании события вообще молчу.
    За рейд "K"FOR к Приштине? Мы были наблюдателями на этой войне. На войне, где убивали наших, как мы называли сербов. Мы ни чем не помогли Сербии, мы не вступились. Все эти развороты Примакова - ни что! Ни танков, ни ПВО мы им не дали. Войска свои не направили. О каком долге вообще стоит говорить?
    Скидки на газ, вы серьезно? Мы всему миру его продаем с дисконтом огромным.
    Ни чего Сербия нам не должна. И сейчас в Сербии подрастает поколение, которое так думает. Они заинтересованы в интеграции с ЕС и НАТО.
    Вот когда мы вступимся за них серьезно, на деле, вот тогда и стоит о каком-то долге говорить.
    1. +2
      25 июня 2025 16:08
      Значит и Россия ничего не должна Сербии. Бизнес? Ну,хорошо,бизнес так бизнес и ничего такого личного. И если в Косово будут убивать сербов боеприпасами из России, то ...Это всего лишь бизнес, джентльмены...
      1. -3
        25 июня 2025 16:45
        А их и убивали. И ни чего мы не сделали.
        1. 0
          25 июня 2025 17:38
          И боеприпасы были из России? И Россия ничего, ничего не делала?Совсем?
          1. -1
            26 июня 2025 08:13
            А разве мы что-то стоящего сделали? На государственном уровне?
            1. -1
              26 июня 2025 11:35
              Видимо должны были бомбануть по всем и вся в Европе? Или чё?
              1. -1
                26 июня 2025 11:44
                Не переводите тему в "что нам следовало сделать" с попытками прогнозирования. Лучше ответьте, что мы сделали? Развернули над океаном лайнер один и послали миротворческий контингент, который был наблюдателями. Всё?
                1. -1
                  26 июня 2025 11:49
                  Не уклоняйтесь от ответа...Какие меры должна была принять РФ?Жду ответа.
                  1. -1
                    26 июня 2025 11:54
                    Начиная с поставок С-300, заканчивая принятием договора о союзном государстве, как с РБ. Желание присоединиться выразила сама Югославия. Теперь ответьте вы, что сделала РФ? Жду ответа.
                    1. -1
                      26 июня 2025 14:16
                      Напомнить, что Сербия уже тогда была под санкциями ООН?
                      1. -1
                        26 июня 2025 14:17
                        Вы уходите от ответа. Что сделала РФ?
                      2. -1
                        26 июня 2025 14:25
                        Соблюдала санкции ООН.
                      3. -2
                        26 июня 2025 14:27
                        Ну так и стоит строить "обиженку" и считать, что сербы что-то должны нам.
    2. -2
      26 июня 2025 04:15
      Чтобы серьезно за кого-то вступиться, надо быть серьезными, как Китай, например. А пока сами нуждаемся в заступничестве, например от Ирана или Сев Кореи, что уже даже не смешно.
  9. +1
    25 июня 2025 09:31
    Прочел вот это и бросил читать дальше-"Здесь мы плавно переходим к в-третьих: у нас почему-то принято считать, что Сербия России что-то должна".
    Да должна,должна и этот долг растет.Сербия только за 2023 год задолжала РФ 520 млн.дол,как оплату за сырье. https://balkanist.ru/druzheskij-biznes-kakoe-mesto-zanimaet-rossiya-v-torgovle-s-serbiej/
    Вообщем все как обычно-РФ вооружает бывшую УССР за свой счет,-поставляя ресурсы в страны запада-а Сербия именно таковой уже и является. https://ria.ru/20250625/putin-2025231343.html
  10. +1
    25 июня 2025 09:37
    Цитата: Виктор Ленинградец
    Россия может помочь Сербии, а ещё больше себе, устроив леденящий души НАТО разгром Украины и Прибалтики любыми средствами. После выхода на историческую границу СССР у Запада навсегда пропадёт охота создавать антироссийские коалиции, что позволит наладить нормальные отношения с отдельными европейскими странами

    Вы хоть осознаете степень бредовости своих предложений?Хочется повоевать-заключайте контракт и идите воюйте.
    1. -1
      25 июня 2025 10:01
      Скоро сами пойдете, когда к вам враг сам заявится. Мобилизуют - возраст не помеха.
      1. +2
        25 июня 2025 10:14
        Цитата: Виктор Ленинградец
        Скоро сами пойдете, когда к вам враг сам заявится. Мобилизуют - возраст не помеха.

        В том что русский народ РФ,ставленники международного капитала,в том числе в Кремле, продолжат утилизировать-лично у меня сомнений не вызывает.
        Вызывает сомнения желание и возможности вести войну с международным капиталом-поставка ресурсов своим противником во время войны-есть либо акт измены,либо акт капитуляции.
        1. +1
          25 июня 2025 20:23
          Dozorny - severa, вы же прекрасно понимаете, что сложно оставаться в белом фраке и белоснежной манишке, когда весь мир в "дерьме", а ты - часть этого "мира" и, ещё, в составе "дружной семьи капиталистических государств"... А это ко многому обязывает, даже к торговле с противником, в период боевых действий с ним... Возможно, что родится Карл_Маркс 2.0. и напишет новый "Капитал 2.0.", где всё ЭТО (о чем Вы пишете) опишет и сформулирует, в виде новой социально - экономической теории, которой будут, снова, овладевать массы....
  11. bar
    +6
    25 июня 2025 09:43
    почему Сербия должна отказываться от производства боеприпасов и оружия, если она может зарабатывать хорошие деньги?

    Никому она ничего не должна. И если сербы на свой кусок хлеба хотят намазать потолще масла, заработанного на убийствах наших граждан, это их выбор. Но и мы ничего сербам не должны. Хватит играть в дружбу взасос. Попутного им ветра в горбатую спину.
  12. +1
    25 июня 2025 09:52
    Болгары в НАТО, Сербы оружие и Греция туда же. А кто их в свое время спасал ? Их о нас отрывают как могут. Но а их реальные действия - на их совести. А как вы хотели быть в Европе не выть по-волчьи?
  13. +4
    25 июня 2025 10:02
    Перед тем как кого то обвинять, хорошо бы вытащить бревно из собственного глаза. Или забыли уже как Газпром прокачивал газ в прошлом году через Украину, платя больше ярда за год. Или поставки газа по Турецкому потоку откровенно недружественным нам странам. Почему сербы видя всё это должны поступать по другому?
  14. -4
    25 июня 2025 10:16
    Цитата: mongol9999
    Но как только от России нужны будут скидки на нефть и газ- сербы вспомнят, что они "братушки".

    А на вас деньги не нужни?
    1. -1
      25 июня 2025 17:48
      странно, а в СССР хватало. Давайте внутри спрос развивать. Газ- людям. У казахов кучи навоза- есть чем топить печи, а мы им бензин, а потом едем к ним заправляться- дешевле однако.
    2. -1
      26 июня 2025 05:39
      На себя я зарабатываю. А вот на вас- да, не нужны.
  15. -1
    25 июня 2025 11:31
    Сербские ракеты к "Градам" еще пару лет на 404 всплывали.
  16. +2
    25 июня 2025 13:21
    Рано мы бузить начали) все отворачивается от нас, никого мы не в силах удержать кроме как ресурсами и то не можем, рыба выбирает где глубже..
    Всех мы отпустили в 1991 году, а пока сами выживали на наши же деньги сделали привлекательными другие направления, а у нас и по сей день полное отсутствие национальной идеи, а когда нет идеи то и цели нет, идёшь куда глаза глядят
    1. -1
      25 июня 2025 16:11
      У человека, в отличии от рыбы, есть память и должна быть совесть. А её,совесть, просто продают,и не только сербы.
      1. -1
        26 июня 2025 10:41
        Совесть придумали евреи, первый раз совесть, второй раздумья, третий раз совесть спит... и когда спит тогда живот диктует правила! По себе знаю
        1. -1
          26 июня 2025 11:50
          Выходит, что моя собака, еврейка?
  17. -1
    25 июня 2025 13:54
    Сложно рассуждать о том что не понимаешь, как это будет выглядеть дальше не понятно и что делать дальше неясно.
  18. -2
    25 июня 2025 15:36
    Вучич хочет усидеть своей задницей на двух стульях. Не выйдет. Сербы определяйтесь с кем вы? Хотя уже видно что они выберут сторону гейропы. Нет друзей у России кроме армии и флота!!!
    1. +1
      25 июня 2025 20:02
      vldmrom, Вучич всего, лишь, хочет усидеть на сербском стуле, находясь в полном окружении ЕС - НАТО... Позволю себе, Вам, заметить (или напомнить), относительно 1999 года, когда НАТО бомбили Югославию, на скольких и каких "стульях", тогда, сидела Россия... И, чем ответила Россия на просьбы Югославии поставить, ей вооружение (ПВО)??? Не помните? "Стульев" было два: "ЕС" и "США"... А "братскость" и солидарность с народами Югославии "выразилась" в "демарше Примакова Е.М." -в развороте самолёта Примакова Е.М., над Атлантикой, в сторону России, когда он летел на переговоры в Вашингтон.... И на этом всё... Вот так Россия и "определилас" в югославской проблеме и с чьим она народом....
  19. 0
    25 июня 2025 17:11
    У России в Европе не осталось друзей. Сербия - исключение. Есть национально ориентированные правительства в Венгрии и Словакии, но они нам не друзья, а просто понятные и практичные партнеры. В Болгарии 40% населения с симпатией к нам, но голосуют они так, что прозападные партии забирают 80% голосов. Черногория и Македония - похожая картина. Нейтралов не осталось вовсе, все куда то вступили, участвуют во всех санкциях. Так что беречь надо такую дружбу. Тем более, что на сербов давят те, кто их в 1999 бомбил, и бомбил страшно. В Белграде мосты вырубили…
    1. -2
      26 июня 2025 04:30
      Сербия-никакое не исключение. Хорошо прокачали, что можно поиметь от России, если слегка делать вид, что уважаешь ее лидера и его ценностные позиции. Но врать долго не получается, и стремление к ЕС и его ценностям-это и есть момент истины.
    2. -1
      26 июня 2025 10:44
      Беларусь, ещё с нами , люди хорошие там, люблю их
  20. 0
    25 июня 2025 17:17
    Отдаю должное анализу и политической порядочности Виктора Бирюкова, котороый, не побоялся написать всё. как есть, в сербско - российских отношениях... Автор прав, что нынешняя Сербия "отрезана и заблокирована", от России, по всем направлениям, включая и военно - экономическое и "давление" этой "блокировки" будет всё нарастать и нарастать, по мере возрастания сроков проведения СВО и "гуманитарных" "танцев с бубном," вокруг "братского народа" Укрорейха... Нам "повезло" жить в мире пропаганды, а не в мире реальности... Отсюда и взгляды, мнения, суждения и, даже, какой - никакой анализ, местами вредный, непрофессиональный, поверхностный и опасный... Фактически Россия "живёт" в пространстве МНЕНИЙ, а не в пространстве ИНФОРМАЦИИ, а, ЭТО - две большие разницы, как говорят, ещё, местами, в Одессе...
    1. -2
      26 июня 2025 04:41
      Отлично сказано, что живем в пространстве мнений, а не информации. То, что мы оказали моральную поддержку бывшей Югославии во время ее Косовско-натовского конфликта и есть причина раздутого мнения о братстве России и Сербии в новые времена. А отсутствие информации о настоящем положении дел в этой стране лишь порождает иллюзорные представления.
  21. 0
    25 июня 2025 19:08
    Мы слишком многого хотим от страны которую со всех сторон зажал ЕС и которую уже обрабатывали 26 лет назад американцы . Времена нынче такие ,что мы сами продаем газок и ресурсишки тем ,кто из этого всего клепает оружие ,которое идет нашим врагам. Мир теперь вообще странное место - войны без объявления войны, торговля с врагами,дипломатия угроз ,пустые переговоры ради галочки..
    Что мы можем предложить Сербии кроме березок и балалаек ? Сама география какбэ намекает на то, что связи между нами будут ветшать ,да и "вечных" долгов не бывает- всё течёт,все меняется.
    В данный момент мы не желаем думать над чем-то долгосрочным ,что удерживало бы государства в нашей зоне влияния или притягивало бы туда. Многие происходящие вещи - это оттуда,а не оттого что другие народы резко стали подлыми и короткими на память. Сейчас США и Израиль оч. хорошо показали что можно обтяпать в обход международного права . Все это подразумевает ИХ сторону, где впрягаются и некую противоположную, где никто впрягаться не будет . Каждое государство в такой обстановке неизбежно делает выбор сколько яиц и в каких корзинах будут лежать..
  22. +1
    25 июня 2025 20:19
    Как человек живший в Сербии в начале 2000-х и продолжающий тесно общаться с сербами, а также читающий их СМИ, могу чётко заявить, что это как раз у сербов есть убеждение, что Россия им всегда должна. И что русские им что-то не додали, и что-то за них не сделали, а значит предали. А сами сербы уверены, что они России ничего не должны и ничем не обязаны. И всеобщая любовь к русским в Сербии, это тоже не правда. Русофобов там достаточно. А у нас очень много романтических иллюзий.
  23. -1
    25 июня 2025 22:37
    Цитата: nordscout
    Возможно, что родится Карл_Маркс 2.0. и напишет новый "Капитал 2.0."

    Да вообщем и старого капитала вполне хватает.Вопрос не в отсутствии теории,а в отсутствии пролетариата в РФ,который в свою очередь имел источником русскую деревенскую общину.Общины нет,ее разрушили,если вы изволите заметить.
  24. -1
    26 июня 2025 17:18
    А почему сербы не могут продавать свои снаряды Китаю например?
    А Китай в свою очередь КНДР? Если китайцы могут в Иран оружие транспортниками возить на виду у всех, то уж и снаряды у сербов купить могут
    1. -1
      26 июня 2025 17:49
      А почему сербы не могут продавать свои снаряды Китаю например?

      А Китаю это зачем? У него своего производства хватает, собственно как и Северной Корее. Зачем плодить посредников?
      1. 0
        3 июля 2025 17:25
        Денег заработать, очевидно же
        Это простой вопрос желания - если бы сербы захотели, нашли бы способ снаряды не сбывать противнику
        1. 0
          3 июля 2025 17:37
          Денег заработать, очевидно же

          А нам это зачем? Цена через посредников только растет.
          1. 0
            4 июля 2025 09:28
            Опять, очевидное и невероятное - во-первых эти снаряды в нас не полетят, во-вторых при условии снарядного голода важнее снаряды получить, чем выискивать где подешевле. Да и наценка в космических масштабах стоимости СВО исчезающе малая величина.
            Ну и напоследок - я больше чем уверен, что и КНДР и ИРИ и все остальные нам снаряды продают отнюдь не себе в убыток.
  25. -2
    26 июня 2025 22:12
    Сербы и Сербия объективно не наши. Всё остальное - воспоминания бабушки о том, как она была девушкой.
    Всё. Поезд ушёл. Можно сколько угодно стучать по рельсам и раскачивать вагоны, но без локомотива взаимной выгоды и заинтересованности этот вагон никуда не поедет.
  26. -1
    26 июня 2025 22:34
    Проводить независимую политику, может себе позволить только сильные страны. Сербия, не имеет даже общей границы с Россией и по сути находится в окружении врагов, тех которые её бомбили и расчленяли. Там живут живые люди, для которых санкции и изоляция, гораздо чувствительнее, чем для России. Конечно поставки оружия для окраины это мерзко, но там тоже капитализм. Россия газ поставляла, вплоть до последнего момента. Топливо до сих пор идет туда же, точно по такой же схеме, как сербское оружие. Что плохого делают сербские оружейные магнаты, чего не делает Россия сама или не делала совсем недавно? Я не слышал не об одном штрафе или разрыве контракта, из-за поставленного топлива или газа небратьям. Сколько уже российского оружия, перепоставили "партнёры". Даже по поводу российского оружия, которое собирали по всему миру, наверняка есть правовые механизмы, которые хотя бы сделали неудобным в юридическом плане, поставлять его на Украину, так как именно Россия является приёмником СССР. Наши МИДовские или правительственные юристы, создали хоть один прецедент о признании незаконными, поставки вооружений СССР ?
  27. -1
    27 июня 2025 19:07
    Санкции не вводились; на что? На поставку яблок? Скидка на газ за счёт снижения продажи снарядов окраине? ...Времена меняются, люди те же.