Проект европейского истребителя шестого поколения оказался под угрозой из-за позиции Франции

32 959 30
Проект европейского истребителя шестого поколения оказался под угрозой из-за позиции Франции

Генеральный директор французского авиастроительного концерна Dassault Aviation Эрик Траппье заявил о готовности компании самостоятельно создать перспективный европейский истребитель шестого поколения, отказавшись от сотрудничества с внешними партнерами. Его слова прозвучали на фоне растущих разногласий в рамках франко-германо-испанского проекта Future Combat Air System (FCAS).

По данным издания Hartpunkt, Траппье раскритиковал распределение ролей в программе, особенно в части разработки нового боевого самолета. На Парижском авиасалоне он призвал к четкому управлению этим направлением и не исключил выхода Dassault из FCAS, если ситуация не изменится.



Стоит отметить, что конфликты внутри консорциума уже привели к задержке тендеров на вторую фазу проекта, в рамках которой должны быть созданы первые прототипы для летных испытаний.

Французское правительство, как сообщают СМИ, поддерживает позицию Dassault. В свою очередь, Министерство обороны Германии уже получило уведомление о том, что Париж претендует на 80% работ по производству нового истребителя.

Если это требование будет удовлетворено, первоначальный принцип равного партнерства окажется под угрозой.

Авторы статьи напоминают, что напряженность в проекте FCAS нарастает с апреля, когда стало известно об ухудшении взаимодействия между Dassault и Airbus. Немецкие и испанские подразделения Airbus, участвующие в программе, ранее подписали с французской компанией контракт на 3,2 млрд евро для реализации первой фазы проекта, включающей создание демонстрационной платформы.

Однако, по словам Траппье, Dassault, будучи главным подрядчиком по разработке истребителя Next Generation Fighter (NGF), обладает лишь третью голосов в программе, тогда как Airbus контролирует две трети.

Критику в адрес FCAS высказывают не только в Dassault, но и во французском правительстве. Париж недоволен затягиванием сроков разработки самолета, несмотря на изначальные договоренности о совместной реализации проекта в установленные сроки. Там заявляют, что, если компромисс не будет найден, это может привести к радикальному пересмотру ролей участников или даже к выходу Франции из альянса.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    8 июля 2025 10:32
    Генеральный директор французского авиастроительного концерна Dassault Aviation Эрик Траппье заявил о готовности компании самостоятельно создать перспективный европейский истребитель шестого поколения
    Такие проекты очень трудозатратные и создавать их без кооперации с кем-то очень дорого... Удачи им как нашим противникам пожелать при всём желании не могу, а вот неудачи, запросто!!!
    1. +2
      8 июля 2025 10:48
      Цитата: Lev_Russia
      Такие проекты очень трудозатратные

      До "трудозатрат" там еще как до Луны пешком. Пока они делят бюджет и заказы. Денег каждому от проекта хочется побольше, а работать поменьше. Классика карьерного роста "эффективных менеджеров".
  2. +3
    8 июля 2025 10:35
    Сначала надо разработать пятое:
    оружие во внутр. отсеках, полный стелс,
    сетецентричность (работа в радиомолчании), управление дронами.
    Есть добавить возможность беспилотных боевых действий с ИИ - это и будет шестое поколение.
    1. +3
      8 июля 2025 10:43
      Все эти поколения достаточно условны, а собрать хороший самолет французы очень даже могут, "Рафаль" не даст соврать. Да, дорогой, но вполне себе приличный.
      1. 0
        8 июля 2025 10:50
        Хороший, он в основном во французских рекламных проспектах))) реальная война показала, что так себе. Не один раз говорил, что жабоеды изрядно приврали.
        1. +3
          8 июля 2025 12:30
          Цитата: ТермиНахТер
          Хороший, он в основном во французских рекламных проспектах))) реальная война показала, что так себе.

          Хорошо, но только будьте последовательны и примените Ваши критерии "реальной войны" к отечественной технике. Внезапно выяснится, что руководствуясь Вашими подходами, МиГ-29, например - худший истребитель в истории человечества. Что, конечно же, совсем не так.
          1. +1
            8 июля 2025 12:45
            А в каких боях участвовал МиГ-29? Если следовать вашей логике, то Ф - 22 - это и не самолет даже, а так, выставочный экспонат)
            1. +2
              8 июля 2025 14:21
              Цитата: ТермиНахТер
              Если следовать вашей логике

              В данном случае я не следую своей логике. По моей логике "Рафаль" - хороший самолет. Я следую именно ВАШЕЙ логике судить по технике по результатам боестолкновений
              Цитата: ТермиНахТер
              А в каких боях участвовал МиГ-29?

              Буря в стакане - США претендовали на 5 сбитых машин, иракцы подтвердили 3 - все в воздушных боях. То ли 3 то ли 4 мига сбито в ходе эфиопо-эритрейского, в боях с Су-27. 6 сбито в воздушных боях в Югославии. Можно еще про СВО вспомнить
              Цитата: ТермиНахТер
              Ф - 22 - это и не самолет даже, а так, выставочный экспонат)

              так это в Вашей логике, не моей:)))
              1. -1
                8 июля 2025 15:51
                1. Судя по заварушке Индия - Пакистан, не очень.
                2. Соотношение сил 10:1, не считая качественного превосходства - это не война. это бойня. При таких раскладах даже и Ф - 22 ничего бы не сделал.
                1. +1
                  8 июля 2025 17:47
                  Цитата: ТермиНахТер
                  1. Судя по заварушке Индия - Пакистан, не очень.

                  Я же и говорю - двойные стандарты.
                  Вы только услышали, что Рафали были сбиты - и все, тут же записали их в неважные самолеты. Хотя там вообще неясно, сколько Рафалей было сбито. Но даже если допустить, что три, как то заявляет Исламабад, то что с этого?
                  Мы не знаем обстоятельств воздушного боя. Можно ли считать МиГ-21 плохим самолетом, на том основании, что израильтяне в ходе одного боя сбили 4 или 5 таких самолетов, пилотируемых советскими пилотами? (операция Римон-20) сами при этом не потеряли то ли ни одного, то ли все-таки один Мираж? Нет, нельзя. Вы же первый начнете контрдоводы в защиту МиГ-21МФ приводить. И правильно сделаете.
                  Вы и про МиГ-29 уже начали - мол, югославские не считать, там большой перевес был. Хорошо, а в Эритрее где перевес был? Там честные схватки были, которые МиГ-29 проиграли всухую. Но и у иракцев был случай, когда пара МиГ-29 заметила пару заходящих на них в атаку Ф-15 развернулась и приняла бой. Он был равным - 2 на 2 противники друг друга видели, шли друг на друга и вступили в решительный бой. Увы, оба МиГ-а в нем были сбиты - один на схождении, другой в собачьей свалке.
                  Говорит это о том, что МиГ-29 никакой самолет? Нет, не говорит, и причин тому много. Но для того, чтобы с ними разобраться, уже надо вникать, разбираться, что происходило в небе Эритреи, Эфиопии и Ирака. Но это - если есть желание разобраться. Если же его нет, то можно заявить
                  Цитата: ТермиНахТер
                  реальная война показала, что так себе.

                  Как Вы это и сделали - но по отношению к Рафалю.
                  1. -1
                    8 июля 2025 18:56
                    1. Не только слышал. Но и видел видео, на котором даже заводской номер "рафаля" написан. Вот сколько их сбили - не знаю, цифры называют разные от 1 до 4. В первом же бою потеряна машина стоимостью больше 100 млн. - это показатель крутизны?
                    2. Рапорты евреев надо делить на три, а то и на пять. Еще те сказочники. по сравнению с другими.
                    3. В Эритрее МиГ - 29 воевал с машиной совсем другого класса - Су - 27, аналогично ив Ираке. Равный бой?))) далеко не новый, экспортный МиГ-29 против нового Ф - 15 - если это равный бой, то я Папа Римский.
                    4. Желание разобраться было. На этом ресурсе, мы "рафаля" "обсасывали" со всех сторон и я объяснял камрадам, что именно мне кажется подозрительным в жабоедовских цифирьках.
                    1. +1
                      8 июля 2025 20:05
                      Цитата: ТермиНахТер
                      В первом же бою потеряна машина стоимостью больше 100 млн. - это показатель крутизны?

                      Вопрос не в том, сколько он стоил, а в том, как его сбили, и почему. Это могла быть вина пилота, это могла быть умелая засада, это могли быть вырвавшиеся вперед индийские летчики, по которым сосредоточили огонь УРВВ, могли быть иные причины, к качеству самолета отношения не имеющие. Не зная обстоятельств боя, невозможно понять, что у индийцев пошло не так и кто виноват.
                      Цитата: ТермиНахТер
                      2. Рапорты евреев надо делить на три, а то и на пять. Еще те сказочники. по сравнению с другими.

                      При чем тут евреи? Потери-то по нашим данным, а не по их. Наши там падали и погибали, советские пилоты, которые пришли выполнять интернациональный долг.
                      Цитата: ТермиНахТер
                      3. В Эритрее МиГ - 29 воевал с машиной совсем другого класса - Су - 27, аналогично ив Ираке. Равный бой?))) далеко не новый, экспортный МиГ-29 против нового Ф - 15 - если это равный бой, то я Папа Римский.

                      Какого "нового"? По возрасту они с Ф-15 вполне ровестники, Игл еще и постарше мог быть.
                      Но главное-то не в этом, а в том, что, защищая Миг-29, Вы немедленно апеллируете к обстоятельствам боя:))))) Напрочь забывая делать это по отношению к Рафалю.
                      1. -2
                        8 июля 2025 20:52
                        1. "Рафаль" - рекламировали, как супер-пупер, а теперь вы начинаете перечислять возможные варианты. Тоже самое можно сказать и о Ф - 22, Ф - 35 или Су - 57. Его сбили, потому, что ему не повезло.
                        2. Это вы приводили пример с МиГ-21, которые сбили евреи, при чем, вы противоречите самому себе. Не учитывая обстоятельства при которых они были сбиты.
                        3. МиГ-29 и Ф - 15 машины разных классов. Сильно сомневаюсь, что матрасники, на столь серьезное мероприятие, отправили старье.
                      2. Цитата: ТермиНахТер
                        "Рафаль" - рекламировали, как супер-пупер, а теперь вы начинаете перечислять возможные варианты.

                        Практически любой МФИ рекламируют как супер-пупер, это нормально. И нет никакой связки между рекламой и событиями в Индии.
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Его сбили, потому, что ему не повезло.

                        Все может быть. Мне неизвестно, сколько Рафалей были сбиты и почему, поэтому у меня нет оснований говорить, что это проблема самолета
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Это вы приводили пример с МиГ-21, которые сбили евреи, при чем, вы противоречите самому себе.

                        Где противоречие-то?:))))) Наши сражались, наши понесли тяжелые потери, известно об этом из наших же источников. Вам лень загуглить эту историю, или как?
                        Цитата: ТермиНахТер
                        МиГ-29 и Ф - 15 машины разных классов. Сильно сомневаюсь, что матрасники, на столь серьезное мероприятие, отправили старье.

                        Какое "серьезное", какое "старье"? У США к буре в пустыне были самыми новыми F-15C, которые выпускались с 1979 по 1989 г. У нас МиГ-29 пошли в войска с 1983 г. При этом, если мой склероз мне не врет, нашлемная система целеуказания у МиГ-а давала пилоту серьезное преимущество - в США такие системы появились позже.
                      3. 0
                        9 июля 2025 08:52
                        1. Как это нет никакой связи? Т. е. я усиленно рекламирую фуфло, под видом супер-пупер, а потом все-таки выясняется, что это фуфло, то я делаю честные глаза и говорю: "А я тут при чем? Сами покупали - ваши проблемы". Отличный подход)))
                        2. Я тоже не знаю сколько сбито "рафалей" - зато помню бешенную рекламу, когда обещали всё и сразу, правда стоимость была запредельная, дороже чем Ф - 35. Тогда говорил, что жабоеды обманывают, сейчас мои слова подтвердились.
                        3. Когда надо пояснить почему сбили "рафаля" - у вас 101 объяснение, почему это могло случиться. Когда вы говорите о том, что евреи сбивали МиГ - 21 - никаких объяснений, только сбили и все. Хотя все перечисленные вами объяснения, вполне подходят и к МиГ-21. У вас, с одной стороны - для французов всё понятно и объяснимо. С другой стороны, для СССР - необъяснимо, толи самолеты плохие, толи летчики.
                        4. Буря была в 1991 г. - самые новые Ф - 15 С 1989 г. МиГ - 29 поставлялся в Ирак, в экспортном исполнении. Была там система нашлемного ЦУ? У "Игла" БРЛС мощнее, он получает информацию от "АВАКСА". Дальность стрельбы "Сперроу" на 10 км. дальше, чем у Р - 27 Р, при равных условиях.
        2. -1
          8 июля 2025 21:56
          Цитата: ТермиНахТер
          Не один раз говорил, что жабоеды изрядно приврали.
          Так то суть современного маркетинга: Красиво не соврать -- изделие не продать! Они же не приглашают покупателя "опробовать" изделие в деле, ну как наши Су-27 в учебном бою с янки. Да и летали на них индусы. Поэтому более 200 ед. Су-30 МКИ брахманы и закупили. Это потом у них начались "пляски" с подкатами и откатами. Однако лягушатники их надули, как тех жаб, через соломинку. Правда д*артаньяны надували брахманов "через цены", ну чтобы голова не качалась!
          АГА.
          1. 0
            9 июля 2025 09:00
            Ну мозги то, у покупателя должны быть? Как никак - безопасность страны на кону. Понятное дело коррупция, на то есть соответствующие структуры.
      2. +3
        8 июля 2025 10:58
        Могут. Но, например, внутренние отсеки требуют совершенно по-другому вычислять прочность фюзеляжа, по-другому располагать топливо.
        На этом споткнулись ю.корейцы и турки.
        А французы - традиционалисты: треугольное крыло, "утка".
        Тут нужно новаторство.
        1. +2
          8 июля 2025 12:33
          Цитата: voyaka uh
          Но, например, внутренние отсеки требуют совершенно по-другому вычислять прочность фюзеляжа, по-другому располагать топливо.

          Это-то, я думаю, не особо затруднительно, но вот сами отсеки и, к примеру, их открытие на сверхзвуке - действительно, все это очень сложно
          Цитата: voyaka uh
          На этом споткнулись ю.корейцы и турки.

          Это да, но оно и неудивительно - авиационной конструкторской школы нет ни у тех, ни у других.
    2. +1
      8 июля 2025 10:57
      Цитата: voyaka uh
      Сначала надо разработать пятое:
      оружие во внутр. отсеках, полный стелс,
      сетецентричность (работа в радиомолчании), управление дронами.

      А как же бесфорсажный(крейсерский) сверхзвук?
      1. +1
        8 июля 2025 10:59
        Это - бонус, так-сказать. Экономия топлива.
    3. +1
      8 июля 2025 14:14
      . Генеральный директор французского авиастроительного концерна Dassault Aviation Эрик Траппье заявил о готовности компании самостоятельно создать перспективный европейский истребитель шестого поколения, отказавшись от сотрудничества с внешними партнерами. Его слова прозвучали на фоне растущих разногласий в рамках франко-германо-испанского проекта Future Combat Air System (FCAS).


      Немцам тогда прийдётся летать на центроплане,а не на истребителе 6 поколения. Потому что у них компетенции остались только центропланы строить,на тот же F-35.Франция ключевой игрок в этом альянсе.
  3. +1
    8 июля 2025 10:44
    27 стран, полмиллиарда населения, хорошая научная школа, передовая промышленность, передовые технологии, и всё это недостаточно чтобы сделать самолёт 6 поколения? Больная голова не лечится лекарствами от геморроя.
  4. +2
    8 июля 2025 10:52
    Жабоеды уже благополучно вышли из "еврофайтера", бритты из "евроэсминца". Да, был еще "евротанк"))) тоже закончился ни чем. Потому, что для коммерса в первую очередь важны деньги, для себя любимого, а потом - все остальное.
  5. +2
    8 июля 2025 11:08
    Потенциал у ЕС есть и все возможности.Вспоминая,предыдущие проекты,вполне может получиться.
    1. 0
      8 июля 2025 12:47
      Уже идут разговоры, что ничего не получится. Бритты собираются, что-то "лепить" вместе с японцами и корейцами, французы своё. Немцы и итальянцы еще не определились.
      1. 0
        8 июля 2025 16:41
        Сначала всегда длительные переговоры,вход и выход из концессии.Если останется финансирование,то наскребут и сделают.
  6. +1
    8 июля 2025 13:12
    Наверняка американский ВПК приложит все усилия, чтобы у Европы ничего не взлетело. А потом им же своё и продаст.
  7. -1
    8 июля 2025 23:12
    Если вся европа стала безликой, то к чести жабоедов, они еще пытаются сохранить что-то свое национальное
  8. 0
    11 июля 2025 02:50
    Не в первыы раз французы имеют свое мнение. Два совместных проекта с англичанами были, когда от французов была не Dassault. Проекты Ягуара и Конкорда.