Сложности и решения: строительство танкеров-газовозов для «Арктик СПГ 2»

Проектный облик танкера Yamalmax Samsung 172 (SN2366). Графика Goarctic.ru
В рамках проекта «Арктик СПГ 2» запланировано строительство крупной серии танкеров-газовозов ледового класса, которые будут использоваться для экспорта сжиженного газа. В последние годы программа строительства таких судов столкнулась с серьёзными проблемами, однако они успешно решаются. Головной танкер нового проекта «Алексей Косыгин» должен поступить в эксплуатацию уже в этом году, и позже за ним последуют следующие суда серии.
Планы и контракты
Реализацией проекта «Арктик СПГ 2» занимается ПАО «Новатэк» при участии ряда других компаний и организаций. В рамках этого проекта в Ямало-Ненецком автономном округе ведется строительство различных промышленных объектов и инфраструктуры для добычи и отгрузки сжиженного природного газа (СПГ).
В конце десятых годов «Новатэк» и ПАО «Совкомфлот» договорились о строительстве 21 танкера-газовоза ледового класса. Контракты на строительство судов получили Дальневосточный завод «Звезда» (г. Большой Камень, Приморский край) и несколько южнокорейских компаний. Кроме того, у иностранных организаций заказали оборудование для хранения и перевозки СПГ.
Новые суда должны были строиться по иностранному проекту Yamalmax Samsung 172 (SN2366), доработанному под требования российского заказчика. Закладка газовозов планировалась на начало двадцатых годов, и к середине десятилетия «Совкомфлот» должен был получить все требуемые вымпелы.
Строительство и санкции
Организация международной кооперации не заняла много времени. В ноябре 2020 г. на заводе Samsung Heavy Industries (SHI) в г. Кодже (Южная Корея) началась резка металла для головного танкера, позже получившего имя «Алексей Косыгин». Официальная закладка судна состоялась 15 июня 2021 г.
В апреле 2022 г. танкер спустили на воду. Затем его подготовили нужным образом и перевели на завод «Звезда» для достройки и монтажа целевого оборудования. По планам того времени, на завершение строительства и испытания требовалось около года. Заказчик должен был получить судно не позднее весны 2023 г.

«Алексей Косыгин» на воде, сентябрь 2021 г. Фото Fleetphoto.ru
В 2021 г. в Южной Корее заложили два следующих танкера — «Пётр Столыпин» и «Сергей Витте». В следующем 2022-м началось строительство судов «Константин Посьет» и «Виктор Черномырдин». Их спуск на воду и перевод на «Звезду» ожидался не позднее 2023 г. Параллельно готовилось строительство других законтрактованных судов.
В 2022 г. на заводе Hanwha Ocean началось строительство трёх танкеров типа Yamal 172.6 Arc7 LNG Carrier. К концу 2023 г. суда «Пётр Капица», «Лев Ландау» и «Жорес Алфёров» были готовы к передаче для последующей достройки.
После 2022 г. ряд иностранных государств, в т. ч. Республика Корея, ввели санкции против России и наших предприятий. В связи с этим иностранные компании отказались от дальнейшего участия в строительстве газовозов. Строительство судов и поставка необходимых комплектующих остановились.
Дальнейшая судьба программы строительства танкеров оказалась под вопросом. Вместе с ней оказалось неопределённым будущее всего проекта «Арктик СПГ 2». Тем не менее российская сторона не отказалась от своих планов и приступила к поиску подходящих решений.
Работы продолжаются
В 2022-23 гг. южнокорейская SHI успела передать российской «Звезде» пять недостроенных танкеров проекта Yamalmax Samsung 172 (SN2366). Работы по остальным корпусам отменили из-за санкций. Кроме того, до выхода из проекта иностранные поставщики успели передать некоторое специальное оборудование. В свою очередь, Hanwha Ocean отказалась отдавать недостроенные суда и самостоятельно завершила сборку. Три готовых танкера пока остаются в её собственности.
«Совкомфлот», «Новатэк» и «Звезда» решили продолжать строительство газовозов с использованием имеющихся возможностей. При этом им пришлось скорректировать планы и график работ. Например, сдачу головного танкера «Алексей Косыгин» сначала перенесли на 2024 г., а затем и на 2025-й. Сроки начала эксплуатации следующих вымпелов тоже сдвинулись.

Танкер на стадии строительства, январь 2022 г. Фото Fleetphoto.ru
Достройка первых двух танкеров, «Алексей Косыгин и «Пётр Столыпин», столкнулась с наименьшими проблемами. К моменту ухода иностранных компаний наша промышленность успела получить значительное количество необходимых импортных комплектующих и смонтировать их.
В частности, от французской компании Gaztransport & Technigaz (GTT) получили два комплекта криогенных судовых систем хранения СПГ. Системы мембранного типа Mark III установили на танкерах и подготовили к будущей эксплуатации.
Благодаря этим и другим мерам, в декабре 2024 г. головной «Алексей Косыгин» впервые вышел в море для ходовых испытаний. За несколько дней танкер продемонстрировал основные характеристики, а также помог собрать данные о необходимых доработках. Весной 2025 г. состоялся второй этап испытаний, а на конец июня запланирован третий.
Несколько дней назад руководство «Совкомфлота» раскрыло актуальные планы. Головной танкер нового типа собираются ввести в эксплуатацию во второй половине года. Он начнет работу на заводе «Арктик СПГ 2» и вскоре доставит заказчику первую партию СПГ.
Планы по «Петру Столыпину» пока не уточняются. Можно предполагать, что этот заказ принципиально не отличается от предыдущего, и готовый танкер введут в эксплуатацию уже в следующем году.
Ситуация с тремя готовыми танкерами Yamal 172.6 Arc7 LNG Carrier остается неясной. Несмотря на все усилия, Россия пока не смогла забрать их и ввести в эксплуатацию.
Новые задачи
Несмотря на отказ иностранных партнеров от сотрудничества, работы по строительству танкеров-газовозов продолжаются. При этом российской промышленности приходится самостоятельно решать ряд достаточно сложных задач разного рода. От успеха этих работ зависят результаты всей программы строительства.

«Алексей Косыгин» (слева) во время церемонии имянаречения, сентябрь 2021 г. Фото АП РФ
Так, завод «Звезда» готовится к завершению строительства уже полученных судов. Кроме того, идёт подготовка мощностей для сборки следующих корпусов. В связи с уходом SHI, все строительные работы теперь будут выполняться российским заводом. Именно он, в отличие от корейских предприятий, получит прибыль.
В связи с уходом французской GTT российские танкеры остались без элементов первичного барьера (мембран). Силами НПП «Компенсатор» из Санкт-Петербурга были разработаны и поставлены в производство аналогичные изделия. Недавно такие мембраны прошли испытания, и в конце мая получили свидетельство о типовом одобрении. Теперь их можно использовать при строительстве газовозов.
Российским судостроителям предстоит решить ещё несколько проблем технического и организационного характера, а также найти замену некоторым приборам. Это не самые сложные задачи, и их решение не займет много времени.
В результате в обозримом будущем «Звезда» и смежники смогут продолжить достройку танкеров «Сергей Витте», «Константин Посьет» и «Виктор Черномырдин». Они будут завершены по обновленнму проекту, максимально похожему на исходный Yamalmax Samsung 172 (SN2366).
К сожалению, все предстоящие работы займут определённое время. Проект строительства танкеров безнадёжно отстал от графика, установленного в конце десятых годов, но в этом нет вины российских предприятий. Нынешние проблемы связаны исключительно с антироссийским курсом некоторых зарубежных политических группировок.
Перспективные суда
Проект Yamalmax Samsung 172 (SN2366) предусматривает строительство крупного судна с криогенными ёмкостями для перевозки СПГ. Подобные танкеры предназначаются для эксплуатации в высоких широтах, что сказалось на их конструкции и возможностях судоходства.

Элементы мембран для новых танкеров. Фото Sdelanounas.ru
«Алексей Косыгин» и однотипные газовозы имеют типичную для такого класса конструкцию. Используется корпус традиционных обводов, основной объём которого отдан под ёмкости с СПГ. Общая длина судна – 300 м при максимальной ширине 48,8 м. Корпус соответствует ледовому классу Arc7, благодаря чему танкер может самостоятельно преодолевать льды толщиной до 2 м.
Судно имеет дизель-электрическую двигательную установку мощностью 45 МВт. Для движения и маневрирования используются винто-рулевые колонки иностранной разработки, выпускаемые российской промышленностью.
Танкер оснащен криогенной системой хранения СПГ мембранного типа. Ёмкость системы — 172 тыс. куб. м. Дедвейт судна — 81 тыс. т.
Возможно, следующие суда типа Yamalmax Samsung 172 (SN2366) будут незначительно отличаться от головного танкера. При этом значительная переработка исходной конструкции и её оснащения, связанная с локализацией производства и заменой оборудования, не понадобится.
Промежуточный результат
Таким образом, несмотря на все проблемы, российская промышленность продолжает работы по одному из самых амбициозных проектов в области судостроения. Головной танкер нового типа доведён до испытаний и через несколько месяцев поступит в эксплуатацию. Параллельно готовится достройка следующих судов.
Что будет дальше, в целом уже понятно. «Звезда» и смежники достроят необходимые два десятка танкеров-газовозов и передадут их заказчику. С помощью таких танкеров «Новатэк» и «Совкомфлот» смогут наладить полноценную систему перевозок газа, и «Арктик СПГ 2» заработает в полную силу. Под вопросом только сроки проведения таких работ и запуска эксплуатации всего желаемого флота.
Информация