Из разряда уникальных: система самоокапывания «Периметр»

115 920 42
Из разряда уникальных: система самоокапывания «Периметр»
ЗИЛ-131 в вырытом «собственноручно» капонире


Глубже в землю


Послевоенный период развития отечественной военной техники во многом был подчинен суровым требованиям ядерной войны. Экранированное электрооборудование, фильтровентиляционные установки, противоатомная защита и прочие системы призваны снизить поражающие факторы ядерного удара на бронированную технику. В советской школе танкостроения даже сами очертания машин ослабляли действие ударной волны. Этому служили низкий силуэт и плавные обводы корпуса с башней.



Из разряда сугубо механических средств защиты от ядерного взрыва можно назвать системы самоокапывания. На танках этот узел реализован с виду достаточно просто – 200-килограммовый отвал шириной два с небольшим метра размещался на нижнем лобовом листе корпуса. Из походного положения он переходил в рабочее за пару минут и обеспечивал рытье капонира за 40 минут. Капонир представляет собой углубление длиной 12 метров, шириной 5,5 метров и глубиной в полтора метра. В итоге получалось укрытие, которое не только снижало действие ударной волны, но и маскировало танк. Система самоокапывания имеет некоторые ограничения – запрещается работать на мёрзлом и каменистом грунте, а также на участках с валунами, пнями, кирпичной кладкой и прочими препятствиями.






У танка с самоокапыванием все просто и функционально

Понимание того, что хорошо бы оснастить системами самоокапывания еще и колесную технику, пришло в середине 60-х годов прошлого столетия. Речь шла все о той же ядерной войне и защите от ударной волны. Тщательно закопанный грузовик позволял хотя бы частично избежать масштабных повреждений – кубарем по полям он бы точно не покатился. В 60-е годы военное автомобилестроение переживало смену поколений. Новые модели разрабатывались с более мощными моторами и, соответственно, большей энерговооруженностью. Например, мотор у ЗиЛ-131 развивал 150 л.с. при снаряженной массе 6,7 тонны, в то время как предшественник ЗиЛ-157 при массе в 5,5 тонны развивал всего 109 л.с. Разница была налицо. У конструкторов сложилось впечатление, что возросшая энерговооруженность позволит без последствий оснастить грузовую технику системами самоокапывания.






ЗиЛ-131 был самым легким в серии экспериментальных машин проекта «Периметр»

Но были и препятствия. Причем труднопреодолимые. В первую очередь, невозможно было монтировать отвал самоокапывания на носу грузовика. То есть поставить узел на гидроприводе было возможно, но, в лучшем случае, он годился для уборки снега. Сложностей добавляла лебедка на переднем бампере, и подкапотное пространство грузовиков пришлось бы основательно перетрясти для размещения механизмов.

Решено было не толкать перед собой отвал, а тянуть специальное землеройное оборудование. Предполагалось, что тягово-сцепные свойства колесного движителя вкупе с мощными моторами обеспечат необходимое усилие для снятия слоя грунта. В 1969 году совместным решением Министерства автомобильной промышленности и войсковой части 52694 была утверждена тема 5567-1 «Разработка навесного автомобильного оборудования для отрытия котлованов и самоокапывания одиночного автомобиля». Но еще раньше – в 1967 году – ЦК КПСС и Совет Министров СССР выпустили постановление № 37-10, которое очертило общие контуры будущей работы. Техническими деталями и требованиями к самоокапывателям колесной техники занимались в 21-м НИИ в Бронницах.

Тема «Периметр»


Наименование «Периметр» в отечественной истории ассоциируется с системой гарантируемого ответного удара советского ядерного комплекса даже в случае уничтожения высшего военно-политического руководства государства. Много копей сломано вокруг предполагаемой логики работы этого масштабного комплекса, и, если верить современным источникам, «Периметр» до сих пор в рабочем состоянии, что хорошо. Но речь сейчас не о РВСН, а о гораздо более приземленных вещах, хотя уровень секретности у темы «Периметр» был достаточный. Судя по имеющейся информации, в Бронницах создали единую принципиальную схему землеройного оборудования, а на заводах-изготовителях строили все в металле и испытывали. Решено было оснастить системами самоокапывания четыре машины – ЗиЛ-131, Урал-375Д, КрАЗ-255Б и МАЗ-543. Например, в Кременчугском автозаводе темой «Периметр» занималось КБ спецоборудования под руководством Ю. Н. Димитраки.




КрАЗ-Э255П с оборудованием для самоокапывания в походном положении

Экспериментальная машина получила дополнительные литеры «Э» и «П» и оснащалась двумя гидроцилиндрами, переводящими компактный кормовой нож в рабочее положение. Хитро решили вопрос с эвакуацией срезанного грунта. Для этого в корме предусмотрели прорезиненный полог из брезента. Грунт, толщиной от 5 до 7 см, срезался ножом и волочился за тягачом на пологе. Когда автомобиль выбирался из откапываемого капонира, кормовой «Периметр» поднимался на гидроцилиндрах и высвобождал от земли прорезиненный фартук.

Условно получившуюся конструкцию можно было назвать скреперной. Землеройная работа, мягко говоря, была не самой простой и небыстрой. Если танк, как упоминалось выше, откапывал капонир своими силами за 40 минут, то КрАЗ-Э255БП требовал для этого уже 2 часа 40 минут. Осенние испытания 1969 года в подмосковных Бронницах показали: для котлована шириной 3,1 метра и высотой 2,5 метра КрАЗ должен не менее сотни раз снять грунт. Работал он при этом на второй передаче. Каждый цикл срезания и эвакуации составлял немалые 170 метров. Объем вынутого грунта достигал 137 кубометров. Еще нож требовал соответствующей нагрузки, и в кузове КрАЗа предварительно размещали около 7 тонн балласта. В общем, получилось трудоемкое предприятие.

Относительно дальнейшей судьбы разработки «Периметр» ходит множество слухов. Но ясно одно – техника не приглянулась военным. В первую очередь, за счет затратной процедуры выкапывания капонира. Гораздо проще и дешевле оказалось воспользоваться штатными инженерными землеройными машинами инженерных подразделений. Не самым лучшим образом показала себя гидравлика «Периметра» – у опытных машин постоянно рвались шланги, выходили из строя силовые цилиндры, да и вообще все это хозяйство весило немало. Грузоподъемность вездеходов с литерой «П» снижалась на несколько сотен килограмм, а она и без этого была невыдающаяся. А ведь возить с собой землеройные надстройки приходилось постоянно, вне зависимости от того, требуется тебе копать капонир сейчас или нет.

Судя по доступным фотографиям опытных машин, землеройный узел еще и снижал геометрическую проходимость – грузовик на сильно пересеченной местности рисковал повредить «Периметр» о рельеф. Особые проблемы создавал четырехосный МАЗ-543, у которого рама землеройного ножа свисала ниже клиренса и работала как плуг на бездорожье. Но отвергли «Периметр» не сразу, а после многолетних испытаний в Бронницах, Прибалтике, Белоруссии и Туркестанском военном округе. Засекретили проект в 1976 году и с тех пор к нему не возвращались.








Габаритный МАЗ в теме «Периметр» оказался самым проблемным, и от него отказались в первую очередь

Спустя столько лет можно понять советских испытателей – «Периметр» действительно очень быстро пожирал ресурс и без того не самой совершенной автомобильной техники. К тому же бонусы от самоокапывания были сравнительно невелики. Защита от артиллерийского огня в капонире выглядела очень условно – в боевых порядках автомобильная техника того времени вряд ли была в зоне досягаемости снарядов и даже ракет РСЗО. Оставался ядерный удар, но городить такие сложности было излишне. Слишком большие затраты с неясными перспективами. Грузовик, может быть, и перевернет от удара, но вот судьба водителя и экипажа была печальной. Если они не успели найти надежное укрытие, жестяной кузова и стекла вряд ли оставляли им шансы на выживание.

В приложении к СВО тема «Периметр» заиграла новыми красками. Сейчас и артиллерия противника бьет намного дальше и точнее, и средства разведки несоизмеримо совершеннее. Но главное, FPV-дроны и сбросы стали настоящим бичом на фронте. Маскировка любой габаритной техники стала первоочередной задачей. В качестве эксперимента можно отдать в войсковую эксплуатацию несколько КамАЗов и Уралов с «Периметрами». Само собой, в современном техническом прочтении. Особенно привлекательно системы самоокапывания смотрятся на российских броневиках – «Спартак», «Тигр», «Ахмат», «Тайфун-ВДВ» и других.

В отличие от бортовых машин, бронекузова у MRAP несущие и гораздо более жесткие, что положительно сказывается на сохранности землеройного оборудования. Узлы трансмиссии и силовые установки более живучие и совершенные. Одной из проблем, обозначенных в ходе испытаний в 70-х годах, стала малая ширина котлована – водитель банально не мог открыть дверь. У современных броневиков это решается за счет кормовой двери, а у остальной техники вопрос снимается в любом рембате. Учитывая уровень кустарной модификации боевой техники, люк в крыше не выглядит чем-то запредельным. Осталось только дождаться взвешенного решения на поводу забытого «Периметра» в современном прочтении.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    7 июля 2025 04:36
    О какой маскировке может идти речь, если всё вокруг капонира будет разворочено как на фото?! Нет, ну при достаточном времени все эти следы можно скрыть, только кто это время даст?
    1. KCA
      +7
      7 июля 2025 06:15
      Так масксеткой накрыть можно, другое дело грунт какой, нормально окопаться 131-му на жирном чернозёме, но вот если дождя не было с месяц? Этот жир как зацементированный, или на Сев Кавказе, где камней больше чем грунта, у танка дури много, он расковыряет, а грузовик?
      1. +2
        7 июля 2025 06:38
        Цитата: KCA
        Так масксеткой накрыть можно

        Масксети, причём с формированием уклонов, просто на машину уйдёт намного меньше, чем весь на этот бардак с выкинутым грунтом закрыть. Напомню, что одним из основных демаскирующих факторов как раз и является вынутый грунт.
        1. KCA
          +5
          7 июля 2025 11:49
          Смотря какая техника, видел как старенькие Т-55 самоокапывались, так по сторонам-то и нет ничего, бруствер спереди, что скорее плюс, вперёд-назад, туда-сюда и готово, поехал следующую ямку копать
          1. +2
            7 июля 2025 11:55
            Цитата: KCA
            видел как старенькие Т-55 самоокапывались,

            У 55-ых был свой отвал?!
            1. KCA
              +6
              7 июля 2025 12:02
              У всех был, навешивался, как и минный трал, потому и пишу, один рыл, остальные ждали, он съёмный, делов-то? Не гнать-же на каждую точку монстра ИМР, от неё солдаты шарахались, хоть и без вооружения, но если на врага пустить, психическая атака будет огого
              1. +6
                7 июля 2025 14:58
                Цитата: KCA
                У всех был, навешивался, как и минный трал, потому и пишу, один рыл, остальные ждали, он съёмный, делов-то?
                А, это. Так это полноценный бульдозерный отвал, отсюда и чистота работы и производительность. Но и ставился он далеко не на каждый Т-55 в отличие от 72-ки.
                Так что далеко не на все навешивался, отнюдь.
                1. KCA
                  +5
                  7 июля 2025 15:03
                  Я связист был, они там журчат, искры из выхлопа летят, я и не вникал, особо, 55 от 72 мог отличить, конечно, а уж детали, тем более я и не бегал за ними, мне-то чо, я у костра сижу, они там пыхтят
      2. -2
        7 июля 2025 11:43
        Цитата: KCA
        Так масксеткой накрыть можно

        на примере Армении видно, что маскировки у окопанной техники не было никакой, там подошли формально - и окопали и сетки натянули, но окопанную арту было видно за несколько километров без бинокля.
    2. +15
      7 июля 2025 07:19
      Автор в начале статьи описал довольно много минусов, из-за которых отказались от этой идеи. Но во второй части внезапно предлагает вернуться к ней "на новом техническом уровне", хотя минусы практически никуда не деваются и на новом уровне. Грунт не пропадет, вес устройства не снизится, расход соляры и амортизация техники только возрастет(за счет более мощных движков), да и время сооружения окопа вряд ли снизится. Все-таки укрытия должна рыть спецтехника, а не такие надругательства над грузовиками и БТРами!
      1. 0
        14 июля 2025 06:38
        Ха-ха! БАТов и БТМов! Солдат с лопатой! Вот главный ИМР! У нас подразделение инженерное, а копали лопатами. Благо, перерыли за несколько лет все вокруг, поэтому всегда подчищали старые окопы. А то, как раз ЗИЛ-131 попробуй в Гоби закопать... Ну, ну....
  2. +1
    7 июля 2025 04:44
    Даже от пологого пикирования дрона никак не защищает. А демаскирует со страшной силой.
    1. +1
      13 июля 2025 17:49
      Но от близкого разрыва очень даже защищает. Осколки, взр. волна, проходят выше. Выживаемость повышается в разы.
    2. 0
      14 июля 2025 06:39
      Всегда используется массеть. В наши времена просто в кузове любой машины валялась. Всегда.
  3. 0
    7 июля 2025 05:32
    Эх, такой бы девайс, да нашим бойцам в Первую МВ или во Вторую wink
    1. +8
      7 июля 2025 10:00
      На ученьях (1974 г , Дальний Восток , противостояние с Китаем ) поступил приказ выкопать укрытие для БТР 60 . Экипаж 3 человека . Дали еще 2 солдата помощника . Так копали целый день , и не выкопали . Все таки размеры машины хорошие , ширина насколько помню что то около 3 метров , глубина должна быть не менее 2 . Мозоли были у всех .
      Поэтому вручную такое делать …. , можно конечно , но от безисходности .
      Обычно находили старый капонир , подправляли и готово . Благо на полигоне старых было достаточно .
      1. 0
        9 июля 2025 00:24
        Дальний Восток разный. В одном месте копали окопы на учениях, каменистый грунт, склон сопки, даже ячейку руки в кровь. В другом месте, за два часа танк закапывали, тоже на склоне сопки и еще успевали ячейки откопать рядом.
      2. 0
        14 июля 2025 06:42
        Поэтому думаю, что идеи для колесной техники все равно хорошие. Хотя бы зуб - рыхлитель и уже хорошо. Нагрузка на машину меньше, а грунт уже не матерый. Хотя б землю не долбить, а просто откидать, да стенки сделать. Но все равно работа во многих условиях почти безнадежная.
  4. -1
    7 июля 2025 07:22
    Интересные и смелые эксперименты, но время всё поменяло, теперь нужны другие подходы.
  5. +6
    7 июля 2025 07:32
    Объем вынутого грунта достигал 137 кв. метров
    Новое слово в измерении объемов.
  6. +3
    7 июля 2025 08:18
    Сейчас огромное количество всяких мотоблоков с насадками вместо "палки-копалки". Укрытия нужны не только для техники, но и в первую очередь для солдат. Да и техника на вооружении сейчас настолько разная, что универсальную насадку не сделаешь, а под каждую придумывать замучаешься. .
  7. +5
    7 июля 2025 08:51
    По поводу "современного технологического прочтения" тоже есть сомнения. Смартфоном или искусственным интеллектом окоп не выроешь, а в области "железа" за полвека прогресса немного. Почему копалка для условного Урала получится сейчас лучше, чем у советских инженеров?
    1. +4
      7 июля 2025 10:19
      Смартфон вообще недокомпьютер какой то. Даже ноутбук проще использовать. Одних приложений на каждый пшик скачивать задолбаешься. И перегрев ни куда не делся, и холода боится. Фоткать, видео снимать еще ладно. Плати им - ну может быть еще, хотя уязвимости в системе навалом. А дохнет или разбивается вообще на раз. Как и разрядка. Чисто за свой счет на электричество сами же еще и всю инфу сливаем о себе сами. Продались за девайс модный. По мне так кнопочный телефон (по сути рация где номер телефона это позывной) лучше для разговора. А остальное ноутбук лучший вариант. А про отвал на колесной технике - не для снега только если на К-700 и чуть хуже у Т-150. Остальное не реально просто из малого сцепного веса на колесах и лишком высокой минимальной скорости техники. Вроде азбука постройки техники ?! Или нет ?! Не приживаются даже на жд ход как тягачи варианты переделок грузовиков и тракторов. Юмористы...
      1. -4
        7 июля 2025 16:20
        Хоспади, старперы.
        Вам одна дорога - в ад.
        1. Комментарий был удален.
        2. +2
          8 июля 2025 23:59
          Не угадали. Просто то что не удобно то не удобно. На смартфоне не искать ни читать не смотреть не удобно. И еще куча минусов для пользования. Сейчас даже в авто решили вернуть кнопки, мультимедиа и сенсорный экран там в минус авто, а не плюс.
      2. 0
        14 июля 2025 06:45
        Смартфон - компьютер для связи. И свои задачи выполняет прекрасно. Все типы, какие есть, в кармане.
        1. 0
          14 июля 2025 23:34
          Только используют его по большей части не для этого. Пытаясь запихать туда приложения смартфон просто не вывозит - становится и глючным, и больше энергии жрет. Ну нельзя все функции туда запихивать. Зайду другой стороны - щас даже в авто решили возвращать просто кнопки для некоторых систем. Вы ж уже не понимаете что водитель - это руль крутить на дороге, механик - ремонтировать авто должен, электрик - заниматься электрикой, сварщик, шиномонтажник, аккумуляторщик, диагностик - это тоже не просто электрик. А еще и экспедитор или контроллер в автобусе это разные профессии. И один водитель всех перечисленных не заменит. А есть еще те куча народу которые помогают механикам ремонтировать по узким направлениям. А все хотят чтобы водитель за свою минималку выполнял все работы сам - как тот же смартфон. Но это бред. Приложений в смартфоне лишних слишком до фига - задолбало заходя на какой нибудь сайт отключать рекламу, видео не нужное, не давать установить приложение, не давать разрешать показывать уведомления, запрещать уточнять мою геолокацию. Стираешь предустановленные вроде приложухи, отключаешь смартфон, включаешь - и все по новой. Даже номера от оператора связи стирать надо из записной книжки. Причем номер от личного кабинета с десятого раза убирается. В личный кабинет оператора связи я с ноута лучше зайду - на большом экране проще читать. И реклама меньше лезет со всех щелей. Это как в авто опять же пытаются сделать квартиру - розеточки подайте, подстаканники, мультимедиа, динамиков как в концертном зале, столики, сдвижные ряды сидений, панорамные крыши (ляг на траву на поляне и смотри в небо - дофига ж народу в авто в небо сморит же), холодильник тоже важен в малолитражке для города - 3-20 км проехать без холодного энергетика низя ж... 3-4 часа без еды на межгороде жуть как долго голодать то надо... Животные могут терпеть полдня без еды - люди нет. Потому им и столик нужен в авто и подстаканники. Дурдом...
          1. 0
            15 июля 2025 11:26
            Кому чего. Мне он жить помогает. Надо понимать, зачем он.
  8. +1
    7 июля 2025 14:40
    Советская серия военно-инженерных машин - вот что круто. И окоп длиной в километры, и полукапониры за полчаса, и валка леса в атакующем темпе, и даже бурение скважин для получения воды за считаные минуты. Фантастическая техника! То-то ее давно уже не выпускают...
    А это все ерунда чепуховая. Закономерно пришедшая к неудаче.
    1. +1
      7 июля 2025 17:00
      А это все ерунда чепуховая. Закономерно пришедшая к неудаче.

      Как-то считали капонир взрывным методом. Интересно получалось.
      1. 0
        7 июля 2025 20:24
        У американцев динамит в аптеках продается. Знаете почему? Потому что динамит там считается первым инструментом для копания ям. У них формулу расчета выброшенного грунта в школах учат. Чтоб и лишнего не заложить, и второй раз шурфик не пробивать под взрывчатку.
        Наверное либерасты это подразрушили, но... вам экстрим, а кому то скушная обыденность)
        1. 0
          7 июля 2025 21:42
          У американцев динамит в аптеках продается. Знаете почему? Потому что динамит там считается первым инструментом для копания ям

          В детстве читал" ковбойские сказки" (надо признаться, часть потом использовал для обучения личного состава), Так там человек бурил скважины в Неваде, искал нефть. Нефти не нашёл. Теперь внимание! Он вытащил скважины из земли, распилил и продавал, как ямки для столбов!
          1. 0
            8 июля 2025 08:20
            Про дедушку Койота сказки были круче) Или про дядюшку? Не помню уже.
          2. 0
            8 июля 2025 11:49
            https://www.nytimes.com/1903/05/31/archives/easy-to-purchase-dynamite-no-law-requiring-wouldbe-purchasers-to.html
            Наслаждайтесь)
            1. 0
              8 июля 2025 12:07
              https://www.nytimes.com/1903

              Так это же 1903 год.
              До 1934 (демократ Рузвельт) в Америке можно было по почте купить пулемёт Максима.
              1. 0
                9 июля 2025 08:34
                На самом деле примерно до начала 60х. Можно было купить Максим и штурмовую винтовку без малейшей бюрократии. Потом дело "осложнилось", надо было предъявить пару бумажек.
                "Взрывчатка «таннерит» продается в торговой сети как компонент для буровых работ, и если есть желание, скажем, быстро выкопать подвал, то ее вполне можно приобрести по сходной цене." Вот такая история. В рунете эта тема малопопулярна, но найти свеженький материал по теме особого труда не составляет) Это я ровно пять минут в яндексе пошарил.
      2. +1
        13 июля 2025 17:57
        Есть и такое в уставах. 5 дырки в ряд, 5 шашек, 80 кг тола. Но потом опять лопатой оформляется. Вот тут нож помог бы. В общем все нужно, и лопата, и механизация, и тол. К утро пушки должны быть по ствол в землю, а тягачи по кузов. Лень ? Ну принимайте бой, может и последний.
        1. +1
          14 июля 2025 06:48
          По идее спецкопалка должна придаваться каждой батарее. В книжка по инженерному делу оборудование для артбатареи - это как редут.
          1. +1
            14 июля 2025 09:33
            Именно как редут. Вот только копалка полагается на дивизион. И ее время не хватает на всех батарей, орудий и тягачей.
            1. +1
              14 июля 2025 15:30
              И это, если она исправна.
              1. 0
                15 июля 2025 08:57
                И если не словила мину. А так, в первой очереди копает КП командира дивизиона, потом батарейные КП, комполк тоже ее привлекает итд. Лучше небольшой отвал, но свой и всегда при себя с батареей.
  9. 0
    13 июля 2025 17:44
    в боевых порядках автомобильная техника того времени вряд ли была в зоне досягаемости снарядов
    А как же, арт тягачи стоят всего на несколько сот метров от орудий. Потеряешь тягач, потеряешь и пушку. Приспособление очень нужное для устройства огневой позиции.