Спасатели ВКС РФ рассказали об особенностях эвакуации воздушным способом

6 566 14
Спасатели ВКС РФ рассказали об особенностях эвакуации воздушным способом

Медицинская эвакуация осуществляется силами подразделений ВКС, которые называются авиационные спасатели. В мирное время из них формируют специальные десантно-парашютные группы (СДПГ). Передвигаются на вертолетах, а при обнаружении места аварии или сигнала радиомаяка для десантирования в 99% случаев используется посадочный способ. Значительно реже применяется спуск на веревке или парашюте.

В условиях боевых действий алгоритм работы спасателей несколько меняется, а задачи выполняются совместно с группой прикрытия. Вертолет находится на сверхмалой высоте (порой до 3 м) и движется на большой скорости. Основной способ десантирования – посадочный. Если приземлиться нельзя (например, на воду), используют СЛГ-300. Непосредственно в районе боестолкновения организуется взаимодействие с ПАНом.




Перед вылетом:

- готовим вооружение, технику, средства оказания помощи (устанавливаем «панели» с медсредствами, грузим спинальный щит и т. п.);
- уясняем задачу (район эвакуации, сколько раненых, характер травм);
- оцениваем обстановку (местонахождение, возможности и характер действий своих сил и противника, влияние местности, времени года, суток и погоды на выполнение задачи);
- принимаем решение, проводим рекогносцировку, отдаем боевой приказ (доводят/напоминают/уточняют порядок выполнения задачи, кто и что делает, способы управления и поддержания связи);
- организуем взаимодействие, обеспечение и управление спасательной группы;
- проверяем готовность сил и средств, исправность воздушного судна, состояние экипировки летного состава.


Особое внимание обращаем на состав аптечки экипажа вертолета. Если чего-то не хватает, то восполняем (выдаем). Это делается для того, чтобы в случае ранения летчика не терять время на поиски нужного медсредства, а сразу достать то, что нужно, из нужного места. Во время полета ведем наблюдение, размещаем на одежде и обмундировании установленные опознавательные знаки, готовимся к эвакуации.

Несмотря на то, что спуск по веревке применяется крайне редко, ее все равно нужно подготовить. 50 метров веревки укладывается в «банан», вяжется «встречная восьмерка» (ниже указан пример использования и способ вязки).

Незадолго до приближения к месту высадки возле открытой двери располагается еще один наблюдатель: его сектор – впереди по курсу движения. В случае обнаружения противника – уничтожить или подавить. По возможности в качестве первого магазина используют 45-зарядный от РПК. Если есть связь с принимающей стороной, уточняем координаты, препятствия, с какой стороны лучше зайти и характер действий противника. Место посадки могут отметить дымовыми шашками, ИК-маяком или лазерной указкой. Конкретный способ посадки зависит от тактической ситуации. Чаще всего эвакуация проводится по одному из трех сценариев:

Сценарий 1. «Сели, забрали, улетели». Применяется при наличии возможности и относительной безопасности. Если есть точные координаты местонахождения раненого. Один «борт» приземлился и забрал раненого, другие – прикрывают сверху.

Сценарий 2. «Сели, ищем раненого, вертолет прикрывает сверху». Если известно примерное местонахождение раненого и до него можно добраться достаточно быстро.

Сценарий 3. «Сели, ищем раненого, вертолет улетает в район ожидания, возвращается по запросу». Если известно примерное местонахождение раненого, но добраться до него быстро не получится.


Особенности эвакуации с «земли на борт»


Эвакуационная группа должна как можно быстрее найти раненого, после чего сообщить об этом экипажу вертолета. Также необходимо уточнить, с какой стороны спасатели будут приближаться к вертолету: можно согласовать по радиостанции или визуально, например, командир ПСГ «бьет» себя по правой или левой стороне тела, что означает «захожу справа или слева». Все эти условные обозначения следует заранее разработать и использовать при подготовке и обучении. С собой для оказания помощи обычно имеют специальные аптечки 1-го и 2-го эшелонов и борются только с жизнеугрожающими состояниями. На инфузии и прочие манипуляции, облегчающие состояние раненого, времени, как правило, нет. Главная задача ПСГ – быстрее найти раненого и закинуть на борт.

В идеале размещаем сразу головой к кабине, но в экстренной обстановке раненого грузят любым способом, а уже потом размещают, как полагается. В качестве носилок применяются волокуши, для тяжелораненых, в т. ч. с множественными травмами и переломами – спинальный щит.

Особенности перевозки и оказания помощи на борту немедицинского вертолета


Совсем скоро наступят те славные времена, когда всех раненых будут эвакуировать на специально оборудованных медицинских «вертушках», а пока работаем с тем, что есть. Если вертолет без дополнительных топливных баков, раненых размещают справа и слева. Если есть топливные баки, то раненые – в центре салона. Если бак один, то обычно он находится слева, а раненые, соответственно, справа. Там же на баках закрепляются «панели» со средствами оказания помощи, а рядом раскрывают «аптечку 3-го эшелона». Раненые находятся на полу, сверху – инфузии с раствором.

Перед оказанием помощи с раненого снимают снаряжение и бросают в «хвост» вертолета. Туда же летят упаковки от использованных медсредств и пустые магазины, если с борта ведется огонь. Посадочная площадка должна находиться максимально близко к госпиталю, чтобы время на перекладывание раненого и транспортировку в госпиталь было минимально.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    8 июля 2025 04:10
    К сожалению, или к счастью ничего спасатели здесь не рассказали), вкратце для экономии времени читателей, летим на вертолете кого нибудь спасать, пристегиваемся чтобы не выпасть из вертолета, обычно садимся, но канат берем на всякий случай, спасли, улетаем, ах да еще командир себя по коленке ударит, по левой или правой....
  2. +1
    8 июля 2025 05:28
    Очень интересная статья, спасибо автору и редакции. Лично у меня интерес конечно академический, но всё равно материал с "земли", так сказать, всегда нужен.
  3. +1
    8 июля 2025 10:01
    Нас очень недостаёт лёгких вертолетов, вроде OH-6 или «Ирокеза» для мед эвакуации в боевых условиях, Ми-8 все же больше подходит для боевых зон низкой интенсивности, когда противник ничего особо не может сделать с большим вертолетом…
    1. +1
      8 июля 2025 10:11
      очень недостаёт лёгких вертолетов,
      Есть "Ансат", но он пока не ремоторизирован на отечественный двигун.
      1. +2
        8 июля 2025 10:18
        Есть ещё Ка-60/62, но фактически они только на бумаге, не досталось нам от «утраченной цивилизации» вертолетов такого класса, а сами не смогли сделать или купить лицензию…
        1. +2
          8 июля 2025 10:32
          Да, класс лёгких вертолётов у нас исчез. были Ка-26, Ка-226 (этот, вроде, с импортным двигуном), Ми-2 (этот ляхам отдали для производства).
  4. +5
    8 июля 2025 10:10
    Что за бред? Автор спутал всё и вся. Свалил в кучу эвакуацию раненных с района боевых действий и ПСО.
    Да, я знаю, сейчас принято высокомерно отрицать предыдущий опыт и заново, по принципу, - мне так кажется, - изобретать велосипед.
    В итоге получается запутано, ни разу не эффективно, зато на порядок дороже для бюджета.
    Потому, пару слов как это делалось в армии здорового человека, то есть, в СССР.
    Так вот, прежде всего там существовала так называемая ПСС (поисково-спасательная служба).
    Она осуществляла координацию, общее руководство, изучением опыта и выработкой документации и прочее-прочее по ПСО (поисково-спасательному обеспечению).
    ПСО осуществляется из положения дежурства на земле, выделенными из боевых частей силами и ведётся как воздушным (те самые самолёты и вертолёты с ПДГ (парашютно-десантные группы), а не СДПГ, на борту), так и наземным (морским) (НПСК, наземная поисково-спасательная команда) способами.
    Состав группы ПДГ формируется из личного состава частей выделяющий авиационную технику, который регулярно проходит специальную подготовку.
    В зоне боевых действий в состав ПДГ включают и приданный личный состав обученный вести боевые действия в тылу противника.
    Классический наряд для таких задач ( в районе БД), два вертолёта Ми-8, основной и резервный (на нём и размещается ПДГ), а также четыре Ми-24 для прикрытия.
    Руководство поиском осуществляет командир ведущего Ми-8. Что касается ПДГ, то их номер 16, что скажут ио и делают.
    И уж простите, но пересказать то что занимает целую книгу в рамках одного сообщения не смогу.
    Кому интересно. ищите, читайте.
    1. 0
      8 июля 2025 16:42
      Цитата: vovochkarzhevsky
      Автор спутал всё и вся. Свалил в кучу эвакуацию раненных с района боевых действий и ПСО…- изобретать велосипед. В итоге получается запутано, ни разу не эффективно, зато на порядок дороже для бюджета.
      Вот сдается мне, что персонажи с улицы Знаменской не ахти как интересуются эффективностью - по бумагам проходит и отчетик можно замастырить затейливый.
      Система работала, но давно требовала переосмысления и изменений: обеспечение, структура, управление… ну а там и вопрос о связи…
      P.S. Стоило бы подсмотреть как у ‘вероятных ”партнеров”’, минимум работу SAR эскадрилий закрепленных за FW, подготовку PJ, 160th SOAR и TRAP от морпехов…
    2. 0
      8 июля 2025 19:09
      Цитата: vovochkarzhevsky
      два вертолёта Ми-8

      Цитата: vovochkarzhevsky
      четыре Ми-24

      Не для нынешних реалий - иначе может быть костер из 6 бортов.
      Нам действительно нужен маленький вертолет для вывоза раненых
      1. 0
        8 июля 2025 19:16
        Не для нынешних реалий - иначе может быть костер из 6 бортов.
        Нам действительно нужен маленький вертолет для вывоза раненых


        Вот чтобы не было костра и нужно звено прикрытия. Которое в особых случаях может быть усилена.
        Или вы наивно полагаете, что у одиночного лёгкого вертолёта шансов на выживание больше?
        1. 0
          8 июля 2025 19:51
          Цитата: vovochkarzhevsky
          Не для нынешних реалий - иначе может быть костер из 6 бортов.
          Нам действительно нужен маленький вертолет для вывоза раненых


          Вот чтобы не было костра и нужно звено прикрытия. Которое в особых случаях может быть усилена.
          Или вы наивно полагаете, что у одиночного лёгкого вертолёта шансов на выживание больше?

          А че не полками? А то вдруг 6 мало будет...
          Сейчас борта с кабрирования стреляют - "куда то туда", чтоб близко к ЛБС не подходить. Стингеры есть и ПТУР есть и много чего еще есть у ВСУ.
          Туда - куда прилетят 6 бортов - будут бить изо всего. Как и по ним.
          Слишком цель лакомая будет...
          1. 0
            8 июля 2025 20:12
            А че не полками? А то вдруг 6 мало будет...


            Ели нужно, то и полк можно поднять. Был бы ещё этот полк.


            Сейчас борта с кабрирования стреляют - "куда то туда", чтоб близко к ЛБС не подходить.


            Потому что армия "оптимизирована" исключительно для парадов. И промышленность не способна обеспечить поставки необходимого количества ПТУР.

            Стингеры есть и ПТУР есть и много чего еще есть у ВСУ.
            Туда - куда прилетят 6 бортов - будут бить изо всего. Как и по ним.
            Слишком цель лакомая будет..


            Потому и надо продавливать огневой мощью. Чтобы противник не смел голову поднять, не то что огрызаться.
            А одиночный лёгкий вертолёт сожрут и не поперхнуться.
            1. -2
              10 июля 2025 11:54
              Западные страны европы ,англии и америки не могут и маршировать на парадах и воюют так же ! Укрохолопы решили у них уму учиться , как говорится от кого поведёшься - от того и наберёшься !
    3. 0
      11 июля 2025 16:53
      В моё время ПДГ назначалась из той части, где производились полёты. Т. е., если неподалёку друг от друга летают ИБА, штурмовики и бомберы, у каждого дежурит приданный вертолет с ПДГ. Если у соседей "напряг", наша группа получала команду "товсь!" и при необходимости вылетала на их "комара". Также и соседи, если у них полёты, могли выслать свою ПДГ в помощь нам. Если вокруг никто не летает, лётчики могли рассчи ывать только на свою ПДГ. Это 80-е.