Цена победы

Реальные цифры потерь вермахта во второй мировой войне

Если исходить из официально объявленных цифр потерь Красной армии и сравнить их с аналогичными, официально объявленными потерями вермахта, то и тогда советские потери превышают германские на 30 процентов. Что же говорить о так называемых альтернативных подсчетах, в которых это соотношение достигает 1:10, а то и 1:15?


Однако что интересно: и те, и другие не ставят под сомнение цифры потерь Германии. То есть априори считается, что немецкие источники сообщают только правду. Так ли это? Давайте поподробнее разберем этот вопрос.

Начнем с классического труда по истории вермахта «Сухопутная армия Германии 1933-1945», написанного бывшим генерал-майором вермахта Б. Мюллером-Гиллебрандом. Книга эта по праву считается лучшим статистическим исследованием на эту тему и главным источником информации о германской армии. По подсчетам Мюллера-Гиллебранда в вооруженные силы Германии за период с 1 июня 1939 по 30 апреля 1945 года были призваны 17 893 200 человек. Из них 2 млн отозвали обратно в промышленность. На 1 мая 1945 года в строю остались 7 590 000 человек. После несложных подсчетов становится ясно: убыли 8 300 000.

Далее Мюллер-Гиллебранд сообщает: из 8,3 млн демобилизованы как негодные к военной службе 438 000 человек, еще 1 630 000 демобилизованы по другим причинам. Из оставшихся (чуть более 6 млн) примерно 700 000 находились к концу войны в госпиталях, около 1 911 000 погибли, 1 714 000 пропали без вести, 732 человека дезертировали. С 1 декабря 1944 года до конца войны к потерям отнесены еще 1 900 000 человек, точная судьба которых неизвестна. Получается, что погибшими германские вооруженные силы потеряли около 4 млн.

Но Мюллер-Гиллебранд как бы подзабыл учесть свыше 3 млн солдат и офицеров, состоявших по списку в вооруженных силах Германии к началу войны. То есть на самом деле общее число военнослужащих вермахта составляло не 17 893 200 человек, а не менее 21 миллиона. И все расчеты надо вести от этой цифры. Число немецких солдат, которые оставались в строю на 1 мая 1945 года, очень сомнительно. Просто невероятно, чтобы имея свыше 7,5 млн бойцов, Германия капитулировала. Тем более что по другим данным, к концу войны в составе вооруженных сил Германии оставались лишь 4,8 млн человек. Вот это куда более убедительная цифра.

Теперь о демобилизованных из армии. Их, как нам сообщает Мюллер-Гиллебранд, было 2 068 000 человек, из которых 438 000 демобилизованы как негодные к продолжению военной службы, а остальные по другим причинам. По каким таким другим причинам можно было демобилизовать из армии свыше 1,6 млн годных к военной службе мужиков, когда одновременно с этим на фронт забирали язвенников, хромых, полуслепых, 16-летних юношей и 65-летних стариков?

Цифра 2 млн человек, направленных из армии в военную промышленность, также вызывает сомнение. Дело в том, что в истории вермахта известен лишь один случай массовой передачи солдат из армии в военную промышленность. В 1940 году после победы над Францией расформированы 17 дивизий, а еще 18 отправили в долгосрочный отпуск. Все эти военнослужащие были направлены для работы в военной промышленности. Но уже в ходе подготовки к войне с СССР их призвали обратно.

А теперь подведем итоги. Всего в вооруженные силы Третьего рейха были призваны примерно 21 млн человек. Из них на конец войны оставались в строю 4,8 млн. Итого за время войны убыли из армии 15,5-16 млн человек. Из этого числа вычитаем 438 000 демобилизованных как негодных к службе в армии и в самом крайнем случае - еще 2 млн солдат, переданных в военную промышленность. Получаем потери германских вооруженных сил не менее 13-13,5 млн человек. Известно, что до капитуляции Германии в плен попали свыше 6 млн немецких солдат. Таким образом потери вооруженных сил Третьего рейха только погибшими составляют 7-7,5 млн, да и то при условии, что 2 млн военнослужащих, переданных в промышленность, не были призваны повторно.

Национальный состав

взятых в плен советскими войсками с 22.06.1941 по 2.09.1945 годаНемцы 2 389 560 человек
Японцы 639 635
Венгры 513 767
Румыны 187 370
Австрийцы 156 682
Чехословаки 69 977
Поляки 60 280
Итальянцы 48 957
Французы 23 136
Югославы 21 822
Молдаване 14 129
Китайцы 12 928
Евреи 10 173
Корейцы 7 785
Голландцы 4 729
Монголы 3608
Финны 2377
Бельгийцы 2010
Люксембуржцы 1652
Датчане 457
Испанцы 452
Цыгане 383
Норвежцы 101
Шведы 72


А вот тут надо сделать очень важную оговорку. Дело в том, что до сих пор мы говорили только о потерях вермахта и то лишь про уроженцев Германии, Австрии и Эльзас-Лотарингии. Но в тот же вермахт массово призывались как этнические немцы с оккупированных в ходе войны территорий, так и граждане этих стран ненемецкого происхождения. Ненемцев попросту включали в состав дивизий вермахта. Так поступали с поляками, французами, датчанами, чехами (см. таблицу).

Общее число европейцев ненемецкого происхождения можно оценить примерно в 2 млн человек. Да плюс к этому еще около миллиона бывших советских граждан, в том числе и призванных в РККА, попавших в плен и оттуда уже ушедших служить немцам.

Но и это не все. У немцев существовала так называемая организация Тодта, насчитывавшая в разные периоды от 500 000 до 1,5 млн человек. Официально она в состав вооруженных сил Германии не входила и причислялась к категории военизированных учреждений, обслуживавших вооруженные силы. Но на деле ее члены имели военную подготовку и весьма часто принимали участие в боевых действиях.

Таким образом, потери германских вооруженных сил погибшими на фронте и умершими в госпиталях могут оцениваться в 8 млн человек, к которым надо прибавить примерно 2 млн погибших в плену. Из этого числа на долю Восточного фронта приходятся до 7,5 млн (из них 500 погибших в плену). А ведь мы ни слова не говорили о потерях союзников Германии.

То, что немцы многократно занижали цифры, подтверждается следующими фактами. Потери вермахта с 1 июня по 1 декабря 1941 года сам Гитлер оценивал в 195 648 человек убитыми и пропавшими без вести. Отдел учета потерь при ОКВ дает другую цифру - 257 900. А по мнению американских военных наблюдателей, это 1 300 000 человек. Если немцы продолжали уменьшать свои потери в ходе войны в той же пропорции, то они как раз и получили около 2-3 млн человек убитыми, по официальным данным, вместо 7-10 млн в реальности.

Для сравнения: Красная армия потеряла погибшими 8 668 400 человек, в том числе 1 783 300 погибли в плену. В целом же можно прийти к парадоксальному выводу: потери Красной армии самое большее равны потерям вермахта, а скорее всего были даже несколько меньшими. Именно этим и объясняется тот факт, что по итогам войны не знамя со свастикой стало развеваться над Кремлем, а Красное знамя было водружено над Рейхстагом, о чем сейчас многие в мире хотели бы забыть.
Автор:
Карен ОГАНЕСЯН
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

205 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти