Федор Ромодановский: «король Пресбурга» и «генералиссимус Фридрих» потешных войск Петра I

6 699 45
Федор Ромодановский: «король Пресбурга» и «генералиссимус Фридрих» потешных войск Петра I
Ф. Ю. Ромодановский на портрете Ф. Славянского, первая половина XIX в.


Герой сегодняшней статьи, являясь одним из ближайших соратников Петра I, все же не слишком известен и популярен в нашей стране. Причиной, возможно, является огромная разница в возрасте (более 30 лет), из-за которой его при всем желании очень уж трудно назвать «птенцом гнезда Петрова». Но, возможно, виной тому зловещая репутация этого страшного человека, которого князь Б. И. Куракин (свояк Петра I) называл «монстром» и «тираном», а историк Василий Ключевский – «заплечным обер-мастером». А москвичи шептали:



«Которого дня государь (Петр I) и князь Федор Юрьевич крови изопьют, того дня в те часы веселы, а которого дня не изопьют, и того дня им и хлеб не естся».

Речь, конечно, идёт о Федоре Юрьевиче Ромодановском, которому Пётр I даровал уникальный титул князя-кесаря и которого он почтительно именовал в письмах «Sir» или «Konig», либо государем, как в этом письме, написанном после взятия крепости Азов:

«Известно вам, государю, буди, что благословил Господь Бог оружие ваше государское: понеже вчерашнего дня молитвою и счастьем вашим государским азовцы, видя конечную тесноту, сдались».

Начнем наш рассказ по порядку.

Происхождение и молодость Федора Ромодановского


Герой статьи вел происхождение от Рюриковичей – князей Стародубских, один из которых в XV веке стал писаться Ромодановским. В XVI и XVII веках этот род не считался очень знатным, и возвышение Ромодановских началось при Алексее Михайловиче. Дед героя статьи в 1626 году стал стольником, в 1657-м – боярином. Его отец – Юрий Иванович, был родственником Алексея Михайловича по материнской линии, и шотландец на русской службе Патрик Гордон в своем «Дневнике» даже называет его любимцем царя. Более пространный отзыв о нем можно найти в записках австрийского посланника А. Мейерберга (Мейерна), который находился в России в 1661-1663 гг.:

«С этим князем, отличающимся более силою легкого остроумия, нежели суждения, да и чуть не сверстником царя, Алексей часто беседует по-приятельски, сложив с себя суровую важность величества».

Далее австриец демонстрирует свою склонность к высокому слогу и поэтическим метафорам:
«Этот до сих пор благоразумный любимец не распускает большого паруса по ветру царского расположения к себе, а скромно принимает его малым, чтобы этот ветер не умчал его в открытое море зависти, впрочем, не всегда придерживается и низких песков безбрежья».


Изображение Юрия Ромодановского в альбоме Мейерберга, 1661 г.

Впрочем, одними беседами дело не ограничивалось, и однажды Тишайший царь «в припадке гнева так оттаскал его за бороду, что он не на шутку пострадал».

Известно, что в 1654 г. Юрий Ромодановский участвовал в походе против Польши. А в 1658-м был послан к попавшему в немилость патриарху Никону с выговором от осерчавшего на него царя. Был на воеводстве в Могилеве и Казани, в 1667–1671 гг. возглавлял Пушкарский приказ. Наконец, в 1668 г. и он получил боярский чин. Около 1640 года в его семье родился мальчик, который и станет первым на Руси князем-кесарем.


Родовой герб князей Ромодановских

Служить Федор Юрьевич начал также при Алексее Михайловиче, но до поры до времени ничем особенно не выделялся, ответственных поручений не получал. В 1672 году он оказался первым в списке из десяти дворян, приглашенных к родинному столу в Грановитой палате по случаю рождения царевича Петра. В 1675 году упоминается как ближний (комнатный) стольник. В 1678 году мы видим его первым воеводой войск, отражавших нападение турок и крымских татар, которых разбил в августе близ Чигирина.

После смерти царя Федора Алексеевича в 1682 году государственная власть оказалась в руках его сестры Софьи. Федор Ромодановский в это время находился в селе Преображенском при младшем царе Петре I. Здесь он принял активное участие в формировании потешного войска.

Снова на страницах исторических документов имя Федора Ромодановского появляется в 1686 г., когда он стал главой (судьей) Преображенского приказа. В 1702 г. за этим учреждением было закреплено исключительное право ведения следствия по политическим делам. Но в 1718 году, уже после смерти Ф. Ромодановского, для следствия по делу царевича Алексея будет создана особая Тайная канцелярия.

Ближайший сотрудник Петра


При Петре I Ромодановский занимался не только розыскными делами, но также формированием, комплектованием и финансированием полков гвардии и новой регулярной армии, подготовкой военных операций, налогообложением дворцовых сел и даже торговлей табаком (с 1698 года). Укажем заодно, что потом Ф. Ромодановский возглавлял также Аптекарский и Сибирский приказы (с 1703 года) и Боярскую думу (не имея при этом чина боярина), контролировал изготовление артиллерийских орудий на Пушечном дворе, курировал восстановление Москвы после пожара 1701 года. Но больше всего Ромодановский запомнился всем именно как глава карательного органа. Б. Куракин, например, вспоминал:

«Сей князь был характеру партикулярного: собою видом как монстра; нравом злой тиран; превеликий нежелатель добра никому; пьян по вся дни; но его величеству верный так был, как никто другой».

Брауншвейгский дипломат Ф. Вебер пишет о непреклонности Ромодановского:

«Он наказывал подсудимых, не спрашиваясь ни у кого, и на его приговор жаловаться было бесполезно».

Да и сам Ромодановский писал царю в Амстердам:
«Всегда в кровях омываемся».

Любопытно, что, будучи человеком другого поколения, Ромодановский оказался сторонником реформ и действовал не менее решительно и грубо, чем молодой и нетерпимый царь. Пушкин назвал героя статьи «бичом горделивости боярской». В 1698 году вернувшийся из-за границы Петр собственноручно обрезал Ромодановскому бороду. Но в дальнейшем уже тот сам резал своим гостям бороды – и заботливо клал им в карман: чтобы «ее в гроб положить, если перед Богом стыдно».

Нередко обрезал он гостям и полы их старинных шуб. Кроме того, по примеру царя, он заставлял своих гостей напиваться допьяна. Рассказывают, что в его доме жил скворец, обученный говорить «Дядя, водочки!». А посетителей встречал медведь с подносом, на котором стоял кубок с перцовкой – по знаку он нападал на тех, кто отказывался или просто мешкал, и Ромодановский благодушно говорил, что зверь «знает, какую скотину драть!»

Правда, однажды всё пошло не по плану, и генерал-адъютант Павел Ягужинский со всей мочи ударил медведя в промежность. Ромодановский писал об этом царю:

«Твой Ягужинский зашиб моего Мишуту. Но скажу тебе, как перед образом, — орел!»


«Орел» П. И. Ягужинский на портрете неизвестного художника

Пушкин изучал историю тех лет, и, вполне возможно, именно этот эпизод он, немного переработав, пересказал в своей повести «Дубровский».

Пётр на такие «шалости» своего «кесаря» смотрел вполне благожелательно, но однажды упрекнул его за то, что Яков Брюс к нему в Амстердам прибыл с обожжённой рукой:

«И сюды раненые от вас приехали. Перестань знаться с Ивашкою (Хмельницким, русский вариант Бахуса)».

Ромодановский ничуть не испугался и даже с некоторым раздражением ответил царю:

«Неколи мне с Ивашкою знаться, ваше-то дело на досуге стало знакомство держать, а нам недосуг. А что Яков Брюс донес, что от меня руку обжег, и то сделалось пьянством его, а не от меня».

Петр в ответном письме несколько «сбавил тон»:

«Писано, что Яков Брюс с пьянства своего то сделал: и то правда, только на чьем дворе и при ком?».

В 1689 году именно герою статьи поначалу был поручен надзор за помещенной в Новодевичий монастырь царевной Софьей:

«Для крепкого ее содержания вскоре поставлен был перед монастырем тем крепкий караул из потешных солдат Преображенского полка, над которым командовал тогда в главном правлении из комнатных стольников князь Федор Юрьевич Ромодановский, муж верный и твердый, со всегдашним надзирательством».

Отметим, что вся карьера Федора Ромодановского отныне будет связана именно с Петром I. Даже его дочь Федосья стала женой брата первой супруги этого царя Петра – Евдокии Федоровны. А вот сын Иван, который унаследует титул князя-кесаря, женится на Анастасии Фёдоровне Салтыковой – сестре супруги второго (старшего) царя Ивана V. И станет дядей российской императрицы Анны Иоанновны.

Генералиссимус потешных полков


После падения Софьи власть оказалась в руках матери Петра Натальи Кирилловны, ее брата Льва Нарышкина и бывшего дядьки юного царя Бориса Голицына. Будущий император государственными делами начал интересоваться лишь через 5 лет, пока же он продолжал свои прежние игры с «потешными войсками» и с построенной в 1688 г. «потешной флотилией». В разное время для Петра были построены шесть потешных городков, самый известный из них – построенная в 1684 году Тиммерманом крепость Пресбург.


М. Нестеров. Постройка потешного городка Пресбург в селе Преображенском


Н. Каразин. Петр с потешными у крепостцы Пресбург

Но эти игры становились всё более серьезными. Герой статьи принимал активное участие во всех потешных походах молодого царя, причем на главных ролях.

Осенью 1690 года Федор Ромодановский, возглавив потешные полки и дворянскую конницу, «разгромил» стрельцов «генералиссимуса Ивана Бутурлина».

В 1691 году он защищал Пресбург: современники вспоминали, что был «великий и страшный бой», «равнявшийся судному дню». В результате всего лишь ротмистр Петр Алексеев (царь Петр) взял в плен «генералиссимуса Фридриха» (Ромодановского).

В 1693 году во время первого похода к Архангельску Петр назначил Ромодановского адмиралом, Бутурлина – вице-адмиралом, себя – шкипером. Этот поход был повторен в 1694 году, и, по распоряжению Петра, придворная делегация встречала в Мытищах не его, а именно адмирала Ромодановского.

Наконец, в октябре 1694 года состоялся «Большой Кожуховский потешный поход», в котором армии сторон опять возглавили И. Бутурлин (уже польский король) и Ф. Ромодановский («генералиссимус и король Пресбургский Фридрих»). Петр I находился в армии Ромодановского – то ли как рядовой бомбардир, то ли в качестве капитана артиллерийской роты Преображенского полка. План учебного сражения составил упоминавшийся выше генерал Патрик Гордон. Бутурлин, командуя стрельцами и ротами из дьяков и подьячих, оборонял специально сооруженную безымянную крепость. Ее осаждала и атаковала семитысячная армия Ромодановского, состоявшая из Преображенского и Семеновского полков, выборных полков солдатских Лефортова и Бутырского, трех рот гранатчиков, восьми выборных рот рейтарских, двух рот даточных людей, именовавшихся «нахалами» (!) и «налетами», и 20-ти рот стольничих.


Военные учения у села Коломенского и деревни Кожухово на миниатюре труда П. Крекшина «Истории Петра I», первая половина XVIII века

Напомним, что осада и бои у этой крепости проходили по сценарию Гордона, их исход был всем ясен. Однако страсти кипели совсем нешуточные, князь Б. Куракин вспоминал:
«С обеих сторон было убито с 24 персон и ранены с пятьдесят».

Среди раненых оказался даже царский любимец Франц Лефорт, который получил серьезные ожоги лица и шеи от попавшего ему в лицо горшка с порохом. Но отважный женевец все же сумел лично водрузить знамя своего полка на одном из «вражеских» укреплений. А сам Петр взял в плен стрелецкого полковника (который, видимо, не посмел отбиваться). При этом Ромодановский проявил самостоятельность и нарушил сценарий, залив «вражескую» земляную крепость «из медной трубы водою». По этой причине она была взята гораздо раньше, чем планировалось, что вызвало неудовольствие Петра. Закончилось все грандиозным пиром «победителей» и «побежденных», который был дан от имени «генералиссимуса Фридриха», то есть Ромодановского.

Князь-кесарь


Именно после Кожуховского похода герой статьи получил свой уникальный титул. И возникает закономерный вопрос: насколько серьезным он был? Не являлся ли аналогом похабных шутовских титулов печально знаменитого Всепьянейшего Собора?

Видимо, всё-таки нет. Вспомним, что император в Риме – это поначалу не титул абсолютного правителя, а почетное звание, которое солдаты присваивали одержавшему большую победу полководцу. Ромодановский как раз в это время победил «польского короля» Бутурлина.

С другой стороны, после реформ Диоклетиана цезарь — это «император второго ранга», заместитель и наследник августа. В Римской империи появились тогда два августа (восточный и западный) и два цезаря (и далеко не всегда они были родственниками — достаточно было усыновления). Таким образом, давая герою статьи титул «кесаря», Петр фактически объявил себя августом. Это подтверждается и записями думного дворянина И. А. Желябужского, который сообщает:

«Князю Федору Юрьевичу Ромодановскому дано новое звание государичем».

То есть все заинтересованные лица Петра I поняли правильно и к новому титулу Ромодановского отнеслись серьезно. Сделано это было явно для повышения статуса героя статьи, которого Петр теперь будет оставлять вместо себя в Москве для управления государством. Ведь ещё совсем недавно по приказу Федора Алексеевича были сожжены «разрядные книги», и бояре ещё хорошо помнили о местнической системе, по которой столь высокий пост в обход других не мог занимать не слишком знатный Ромодановский. Поэтому Петру пришлось изобрести новый титул, ставящий героя статьи выше прочих. И самому демонстрировать особое почтение в общении с ним: снимать при встрече шляпу и на его двор входить только пешком – не верхом и не сидя в коляске. Более того, именно Ф. Ромодановский «пожаловал» Петру I чины полковника в 1706 г., генерал-поручика и шаутбейнахта (контр-адмирала) в 1709-м, вице-адмирала в 1714 году.

В следующей статье мы продолжим рассказ о Федоре Ромодановском.
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    Вчера, 05:16
    Из потешных войск Петра появилась регулярная армия России.
    Ромодановский хорошо описан в книге Алексея Толстого "Петр 1".
    1. +2
      Вчера, 05:31
      Спасибо за статью!
      Ромодановский мне интересен еще тем, что мои предки были его крепостными. Впрочем жилось им под Калугой достаточно не плохо, если после продажи из Демидову «пять лет водили смуту и воровство». Причем так, что пришлось дважды слать драгун.
      Всем хорошего дня!
  2. vet
    +3
    Вчера, 07:16
    Я когда читаю о Петре 1 всегда думаю: вот чего ему не хватало - так хорошего воспитания и хорошего воспитателя. Чтобы без вывертов, открытого богохульства, зверства и самодурства потом.
    1. +6
      Вчера, 07:37
      Идеальной воспитательницей Петра могла бы стать его умная сестра Софья. Однако они были детьми Алексея Михайловича от разных и ненавидевших друг друга жен, представителями жестоко соперничавших кланов Милославских и Нарышкиных.
      1. +5
        Вчера, 07:58
        Не совсем точно выразился - Софья и Петр были детьми разных жён, принадлежавших к соперничавшим и ненавидевшим друг друга семьям.
        1. +3
          Вчера, 08:48
          Был еще и Иван, соправитель Петра, к равности которого Петр относился вполне серьезно, и, проживи он подольше, может быть у нас была бы несколько иная история, только в лучшую или худшую сторону? Но, история не знает сослагательного наклонения.
          1. +7
            Вчера, 08:55
            Да, Иван, как и его старший брат Федор, был глубоко больным - но не слабоумным, как его пытались представить. Не удавались мальчики первой жене Алексея Михайловича, какие-то генетические сбои. Зато по женской линии все было нормально. И Софья была умницей, и Анна, дочь Ивана, совсем не глупой оказалась. "Верховников", которые за нее править собрались, ловко укоротила и государство крепко держала. Татарский Крым руками Миниха и Ласси кошмарила, полякам своего короля поставила, между делом - французов под Данцигом била.
    2. +3
      Вчера, 08:02
      Самодурством страдали почти все самодержцы и не только Российские.
      Назовите мне хоть одну «невинную душку» на престоле?
      Проблема в мере самодурства, а не его наличии.
      К примеру, отец Петра «Тишайший» привел страну к религиозному расколу, двум бунтам и «восстанию» Стеньки Разина. Благовоспитанная, умная Софья инициировала Хованщину, два - неудачных похода в Крым и т.д.
      Мое мнение «государь» может быть любым, главное другое, как он печется о пользе и интересах государства.
      1. +4
        Вчера, 08:47
        Софья Хованщину как раз подавила. Что касается походов в Крым, они были платой за выгодный Вечный мир с Польшей и признание прав Москвы на Киев и Левобережную Украину. Деваться было некуда. И при этом, довольно хорошо организованы, особенно второй, когда дошли до Перекопа - в Европе все были поражены, поскольку Дикая степь считалась непроходимой для регулярных войск. Уже позже при первом походе Петра I к Нарве был жутчайший бардак, а во время похода к Пруту в 1711 году - огромнейшие, даже по меркам того времени, нестроевые потери из-за плохой организации - голод, жажда, кишечные инфекции.
        1. +1
          Вчера, 09:41
          И что же такого выгодного было в этом самом вечном мире с Польшей? Если у России было на много больше возможностей охватить Правобережную Украину, чем у Польши левобережную.
          Хорошо организованные Крымские походы это конечно шедевр. Ладно один раз не получилось, но во второй раз сделать то самое, тем же результатом...
          1. +5
            Вчера, 09:43
            С чем сравнивать походы В. Голицына. Если с Прутским походом Петра I, то совсем печальным для будущего императора сравнение окажется.
            К тому же походы Голицына оказались не напрасными, так как татары из-за них не смогли принять участие в войне на стороне турок против союзников Москвы.
            1. +2
              Вчера, 09:49
              Прутский поход был против основных сил Османской империи и ни чего там страшного не случилось, Пётр запаниковал, всё остальное было исправимо
              1. +7
                Вчера, 09:57
                Запаниковал - это мягко сказано. Носился по лагерю, бил себя кулаками в грудь и не мог вымолвить ни слова. И все это на глазах у солдат на фоне громогласного рева огромного количества дам во главе с Екатериной (которая, Вы же об этом знаете, никого не подкупала - это грязные слухи, распространяемые крымским ханом, недовольным тем, что визирь не позволил ему ограбить отходивших русских, и Карлом XII, который хотел выставить Петра трусом, спрятавшихся за бабьей юбкой). Ещё Пушкин на полях своей рукописи о Петре оставил о данном эпизоде пометку:
                "Все это чушь".
                Как надо было действовать Петру, показали потом Миних и Румянцев, которые оказались в похожих ситуациях - и победили.
                1. +3
                  Вчера, 10:04
                  То есть, Прутский поход оказался не удачей совершенно случайно, из-за паники одного человека, без этого русский заняли бы княжества.
                  Крымские походы не могли быть удачными ни при каких обстоятельствах, войска сходили туда - сюда с огромными потерями.
                  1. +5
                    Вчера, 10:12
                    Прутский поход изначально был неудачно задуман и крайне плохо осуществлён. Петру умные люди предлагали ждать у днепровских порогов - в этом случае была бы вторая Полтава. Но Петр полез вперёд, повторив ВСЕ (!) ошибки Карла XII. И, кстати, честно признал это, так и говорил: попал в то же положение, что "брат Карл" под Полтавой. Даже свои Мазепы у него были - два господаря, один из которых был казнён турками, а второй, Кантемир, перебрался в Россию. А движение российской армии к Пруту - это просто ужас, путь, усеянный трупами русских солдат. Ситуация была тяжёлой, но Петру предлагали сжечь обоз, построить войска в каре, артиллерию вперёд - и на турок (которые не знали о ситуации в русским лагере и вовсе не были уверены в победе) - как потом Миних и Румянцев. Не решился.
                    1. +4
                      Вчера, 10:27
                      Петру умные люди предлагали ждать у днепровских порогов - в этом случае была бы вторая Полтава.

                      Любопытно, что в этом случае столицей России на 200 лет мог бы стать Таганрог. Неисповедимы пути Господни….
                      1. +1
                        Вчера, 14:15
                        столицей России на 200 лет мог бы стать Таганрог.

                        Ух ты!Это с чего бы такой неожиданный вывод? laughing Хотя?Зная несбалансированность Петра?*Милый д'Артаньян я допускаю ВСЁ...*. laughing
                      2. +4
                        Вчера, 14:47
                        Да, у Петра I были реальные планы сделать столицей именно Таганрог. Но после Прутского похода этот город и другие земли, завоёванные было после Второго Азовского похода были потеряны. Отвоевали их только при Анне Иоанновне. И Петр начал строить столицу на Балтике. А так - да, очень интересная историческая ветка получалась. Другая интересная альтернативная ветка могла возникнуть, если бы Петр I решил сделать столицей империи завоеванную Ригу. Окрестные земли в этом случае были бы в этом случае полностью русифицированы, никакой Латвии, да пожалуй, и Эстонии, бы не было. Зато на месте Ленинградской области была бы Ингерманландия.
                      3. 0
                        Вчера, 14:54
                        , у Петра I были реальные планы сделать столицей именно Таганрог.

                        Условно,соглашусь,но?Столицы европейских государств,почти все,располагаются вдали от границ.Это ведь не нами придумано?Ну да,Пётр не такой как все,Яму балтийским духом надышаться надо!Вот чем ему была так ненавистна Москва?Детскими,юношескими воспоминаниями?Или тем,что у неё в отличии от Питера(при всём уважении к ленинградцам,но...)действительно была русская душа????В Питере она есть? bullyТаганрог?Ну это из серии *хозяин барин* не более. laughing
                      4. +2
                        Вчера, 15:04
                        Не любил Петр I Москву, а Москва не любила Петра I. Вот замученного им царевича Алексея Москва любила. И в дальнейшем Москва была городом отставных либо опальных вельмож, находившихся в оппозиции к правящему монарху. А правящие монархи династии Романовых - почти всегда злейшие враги предшественников. Екатерина II и убитый Петр III, Павел I и нелюбимая и нелюбящая его мать Екатерина II, Александр I и убитый его сообщниками Павел I...
                      5. 0
                        Вчера, 15:09
                        Не любил Петр I Москву,

                        Что и говорит о некой неадекватности,я понимаю когда провинциалы не любят столичных,это понятно и объяснимо,но?Августейшая особа???Пётр Второй любил столицу,или?Москвичек? laughing
                      6. +3
                        Вчера, 15:23
                        Петр II был очень способным и многообещающим подростком. Воспитатели тщетно пытались обратить на него внимание деда Петра - вот, смотри, какой внук: "ангельски красивый" здоровый, рослый и физически сильный мальчик, знает несколько иностранных языков, мастерски стреляет из настоящих ружей и пушек, кого, какого наследника тебе ещё надо? Давай, расти из него идеального Государя. Но Петр I слишком ненавидел сына, и слышать не хотел об его отпрыске. В результате будущий Петр II рос, как сорная трава, и его воспитанием занимались Долгорукие, обучая охоте, игре в карте и постельным забавам с доступными девицами. И представительница их рода едва не стала российской императрицей.
                      7. +2
                        Вчера, 15:28
                        Петр II был очень способным и многообещающим подростком.

                        И я о том, уважаемый Валерий!Если ты по настоящему велик то высчитывй выгоды и риски будущего!!!А Пётр Второй действительно был судя по всему ярким представителем племени тех *олигархов* с хорошим характером.Жаль.
                      8. +2
                        Сегодня, 10:21
                        Цитата: ВлР
                        И представительница их рода едва не стала российской императрицей.

                        И так три раза lol
                        Не везло в этом смысле Долгоруким)
                      9. +3
                        Вчера, 15:14
                        а Москва не любила Петра I

                        А за,что его безбашенного любить?За ненависть к русским порядкам?К русской одежде?К тем же бородам?За что сейчас ненавидят Сабянина?Я имею в виду настоящих горожан.
                      10. +1
                        Вчера, 15:17
                        Петр I

                        Знаете Валерий?Герой сегодняшней статьи-настоящий РУССКИЙ!При всех недостатках и достоинствах.И да!Выпить любил,что можно взять за достоинство! drinks
                      11. 0
                        Вчера, 15:00
                        Ригу

                        Ригу????
                        *-А,что?Дорогие мои победители?С целью окончательной и бесповоротной победы,не сделать ли нам,дорогие мои маршалы столицей нашей победившей державы славный город Кёнигсберг?С последующим переименованием онного?*И всё это с неповторимым грузинским акцентом.Так? bully
                      12. +1
                        Сегодня, 10:19
                        Цитата: ВлР
                        Окрестные земли в этом случае были бы в этом случае полностью русифицированы,

                        Окрестные земли могли быть полностью русифицированы, если бы Анна отдавала оставшиеся выморочными после Северной войны имения русским дворянам, а не курляндским прихвостням...
                    2. 0
                      Вчера, 14:18
                      Не решился.

                      А знаете уважаемый Валерий?Как-то сегодняшние исторические статьи,Ваша и Самсонова,что называется *легли друг на друга*,есть какое-то сходство,но я бы отнёс это скорее к комментаторам статей.Вам,лично-спасибо! hi
        2. +4
          Вчера, 10:40
          Цитата: ВлР
          Что касается походов в Крым, они были платой за выгодный Вечный мир с Польшей и признание прав Москвы на Киев и Левобережную Украину. Деваться было некуда.

          а походы на Крым при Анне, Екатерине -тоже плата кому-то? Нет, это жизненные интересы самой России, но жуткая организация походов при Софье, привела к страшным потерям в 60 тыс, причем сражений, практически, не было
          1. +2
            Вчера, 10:53
            Привет Олегович, при той организации армии другого быть не могло.
            Именно реформы Петра создали профессиональную армию рекрутского набора, с которой побеждал Румянцев, Миних, Лесли, Суворов и Кутузов.
            1. +1
              Вчера, 11:14
              Цитата: Коте пане Коханка
              при той организации армии другого быть не могло.


              приветствую , Владислав.

              Поляки назвали РПВ 1667 г "Русский потоп", что намекает..

              Многое, всё-таки вернули в результате неё, в отличие от походов при Софье...
              1. +3
                Вчера, 16:48
                [quote]приветствую[/quoteПривет Андрей!Привет мой неколебимый враг по убеждению,но ДРУГ!Знаешь,что меня бесит на сегодняшней истории?То,что в отличии от той,что мы помним оппоненты не берут на себя смелость просто..... УБЕДИТЬ!Тупо минусуют.О чем это может говорить? Снижение интеллектуального потенциала нынешних жителей *ВО*?Грустно,ранее это практиковалось в иных так сказать рубриках.В ,*history* всегда приветствовался,но интеллект!Нет?Вне убеждений.
                1. 0
                  Сегодня, 10:19
                  Цитата: АрхиФил
                  Привет мой неколебимый враг по убеждению

                  нет, ибо мы -"одной крови" (с).

                  Привет!
                  Цитата: АрхиФил
                  не берут на себя смелость просто..... УБЕДИТЬ!Тупо минусуют.

                  да и пусть им, без разницы
                  Цитата: АрхиФил
                  интеллект!Нет?Вне убеждений

                  да.
        3. 0
          Сегодня, 10:15
          Цитата: ВлР
          довольно хорошо организованы, особенно второй, когда дошли до Перекопа - в Европе все были поражены, поскольку Дикая степь считалась непроходимой для регулярных войск. Уже позже при первом походе Петра I к Нарве был жутчайший бардак

          Один вопрос, что ж Голицын при таком "порядке" в бой пойти не решился?
          Или все-таки прав был Посошков описыаая допетровское воинство...
      2. +1
        Вчера, 15:24
        Мое мнение «государь» может быть любым, главное другое, как он печется о пользе и интересах государства.

        Точно???А о благополучии поданных вот ничего,да?Вопрос к сегодня. laughing
        1. День добрый Сергей!
          С монархами в этом плане все проще. Они считали себя помазанниками бога на земле и ответственными за свой народ. Возможность наворовать и свалить не предусматривалась. Наследовали страну дети. Мало кто захочет родной кровушке передать худое наследство. Так что старались.
          Поэтому приходилось о людях думать, либо огребать бунты и разбои своих подданных.
          1. 0
            Вчера, 15:36
            Они считали себя помазанниками бога на земле и ответственными за свой народ. Возможность наворовать и свалить не предусматривалась. Наследовали страну дети. Мало кто захочет родной кровушке передать худое наследство. Так что старались

            Дорогой мой Слава,ну,блин,прочитав ЭТО,готов пустить слезу умиления,вот право!Возьми просто к примеру семью Демидовых,а? Её печальный финал.Повторюсь,но батины деньги это не факт того,что ты умный!!!Рома Ротенберг не даст соврать,право!Вот со всем моим уважением,но....К августейшим?Да к ним это как к никому относится,чёрт побери!
          2. +4
            Вчера, 15:45
            Ну, учитывая, что Алексей Михайлович "огреб" восстание Степана Разина, массовые протесты старообрядцев и три "великих бунта", Петр I - восстание К. Булавина и нарастание противостояния со староверами плюс "почетное звание" Антихриста, Екатерина II - уже даже не восстание, а полноценную гражданскую войну под руководством Пугачева, можно предположить, что думать о людях у них как-то не очень получалось. Или как-то "не так" они о них думали.
            1. +1
              Вчера, 16:13
              Или как-то "не так" они о них думали.
              Ответить
              Цитата

              Валерий ,простите ,но с моими явно не так.Поэтому и власть трудящихся приняли на *ура*.Прадед,так честно говоря и не узнал,но по семейным преданиям служил ярко и смело лесничим у Храповицкого(да,да!того самого)и сгинул в Первой мировой,дед?С ним проще ,родился,воевал в Великой войне,родил батю,умер в те времена когда это звучало гордо.Крепостные?Да,Бог мой,девяносто процентов *ВО* имеют подобные корни.Забыл написать,но после войны переехал в Москву,на *Лавры*,вот и всё.
            2. +1
              Вчера, 17:07
              а полноценную гражданскую войну под руководством Пугачева,
              Это вряд ли,мой друг!Яркий пример непримерения?Это рядом с нами.*Татра* и *Ольгович*.По поводу *Татры* просто не и интересовался,но предки Андрея воевали в Великую вполне себе молодцами.Вот где он уровень того,что мы назовём показателем ?Я к примеру когда мы поймём,что гражданская война завершена,но?Мы к моему великому сожалению помним и это :*Ах,ты сволочь владимирская!*А это простите,14-век!! Будь проклята память человека!
            3. +2
              Сегодня, 09:39
              Я еще в детстве прочел Чапыгина "Разин Степан" и "Гулящие люди", после чего очень изумлялся, почему Алексей Михайлович у нас "Тишайший"?
              Впрочем, и почему Иоанн IV стал "Терриблем" вопросов еще больше.
              Самый "тишайший" оказался благоспасенный Иваном Сусаниным Миша Романов, эдакий очень побочный росточек "от Рюриковичей". Что впрочем в русле общемировой тенденции - далеких уже от Каролингов и Капетингов Валуа сменили Бурбоны, а в Англии в династию Виндзоров вообще черти кто забрался.
              Но что интересно - именно эти государства рванули вперед по сравнению с династически закосневшими Испанией и СРИ.
              1. +1
                Сегодня, 10:32
                Цитата: faterdom
                почему Алексей Михайлович у нас "Тишайший"?

                Как раз на фоне Ивана Васильевича с Борисом Годуновым, а так же младшего сына.
                А так да, и дрался и бороды ближним боярам драл и реформы проводил.
                Цитата: faterdom
                Миша Романов, эдакий очень побочный росточек "от Рюриковичей"

                Ни в каком месте он себя так не позиционировал.
                Цитата: faterdom
                далеких уже от Каролингов и Капетингов Валуа сменили Бурбоны

                От Каролингов да, но и Валуа, и Бурбоны - прямые потомки по мужской линии не то что Гуго Капета, но Людовика Святого.
                Цитата: faterdom
                Но что интересно - именно эти государства рванули вперед по сравнению с династически закосневшими Испанией и СРИ.

                Строго говоря, в Испании тоже Бурбоны. (После войны за Испанское наследство)
                Дело не в персоналиях, а в капитализме, который в Англии наступил гораздо раньше, чем в континентальной Европе и Ламанше, надежно отгородившим Британию от соседей. У Нидерландов такого барьера не было...
          3. 0
            Вчера, 16:04
            С монархами в этом плане все проще.

            Словом мой друг?А дальше ....по истории.
          4. +2
            Сегодня, 10:23
            Цитата: Коте пане Коханка
            С монархами в этом плане все проще. Они считали себя помазанниками бога на земле и ответственными за свой народ.

            Вот бы Людовик, сказавший - после нас хоть потоп - удивился)))