Беспилотник в колесе: израильский Robotican Rooster

18 470 15
Беспилотник в колесе: израильский Robotican Rooster
БПЛА Rooster с дополнительным прибором сверху корпуса


Израильская компания Robotican, Ltd. несколько лет назад предложила и реализовала оригинальную концепцию разведывательного беспилотного летательного аппарата. Её изделие «Тарнеголь» или Rooster имеет особую конструкцию, которая позволяет ему летать по воздуху и ездить по земле. За счёт таких возможностей БПЛА, работая самостоятельно или в группе, могут решать более сложные задачи.



Новая концепция


Компания Robotican, Ltd. была основана в 2019 г. и работает в индустриальном парке Омер на юге Израиля. Она занимается разработкой и выпуском беспилотных авиационных систем лёгкого класса. Также компания предлагает различные компоненты для БПЛА и аппаратуру для борьбы с ними.

В 2014 г. «Роботикэн» начала проектирование оригинального беспилотника, способного перемещаться по воздуху и по земле. На первом этапе этот проект получил название «Эйбол». Несколько лет ушли на проработку основных решений, изготовление и испытания опытных образцов. По некоторым данным, на этом этапе проект получил поддержку министерства обороны Израиля.

Осенью 2023 г., после крупномасштабной атаки со стороны ХАМАС, израильская промышленность ускорила разработку и производство новых образцов вооружения и техники. Компания Robotican не стала исключением и вскоре завершила работы по перспективному БПЛА. К началу 2024 г. аппарат поступил в серийное производство.

Вероятно, за время разработки проект претерпел серьёзные изменения, из-за чего его переименовали. Сейчас БПЛА предлагают заказчикам под названиями «Тарнеголь» и Rooster («Петух» на иврите и английском).


Аппарат на службе


В июле 2024 г. стало известно, что новый многоцелевой БПЛА поступил на вооружение армии обороны Израиля и даже применяется в реальной военной операции. Израильские СМИ рассказали об использовании такой техники, а также опубликовали ряд фотографий и видео.

Утверждается, что «Тарнеголь» поступил на вооружение АОИ практически одновременно с началом боевых действий в Секторе Газа осенью 2023 г. Эта техника используется различными спецподразделениями, работающими непосредственно в зоне боевых действий.

Основной задачей «Петухов» является разведка местности. Аппараты совершают вылеты в требуемые районы и ведут наблюдение. При необходимости оператор может посадить свой БПЛА для длительного наблюдения с одной позиции. Сбор информации при помощи беспилотников известным образом помогает работе подразделения.

Также придумали и освоили методику группового применения БПЛА. Она позволяет аппаратам работать в сложных условиях застройки или подземелий, где могут быть проблемы с передачей радиосигналов. В этом случае первый беспилотник выходит на выбранный рубеж, совершает посадку и переходит в режим ретранслятора. С его помощью следующий аппарат может пролететь дальше и вести разведку либо стать вторым ретранслятором. В такой цепочке можно использовать несколько БПЛА, и только последний непосредственно решает поставленную задачу.

АОИ закупила неназванное количество «Петухов» и внедрила их в ряде подразделений. В прошлом году она жаловалась на значительную стоимость таких беспилотников — одно изделие стоило десятки тысяч шекелей (1 шекель — ок. 30 центов США). В связи с этим Минобороны и компания-разработчик искали пути снижения цены.


Бойцы и «Петух»

Для уменьшения затрат предлагалось упростить конструкцию, а также нарастить объёмы производства. Кроме того, положительным фактором должны были стать продажи техники за рубеж. В прошлом году сообщалось, что несколько иностранных армий заинтересовались изделием Rooster, и вскоре могут появиться первые контракты.

Беспилотник в колесе


БПЛА «Тарнеголь» / Rooster имеет любопытную конструкцию. По сути, это квадрокоптер с привычным набором устройств, помещённый внутри большого колеса. Такая архитектура позволяет беспилотнику не только летать, но и ездить, а также защищает его от некоторых внешних воздействий.

Основой аппарата является компактный корпус, вмещающий аппаратуру управления и необходимые приборы. По бокам на нём имеются стрелы с винтомоторными группами, а снизу подвешивается аккумуляторная батарея. Кроме того, на бортах корпуса предусмотрены дополнительные стрелы с втулками колеса.

Агрегат-колесо состоит из двух спицованных боковин куполообразной формы и нескольких перемычек между ними. При сборке они образуют своего рода цилиндрическую клетку, внутри которой находится корпус и все прочие агрегаты. Колесо-клетка свободно вращается на своей оси.

Общая ширина «Петуха» в рабочем положении не превышает 400 мм, диаметр колес — 316 мм. С базовым набором оборудования БПЛА весит 1,62 кг. Полезная нагрузка — 300 г.

БПЛА получил систему дистанционного управления, работающую на частотах 2,3, 2,4 или 2,5 ГГц. Предусматривается режим ретранслятора. В базовой комплектации аппарат оснащается компактной оптико-электронной станцией с дневной и ночной камерами на подвижном подвесе. Имеются диодные фонари видимой и инфракрасной подсветки. Беспилотник может передавать видеосигнал в HD-качестве.


БПЛА в воздухе

Предусматривается установка дополнительных приборов. Это могут быть газоанализаторы нескольких моделей, тепловизор и т.д. Также разрабатывается лёгкая боевая часть, превращающая беспилотник в барражирующий боеприпас. Такой вариант БПЛА носит название «Тарнеголь Нефец».

Беспилотник способен совершать горизонтальный полёт, висеть и т.д. В этом отношении он не отличается от квадрокоптеров традиционной конструкции. Лётные характеристики аппарата не раскрываются.

Для движения по земле «Тарнеголь» должен сесть и использовать винтомоторные группы на малых оборотах. БПЛА не сможет взлететь, но тяги винтов хватит для перекатывания при помощи колеса. В этом случае аппарат движется с небольшой скоростью и не может маневрировать. Для поворота он должен взлететь, выполнить необходимый разворот и снова опуститься на поверхность.

Компания-разработчик сообщает, что типовая миссия БПЛА Rooster с использованием одного аккумулятора может продолжаться до 60-90 минут. При этом обеспечивается висение в течение всего 12 минут или «поездка» до 30 минут. Реальная продолжительность работы зависит от ряда факторов, таких как соотношение времени перемещения разными способами, висения и т.д.

Для транспортировки изделий Rooster предлагается специальный ранец. Оператор переносит в нём пульт управления, один собранный и готовый к работе БПЛА, а также два частично разобранных. Подготовка аппарата к вылету занимает около минуты.


В двух классах


Беспилотные летательные аппараты лёгкого класса давно и прочно заняли свое место в вооружённых силах разных стран. Они решают задачи разведки и используют аппаратуру разных типов. Кроме того, такие БПЛА становятся носителями небольших боеприпасов. Параллельно развиваются и получают распространение наземные робототехнические комплексы. Эта техника работает иначе, но должна выполнять практически те же задачи. Наземные РТК могут вести разведку и собирать данные, а также атаковать противника.

Изделие Rooster / «Тарнеголь» от компании Robotican, Ltd. находится на стыке двух классов техники. По задумке создателей, оно должно было получить основные преимущества беспилотных систем разного рода. Действительно, получившийся аппарат способен летать и решать задачи в воздухе, а также стоять или перемещаться по земле, экономя энергию или получая иные возможности.

С точки зрения общей концепции и заложенных возможностей проект Rooster выглядит интересно. Также заявлены достаточно высокие тактико-технические характеристики и широкие рабочие возможности. За счёт встроенного и сменного оснащения такой БПЛА способен выполнять те или иные задачи разведки и наблюдения.

К настоящему времени Rooster / «Тарнеголь» поступил на вооружение АОИ и, как сообщается, заинтересовал зарубежные страны. Однако все результаты испытаний и реального применения пока остаются неизвестными. Возможно, в ходе эксплуатации беспилотника возникали некие затруднения или проявлялись ограничения. Тем не менее, никто не собирается раскрывать такую информацию.

В то же время, сам факт принятия на вооружение спецподразделений, регулярно ведущих боевую работу, указывает на высокий потенциал беспилотника. Возможно, положительный опыт АОИ поможет достижению дальнейших коммерческих успехов. Кроме того, удачная конструкция привлечёт внимание конкурентов, что приведет к появлению аналогов.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    10 июля 2025 05:13
    Как баражирующий боеприпас, учитывая малую грузоподъемность ,дороговат получится.
  2. +1
    10 июля 2025 05:15
    Идея любопытная, к тому же меньше риск запутаться в сетях или ветках деревьев.
    1. +1
      10 июля 2025 20:51
      Цитата: Наган
      Идея любопытная, к тому же меньше риск запутаться в сетях или ветках деревьев.

      По моему наоборот. Зацепится спицами за ветки раз плюнуть. Особенно когда по земле катится, все лежащие веточки его будут.
      1. +2
        11 июля 2025 06:14
        Израиль же...для пустыни самое то
        1. 0
          21 августа 2025 02:36
          Цитата: Попуас
          Израиль же...для пустыни самое то

          Да, был в Израиле. Каменистый грунт. Есть только посаженных и выращенные руками евреев деревья вдоль дорог (особенно вдоль "дороги смерти" ТельАвив-Иерусалим), естественной растительности почти нет. Не для нашей "средней полосы".
  3. +2
    10 июля 2025 05:38
    Ну вот и конец мультикам. В Израиле "Робоцып" мобилизовали.
  4. -1
    10 июля 2025 05:45
    типовая миссия БПЛА Rooster с использованием одного аккумулятора может продолжаться до 60-90 минут. При этом обеспечивается висение в течение всего 12 минут или «поездка» до 30 минут

    Это не серьезно!
    1. 0
      10 июля 2025 10:20
      Цитата: severok1979
      Это не серьезно!

      Вы ошибаетесь! Это же сами евреи изобрели, а это значит, что создана очередная вундервафля с неисчерпаемым как Тора потенциалом использования и развития!
      1. +1
        10 июля 2025 12:18
        что они изобрели, конструкцию, систему?
        подобное в кружках юного техника делали во времена СССР.
        1. -2
          10 июля 2025 19:59
          и как? Эти поделки проходили полный цикл испытаний, доводились до промышленного производства?
  5. +1
    10 июля 2025 06:09
    Не, это неинтересно.
    Я-то подумал, увидев форму, что это циклолёт, а тут обычные винты. =_=
  6. +1
    10 июля 2025 09:07
    Интересная штука получилась. Колёса скорее всего из титана варят. Насчёт лётных качеств - вероятно они невысокие, но для перелёта препятствий вполне годятся. А так, по пустыне гонять - самое то. Подумалось, что разработчиков вдохновляло "перекати-поле". Самое узкое место у них - должно быть маневрирование. Им бы серво- привод маломальский на колёса сделать - не для езды, а для разворота на земле.
  7. +1
    10 июля 2025 13:25
    Все что ни делается в развитии техники - плюс. Евреи, видимо, для своего театра военных действий придумали - заглянуть в соседний квартал, понаблюдать с крыши или за забором, пролезть в щель в развалинах. Пара поколений в развитии идеи и может дельная вещь получиться.
  8. +1
    10 июля 2025 15:54
    Внешний вид интересный,но он заметен,а значит уязвим.
  9. 0
    11 июля 2025 04:33
    Абсолютно верная идея, но колёса лишние. Вполне достаточно, если аппарат после первой посадки сможет пару раз вспорхнуть для смены позиции. на десяток другой метров максимум.
    .
    Колёсная техника летать не должна.