Туркменистан в Большой игре: взгляд через призму ирано-израильского противостояния

5 437 38
Туркменистан в Большой игре: взгляд через призму ирано-израильского противостояния


Круги на воде


Ирано-израильский конфликт с участием в нем США повысил значимость в Большой игре – воспользуемся терминологией казненного 183 года назад по приказу бухарского эмира британского разведчика А. Конноли – граничащих с названными государствами стран.



Речь в первую очередь о соседях Исламской республики, вследствие ее, в отличие от Израиля, меньшей внутренней устойчивости, о чем шла речь в предыдущей в статье На пороге апокалипсиса, или Чьи интересы США бомбили в Иране.

Социальный взрыв в теократическом государстве, грозящий вылиться в межэтнический и внутриисламский конфликт, может разойтись по региону подобно кругам по воде, затопив постсоветскую Среднюю Азию, в отличие от Пакистана и, судя по всему, жестко контролируемого талибами Афганистана, наименее готовую к потрясениям.

При этом Средняя Азия не просто сфера российских интересов, но в культурно-историческом плане родная для нас земля, да и ее жители не чужие. Достаточно вспомнить: разрушенные землетрясениями Ашхабад и Ташкент восстанавливали всем Союзом.


Советский Ашхабад – отраженный в камне символ дружбы народов СССР

Система образования, производственная база, инфраструктура в среднеазиатских республиках также создавались народами СССР, а вместе с этим происходило взаимообогащение их культур, формирование – увы, не завершенное и исковерканное пещерным национализмом – советского человека в лучшем смысле этого слова.

Разумеется, в рамках данного процесса сохранялась культурно-бытовая идентичность каждого народа, но на едином фундаменте общности государственных интересов и осознания спаянного СССР единства судьбы.

1991-й в этом смысле стал трагедией для державы, искусственно прерванным процессом интеграции народов Советского Союза в единую общность.

Чуть в сторону: мне не раз указывали и на непреодоленный сепаратизм в ряде регионов, и на только внешние в них формы советизации. Не спорю. Однако, когда я говорю о формировании советского человека, то имею в виду не свершившийся факт, а поступательный процесс, к тому же искусственно прерванный.

Что касается постсоветской Средней Азии, то она, вновь подчеркну, не стала чужим для России регионом ни с точки зрения геополитических интересов Кремля, ни в плане социально-бытовых и культурных связей, налаживавшихся десятилетиями.

И Туркменистан здесь занял особое положение, в 1990-е избежав гражданской войны, жестоких, граничащих с геноцидом, гонений в отношении русских – под ними мною подразумевается славянское население в целом – хотя притеснений последним избежать не удалось, но они нашли отражение в правовом поле и в наступившем веке, о чем речь впереди.

В чем секрет туркменской стабильности?

Туркменские 1990-е, или Между Сциллой и Харибдой


Придя к власти – точнее было бы сказать: последняя внезапно свалилась в руки Сапармурата Атаевича, быстро осознавшего себя, с подачи Меджлиса, Туркменбаши – Ниязов не спешил сразу отказываться от завоеваний социализма. Напротив, в 1993-м он ввел систему социальных гарантий для граждан, по его указу был сформирован перечень потребительских товаров и услуг, которые, согласно установленным властью нормам, бесплатно распределялись между населением.


Туркменбаши на одной из ашхабадских улиц; первые годы независимости республики

В перечень входили, по словам историка А. Г. Данкова, бытовой газ, электроэнергия, горячая и холодная вода, отопление, пищевая соль, бензин и дизельное топливо, то есть жизненно необходимые для граждан услуги, отсутствие которых могло привести сначала к социальным, а потом и к политическими протестам.

Что еще важно: Ниязов установил фиксированные цены на целый ряд продовольственных товаров, чем выгодно отличался от соседей, взявших курс на либерализацию цен.

Не сказать, что у республики не было проблем. Но в самые непростые постсоветские годы, когда Т. Юлдашев требовал в Намангане от И. Каримова провозглашение теократии, а в Таджикистане заполыхала гражданская война, Ниязов грамотными мерами сохранил контроль над республикой, мир в ней и не аккумулировал именно в тот период отток русской части сограждан, профессионализм которой был необходим для сохранения страной хотя бы относительной стабильности, экономикой, прежде всего газового сектора, – устойчивости, а армией – боеспособности.

Свою положительную лепту в нивелирование возможности межэтнических конфликтов внесла и местная еще советская историография, постулировавшая, надо полагать – с подачи республиканской власти, не коррелирующий с реальностью тезис о добровольном вхождении туркменских племен в состав Российской империи.

Таким образом, партноменклатура в Ашхабаде, по словам специалиста по Новейшей истории Туркменистана, много лет в нем прожившего, историка и политолога А. А. Казанцева, полагала, что способствует формированию уз дружбы между русским и туркменским народами.

В каком-то смысле семена подобного рода пропаганды легли на добрую почву, не заразив туркмен вирусом русофобии. Во всяком случае, в рядах их интеллигенции не оказалось своей Г. Сафиевой. Под русофобией в данном случае я подразумеваю не кухонную болтовню, а реальные гонения, устраиваемые обезумевшей толпой.

В этой связи не удивительно проведение первой встречи глав среднеазиатских независимых республик именно в Ашхабаде 13 декабря 1991 г., на которой состоялось принятие решения об образовании СНГ – соответствующий документ был подписан спустя неделю в Алма-Ате.


Встреча в Ашхабаде 13 декабря 1991 г. глав Туркменистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана

И тем не менее избежавшую масштабных социальных и межэтнических потрясений республику не минул исход русской интеллигенции, к наступившему тысячелетию существенно снизивший научно-интеллектуальный потенциал Туркменистана. Справедливости ради следует отметить: распад СССР только аккумулировал процесс исхода, но не стал его фундаментальной причиной.

Последнюю следует рассматривать в целом комплексе социально-экономических явлений, происходивших как в СССР в целом, так и в Туркменской ССР в частности.

Приведу на этот счет большую, но значимую в рамках рассматриваемой темы цитату:

Характерной чертой развитого социализма в советской Средней Азии (но не Казахстана), – пишет А. А. Казанцев, – оказалась дезурбанизация, т. е. снижение доли городского населения из-за высокой рождаемости на селе. Так, в Киргизии и Таджикистане доля городского населения стала снижаться уже в 1970-е гг., в Узбекистане и Туркменистане – в 1980-е. Сложившееся огромное аграрное перенаселение сопровождалось массовой скрытой безработицей (от 40 до 65 % населения). Парадокс заключается в том, что в перенаселенной и трудоизбыточной Центральной Азии промышленность, транспорт и вообще развитая городская жизнь в советский период создавались и поддерживались преимущественно за счет миграции в регион высококвалифицированного русскоязычного населения. Россия и ряд других республик, таким образом, выступали в качестве миграционных «доноров». Однако практически во всех республиках Средней Азии и в Казахстане отток русскоязычного населения начался в 1970-е гг.

Таким образом Ниязов скорее поставил точку в процессе оттока, в 2003-м на законодательном уровне отменив для русских жителей республики право двойного гражданства.

Еще через пару лет Туркменбаши вывел свою страну из СНГ, сохранив за ней статус наблюдателя. Но к тому времени власть в его руках была крепка, а оппозиционные настроения не распространялись за пределы кухонных пересудов.

При этом Ниязову не откажешь в своеобразном чувстве юмора. По поводу исхода русских он остроумно заметил:

Сначала уехали золотые головы, потом золотые руки, остались только золотые зубы.

Что касается самих туркмен: городская их часть, вполне урбанизированная в культурно-бытовом плане, в начале 1990-х, надо полагать, с гораздо большим пониманием относилась к переживаниям рязановского Жени Лукашина, нежели к свалившейся на их головы националистической пропаганде.

Однако, почувствовав крепкую почву под ногами, Ниязов принялся разрушать и в самом деле лишенные оснований представления о добровольном вхождении туркменских племен в состав Российской империи. Вот только делал он это топорно, введя, например, ежегодное общенациональное поминовение взятия генералом от инфантерии М. Д. Скобелевым крепости Геок-тепе 1881-м.

Следом появилась «Рухнама» – двухтомный сборник религиозно-этических правил туркменского народа, призванный определять строй его социально-бытовой и культурной жизни, в центре которой становился культ личности Туркменбаши. Он же формально считается автором произведения.

Соответственно, один миф Ашхабадом заменялся другим. Но о «Рухнаме» следует говорить в контексте свойственных туркменам религиозно-этических представлений, немыслимых без упоминания некогда рожденной в песках Аравии религии.

Фактор ислама


Принесенный на острие сабель в пески Каракума арабами ислам – ныне преобладающая в Туркменистане религия. Однако так было не всегда:

В древние времена, – пишут историки В. С Мирзеханов и М. В. Тюльпаков, – на территории Туркмении широко был представлен зороастризм и несторианское христианство, центром которого был город Мерв. В эпоху Сасанидов в Мерве существовала и буддийская община. Европейские переселенцы исповедуют различные направления христианства: русские во времена Империи принесли на туркменскую землю православие (до революции в Ашхабаде было 11 православных храмов), немцы принесли лютеранство, сейчас в Туркмении действуют три изолированные общины: в населенных пунктах Иолотань, Туркменбаши и Серахс, а поляки – католицизм.

В одной из статей говорилось о Юстиниановой чуме и истощивших силы Восточно-Римской империи и державы Сасанидов войнах как о ключевых факторах, позволивших арабам в короткие сроки завоевать огромные территории с гораздо более культурным населением и развитыми богословско-философскими системами.

Это привело к превращению ислама в значительной степени в синкретическую религию. Однако влияние на нее оказывали и народные верования исламизировавшихся народов. Туркмены не стали исключением.

В целом, в культуре туркмен, – пишет А. А. Казанцев, – так же как и среди «евразийских» кочевников, ислам – скорее способ идентификации. Он трудно дифференцируем от различных народных культов, восходящих к тенгрианству, и от шаманизма. В частности, даже в советский период большинство посетителей мечетей составляли живущие в Туркменистане узбеки. В то же время пожилые туркмены молились регулярно, но не в мечетях.


Туркменская глубинка: особый и не сказать, что сильно исламизированный мир

Для нашей темы важно: большинство туркмен исповедуют – причем достаточно номинально – традиционный и лишенный экстремистской составляющей ислам ханафитской школы, о которой шла речь в материале Объединят ли Москва, Кабул и Ташкент усилия в борьбе с джихадистами?

Ни ваххабизм, ни салафизм не получили распространение в светском и религиозно-индифферентном Туркменистане, что и удержало его от падения в омут исламского фундаментализма, куда рухнула часть Узбекистана. Однако сама власть в постсоветский период впала в другую крайность, которая и нашла отражение в «Рухнаме».

Не сказать, что двухтомник отрицает значение ислама в истории туркмен. Наоборот – подчеркивает его значимость. Тем не менее «Рухнама» смещает акцент с ислама на культ личности Туркменбаши и даже, как пишет А. А. Казанцев, почитание первого туркменского президента как пророка. По сути «Рухнама» ставилась на один уровень с Кораном и была введена в обязательном порядке для изучения в школе и вузах.


«Рухнама», запечатленная в мраморе; как говорится – на века

Разбор содержания двухтомника на предмет соответствия в нем изложенного историческим реалиям за пределами нашей темы. Однако нас интересует следующее: в каком-то смысле двухтомник Ниязова, равно как и культ личности его преемника Г. Бердымухамедова, с прижизненными ему памятниками и формами едва ли не религиозного почитания, представляют собой что-то вроде особого пути Туркменистана. В чем это выразилось?

Особый путь


В постсоветский период Туркменистан, как и прочие среднеазиатские республики, оказался на развилке цивилизационного пути. Выбор перед ним был следующий: либо теократия по примеру Ирана, только в отношении Туркменистана – суннитская; либо турецкий путь, некогда начатый Мустафой Кемалем, предусматривающий модернизацию экономики и вестернизацию страны по западноевропейскому образцу.

Учитывая специфику Туркменистана – отсутствие политической роли муфтията в общественной жизни страны, его полная зависимость от светской власти; религиозный индифферентизм населения, более озабоченного в 1990-е решением социально-бытовых проблем, нежели развитием институтов парламентской демократии, – делали оба пути неприемлемыми.

Однако в первые годы правления Ниязова привлекла китайская модель развития. Причина в следующем.

Реформы Дэн Сяопина, успешно продолженные Цзян Цзэминем, в последние десятилетия XX в. уже начали приносить заметные плоды на ниве экономической и социально-бытовой жизни Поднебесной, при этом не затрагивая политическую сферу. Кроме того, Ашхабад планировал привлечь инвестиции из Пекина.

Разумеется, речь шла не о неприемлемом для Туркменбаши принципе сменяемости власти, а о гармоничном сочетании присутствия государства в экономике с рыночными отношениями – баланс, который не удалось найти российской власти в 1990-е, отдав экономику на откуп «эффективным менеджерам».

Ашхабад выбрал иной путь, провозгласив:

Курс на постепенную и поэтапную приватизацию и строительство экономики, – пишет А. Г. Данков, – смешанного типа при жестком государственном регулировании. При этом сохранялся контроль правительства над ключевыми предприятиями и отраслями экономики.

Однако китайская модель в рамках туркменских реалий не сработала.

Основная причина, – отмечает А. А. Казанцев, – заключалась как раз в их неготовности создать достаточную степень открытости экономик, гарантированности прав собственности и транспарентности административно-политических процессов.

То есть найденный Пекином баланс между госрегулированием и частной инициативой, взаимовыгодным форматом отношений между властью и бизнесом Ашхабад не обрел – может быть, именно в силу авторитарного характера управления, что существенным образом тормозило работу социальных лифтов, механизм которых как раз весьма эффективно действовал в Китае. Да и собственная бизнес-элита в стране только формировалась.

В этой ситуации Ниязов решил сделать ставку на превращение республики в подобие азиатской Швейцарии. Основания для подобных планов лежали в следующем:

Относительная стабильность, – пишет А. Г. Данков, – экономики в первые годы независимости во многом определялась участием Туркменистана в экспорте газа в Европу, для чего ему была выделена специальная квота (11,5 млрд м3 в 1992 г. и 8,2 млрд м3 в 1993 г.). Квоты давали стране ежегодно значительный объем денежных средств, который позволял закупать продовольствие и основные товары народного потребления.


Будущее Туркменистана

Приносимые от экспорта газа доходы стимулировали Туркменбаши на принятие амбициозной программы под названием «Десять лет благополучия». Что из этого вышло и как складывались отношения Ашхабада на исходе прошлого и развиваются в наступившем тысячелетии с ведущими региональными и мировыми игроками – поговорим в следующем материале.

Использованная литература
Данков А.Г. Развитие экономики Туркменистана в первые годы независимости (1992-1998 гг.)
Мирзеханов В.С, Тюльпаков М.В. Туркменистан и исламский мир
Мирзеханов В.С, Тюльпаков Потенциал и перспективы современных туркмено-китайских отношений
Тюльпаков М.В. Изменение геополитической роли Туркменистана в начале XXI в.
Казанцев А.А. «Большая игра» с неизвестными правилами: Мировая политика и Центральная Азия. М.: Изд. МГИМО, Наследие Евразии, 2008
Казанцев А.А. Президентские выборы в Туркменистане: что ждать от нового главы
Казанцев А.А. Туркмено-российские отношения в постсоветский период
Качелин А. Нейтралитет Туркменистана как фактор энергетической безопасности для России в Средней Азии
Заболотная Ю.И., Крылов Н.А., Гризик А.Я., Юдина Е.В., Иванова Н.Г. Современное состояние минерально-сырьевой базы углеводородов и прогноз экспортного потенциала стран ближнего зарубежья (Туркменистана, Казахстана, Узбекистана)
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    Сегодня, 04:39
    Реально нужно всех русских вывезти из всей Средней Азии. Если надо просто выкупить их чтобы власти не чинили им препятствий для выезда на родину. Другой вопрос что население Туркменистана состоит из семи племён каждый владеющей своей территорией. Завоевание Туркменистана происходило с помощью населения окружающих его территорий, которым надоели нападения и разбой туркменских кланов.
    Не напоминает ли это страны аравийского полуострова? Хорошо ещё что власти Туркменистана не разрешают миграцию в Россию.
    1. +3
      Сегодня, 06:15
      Цитата: Солдатов В.
      Хорошо ещё что власти Туркменистана не разрешают миграцию в Россию.

      А чего им к нам ездить, он в Турцию уезжают. 200 тыс. туркмен сейчас в Турции проживают.
  2. +7
    Сегодня, 04:58
    Цитата: Игорь Ходаков
    Средняя Азия не просто сфера российских интересов, но в культурно-историческом плане родная для нас земля, да и ее жители не чужие
    Прочитал и икнул wink
    1. +5
      Сегодня, 06:22
      Цитата: Голландец Михель
      Прочитал и икнул

      Автор выдает желаемое за действительное. Туркменистан давно уже в поле влияния Турции, до 2022 туркменам разрешалось на 30 дней без визы посещать Турцию. А на сегодняшний день по данным миграционной службы Турции туркмены составляют наибольшее количество мигрантов в Турции, 200 тыс туркмен находятся в Турции с видом на жительство или по учебной визе. При том, что население Туркменистана 7 млн.
      1. 0
        Сегодня, 07:14
        Про взаимоотношения с Турцией и Ираном еще речь впереди.
        1. +1
          Сегодня, 09:02
          Статья очень понравилась, уважаемый Игорь! hi Много интересных, новых для меня фактов. Чтобы усвоить , надо будет перечитывать.
    2. +1
      Сегодня, 07:00
      Предвидел подобную реакцию. Но в Туркменистан в свое время было много чего вложено. Тот же Ашхабад после землетрясения не сам собой восстановился. Те эе инженерные кадры, система образования создавались русскими. В этой связи культурного и бытового влияния России просто не могло не быть.
      1. +1
        Сегодня, 07:18
        Цитата: Игорь Ходаков
        В этой связи культурного и бытового влияния России просто не могло не быть.

        Было. В прошлом. Для современного Туркменистана уже в далеком прошлом. Тут узбеков то мало кто по русски говорит, хотя приезжают регулярно одни и те же, чего уже говорить о туркменах, которые в РФ не суются. Не спорю, можно еще найти стариков кто помнит.
      2. +2
        Сегодня, 09:07
        Да, да, конечно, спасибо что построили, всем спасибо и все свободны!
      3. +1
        Сегодня, 10:18
        Со мной работает коллега,между собой зовем "туркменским пограничником"..Алексей и в самом деле служил в туркменской армии в 90-х,и уехал оттуда.Хотя и предлагали карьеру,после окончания в России военного училища.Да и мало там русских осталось
      4. 0
        Сегодня, 12:55
        Интересная статья. Мне Средняя Азия не чужая, но в 1991 вся родня была вынуждена бежать из Намангана. Туркмения, конечно, не Узбекистан, здесь удалось на некоторое время сохранить стабильность, но, именно, что на некоторое время. Жду продолжения. Респект за статью.
  3. +7
    Сегодня, 05:54
    Автор явно никогда не был в современной Туркмении, а свои знания об этой стране получил из литературных источников, приведенных в конце.
    Поневоле вспомнился В.С.Высоцкий, правда про дугую страну.
    И такое рассказал
    Ну, до того красиво!
    Что я чуть было не попал
    В лапы ...
    1. -1
      Сегодня, 06:36
      Заинтриговали.Если не затруднит: расскажите.что там происходит на самом деле?
      1. +6
        Сегодня, 06:54
        Мой туркменский одногрупник и друг умер 10 лет назад. Поэтому что происходит сейчас просто не знаю. А вот что было при Супермураде Ниязове кратко можно охарактеризовать следующим эпизодом.
        Я позвонил этому товарищу по какому-то делу, уже не помню, а потом спросил: "Ну а как там у вас вообще жизнь?" на что мой товарищ вдруг совершенно официальным голосом мне ответил: "Все туркмены живут хорошо, потому что сердар заботится о каждом туркмене", а потом уже обычным голосом добавил: "А подробности я тебе расскажу при личной встрече"
        1. -1
          Сегодня, 07:12
          Он мог Вам передать субъективные впечатления, которые могут и не отражать объективную картину происходящего. Позволите пример вообще не в тему Туркменистана? Однако его суть та же. разбивающая стереотип: "я там бы, видел и знаю". Есть мемуары Венуса и Туркула о гражданской войне. Они служили вместе, воевали - тоже вместе. Они - прямые свидетели и участники описываемых ими событий. Они очень подробно рассказывают об одних и тех же людях. Одни и те же передают бытовые и военные сцены. Но читая одного, не узнаешь тех же персонажей у другого. Взгляд - предельно полярный. Соответственно, один человек мог рассказать по множеству причин о режиме Туркменбаши одно, другой - прямо противоположное.
          1. +4
            Сегодня, 07:17
            Вы написали статью, на мой взгляд тенденциозную и необъективную. Я высказал о ней свое мнение. Вы можете с ним не соглашаться. Это Ваше право.
            p.s. Хорошо, что Вы не сослались на Светония и его сборник сплетен "12 цезарей".
          2. 0
            Сегодня, 13:00
            Есть мемуары Венуса и Туркула о гражданской войне. Они служили вместе, воевали - тоже вместе.
            Немного не по теме, но по сути. Вот были писатели 30-х годов - Ильф и Петров и Зощенко. Жили в одно и то же время, писали, к примеру, о коммуналках. Так после опуса Зощенко просто повеситься хочется, а после Ильфа и Петрова почему-то нет. Всё зависит от цели автора.
          3. 0
            Сегодня, 14:27
            Цитата: Игорь Ходаков
            Он мог Вам передать субъективные впечатления, которые могут и не отражать объективную картину происходящего.

            Чаще всего книги написанные кабинетными востоковедами не отражаю правды о той теме про которую их писали. Туркменистан в реальности где русских быстрее и эффективнее чем в Прибалтике, Молдавии и на Украине сделали безвольными рабами. Почему то наши востоковеды пр это боятся писать. Наверное кары спецслужб Туркменистана они опасаются больше чем обвинения и насмешек коллег (например из КНР и Европы) в непрофессионализме.
        2. +2
          Сегодня, 07:57
          Спасибо за ответ.
          Я там год прослужил в армии,поэтому интересуюсь.
    2. -2
      Сегодня, 07:04
      "Автор явно никогда не был в современной Туркмении". Давайте историю не будем изучать - мы ж там не были. Кроме того, субъективные впечатления часто формируют неверный взгляд на события и пр. Я не отрицаю закрытость Туркменистана. Я пишу о возможных его перспективах в свете ирано-израильского конфликта. Рухнет Исламская республика - вполне возможный сценарий - мало не покажется всем в Средней Азии.
      1. +4
        Сегодня, 07:13
        Давайте историю не будем изучать - мы ж там не были.

        Вы там не были. А я, гражданин СССР, учился в институте вместе с туркменами, казахами, немцами (!!! из Казахстана) да и всеми остальными. И мы никогда не делили никого на "чистых и нечистых" по национальности или вероисповеданию. Мы просто дружили и уважали друг-друга.
        И мы пока еще не все вымерли. И помним, что и как было.
        1. +1
          Сегодня, 07:30
          "А я, гражданин СССР, учился в институте вместе с туркменами, казахами, немцами (!!! из Казахстана) да и всеми остальными". Я также родился и вырос в СССР, служил вместе с перечисленными Вами народами в армии - срочную. Простите, а где я кого-то делю на "чистых"и "не чистых"?
    3. -2
      Сегодня, 07:16
      "Автор явно никогда не был в современной Туркмении" К слову в числе использованной литературы - научные работы А.А. Казанцева, который родился и вырос в Туркменистане.
      1. +3
        Сегодня, 07:20
        научные работы А.А. Казанцева, который родился и вырос в Туркменистане.

        Я человек пожилой, поэтому разницу между "научными работами" и историями, рассказанными на товарищеских посиделках "за рюмкой чая", знаю очень хорошо.
        1. -1
          Сегодня, 07:27
          А что ненаучного в работах Казанцева?
        2. 0
          Сегодня, 08:27
          Виктор,вы своими комментариями,просто "плюнули в душу" автору, судя по его ответам, подрываете его авторитет, на сайте laughing Автор пишет, "люминевое",значит "люминевое",а не "чугуний",какой нить. laughing
    4. 0
      Сегодня, 08:06
      А ещё из Высокого:
      "Шах расписался в полном неумении -
      Вот тут его возьми и замени!
      Где взять? У нас любой второй в Туркмении -
      Аятолла и даже Хомейни."
  4. 0
    Сегодня, 06:15
    Как быстро летит время!
    Описываемые события Автором - уже история, а кажется еще вчера….
    Неужели я такой древний… laughing
  5. +1
    Сегодня, 06:26
    В этой ситуации Ниязов решил сделать ставку на превращение республики в подобие азиатской Швейцарии
    Скорее всего он сделал ставку на превращение Туркмении в Хивинское ханство. И это у него получилось...
    1. +4
      Сегодня, 06:59
      на превращение Туркмении в Хивинское ханство.

      Хивинское ханство и туркмены - это примерно как Израиль (Хива) и палестинцы (туркмены) ( с такой же взаимной любовью). Хивинское ханство- государство с тысячелетней историей. А разрозненные туркменские кочевые племена получили государственность от большевиков.
      1. +2
        Сегодня, 07:21
        Только туркмены служили хивинцам как военная сила, хотя и презирали их, когда им это было выгодно, а когда не выгодно нападали на них. С палестинцами не очень сравнение.
        1. +2
          Сегодня, 07:30
          Цитата: Александр Требунцев
          Только туркмены служили хивинцам
          Только вот вопрос - кого вы считаете хивинцами? Это какой-то отдельный этнос?
      2. +2
        Сегодня, 07:24
        Цитата: Дилетант
        Хивинское ханство- государство с тысячелетней историей
        Это вы сильно погорячились. Разделите, как минимум, на два...
        Цитата: Дилетант
        А разрозненные туркменские кочевые племена получили государственность от большевиков
        Хивинское ханство существовало на бо́льшей части современной территории Туркмении, где и жили разрозненные племена тюрок-огузов, ставших впоследствии туркменами...
  6. 0
    Сегодня, 09:21
    Хорошо, если бы другие статьи про Туркмению появлялись поскорей и ,желательно, подряд. Я вот , например, до сих, пор, Игорь, читаю и сопоставляю события на Балканах recourse описанные в Ваших статьях. И жалею, что статьи не подряд вышли. Поскорей бы узнать, что там с встречей этих СА республик, с Азербайджаном и Турцией. Хотя , конечно, понятно, что турки и АР дружить планируют против РФ. request
    1. +1
      Сегодня, 10:25
      "дружить планируют против РФ"
      Много зависит от"султана", а он умеет адекватно рассуждать.
      Это Бакинского хана, на повороте"занесло"
      И он пока, голову не очень напрягает .
  7. +3
    Сегодня, 10:15
    Камрады, ей богу обознался, думал, что это кто-то из Самсоновых.
    И ещё удивился: несколько другая манера.
    Если, по теме, сумлеваюсь, что "Рухнаме" окажется сильнее центробежных сил в Туркмении.
    Если, тряхнет Иран, то волны, широко пойдут и не факт, что нас не затронут
  8. -3
    Сегодня, 11:19
    взаимообогащение их культур, формирование – увы, не завершенное и исковерканное пещерным национализмом – советского человека в лучшем смысле этого слова.

    Разумеется, в рамках данного процесса сохранялась культурно-бытовая идентичность каждого народа, но на едином фундаменте общности государственных интересов и осознания спаянного СССР единства судьбы

    Советского человека создали только из русских, в остальных всячкски развивали национальное (на самом деле националистическое): пусть автор найдет среди советской национальной творческой интеллигенции республик НЕрусофобов.

    Академик Дабижа, комсомольский и партийный работник, поэт, выпускник московского ВУЗа в статье "РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ"
    «Согласно неофициальным, но достоверным данным, 60 процентов больных психически людей происходят из смешанных семей, у 70 процентов преступников – родители разных национальностей, религий или рас, 80 процентов проституток и более 50 процентов политиков партии власти (КПСС.) рождены от смешанных браков. И, (все еще!) ни одного гения


    в перенаселенной и трудоизбыточной Центральной Азии Россия и ряд других республик выступали в качестве миграционных «доноров»

    Вдумайтесь, Россия, уже в 39е год испытывавшая жесткий недостаток раб силы, а потом страшная война, пустеющие деревни- десятки лет обезлюживалась тупой властью в пользу перенаселенной и трудоизбыточной Азии! Очередное преступление против России.

    Есть мемуары о строительстве Каракумского канала до Ашхабада ,1500 км : не только инженеры русские, но даже... плотники и бетонщики-славяне....
    1. -2
      Сегодня, 11:30
      десятки тысяч русских женщин крестьянок-невольниц из средней России , отправленные в Вахшскую долину и пр копать.... каналы,арыки, ж/д азиатам и массово умиравшие там от непосильной работы, малярии, жары..

      Русские женщины на очистке канала от камыша вВахшской долине ,1930е: