Рождение «Сучки»

Сколько уничижительных кличек досталось трудяге СУ-76. «Душегубка», «братская могила четырех танкистов», «пульнул-сбежал», «картонная броня» — казалось бы, и места нет среди них ничему хорошему. И наиболее прославилась она коротким, но емким словом «сука», или пренебрежительным — «сучка». Мы не станем сегодня пытаться развеять эти клички. Наша задача — всего лишь поведать вам о том, как создавалась эта интересная САУ, занявшая второе место по количеству произведенных в годы войны отечественных боевых машин.

Первое упоминание о проектных работах по созданию отечественных САУ военного времени относятся к сентябрю 1941 г., когда начальник второго отдела НКТП (техотдел) С.А.Гинзбург выдвинул предложение о разработке штурмовых и зенитных бронированных гусеничных машин на шасси легких и устаревших танков. Однако до конца 1941 г. эта инициатива широко не реализовывалась.

На совещании НКТП прошедшем 26-28 января и посвященном изучению опыта ведения боев в наступлении С.А. Гинзбург вновь поднял вопрос о создании легких САУ с мощным вооружением, уравнивающим их со средним или тяжелым танком и неожиданно нашел поддержку в лице Наркома и присутствовавшего также на совещании представителя наркомата обороны, которые увидели в предлагаемых конструктором боевых машинах вариант сильно вооруженного танка без башни и при этом очень дешевого и простого в производстве.


Рождение «Сучки»
«Штурмовая» САУ завода №37, 1942г.


***

3 МАРТА 1942 г. по наркомату танковой промышленности вышел приказ, предписывающий образовать на базе техотдела специальное бюро самоходной артиллерии. В качестве пробы пера спецбюро должно было в короткий срок разработать унифицированное шасси и силовой агрегат из узлов легкого танка Т-60 и грузовых автомобилей, на которое можно было бы установить 76-мм пушку с баллистикой дивизионного орудия обр. 1939 г. (УСВ) или танковой пушки обр. 1940 г. (Ф-34). Однако С.Гинзбург составил более обширный план работ в данном направлении. В частности, он предполагал в трехмесячный срок совместно с МВТУ им Баумана и НАТИ провести проектирование следующих машин с использованием узлов шасси Т-60 и моторов ГАЗ и ЗИС:
— 76-мм штурмового самоходного орудия поддержки;
— 37-мм зенитного самоходного автомата;
— 37-мм зенитного танка с башенной установкой конструкции Савина;
— легкого танка с 45-мм пушкой большой мощности и броней 45 мм;
— бронированного транспортера пехоты и боеприпасов (он же — санитарная машина, машина технической помощи и самоходный миномет);
— артиллерийского тягача.

Схема унифицированного шасси предполагала применение 2-х двигателей ЗИС, ГАЗ-АА, или ГАЗ-ММ со своими КПП по бортам в передней части САУ (весьма привлекательное с точки зрения компактного размещения), просторное боевое отделение (грузовую платформу, или бронированную кабину для стрелков), расположенное в корме машины и подвеску на 5-6 опорных катках.

14-15 апреля 1942 г. состоялся пленум арткомитета ГАУ, на котором также поднимались вопросы создания САУ. Артиллеристы выработали собственные требования к самоходным установкам и выдвинули собственные ТТТ, которые отличались от выдвинутых 2-м отделом НКТП. В июне 1942 г. распоряжением ГОКО была выработана совместная программа НКВ и НКТП по созданию «системы самоходной артиллерии для вооружения Красной Армии».

При этом на Наркомат Вооружения (НКВ) возлагались задачи разработки и изготовления артиллерийской части будущих САУ, а наркомат танковой промышленности должен был заниматься их ходовой частью и энергетическими установками. Общую координацию работ по САУ должно был осуществлять спецбюро НКТП под руководством С.А.Гинзбурга.

Тем временем, к концу апреля завершилось проектирование унифицированного шасси для программы САУ, но для исполнения были выделены средства только на штурмовое орудие поддержки в безбашенном исполнении массой 7,5-8 т и 37-мм зенитный самоходный автомат кругового обстрела.

Рождение «Сучки»
76-мм «штурмовая» САУ ГАЗ-71. 1942г.


Ответственным исполнителем по изготовлению машин был назначен завод № 37 НКТП. Тогда же КБ В.Г.Грабина по ТТЗ НКТП разработало «самоходный» вариант своей новой дивизионной пушки ЗИС-3, названный ЗИС-ЗШ («штурмовая»). В мае-июне 1942 г. опытные образцы «штурмовой» и «зенитной» САУ были изготовлены и поступили на испытания. К сожалению, отчет по испытаниям этих интересных самоходов пока не обнаружен, равно как неизвестен и их войсковой индекс. Но испытания, судя по всему, закончились успешно, так как в июне 1942 г. последовало распоряжение ГО-КО о скорейшей доводке машины и подготовке серии для проведения войсковых испытаний. Но начавшееся вскоре крупномасштабное сражение за Сталинград, потребовало от завода № 37 срочного наращивания выпуска легких танков и заказ на изготовление опытной серии самоходных пушек был отменен.

Осенью 1942 г. командование Красной Армии запланировало проведение ряда крупных наступательных операций, при разработке которых делалась попытка учесть уроки зимнего наступления под Москвой, когда артиллерия среднего, и особенно, — крупного калибра (столь необходимая для сокрушения вражеских укреплений и противодействия танкам) постоянно отставала от наступающих танковых (и пехотных) подразделений. 19 октября 1942 г. по ходатайству ГАУ РККА Государственный Комитет Обороны принял решение № 2429сс о разработке и подготовке серийного производства «артиллерийских самоходов» калибром от 37-мм до 152-мм. Ответственными исполнителями по «штурмовым САУ» были назначены Коломенский завод № 38 им. Куйбышева и ГАЗ им. Молотова, по зенитным САУ — завод № 37, а по тягачу и транспортерам — КБ НАТИ.

Рождение «Сучки»
СУ-76 на Волховском фронте. Март 1943 г


При создании «штурмовой САУ» предлагалось остановиться на компоновочной схеме, предложенной спецбюро САУ НКТП (с двумя параллельно спаренными двигателями в передней части машины и просторным боевым отделением в корме).

В соответствии с заданными тактико-техническими требованиями в ноябре 1942 г. завод № 38 и ГАЗ представили на госиспытания свои первые образцы «штурмовых САУ», вооруженных 76-мм дивизионной пушкой ЗИС-ЗШ на шасси с параллельно спаренными двигателями, работающими на общий вал. Машина горьковчан имела индекс ГАЗ-71, а машина завода №38 - СУ-12.

Несмотря на то, что ГАЗ-71 несла два параллельно спаренных двигателя, ее компоновка отличалась от рекомендованной спецбюро САУ НКТП. Если в принятой за эталон компоновке (которой следовали и инженеры завода № 38 под руководством М.Щукина) предусматривалось размещение водителя между двигателями по оси машины и передним расположением ведущего колеса, то горьковчане сделали все несколько иначе. Двигатели в ГАЗ-71 теснились у правого борта, водитель размещался слева от продольной оси машины, а ведущее колесо было перенесено назад. Это привело к необходимости применения длинного карданного вала, который резко ухудшал надежность трансмиссии.

19 ноября 1942 г. приемочная комиссия составила акт, согласно которому образец автозавода был назван не отвечающим требованиям технического задания и не обладающим надлежащей надежностью. СУ-12 же был рекомендован к принятию на вооружение, с оговоркой о необходимости проведения повторных пробеговых испытаний. Пробег был проведен в короткий срок, однако он велся по дорогам и возможно потому никаких крупных дефектов в конструкции машин отмечено не было.

В январе 1943 г. началось серийное производство СУ-12, получивших войсковой индекс СУ-76. Первые машины были переданы заказчику 14 января и вскоре прошли на формирование двух полков САУ смешанной организации. Вместе с машинами на фронт выехала также комиссия НКТП под председательством С.А.Гинзбурга. После обучения воинских команд, 1433 и 1434 полки, в составе которых имелись как СУ-76 (СУ-12), так и СУ-122 (У-35) отправились на Волховский фронт, где в это время шли бои по деблокаде Ленинграда.

Рождение «Сучки»
СУ-76 на Волховском фронте. Март 1943 г


Первые боевые испытания длились недолго — всего десять дней, в ходе которых была отработана наиболее удачная тактика поддержки наступающих пехотных и танковых подразделений. Тактика заключалась в том, что самоходы, двигаясь позади наступающих пехотных цепей, или танков на расстоянии 300-600 м, подавляли огнем с остановок обнаруженные огневые точки, а после прорыва линии обороны, охраняли наступающие порядки от контратак вражеских танков.

Стрелять с закрытых позиций самоходам приходилось очень редко, так как в условиях неподвижного фронта войска вполне обходились имевшейся в наличии более дешевой дивизионной артиллерией.

По завершении первых десяти дней войсковых будней, заводские команды были большей частью сменены фронтовыми экипажами, и самоходки включились в плановые бои, которые прошли 13-15 февраля в районе Смердыни.

Однако к моменту начала этих боев большинство СУ-76 уже вышли из строя, причиной которого были поломки коробок передач и главных валов, которые не выдержали условий фронтовой эксплуатации. Но в то время это еще не вызвало опасений.

Казалось, что на поверхности лежит самое простое решение — усилить конструкцию валов, что легко было выполнено. Но такие «усиленные» машины начали выходить из строя даже чаще, чем прежние. Стало понятно, что машины обладают глобальным конструктивным дефектом. Поэтому 21 марта 1943г. производство СУ-12 было остановлено до выяснения причин возникновения дефектов и путей их возможного устранения.

Рождение «Сучки»
Испытания СУ-76М (СУ-12М) на НИБТ-полигоне. Весна 1943 г.


Чтобы скомпенсировать вынужденное снижение объемов выпуска СУ-76, остро требовавшихся на фронте и восполнить их количество, пока не будет найдено эффективное решение, заводу № 37, эвакуированному в Свердловск, 20 марта 1943 г. был дан заказ на изготовление 200 шт. 76-мм СУ-С-1 (СУ-76(И)) на базе трофейного танка PzKpfw III. Всего до осени 1943 г. заказчиком было принято 201 шт. таких САУ, после чего их производство более не возобновлялось, так как конструктивный дефект в отечественных легких САУ был преодолен.

Однако это было не так просто, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в процессе работы двух двигателей на общий вал необходимо было синхронизировать их обороты, так как иначе на валу возникали крутильные колебания, резонансная частота которых находилась в рабочем диапазоне оборотов мотора. Самое страшное, что ее пиковое значение приходилось как раз на наиболее нагруженный режим работы, соответствующий движению САУ на второй передаче по глубокому снегу и грязи. Надо было срочно найти способ устранения резонансов крутильных колебаний, чем и занялось спецбюро САУ и ОГК НКТП в целом. Работы велись по двум направлениям: гашение крутильных колебаний рабочего вала, или синхронизацию работы моторов.

Синхронизация моторов, расположенных на расстоянии друг от друга, тем более когда между ними сидел механик-водитель, выливалась в отдельную проблему. Это было принципиально возможно только в случае повторения пути горьковских танкостроителей — максимальному сближению моторных агрегатов, что вело к серьезной переделке конструкции САУ в целом, а значит — реальной и длительной остановке их выпуска в то время, как они остро требовались для предстоящих летом 1943 г. наступательных операций.

Рождение «Сучки»
Испытания СУ-76М (СУ-12М) на НИБТ-полигоне. Весна 1943 г.


Поэтому С.А.Гинзбург и М.Щукин избрали другой путь — гашение резонансов крутильных колебаний на валу. В марте-апреле 1943 г. в Кирове прошли испытания машины СУ-12М, отличавшейся от СУ-12 рядом усовершенствований. Между моторами и КПП были установлены две пружинные упругие муфты, а между двумя главными передачами на общем валу — фрикционная проскальзывающая муфта. Моторы дополнили подмоторными амортизаторами. Принятые меры резко снизили аварийность главных передач СУ-12М. Необходимость в легких САУ была столь велика, что в мае 1943 г. СУ-12М пошли в серию под индексом СУ-76М.

Здесь необходимо сделать некоторое грустное отступление, от истории машины к судьбе человека. Дело в том, что весной 1943 г. по приказу Ставки для расследования причин невыполнения заказов НКО по 76-мм СУ-76 (СУ-12) и.о. наркома танковой промышленности И.Зальцман образовал специальную комиссию под собственным председательством. Комиссия работала споро и быстро, но не нашла других причин невыполнения заказов, кроме виновных. Таковыми были объявлены С.А.Гинзбург (к тому времени — начальник Отдела Главного Конструктора НКТП), а также директор завода № 38 Яковлев и бывший главный конструктор завода № 37.

Рождение «Сучки»
Передача СУ-76М представителям действующей армии. Май 1943г.


Но если последние подверглись довольно легкому наказанию (временное отстранение от руководства работами и выговоры), то начальник ОГК НКТП, как «главный виновный» был в апреле 1943 г. отправлен на фронт начальником ремонтной службы одного из танковых корпусов. Вскоре И.Сталин поинтересовался, что сделано по устранению дефектов СУ-76, и как восполнена их недостача. А узнав, что деятельность наркомата ограничилась наказаниями, он обрушил на головы руководства НКТП свой гнев, изложенный в двух письмах и телеграмме, где «... подобное наказание талантливого конструктора и танкостроителя СССР, товарища Гинзбурга ...» называлось «...гнусным преступлением!», а «...фактическое бездействие руководства наркомата...» по его мнению, «...оставило Красную армию совсем без самоходной артиллерии».

С.А.Гинзбург был отозван с фронта приказом Ставки, но было поздно, так как отозвание, по воспоминаниям Л.Горлицкого, пришло лишь через один, или два дня после его трагической гибели.

Как бы то ни было, к лету 1943 г. СУ-76М (СУ-12М) пошли в войска и учебные подразделения. Их массовое боевое применение имело место на Курской дуге и именно тут родились устойчивые слухи о ненадежности механизмов СУ-76, продержавшиеся всю войну и тут же появились первые уничижительные клички в адрес этой боевой машины, в частности «братская могила четырех танкистов», «сука» и «душегубка».

Рождение «Сучки»
СУ-76М(СУ-12М)на Белгородском направлении. Курская битва, июль 1943 г.


Это объяснялось отчасти и тем, что САУ отдали в подчинение танковых войск, а это было чревато тем, что большинство из них применялись большей частью именно как танки без башни. И потому отработанная еще в самом начале года тактика часто менялось с точностью до наоборот — сравнительно толстобронные танки шли под прикрытием СУ-76/СУ-76М, защищенных противопульной броней. Но были и другие причины.

Лето было жарким и СУ-12М, практически не имевшая нормальной вентиляции боевого отделения, была обозвана «душегубкой», как впрочем, и СУ-76(И), испытывавшая в это время сходные проблемы. Уже в первых числах июля Наркоматом было рекомендовано демонтировать «вплоть до фартука перископического прицела» крышу боевой рубки, или установить на крыше СУ-76М дополнительный вытяжной вентилятор. Машина со снятой крышей понравилась в войсках, несмотря на то, что дождь лил на головы экипажа, а закрепить брезент было непросто.

Механики-водители тоже не особо любили СУ-12М, так как сидеть посередине между моторами было довольно неприятно, как не очень удобно было оперировать для управления САУ одной рукояткой, обслуживающей два КПП, издававшими из-за несинхронной работы множественные посторонние шумы. Случавшиеся поломки механизмов также не добавляли любви этим машинам.

Рождение «Сучки»


И хоть по надежности работы они уже почти не отличались от средних САУ, ремонтировать их все-таки приходилось большей кровью, так как ремонт почти всегда сводился к замене КПП, главного вала или главных передач.

Радикальная модернизация СУ-76М, как говорится, назрела и вскоре состоялась. Однако отдельные машины типа СУ-12М дожили в войсках до середины 1944 г, когда приказом нач. Бронетанкового управления КА, были выведены в учебные подразделения.

Рождение «Сучки»
СУ-12М со срезанной крышей. Июль 1943 г.


КРАТКАЯ ТТХ СУ-76М (СУ-12М)
Боевой вес ...............11,2т
Погрузочный вес ..........9,7 т
Полная длина ...............5000 мм
Полная ширина ............2740 мм
Полная высота ..............2200 мм
Ширина колеи .............2390 мм
Клиренс ....................300 мм
Ср. удельн. давление .....0,57 кг/см2
Макс, скорость ...........44 км/ч
Скорость по проселку .......15 км/ч
Скорость по целине .........10 км/ч
Предельный подъем ..........30°
Предельный крен ..........35°
Предельный спуск ...........30°
Ширина рва .................2,0 м
Глубина брода .............0,9 м
Вертикальная стенка ........0,6 м
Запас хода по шоссе .......250 км
Запас хода по проселку .....175 км
Вооружение
76,2-мм пушка ЗИС-ЗШ .......1 шт
Панорама Герца ............2 шт
Перископ разведчика ........1 шт
Смотровые приборы ........4 шт
Пистолет-пулемет ..........2 шт
Патроны ..................1065 (15 дисков)
Двигатель ГАЗ-202 ..........2 шт
КПП типа ГАЗ-АА ............2 шт
Движитель ..................гусеничный
Ведущее колесо .............впереди
Число траков ...............2 х 93 шт
Подвеска ...................торсионная
Число опорных катков .......12 шт
Число поддерж/ роликов .....6 шт
Радиостанция типа ..........9-РМ, 12-РТ

Рождение «Сучки»
Львовское направление, Чернов, 1944 г.
Автор: Михаил Свирин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 19
  1. Mikhado 12 апреля 2013 08:45
    При грамотном применении - отличная штука, хотя жаль, что всё-таки не была реализована концепция а-ля Хетцер, живучесть была бы получше.
    А на этой платформе побольше бы выпустили ЗСУ, да пораньше, когда все еще сильные Люфтваффе трепали наши колонны на марше.
    1. BigRiver 12 апреля 2013 09:19
      Цитата: Mikhado
      При грамотном применении - отличная штука, хотя жаль, что всё-таки не была реализована концепция а-ля Хетцер, живучесть была бы получше.

      Именно! При "грамотном".
      "Голож..ый Фердинанд" - это ниша легкой штурмовой САУ, типа Штурмгешютца.
      А Хетцер - Ягдпанцер для противотанковых дивизионов.
      Но, даже при схожести задач с гансовским Штурмом, Су-76 предполагалось использовать только во второй линии.
      1. Газпром 12 апреля 2013 10:46
        Су-76 предполагалось использовать только во второй линии

        а не нередко в и первой, что приводило к большим потерям
        Газпром
    2. avt 12 апреля 2013 10:47
      Цитата: Mikhado
      хотя жаль, что всё-таки не была реализована концепция а-ля Хетцер, живучесть была бы получше.

      Ну не факт . Кстати на трофейных трешках ее все таки реализовали . Но надо делать скидку на то что машина военного времени и у гансов кстати полно было машин с открытым верхом,как специализированных противотанковых ,так и классических САУ. Как видим инженерное решения военного времени схожи .
      avt
    3. Владыка Ситх 12 апреля 2013 14:29
      Вот кстати небольшое видео о Су-76

  2. Денис 12 апреля 2013 09:03
    Сколько уничижительных кличек досталось трудяге СУ-76. «Душегубка», «братская могила четырех танкистов», «пульнул-сбежал», «картонная броня» — казалось бы, и места нет среди них ничему хорошему
    Видно и тогда своих петросянчиков хватало.Это как с а\м Ока-приколов много,но дела никто не имел.Сам то я её видел лишь как экспонат,но те кто на ней,именно на ней а не где то рядом,воевал отзывались хорошо.С душегубностью,т.е. загазованностью проблема сразу решилась когда крышу боевого отделения убрали.Тонкая броня-так то не танк,а пушка которая сама движется и её 76мм хватало,тем более пушка проверенная.
    Если смотреть более глобально то тоже всё как надо.Собирали в основном из того,что уже было,не изобретая нового.Что в военное время много значит.Про пушку сказано + проверенный автомобильный агрегат
    автору +
  3. avt 12 апреля 2013 09:23
    В книге Михаил более подробно описал ,наверное продолжение будет ,там он еще воспоминания фронтовиков приводил .+
    avt
  4. пенсионер 12 апреля 2013 09:36
    Цитата: avt
    В книге Михаил более подробно описал ,наверное продолжение будет ,там он еще воспоминания фронтовиков приводил .+

    Самоходки Сталина - прекрасная книга. Кто еще не прочитал - завидую. Знаком с нач. одного из отделов завода, где самоходки выпускают. Много интересного узнал о Горлицком. Давно ищу воспоминания Горлицкого в так сказать концентрированном виде. Попадаются только отрывки. Кто знает - подскажите где взять.
  5. Iraclius 12 апреля 2013 10:35
    Помню, как мучались с БТР-70 и его двумя движками. Как вспомню, так вздрогну.
    Испытываю чувство глубокого уважения к тем воинам, которые воевали на Су-76М. Машина получилась не слишком удачной, но большого выбора и не было. Впрочем, при грамотном применении и она давала жару. good

    Экипаж самоходного орудия СУ-76 А.Р.Лалака ведет огонь в населенном пункте провинции Бранденбург. Германия, 1-й Белорусский фронт.

    Гвардии старший лейтенант Алексей Романович Лалак, украинец. 1920 года рождения. Командир СУ-76 1729-го самоходно-артиллерийского полка. Награжден орденом Отечественной войны 2 степени.
  6. Canep 12 апреля 2013 10:43
    Не знаю за что СУ-76 так ругали, пушка ЗиС-3 вообще без брони, и таскать ее еще чем то надо, а артиллеристам она нравилась, а тут на мобильной платформе, да еще и хоть и слабо но бронированная. Может кто то на ней в атаку пытался ходить. К стати на этом шасси получился бы хороший БРТ, пушку убрать, борта повыше, пулемет на крышу, хватит места для 8-10 человек десанта.
    1. BigRiver 12 апреля 2013 11:57
      Цитата: Canep
      Не знаю за что СУ-76 так ругали,..Может кто то на ней в атаку пытался ходить...

      Основная причина недовольства экипажей, насколько я знаю, была тем, что САУ зачастую, использовали, как танки НПП.
      Организационно самоходы объединялись в САПы, САБры, дивизионы и придавались ТА и общевойсковым армиям. И вот пехотные командиры их частенько использовали, как танки.
      Типа: "...во-о-он ту высотку/деревеньку/хуторок видишь? Давай туда, а моя пехтура за тобой!"
      На неподавленной обороне, там, где Су-85/100 может и выжить, Коломбине - крышка.
      Ей хватит и 20 мм Флака.
      1. xan 12 апреля 2013 20:14
        Цитата: BigRiver
        Типа: "...во-о-он ту высотку/деревеньку/хуторок видишь? Давай туда, а моя пехтура за тобой!"

        Это убийство, причем со стороны командира.
        За такое дисбат как минимум надо
        xan
  7. Evrepid 12 апреля 2013 11:32
    Интересная статья.
    Как обычно. все гениальное просто. :)
    Есть недостатки, но после доработок получилось то, что сейчас широко используется.
  8. Газпром 12 апреля 2013 19:37
    кстати, а почему именно "сучки"?
    имхо не самое лучшее прозвище, что тогда не назвать
    Рождение «Душегубки»,
    или Рождение "п-ц расчету"
    очень хорошие и емкие названия, сразу мильон релайков, ретвитов,
    пс. пофиг что автор Свирин..
    Газпром
  9. bublic82009 12 апреля 2013 20:05
    эта машина как и Т-34 сыграла свою роль в победе в ВОВ не маловажную роль
    bublic82009
  10. AlexMH 12 апреля 2013 20:26
    Немецкий аналог - "Мардер", а отнюдь не "Хетцер", хотя немецкие машины больше затачивались на борьбу с танками. Машина - полностью продукт военного времени, в ней все заточено под простоту и дешевизну, чтобы дать пехоте простое средство поддержки огнем. Да, вариант с двумя двигателями - всегда хуже одного, но зато движки автомобильные, недефицитные, и ходовые качества неплохие. Противопульная броня - а если ставить хотя бы 50 мм лобовую, сразу поползут все остальные параметры, и шасси другое надо, и движки...и выйдет ухудшенная Су-85. Орудие - ЗиС-3 - для борьбы с тяжелыми танками уже слабовато, средние поражает уверенно, для огневой поддержки пехоты - идеально. Ну так опять, ставить 85-100 мм пушку или 122 гаубицу - машина выходит за пределы имеющегося шасси. Были варианты с 57-мм ЗиС-2 - в серию не пошли, потребность в чисто противотанковой самоходке закрывалась Су-85. Зато с открытым верхом (Су-76М) возможность выжить у экипажа намного выше, и обзор лучше. Читал мемуары наводчика Су-76 - машину хвалит. Собственно, все проблемы были только от тактически неправильного применения самоходок. А для непосредственной поддержки пехоты Су-76 была очень удачна - дешевая (а значит массовая), хорошая проходимость, высокая скорострельность, удобная связь с пехотой (можно просто проорать:))
    AlexMH
  11. Karlsonn 12 апреля 2013 20:54
    Цитата: AlexMH
    Собственно, все проблемы были только от тактически неправильного применения самоходок.


    полностью согласен hi
    это даже отразили в эпизоде замечательного фильма "На войне как на войне"
    а вот вполне грамотное использование "самочки"

    на фото:

    Советская САУ СУ-76М ведет бой на улице Берлина.

  12. rexby63 12 апреля 2013 22:38
    «СУ-76», «Коробок», «Жу-жу», «Прощай, Родина», «Четырехместный гроб». Так называет ее писатель Колесов Константин Павлович. Почитайте его "Самоходку номер 120".
    1. ВасВасГром 25 января 2014 14:25
      Отец говорил на фронте её называли "ЖУ-ЖУ".
      ВасВасГром
  13. Argon 12 апреля 2013 23:08
    Вааще статья не оконченная какая то,она вероятно является частью какого то большого текста и абсолютно не адаптированна для отдельной публикации.По сути речь в ней идет о первой версии шасси под орудие ЗиС-3,я не спец по истории БТТ и могу ошибаться, но в войсках ее не называли Су-76 по документам она шла как М-12,а в войсках по аналогии с другими недавно появившимися артсамоходами ее назвали Су-12.Далее в статье речь идет о судорожных попытках НКТП исправить не исправимое введением демферов в кинематику двухпоточной трансмисии,что в принципе не возможно.И о результате,кастрированном варианте М-12 с отрезанной крышей которую автор почему то называет Су-76М.Утверждая,что крышу срезали для вентиляции.Для вентиляции ставят вентиляторы,край,снимают кормовую плиту рубки вместе с дверцами.крышу срезали,чтоб снизить массу,дабы убогая трансмиссия хоть один бой выдержала.Речь о знаменитой"Суке"идет ровно в одной ,предпоследней строчке статьи,однако читатели о этом не догадываются судя по комментариям.Хочется еще сказать,что народное прозвище,дорогого стоит,даже такое обидное."С....а"-человек,как правило женщина не оправдавший надежд,предавший.Такой собственно она и была с рождения и до самого снятия с вооружения,за танками не поспевала,поддерживать пехоту с закрытых позиций не могла в силу отсутствия связных структур управления в горизонтали пехотный полк-арт батальон.В итоге по существу использовалась как штурмовая арт система а слабое бронированное приводило к большим потерям.
    1. BigRiver 13 апреля 2013 06:51
      Цитата: Argon
      ... могу ошибаться, но в войсках ее не называли Су-76 по документам она шла как М-12,а в войсках по аналогии с другими недавно появившимися артсамоходами ее назвали Су-12.
      ...с закрытых позиций не могла в силу отсутствия связных структур управления в горизонтали пехотный полк-арт батальон.В итоге по существу использовалась как штурмовая арт система а слабое бронированное приводило к большим потерям.

      Чтобы не ошибаться треба смотреть штаты.
      Смотрим самый первый штат №08/158 от декабря 1942:
      САП РВГК
      Управление полка
      Штаб полка
      взвод управления - 1 СУ-76, командира полка
      Батарея СУ-76 (4 СУ-76)
      Батарея СУ-76 (4 СУ-76)
      Батарея СУ-76 (4 СУ-76)
      Батарея СУ-76 (4 СУ-76)
      Батарея СУ-122 (4 СУ-122)
      Батарея СУ-122 (4 СУ-122)
      Взвод боепитания
      Хозяйственный взвод
      Парковый взвод
      Полковой медицинский пункт
      Артиллерийская ремонтная мастерская

      "...в силу отсутствия связных структур управления в горизонтали пехотный полк-арт батальон."

      Что за зверь такой невиданный - арт-батальон?
      Для стрельбы с закрытых позиций у стрелковой дивизии есть свои средства.
      Отдельные легкие САПы РВГК создавались не для этого.
  14. i.xxx-1971 14 апреля 2013 22:53
    Хорошая машина. "Самочка" наиболее подходящее название.
    i.xxx-1971
  15. Алекс 28 сентября 2013 15:07
    Свирину "+", как всегда hi . А вот впечатление, что перед войной в нашем военном руководстве роль САУ, мягко говоря, недооценивали, только усилилось. Займись этим вопросом раньше, смотришь и тактика применения была бы более грамотной, и конструкции вот так судорожно создавать не пришлось бы, да и сама конструкция более удачной вышла бы. И Гинзбурга жалко. Да, если бы, да кабы...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня