Истребитель «два икса»: в США не могут разобраться, как на авианосце в перспективе разместить самолёты 6-го поколения и ведомые дроны

11 040 31
Истребитель «два икса»: в США не могут разобраться, как на авианосце в перспективе разместить самолёты 6-го поколения и ведомые дроны

Илон Маск, создающий «работоспособную» третью партию в США, одним из направлений для критики действующей системы власти избрал «священную корову» - расходы на американский ВПК. При этом сам Маск не против больших военных затрат, но считает, что американский военный бюджет раздут из-за «неэффективных проектов». К таковым он относит проект пилотируемого истребителя нового поколения, а также проект перспективного пилотируемого стратегического бомбардировщика.

В недавнем прошлом друг Трампа и член его администрации, Маск заявил о том, что американских налогоплательщиков заставляет потратить 1 трлн долларов на разработки в рамках пилотируемой авиации, когда военная тактика и стратегию движутся в сторону увеличения объёмов использования беспилотников.

Напомним, что на днях конгресс США вернул статью расходов о разработке палубного истребителя 6-го поколения. Первоначальная стоимость разработки оценивается в 1,4 млрд долларов. Но это, по американским меркам, «ни о чём», и итоговая сумма, безусловно, будет больше.

Описание целесообразности от заказчиков разработки:

Это дополнительное финансирование позволит ВМС США заключить контракт с промышленностью на поставку ударных истребителей 6-го поколения F/A-XX. Ударный истребитель 6-го поколения ВМС США является важнейшим компонентом как будущей авианосной ударной группы (CSG), так и авиационного крыла будущего.

Истребитель «два икса» пока является «очень тёмной лошадкой», потому что и сами ВМС США не могут определиться с тем, чем конкретно он будет отличаться от истребителя пятого поколения F-35. Один из упоров – «он должен стать воздушным пунктом управления для дронов».

Маск, вроде как, тоже за развитие дронов, но тут возникает новая проблема. Получается, что после введения «двух иксов» в строй американские авианосцы должны быть рассчитаны не только на их размещение, но и на размещение тех самых беспилотников, который с борта F/A-XX будут управляться. И пока в США нет чётких параметров соотношения «пилотируемый самолёт – ведомые дроны», нет чёткой «геометрии» пространства размещения на борту авианосца, а потому места может банально не хватить. Зато в бюджете уже фактически есть 1,4 млрд долларов на то, чтобы «над этим вопросом поразмышлять». А если не хватит, напечатают ещё - не привыкать.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    10 июля 2025 07:55
    Не напечатают, но займут. Печатают в Гвинее к примеру, где миллион местных денег равен что то около 50 евро (по памяти)
    Америка, то есть США, погрязла в долгах. А это не печать денег.
    ..
    А так то,что где и как разместить, инженеры порешают. Бо это задача для инженеров, а не для политиков.
    1. -1
      10 июля 2025 23:20
      Напечатают. А китайцы обеспечат товарным и сырьевым наполнением напечатанные доллары. Ибо дефицит внешней торговли - экспорт своей инфляции.
  2. Комментарий был удален.
  3. +1
    10 июля 2025 08:15
    не наша проблема , у нас вообще нет авианосцев . будем жить без них.
    1. -1
      10 июля 2025 08:24
      У нас есть (на данный момент в ремонте) тяжёлый авианесущий крейсер.
      1. +1
        10 июля 2025 08:36
        ну это другое !!! и вопрос от сапога : как давно стоит в ремонте и когда по плану он выйдет из ремонта ?
        не изменится ли карта мира и потребности армии к моменту выхода в море ?
        1. -1
          10 июля 2025 12:15
          Цитата: реалист
          когда по плану он выйдет из ремонта ?

          Да давно уже вышел бы , модернизация практически завершена , как и на "Нахимове" . Только СВО - война сухопутная и деньги идут на нужды сухопутные и авиационные . "Кузнецовыми" по сути давно на ходовые пора и доводка в ходе испытаний после модернизации , но Флот наш последнее время в море особо не ходит . А если учесть что "Кузнецову" надо и авиакрыло срочно обновлять - вместо старых Су-33 заказать ещё один полковой комплект МиГ-35К\КУБ . И вертолёты ДРЛОиУ . А это расходы и загрузка флотскими нуждами производственных мощностей . Так что чисто из за организационных и военно-политических причин выйдет он на ходовые и вступит в строй после СВО . А вот "Нахимов" вроде уже на них - на ходовых . Ему авиакрыло новое строить не надо .
          Цитата: реалист
          не изменится ли карта мира и потребности армии к моменту выхода в море ?

          Опять про угрозу БЭК и БПЛА ? Так это у танков проблема . А у кораблей всё куда консервативней - основным кораблём всех нормальных флотов останутся эсминцы и "большие фрегаты" . Ну и крейсера у тех кто побогаче - как ядро ПВО корабельного соединения . А БЭК и БПЛА для полноценного боевого корабля просто лёгкие , ну иногда неприятные цели . Корабли с известной эффективностью и от торпед отбиваться умеют , а БЭК ... это даже не торпеда , и цель на порядок более лёгкая чем низколетящая дозвуковая ПКР . На корабли не просто , а очень просто установить модули боевых лазеров для борьбы с лёгкими разведывательными и ударными дронами , место найдётся и на корабле всегда избыток электроэнергии . Так что сами корабли никуда не денутся и особо не переменятся , а вот оснащение , собственные БПЛА на борту , в т.ч. и подводные , ну и постоянное совершенствование корабельных боевых систем . Флот у нас строить опять собираются , главное СВО закончить , и чтоб новая Антанта на нас войной не собралась . А она собирается .
          1. -1
            10 июля 2025 12:51
            понятно , или когда рак на горе свистнет или после дождичка в четверг . денег на флот не хватает , отставание нашего флота растет ?
            1. -1
              10 июля 2025 13:28
              Бюджет государственный , это всегда тришкин кафтан - чтоб где-то пришить надо где-то отрезать . СССР во время ВОВ тоже Флот не строил . А в РФ хоть потихоньку , но строится . ПЛА на воду спускаются и в строй вступают вполне ритмично . Застрявшие на стапелях фрегаты надо достроить (прежний бюджет-то "эффективное" руководство ОСК разворовало с лихвой - ещё и кредитов нахваталось выше крыш , и тоже разворовало) , и вроде как достраивают . В этом году обещают один из застрявших сдать ... может быть . Даже УДК в Керчи и Калининграде строят потихоньку . Посмотрите на Мантурова и поймёте почему ... настолько потихоньку .
              1. 0
                Сегодня, 08:58
                этот сипатый конечно знатный управленец , видел я его .
      2. 0
        10 июля 2025 08:50
        Его уже скоро десять лет, как ремонтируют. Ещё немного, и спишут на металлолом.
      3. KCA
        -2
        10 июля 2025 09:16
        Крейсер он только потому что через проливы Турция запретила проход авианосцам и кораблям с ЯСУ, поэтому поставили вооружение, назвали крейсер, и дизельный
        1. -2
          10 июля 2025 12:22
          Цитата: KCA
          и дизельный

          Котлотурбинная установка у него . Так что "Кузя" - пароход в самом прямом смысле слова . Как и "Сарычи" , как и "Адмирал Нахимов" , как и все наши ПЛА . Ибо у них хоть котлы и ядерные , но всё-равно паровые и пар на турбины подают .
          И нет уже у "Кузнецова" ПКР в подпалубных ПУ . Возможно\скорей всего демонтировали их нафиг , чтоб место было ещё для пары самолётов . И он теперь авианосец без всяких там крейсерских добавок . Ему сейчас авиакрыло обновить - вместо старых Су-33 новые МиГ-35К\КУБ , раз МиГ-35С таки к серии готовят или уже запустили . Иначе зачем нам авианосец без нормальных палубных истребителей ?
      4. 0
        Вчера, 11:54
        Нууу как сказать
        «Известия» узнали о приостановке ремонта авианосца «Адмирал Кузнецов»
        11 июля 2025 от Плугина Ирина, Наталия Анисимова
        Эксперты допустили, что «Адмирал Кузнецов», который был спущен на воду в 1985 году, могут списать и отправить на утилизацию. Крейсер встал на ремонт в 2018 году после возвращения из Средиземного моря
        Минобороны может отказаться от восстановления авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», который стоит на ремонте на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске с 2018 года после участия в российской военной операции в Сирии. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на источники.
        По данным издания, ремонт и модернизация корабля приостановлены, а вопрос о его дальнейшем будущем должен быть решен в ближайшее время. Представители Главкомата ВМФ и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), которой принадлежит судоремонтный завод, обсуждают, есть ли смысл возвращать единственный авианосец в боевой состав флота.
        Бывший командующий Тихоокеанским флотом Сергей Авакянц считает отказ от продолжения работ оправданным. По его словам, классические авианосцы теряют актуальность из-за высокой уязвимости и затратности, уступая место беспилотным системам. «Адмирал Кузнецов», по его мнению, может быть списан и утилизирован.
        При этом в действующих стратегических документах, в том числе в «Основах государственной политики в области военно-морской деятельности до 2030 года», предусмотрено наличие авианосного соединения как на Северном, так и на Тихоокеанском флоте.
        Военные эксперты расходятся во мнениях. Капитан 1-го ранга Василий Дандыкин настаивает на необходимости авиационного прикрытия в дальней морской зоне и указывает, что Китай и Индия активно развивают свои авианосные программы. Аналогичной позиции придерживается и Илья Крамник из Центра стратегического планирования ИМЭМО РАН. По его мнению, флоту нужен собственный аэродром в море, а это требует наличия авианесущих кораблей. В то же время Крамник признает, что «Кузнецов», который был спущен на воду в 1985 году, а в 1991 году введен в эксплуатацию, сильно устарел.

        https://www.rbc.ru/rbcfreenews/687081909a7947fc18b35c5d?utm_source=twitter&utm_medium=social&utm_campaign=preview&s=35
    2. KCA
      0
      10 июля 2025 09:13
      Так а оно нам надо? будем америгу завоёвывать? У нас задача свои границы охранять, а не болтаться по морям и окиянам всем грозя, построим авианесущие корыта и будем от Охотского моря до Балтики их гонять? Смысл есть? а?
      1. 0
        10 июля 2025 09:19
        смысл есть в нем или нет -вопрос к разработчикам военной доктрины российской федерации, я только сам сомневаюсь в необходимости для россии авианосцев , нам бы просто эсминцев наклепать достаточное количество.
        1. -2
          10 июля 2025 12:41
          А как нашим КУГ в дальней морской и океанской зонах боевую устойчивость от авиации и КР противника на ПМВ обеспечивать ? Кузнецов (адмирал , главком ФМФ) после войны хотел авианосцы строить . И Сталин их строить собирался , проекты готовили (кстати шикарные были проекты) , катапульты и аэрофинишеры разрабатывали , штурмовик какой шикарный с соосным винтом для авианосца сочинили , ГЭУ для него на новых линейных крейсерах (тех что Хрущ недостроенными порезал на металл) отрабатывали ... Роскошные ГЭУ между прочим , на 280 000 л\с . Это гораздо больше чем у линкоров серии "Айова" и у даже у атомных авианосцев США . И ВИ советских авианосцев должно было быть (стандартное !) 80 000 т. А потом пришел Хрущ с топором и кучу новейших недостроенных кораблей океанского класса на стапелях и достройке , порезал . Ересь хрущёвская долго преодолевалась , но в 70-х поняли таки что бех авианосцев никуда , и начали ... хоть и через задний проход , но "авианосцы" с СВВП строить . А наигравшись и с ними заложили серию уже нормальных , полноценных и даже атомных - два типа "Кузнецов" и четыре типа "Ульяновск" . И построили бы . И первые недоавианосцы типа "Киев" модернизировать собирались - под новые сверхзвуковые СВВП или вовсе в нормальные , как "Викромадитью" для индусов . К началу 00-х имел бы СССР не менее десяти полноценных авианосцев . С самолётами ДРЛОиУ Як-44 , с экзотичными Су-47К на палубах атомных "ульяновсков" .
          Но построить полноценный Флот России всякий раз не давали . устраивая очередные революции , войны , перевороты и кризисы . И чтоб больше не мешали всего-то надо Англию потопить . И настанет на планете Мир , Красота и Гармония .
          1. -1
            10 июля 2025 12:54
            так вы по=ро СССР , а его уже нет ! меня интересует современная российская ситуация !
            1. -2
              10 июля 2025 13:35
              Я про то , что и при СССР Флот строился с кульбитами .
              "Флот строится долго" . Потому и планировать его строительство нужно в долгую - составлять перспективные планы на 20-30 лет вперёд . И чтобы выдерживать эти планы нервы и Вою надо иметь железные .
              Планы строительства Флота 2008 г. были очень неплохие . Если бы они выдерживались . Пока они выполняются боле-мене ритмично лишь в строительстве ПЛА . Мы строим и вводим больше чем США , и больше чем Китай . С ремонтом и модернизацией дела идут похуже , но тоже идут .
              Цитата: реалист
              так вы по=ро СССР , а его уже нет !

              Учиться надо на примерах и ошибках своих предков и своих врагов .
          2. -2
            10 июля 2025 18:09
            с экзотичными Су-47К

            Это, конечно, интересно. Я слышал, что "Беркут" заинтересовал флотских укороченным разбегом и большей взлётной тягой. Но его же так и не допилили. На сверхзвуке у него там проблемы с тряской и выгибом крыла вроде начинались?
            Я интересовался одно время Су-47. Из него бы вышел прекрасный дозвуковой штурмовик - сверхманёвренный (чего нет у штурмовиков) и с хорошей загрузкой вооружением. И проблемы сверхзвука не нужно было бы решать.
            Но палубнику, всё же, нужен сверхзвук, чтобы успешно противостоять истребителям противника.
            1. -1
              10 июля 2025 19:28
              Вы даже не представляете себе что из себя представлял Су-47 в задумке . Во первых его скорость планировалась на уровне не ниже 2М , обратную стреловидность видели все , про внутренние отсеки вооружения уже не все , а вот в том , что для него проектировался не просто уникальный , но и весьма экзотический двигатель , слышали не многие . Ибо двигатель должен был быть ОДИН , но это должен был быть "двигатель Лебедева" . Лебедев делал двигатели , трансмиссию и турбины нагнетания для судов на воздушной подушке . Вот эту концепцию и решили использовать для получения сверхэкономичного двигателя , причём т.н. "трёхконтурный" для сверхзвукового полёта в крейсерском режиме на большие расстояния . ВВС покрутили пальцем у виска и сказали что им такой экзотики не надо (уж больно мудрёно) , а вот ВМФ заинтересовались - для своих будущих атомных супер-авианосцев "Ульяновск" . Им нужен был сверхзвуковой бомбардировщик с Большим боевым радиусом и очень хорошими взлётными характеристиками . Это был в задумке именно бомбардировщик . Или если угодно ИБ .
              Особенность двигателя Лебедева в том , что за основу брался перспективный двигатель Р-279В-300 (13 000 кг.с. на максимале , 18 500 кг.с. на форсаже) , который готовили для перспективного СВВП Як-201 (5-е поколение , "стелс" , внутренние отсеки , всё как у F-35В , только гораздо раньше) . Делался Р-279В-300 на основе Р-79В-300 , который уже стоял на Як-41 .
              От вала отбора мощности через две червячные передачи (справа и слева) крутящий момент передавался на два вентилятора по бокам самого двигателя по двум воздушным каналам и все три потока поступали в одно очень широкое плоское сопло , создавая холодную рубашку горячему потоку и резко уменьшая инфракрасную сигнатуру такого двигателя . В результате расчётная тяга должна была составлять таковую , какую давали бы два обычных однотипных двигателя Р-279В-300 . Получалась огромная экономия топлива (а это боевой радиус) и возможность достижения высокой сверхзвуковой скорости без включения форсажного режима .
              Одним словом - мечта милитариста , но реализованная на достаточно сложных и рискованных технологиях . Такого ещё не делал никто . До сих пор .
              Ну и обратная стреловидность давала б0льшую подъёмную силу , чем обычное стреловидное крыло такого же размаха и площади . И да - обратная стреловидность давала лучшую маневренность на около- и трансзвуковых и малых сверхзвуковых скоростях , примерно на 15-20% по сравнению с крылом обычной стреловидностью . Это уже было бы как бонус , ибо бомбардировщику вести маневренные бои на виражах никто не предписывал .
              На момент распада Союза ни Р-279В-300 , ни соответственно двигатель Лебедева готовы не были . А финансирование программы прекратили . Чтоб не пропадать заделу КБ Сухого решило за свой счёт сделать демонстратор в двухдвигательном исполнении , а двигатели взяли от МиГ-31 . Так появился тот самый концепт-демонстратор , на котором отработали как всю конструкцию\планер целиком , так и оценили поведение крыла ОС на всех возможных режимах . Расчётная максимальная\предельная для такого типа крыла скорость подтвердила расчёты - более 2М развивать с таким крылом было рискованно , преимущества на взлёте , посадке и виражах - тоже . Так же были отработаны внутренние отсеки вооружения и новый тип рулей высоты хвостового оперения , которые назвали "ласты" . Сейчас такие "ласты" будут на Су-75 .
              Кручение крыла и тряска по этой причине , но проблему решили увеличив жесткость крыла . Критической эта особенность не стала .
              Но ! Появление двигателей с УВТ позволил добилься даже лучших характеристик маневренности у самолётов обычной схемы . Поэтому больше к обратной стреловидности не возвращались .
              Цитата: DirtyLiar
              Из него бы вышел прекрасный дозвуковой штурмовик - сверхманёвренный (чего нет у штурмовиков)

              Это вы просто не видели как Су-25 в небе выделывается . У него маневренность на уровне , если не лучше , чем у МиГ-29 , который в те времена был самым маневренным истребителем в Мире . Но Су-47 замышлялся как бомбардировщик , или на худой конец - истребитель-бомбардировщик . Носитель ядерного оружия . ПКР и КР .
              Не знаю каким \ насколько хорошим он бы получился , но то что эта экзотика могла вполне поступить на вооружение Палубной Авиации ВМФ СССР , сомнений не вызывает . . . Тогда много очень интересных проектов было в работе . Некоторые из них сейчас постепенно реализуются . hi
              1. -1
                Вчера, 01:16
                Ну, по заявлениям КБ, на данный момент проект Су-47 является своеобразной лабораторией, на которой тестируются различные фишки, которые потом внедряют в другие проекты.
                1. 0
                  Вчера, 08:45
                  Ну а чего большому самолёту зря пропадать , КБ его на свои деньги строило . Вот и отрабатывают на нём элементы БРЭО . Тут и экономия , обычно такие лаборатории на базе гражданских самолётов делают . В своё время на разных авиашоу он неизменно фурор производил своим экзотическим видом .
  4. +1
    10 июля 2025 08:22
    Авианосец - не резиновый. Соответственно, со временем увеличение и габаритов ЛА/БПЛА, и численности ЛА/БПЛА неизбежно станет ощутимой проблемой. Соответственно, есть задачи, лежащие вне плоскости финансирования.
  5. Комментарий был удален.
  6. 0
    10 июля 2025 08:34
    Два бизнесмена на одном поле сошлись? "корову" делят?...
    1. -1
      10 июля 2025 12:54
      Маску на Марс лететь охота , а денег не дают ... разбушевался .
      А может это просто шоу по рэслингу - с показными оскорблениями и драками по договорённости . Но новая партия США точно не повредит - веселей будет .
  7. -2
    10 июля 2025 08:37
    Маск, вроде как, тоже за развитие дронов, но тут возникает новая проблема. Получается, что после введения «двух иксов» в строй американские авианосцы должны быть рассчитаны не только на их размещение, но и на размещение тех самых беспилотников, который с борта F/A-XX будут управляться.

    Для ВС РФ стоит задача по уничтожению Авика янкесов вооружениями, не входя в зону поражения.
  8. -2
    10 июля 2025 08:37
    Прочитал.
    Ну, что сказать...
    Думаю, если бы они замутили три икса, то... оно бы быстрее окупилось.
    "Клубничка" всегда хорошо продаётся... Это все знают. feel
  9. -1
    10 июля 2025 08:39
    Они не знают и не оч понимают что такое эксплуатация пятого поколения … но ведь это скучно … «а не замахнуться ли нам на нашего Уильяма Шекспира» вместо отработки … и начинается дискуссия про шестое поколение (критерии не сформированы если что) … уводя тему от текущего
    Фантасты мать их нехай
  10. Комментарий был удален.
  11. -2
    10 июля 2025 09:25
    Илон Маск, создающий «работоспособную» третью партию в США, одним из направлений для критики действующей системы власти избрал «священную корову» - расходы на американский ВПК
    Закусил удила, и хочет пободаться с трампом?
    1. -1
      10 июля 2025 12:57
      Цитата: a.s.zzz888
      Закусил удила, и хочет пободаться с трампом?

      Хочет на Марс улететь , а его не пускают - денег не дают . Всё на вооружения да на экономику ... а ему летать охота . Солнечную Систему осваивать .
  12. -2
    10 июля 2025 09:33
    Маск, вроде как, тоже за развитие дронов, но тут возникает новая проблема.

    Подход Маска понятен, зачем нужна связка пилотируемы самолет-дрон, если можно просто дрон, исключив из этой схемы пилотируемый самолет. Т.е. в первом случае оператор на борту самолета управляет дроном, а во втором дрон управляется человеком находящимся далеко от места размещения дрона посредством спутниковой связи. Это уже можно делать через Starlink, при том, что группировка состоит всего из 30% запланированного количества. И он тут совершенно прав. Но касаемо В-2 тут такая схема не сработает. В-2 самолет апокалипсиса, его предназначение уничтожение вражеских бункеров ПОСЛЕ начала ядерной войны, когда стороны обменялись ударами, при этом не факт, что спутниковая группировка Starlink будет работать.