Для истребителя пятого поколения: Турция разработала крылатую ракету SOM-M

8 750 26
Для истребителя пятого поколения: Турция разработала крылатую ракету SOM-M

SOM-M


Турецкая компания TÜBİTAK-SAGE разработала новую крылатую ракету SOM-M, предназначенную для перспективного национального истребителя пятого поколения KAAN. Как утверждается, при её создании использовались отечественные технологии.



КР, размещаемая внутри фюзеляжа самолёта, предназначена для поражения наземных и морских целей, в том числе движущихся. В числе её характеристик называются автономная работа, малозаметность, средняя дальность и высокая точность. Наличие канала передачи данных позволяет управлять ракетой после её запуска, например, меняя цель или маршрут полёта. Информация о системе самонаведения новой КР на данный момент не раскрыта.

SOM-M относится к семейству КР средней дальности SOM, которое разрабатывалось с 2006 года и находится на вооружении с 2011 года. Новое изделие имеет массу около 600 кг, вес боеголовки составляет 230 кг, длина примерно 4 метра, дальность полёта свыше 250 км.


KAAN

Собственно истребитель KAAN, для которого предназначена SOM-M, должен продолжить в текущем году лётные испытания, после того как в 2024 году он впервые поднялся в воздух. Всего в процессе разработки планируется изготовить 6 прототипов. Поступить на вооружение он должен в 2030-е годы.

Одновременно с разработкой самолёта ведётся создание национальных агрегатов для него, призванных впоследствии заменить зарубежные изделия. Например, отечественная силовая установка TF35000 придёт в 2032 году на замену американскому двигателю General Electric F110.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    6 июля 2025 17:37
    Самолета еще нет, а ракеты уже есть))) поспешишь - людей насмешишь)))
    1. 0
      6 июля 2025 17:50
      Николай рад видеть!
      Готовь сани летом, а телегу зимой. Не?..
      1. +3
        6 июля 2025 18:40
        И вам не хворать. Проблема в том, что никто не знает, когда она будет - эта зима. Уже говорил, что работаю на авиамоторостроительном заводе. И понимаю, всю глубину глубин и широту широт))) создание двигателя, а за ним и самолета 5 - го поколения, это не пару кг. помидоров на базаре продать. Это годы работы и миллиардные расходы. И никаких гарантий. Индия и богаче и сильнее в научно-техническом плане, но им даже 4-ое поколение оказалось не по зубам. А эти уже ракеты делают)))
        1. 0
          6 июля 2025 19:08
          Тоже улыбнуло про "отечественную силовую установку" и вообще 5е поколение один в один слизанное с 35го. Судя по всему это не полноценная ракета, а больше дрон.
          1. 0
            6 июля 2025 19:31
            Ну, когда мечтаешь - ни в чем себе не отказывай))) благо, всю сложность проблемы, понимают не многие. Большинству - заходит на ура)))
    2. -2
      6 июля 2025 18:01
      Цитата: ТермиНахТер
      Самолета еще нет, а ракеты уже есть))) поспешишь - людей насмешишь)

      Это турки поступают по аналогии со стрелковым оружием. Сначала создаётся патрон, а уж под него винтовка или автомат.
      1. 0
        6 июля 2025 18:23
        Это верно, сначала планирующий баллистический блок, а потом баллистическая ракета под него
      2. +1
        6 июля 2025 18:41
        Немного не корректная аналогия. Слишком большая разница в сложности изделия.
        1. 0
          6 июля 2025 18:53
          Цитата: ТермиНахТер
          Немного не корректная аналогия. Слишком большая разница в сложности изделия.

          Если что, я это написал с иронией.
    3. 0
      6 июля 2025 19:11
      Ракеты есть – scalp, storm shadow. Благодаря сотрудничеству с Украиной нет проблем скопировать железо и заказать электронику в мировой мастерской. А вот постоянный канал связи – это интересно. Система наведения не важна, сам факт возможности управления в режиме fpv открывает большие возможности. Но... где взять эту связь? Звоните Маску?
      1. +1
        6 июля 2025 19:36
        Тупое копирование - это не решение проблемы. "Железо" есть - а как делалось это "железо"? Технология изготовления, технические процессы, режимы и т. д. - совсем не просто. Электронику заказать можно - а продадут китайцы? Они сейчас, внимательно смотрят, что и куда идет. А турок они не любят, по многим причинам. А ПО, которое в "мозгах" КР - исходники у вас есть? Вы думаете французы вам дадут? Сильно сомневаюсь. И могу еще сотню вопросов задать.
        1. 0
          6 июля 2025 19:43
          Вопросов много, согласен. Но и в прорыв отдельно взятой науки не верю.
          1. 0
            6 июля 2025 20:22
            Наука - это все. То, что ты сам спроектировал и сделал - это твое, никто не заберет. То, что тупо скопировано - без понимания технологий - это чужое, захотят - дадут, не захотят - не дадут.
        2. Что то это всё не мешает развивать Турецкий ВПК лет эдак последних 20
          1. 0
            7 июля 2025 12:01
            Последние 20 лет - это копирование западных образцов, с минимальной доработкой. Проблема в том, что 5 - ое поколение копировать особо не у кого, не дадут.
            1. А что плохого в копирование? Вон Китайцы на этом копировании стали второй экономикой мира и сильнейшей армией. Это колосальная экономия на разработке и проектирование, времени и ресурсах, а главное отсеивание плохих проектов и выборка только хороших.
              А 5 поколение, боже, просто красное словцо, по факту может получится не плохой самолёт 4 поколения, что в этом плохого
              1. 0
                7 июля 2025 23:13
                Вы хотите сравнить научно-технические и промышленные возможности Турции и Китая?))) даже 20 лет назад - это абсолютно не сопоставимо, сейчас и подавно. Это турки растрезвонили на всю планету, что они делают самолет 5-го поколения. При том, что они даже 3-го никогда не делали)))
                1. Я сравнил концепции развития через копирование, сказав что они одинаковы. Но естественно Китай на 1000 порядков более развит. А про самолёт, нуууу, знаете, а кто будет говорить для потенциальных покупателей или просто для национального престижа, что мы делаем не передовой самолёт, нечем не выделяющийся и без крутых ТТХ. Это же глупо, любой продавец будет говорить что у него самый лучший товар. Да и то что самолёты прошлого поколения не делают, ну уж извините, условные новые автомобильные бренды тоже не с каменного колеса начинают делать машины, а с более менее современными технологиями
                  1. 0
                    10 июля 2025 09:29
                    Не спорю, реклама - это важно. Но зачем же так откровенно врать? даже не слишком сведущие в этом вопросе люди, понимают абсурдность таких заявлений. А потенциальные покупатели - это люди имеющие соответствующее образование и навыки. Им такая туфта точно не зайдет.
                    1. Ну тут уж я вам не скажу зачем так делают, видимо так привлекают внимание
    4. 0
      7 июля 2025 09:42
      Цитата: ТермиНахТер
      Самолета еще нет, а ракеты уже есть)))

      Есть сообщение, что они могут подвешиваться на бпла Акинче и на турецкие f-16.
      На ней французский двигатель сафран. Но вовсю готовят собственный заменитель.
      1. 0
        7 июля 2025 12:09
        Зачем тогда столько кипежа?))) заменить двигатель, даже такой, относительно не сложный - не так просто. Если только французы не предадут тех. документацию. А зачем оно жабоедам?
  2. 0
    6 июля 2025 20:32
    Военными технологиями осман накачивают англосаксы с европейцами, чтобы потом ихними руками окончательно решить "русский вопрос". Турецкие инженеры звучит ещё смешнее чем английские ученые.
    1. 0
      6 июля 2025 21:49
      Турецкие инженеры звучит ещё смешнее чем английские ученые

      Да уж, ещё одни помидорники с имперскими амбициями ...
      То яблочники, то помидорники, то шароварники...
    2. Тогда вопрос, почему многих разработок которые есть у турков нет у инженеров из Европы, не говоря уж о том, что в последние годы видно что происходит наоборот, в Европе интресуются турецкими разработками
    3. 0
      7 июля 2025 23:16
      Никто и никогда, будучи в здравом уме, не станет передавать свои технологические секреты. Зачем гейропейцам конкуренты? У них и так дела идут не ахти.