Из разряда уникальных: система самоокапывания «Периметр»

9 796 10
Из разряда уникальных: система самоокапывания «Периметр»
ЗИЛ-131 в вырытом «собственноручно» капонире


Глубже в землю


Послевоенный период развития отечественной военной техники во многом был подчинен суровым требованиям ядерной войны. Экранированное электрооборудование, фильтровентиляционные установки, противоатомная защита и прочие системы призваны снизить поражающие факторы ядерного удара на бронированную технику. В советской школе танкостроения даже сами очертания машин ослабляли действие ударной волны. Этому служили низкий силуэт и плавные обводы корпуса с башней.



Из разряда сугубо механических средств защиты от ядерного взрыва можно назвать системы самоокапывания. На танках этот узел реализован с виду достаточно просто – 200-килограммовый отвал шириной два с небольшим метра размещался на нижнем лобовом листе корпуса. Из походного положения он переходил в рабочее за пару минут и обеспечивал рытье капонира за 40 минут. Капонир представляет собой углубление длиной 12 метров, шириной 5,5 метров и глубиной в полтора метра. В итоге получалось укрытие, которое не только снижало действие ударной волны, но и маскировало танк. Система самоокапывания имеет некоторые ограничения – запрещается работать на мёрзлом и каменистом грунте, а также на участках с валунами, пнями, кирпичной кладкой и прочими препятствиями.






У танка с самоокапыванием все просто и функционально

Понимание того, что хорошо бы оснастить системами самоокапывания еще и колесную технику, пришло в середине 60-х годов прошлого столетия. Речь шла все о той же ядерной войне и защите от ударной волны. Тщательно закопанный грузовик позволял хотя бы частично избежать масштабных повреждений – кубарем по полям он бы точно не покатился. В 60-е годы военное автомобилестроение переживало смену поколений. Новые модели разрабатывались с более мощными моторами и, соответственно, большей энерговооруженностью. Например, мотор у ЗиЛ-131 развивал 150 л.с. при снаряженной массе 6,7 тонны, в то время как предшественник ЗиЛ-157 при массе в 5,5 тонны развивал всего 109 л.с. Разница была налицо. У конструкторов сложилось впечатление, что возросшая энерговооруженность позволит без последствий оснастить грузовую технику системами самоокапывания.






ЗиЛ-131 был самым легким в серии экспериментальных машин проекта «Периметр»

Но были и препятствия. Причем труднопреодолимые. В первую очередь, невозможно было монтировать отвал самоокапывания на носу грузовика. То есть поставить узел на гидроприводе было возможно, но, в лучшем случае, он годился для уборки снега. Сложностей добавляла лебедка на переднем бампере, и подкапотное пространство грузовиков пришлось бы основательно перетрясти для размещения механизмов.

Решено было не толкать перед собой отвал, а тянуть специальное землеройное оборудование. Предполагалось, что тягово-сцепные свойства колесного движителя вкупе с мощными моторами обеспечат необходимое усилие для снятия слоя грунта. В 1969 году совместным решением Министерства автомобильной промышленности и войсковой части 52694 была утверждена тема 5567-1 «Разработка навесного автомобильного оборудования для отрытия котлованов и самоокапывания одиночного автомобиля». Но еще раньше – в 1967 году – ЦК КПСС и Совет Министров СССР выпустили постановление № 37-10, которое очертило общие контуры будущей работы. Техническими деталями и требованиями к самоокапывателям колесной техники занимались в 21-м НИИ в Бронницах.

Тема «Периметр»


Наименование «Периметр» в отечественной истории ассоциируется с системой гарантируемого ответного удара советского ядерного комплекса даже в случае уничтожения высшего военно-политического руководства государства. Много копей сломано вокруг предполагаемой логики работы этого масштабного комплекса, и, если верить современным источникам, «Периметр» до сих пор в рабочем состоянии, что хорошо. Но речь сейчас не о РВСН, а о гораздо более приземленных вещах, хотя уровень секретности у темы «Периметр» был достаточный. Судя по имеющейся информации, в Бронницах создали единую принципиальную схему землеройного оборудования, а на заводах-изготовителях строили все в металле и испытывали. Решено было оснастить системами самоокапывания четыре машины – ЗиЛ-131, Урал-375Д, КрАЗ-255Б и МАЗ-543. Например, в Кременчугском автозаводе темой «Периметр» занималось КБ спецоборудования под руководством Ю. Н. Димитраки.




КрАЗ-Э255П с оборудованием для самоокапывания в походном положении

Экспериментальная машина получила дополнительные литеры «Э» и «П» и оснащалась двумя гидроцилиндрами, переводящими компактный кормовой нож в рабочее положение. Хитро решили вопрос с эвакуацией срезанного грунта. Для этого в корме предусмотрели прорезиненный полог из брезента. Грунт, толщиной от 5 до 7 см, срезался ножом и волочился за тягачом на пологе. Когда автомобиль выбирался из откапываемого капонира, кормовой «Периметр» поднимался на гидроцилиндрах и высвобождал от земли прорезиненный фартук.

Условно получившуюся конструкцию можно было назвать скреперной. Землеройная работа, мягко говоря, была не самой простой и небыстрой. Если танк, как упоминалось выше, откапывал капонир своими силами за 40 минут, то КрАЗ-Э255БП требовал для этого уже 2 часа 40 минут. Осенние испытания 1969 года в подмосковных Бронницах показали: для котлована шириной 3,1 метра и высотой 2,5 метра КрАЗ должен не менее сотни раз снять грунт. Работал он при этом на второй передаче. Каждый цикл срезания и эвакуации составлял немалые 170 метров. Объем вынутого грунта достигал 137 кв. метров. Еще нож требовал соответствующей нагрузки, и в кузове КрАЗа предварительно размещали около 7 тонн балласта. В общем, получилось трудоемкое предприятие.

Относительно дальнейшей судьбы разработки «Периметр» ходит множество слухов. Но ясно одно – техника не приглянулась военным. В первую очередь, за счет затратной процедуры выкапывания капонира. Гораздо проще и дешевле оказалось воспользоваться штатными инженерными землеройными машинами инженерных подразделений. Не самым лучшим образом показала себя гидравлика «Периметра» – у опытных машин постоянно рвались шланги, выходили из строя силовые цилиндры, да и вообще все это хозяйство весило немало. Грузоподъемность вездеходов с литерой «П» снижалась на несколько сотен килограмм, а она и без этого была невыдающаяся. А ведь возить с собой землеройные надстройки приходилось постоянно, вне зависимости от того, требуется тебе копать капонир сейчас или нет.

Судя по доступным фотографиям опытных машин, землеройный узел еще и снижал геометрическую проходимость – грузовик на сильно пересеченной местности рисковал повредить «Периметр» о рельеф. Особые проблемы создавал четырехосный МАЗ-543, у которого рама землеройного ножа свисала ниже клиренса и работала как плуг на бездорожье. Но отвергли «Периметр» не сразу, а после многолетних испытаний в Бронницах, Прибалтике, Белоруссии и Туркестанском военном округе. Засекретили проект в 1976 году и с тех пор к нему не возвращались.








Габаритный МАЗ в теме «Периметр» оказался самым проблемным, и от него отказались в первую очередь

Спустя столько лет можно понять советских испытателей – «Периметр» действительно очень быстро пожирал ресурс и без того не самой совершенной автомобильной техники. К тому же бонусы от самоокапывания были сравнительно невелики. Защита от артиллерийского огня в капонире выглядела очень условно – в боевых порядках автомобильная техника того времени вряд ли была в зоне досягаемости снарядов и даже ракет РСЗО. Оставался ядерный удар, но городить такие сложности было излишне. Слишком большие затраты с неясными перспективами. Грузовик, может быть, и перевернет от удара, но вот судьба водителя и экипажа была печальной. Если они не успели найти надежное укрытие, жестяной кузова и стекла вряд ли оставляли им шансы на выживание.

В приложении к СВО тема «Периметр» заиграла новыми красками. Сейчас и артиллерия противника бьет намного дальше и точнее, и средства разведки несоизмеримо совершеннее. Но главное, FPV-дроны и сбросы стали настоящим бичом на фронте. Маскировка любой габаритной техники стала первоочередной задачей. В качестве эксперимента можно отдать в войсковую эксплуатацию несколько КамАЗов и Уралов с «Периметрами». Само собой, в современном техническом прочтении. Особенно привлекательно системы самоокапывания смотрятся на российских броневиках – «Спартак», «Тигр», «Ахмат», «Тайфун-ВДВ» и других.

В отличие от бортовых машин, бронекузова у MRAP несущие и гораздо более жесткие, что положительно сказывается на сохранности землеройного оборудования. Узлы трансмиссии и силовые установки более живучие и совершенные. Одной из проблем, обозначенных в ходе испытаний в 70-х годах, стала малая ширина котлована – водитель банально не мог открыть дверь. У современных броневиков это решается за счет кормовой двери, а у остальной техники вопрос снимается в любом рембате. Учитывая уровень кустарной модификации боевой техники, люк в крыше не выглядит чем-то запредельным. Осталось только дождаться взвешенного решения на поводу забытого «Периметра» в современном прочтении.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    Сегодня, 04:36
    О какой маскировке может идти речь, если всё вокруг капонира будет разворочено как на фото?! Нет, ну при достаточном времени все эти следы можно скрыть, только кто это время даст?
    1. KCA
      +2
      Сегодня, 06:15
      Так масксеткой накрыть можно, другое дело грунт какой, нормально окопаться 131-му на жирном чернозёме, но вот если дождя не было с месяц? Этот жир как зацементированный, или на Сев Кавказе, где камней больше чем грунта, у танка дури много, он расковыряет, а грузовик?
      1. +1
        Сегодня, 06:38
        Цитата: KCA
        Так масксеткой накрыть можно

        Масксети, причём с формированием уклонов, просто на машину уйдёт намного меньше, чем весь на этот бардак с выкинутым грунтом закрыть. Напомню, что одним из основных демаскирующих факторов как раз и является вынутый грунт.
    2. +4
      Сегодня, 07:19
      Автор в начале статьи описал довольно много минусов, из-за которых отказались от этой идеи. Но во второй части внезапно предлагает вернуться к ней "на новом техническом уровне", хотя минусы практически никуда не деваются и на новом уровне. Грунт не пропадет, вес устройства не снизится, расход соляры и амортизация техники только возрастет(за счет более мощных движков), да и время сооружения окопа вряд ли снизится. Все-таки укрытия должна рыть спецтехника, а не такие надругательства над грузовиками и БТРами!
  2. +3
    Сегодня, 04:44
    Даже от пологого пикирования дрона никак не защищает. А демаскирует со страшной силой.
  3. +2
    Сегодня, 05:32
    Эх, такой бы девайс, да нашим бойцам в Первую МВ или во Вторую wink
  4. -1
    Сегодня, 07:22
    Интересные и смелые эксперименты, но время всё поменяло, теперь нужны другие подходы.
  5. +1
    Сегодня, 07:32
    Объем вынутого грунта достигал 137 кв. метров
    Новое слово в измерении объемов.
  6. +1
    Сегодня, 08:18
    Сейчас огромное количество всяких мотоблоков с насадками вместо "палки-копалки". Укрытия нужны не только для техники, но и в первую очередь для солдат. Да и техника на вооружении сейчас настолько разная, что универсальную насадку не сделаешь, а под каждую придумывать замучаешься. .
  7. +1
    Сегодня, 08:51
    По поводу "современного технологического прочтения" тоже есть сомнения. Смартфоном или искусственным интеллектом окоп не выроешь, а в области "железа" за полвека прогресса немного. Почему копалка для условного Урала получится сейчас лучше, чем у советских инженеров?