1986 год: танк на трассе Западный Берлин – Ганновер

10 253 16
1986 год: танк на трассе Западный Берлин – Ганновер
Фото иллюстративное и не имеет прямого отношения к повествованию


Генерал Чечеватов на связи


На тыловом пункте управления 47-й гвардейской танковой Нижнеднепровской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого дивизии осенью 1986 года в штабной машине подполковника Фёдорова раздался звонок. Поздним осенним вечером в самый разгар командно-штабных учений заместителю командира дивизии по технической части звонил генерал Виктор Чечеватов, командующий 3-й общевойсковой армией в Группе советских войск в Германии. Связь шла через засекречивающую аппаратуру, поэтому говорил командарм медленно и чётко:



«Федоров. Это Чечеватов. На трассе Западный Берлин – Ганновер с моста упал танк. Твоя задача до начала интенсивного движения этот танк убрать. Доложить лично об исполнении».

На часах было около десяти часов вечера. Ремонтный батальон в учениях не участвовал. Он остался в Хиллерслебене — в месте постоянной дислокации дивизии. Зампотех Федор Федоров организовал отправку из рембата тройки БТС-4 к точке падения боевой машины и направился туда сам. Никаких подробностей к тому времени не было — ни количества пострадавших, ни масштабов повреждений танка и дорожного полотна, ни характера аварии. Главное было успеть до рассвета убрать боевую машину с автобана.


Фото иллюстративное и не имеет прямого отношения к повествованию

Добрались до места аварии примерно к полуночи. Автомобильный мост пересекал четырехполосную трассу под прямым углом, был оцеплен гэдээровской полицией и освещен проблесковыми маячками. На асфальте поперек трассы вверх гусеницами лежал свалившийся с моста Т-64. Экипаж жив-здоров и в состоянии легкого шока обитает поблизости.

Надо отметить, что танк был непростой. В каждой танковой армии в составе ГСВГ был сформирован отдельный танковый полк или, в просторечии, «полк смертников». По штату в полку было больше танков, чем обычно, но отсутствовала ремонтная рота. Тягачей не было. Они были не нужны. В задачи полка, находившегося на постоянном боевом дежурстве, входило по тревоге выдвинуться на заранее обозначенный рубеж и встретить наступающие войска НАТО. Танкисты должны были выиграть время для полноценного развертывания остальных подразделений армии. Разумеется, шансов на выживание у полка было немного.

В ходе описываемых командно-штабных учений осенью 1986 года танковый полк 3-й армии по учебной тревоге поднял генерал армии Пётр Глушев, командующий ГСВГ. «Шестьдесятчетверка», лежащая вверх гусеницами поперек автобана, была как раз из состава этого специального полка. Само собой, танк был с полным боекомплектом.

Перевертыш


Первым делом организовали выгрузку боекомплекта через эвакуационный люк в днище танка. Это была самая опасная часть операции. До конца не было понятно, в каком состоянии механизм автомата заряжания, снаряды и боевые заряды. Могло рвануть на всю округу, и тогда бы о катастрофе узнали по всему миру. Пока же это была авария. Учитывая высоту эстакады немецкого моста, экипажу невероятно повезло. Т-64 весил около сорока тонн и не оснащался ремнями и подушками безопасности. Тем не менее критических повреждений подполковник Федоров не обнаружил ни у одного из членов экипажа. Синяки были у всех, а один даже немного прихрамывал.

Танк шел поздним вечером в колонне поднятых по тревоге боевых машин, и механик-водитель банально заснул за рычагами. В том, что командир и наводчик спали с самого начала, не было никаких сомнений. Это и спасло бойцов, смягчив последствия падения вниз башней. Примерно так же ограничиваются ссадинами и ушибами хорошо выпившие герои, выпавшие со второго-третьего этажа. В аналогичных условиях трезвый гражданин рискует здорово переломать кости. Как бы то ни было, экипаж с прибывшими ремонтниками вынули и сложили на придорожном газоне боекомплект Т-64 примерно за пару часов.

В колонне танк шел с развернутой против движения пушкой, и когда упал с моста, это с ним сыграло злую шутку. Точнее, не с ним, а с местным бюргером на «Трабанте». Заезжая на скорости под эстакаду, водитель увидел перед собой рухнувшую сорокатонную махину и успел отвернуть руль в сторону кормы танка. Это понятно – никто не готов налететь на 125-мм стальную трубу. Только вот башня была развернута, «Трабант» врезался в пушку, а водитель сломал обе ноги. На момент прибытия зампотеха и эвакуационной группы из Хиллерслебена несчастного уже увезли в больницу.

Представьте себе немецкий автобан 80-х: чистый, подстриженный, с идеальными кюветами. Цветы, газоны, строгий порядок. И вот по нему ползут три гусеничных тягача, чтобы перевернуть вмятую в асфальт «шестьдесятчетвёрку». У немецкого бюргера разворачивающиеся в ту ночь события могли вызвать инфаркт. Пока тройка тягачей пробиралась к перевертышу, перепахать местные красоты они успели знатно.

Первый тягач зацепил трос к дальней от него гусенице (или к балансиру) Т-64 и потянул. Задача была перевернуть танк. Не получилось – БТС-4 беспомощно вращал гусеничными лентами. На помощь отправился второй тягач, но он застрял в кювете. Третьим решили так не рисковать и направили к первому по альтернативному пути. По какому конкретно уже не вспомнить, но машина успешно миновала влажные участки почвы и встала в сцепку. Но это не помогло – танк оставался лежать вниз башней. Немцы вокруг подгоняют. До утреннего трафика остается пара часов. Трасса между Западным Берлином и Ганновером имеет международное значение со всеми вытекающими последствиями.


Фото иллюстративное и не имеет прямого отношения к повествованию

После раздумий подполковник Федоров принимает решение использовать застрявший неподалеку тягач в качестве якоря. Его подцепили через полиспаст к сцепке тягачей с «шестьдесятчетверкой» и снова потянули. Перевертыш начал медленно подниматься… Рухнул танк с оглушительным грохотом, и, казалось, половина дела была сделана. Присутствующие заметили, насколько башня танка, обладавшая несравнимо большей жесткостью, промяла корпус боевой машины. Т-64 после приземления стал ниже на 10-15 см, не меньше. Позже танк отправили на капремонт и через некоторое время вернули в строй.

Пока Т-64 переворачивали, он умудрился приземлиться гусеницами на трос, чем серьезно осложнил эвакуацию. Тягач-якорь отцепили, оставшаяся пара подобралась поближе и с разгона выдернула трос. С шумом и искрами из-под гусениц.

Эпопея продолжилась. Танк разумно решили не заводить — никто ручаться за техническую исправность силовой установки не стал. Тем более вмятина на асфальте была обильно полита моторным маслом. Т-64 оттащили метров на сто и оставили в удобном для эвакуации месте на обочине. Движению по трассе он больше не мешал. Если, конечно, не учитывать внушительную вмятину под мостом, достигающую бетонного основания автобана. Как с ней справились местные дорожники, история умалчивает. Как и умалчивает она, кто, когда и куда вывез злополучный танк после отбытия эвакуационной группы подполковника Федорова. Но до отбытия еще надо было вызволить из плена тот самый тягач. Мучились с ним не менее часа, к утру перепахав ухоженные немецкие газоны в грязевое месиво. Распоряжение командарма Чечеватова было выполнено вовремя, о чем подполковник доложил из тылового пункта управления. «Я знаю», — сказал он и положил трубку.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    Сегодня, 04:16
    Спасибо Евгений, что поделились историй! Главное ребята после аварии остались живыми.
    Сколько еще любопытного из той армии, о которой многие знают только - «копай рядовой от забора до заката»!
    Всем хорошего дня!
    1. +12
      Сегодня, 08:29
      Доброе утро .
      Были со мной случай . Случилось на ДВ , Приморье .
      Ученья шли уже почти неделю , устали все , спали не более 3-5 часов в сутки . Часто меняли места расположения . Я шел в колоне последним , ( БТР60ПБ ) . Буран такой , что следы от впереди идущей машины заметало через несколько минут . Колона остановилась на какое то время и я уснул положа голову на руль .
      Проснулся , а впереди никого и нет . Со мной кроме двух радистов были майор и капитан из штаба дивизии . Уснули все . Я разбудил капитана , он сидел рядом , майор спал на диванчике сзади , но и он проснулся и начал меня стыдить .
      Но капитан его оборвал , мол все уснули , чего тут виноватого искать . Следов никаких в поле . Капитан взял карту , подумал минутку и мы поехали . Вывел он меня совсем с другой стороны . Остановились где то в кустах , выключили свет и стали ждать своих . Минут через 30 показалась змейка огней . (дело было ночью) . Он приказал мне после проезда колонны пристроиться сзади и продолжать движение . Кроме моих « пассажиров» никто и не заметил что мы на какое то время пропали .
      Капитан показал себя человеком , если сравнивать с майором .
      Мы и позже с ним часто вместе участвовали в ученьях , и вспоминали и даже смеялись над этим приключением .
      Удивляться не надо что танкист уснул , все мы люди и всем нужен отдых .
      Спасибо за статью , прочел с большим интересом .
      Кто то в комменте предложил Курилку восстановить . Поддерживаю . Житейские случаи из службы читаются с интересом .
      1. +5
        Сегодня, 09:31
        я однажды ехал за рулем из волгограда в астрахань , зима ,уже стемнело и буран был такой что левая обочина была не видна , правая слава блогу видна . два пассажира смотрели за обочинами и так ехали , 30 км в час , жесть ! часа 4 так ехали , потом полоса бурана кончилась и пошло дело лучше .все бывает , и хорошо если все хорошо кончается .
  2. +16
    Сегодня, 04:20
    На то они и учения! Иногда приключения некоторых "солдатиков" вносят такой фактор неожиданности, который не смогли бы внести ни какие вражеские диверсанты! Хорошо ещё, что механик уснул не в каком-нибудь маленьком немецком городке, сделав его ещё меньше. Так... на пару домов. Начальству пришлось бы срочно искать оперативное подразделение военных строителей. ))) Больше историй интересных и познавательных!
    1. +22
      Сегодня, 05:24
      На асфальте поперек трассы вверх гусеницами лежал свалившийся с моста Т-64
      — Танк? А чего его бояться? Его достаточно перевернуть, и он вам ничего не сделает
      Экипаж жив-здоров и в состоянии легкого шока обитает поблизости.
      Преподаватель военной кафедры: - Танк развивает скорость до 80 километров в час. Потом, танк теряет управление... - А потом-то как? - с ужасом задаёт вопрос курсант. - Что как? Все нормально, ничего страшного. Вы ведь в танке!
      Больше историй интересных и познавательных!
      Хорошо бы вернуть рубрику «Курилка»,кто помнит..Там бы и делились подобными историями разные рода войск,было интересно!
      1. +10
        Сегодня, 05:59
        Цитата: не тот
        Хорошо бы вернуть рубрику «Курилка»,кто помнит..Там бы и делились подобными историями
        Отличная идея!
    2. Комментарий был удален.
  3. +10
    Сегодня, 04:24
    И вот по нему ползут три гусеничных тягача, чтобы перевернуть вмятую в асфальт «шестьдесятчетвёрку». У немецкого бюргера разворачивающиеся в ту ночь события могли вызвать инфаркт.

    Ну не знаю, что по дорогам ГДР и наши и ННА гоняли, что по ФРГ вообще всё НАТО туда сюда с подобными инцидентами. Так что это как с беременностью у женщин - нечасто, но нормально. laughing
  4. +16
    Сегодня, 05:32
    "Посмотри налево,посмотри направо-нет ли русского *Урала*".Кто служил в ГСВГ помнит. bully
    1. +10
      Сегодня, 06:03
      Цитата: АрхиФил
      "Посмотри налево,посмотри направо-нет ли русского *Урала*"
      В Ленинграде, от которого до ГСВГ тысячи км, в автошколе ДОСААФ чуть не на каждом уроке повторяли: "Трамвай всегда прав".
      1. +5
        Сегодня, 07:30
        "Трамвай всегда прав".

        Немцы на *трабантах* предпочитали просто пропустить, пусть себе русский военный проедет! laughing
    2. KCA
      +10
      Сегодня, 07:09
      Я уже в ЗГВ служил, но от Уралов шарахались, по брусчатке тормозной путь был-бы метров 300
      1. +5
        Сегодня, 07:36
        но от Уралов шарахались,

        Был ещё в *учебке*,когда недалеко от нас *Урал* попросту въехал в кафе,слава Богу дело было ранним утром.Без жертв.
        1. +1
          Сегодня, 09:47
          Цитата: АрхиФил
          но от Уралов шарахались,

          Был ещё в *учебке*,когда недалеко от нас *Урал* попросту въехал в кафе,слава Богу дело было ранним утром.Без жертв.

          Привет Сергей!
          У нас десять лет назад Краз въехал в двухэтажный многоквартирный дом из шлакоблоков.
          Когда ребята приехали на происшествие, водитель с жильцами мешал раствор и заказывал блоки для ремонта.
          Сам лично долгое время ездил на Уазике, в те славные времена уважение вызвали только Камазы. laughing
  5. +12
    Сегодня, 06:36
    Почему-то мне кажется, что за время существования ГСВГ, бюргеров там вряд ли чем можно было удивить.
  6. +12
    Сегодня, 07:47
    Служил в Шёнебеке, ехали с учений, ну и уж не знаю как так получилось, что пусковая второй батареи заблудилась и поехала в сторону Берлина, вместо ППД. Дело ночью было. Ладно хоть далеко не укатили, вовремя заметили. А это аппарат совсем не маленький.
  7. +7
    Сегодня, 09:24
    Друг служил в Германии на самоходках. Полк самоходок с времён 1945-года располагался в цитадели в центре немецкого городка. Каждый раз перед выездом на учения их инструктировали, что ехать нужно "на ципочках", не мешая спящему городу. Чтобы не закупоривать город выезд и въезд происходил ночью. Понятно, что немцев грохочущие танки ночью не очень радовали. Как всегда без ЧП не нельзя. Однажды молодой механик-водитель не сбавил скорость на узком перекрестке и самоходка по каменной мостовой юзом сползла боком на тротуар и срезала большой древний дуб. Он спас дом от наезда на него самоходки. Уже рано утром в часть приехала делегация от бургомистра. Их клятвенно заверяли, что в течение дня всё восстановят. До вечера солдаты вывезли остатки дерева, выкорчевали остатки ствола и на следующий день посадили новый дубок.