Галерея щитов

Парирующая палка – древнейший предок щита, сохранившийся у австралийских аборигенов. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
«Руслан и Людмила». А. С. Пушкин
Рассказы про оружие. Впервые я увидел щит, скорее всего, в кино. Но вот в каком именно фильме, уже не помню. Хотя точно ещё до школы. Ясно помню, что в таких кинофильмах, как «Александр Невский» (смотрел по ТВ) и «Калоян» (болгарский, цветной), показанные там щиты произвели очень сильное впечатление. А потом в 1961 году я впервые попал в наш областной краеведческий музей и увидел там совершенно чудесный щит восточной работы – скорее всего, сделанный из латуни, выпуклый, с резным орнаментом, четырьмя чеканными умбонами.

Вот этот щит… Пензенский областной краеведческий музей. Фото автора
Потом оказалось, что подобные щиты в нашем Поволжье не редкость. Видимо, даже в 17 веке, во время основания многих поволжских городов-крепостей, ими пользовались разбойники-ногайцы, совершавшие на эти города, включая Пензу, свои набеги. Вот тогда-то его, видимо, и взяли в качестве трофея. Но я не знал, что в фондах музея есть и другой щит восточной работы, который мне удалось подержать в руках спустя только лишь 60 лет. Тоже восточной работы, скорее всего – индийской, потому что обод украшен насечкой в стиле кофтгари и четырьмя умбонами, закрывающими головки крепления ремней. На обратной стороне под рукой подушка из выцветшего красного бархата.

Очень красивый щит, не правда ли? Такие щиты были удобны для лучников и в сабельном бою. В частности, похожий щит можно увидеть на картине «Покорение Сибири Ермаком». Пензенский областной краеведческий музей. Фото автора
Однако такие щиты далеко не всегда делали из металла. Вот перед нами щит (дхал) из Северной Индии, начала XIX века. Отметим, что толстая, высушенная и затвердевшая кожа, возможно, является древнейшим материалом, используемым человеком для личной защиты. Такие щиты использовались охотниками по всему Индийскому субконтиненту. Изготовлен из кожи, имеет форму невысокого купола, позолочен и украшен рельефным орнаментом из драгоценных камней. Изготовитель искусно покрыл невысушенную кожу лаком, чтобы сохранить ее. Удивительно, но щит полупрозрачен, и если поднести его к свету, то он даже светится.

Щит дхал с полупрозрачной кожей. Материалы: кожа, позолоченная бронза, эмаль, лак, драгоценные камни, ткань (бархат). Диаметр: 45,7 см. Вес 1690 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Еще один щит (дхал) компании «Кхушал Дхунджи и сын», ок. 1875 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Этот щит отличается исключительно высоким качеством, техникой исполнения и состоянием по сравнению с другими образцами индийских расписных кожаных круглых щитов в коллекции Метрополитен-музея. Очень важно, что на обратной стороне указаны имена и адреса художников, его создавших, что позволяет отнести его к небольшой группе индийских мастеров, и место его изготовления. На ярко-красной внутренней стороне золотыми буквами написано: Khooshal Dhunjee & Sons / Painter and Shield makers / Dhalgarwada Street / City Ahmedabad / Bombay Presidency / India. Этот круглый выпуклый кожаный щит полностью расписан снаружи повторяющимся цветочным орнаментом. В центре расположен стилизованный симметричный узор из листьев и цветов, нарисованный чёрным цветом на красном фоне, в круглом медальоне, окруженном кремово-белой полосой с аналогичным чёрным узором. Этот узор окружен четырьмя симметрично расположенными латунными умбонами. Основная часть щита покрыта повторяющимся узором из волнистых стеблей листьев, нарисованных красным цветом на чёрном фоне. Внешний край щита имеет недекорированный закругленный край. Материалы: латунь, текстиль, пигменты, железо. Диаметр 43 см. Вес 1344 г.

Еще один щит с четырьмя умбонами – сипар. Метрополитен музей, Нью-Йорк
Это персидский щит конца XVIII – начала XIX вв. Щиты этого типа использовались пехотой и кавалерией по всему Ирану и Индии. Восемь картушей содержат стихи из предисловия к поэме персидского поэта Саади «Гулистан» («Розовый сад»), написанной в 1258 году, что свидетельствует о том, что создатель либо заказчик щита не чурались поэзии и хорошо в ней разбиралась. Впрочем, выбор надписи всё-таки предполагает, что создатель щита, а не его владелец, просил благословения, что указывает на то, что оружейники и ремесленники в Индии были очень даже грамотными людьми. Материалы: сталь, золото, бархат, железо. Диаметр 31,8 см. Вес 1114 г.

Щит (пхуб) из Тибета, возможно, XIV–XVI вв. Метрополитен музей, Нью-Йорк
Этот щит принадлежит к редкой группе, образцы которой были найдены в Цапаранге в регионе Нгари на западе Тибета и в монастыре Пхьянг в регионе Ладакх на северо-западе Индии. Железная фурнитура на этих щитах очень похожа на фурнитуру на некоторых типах тибетских кожаных наручей, конских чепраков и мебели, особенно на кожаных сундуках и ящиках. Материалы: железо, латунь, дерево, нитки. Диаметр 75,9 см. Вес 3994 г.

Тибетский плетеный щит – «корзина». Метрополитен музей, Нью-Йорк
Многие щиты на Востоке, включая монголов и тибетцев, делались по очень интересной технологии. Они собирались из колец, выгнутых из гибких прутьев, обмотанных разноцветными нитками. Одно из таких колец было чуть меньше другого. Сложенные вместе они превращались в «корзину» или коническую «вьетнамскую шляпу», а обмотка нитками создавала на поверхности такого щита замысловатый узор. Изнутри укладывался второй слой, кольца которого попадали в промежутки между кольцами первого. Все это затем сшивалось и очень часто дополнительно укреплялось умбонами. Щит получался легким, гибким, пружинистым и, что немаловажно, красивым! Интересно, что именно такой щит наш историк М. Горелик изготовил для фигуры монгольского воина в Королевском арсенале в Лидсе еще в 90-ые годы прошлого века. Сами англичане этого не сумели!

А это не щит, а всего лишь умбон, скорее всего, как раз от такого плетеного щита. Турецкий, XVI–XVII вв. Метрополитен музей, Нью-Йорк
Этот умбон закрывал центр щита. Он служил как для защиты руки владельца, так и для стабилизации конструкции из обмотанного нитками тростника, типичной для османских щитов. Лишенный своей плетеной части, этот умбон — с центральным шипом, окруженным рифлеными канавками и тонким узором — теперь напоминает щит меньшего размера. Материал: сталь. Диаметр 22,9 см. Вес 363 г.

«Щит с семью звездами». Суматра, Султанат Ачех, XIX в. Метрополитен музей, Нью-Йорк
Жители Суматры изготавливали такие щиты для войны и ритуальных танцев из различных местных материалов, в том числе из скрученного и плетёного тростника. Их поверхность украшена геометрическим орнаментом, включающим латунные накладки в форме звёзд. Считается, что этот мотив, характерный для щитов из Суматры, представляет собой семь звёзд Большой Медведицы, также известной как Большой Ковш. Материал: тростник, латунь, железо. Диаметр 26 см. Вес 713 г.

Щит деревянный. Филиппины. Культура Моро – группа мусульманских народов Филиппин, XVIII–XIX вв. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Вырезанный из цельной деревянной доски со встроенными внутренними рукоятками. Украшения – в технологии интарсия. Хотя материалы и конструкция характерны для Филиппин, круглая форма и геометрический узор напоминают об общих чертах щитов по всему миру. Диаметр 78,7 см. Вес 2392,7 г.

Щит итальянский, вероятно, из Венеции, ок. 1600 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Это один из большой группы щитов, украшенных в ближневосточном стиле. Предполагается, что он был изготовлен для телохранителей Вольфа Дитриха фон Райтенау, принца-архиепископа Зальцбургского (правил в 1587-1612 гг.). Материалы: дерево, кожа, гипс, золото, серебряная фольга. Диаметр 59,69 см. Вес 2155 г.

Щит (адарга). Мексика, вероятно, середина XVIII века. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Адарга — это тип кожаного щита, завезённый в Испанию из Северной Африки в XIII веке. Более поздняя форма затем использовалась испанцами в Новом Свете. Этот экземпляр изготовлен из трёх слоёв кожи, сшитых вместе кожаными шнурками, создающими абстрактный узор. Он расписан упрощённым изображением испанского королевского герба. Приобретённый музеем в 1913 году, он считался испанской работой XVI века. Но потом выяснилось, что это работа XVIII века из северной части Новой Испании (Мексика), на территории современного американского Юго-Запада. Высота 48,9 см; ширина 49,5 см. Вес 1219 г.

Щит баклер (Targhetta da Pugno), итальянский, ок. 1550–1575 гг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Крюк в центре баклера служил для того, чтобы его можно было повесить на пояс для меча. Поднятые концентрические планки по периметру предназначены для захвата и, возможно, поломки клинка противника. Материалы: сталь, золото. Высота 33,3 см. Ширина 29,5 см. Вес 1332 г.

Щит (баклер) кулачный, итальянский, XVI век. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Щит имеет трапециевидную форму и продольно выпуклую в средней части, с боковыми краями, слегка загнутыми вперёд. Он укреплён по краям коваными завитками и полусферическими головками заклёпок, за которые когда-то крепилась подкладка. К поверхности приклёпан каркас из шести стальных прутьев, чтобы останавливать и захватывать клинок противника. Крюк в центре также мог выполнять эту функцию, но его основное предназначение заключалось в том, чтобы носить щит, прикреплённый к поясному ремню, с готовой к захвату рукояткой снаружи. Рукоятка фиксируется стальными ремнями, перекрывающими углубление в средней части гребня. С XIII века небольшие круглые баклеры со стальным покрытием использовались в фехтовании на мечах; в нерабочем состоянии их обычно подвешивали к поясу или над рукоятью меча. Четырехугольный щит с полым средним гребнем имеет восточноевропейское происхождение и появился в XIV веке. Назывался литовский тарч. Первоначально эти тарчи были сделаны из дерева, обтянутого кожей. В XVI веке официальное фехтование практиковалось с рапирой и парирующим кинжалом, но консервативные фехтовальщики сохраняли круглые или квадратные баклеры, с такими хитрыми приспособлениями, как крюк-захват. Обе техники проиллюстрированы на гравюрах в трактате «Opera nova» (1536) болонского мастера фехтования Акилле Мароццо. Материал: сталь. Высота и ширина 30 см. Вес 1286 г.

Содэ – тоже щиты, по мнению японцев, хотя у нас они зовутся наплечниками. Япония, XVII в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Щитами их называют потому, что они имели похожее предназначение: служить защитой от стрел. Состоят из рядов контрастной бело-оранжевой шёлковой шнуровки, которые соединяют ряды лакированных железных и кожаных пластин. Шнуровка создаёт выразительный узор мицудомоэ, символ, тесно связанный с Хатиманом, японским богом войны и стрельбы из лука. Материалы: железо, шёлк, кожа, золото, серебро, лак, латунь. Размеры 40,6 на 36,2 см. Вес 1759 г.
Продолжение следует…
Информация