Ополченцы 1812 года

11 152 65
Ополченцы 1812 года
Ополченцы 1812 года. Кадр из кинофильма «Гусарская баллада» (1962)


«…ибо теперь время защитить наследие Твое и исполнить мое намерение, поразить врагов, восставших на нас».
Иудифь, 13:5

Военная история Отечества. Отпор вторгшимся в Россию войскам Наполеона стал поистине всенародным делом, а не только столкновением двух противоборствующих армий. Силы неприятеля более чем втрое превосходили численность русских армий на западной границе России. Поэтому уже менее чем через месяц после начала войны, 18 июля (6 июля по старому стилю) 1812 года, будучи в лагере действующей армии у Полоцка, царь Александр I решил в помощь регулярной армии созвать еще и народное ополчение.



Неприятель вступил в пределы наши и продолжает нести оружие свое внутрь России… — было написано в царском «Манифесте». — Мы не можем и не должны скрывать от верных наших подданных, что собранные им разнодержавные силы велики… При всей твердой надежде на храброе наше воинство, полагаем мы за необходимо-нужное собрать внутри государства новые силы, которые нанося новый ужас врагу, составляли бы вторую ограду в подкрепление первой и в защиту домов, жен и детей каждого и всех.

Ныне взываем ко всем нашим верноподданным, ко всем сословиям и состояниям, духовным и мирским, — было сказано далее, — приглашая их вместе с нами единодушным и общим восстанием содействовать противу всех вражеских замыслов и покушений. Да найдет враг на каждом шаге верных сынов России, поражающих его всеми средствами и силами! Да встретит он в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном Палицына, в каждом гражданине Минина… Народ русский! Храброе потомство храбрых славян! Ты неоднократно сокрушал зубы устремлявшихся на тебя львов и тигров. Соединитесь все: со крестом в сердце и с оружием в руках никакие силы человеческие вас не одолеют.

Вслед за этим обращением к народу сразу в 16 губерниях России, которые были поделены на три округа, начался сбор ополчения. Причем ополченцы первых двух округов должны были принять участие в обороне Москвы и Петербурга, а третьего — являлись общим резервом двух первых. За формирование ополчения первого округа отвечал губернатор Москвы князь Фёдор Васильевич Ростопчин. В его округ входили Московская, Тверская, Ярославская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Калужская и Смоленская губернии. Ополчения Петербургской и Новгородской губернии собирались во втором округе, наконец, в третий вошли ополченцы Казанской, Нижегородской, Пензенской, Костромской, Симбирской и Вятской губерний. Богатейшие российские дворяне: граф М. А. Дмитриев-Мамонов и граф Салтыков предложили за свой счёт и из своих крестьян сформировать и полностью обмундировать два кавалерийских полка, а помещики Н. Н. Демидов и князь Н. С. Гагарин взяли на себя обязательство профинансировать формирование двух полков: 1-го егерского и 2-го пехотного. Царь высоко оценил работу князя Ростопчина, пожаловав ему в награду эполеты с собственным вензелем.

Командиры ополчений выбирались на съездах дворян названных губерний, а средства на обмундирование и питание ратников, как называли тогда рядовых ополченцев, собирали всем обществом. Также этими съездами дворян определялись и нормы набора. Обычно они составляли от 4 до 10 человек с каждых 100 «ревизских душ», то есть с крестьян и мещан. Ополченцам полагалась особая форма одежды: традиционного покроя кафтан из серого сукна длиной до колена, длинные шаровары, рубахи с косым воротом, а еще шейный платок, кушак, фуражка или шапка и смазные сапоги. Зимой под кафтан можно было надевать овчинный полушубок. На головных уборах помещалась кокарда с девизом: «За веру и царя». Причем в некоторых полках ополченцы носили головной убор в виде уланской конфедератки, то есть с четырехугольным верхом, но с тульей, отороченной черным мехом. Офицеры носили обычный армейский пехотный мундир. Полковым и батальонным командирам жалование «по важности звания… и из усердия к Отечеству» не выплачивалось. Причем офицеры ополчения награждались так же, как и армейские, а вот для рядовых ополченцев придумана была особая медаль за храбрость, с пожизненным денежным пенсионом. Всем изувеченным ополченцам, достатка не имеющим, назначалась пенсия. В ополчение принимали крепостных крестьян, добровольно предоставленных дворянами. Отставные офицеры в ополчении сохраняли своё прежнее звание, а вот гражданские чиновники вступали в него с потерей одного классного чина. Вооружение у ополченцев было самое различное. Прежде всего – кремневые ружья, взятые у регулярной кавалерии и переданные в ополчение. Тем, кому ружей не хватало, а также ополченцам-конникам полагались пики. Но пиками, а также хозяйственными топорами, вооружались и пешие ополченцы.


Ратник Пензенского ополчения в полном обмундировании. Новодел. Экспонат Пензенского областного краеведческого музея. Фотография автора

В Московской губернии было собрано 31 959 «ратников» — больше, чем в других губерниях, что неудивительно, так как туда стекались люди из многих других районов России. Петербургское и новгородское ополчение делилось на дружины, состоявшие из ополченцев одного уезда. Каждая дружина состояла из четырех сотен, а каждая «сотня» — из 200 ратников. Всего же во всех 16 губерниях было собрано 192 976 ополченцев, на обеспечение которых поступило почти 100 миллионов рублей народных пожертвований.

Уже в августе-сентябре 1812 года ополченцы приняли активное участие в защите обеих столиц империи, а 10 тысяч ополченцев Москвы и Смоленска участвовали в битве при Бородино на левом фланге русской армии, в районе старой Смоленской дороги, у Утицкого кургана. Один из наполеоновских офицеров так описывал бой с российскими ополченцами:

И вдруг высокий лес ожил и завыл бурею. Семь тысяч русских бород высыпало из засады. Со страшным криком, с самодельными пиками, с домашними топорами они кидаются на неприятеля, как в чащу леса, и рубят людей, как дрова…

Немаловажную роль сыграли ополченцы и во время оккупации врагом «старой столицы» империи. В это время ополченцы вместе с регулярными войсками сумели надежно перекрыть все дороги, ведущие из Москвы на Тверь, Ярославль, Владимир, Рязань, Тулу, Калугу, и совместно с партизанами эффективно действовать в тылу и на коммуникациях наполеоновской армии. В период зимнего отступления армии Наполеона из России им довелось сражаться под Малоярославцем, Полоцком, Могилёвом и на реке Березине. Генерал Петр Христианович Витгенштейн в донесениях Кутузову не раз сообщал, что они ни в чем не уступают солдатам регулярной армии. В боях за Полоцк, по его словам, они действовали так:

Сбросив с себя армяки, ратники выбегали из цепи, устремлялись в рукопашный бой, дрались прикладами и топорами, бесстрашно бросались под град пуль и картечей, сражаясь, как разъяренные львы, а при сильном натиске неприятеля стояли, как неподвижные скалы. Случалось им целыми колоннами встречать конницу прикладами и мгновенно ее опрокидывать.


Штандарты Пензенского ополчения. Пензенский областной краеведческий музей

Формировались дружины и полки ополченцев и после освобождения территории России от захватчиков, причем до конца наполеоновских войн в них успело побывать почти 400 тысяч человек. Встречалось среди них и немало людей литературы и искусства, доставивших славу России, таких, как С. Н. Глинка, А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, М. Н. Загоскин, И. И. Лажечников.

Интересно, что ополченцам Костромской, Пензенской, Нижегородской и Рязанской губерний довелось в составе российской армии участвовать в 1813-1814 годах в ее заграничных походах. Они отличились во время осады Данцига и Гамбурга, в «битве народов» под Лейпцигом, и во взятии Кенигсберга. Ну а весной 1814 года отдельные ополченческие части дошли даже до самого Парижа!

Здесь, впрочем, надо отметить одно важное обстоятельство. Хотя у нас было принято считать, что во время войны 1812 года патриотический подъем русского народа был так высок, что крестьяне прямо-таки рвались в ополчение и в партизаны, на самом деле это было не совсем так. Да, подъем был, и многие крестьяне действительно с радостью шли в ополчение! Однако это были в основном лишь те, кто непосредственно попадал под наполеоновское вторжение. Те, которых оно не затрагивало, продолжали жить и действовать по принципу: «По мне, куда велят!». Кроме того, коллективная народная память предупреждала, что от ополчения особого добра не жди – воевать придется точно так же, а прав у тебя никаких, да и на награду рассчитывать нечего. Ведь в России уже собиралось ополчение в 1806-1807 годах, но никакой «награды» крестьяне так и не получили! Им, правда, выдали медали, причем много: 2220 медалей из серебра и 6145 из золота, включая и 100 золотых медалей, которые должно было носить на Георгиевской ленте. Однако этим-то все и ограничилось, тогда как крестьянам хотелось гораздо большего.


Аверс золотой медали, диаметром 28 мм. На аверсе медали был портрет Александра I, с лицом, обращенным вправо. По окружности вдоль края имелась надпись: «АЛЕКСАНДРЪ I ИМП. ВСЕРОСС. 1807». Под портретом располагалась витиеватая подпись автора-медальера – «C. Leberecht f.». Петерс Д. И. Наградные медали Российской империи XIX–XX веков. Каталог. М.: Археографический центр, 1996. С. 45-46.


На реверсе медали были две надписи, разделявшиеся фигурной чертой: «ЗА ВѢРУ И ОТЕЧЕСТВО» и «ЗЕМСКОМУ ВОЙСКУ». Обе надписи заключались в дубовый венок. Там же

И поскольку чаяния крестьянства на улучшение их жизни не состоялись в прошлом, новый набор ополчения в 1812 году во многих губерниях восторга в крестьянах не вызвал. То есть там, где на русские земли приходили французы, там – да, крестьяне их били и уничтожали «дубиной крестьянской войны». А вот там, где их не было… Там настроения у них были совсем другие. «Крестьянствовать надо!» – а тут опять же помещики в солдаты гонят! А армия на что? В результате, когда осенью 1812 года в Пензенской губернии было создано ополчение из крестьян, состоявшее из четырех полков пехоты, одного конного полка и вдобавок еще и артиллерийской роты, то среди новобранцев вспыхнул бунт.


Фигурка-солдатик ратника конного полка Пензенского ополчения, 1812 г. Большая редкость. Дело в том, что фирмы, производящие фигурки солдатиков, не балуют нас фигурками ополченцев. Блеклые они получаются после раскраски, неяркие. Не то что гусары. А металла требуют столько же. Производитель: фирма «Ратник»

Каждый полк в пензенском ополчении состоял из четырех тысяч человек. Ополченцы и в Пензе, равно как и в других губерниях в 1812 году, удивляли местных начальников весьма быстрыми своими успехами в деле овладения воинским мастерством:

Усердие к пользе отечества производило чудеса,

— писал о том очевидец, офицер пензенского ополчения И. Т. Шишкин. В поход оно должно было выступить в начале декабря, когда отступавший из России Наполеон находился у ее западных границ. И вот как раз в это время ополченцы-то и взбунтовались, причем, бунтуя, ратники требовали, чтобы они были как можно скорее приведены к присяге.

Считается, что причиной таких действий стал… слух о том, что была будто бы весть, что всех присягнувших ополченцев, когда война закончится, в крепостное состояние уже не вернут, что было прямо противоположно порядку по сбору земского войска, установленного в высочайшем «Докладе о составе Московской военной силы», а объявят во всех отношениях свободными. Именно поэтому ратники и требовали скорейшего приведения к присяге, чтобы потом их невозможно было бы вновь вернуть в крепостные. Первым забунтовал 3-й полк ополчения и со всем вооружением вышел на главную площадь города Инсаре, где он был расквартирован. Полк начал громить квартиры офицеров, а полковника и майора запер в их домах. Многие офицеры были при этом избиты до крови. Затем ратники выбрали себе начальника и решили вовсе покончить со всеми офицерами.

Обыватели города Инсара также подверглись нападению со стороны бунтующих ратников, и в страхе немалая их часть разбежалась кто куда. Так, дом коллежского асессора Головизнина после этого импровизированного штурма представлял собой весьма печальное зрелище. По описанию, составленному 15 декабря уездным судьей Бахметевым, он выглядел следующим образом:

Все во окошках рамы с стеклами выбиты и выломаны, равно и двери, и одно стекло в столярной избе; мебель, как то креслы, стульи, камоды, фортопьяны, столы, кровати, зеркала и портреты изломаны, изрублены в мелкие части так, что никаким образом и в починку не годятся; со образов оклады сняты, оныя разбросаны и некоторые переломаны; и в кладовой рассыпана, пограблена крупенчатая мука и другие съестные припасы; пуховики и подушки все изрезаны, пух выброшен и валяется на полу по всему дому, а наволочки унесены; имущество все разграблено.
Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 5. Оп. 1. Д. 411. Л. 176.

Овладев городом, ратники отвели офицеров в городскую тюрьму. Их обвиняли в том, в чем и впоследствии неоднократно обвиняли людей дворянского звания: что они, мол, скрывают истинный царский указ о присяге, а потому берут в ополчение только крестьян, а царь на самом деле велел брать именно дворян. Перед зданием тюрьмы ратники соорудили три виселицы и заявили офицерам, что все они будут повешены. Но на четвертый день в Инсар вошли направленные из Пензы войска вместе с артиллерией, и бунтовщики сдались.


Ратник пензенского ополчения. Акварель известного художника Герберта Кнётеля (1893–1963)

В других полках пензенского ополчения также имели место волнения, но не столь активно выраженные по банальным причинам: воровство начальников и жизнь в тяжелых бытовых условиях, хотя и нельзя исключать, что подстрекателем этого недовольства стал пример инсарских ратников. Военный суд постановил зачинщиков прогнать сквозь строй, бить кнутом и ссылать в каторжные работы, на поселение и отдать навечно в солдаты в гарнизоны дальних сибирских городов. Всего было наказано более 300 человек.

Три дня лилась кровь виновных ратников, и многие из них лишились жизни под ударами палачей,

— написал об увиденном Шишкин. Всех прочих ополченцев (за вычетом тех, что были наказаны) отправили в поход, и уже во время похода они получили полное прощение, данном им императором Александром I.

Интересно, чем объясняли цель своего заговора ратники, которых допрашивали на следствии:

Цель мятежников заключала в себе безрассудное намерение людей, погруженных в невежество: они хотели, истребив офицеров, отправиться целым ополчением к действующей армии, явиться прямо на поле сражения, напасть на неприятеля и разбить его, потом с повинной головой предстать перед лицом монарха и в награду за свою службу выпросить себе прощение и вечную свободу из владения помещиков.


А вот это тоже фигурка ратника Пензенского ополчения, только отлита из бронзы, и это уже не «солдатик», а самая настоящая скульптура пензенского скульптора Германа Феоктистова. Называется «Молитва ополченца». Ну а то, что молились ополченцы постоянно и очень часто, известно очень хорошо. Крестьянам ведь с детства вбивали в головы, что «за царем служба, а за богом молитва не пропадают!»

То есть война – войной, а свободу людям подавай! Вот о чем мечтали «ополченцы-рекруты» и чего добивались привычным для себя «бунтовским манером». Однако самое интересное в этом, общем-то, банальном деле – это официальный документ: рапорт пензенского губернатора князя Голицына о сих событиях. Переданный здесь в современной ему орфографии, он представляет собой замечательный образец российского чиновничьего канцелярита того времени. Читая этот перл, сразу понимаешь, что под таким вот управлением не бунтовать было просто невозможно, и остается только диву даваться, глядя на поистине ангельское долготерпение русского крестьянства и солдат, имевших над собой таких начальников. Документ подвергся лишь небольшой литературной обработке, поскольку иначе ни прочитать, ни понять его было бы практически невозможно. Но в целом и его лексика, и пунктуация были сохранены практически без изменений, ибо передают самый дух той давно ушедшей от нас исторической эпохи!

***

РАПОРТЪ
пензенскаго губернатора Князя Голицына Господину Главнокомандующему
въ Санкпетербургѣ о причинахъ по коим воины 1, 2 и 3 пѣхотныхъ казачьихъ полковъ сдѣлали возмущенiе. Во исполненiе предписанiя вашего высокопревосходительства отъ 20-го декабря честь имѣю донести.

1-е въ городе Инзаре начало возмущенiя воиновъ 3-го пехотнаго казачьяго полка проистекло, какъ это открылось последствiие, отъ слуха, дошедшаго до нихъ отъ одного изъ воиновъ того же полка Федота Петрова, которой бывъ посыланъ въ конной казачей полкъ, расположенной въ губернскомъ городе Пензе, и находясь здесь слышалъ отъ рекрутской женки которой совсемъ незнаетъ, что читали на базаре указъ будто бы о роспускѣ ополченiя о чемъ онъ Петровъ возвратясь въ Инзаръ сказалъ другимъ воинамъ: Егору Попову и Якову Федорову которой утверждаясь въ томъ на словахъ еще двухъ приезжавшихъ туда же крестьянъ Нижеламовскаго уезда села Есеневки, что они якобы давно ждутъ возвращенiя къ себе воиновъ своихъ, такъ какъ и в Тамбове милицiя распущена не толко разпустилъ о семъ слухъ между воинами но бывъ известенъ что воиновъ и къ присяге приводить не велено старался произвесть общее мнение, говоря всемъ встречающимся воинамъ чтобъ безъ присяги въ походъ нейти а ежели оную и давать станутъ то сиiе нетъ указа и что по необходимости распустятъ ополчениiе.

Таковое воина Федорова разглашениiе возымело действиiе до того что коль скоро въ противность ожидаемаго воинами событиiя предположению ихъ, данъ былъ приказъ о выступленiии въ походъ, воины перваго баталиiона 1-й сотни потребовали присяги и имяннаго повелениiя, что заставило полковаго командира подполковника Кушнерева вытти предъ фрунтомъ воиновъ коимъ онъ прочтя Высочайшиiй Его Императорскаго Величества манифестъ о ополчениiи и повелениiи о походе внушалъ о послѣдствиiяхъ какиiя могутъ быть отъ ихъ злономерениiя а главнѣйшихъ изъ зачинщиковъ 12 человекъ отослалъ подъ стражу.

Но после того воины всего уже полка бросившись по дворамъ сотенныхъ началниковъ, где хранились пики и схвативъ оныя не толко отбили испод краула вышеозначенныхъ 12 человекъ но и решились на далнеишиiя буйства о коихъ имелъ я честь донести вашему высокопревосходителству 10 декабря…

Надъ преступниками въ городе Инзаре военной судъ конченъ, и приговоръ онаго бывъ опробованъ командующимъ 3 округомъ внутренняго ополчениiя графомъ Петромъ Александровичемъ Толстымъ доставленъ для исполненiя съ прибывшимъ въ пензенскую губернiию къ принятиiю под началство здешняго и симбирскаго ополчениiи съ званiемъ корпуснаго начальника господиномъ генералъ майiоромъ Титовымъ которой снабженъ отъ Его Сiятельства предписанiиемъ по конфирмациiи воинскаго суда произведеннаго надъ воинами 2-го пензенскаго полка.

2-е возмущениiе воиновъ 1-го пехотнаго казачьяго полка въ городе Саранске родилось отъ одного изъ урядниковъ сего полка Бариса Ильина, которой находясь съ офицеромъ для отвода обракованныхъ воиновъ въ городе Нижнемъ Ломове, виделся тамъ съ отъставными салдатами бывшими въ городе Саранске собранными туда по предписаниiю Командующаго 3 округомъ внутренняго ополчениiя для обучениiя воиновъ, и обращенвыми попрежнему в Нижней Ломовъ изъ которыхъ двое поимянамъ и прозванiямъ ему Ильину неизвѣстныя разговорясь про ополченiе сказали что когда въ Саранскѣ требовали они отставныя солдаты указа об определениiи ихъ въ урядники то никакаго указа имъ не объявили а отпустили ихъ обратно въ домы почему и набранныхъ воиновъ распустятъ.

Ильинъ поселивъ в мысляхъ своихъ нехотениiе идти в походъ и возвратясь в Саранскъ старался таковой духъ распространить и во всѣхъ воинахъ внушая имъ чтобы безъ имяннаго указа и безъ присяги в походъ пошли в чемъ не толко изобличенъ но и самъ чистосердечно признался, почитая единственно себя главною притчиною открывшагося в Саранске отъ всехъ воиновъ неповиновениiе.

По окончаниiи въ городе Саранске военнаго суда приговоромъ онаго которой утвержденъ командующимъ 3 округомъ внутренняго ополчениiя, определено: семь человекъ воиновъ и одного казака которой слыша нехотениiе ихъ итти въ походъ, не толко необъявилъ о семъ заблаговремянно ни полицмейстеру ни уряднику своему но еще и говорилъ имъ: кто желаетъ идти впоходъ то с Богомъ наказать кнутомъ исъ вырѣзаниiемъ нозрей и с постановлениiемъ знаковъ сослать въ Нерчинскъ в каторжную работу; 28 человекъ воиновъ прогнать шпыцърутенъ а 91 челолека наказать пред полкомъ палками и отослать для опредѣлениiя в дальнейшiия гарнизоны каковая сентенцiя военнаго суда уже и исполнена.

Въ протчемъ при следствиiи спрашиваны были подсуднмыя не было ли имъ какихъ обидъ или удержаниiя жалованья и провианта со стороны начальниковъ ихъ и полковника, но все подсудимыя удостоверили что они какъ жалованье такъ и провiиантъ получали сполна, а толко изъ жалованья удержано по несколку въ собственную воиновъ артелную сумму.

3-е неповиновениiе воиновъ 2-го пехотнаго казачьяго полка въ городе Чембаре и округи онаго въ селе Кеевде возникло отъ мнениiя что они отданы помещиками будто бы толко на три м-ца к тому же подеиствовали на нихъ и слухи что подобная ополчениiе было собрано и в тамбовской губернiи но распущено по домамъ.

Но какъ притчины бывшаго – предтемъ возмущенiя состороны воиновъ 3-го и 1-го пехотныхъ казачьихъ полковъ въ городахъ Инзаре и в Саранске поставили в необходимость привести ихъ къ присяге что они и учинили то воины 2-го пехотнаго полка оставаясь предубежденными что сiие удалитъ ихъ всегда отъ домовъ и семеиствъ вышли изъ подслушаниiя начальниковъ своихъ. Ныне же ополчениiе приготовляется къ походу а съ совершеннымъ усмирениiемъ воиновъ во всехъ трехъ городахъ Инзаре Саранске и Чембаре исъ употреблениiемъ мною возможныхъ предосторожностей во всемилостивѣйше вверенной мнѣ Губерниiи обстоитъ благополучно.

Съ окончаниiемъ же въ городахъ Инзаре и Чембаре экзекуциiи над воинами не оставлю распорядится мерами и въ разсужденiи подлежащихъ особому суду людей гражданскаго вѣдомства которыя въ Инзаре отъкрылись уже черезъ следствиiе военнаго суда замешенными въ вышеозначенныхъ произшествiияхъ. О всемъ ономъ долгомъ поставилъ всеподданнѣйше донести и Его Императорскому Величеству равно и господину министру полициiи.
***
ГАПО. Ф. 132. Оп. 1а. Д. 3; Шишкин И. Бунт ополчения в 1812 году. С.112-151.


Ратник со знаменем. Работа Г. Феоктистова

Интересно, что известный пензенский скульптор Герман Феоктистов к юбилею войны 1812 года решил создать (и создал!) целую галерею фигурок солдат русской армии этого периода, и среди них, конечно же, представлены были и пензенские ополченцы. Выполненные с тонким юмором и отличным знанием фактуры, они являются одновременно и произведением искусства, и наглядным пособием по истории военного костюма, настолько достоверно переданы на них все необходимые детали. Собственно ополчению посвящены следующие скульптуры: «Молитва ополченца», «Конный казак Пензенского ополчения», «Пеший казак Пензенского ополчения», «Ополченец в походе» (последнего он сделал сам с себя!), «Знаменщик ополчения» и «Проводы ополченца». Так что история пензенского ополчения после этого еще и «забронзовела».


А это сам Герман Феоктистов в образе пензенского ополченца…

Интересно, что «многоязычной» наполеоновской армии в России противостояла армия, в которой люди также говорили на многих языках и принадлежали к разному вероисповеданию. В армии имелись полки, целиком состоявшие из татар, калмыков и башкир, причем последние вооружались не только холодным оружием, но и… луками со стрелами, которые к большому удивлению французов, они довольно успешно применяли в боях, за что получили от них прозвище «Северных Амуров». Причем для тех же башкирских полков война с Наполеоном началась еще в 1806-1807 гг., когда из Оренбургского края в армию были отправлены 600 калмыков, одна тысяча челябинских и оренбургских казаков и семь тысяч башкир.


«Трофей». Башкирский воин, взявший в плен французского солдата, сидя на нем, рассматривает его ружье. Работа Г. Феоктистова

В годы Отечественной войны для борьбы с нашествием наполеоновских войск по инициативе башкир в России было создано 28 полков, в которых служили мужчины в возрасте от 20 до 50 лет. От 4-5 дворов воевать уходил один человек. Обеспечение ушедших на службу происходило за счёт башкирского населения края. Обмундирование состояло из суконного кафтана синего или белого цвета, широких шаровар цвета кафтана, с широкими красными лампасами и высокой белой остроконечной шапки, которая с двух сторон была разрезана и загнута. Также им полагались кожаный ремень, портупея и сапоги. Вооружались они копьями, саблями, а также луком и колчаном для стрел. Ружья и пистолеты были лишь у некоторых башкирских всадников.
65 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    Вчера, 05:25
    Спасибо автору! Малоизвестные страницы истории. Звездочка как всегда Пензе!

    Материал в основном про крепостных крестьян, что характерно для исконно русских губерний.
    Хотелось бы узнать и об ополчении царских крестьян (удельные),
    на смешанных по национальности губерниях: Нижегородской, Симбирской.
    Башкиры видимо все-таки особняком стоят в 1812-1814 - из-за воинственности.
    Так понимаю списки крестьян-ополченцев найти в областных ГА не возможно.
    Наверно не составлялись..не сохранились.
    Тешу все еще надеждой себя найти имена предков.
  2. +6
    Вчера, 06:36
    В ополчение принимали крепостных крестьян, добровольно предоставленных дворянами

    Как мило...жизнь за царя, не иначе
    1. +2
      Вчера, 07:05
      Как мило...жизнь за царя, не иначе

      Однако было и по другому.С несколько другим именем в атаку поднимались.
      1. -3
        Вчера, 10:36
        Однако было и по другому.С несколько другим именем в атаку поднимались.

        Там и враг был другой. Речь действительно шла о судьбе отечества.

        А в 1812-м - максимум - о смене господина. А при хорошем раскладе и волю могли получить. wink
        1. +1
          Вчера, 10:54
          Там и враг был другой.

          Правильно,враг был другой,лютый враг был,но?Это абсолютно ничего не меняет,ну согласитесь,право?
          А в 1812-м - максимум - о смене господина.

          Друг мой,а кто знал об этом в....1812-ом?А?
          1. -3
            Вчера, 11:14
            Правильно,враг был другой,лютый враг был,но?Это абсолютно ничего не меняет,ну согласитесь,право?

            К концу 1941-го по мобилизации призвали около 14 миллионов. Подавляющее большинство - добровольцы, причем без выплат по 5 000 000, как сейчас wink . Уклонистов - менее 1%.
            Поэтому да, сознательно шли с именем Сталина. yes

            А в 1812 в Пензе - это восстание темных, неграмотных рабов. Они Наполеона представляли чем-то навроде чёрта. laughing

            А вот когда эти рабы прогулялись в Париж, и посмотрели, как там крестьяне живут.... wink laughing
            1. -1
              Вчера, 11:17
              вот когда эти рабы прогулялись в Париж, и посмотрели, как там крестьяне живут.... wink laughing
              и

              Друг мой не стоит сравнивать,а?45-?По деревням гуляют жёны победителей в комбинашках!Было?Да!
              1. +1
                Вчера, 11:28
                Друг мой не стоит сравнивать,а?45-?По деревням гуляют жёны победителей в комбинашках!Было?Да!

                Речь не о комбинашках и трусиках (хотя куда без них laughing ), а об идее Республики, то есть принципиальной мысли о том, что можно жить без царя или короля с выборным главой, как в Республиканском Риме.

                Сначала идея всплыла в Америке, во время их Революции, потом пришла во Францию, в головах солдат корпуса Рошамбо, а потом добралась и до России, с реализацией сначала на Сенатской площади, а дальше и в Ипатьевском доме. drinks
                1. +1
                  Вчера, 11:32
                  Республики, то есть принципиальной

                  Верю!Вот верю,что Вы сейчас пошутили!!!!Я об 45-ом!Да и в 12-13-ом солдатики так же думали,право!*Солдатушки Бравы ребятушки,а где ваши жены.... *Ну нет,а?
                  1. -1
                    Вчера, 11:37
                    Верю!Вот верю,что Вы сейчас пошутили!!!!Я об 45-ом!Да и в 12-13-ом солдатики так же думали,право!*Солдатушки Бравы ребятушки,а где ваши жены.... *Ну нет,а?

                    В 1945 - точно нет. request
                    Мои дядюшки добрались до Германии и посмотрели, но вернувшись ни о какой Республике не помышляли. Не потому, что боялись репрессий, а потому, что и так все были равны. drinks

                    Уровень жизни конечно, был виден и тогда, но единственный вопрос был такой: какого хрена они к нам полезли, если и так все было хорошо. winked
        2. 0
          Вчера, 11:14
          [quote][/quote]А при хорошем раскладе и волю могли получить. wink

          И айнзакоманды не получали приказ об тотальном уничтожении славян.Не так ли ?
          1. 0
            Вчера, 11:19
            И айнзакоманды не получали приказ об тотальном уничтожении славян.Не так ли ?

            Получили.

            А в 1812 офицерам Русской Армии запрещали в рейдах меду собой по-французски разговаривать, чтоб их свои же крестьяни на вилы не посадили.

            В этом и есть разница.

            Насквозь прозападная, профранцузская даже верхушка и рабы внизу, такая была страна.

            Если бы Бонапарт обьявил о смене строя в России и введении Республики, мы бы жили в другой стране.
            Но он решил сам стать императором. tongue
            1. +1
              Вчера, 11:24
              Но он решил сам стать императором

              Ээээ,бросьте,дружище!Та война шла отнюдь не на уничтожение нас как этноса!
              1. 0
                Вчера, 11:32
                Ээээ,бросьте,дружище!Та война шла отнюдь не на уничтожение нас как этноса!

                Конечно. Мы говорим об одном и том же.

                Бонапарт спокойно мог ввести здесь Республику и думаю, народ бы его поддержал.

                А Гитлер оставил бы 30 миллионов для обеспечения жизнедеятельности "арийцев".
                1. -2
                  Вчера, 11:37
                  и

                  Стоит почитать*Майн капф*?Речь об уничтожении славян?Грубо,но это факт.
                  1. 0
                    Вчера, 11:40
                    Стоит почитать*Майн капф*?Речь об уничтожении славян?Грубо,но это факт.

                    Ну вроде он планировал чуть оставить для обслуги. fool
                    1. 0
                      Вчера, 11:47
                      обслуги
                      bully

                      Упсс!Для обслуги????!
                      1. +1
                        Вчера, 11:56
                        Упсс!Для обслуги????!

                        По плану "Ост" - 14 миллионов, по высказываниям Гимлера - около 30. Обслуга, не обслуга - в любом случае низшая ступень социальной пирамиды. За гранью. yes
                2. +1
                  Вчера, 11:45
                  Конечно

                  Знаете?Служа в ГСВГ,в 81-82-ом и некоторым образом общаясь с *вести* понял,что они помнят ,что такое *шталинградяя,капут,хитлер капут натюрлих*.Это было
                  1. +1
                    Вчера, 11:51
                    Знаете?Служа в ГСВГ,в 81-82-ом и некоторым образом общаясь с *вести* понял,что они помнят ,что такое *шталинградяя,капут,хитлер капут натюрлих*.Это было

                    Само-собой. Немцы прекрасно осознают, что война была захватнической на уничтожение. И Гитлер это прекрасно понимал, потому от него и осталась только челюсть. love

                    А Наполеон Бонапарт похоронен с почестями в центре Парижа, по его Кодексу весь мир живет до сих пор.
                    1. 0
                      Вчера, 12:02
                      А Наполеон Бонапарт похоронен с почестями в центре Парижа, по его Кодексу весь мир живет до сих пор.

                      А всё-таки,,друг мой,это ...другое.
                      1. 0
                        Вчера, 12:26
                        А всё-таки,,друг мой,это ...другое.

                        Естесссно... laughing

                        У нас история Наполеоновских войн начинается с Бородино. Раз! И мерзкий Буонапарте уже под Москвой! laughing

                        Как то не принято вспоминать, что до Бородино были Аустерлиц и Фридланд, совсем не русские города)). И что после Тильзитского мира Россия приросла Финляндией)), а по договору и Швеция должна была быть, но силенок не хватило. fellow

                        И само "вторжение" Наполеона началось после того, как к стоявшей на границе с Европой уже несколько месяцев всей РУССКОЙ армии прибыл Александр.

                        Вот только после этого Бонапарт наконец выехал из Парижа к войскам. angry
                      2. +2
                        Вчера, 12:43
                        Цитата: Arzt
                        У нас история Наполеоновских войн начинается с Бородино. Раз! И мерзкий Буонапарте уже под Москвой!

                        А, у нас в школе читали "Войну и мир" Толстого. wink И про Суворова , Ушакова по истории учили. wink
                        Про ополчении интересно. Много не знал.
                        Про топоры. Рязанцев звали косопузыми за топоры засунутые за кушак . На фигурках топоры как пушинки? wink
                      3. 0
                        Вчера, 13:10
                        А, у нас в школе читали "Войну и мир" Толстого. wink И про Суворова , Ушакова по истории учили. wink
                        Про ополчении интересно. Много не знал.
                        Про топоры. Рязанцев звали косопузыми за топоры засунутые за кушак . На фигурках топоры как пушинки? wink

                        Это взгляд ПОМЕЩИКА Толстого. wink

                        А в реале эта "дубина народной войны" махала там, где боевые действия разоряли непосредственно крестьянские хозяйства. Также, как и сейчас в Курске и Белгороде, где народ записывается в нынешее ополчение - тероборону. wink

                        А в Пензе, как мы видим, что тогда против призыва бунтовали, что сейчас прут на штурм В.Ларса. good

                        Или Вы думаете, что если сейчас начнут бомбить Рублевку, народ российский массово грудью на защиту встанет? laughing
                      4. +2
                        Вчера, 14:57
                        Цитата: Arzt
                        Это взгляд ПОМЕЩИКА Толстого.

                        Не знаю ни одного историка-крепостного, который писал после барщины. Даже эта статья написана " голубой кровью". wink
                        Цитата: Arzt
                        Или Вы думаете, что если сейчас начнут бомбить Рублевку, народ российский массово грудью на защиту встанет?

                        Странное предположение wink
  3. +4
    Вчера, 07:06
    Хотя ополчение по численности было большим, оно выполняло вспомогательные функции и редко участвовало в прямых боевых действиях наравне с регулярной армией. Ополченцы выполняли роль поддержки регулярных войск. Использовались для укрепления позиции. Строили редуты. Помогали в транспортировке раненых, припасов и оружия. Несли караульно службу в тылу.
    Не все ополченцы принимали участие в боях. Так как они были слабо вооружены и уступали в подготовке регулярным частям.
    При общей большой численности, ополчение составляло всего лишь 10-15% в непосредственных сражениях. Их роль сводилась к сдерживанию врага на второстепенных участках. В атаках они не участвовали.
    1. +1
      Вчера, 07:24
      Хотя ополчение по численности было большим, оно выполняло вспомогательные функции и редко участвовало в прямых боевых действиях наравне с регулярной армией.
      Всё правильно.Но какую-то роль они сыграли?Даже в той войне,не говоря уже о Великой Отечественной?В целом конечно у гражданских в войне несколько иная роль. hi
    2. +2
      Вчера, 09:34
      Скалозуб За третье августа; засели мы в траншею: Ему дан с бантом, мне на шею.
      Фамусов Любезный человек, и посмотреть — так хват;
    3. -1
      Вчера, 14:03
      Цитата: Stas157
      Так как они были слабо вооружены и уступали в подготовке регулярным частям.
      Читал, что им просто боялись оружие выдавать. В результате Наполеон захватил в Москве много оружия.
  4. 0
    Вчера, 07:10
    Ополченцы 1812 года. Кадр из кинофильма «Гусарская баллада» (1962)

    Эта картинка не из фильма! bully
    1. Эт картинка из фильма Война и мир.Перед ними выступил Кутузов и призвал к милости к военнопленным французам
  5. 0
    Вчера, 07:28
    За формирование ополчения первого округа отвечал губернатор Москвы князь Фёдор Васильевич Ростопчин.

    Так кто же Москву-то спалил? laughing
    1. 0
      Вчера, 09:56
      Так кто же Москву-то спалил? laughing
      Л.Н. Толстой считал, что сама сгорела при исходе населения. Наверное, он прав, поскольку открытого огня в быту было немеряно.
      1. 0
        Вчера, 10:03
        Л.Н. Толстой считал, что сама сгорела при исходе населения.

        Сергей,Вы верите в ЭТО???Люди на Ваш взгляд были безумны уже ТОГДА???Нуууу... перспективы у нас довольно мрачные,не так ли?Если учесть людей во власти. bully
        1. 0
          Вчера, 10:31
          Фил, по вопросам веры следует обращаться к служителям культа (попам, муллам, раввинам). Сам прикинь - если все источники света - это сальные свечи (восковые очень дорогие) то при населении в пару сотен тысяч человек все вот вдруг возьмут и всё погасят (уходя - гасите свет)? Толстой жил в позапрошлом веке и видел, как оно всё там могло случиться. Это не вера, а моделирование ситуации по имеющимся данным.
          1. 0
            Вчера, 10:57
            обращаться к служителям культа (попам, муллам, раввинам).
            При чём здесь вера,право?Вопрос о безумии людей живших тогда и мыслящих тогдашними понятиями!!!Вопрос веры неуместен,но?Я-агностик,жена-православная.Живём однако,ругаемся-миримся,и наоборот.Любовь!Вот это главное!
            1. 0
              Вчера, 11:16
              При чём здесь вера,право?Вопрос о безумии людей живших тогда и мыслящих тогдашними понятиями!!!Вопрос веры неуместен
              Вот и я о том же. Вера здесь не при чём. Анализ ситуации и источников света, не более того. На основе этого я и делаю своё утверждение, а ты мне приписываешь веру в высказывание Толстого. И люди тогда были не более безумны, чем сегодня. Специально Москву никто не жёг. Это официозная пропаганда Ростопчина, (Собянина того времени). Интересно, он, Ростопчин, бордюры тогда менял?
              1. -2
                Вчера, 11:21
                Собянина

                Ууууууу!!!!Это..... дерзко!Просто вот,приходит тогдашний хозяин Москвы,Щербаков,нет?к Сталину и говорит:-Иосиф Виссарионович,хорошо бы брусчатку на Красной площади поменять,а?ноябрь 1941-го.Вопрос:сколько шагов до стенки от этого вопроса? bully
              2. -1
                Вчера, 11:45
                Вот и я о том же. Вера здесь не при чём. Анализ ситуации и источников света, не более того. На основе этого я и делаю своё утверждение, а ты мне приписываешь веру в высказывание Толстого. И люди тогда были не более безумны, чем сегодня. Специально Москву никто не жёг. Это официозная пропаганда Ростопчина, (Собянина того времени). Интересно, он, Ростопчин, бордюры тогда менял?

                Да это доказанная тема. Документы о формировании команд поджигателей, мемуаров куча и тд.
                Даже бородинских раненых своих бросили. yes
                1. -2
                  Вчера, 12:05
                  Собянина того времени)..уууууу!Гнать его,а?
                  1. -1
                    Вчера, 13:12
                    Фил, ты почему-то сейчас в полном неадеквате. Общение прекращаю hi
                2. -1
                  Вчера, 13:18
                  Даже бородинских раненых своих бросили.
                  Это обычный бардак, который наличествует при любом отступлении.
                  Да это доказанная тема. Документы о формировании команд поджигателей, мемуаров куча и тд.
                  И вот этих "документов" в распоряжении Л.Н. Толстого почему-то не оказалось. А его литературная деятельность началась всего лишь спустя 42 года после той войны. Ещё были живы участники. Насчёт "документов" - это официоз (не дадим Москву врагу, лучше сожжём). Логика Льва Николаевича мне ближе.
                  1. -1
                    Вчера, 13:42
                    И вот этих "документов" в распоряжении Л.Н. Толстого почему-то не оказалось. А его литературная деятельность началась всего лишь спустя 42 года после той войны. Ещё были живы участники. Насчёт "документов" - это официоз (не дадим Москву врагу, лучше сожжём). Логика Льва Николаевича мне ближе.

                    Лев - глыба, конечно, но в данном случае он слукавил. Признать такой факт он просто не мог в то время. yes

                    И писанина его - неоднозначная, он высказывает ВЕРСИЮ, типа деревянный город, пожарные выехали, солдаты приехали, палят костры, курят трубки....

                    У нас все города были деревянные, Смоленск тот же, но чет сгорела только Москва. wink

                    Жечь города и деревни, чтоб врагу не досталось - это норма, вспомните Зою Космодемьянскую. wassat
    2. Так есть же французские документы, в частности, о приказе Наполеона подорвать башни Московского кремля. Москву сожгли французы, извините,но так мы в школе учили, и это подтверждено рассекреченными недавно документами французов.
      1. +2
        Вчера, 18:39
        Так есть же французские документы, в частности, о приказе Наполеона подорвать башни Московского кремля. Москву сожгли французы, извините,но так мы в школе учили, и это подтверждено рассекреченными недавно документами французов.

        Главный вопрос - зачем? Зачем французам сжигать город, в котором им возможно, придется зимовать? laughing

        В документах действительно сохранилось, что Наполеон отдал команду взорвать Кремль, но это уже при ВЫХОДЕ из города. А при входе и во время, французские военно-полевые судв расстреляли около 400 поджигателей. Москвичей. wink
        1. Это ложь французов. Зачем её повторять? С помощью пожаров и оправдывались расстрелы.
          1. +2
            Вчера, 18:51
            Это ложь французов. Зачем её повторять? С помощью пожаров и оправдывались расстрелы.

            Вопрос тот же. Зачем сжигать город, в котором ты собрался зимовать? winked
            1. Тот или не тот, это вы сами выдумали. Москву сжигали французы и это факт.
              1. 0
                Вчера, 19:17
                Тот или не тот, это вы сами выдумали. Москву сжигали французы и это факт.

                Да ладно вам, а то вы не знаете, как тут все устроено. wink laughing
                Факт или не факт, вот вам приказ 0428. Это факт. yes

                https://ru.m.wikisource.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B8_%D0%92%D0%93%D0%9A_%D0%BE%D1%82_17.11.1941_%E2%84%96_0428
                1. А для чего вы пихаете приказ Сталина, который тут совершенно ни к месту?
                  Москва на момент пожаров полностью находилась под контролем французов, одно это накладывает на них всю полноту ответственности.
                  А ваши попытки возложить всё на самих русских, даже не знаю как и охарактеризовать.
                  А уж попытка обвинения русских в пожарах, расстрелами тех же русских это вообще за гранью.
                  1. +3
                    Вчера, 19:40
                    А для чего вы пихаете приказ Сталина, который тут совершенно ни к месту?
                    Москва на момент пожаров полностью находилась под контролем французов, одно это накладывает на них всю полноту ответственности.
                    А ваши попытки возложить всё на самих русских, даже не знаю как и охарактеризовать.

                    Приказ к тому, что подходы одинаковые. Поля, элеваторы, заводы, города.. Все в пепел!

                    По поводу Москвы - не знаю в какой школе вы учились, но сам Растопчин поначалу признался в организации поджога по глупости)).
                    В итоге был вынужден бежать от богатеев москвичей, потерявших свое имущество.... куда?
                    Правильно, в Париж, где и прожил свои лучшие 8 лет! laughing

                    Вот почитайте на досуге.
                    https://topwar.ru/193502-f-rostopchin-russkij-gerostrat-i-sumasshedshij-fedka.html?ysclid=mcrvxemuae647793475
                    1. Подходы одинаковые? Это фальшивки у вас одинаковые. Обвинить русских любой ценой, даже если в городе полностью властвовали французы.
                      Инструктором райкома работали?
                      1. +2
                        Вчера, 20:48
                        Подходы одинаковые? Это фальшивки у вас одинаковые. Обвинить русских любой ценой, даже если в городе полностью властвовали французы.
                        Инструктором райкома работали?

                        У вас фальшивка ассоциируется с иструктором райкома? laughing Ну а что, логично.

                        Я - нет не работал. Просто жизнь научила не доверять тому, чему учили в школе. laughing Предпочитаю жить в реальном мире и все проверять. hi
                      2. Перевешивать вину с французов, при чём когда их вина очевидна, на русских это у вас называется жить в реальном мире?
                        Перевешивание всего на русских отличительная черта тех лет.
                        А вы, собственно, с территории какой страны вещаете?
                      3. +1
                        Вчера, 21:19
                        Перевешивать вину с французов, при чём когда их вина очевидна, на русских это у вас называется жить в реальном мире?
                        Перевешивание всего на русских отличительная черта тех лет.
                        А вы, собственно, с территории какой страны вещаете

                        Вы или шутите так, или извините, совсем зомбированы.
                        Для всех современников и ныне здравомыслящих, было как раз очевидно, что Москву подожгли по приказу Ростопчина. Огромное количество свидетельств и наших и французских. Сам Александр I говорил, что пожар уничтожил Москву, но спас Россию.
                        Вы Пушкина читали в школе?

                        Нет, не пошла Москва моя
                        К нему с повинной головой,
                        Не праздник, не приемный дар —
                        Она готовила пожар
                        Нетерпеливому герою.
                        Отселе в думы погружен,
                        Глядел на грозный пламень он…

                        Из Москвы и вещаю. laughing
                      4. Вы занимаетесь клеветой. Город был полностью под французами и жгли его они. Какой ещё Пушкин, какой ещё Сталин с приказами? Вообще в себе? Как с простой логикой и элементарным восприятием информации. В городе были французы, они его грабили.
                        Украинец? Только так можно объяснить попытки свалить вину с больной головы на здоровую.
  6. +4
    Вчера, 07:54
    Смоленская губерния организовала ополчение еще до Манифеста Александра, т.е. идея витала в воздухе.
  7. -2
    Вчера, 11:10
    Знаете,мой осмелюсь сказать,что друг?Статья....ну просто....не в пример вчерашней....она великолепна,нет.Она-хороша!Словом-читается на *ура*.Моё,чисто моё мнение,ни от кого не зависящее. hi
  8. +1
    Вчера, 12:36
    "солдат ратнник конного полка"
  9. +2
    Вчера, 12:52
    "1,2 и 3 пехотные КАЗАЧЬИ" Камрады,, я не врубаю:с какого переляку Пензенская губерния стала казачей областью?
    1. +2
      Вчера, 16:23
      Вопрос резонный, но дело в том, что подразделения называемые - "казачьими" - далеко не всегда состояли из казаков. Часто и густо речь шла о экипировке. Помню читал, что в польском войске во время войны с Хмельницким была еврейская (!) казачья хоругвь. Ни евреев ни казаков в ней разумеется не было. Служили в ней поляки, вооруженные по-казачьи (точнее по-татарски) а евреи всю эту красоту финансировали bully
    2. Комментарий был удален.
    3. +1
      Вчера, 20:59
      Всего было 4 пехотных и 1 конный полков Пензенского ополчения. Они даже принимали участие в кампании 1813 г.
  10. +2
    Вчера, 20:54
    “Им, правда, выдали медали, причем много” - небольшое уточнение - золотые медали на Георгиевской ленте выдавались офицерам участвовавшим в сражениях, золотые на Владимирской ленте - офицерам не участвовавшим в сражениях, серебряные на Георгиевской ленте - ратникам участвовавшим в сражениях.
  11. 0
    Вчера, 22:11
    Цитата: Arzt
    Это ложь французов. Зачем её повторять? С помощью пожаров и оправдывались расстрелы.

    Вопрос тот же. Зачем сжигать город, в котором ты собрался зимовать? winked

    Наполеон входить в Москву:
    " Вот башни полудикие Москвы
    Перед тобой в венцах из злата
    Горят на солнце...
    Но увы! То солнце твоего заката .

    Лорд Байрон

    Наполеон в Москве смотрит из кремлёвского окна на пожар Москвы :
    Да как же эти варвары могли?
    Так над его трофеем надругаться,
    Все храмы , сорок сороков , сожгли ,
    А надо было лишь смирено сдаться.

    Леонид Старцев .
    Не французы , а москвичи подожгли Москву .
  12. -1
    Вчера, 23:46
    Паразиты-дворяне не только обирали народ, но и принуждали к военной службе, что вообще-то было только их обязанностью. Очень жаль, что в тот момент некому было возглавить и направить стремление крепостных к свободе, дабы вскормленные чужим трудом наконец принесли пользу почве