Подготовка к строительству британских АПЛ SSN-AUKUS

11 787 5
Подготовка к строительству британских АПЛ SSN-AUKUS
Предполагаемый облик подлодки SSN-AUKUS


Великобритания планирует радикально обновить свой флот многоцелевых атомных подводных лодок. Для замены имеющихся кораблей типа Astute в средней и дальней перспективе хотят построить субмарины нового проекта SSN-AUKUS. К настоящему времени королевский военно-морской флот сформировал общие планы такого строительства, а также разместил несколько заказов на проведение необходимых работ.



Твёрдые контракты


Работы по созданию перспективной многоцелевой АПЛ для КВМФ, ныне известной как SSN-AUKUS, стартовали в 2018 г. В течение нескольких первых лет шла предварительная проработка технической части проекта и других аспектов. Также составлялись планы международного сотрудничества. Затем, в 2023 г., дошло до размещения первых заказов и подписания контрактов.

В марте 2023 г. британское руководство сообщило о своем желании увеличить военный бюджет на ближайшие два года. Дополнительные 5 млрд фунтов стерлингов собирались потратить на мероприятия по проекту SSN-AUKUS.

В октябре стало известно, как будут потрачены эти деньги. Военное ведомство анонсировало ряд контрактов на полноценное проектирование новой АПЛ и подготовку производственных мощностей. Их должны были получить компании Babcock, BAE Systems и Rolls Royce. Общая стоимость контрактов должна была превысить 4 млрд фунтов.

Первое соглашение, связанное со строительством лодок SSN-AUKUS, появилось в январе 2025 г. Минобороны Великобритании и компания Rolls Royce подписали контракт с шифром Unity. Этот документ предусматривает выполнение комплекса работ по ядерным энергетическим установкам подводного флота общей стоимостью ок. 8 млрд фунтов.


АПЛ HMS Astute — головной корабль одноимённого проекта

По контракту «Юнити», компания «Роллс-Ройс» должна сохранять и совершенствовать систему обслуживания и эксплуатации корабельных ЯЭУ. Кроме того, ей предстоит разработать новые реакторы и прочее оборудование для подлодок SSN-AUKUS. Затем компания-подрядчик наладит их эксплуатацию.

Недавно компания Babcock International Group, занятая в программе SSN-AUKUS, опубликовала ежегодный отчёт. В нем также приводятся успехи нового финансового года (с 1 апреля 2025 г.) и планы на будущее. В частности, упоминается заключение двух контрактов, связанных со строительством новых подлодок.

Благодаря первому компания «Бэбкок» сможет получить из США необходимые компоненты боевых информационно-управляющих систем, а также комплексов вооружения. В частности, заказали 36 пусковых установок для ракет, ранее разработанных для американских подлодок Columbia. Ещё один контракт касается поставок и технического сопровождения крылатых ракет Tomahawk в варианте для АПЛ.

В самое ближайшее время в рамках программы SSN-AUKUS могут появиться новые контракты того или иного рода. Минобороны Великобритании и предприятия промышленности должны договориться об условиях будущего строительства, разместить заказы на необходимые комплектующие и т.д.

Планы и графики


Следует напомнить, что работы по перспективной многоцелевой АПЛ для КВМФ начались еще в 2018 г. Изначально программа получила название Maritime Underwater Future Capability («Морские подводные возможности будущего»), но вскоре её переименовали в Submersible Ship Nuclear Replacement («Атомная подлодка для замены»). В начале 2023 г. название вновь изменили. Обозначение SSN-AUKUS должно было показать, что проект имеет отношение к новой военно-политической организации.


Многоцелевая АПЛ HMS Ambush типа Astute

Первые несколько лет ушли на формирование общих требований к такой АПЛ и решение иных вопросов. В сентябре 2021 г. началось предварительное проектирование АПЛ SSNR. Эти работы поручили компаниям BAE Systems и Rolls Royce — каждая получила по 85 млн фунтов. На этом этапе к программе начали привлекать другие организации.

Весной 2023 г. к программе присоединилась Австралия, тоже желающая построить небольшую серию новых многоцелевых АПЛ. Она выразила готовность предоставить дополнительное финансирование в размере 2,4 млрд фунтов для расширения производственных мощностей в Великобритании.

Строительство новых SSN-AUKUS развернётся на нескольких предприятиях. Так, корабли для британского КВМФ будет строить завод BAE Systems в г. Барроу-ин-Фернесс. Первые АПЛ для Австралии построит завод Rolls-Royce в г. Дерби. Кроме того, австралийская компания ASC Pty Ltd. должна будет построить новый завод в г. Осборн, где соберёт несколько следующих лодок и организует их обслуживание.

Объёмы строительства


Ранее Великобритания неоднократно сообщала, что начнёт строительство своих подлодок только в конце двадцатых годов. Головной корабль удастся передать заказчику к концу следующего десятилетия. При этом до недавнего времени британский КВМФ не уточнял, какое количество лодок ему нужно, и как долго они будут строиться.

Лишь недавно, в начале июня 2025 г., сообщили, что будет построено 12 вымпелов типа SSN-AUKUS. Такая серия позволит не только заменить имеющиеся АПЛ проекта Astute, но и улучшить количественные и качественные показатели подводных сил. Предполагается, что на пике производства промышленность сможет сдавать корабли каждые 18 месяцев.


В свою очередь, Австралия сразу раскрыла свои планы. Ещё в 2023 г. она сообщила о желании построить пять новых подлодок. Они рассматриваются в качестве замены для шести имеющихся дизель-электрических субмарин типа Collins. Несмотря на меньшее число новых АПЛ, такая замена даст очевидный качественный рост. После приёмки головной подлодки, новые корабли будут поступать на службу каждые 3 года.

Технические требования


Заказчики и исполнители проекта SSN-AUKUS к настоящему времени раскрыли часть сведений технического характера. Названы желаемые характеристики будущих АПЛ, состав оснащения и вооружения и т.д. Кроме того, опубликованы компьютерные изображения, показывающие возможный облик новых кораблей.

В целом речь идёт об атомной подлодке традиционного облика. В проекте SSN-AUKUS планируют использовать ряд освоенных решений из этой сферы, а также внедрять некоторые новые идеи. Часть компонентов будет заимствована у существующих подлодок, в т.ч. зарубежной разработки.

Общая архитектура новой АПЛ пока не сообщалась. Возможно, по образцу проекта Astute используют однокорпусую конструкцию. При этом SSN-AUKUS будет крупнее, а её водоизмещение достигнет 10 тыс. т.

Компания Rolls Royce разрабатывает для новых АПЛ ядерную энергоустановку следующего поколения. Её основой станет водо-водяной реактор PWR3. Аналогичную ЯЭУ получат стратегические субмарины типа Dreadnought.


Подлодки SSN-AUKUS получат несколько торпедных аппаратов калибра 533 мм для применения торпед актуальных типов и морских мин. Запуск крылатых ракет через аппараты не предусматривается. С этой целью новые АПЛ оснастят вертикальными пусковыми установками — впервые в британской практике.

Боекомплект подлодки пока неизвестен. Согласно отчету компании Babcock, у американского поставщика заказано 36 вертикальных пусковых установок. Для какого количества субмарин их закупают, и сколько приобретут в будущем, не сообщается.

Новые этапы


Таким образом, программа SSN-AUKUS проходит первые стадии и приближается к запуску реального строительства новых АПЛ. Решены основные вопросы и разрабатывается проект, а с недавнего времени подписываются соглашения и контракты разного рода. Кроме того, две страны сформировали свои планы обновления подводных сил.

Однако нужно отметить, что строительство перспективных АПЛ и переоснащение флотов двух стран всё ещё остается делом отдалённого будущего. Великобритания и Австралия получат первые корабли нового типа не ранее конца тридцатых годов. За это время может произойти многое, и нельзя исключать значительное изменение планов.
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    1 июля 2025 06:02
    Планы, планы, планы - каждые 18 месяцев...

    Но ничего сами бриты не могут без матрасников...

    И австралопитеки туда же...
  2. +2
    1 июля 2025 07:31
    Программа минимум как всегда очевидна - поддержать бюджетными оборонными заказами собственных судостроителей и производителей для сохранения рабочих мест, судостроительных технологий и компетенций. Программа максимум - к концу 2030х годов не только полностью обновить собственные многоцелевые АПЛ, но и пополнить Австралией клуб владельцев атомарин. Хотя на счёт австралийцев не уверен - сначала их довольно грубо прогнули на разрыв контракта с французами на постройку 12 дизель-электрических подлодок класса Barracuda, а с атомоходами, как мне кажется, в итоге австралийцы реально получат не атомоходы, а расходы из собственного кармана на их базирование и совместную эксплуатацию в австралийских водах номинально под австралийским флагом.
  3. +1
    1 июля 2025 08:53
    Очень много разговоров и полное отсутствие результата, а денег австралийцы уже перечислили не мало и в Англию, и в США. Темпы и качество строительства - просто слезы. Качество МАПЛ "Эстьют" - просто мрак, надо признать, что качества нет вообще. Лодки больше стоят в ремонтах, иногда по пол года в море не было ни одной МАПЛ. Британские ПЛАРБ в море никто не охраняет, АУГ ушла на ДВ без МАПЛ. Учитывая темпы строительства всей серии "Эстьют" и будущего "Дредноута", можно сказать, что англо-австралийский оптимизм не имеет никаких оснований. Если Австралия вообще получит эти МАПЛ, когда нибудь, хоть американские, хоть британские.
  4. 0
    1 июля 2025 16:33
    Похоже новые британские ПЛА расширят свои возможности для ударов по наземным целям,за счет ракет шахтного базирования.Вопрос кому эти крылатые ракеты предназначаются?
  5. 0
    1 июля 2025 22:42
    После прочтения статьи носмотрел западные обзоры, может кого заинтересует.

    По состоянию на июнь 2024 года западные СМИ освещают проект подводных лодок SSN-AUKUS — совместную инициативу Австралии, Великобритании и США в рамках партнерства AUKUS — следующим образом:

    Стратегическое значение и модернизация флота
    SSN-AUKUS рассматриваются как ключевой элемент модернизации австралийского подводного флота с целью усиления присутствия в Индо-Тихоокеанском регионе и сдерживания растущих военных угроз. Подлодки призваны обеспечить Австралии возможности длительного скрытного патрулирования и высокотехнологичного ведения разведки.

    Технологии и конструктивные особенности
    Подлодки SSN-AUKUS базируются на британской платформе Astute, но с существенными усовершенствованиями и интеграцией американских технологий, включая ядерные реакторы и системы вооружения. Отмечается, что проект сочетает лучшие наработки обеих стран-партнёров, что должно обеспечить высокую эффективность и надёжность.

    Вызовы и сроки реализации
    СМИ подчёркивают сложность и масштабность программы, указывая на технические и логистические вызовы, связанные с освоением новых технологий и производством подлодок на территории Австралии. При этом сроки ввода в строй первых субмарин запланированы на конец 2030-х годов.

    Политические и международные аспекты
    Проект SSN-AUKUS рассматривается как важный шаг в укреплении военно-технического сотрудничества между тремя странами и сигнал союзникам и конкурентам о серьёзных намерениях в обеспечении безопасности региона. В то же время некоторые публикации обсуждают вопросы региональной стабильности и реакцию других государств на расширение ядерного флота Австралии.
    доступны следующие основные технические характеристики и сведения:

    Тип и класс подлодок
    Подлодки относятся к классу многоцелевых атомных подводных лодок (SSN), базирующихся на британской платформе Astute с учётом американских технологий.

    Длина и водоизмещение
    Предполагается, что длина лодок будет порядка 100–110 метров, а водоизмещение — около 7–8 тысяч тонн (подводное).

    Ядерная энергетическая установка
    Используется реактор на основе американских технологий (вероятно, модификация реактора S9G или аналогичного), обеспечивающий длительное автономное плавание без дозаправки.

    Вооружение
    Подлодки оснащаются торпедными аппаратами калибра 533 мм, способны нести противокорабельные и крылатые ракеты, а также торпеды последнего поколения. Возможна интеграция вертикальных пусковых установок для ракет большой дальности.

    Системы обнаружения и связи
    Современные гидроакустические станции с активным и пассивным режимами, интегрированные системы радиоэлектронной борьбы, спутниковая связь и возможности для ведения разведки.

    Экипаж и автономность
    Экипаж порядка 80–100 человек, автономность плавания — несколько месяцев без всплытия.

    Производство и локализация
    Значительная часть производства и сборки планируется осуществлять в Австралии с участием британских и американских компаний, что требует развития местной промышленной базы.
    детали ядерного реактора публикуются крайне ограниченно, однако на основе доступной информации и сопоставления с существующими технологиями можно выделить следующие ключевые моменты:

    Происхождение и базовая технология
    Ядерный реактор для SSN-AUKUS будет основан на американской технологии, вероятнее всего модифицированном варианте реактора типа S9G, который используется на современных американских многоцелевых подводных лодках класса Virginia. Это реактор с водо-водяным энергетическим реактором (PWR — pressurized water reactor), отличающийся высокой надёжностью и эффективностью.

    Особенности и преимущества
    Реактор S9G и его производные обеспечивают длительную эксплуатацию без необходимости дозаправки на протяжении 30 и более лет, что критично для автономности и скрытности подлодки. Он обладает компактными размерами и высокой энергетической плотностью, что позволяет разместить его в корпусе подлодки с оптимальным распределением веса.

    Совместимость с британской платформой
    Поскольку корпус SSN-AUKUS базируется на британской платформе Astute, которая изначально проектировалась под реактор PWR типа Rolls-Royce PWR2, в рамках проекта реализуется интеграция американской реакторной установки с британскими системами управления и корпусной архитектурой. Это требует значительной инженерной работы по обеспечению совместимости и безопасности.

    Технические параметры (ориентировочно)

    Мощность реактора: порядка 150–200 МВт тепловой мощности.
    Система охлаждения: замкнутая водо-водяная.
    Срок службы без дозаправки: 30+ лет.
    Минимизация шумов и вибраций для повышения скрытности.
    Разработка и производство
    Производство реакторов и ключевых компонентов ведётся в США с участием британских специалистов. Австралия, в рамках программы AUKUS, получает технологии и знания для обслуживания и эксплуатации этих реакторов, что является беспрецедентным шагом в её военно-техническом сотрудничестве с союзниками.
    Основные особенности ракетного вооружения SSN-AUKUS:

    Торпедные аппараты (ТА)
    Стандартно подлодки оснащаются 4–6 торпедными аппаратами калибра 533 мм, которые могут запускать торпеды последнего поколения, противокорабельные ракеты (например, UGM-84 Harpoon или их аналоги) и крылатые ракеты.

    Крылатые ракеты большой дальности
    Подлодки способны нести крылатые ракеты морского базирования, аналогичные американским Tomahawk или британским аналогам. Эти ракеты запускаются через торпедные аппараты или через вертикальные пусковые установки (ВПУ), если они предусмотрены конструкцией. В проекте SSN-AUKUS обсуждается возможность оснащения ВПУ для увеличения универсальности и количества носимых ракет.

    Вертикальные пусковые установки (ВПУ)
    В отличие от более ранних британских подлодок Astute, которые не имеют ВПУ для ракет, в SSN-AUKUS рассматривается интеграция ВПУ для запуска крылатых ракет и, возможно, других типов ракетного вооружения. Это позволит увеличить боевой потенциал и гибкость применения оружия.

    Противокорабельные ракеты
    Помимо крылатых ракет, подлодки оснащаются противокорабельными ракетами, запускаемыми из торпедных аппаратов, что обеспечивает возможность борьбы с надводными целями на значительных дистанциях.

    Потенциальные перспективы
    С учётом развития технологий и требований союзников, возможно оснащение подлодок ракетами с гиперзвуковыми характеристиками или ракетами для противодействия стратегическим объектам, однако такие системы пока не подтверждены официально.

    Интеграция систем управления огнём
    Вооружение интегрировано в современную систему управления боем, позволяющую эффективно планировать и проводить атаки с использованием данных с гидроакустических и радиоэлектронных систем подлодки.

    Степень новизны
    Переход Австралии на ядерные технологии: Для Австралии это качественный скачок, так как ранее страна не имела атомных подводных лодок и соответствующей инфраструктуры.

    Уникальное партнерство: Трехстороннее сотрудничество по передаче ядерных технологий для подводных лодок — редкий и стратегически важный прецедент.

    Современные инновации: Проект включает в себя новейшие разработки в области подводных систем, которые превосходят по возможностям существующие дизель-электрические аналоги.

    Техническая готовность Австралии
    Инфраструктура: Австралия активно инвестирует в строительство верфей и технических центров для обслуживания АПЛ, однако инфраструктура находится в стадии развития и требует значительных вложений.

    Кадры и экспертиза: В стране ведется подготовка специалистов для эксплуатации и обслуживания ядерных подлодок, включая обучение за рубежом.

    Регуляторные и организационные вопросы: Создаются необходимые нормативные и правовые базы для безопасного использования ядерных технологий.

    Вызовы: Переход к эксплуатации АПЛ — сложный и длительный процесс, который потребует времени и ресурсов, но при поддержке США и Великобритании Австралия постепенно достигает необходимого уровня готовности.