Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Истребитель танков Jgd Pz 38(t) «Hetzer»

41
К концу 1943 года командованию Вермахта стало ясно, что легкие противотанковые САУ семейства «Мардер» уже не в полной мере отвечают поставленным перед ними задачам. Это объяснялось появлением у противников Германии новых танков, лучше бронированных и вооруженных. В свою очередь, «мардеры», также имевшие достаточно мощное вооружение, были защищены броней лишь номинально. Требовалась новая, хорошо бронированная компактная самоходная установка — истребитель танков.

Приемка немецкими экипажами новых САУ Marder III


В то же время наступил кризис и в выпуске штурмовой артиллерии. В ноябре 1943 года англо-американская авиация подвергла мощной и весьма успешной бомбардировке берлинский завод фирмы Alkett. В результате авиаудара были серьезно повреждены цеха и оборудование крупнейшего изготовителя основного противотанкового средства — штурмовых орудий. План производства штурмовых орудий на 1944 год оказался под угрозой срыва. Чтобы не допустить этого, к их выпуску в декабре 1943 года подключилась фирма Krupp. Поскольку последняя являлась генподрядчиком по изготовлению средних танков Pz.IV, то неудивительно, что, приступая к производству штурмовых орудий, крупповцы сделали ставку на «четверки». Благодаря использованию рубки от StuG III, обе САУ были унифицированы почти на 20%. Но новое штурмовое орудие StuG IV, во-первых, оказалось довольно дорогим, а во-вторых — для их производства использовались шасси танков Pz.IV, которых Вермахту тоже не хватало. Необходимо было иное решение, например, привлекать к выпуску штурмовых орудий другие предприятия. Специалисты из Управления вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) обратили свой взор на пражский завод ВММ (до оккупации — CKD).

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Истребитель танков Jgd Pz 38(t) «Hetzer»
Колонна штурмовых орудий StuG 40 в ожидании команды на марш. На переднем плане штурмовое орудие Ausf. G с прямым пулеметным щитком и дополнительным бортовым бронелистами, которые начали устанавливать на модификациях с декабря 1942. На заднем плане штурмовое орудие Ausf. F/8, ранняя модификация выпуска сентябрь—октябрь 1942 года


На завод поступило указание начать производство штурмового орудия StuG 40. Но эта 23-тонная боевая машина была ему явно «не по зубам». Вот тогда-то и вспомнили о разработанном фирмой ВММ еще в августе — сентябре 1943 года эскизном проекте САУ нового типа — StuG пА— «штурмовом орудии нового образца». Тогда оно особого интереса у военных не вызвало, теперь же на завод поступил срочный заказ — закончить проект в весьма сжатые сроки.

17 декабря 1943 года военных ознакомили с проектной документацией новой боевой машины. В основу ее конструкции были положены агрегаты как серийного танка Pz.38(t), так и опытного образца разведывательного танка TNHnA. В качестве вооружения предполагалось использовать безоткатное орудие, однако из-за его неготовности на машину установили противотанковую 75-мм пушку Рак 39. К 24 января 1944 года был изготовлен полноразмерный деревянный макет САУ, и вскоре Управление вооружений заказало два прототипа, присвоив самоходке традиционно длинное название «Штурмовое орудие нового типа с 75-мм пушкой Рак 39 на шасси Pz.38(t)». Что касается танковых войск, то там самоходке присвоили более краткое наименование Leichte Panzerjager 38(t) — легкий истребитель танков на шасси Pz.38(t). Эта чехарда названий завершилась в ноябре 1944 года присвоением новой самоходке наименования Jagdpanzer 38 (танк-истребитель) и кода Sd.Kfz.138/2. Наконец, 4 декабря 1944 года приказом Гитлера машине было присвоено название Hetzer («хетцер»).

Jagdpanzer 38 (танк-истребитель) Hetzer


Чаще всего в литературе это название переводится как «охотник», что в целом не противоречит истине, но если быть более точным, то «хетцер» — это егерь, псарь, поскольку «хетце» — это травля, то есть псовая охота. t Первый прототип новой самоходки был изготовлен в марте 1944 года. По своей компоновке она представляла безбашенную машину с размещением вооружения в лобовом листе корпуса. Корпус выполнялся полностью сварным, с большими углами наклона броневых листов. Так, верхний лобовой лист корпуса, имевший толщину 60 мм, был наклонен под углом 60°, 40-мм нижний лобовой лист имел наклон в 40°. Бортовые листы, толщина которых не превышала 20 мм, располагались под углом 15°. Такой же толщины кормовой лист — под углом 40°. В отличие от всех предшествующих боевых машин чехословацкой конструкции, место механика-водителя САУ «Хетцер» находилось слева от продольной оси машины. За ним размещались наводчик и заряжающий, а место командира машины находилось у правого борта боевого отделения. Для посадки экипажа в крыше корпуса, которая выполнялась съемной и крепилась к бортам и лобовому листу с помощью болтов, имелись два люка, закрывавшихся двухстворчатой и одностворчатой крышками. Первый предназначался для посадки механика-водителя, наводчика и заряжающего, второй — командира.



По-видимому, с целью удешевления «Хетцер» был не слишком хорошо оснащен приборами наблюдения. В распоряжении механика-водителя имелись две смотровые щели со стеклоблоками «триплекс» в верхнем лобовом листе корпуса. Наводчик мог обозревать местность в перископический прицел Sfl.Zfla., заряжающий — через перископический прицел пулеметной установки на крыше корпуса. Кроме того, в левой створке посадочного люка, над местом заряжающего под углом 90° к оси корпуса (в положении «9 часов») был жестко закреплен перископический прибор наблюдения. Еще один такой прибор находился в распоряжении командира машины. Он был установлен в откидной крышке надмоторного люка в положении «6 часов», то есть позволял вести наблюдение в корму. Командир мог пользоваться стереотрубой, но только при открытом люке. При закрытых люках машина была почти «слепа» по правому борту.

Jagdpanzer 38(t) Hetzer


Как уже упоминалось выше, в качестве основного вооружения на «Хетцере» применялась 75-мм противотанковая пушка Рак 39/2 с длиной ствола 48 калибров. Она устанавливалась в узкой амбразуре лобового листа корпуса несколько правее продольной оси машины. Малые размеры боевого отделения при достаточно массивном казеннике пушки, а также несимметричная установка ее в боевом отделении привели к тому, что углы наведения орудия вправо и влево не совпадали (5° — влево и до 10° — вправо). Вертикальная наводка был возможна в пределах от-6° до +12°.

Надо сказать, что впервые в немецком и чехословацком танкостроении такое достаточно крупногабаритное орудие удалось вписать в столь маленькое боевое отделение. Это стало возможным благодаря применению специальной карданной рамки вместо традиционного орудийного станка.

Трофейный СУ-85


Такую рамку для орудия Рак 39/Рак 40 спроектировал в 1942 — 1943 годах инженер К.Штольберг, но некоторое время она не вызывала доверия у военных. Однако, после изучения захваченных летом — осенью 1943 года советских САУ СУ-85 и СУ-152, орудия которых устанавливались в рамках, немецкое командование поверило в работоспособность подобной конструкции. Немцы применили рамку сначала на средних истребителях танков Jagdpanzer IV и Panzer IV/70, а позднее и на «Ягдпантере». Рамку вместе с орудием Рак 39/2 и подвижной бронировкой позаимствовали для «Хетцера» у САУ Jagdpanzer IV. По конструкции и баллистике Рак 39/2 была идентична пушкам KwK 40 и StuK 40. Бронебойный снаряд, покидавший ствол орудия с начальной скоростью 790 м/с, на дистанции 1000 м пробивал 88-мм броню, расположенную под углом 30°. Подкалиберный снаряд при начальной скорости 990 м/с на такой же дистанции ' пробивал броню толщиной 97 мм.

Колонна советский тяжелых САУ СУ-152 на марше, Карельский перешеек


Поскольку носовая часть «Хетцера» оказалась сильно перегруженной (пустая САУ имела дифферент на нос, приводивший к проседанию передней части до 8 — 10 см относительно кормы), конструкторы попытались облегчить ее. Для этого, в частности, у серийных машин ранних выпусков несколько обрезали качающуюся бронировку орудия снизу и с боков, а затем еще и усилили подвеску передних опорных катков.

САУ Jagdpanzer IV


Пушки Рак 39/2 оснащались дульным тормозом. Однако на САУ Jagdpanzer IV в боевых частях его обычно демонтировали. При стрельбе, из-за небольшой высоты линии огня, работа дульного тормоза поднимала густое облако пыли, которое затрудняло прицеливание и демаскировало самоходку. В бою с танками противника и то и другое было весьма существенным. Серийные САУ «Хетцер» покидали цеха без дульного тормоза пушки — его попросту свинчивали, но уже в заводских условиях.

Оборонительный пулемет MG 42 размещался на крыше САУ перед левым люком на установке Rumdumfeuer и был прикрыт уголковым щитком. Огонь из него вел заряжающий.
Боекомплект пушки состоял из 40 — 41 выстрела, пулемета — из 1200 патронов.

В силовом отделении «Хетцера» устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный четырехтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения Praga АЕ мощностью 160 л.с. при 2600 об/мин. Использование' этого мотора повлекло за собой изменения в системе выхлопа. В отличие от двигателя Praga ЕРА, который устанавливался на танках Pz.38(t), на этом моторе выхлопной коллектор выводился вверх через крышу силового отделения САУ, а не через кормовую стенку корпуса, как на танке. Радиатор емкостью 50 л находился в силовом отделении за двигателем. Отбор мощности на вентилятор, размещенный за радиатором, осуществлялся от коленчатого вала двигателя. В качестве топлива использовался этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Допускалось также использова-' ние спирто-бензиновой смеси и диналколя. В систему питания входили два бензобака емкостью 220 л (левый) и 100 л (правый). В процессе работы двигателя топливо из правого бака перетекало в левый. Подача топлива осуществлялась с помощью электрического насоса Solex Autopulse. Двигатель оснащался двумя карбюраторами Solex 46 FNVP. Емкость бензобаков обеспечивала запас хода до 185 км.

Крутящий момент от двигателя к коробке передач передавался с помощью многодискового главного фрикциона сухого трения и карданного вала. Коробка передач Praga-Wilson — планетарная, пятискоростная, с предварительным выбором передач. Диапазон скоростей колебался от 4,1 км/ч на 1-й передаче до 42 км/ч на 5-й, передача заднего хода обеспечивала движение со скоростью 6,1 км/ч. Перед коробкой передач располагались дифференциал, бортовые фрикционы, бортовые передачи и тормоза. Следует отметить, что во время испытаний трофейного «Хетцера» в СССР, на проселочной дороге с твердым грунтом самоходка развила максимальную скорость 46,8 км/ч.

Ходовая часть, конструктивно аналогичная таковой у Pz.38(t), применительно код-ному борту, состояла из четырех одинарных обрезиненных опорных катков диаметром 810 мм, заимствованных у танка TNHnA. Опорные катки были сблокированы попарно в две балансирные тележки, подвешенные на усиленных полуэллиптических листовых рессорах (толщина листов была увеличена с 7 до 9 мм). Литое ведущее колесо с двумя съемными зубчатыми венцами по 19 зубьев в каждом находилось впереди. Направляющее колесо вместе с механизмом натяжения гусеницы располагалось сзади. С каждого борта имелось по одному обрезиненно-му одинарному поддерживающему катку. В каждой гусенице насчитывалось 96 — 98 траков. Ширина гусеницы — 293 мм. Колея «Хетцера», по сравнению станком Pz.38(t), была увеличена с 2140 мм до 2630 мм. Боевая масса САУ составляла 16 т.

Захваченный польскими повстанцами немецкий истребитель танков «Хетцер» (Jagdpanzer 38(t) «Hetzer») на баррикаде на площади Наполеона в начале Варшавского восстания


Первые серийные самоходки Jagdpanzer 38 выехали из ворот завода ВММ в апреле 1944 года. Первоначальный заказ на 1944 год составил 1000 боевых машин этого типа. Однако быстро стало ясно, что производственных мощностей завода ВММ для его выполнения не хватит. Поэтому в июле 1944 года к выпуску САУ подключились заводы Skoda в Пльзене. Соответственно возросли и «аппетиты» военных: уже в сентябре они хотели получить 400 «хетцеров» — 300 от ВММ и 100 от Skoda! Дальнейшие* планы прироста производства поражают как своим размахом, так и нереальностью. Так, в декабре 1944 года Вермахт хотел получить 700 «хетцеров» (400 + 300), а в марте 1945-го — 1000, по 500 машин от каждого завода-изготовителя! В действительности же производственные успехи чехословацких предприятий были значительно скромнее. В апреле 1944 года были изготовлены 20 «хетцеров», в мае — 50, в июне — 100, в июле — 110 (10 из них на заводе Skoda). До февраля 1945 года оба завода передали Вермахту только 2000 самоходок. Своего пика производство достигло в январе . 1945 года, когда были изготовлены 434 «хетцера» (289 + 145). В марте и апреле оба предприятия усиленно бомбились американской авиацией, и темп выпуска боевых машин начал спадать. В апреле удалось изготовить только 117 машин. Всего же за год производства заводские цеха покинули 2827 самоходных установок «Хетцер». Боевое крещение «хетцеры» получили в составе 731-го и 743-го противотанковых батальонов резерва главного командования (Heeres Panzerjager-Abteilung) в июле 1944 года. Каждый батальон насчитывал 45 машин: три роты по 14 машин и три самоходки в штабе батальона. В августе 1944 года роты «хетцеров» начали поступать на вооружение пехотных, егерских и ополченческих дивизий Вермахта и войск СС. В каждой роте насчитывалось 14 машин. Кроме того, до конца войны были сформированы еще несколько противотанковых батальонов резерва главного командования. «Хетцеры» активно использовался на всех фронтах вплоть до последних дней войны. На 10 апреля 1945 года в боевых частях Вермахта и войск СС насчитывалось 915 САУ «Хетцер», из них 726 — на Восточном и 101 — на Западном фронте.

На экспорт «хетцеры» поставлялись только в Венгрию. В декабре 1944 — январе 1945 года 75 машин этого типа поступили на вооружение подразделений самоходной артиллерии 1-й венгерской танковой дивизии. Они принимали участие в боях в районе Будапешта.

15 cm sIG 33/2 auf Jagdpanzer 38 (Hetzer-Bison)


На базе САУ «Хетцер» было изготовлено 20 огнеметных танков Flammpanzer 38, 30 САУ Hetzer-Bison со 150-мм пехотным орудием sIG 33 и 181 БРЭМ Bergepanzer 38. Помимо этих машин «Хетцер» послужил базой для изготовления прототипов или проектирования целого ряда опытных образцов разведывательных танков, штурмовых гаубиц и противотанковых САУ. Наиболее любопытным из них можно считать истребитель танков Hetzer Starr («Хетцер-штарр»). Немецкое слово «штарр» переводится как «жесткий» или «неподвижно закрепленный». У этого варианта ствол 75-мм пушки был жестко связан с лобовым листом корпуса, а противооткатные устройства отсутствовали. Для обеспечения горизонтального и вертикального наведения орудие размещалось в шаровой установке. Первый прототип был изготовлен в мае 1944 года, еще три машины — в сентябре. Все они были отправлены на фирму Alkett для дальнейших испытаний. Зимой 1944/45 года завод ВММ изготовил опытную партию из десяти машин «Хетцер-штарр». Причем часть из них оснащалась дизельным двигателем Tatra 103 мощностью 220 л.с, с которым скорость машины несколько возросла.

Flammpanzer 38(t) Hetzer


Рассказ о «Хетцере» будет не полным без упоминания о послевоенной судьбе этой боевой машины. 27 ноября 1945 года штаб танковых войск чехословацкой армии принял решение об использовании для нужд национальной обороны бывших немецких боевых машин — истребителей танков «Хетцер», получивших новый индекс ST-I, и «Мардер», переименованных в ST-II. Кроме того, для обучения личного состава танковых войск на вооружение послевоенной чехословацкой армии был принят невооруженный вариант «Хетцера», названный ST-II. На территории Чехословакии было обнаружено более 300 «хетцеров», пригодных к восстановлению и достройке.
В феврале 1946 года фирма CKD получила заказ на изготовление или капитальный ремонт 50 САУ ST-I и 50 учебных машин ST-III. Заказ был выполнен в течение 1946 — 1947 годов. При этом у машины ST-III сохранили неизменными ходовую часть и силовую установку, корпус же подвергся некоторым модификациям. На его крыше установили прямоугольную рубку, место орудия заняла башенка инструктора, а напротив места механика-водителя в броне был прорезан прямоугольный смотровой люк.

В феврале 1947 года последовал заказ еще на 20 ST-I, размещенный на фирме Skoda, а в конце 1949 года — еще на 30 машин. В итоге армия получила 100 новых самоходок ST-I и 50 учебных машин ST-III. Всего же с учетом оставшихся от Вермахта и отремонтированных машин в чехословацкой армии по состоянию на 1 января 1949 года имелось 246 САУ и три БРЭМ Bergepanzer 38.

Все эти боевые машины поступили на вооружение 21-й и 22-й танковых бригад, которые должны были стать основой для формирования моторизованных дивизий. Впрочем, в 1948 году они были преобразованы в 351-й и 352-й полки самоходной артиллерии. В этих частях истребители танков ST-I и штурмовые орудия StuG III (чехословацкое обозначение ShPTK 40/75) эксплуатировались до начала 1950-х годов. В дальнейшем, по мере поступления в Чехословацкую народную армию боевой техники советского производства, немецкие машины переводились в резерв, а затем списывались.

В феврале 1949 года фирма CKD приступила к разработке огнеметного танка на шасси ST-I. Всего планировалось вооружить огнеметами 75 боевых машин. У опытного образца штатная 75-мм пушка была демонтирована, а ее амбразура заглушена броневым листом. На крыше корпуса разместили вращающуюся цилиндрическую башню, в которой в двух раздельных шаровых установках находились немецкий огнемет Flammenwerfer 41 и советский пулемет ДТ. Прототип, получивший обозначение РМ-1, изготовили к февралю 1951 года. Однако его испытания оказались не слишком обнадеживающими — дальность огнеметания была явно недостаточной, всего 60 метров. Пражская фабрика Konstrukta занялась модернизацией огнемета. В конце мая 1953 года танк, оснащенный новым огнеметом с дальностью стрельбы до 140 м, поступил на испытания. Впрочем, вскоре военные сообщили, что больше не заинтересованы в боевой машине подобного типа.

G-13 Hetzer. швейцарский Хетцер G-13


После окончания Второй мировой войны интерес к истребителю танков ST-I проявила Швейцария, на вооружении армии которой уже состояли танки чехословацкого производства. 15 августа 1946 года Швейцария заказала восемь машин этого типа, присвоив им обозначение G-13. Фирма Skoda быстро изготовила требуемые машины, используя задел, оставшийся от немцев. Однако последовавший в ноябре 1946 года еще один заказ на 100 машин оказался на грани срыва, так как не было в наличии орудий Рак 39/2. Тем не менее выход вскоре был найден: в корпус САУ было предложено устанавливать пушки StuK 40, которые в годы войны выпускались заводом Skoda. После некоторой конструктивной доработки это орудие удалось разместить в боевом отделении самоходки. Кроме того, по требованию заказчика вместо бензинового мотора Praga АЕ, начиная с 65-й машины, стали устанавливать дизель Sauer-Arbon мощностью 148 л.с. Для улучшения обзора командирский люк в G-13 был перенесен с правого борта на левый (командир и заряжающий поменялись местами) и был дооборудован поворотным перископом. А вместо оборонительного пулемета на корме САУ была установлена зенитная турель. Все машины оснащались радиостанциями швейцарского производства.

САУ настолько понравилась швейцарцам, что в 1947 году они заказали еще 50 единиц G-13. Последние 20 машин были переданы заказчику только 16 февраля 1950 года. На вооружении швейцарской армии эти истребители танков состояли до 1968 года.

В приобретении ST-I был заинтересован и Израиль. Министерство обороны Чехословакии готовило передачу 65 самоходок и 6000 75-мм выстрелов. Однако продавец и покупатель не сошлись в цене и сделка не состоялась.

Подбитый артиллерией и уничтоженный внутренним взрывом истребитель танков «Хетцер» (Jagdpanzer 38). Бортовой номер машины А-011, что было характерно для венгерских частей. Кроме того, на лобовом листе корпуса нанесено имя собственное «Хокош» (Hokos). Номер советской трофейной команды «14». Один из каналов в районе озера Балатон


Немецкий истребитель танков «Хетцер» в Праге


«Хетцер» противотанковой роты дивизии СС «Флориан Гайер». Венгрия, 1944 год


Находящийся в частной коллекции ходовой экземпляр G-13, приближенный к «Хетцеру» вермахта, но выдаваемый швейцарским смотровым прибором командира


САУ Panzerjager 38(t) «Hetzer» в Бронетанковом музее в Кубинке
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Братец Сарыч
    +3
    20 августа 2012 09:45
    Небольшая и эффективная самоходка - жалко, что создана врагом...
  2. +1
    20 августа 2012 09:50
    Интересно было бы почитать о боевом применении...
    1. +8
      20 августа 2012 09:57
      А что боевое применение--из засады обстреляла и на лыжи,если успела.Или не успела.
      1. ДИМС
        +2
        20 августа 2012 10:09
        Вполне эффективная тактика. Здорово помогла во время Балатонской оборонительной операции. После неё танкисты "Шерманы" ещё ругали- прятать из-за большой высоты было сложно
        1. +2
          20 августа 2012 10:32
          Цитата: ДИМС
          После неё танкисты "Шерманы" ещё ругали- прятать из-за большой высоты было сложно

          Давай ты лучше про гаубицы будеш рассказывать?
          1. ДИМС
            +1
            20 августа 2012 10:44
            И тем не менее этот факт упомянут в книге Исаева и Коломийца. Можете написать авторам гневное письмо

            На долю же американских М4 «Генерал Шерман» достались преимущественно грозно-ругательные эпитеты. Возможно, это было связано и с какими-то политическими аспектами, но танки в условиях январских и мартовских боёв оказались довольно малоподвижными, неустойчивыми на грязно-обледеневших дорогах и раскисшей почве, а также слишком громоздкими при средних боевых возможностях. Применение этих «домов» (как называли их танкисты) в условиях низкорослого кустарника и одноэтажных венгерских строений, преобладавших в районе оз. Балатон, было проблематично даже для боев из засад.
            1. 0
              20 августа 2012 10:51
              Цитата: ДИМС
              Можете написать авторам гневное письмо

              Зачем авторам?Они веть просто пересказывали слова танкистов,которые прошли цензуру и послевоенное преуменьшение роли и качества ленд-лизовской технике,и авторы это упоминают в своих манографиях.
              Но вот пересказывать это зная что Шерман выше на несколько сантиметров с таким видом будто он выше на полтора метра для меня лично моветон.
              1. ДИМС
                +1
                20 августа 2012 11:02
                Я уже предложил Вам написать им письмо ругательное.
                Кроме того, в операции участвовали 234 "Шерманов", 292 ИС-2, 177 Т-34 76/85 и 207 самоходных орудий. Не удивительно, что "Шерманы" сравнивали прежде всего с ИС-2, которые имея сравнимую высоту, обладали явно более высокими характеристиками
                1. 0
                  20 августа 2012 11:04
                  Цитата: ДИМС
                  написать им

                  Ветеранам?

                  А так все уже описано
                  Практику вождения и тактику проходили на Т-26 и БТ-7, а стреляли из танков, на которых обучались. Сначала из „матильд“ и „валентайное“, а потом из Т-34. Честно говоря, мы боялись, что нас могут выпустить на иностранных танках: „Матильда“, „Валентайн“, „Шерман“ — это гробы. Правда, броня у них была вязкая и не давала осколков, зато механик-водитель сидел отдельно, и если ты башню повернул, а в это время тебя подбили, то водитель уже никогда из танка не выберется. Наши танки — самые лучшие. Т-34 — замечательный танк».

                  Такое ощущение, что инструкцию о том, как отвечать на вопросы по ленд-лизовской технике, оба фронтовика получали в одном кабинете. Впрочем, ничего удивительного — штамп есть штамп, его вбили людям в сознание, а как оно было на самом деле, никто и не задумывается. Можно подумать, что из наших танков механики-водители выскакивали легко и просто. Особенно из ИС-2, у которого водительского люка вообще не было! Что касается упомянутых иностранных танков, то утверждение Бурцева в отношении английских машин вызывает недоумение, так как конструкция люков позволяла механику-водителю покинуть их при любом положении башни. Лишь только у «Шермана», в том случае, если ствол орудия находится на люком водителя, открыть его невозможно. Однако делать на этом основании вывод, что импортные машины — «гробы», а «наши танки самые лучшие», несколько скоропалительно. В точно таком же положении мог оказаться и механик-водитель KB, да и как-то не приходилось слышать, что на Т-34 механики-водители, благодаря конструкции своего люка, погибали реже остальных членов экипажа. Кстати сказать, на большинстве отечественных послевоенных танков при расположении ствола пушки над люком механика-водителя последний не может покинуть танк. Правда, несмотря на это, их тоже считают лучшими в мире.

                  1. ДИМС
                    -2
                    20 августа 2012 11:16
                    Особенно из ИС-2, у которого водительского люка вообще не было!


                    И потому "Шерман" лучше, чем ИС-2... Оригинально.
                    1. +1
                      20 августа 2012 11:19
                      Цитата: ДИМС
                      И потому "Шерман" лучше, чем ИС-2... Оригинально

                      Где это написано?К вашему сведенью Ис и Шерман обычно несравнивают,это танки разных классов.
                      1. ДИМС
                        +2
                        20 августа 2012 11:29
                        Тогда Вы привели неправильную цитату? Или Барятинский что-то "перепутал" в пылу дискуссии?


                        вид на место механика-водителя ИС-2


                        Кстати, не сравнивать сложно. Я выше указал число танков и САУ, воевавших у озера Балатон. ИС-2 отнюдь не был "редкой птицей" в войсках.
                      2. 0
                        20 августа 2012 11:38
                        Цитата: ДИМС
                        Тогда Вы привели неправильную цитату?


                        Что перепутал?Где лучше хуже?Общаясь с вами я все хуже начинаю думать о военных.
                        Цитата: Kars
                        Особенно из ИС-2, у которого водительского люка вообще не было!

                        У него был водительский люк или не был?А то что вы делаете обобщающий вывод по этой фразе вызывает у меня недоумение и сомнение в вашей адекватности.
                      3. ДИМС
                        0
                        20 августа 2012 11:48
                        У Вас с чтением проблемы. Барятинский чёрным по белому написал:
                        Можно подумать, что из наших танков механики-водители выскакивали легко и просто. Особенно из ИС-2, у которого водительского люка вообще не было!

                        Круто, оказывается, у МВ ИС-2 были проблемы с быстрым покиданием машины. То, что аварийный люк в ИС-2 находился сразу за сиденьем МВ, Барятинский предусмотрительно не указал.

                        Общаясь с вами я все хуже начинаю думать о военных.

                        А общаясь с Вами я утверждаюсь в мнении о специалистах во всём, что только можно
                      4. 0
                        20 августа 2012 11:58
                        Цитата: ДИМС
                        у МВ ИС-2 были проблемы с быстрым покиданием машины

                        Были,у мех вода---или двумя люками пользоватса,или одним.
                        Цитата: ДИМС
                        что аварийный люк в ИС-2 находился сразу за сиденьем МВ

                        А в данной фразе что я привел есть разбор где находятса аварийные люки у разных танков?Речь идет о личном люке мех.вода.
                        Цитата: ДИМС
                        А общаясь с Вами я утверждаюсь в мнении о специалистах во всём, что только можно

                        А я наблюдая за вами вижу что не я один высказываю сомнения в вашей квалификации,мне понравилось читать на Торнодо Г
                      5. ДИМС
                        0
                        20 августа 2012 12:09
                        А в данной фразе что я привел есть разбор где находятса аварийные люки у разных танков?Речь идет о личном люке мех.вода.

                        В данной фразе указано, что у МВ были проблемы с аварийным покиданием танка. И всё. Читайте тщательнее.

                        А я наблюдая за вами вижу что не я один высказываю сомнения в вашей квалификации,мне понравилось читать на Торнодо Г

                        А я читал Ваши опусы по поводу торпед и прочее и откровенно прикалывался. Воинствующий дилетантизм.
                      6. 0
                        20 августа 2012 12:16
                        Цитата: ДИМС
                        В данной фразе указано, что у МВ были проблемы с аварийным покиданием танка. И всё

                        Правда все?
                        Цитата: ДИМС
                        И потому "Шерман" лучше, чем ИС-2

                        Отличный вывод.

                        Цитата: ДИМС
                        по поводу торпед и прочее и откровенно прикалывался

                        Видна и в этом вы дилетант,а меня и моей точки зрения придерживаютса подводники.как и аксиома что бронебойных торпед с урановыми наконечниками и медными плавильными кольцами несуществует.
                      7. ДИМС
                        +2
                        20 августа 2012 12:30
                        Правда все?

                        А Вы читать не умеете? Ещё раз процитирую:
                        Можно подумать, что из наших танков механики-водители выскакивали легко и просто. Особенно из ИС-2, у которого водительского люка вообще не было!


                        Видна и в этом вы дилетант,а меня и моей точки зрения придерживаютса подводники

                        Конечно дилетант. И потому в обсуждение не лез. В отличии от Вас, эксперта во всём, что только можно.
                      8. 0
                        20 августа 2012 13:10
                        Цитата: ДИМС
                        А Вы читать не умеете? Ещё раз процитирую:
                        Можно подумать, что из наших танков механики-водители выскакивали легко и просто. Особенно из ИС-2, у которого водительского люка вообще не было


                        И что тут такого если это правда?важнее данная цитата
                        Цитата: Kars
                        Такое ощущение, что инструкцию о том, как отвечать на вопросы по ленд-лизовской технике, оба фронтовика получали в одном кабинете. Впрочем, ничего удивительного — штамп есть штамп, его вбили людям в сознание, а как оно было на самом деле, никто и не задумывается

                        Цитата: ДИМС
                        В отличии от Вас, эксперта во всём, что только можно

                        Ну не во всем,а про торпеды интересовался довольно плотно.А по поводу эксперта,то в принципе администрация данного ресурса не побрезговало обращатса ко мне с вопросами.
                      9. ДИМС
                        0
                        20 августа 2012 21:26
                        А по поводу эксперта,то в принципе администрация данного ресурса не побрезговало обращатса ко мне с вопросами.


                        А что Вы думаете по поводу базона Хикса? Что учёные делают неправильно и каковы причины неполадок с БАК?
                      10. 0
                        20 августа 2012 22:24
                        Цитата: ДИМС
                        А что Вы думаете по поводу базона Хикса?

                        Я о нем не думю.

                        Мне больше заинтересовало это)))))
                        Цитата: ДИМС
                        А я читал Ваши опусы по поводу торпед и прочее и откровенно прикалывался

                        Цитата: ДИМС
                        Видна и в этом вы дилетант,а меня и моей точки зрения придерживаютса подводники
                        Конечно дилетант.


                        Так с чего вы могли прикалыватса?с самого себя?если сами признаетесь что вы делитант,и почемуто прикалываетесь незная темы?Или вам был по приколу ..опус..одного товарища про бронебойный медный сердечник РПГ 7?(это не мои слова,а то сейчас умничать начнете)
                        Цитата: ДИМС
                        А что Вы думаете

                        что бы вы голову себе не ломали выискивая умные слова скажу что спрашивали меня по поводу бронетехники вов.
                      11. ДИМС
                        0
                        20 августа 2012 23:01
                        Так с чего вы могли прикалыватса?

                        С Вашей безграничной уверенности в своей правоте. Можете судить об орудиях, не зная о плотности заряжания. О тактике, не прочитав боевого устава. Об РЛС не имея понятия о радиогоризонте. О "Геноциде", считая его гаубицей.

                        что бы вы голову себе не ломали выискивая умные слова скажу что спрашивали меня по поводу бронетехники вов.

                        А во всём остальном Вы не эксперт?
                      12. 0
                        20 августа 2012 23:09
                        Цитата: ДИМС
                        С Вашей безграничной уверенности в своей правоте

                        Про то что МК-48 не бронебойная торпеда я уверен.
                        Цитата: ДИМС
                        Об РЛС не имея понятия о радиогоризонте.

                        Я привел данные что радтогаризонт катера больше чем приписует эсминцу Олег.
                        Цитата: ДИМС
                        О "Геноциде", считая его гаубицей
                        если приведете мою цитату где я писал что Геоцинт гаубица,я признаю что я был неправ.
                        Но я утверждал что современые САУ типа Донар,G6,Сламер это пушки которым придали возможность стрелять на больших углах возвышения.
                        Цитата: ДИМС
                        А во всём остальном Вы не эксперт?

                        По другим вопросам есть более компетентные люди,которые не приписуют подкалиберные снаряды гаубице Д-30.
                      13. ДИМС
                        0
                        20 августа 2012 23:19
                        Но я утверждал что современые САУ типа Донар,G6,Сламер это пушки которым придали возможность стрелять на больших углах возвышения.

                        Мегаприкол.

                        По другим вопросам есть более компетентные люди,которые не приписуют подкалиберные снаряды гаубице Д-30.

                        Одна ошибка, это всё, что Вы мне можете предъявить? Не густо.
                      14. 0
                        20 августа 2012 23:38
                        Цитата: ДИМС
                        Мегаприкол.

                        Это вы.который даже основ артилерии не знает,и считает что траэктория снаряда не зависит от угла возвышения ствола.
                        Цитата: ДИМС
                        Одна ошибка, это всё

                        Все перечислять лень,но видно что вы в арт училище училесь хуже,чем я срочную проходил на Гиацинте.
                      15. ДИМС
                        0
                        20 августа 2012 23:48
                        Это вы.который даже основ артилерии не знает,и считает что траэктория снаряда не зависит от угла возвышения ствола.

                        Не, это я с того, что Вы только что повторили "ошибочку" с 3А36. На G6 стоит не гаубица.

                        Все перечислять лень,но видно что вы в арт училище училесь хуже,чем я срочную проходил на Гиацинте

                        А то. особенно если ошибка одна. И как Вы с "Гиацинтом" тогда лопухнулись после службы на нём?
                      16. 0
                        21 августа 2012 00:05
                        Цитата: ДИМС
                        что Вы только что повторили "ошибочку" с 3А36. На G6 стоит не гаубица

                        Правда?
                        G6 «Rhino» (рус. «Носорог») — современная южноафриканская 155-мм самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса самоходных гаубиц. Может вести огонь по целям с закрытых позиций и прямой наводкой. САУ G6 представляет собой бронированное шасси с колёсной формулой 6×6 и установленную на него вращающуюся башню с 155-мм гаубицей.

                        Углы ВН, град. −5…+75°
                        Углы ГН, град. −40…+40°

                        Но от дальнобойной пушки какой числитса Гиацинт она отличаетса(арт часть)только большим углом возвышения
                        Цитата: ДИМС
                        И как Вы с "Гиацинтом" тогда лопухнулись после службы на нём?

                        Вы так и непривели как я ошибся ,поэтому вы лжоте,хоть это от ..шакала..(офицер)ожидаемо.
                      17. ДИМС
                        0
                        21 августа 2012 00:15
                        Правда?

                        Правда. Это гаубица-пушка. Вы же не назовёте Гиацинт-С самоходной гаубицей?

                        Вы так и непривели как я ошибся ,поэтому вы лжоте,хоть это от ..шакала..(офицер)ожидаемо.
                        Откройте сами тему и посмотрите.
                      18. ДИМС
                        0
                        21 августа 2012 00:19
                        хоть это от ..шакала..(офицер)ожидаемо


                        Понятно. Я Вам в личку написал, почитайте.
                      19. 0
                        21 августа 2012 00:29
                        Я ответил.
                        А вопрос с приведение доказательств где я по вашему лоханулся с Гиацинтом остаетса в силе.
                2. 0
                  20 августа 2012 16:12
                  Цитата: ДИМС
                  "Шерманы" сравнивали прежде всего с ИС-2

                  Никто никогда не сравнивает ИС-2 и Шерман,их применение кардинально различно,и так же различна структура подразделений.Это примерно тоже что сравнивать Тигр и Т-34-76,хоть в принципе вам как знатному специалисту это не впервой
                  1. ДИМС
                    0
                    20 августа 2012 21:24
                    Участвовавшим в боях обязательно надо было обратиться к Вам, прежде чем сравнивать. Они же в отличии от Вас небыли Ыкспертами во всём, что только можно.
                    1. 0
                      20 августа 2012 22:18
                      Цитата: ДИМС
                      Участвовавшим в боях обязательно надо было обратиться к Вам

                      А вы попробуйте докажите что это слова участвовших в боях,а не политрука из тыла?Достаточно такого термина как --средняя огневая мощь--
                      и еще раз акцентирую внимание на данной фразе--
                      Цитата: Kars
                      Такое ощущение, что инструкцию о том, как отвечать на вопросы по ленд-лизовской технике, оба фронтовика получали в одном кабинете. Впрочем, ничего удивительного — штамп есть штамп, его вбили людям в сознание, а как оно было на самом деле, никто и не задумывается
                      1. ДИМС
                        0
                        20 августа 2012 22:51
                        Это не слова политрука, это книга Коломийца. И он сразу говорит о возможной политической подоплёке, не прибегая к финтам ушами как это сделал Барятинский. И потому я ему верю.
                      2. 0
                        20 августа 2012 23:04
                        Цитата: ДИМС
                        это книга Коломийца

                        Надеюсь ты его к учаснику событий не припишишь?
                        Цитата: ДИМС
                        о возможной политической подоплёке

                        Вот именно.
                        Цитата: ДИМС
                        не прибегая к финтам ушами как это сделал Барятинский.

                        Типа от этого люк мкх-вода на Ис-2 пропал?В тексте ясно дано что Шерман гроб,потомучто при определенном положении башни мех вод не может воспользоватса люком---как АРГУМЕНТ.то почему нельзя обратить внимание что на КВ так же само,на ИС его вообще нет.Так же само и высота на 5 см выше,а написано как будто на 150 см,тот же финт .
                      3. ДИМС
                        0
                        20 августа 2012 23:15
                        Надеюсь ты его к учаснику событий не припишишь?

                        Он человек, старающийся глубоко разобраться в вопросе, прежде чем писать книгу.

                        Так же само и высота на 5 см выше,а написано как будто на 150 см,тот же финт

                        А может по высоте антенн танки сравнивать?
                      4. 0
                        20 августа 2012 23:40
                        Цитата: ДИМС
                        Он человек, старающийся глубоко разобраться в вопросе, прежде чем писать книгу

                        Мне нравятса его книги,но он опираетса как и все на свидетельства участников,и для таких недалеких как вы даже в открытую пишет о политическом подтексте.
                        Цитата: ДИМС
                        А может по высоте антенн танки сравнивать

                        Вообщето сравнивают по крыше башни.Хоть с вас станетса.
                      5. ДИМС
                        0
                        20 августа 2012 23:45
                        и для таких недалеких как вы

                        Все мы, кроме Вас, великого эксперта недалёки, это мне уже давно понятно.

                        Вообщето сравнивают по крыше башни

                        А вот с этого места подробнее
                      6. 0
                        20 августа 2012 23:53
                        Цитата: ДИМС
                        Все мы

                        Цитата: ДИМС
                        это мне уже давно понятно

                        Вас таких человека два три на сайте--и вас пришлось пихать носом.
                        Цитата: ДИМС
                        А вот с этого места подробнее

                        неужели по антенам?
                      7. ДИМС
                        0
                        20 августа 2012 23:59
                        Вас таких человека два три на сайте--и вас пришлось пихать носом

                        Пытаться пихнуть. Но не очень получается из-за отсутствия знаний.

                        неужели по антенам?

                        Давайте сравним "Шерман" и Т-34-85 по крыше башни.
                      8. 0
                        21 августа 2012 00:10
                        Цитата: ДИМС
                        Пытаться пихнуть. Но не очень получается из-за отсутствия знаний.

                        Пихнул,пихнул--не я же пересказал стариннуб байку о
                        Цитата: ДИМС
                        После неё танкисты "Шерманы" ещё ругали- прятать из-за большой высоты было сложно

                        Цитата: ДИМС
                        Давайте сравним "Шерман" и Т-34-85 по крыше башни.

                        Я вам вам сравнение лобовых проэкций дал.

                        И что бы вы не подумали что крыши башен это не ходовой параметр дам его упоминание.
                        Боевая и техническая характеристики танка Т-72Б
                        Боевая масса — 44,5 т
                        Экипаж — 3 чел.
                        Высота по крыше башни — 2226 мм
                        Пушка — 125-мм гладкоствольная — пусковая установка
                        Боекомплект — 45 выстрелов
                        Типы боеприпасов — БПС, БКС, ОФС, управляемая ракета
                        видите не по антене как вы думали.
          2. +1
            20 августа 2012 10:44
            Kars,
            Андрей, визуально Шерман действительно кажется выше,он мне чем то одногорбного верблюда напоминает,
            1. +1
              20 августа 2012 10:53
              Надо смотреть метров хотя бы с 200,
              1. 0
                20 августа 2012 11:10
                Цитата: Kars
                Надо смотреть метров хотя бы с 200,

                ,зачем же с 200,там где я был т 34 и шерман стоят рядом,у шермана только как правильно выразится корпус выше,а от земли до высшей точки почти одинаковые,как я в 34ку не смог залезть через запасной люк, так и в шерман,у шермана он расположенпосредине танка,на спине полз,короче тоже как и в 34ке высокому неудобно
                1. 0
                  20 августа 2012 11:22
                  Цитата: igor67
                  ,зачем же с 200

                  Что бы разницу в габаритах выявить,есть или нет.Ести ли вопиющий огромный высокий шерман рядом с маленько Т-34.
                  И вообще просто непонятно почему вообще сюда в тему Хетцера приплели Шерман.
                  1. 0
                    20 августа 2012 11:25
                    Kars,
                    Цитата: ДИМС
                    После неё танкисты "Шерманы" ещё ругали- прятать из-за большой высоты было сложно
                    только поэтому,сползли в сторону шермана.
                    1. +1
                      20 августа 2012 11:31
                      в оправдание, видео
                      1. 0
                        20 августа 2012 12:29
                        Это скорее всего послевоенный чех.
                        а вот как немецкие войну завершили.
              2. spd2001
                0
                20 августа 2012 14:31
                Вот это маскировка! Это пять! Четко между двумя деревьями good Как "родной" вошел
          3. Братец Сарыч
            0
            20 августа 2012 21:19
            Так-то разница в 4 см получается, но у Т-34-85 это от самой маковки на командирской башенке, зато с обычной Т-34 разница в 30 см (это, вообще-то, много) причем верх нашего танка много уже, хотя сам танк заметно шире...
            Как мишень Шерман просто чудо, грех промазать...
            1. 0
              20 августа 2012 22:28
              Цитата: Братец Сарыч
              зато с обычной Т-34 разница в 30

              а их много было в 1944-45 ?и 30 см это мало,на дистанции свыше 300 метров--и в немецкую оптику разницы особой не было.
              высказывания немцев про легкость поражения Шерманов следует искать в годе,когда они с ними массово столкнулись----а произошло это в 1944,когда немцы прошли перевооружения своей артилерии,массовое ПТ орудие ПАК-40,на танках удлиненые пушки,встреться Шерманы в 1941 описания было бы аналогичным паническим отзывам о Т-34.
      2. +1
        20 августа 2012 10:21
        Привет drinks
        именно, дешево, практично, хороша в обороне, (когда наступать уже вряд ли придется), взвешенная машина. не идеал, но и не кошмар.
        это мое имхо.
      3. 0
        20 августа 2012 10:34
        В принцыпе выполняла так же функцию поддержки пехоты.А так обстановка на фронтах оказывала свое влияние.
    2. 0
      20 августа 2012 11:41
      повезло что поздно наладили выпуск... всегда нравился хетцер
  3. +3
    20 августа 2012 11:02
    Хорошая машина много крови попила нам,лёгкая .мощная пушка, низкий силуэт.низкая себестоимость достаточно массовая -идеальная самоходка пто.Появись-бы пораньше сложнее было-бы нашим танкистам бронировать т-34 было некуда.
  4. borisst64
    +3
    20 августа 2012 12:27
    Вот такую технику делали чехи.
    Цитата из современной чешской газеты:
    "Рабочие чешских заводов в знак протеста против фашизма ходили на работу только в черной одежде. История не знает примеров более массового и безстрашного сопротивления врагу"
    Твари!!!
    1. spd2001
      0
      20 августа 2012 14:38
      Жаль, что не в коричневой. Было бы "самое бесстрашное из наиболее"
    2. +1
      20 августа 2012 14:46
      Цитата: borisst64
      Твари!!!


      Не все были случаи когда при бомбежках из невзорвашихся немецих бомб извлекали листы из чешских книг
    3. 0
      20 августа 2012 22:26
      Бред ! Такое что и правда написано? Чехи просто легли под фрицов. Читал воспоминания ветеранов, единственные о ком отзывались с уважением (солдатцким если так можно сказать), это венгры.
    4. +1
      12 февраля 2014 18:17
      Цитата: borisst64
      Цитата из современной чешской газеты:
      "Рабочие чешских заводов в знак протеста против фашизма ходили на работу только в черной одежде. История не знает примеров более массового и безстрашного сопротивления врагу"
      И более бесполезного!
  5. 0
    20 августа 2012 21:12
    "Хетцер"(нем. Hetzer — «Егерь») или Jagdpanzer 38 — немецкая лёгкая самоходная артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков. Применялась в период Второй мировой войны. По германской ведомственной системе обозначений военной техники носила индекс Sd.Kfz.138/2. Была разработана чехословацкой фирмой BMM на шасси лёгкого танка Pz.KpfW.38(t) в ноябре 1943 — январе 1944 года в качестве более дешёвой и массовой замены штурмовым орудиям StuG III, но в дальнейшем была переклассифицирована в истребитель танков, предназначавшийся в первую очередь для комплектования противотанковых подразделений пехотных и кавалерийских дивизий.
    Серийное производство «Хетцера» началось в апреле 1944 года, всего до окончания войны было произведено по меньшей мере 2827 САУ этого типа. САУ активно использовалась германскими войсками на завершающем этапе войны, в основном на советско-германском фронте. 75 «Хетцеров» в декабре 1944 — январе 1945 года было также передано Венгрии. После войны производство «Хетцеров» было возобновлено в Чехословакии, где САУ выпускались для нужд собственной армии под обозначением ST-I/ST-III, а также по заказу Швейцарии под обозначением G-13. Всего с 1946 года по начало 1950-х годов было выпущено ещё 318 САУ. Хотя в Чехословакии «Хетцеры» были сняты с вооружения уже через несколько лет после окончания производства, в Швейцарии они оставались на вооружении до 1972 года.
  6. +2
    20 августа 2012 21:50
    Зверёк красивый и кусачий получился.
    Мне нравится книги/статьи М. Свирина.
    О нём - "Хетцер" - Маленький, но страшный зверь. Точно и ёмко сказано.

    Кто заинтересовался - советую почитать.

  7. 0
    20 августа 2012 22:17
    А мы один Хетцер фашикам накостыляли ! angry
  8. +1
    21 августа 2012 09:10
    Цитата: borisst64
    Вот такую технику делали чехи.Цитата из современной чешской газеты:"Рабочие чешских заводов в знак протеста против фашизма ходили на работу только в черной одежде. История не знает примеров более массового и безстрашного сопротивления врагу"Твари!!!

    Это еще что. Французское сопротивление в ответ на то что немцы ограничили время продажи спиртного добавляли немцам в еду слабительное. Борьба шла не на жизнь а на смерть.
    1. 0
      12 февраля 2014 18:19
      Французское сопротивление в ответ на то что немцы ограничили время продажи спиртного добавляли немцам в еду слабительное.
      Братцы, это по-правде, не послевоенный прикол?

      И они после этого - ПОБЕДИТЕЛИ??!!...
  9. 0
    12 февраля 2014 18:20
    Интересная машина, но вот по форме больше гробик на колесах напоминает.
  10. 0
    14 февраля 2020 22:33
    Танк хетцер был маленький и манёвренный и мог быстро менять позиции

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»