Первый в мире двухместный истребитель пятого поколения: Китай принял на вооружение J-20S

14 188 20
Первый в мире двухместный истребитель пятого поколения: Китай принял на вооружение J-20S

НОАК проводит репетиции к военному параду, запланированному на 3 сентября и посвящённому 80-летию победы КНР во Второй мировой войне. На них была замечена группа истребителей, состоящая из базовых J-20, улучшенных J-20A и двухместного J-20S, летевших общим строем.

При этом J-20S имел тактический номер «78737», нанесённый на вертикальный стабилизатор. Как указывают западные обозреватели, он означает, что самолёт приписан к 172-й авиационной бригаде, базирующейся на лётной учебной базе Цанчжоу в провинции Хэбэй. Это свидетельствует о том, что данная модель уже принята на вооружение.



J-20S создан на базе планера J-20A, имеющего удлинённый фонарь кабины. Второй член экипажа выполняет функции офицера систем управления, отвечающего за задачи РЭБ, координацию дальних ударных операций, управление БПЛА (так называемыми «верными ведомыми») и контроль сетевых операций.


J-20S во главе формации базовых J-20 и улучшенных J-20A


Второй член экипажа призван снизить нагрузку на командира и повысить эффективность выполнения задач, особенно при проведении операций на больших расстояниях: по западным оценкам, боевой радиус J-20 почти в два раза больше, чем у американских истребителей F-22 или F-35.

Ещё один примечательный элемент, замеченный во время репетиции, это более тёмная окраска J-20S и некоторых вариантов J-20A. Новое покрытие, вероятно, связано с использованием новых материалов, поглощающих радиолокационное излучение, и, возможно, призвано улучшить характеристик малозаметности.

Кроме того, электрооптическая система наведения, расположенная под носом J-20S, имеет голубоватый оттенок, характерный для сенсоров нового поколения, обеспечивающих полный круговой обзор. Это позволяет самолёту пассивно обнаруживать и сопровождать цели во всех направлениях, не полагаясь на активный радар, что сохраняет его малозаметность в боевых условиях.


J-20S во главе формации базовых J-20 и улучшенных J-20A


Полёт J-20S вместе с двумя J-20A и двумя базовыми J-20 говорит о том, что он может быть интегрирован в смешанные формации, возможно, в качестве командно-координационного узла. Он позиционируется не только как истребитель для завоевания превосходства в воздухе, но и как воздушный КП, способный управлять пилотируемыми и беспилотными системами, в том числе перспективными платформами, такими БПЛА Dark Sword. Эта возможность соответствует сетецентрической концепции ведения войны, которая требует объединения сенсоров различных машин в единое информационный узел.

J-20S оснащён улучшенным вариантом двигателя WS-10, скорее всего, WS-10C2, который обеспечивает повышенную крейсерскую скорость и сниженную ИК-заметность.

В отличие от западной доктрины, которая отдаёт предпочтение одноместным истребителям 5-го поколения, таким как F-22 Raptor и F-35 Lightning II, Китай, судя по всему, придерживается иного подхода, создав первый в мире двухместный боевой самолёт пятого поколения.

Россия также ведёт работы над двухместным вариантом Су-57. О его создании было официально объявлено в 2021 году. Новая модификация предназначена как для обучения лётчиков, так и для обеспечения управления БПЛА «Охотник» в ходе выполнения совместных с ним операций.

20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    8 июля 2025 16:31
    А когда то давным давно, лет 15 назад индусы хотели от нас 2-х местный Су-57 и после отказа делать такую конфигурацию со стороны РФ они вышли из этой программы,
    такая двухместная конфигурация сейчас ой как бы пригодилась и нам и индусам а китайцы реализовали то от чего мы отказались.
    1. +3
      8 июля 2025 16:56
      Запатентована двухместная модификация Су-57.С этим нет проблем.

      .Вчера был опубликован патент на «Многофункциональный двухместный малозаметный самолёт», очень похожий на Су-57. В патенте описаны конструктивные особенности самолёта (в том числе для обеспечения малозаметности) и решаемые им задачи, приложены рисунки.Внешнее отличие от Су-57 - увеличенная носовая часть с фонарём (остеклением) для двухместной кабины, где лётчики сидят друг за другом. Ещё могут быть установлены два неподвижных подфюзеляжных аэродинамических гребня внизу хвостовой части.


      https://m.vk.com/wall-173678697_348165

      .J-20S оснащён улучшенным вариантом двигателя WS-10, скорее всего, WS-10C2, который обеспечивает повышенную крейсерскую скорость и сниженную ИК-заметность.


      На J-20S стоит новейший WS-15.Вскоре после окончания парижского авиашоу появилось видео, на котором J-20 совершает свой первый публичный полет, будучи оснащенным парой новых отечественных двигателей Woshan-15 (WS-15), построенных в Сиане.

      . Доведение WS-15 до успешного эксплуатационного состояния является важной вехой для китайской аэрокосмической отрасли. То, что у НОАК теперь есть двигатель, который обеспечивает характеристики дальности и полезной нагрузки, для которых J-20 был разработан с самого начала, делает истребитель более опасным для США и стран-партнеров в Тихом океане, которые потенциально могут столкнуться с ним в бою. Новые двигатели обеспечивают значительный прирост производительности по сравнению с предыдущими моделями, использовавшимися на J-20, — российскими АЛ-31ФН и модернизированными вариантами WS-10, построенными Shenyang Liming Aircraft Engine Company— указывает американское военное издание Breaking Defense.


      https://topcor.ru/37575-kitajskij-stels-istrebitel-j-20-s-novym-dvigatelem-vstrevozhil-voennyh-ssha.html
      1. +1
        8 июля 2025 17:56
        А ещё воздухозаборники для ПАК ДА были запатентованы.
        https://topwar.ru/199918-vozduhozabornik-dlja-pak-da-realnyj-proekt-i-versii.html?ysclid=mcunjavcqq125954969
        Видмо воевать планируется патентами.
        1. +2
          8 июля 2025 18:08
          Патент это стандартная процедура защиты интеллектуальной собственности.И если есть патент,то значит работа идёт.Другой вопрос это её темпы.
      2. 0
        9 июля 2025 11:03
        Цитата: Sky Strike fighter
        Доведение WS-15 до успешного эксплуатационного состояния является важной вехой для китайской аэрокосмической отрасли. То, что у НОАК теперь есть двигатель, который обеспечивает характеристики дальности и полезной нагрузки, для которых J-20 был разработан с самого начала, делает истребитель более опасным для США

        Тяговые характеристики на форсаже у WS-15 должны быть 18 000 - 18 500 кг.с. , если эти показатели достигнуты , то самолёт приобретает просто замечательную тяговооруженность и разгонные характеристики . Но проходили и слухи\сообщения , что ради получения приемлемого ресурса и надёжности , тягу несколько ограничили и она колеблется в пределах 16 500 - 17 000 кг.с. , что тоже довольно неплохо . Во всяком случае у Китая уже есть собственный двигатель на базе российского Р-279В-300 , демонстрационный прототип которого они купили прямо на выставке , ибо проект СВВП Як-201 , для которого он и разрабатывался , тогда уже был закрыт . Работы над WS-15 ведутся с конца 90-х , и вот наконец то Китай получил мощный двигатель для своих тяжелых истребителей 5-го поколения и для своего перспективного СВВП , над которым они тоже давно работают . И раз двигатель теперь точно есть , до конца этого десятилетия мы скорей всего увидим и китайский СВВП .
  2. 0
    8 июля 2025 17:00
    боевой радиус J-20 почти в два раза больше, чем у американских истребителей F-22 или F-35.

    Вот интересно, 22-ой и 35-ый несут по 8 тонн топлива, имея 780 и 1080 км. радиуса, а китаец - 12 тонн при 2000 км. боевого радиуса. То-есть, при возможности нести на 50% больше топлива, он имеет на 100% большую дальность. Неужели китайские движки более экономичные?
    1. +2
      8 июля 2025 17:11
      Скорее всего считают этот радиус по-разному.
    2. +3
      8 июля 2025 17:11
      Неужели китайские движки более экономичные?

      Это движки с Алиэкспресс. А там все в 2, а то и в 3-5 раз лучше, чем на самом деле.
      1. +1
        8 июля 2025 17:48
        скорее всего))) laughing хотя если в каждом движке по сотке джеки чанов )),?
      2. -1
        8 июля 2025 21:03
        Цитата: Дилетант
        Неужели китайские движки более экономичные?

        Это движки с Алиэкспресс. А там все в 2, а то и в 3-5 раз лучше, чем на самом деле.

        Нефига! Это АЛ-41! А скорее всего вообще АЛ-31Ф laughing
    3. +2
      8 июля 2025 18:37
      Цитата: Doccor18
      Неужели китайские движки более экономичные?

      Алиэкспресс в своё время научил меня, что у китайцев - своя, собственная математика)
      Китайский размер 46 (мой размер обуви) - это примерно 43 отечественного, а китайский ватт раз в 10 больше ватта остального мира. Или даже больше)
      Если на китайском магнитофоне написано 1000 Вт, то на 8-10 Вт рассчитывать можно, конечно) но не больше)
    4. 0
      8 июля 2025 19:27
      Ни F119 ни F135 НЕ отличаются топливной экономичностью.

      https://airwar.ru/enc/engines/f135.html

      Уд. расход топлива на кр. режиме 0,82 кг/(кгс·ч)

      Для сравнения АЛ-31Ф

      https://www.redstar.gr/ru/letatelnye-aparaty-rossii/aviatsionnye-dvigateli/turboreaktivnyj-dvuhkonturnyj-dvigatel-s-forsaznoj-kameroj-al-31f-serii-42-m1.html

      Удельный расход топлива крейсерский режим 0,685 кг/(кгс·ч)

      У АЛ-31Ф удельный расход топлива на крейсерском режиме на ~20 % ниже.

      Т.е. если банально поменять на том же F-22A F119 на АЛ-31Ф у F-22 дальность полёта вырастет на 20 процентов. А если ещё вместительность баков увеличить с 8 тонн до 11,3 тонн (как на Су-35С), то дальность полёта в сравнении с исходным F-22A увеличится в ~1,7 раза. Ну а на J-20 внутреннего топлива вообще пишут 12 тонн.

      К тому же боевой радиус F-22A считают со 185 км участком крейсерского сверхзвукового полёта, а боевой радиус F-35 и J-20 - нет.
    5. 0
      9 июля 2025 11:19
      Цитата: Doccor18
      , 22-ой и 35-ый несут по 8 тонн топлива, имея 780 и 1080 км. радиуса, а китаец - 12 тонн при 2000 км. боевого радиуса. То-есть, при возможности нести на 50% больше топлива, он имеет на 100% большую дальность. Неужели китайские движки более экономичные?

      Вероятно китайцы просто разделили пополам перегоночную дальность . К тому же самолёт расчитывался на более крупные и более мощные двигатели WS-15 , которые довели только "совсем на днях" , а они по определению имеют больший расход чем АЛ-31Ф и их китайские клоны . Дьявол обычно в деталях кроется и как считать . Так США всегда в графе "максимальная боевая нагрузка" для своих самолётов указывали нагрузку ПРЕДЕЛЬНУЮ . Т.е. сколько можно подвесить на пилоны , чтобы крылья не обломились , но взлетать тогда придётся с чудовищным недоливом - только взлёт , круг над аэродромом , посадка после сброса подвесов в безопасном месте . Столько они никогда не грузили . А у нас Су-34 имея бронированную кабину и броневую защиту наиболее ответственных мест фюзеляжа и двигателей , при небольшом недоливе легко берёт 12 тонн боевой нагрузки на боевой радиус 400 км. со всем резервированием . Но в таблицах записано - 8 000 кг. Вот такой подход .
      У китайца указанный боевой радиус при какой боевой нагрузке указан ? Для полёта на какой высоте ? В каком режиме ? Вопросы не праздные , ибо на разных высотах и на разных режимах расход топлива совершенно разный . Но пусть истинные характеристики останутся интригой для будущих войн .
  3. 0
    8 июля 2025 17:44
    [quote=Sky Strike fighter]Запатентована двухместная модификация Су-57.С этим нет проблем.

    [quote].Вчера был опубликован патент на «Многофункциональный двухместный малозаметный самолёт», очень похожий на Су-57. [/quote]

    https://m.vk.com/wall-173678697_348165

    [quote].J-20S оснащён улучшенным вариантом двигателя WS-10, скорее всего, WS-10C2, который обеспечивает повышенную крейсерскую скорость и сниженную ИК-заметность. [/quote]

    На J-20S стоит новейший WS-15.Вскоре после окончания парижского авиашоу появилось видео, на котором J-20 совершает свой первый публичный полет, будучи оснащенным парой новых отечественных двигателей Woshan-15 (WS-15), построенных в Сиане.

    [quote].

    Что значит запатентован 2-х местный вариант Су-57, кто то собирался делать нелицензионную копию а теперь он не может?
    Второй вопрос что значат ваши слова с этим проблем нет?
    1. +2
      8 июля 2025 18:01
      . Что значит запатентован 2-х местный вариант Су-57


      То и значит.Выдан патент на 2-ух местную модификацию Су-57.Основное назначение самолёта - воздушный командный пункт, где во второй кабине за большими экранами сидит оператор вооружения и воздушно-командного пункта. В качестве аналога назван Су-30МКИ.

      .кто то собирался делать нелицензионную копию а теперь он не может


      Таковы правила.Патентовать изобретения,чтобы была защита интеллектуальной собственности патентом,но понятно что если захотят сделать копию,то сделают.Яркий тому пример копирование изобретений со всего мира китайской промышленностью.Но всё же хоть какая защита.

      . Второй вопрос что значат ваши слова с этим проблем нет?


      Проблем нет построить двухместную модификацию Су-57.
      1. -1
        8 июля 2025 18:29
        Таковы правила.Патентовать изобретения,чтобы была защита интеллектуальной собственности патентом,но понятно что если захотят сделать копию,то сделают.

        Патенты нужны для отчёта.
  4. 0
    8 июля 2025 20:32
    У меня два вопроса:
    1. Какого корня запускается звук? Причем без разрешения, и дерьмовый
    2. Кто за это отвечает?
  5. -2
    8 июля 2025 20:38
    Цитата: Sky Strike fighter
    . Что значит запатентован 2-х местный вариант Су-57


    То и значит.Выдан патент на 2-ух местную модификацию Су-57.Основное назначение самолёта - воздушный командный пункт, где во второй кабине за большими экранами сидит оператор вооружения и воздушно-командного пункта. В качестве аналога назван Су-30МКИ.

    .кто то собирался делать нелицензионную копию а теперь он не может


    Таковы правила.Патентовать изобретения,чтобы была защита интеллектуальной собственности патентом,но понятно что если захотят сделать копию,то сделают.Яркий тому пример копирование изобретений со всего мира китайской промышленностью.Но всё же хоть какая защита.

    . Второй вопрос что значат ваши слова с этим проблем нет?


    Проблем нет построить двухместную модификацию Су-57.

    Вы это серьёзно пишите или вы придуриваеьесь?
    Во первых вооружение не патент рвется, если вы придумали какое то новое оружие можете хоть обоями с пациентами обмотаться от копирования это вас никак не спасет, двигатели ролс Ройс для МиГ 15 были запатентованы и как это помогло англичанам от копирования сначала СССР а потом копированием КНР?
    Вы так пишите что запатентовали и всё, типа справились, хотим сделаем хотим не сделаем 2х местную версию, только КНР уже сделали а наши даже если захотят ее выпустить пройдет минимум лет 10 если не больше.
    Я думал вы адекватнее, почитал ваши сообщения в других темах понял что показалось.
  6. -2
    8 июля 2025 20:53
    Цитата: Sky Strike fighter
    . Что значит запатентован 2-х местный вариант Су-57


    То и значит.Выдан патент на 2-ух местную модификацию Су-57.Основное назначение самолёта - воздушный командный пункт, где во второй кабине за большими экранами сидит оператор вооружения и воздушно-командного пункта. В качестве аналога назван Су-30МКИ.

    .кто то собирался делать нелицензионную копию а теперь он не может


    Таковы правила.Патентовать изобретения,чтобы была защита интеллектуальной собственности патентом,но понятно что если захотят сделать копию,то сделают.Яркий тому пример копирование изобретений со всего мира китайской промышленностью.Но всё же хоть какая защита.

    . Второй вопрос что значат ваши слова с этим проблем нет?


    Проблем нет построить двухместную модификацию Су-57.

    Подскажите почему патент на Су-30 не смог защитить его от копирования в Китае?
  7. 0
    9 июля 2025 22:06
    Молодцы, штампуют как из автомата. Уже много замечено новейших j-35 и j-35A. Теперь и j-20A(обновленная версия, с изменением воздухозаборников, новой eots и др. Так и сразу представили j-20S(который уже с прошлого года ктивно тестировался на просторах Поднебесной). Ставка на него делается как передовой командный пункт для собственного аналога программы CCA, по промо материалам должен управлять до 4 беспилотниками одновременно.