Галерея щитов

9 385 41
Галерея щитов
Парирующая палка – древнейший предок щита, сохранившийся у австралийских аборигенов. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


«Он поднял щит, не выбирая…»
«Руслан и Людмила». А. С. Пушкин




Рассказы про оружие. Впервые я увидел щит, скорее всего, в кино. Но вот в каком именно фильме, уже не помню. Хотя точно ещё до школы. Ясно помню, что в таких кинофильмах, как «Александр Невский» (смотрел по ТВ) и «Калоян» (болгарский, цветной), показанные там щиты произвели очень сильное впечатление. А потом в 1961 году я впервые попал в наш областной краеведческий музей и увидел там совершенно чудесный щит восточной работы – скорее всего, сделанный из латуни, выпуклый, с резным орнаментом, четырьмя чеканными умбонами.


Вот этот щит… Пензенский областной краеведческий музей. Фото автора

Потом оказалось, что подобные щиты в нашем Поволжье не редкость. Видимо, даже в 17 веке, во время основания многих поволжских городов-крепостей, ими пользовались разбойники-ногайцы, совершавшие на эти города, включая Пензу, свои набеги. Вот тогда-то его, видимо, и взяли в качестве трофея. Но я не знал, что в фондах музея есть и другой щит восточной работы, который мне удалось подержать в руках спустя только лишь 60 лет. Тоже восточной работы, скорее всего – индийской, потому что обод украшен насечкой в стиле кофтгари и четырьмя умбонами, закрывающими головки крепления ремней. На обратной стороне под рукой подушка из выцветшего красного бархата.


Очень красивый щит, не правда ли? Такие щиты были удобны для лучников и в сабельном бою. В частности, похожий щит можно увидеть на картине «Покорение Сибири Ермаком». Пензенский областной краеведческий музей. Фото автора

Однако такие щиты далеко не всегда делали из металла. Вот перед нами щит (дхал) из Северной Индии, начала XIX века. Отметим, что толстая, высушенная и затвердевшая кожа, возможно, является древнейшим материалом, используемым человеком для личной защиты. Такие щиты использовались охотниками по всему Индийскому субконтиненту. Изготовлен из кожи, имеет форму невысокого купола, позолочен и украшен рельефным орнаментом из драгоценных камней. Изготовитель искусно покрыл невысушенную кожу лаком, чтобы сохранить ее. Удивительно, но щит полупрозрачен, и если поднести его к свету, то он даже светится.


Щит дхал с полупрозрачной кожей. Материалы: кожа, позолоченная бронза, эмаль, лак, драгоценные камни, ткань (бархат). Диаметр: 45,7 см. Вес 1690 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


Еще один щит (дхал) компании «Кхушал Дхунджи и сын», ок. 1875 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Этот щит отличается исключительно высоким качеством, техникой исполнения и состоянием по сравнению с другими образцами индийских расписных кожаных круглых щитов в коллекции Метрополитен-музея. Очень важно, что на обратной стороне указаны имена и адреса художников, его создавших, что позволяет отнести его к небольшой группе индийских мастеров, и место его изготовления. На ярко-красной внутренней стороне золотыми буквами написано: Khooshal Dhunjee & Sons / Painter and Shield makers / Dhalgarwada Street / City Ahmedabad / Bombay Presidency / India. Этот круглый выпуклый кожаный щит полностью расписан снаружи повторяющимся цветочным орнаментом. В центре расположен стилизованный симметричный узор из листьев и цветов, нарисованный чёрным цветом на красном фоне, в круглом медальоне, окруженном кремово-белой полосой с аналогичным чёрным узором. Этот узор окружен четырьмя симметрично расположенными латунными умбонами. Основная часть щита покрыта повторяющимся узором из волнистых стеблей листьев, нарисованных красным цветом на чёрном фоне. Внешний край щита имеет недекорированный закругленный край. Материалы: латунь, текстиль, пигменты, железо. Диаметр 43 см. Вес 1344 г.


Еще один щит с четырьмя умбонами – сипар. Метрополитен музей, Нью-Йорк

Это персидский щит конца XVIII – начала XIX вв. Щиты этого типа использовались пехотой и кавалерией по всему Ирану и Индии. Восемь картушей содержат стихи из предисловия к поэме персидского поэта Саади «Гулистан» («Розовый сад»), написанной в 1258 году, что свидетельствует о том, что создатель либо заказчик щита не чурались поэзии и хорошо в ней разбиралась. Впрочем, выбор надписи всё-таки предполагает, что создатель щита, а не его владелец, просил благословения, что указывает на то, что оружейники и ремесленники в Индии были очень даже грамотными людьми. Материалы: сталь, золото, бархат, железо. Диаметр 31,8 см. Вес 1114 г.


Щит (пхуб) из Тибета, возможно, XIV–XVI вв. Метрополитен музей, Нью-Йорк

Этот щит принадлежит к редкой группе, образцы которой были найдены в Цапаранге в регионе Нгари на западе Тибета и в монастыре Пхьянг в регионе Ладакх на северо-западе Индии. Железная фурнитура на этих щитах очень похожа на фурнитуру на некоторых типах тибетских кожаных наручей, конских чепраков и мебели, особенно на кожаных сундуках и ящиках. Материалы: железо, латунь, дерево, нитки. Диаметр 75,9 см. Вес 3994 г.


Тибетский плетеный щит – «корзина». Метрополитен музей, Нью-Йорк

Многие щиты на Востоке, включая монголов и тибетцев, делались по очень интересной технологии. Они собирались из колец, выгнутых из гибких прутьев, обмотанных разноцветными нитками. Одно из таких колец было чуть меньше другого. Сложенные вместе они превращались в «корзину» или коническую «вьетнамскую шляпу», а обмотка нитками создавала на поверхности такого щита замысловатый узор. Изнутри укладывался второй слой, кольца которого попадали в промежутки между кольцами первого. Все это затем сшивалось и очень часто дополнительно укреплялось умбонами. Щит получался легким, гибким, пружинистым и, что немаловажно, красивым! Интересно, что именно такой щит наш историк М. Горелик изготовил для фигуры монгольского воина в Королевском арсенале в Лидсе еще в 90-ые годы прошлого века. Сами англичане этого не сумели!


А это не щит, а всего лишь умбон, скорее всего, как раз от такого плетеного щита. Турецкий, XVI–XVII вв. Метрополитен музей, Нью-Йорк

Этот умбон закрывал центр щита. Он служил как для защиты руки владельца, так и для стабилизации конструкции из обмотанного нитками тростника, типичной для османских щитов. Лишенный своей плетеной части, этот умбон — с центральным шипом, окруженным рифлеными канавками и тонким узором — теперь напоминает щит меньшего размера. Материал: сталь. Диаметр 22,9 см. Вес 363 г.


«Щит с семью звездами». Суматра, Султанат Ачех, XIX в. Метрополитен музей, Нью-Йорк

Жители Суматры изготавливали такие щиты для войны и ритуальных танцев из различных местных материалов, в том числе из скрученного и плетёного тростника. Их поверхность украшена геометрическим орнаментом, включающим латунные накладки в форме звёзд. Считается, что этот мотив, характерный для щитов из Суматры, представляет собой семь звёзд Большой Медведицы, также известной как Большой Ковш. Материал: тростник, латунь, железо. Диаметр 26 см. Вес 713 г.


Щит деревянный. Филиппины. Культура Моро – группа мусульманских народов Филиппин, XVIII–XIX вв. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Вырезанный из цельной деревянной доски со встроенными внутренними рукоятками. Украшения – в технологии интарсия. Хотя материалы и конструкция характерны для Филиппин, круглая форма и геометрический узор напоминают об общих чертах щитов по всему миру. Диаметр 78,7 см. Вес 2392,7 г.


Щит итальянский, вероятно, из Венеции, ок. 1600 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Это один из большой группы щитов, украшенных в ближневосточном стиле. Предполагается, что он был изготовлен для телохранителей Вольфа Дитриха фон Райтенау, принца-архиепископа Зальцбургского (правил в 1587-1612 гг.). Материалы: дерево, кожа, гипс, золото, серебряная фольга. Диаметр 59,69 см. Вес 2155 г.


Щит (адарга). Мексика, вероятно, середина XVIII века. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Адарга — это тип кожаного щита, завезённый в Испанию из Северной Африки в XIII веке. Более поздняя форма затем использовалась испанцами в Новом Свете. Этот экземпляр изготовлен из трёх слоёв кожи, сшитых вместе кожаными шнурками, создающими абстрактный узор. Он расписан упрощённым изображением испанского королевского герба. Приобретённый музеем в 1913 году, он считался испанской работой XVI века. Но потом выяснилось, что это работа XVIII века из северной части Новой Испании (Мексика), на территории современного американского Юго-Запада. Высота 48,9 см; ширина 49,5 см. Вес 1219 г.


Щит баклер (Targhetta da Pugno), итальянский, ок. 1550–1575 гг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Крюк в центре баклера служил для того, чтобы его можно было повесить на пояс для меча. Поднятые концентрические планки по периметру предназначены для захвата и, возможно, поломки клинка противника. Материалы: сталь, золото. Высота 33,3 см. Ширина 29,5 см. Вес 1332 г.


Щит (баклер) кулачный, итальянский, XVI век. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Щит имеет трапециевидную форму и продольно выпуклую в средней части, с боковыми краями, слегка загнутыми вперёд. Он укреплён по краям коваными завитками и полусферическими головками заклёпок, за которые когда-то крепилась подкладка. К поверхности приклёпан каркас из шести стальных прутьев, чтобы останавливать и захватывать клинок противника. Крюк в центре также мог выполнять эту функцию, но его основное предназначение заключалось в том, чтобы носить щит, прикреплённый к поясному ремню, с готовой к захвату рукояткой снаружи. Рукоятка фиксируется стальными ремнями, перекрывающими углубление в средней части гребня. С XIII века небольшие круглые баклеры со стальным покрытием использовались в фехтовании на мечах; в нерабочем состоянии их обычно подвешивали к поясу или над рукоятью меча. Четырехугольный щит с полым средним гребнем имеет восточноевропейское происхождение и появился в XIV веке. Назывался литовский тарч. Первоначально эти тарчи были сделаны из дерева, обтянутого кожей. В XVI веке официальное фехтование практиковалось с рапирой и парирующим кинжалом, но консервативные фехтовальщики сохраняли круглые или квадратные баклеры, с такими хитрыми приспособлениями, как крюк-захват. Обе техники проиллюстрированы на гравюрах в трактате «Opera nova» (1536) болонского мастера фехтования Акилле Мароццо. Материал: сталь. Высота и ширина 30 см. Вес 1286 г.


Содэ – тоже щиты, по мнению японцев, хотя у нас они зовутся наплечниками. Япония, XVII в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Щитами их называют потому, что они имели похожее предназначение: служить защитой от стрел. Состоят из рядов контрастной бело-оранжевой шёлковой шнуровки, которые соединяют ряды лакированных железных и кожаных пластин. Шнуровка создаёт выразительный узор мицудомоэ, символ, тесно связанный с Хатиманом, японским богом войны и стрельбы из лука. Материалы: железо, шёлк, кожа, золото, серебро, лак, латунь. Размеры 40,6 на 36,2 см. Вес 1759 г.

Продолжение следует…
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    13 июля 2025 04:44
    "Как ныне сбирается Вещий Олег, щиты прибивать на ворота"...
    1. +5
      13 июля 2025 05:13
      У каждого свой щит и свой Царьград!
      Заготовка для шита, недавно начал делать.
      1. +3
        13 июля 2025 05:44
        Цитата: Коте пане Коханка
        Заготовка для шита, недавно начал делать
        Спрашиваю без тени иронии, а для чего нужен такой щит? Что даёт бойцу такая "мохнатость" щита?
        1. +1
          Вчера, 07:56
          Защиту от холода. Можно прикрыться ночью, как одеялом. lol
  2. +2
    13 июля 2025 05:23
    Цитата: Коте пане Коханка
    Заготовка для шита

    Какая отличная заготовка! Греческое историческое общество КОРИВАНТЕС как-то устроило выставку одного из своих членов, где как раз демонстрировались такие вот "мохнатые щиты". Кстати, был у меня об этом материал. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА.Щиты!.
    1. +7
      13 июля 2025 07:27
      Цитата: kalibr
      Какая отличная заготовка!

      Борцун проснулся - минус поставил непонятно за что. И откуда только такие кретины берутся?
      1. +1
        Сегодня, 00:51
        Цитата: kalibr
        Борцун проснулся - минус поставил непонятно за что.

        Наверное, такую личную неприязнь к Вам испытывает, что кушать не может.
    2. +3
      13 июля 2025 09:56
      где как раз демонстрировались такие вот "мохнатые щиты".
      А каков функционал этой мохнатости? Второе предназначение - подушка?
      1. +2
        13 июля 2025 11:49
        Цитата: Авиатор_
        А каков функционал этой мохнатости? Второе предназначение - подушка?

        Меховая шкура плохо прорубается мечом. Волос, шерсть, она же как прутики метлы, только тоньше. Кстати, в память о "меховых щитах" в европейской геральдике остались два "меха": беличий/противобеличий и горностаевый/противогорностаевый.
      2. +4
        13 июля 2025 13:54
        Цитата: Авиатор_
        Второе предназначение - подушка?


        Можно заодно и поспать в походе.
        1. +4
          13 июля 2025 20:55
          А это не щит, а всего лишь умбон, скорее всего, как раз от такого плетеного щита. Турецкий, XVI–XVII вв. Метрополитен музей, Нью-Йорк (фото 1)

          Этот турецкий умбон напоминает мерседесовскую крышку на автоколесо. wink
          1. +1
            Вчера, 06:00
            Кроме того звезда это фактически еще и ударник-кастет. Щит всегда применяли как ударное оружие.
  3. +7
    13 июля 2025 09:08
    Медный щит семикожный, который художник составил,
    Тихий, усмарь знаменитейший, в Гиле обителью живший;
    Он сей щит сотворил легкодвижимый, семь сочетавши
    Кож из тучнейших волов и восьмую из меди поверхность.
    Щит сей неся перед грудью, Аякс Теламонид могучий
    (с) элиада.
  4. +5
    13 июля 2025 09:24
    На ярко-красной внутренней стороне золотыми буквами написано: Khooshal Dhunjee & Sons / Painter and Shield makers / Dhalgarwada Street / City Ahmedabad / Bombay Presidency / India.

    Ахмадабад — город в штате Гуджарат, на северо-западе Индии, Гуджарат славился производством щитов. Когда принц Уэльский, будущий король Эдуард VII, в 1875 году посещал Индию, ему подарили щит из Гуджарата (первая фотография).
    А улица Дхалкар сохранилась до наших дней, слово «дхал» в её названии, вероятно, связано с историей города, где производили щиты. Улица славится своим рынком, только теперь там продают не щиты, а ткани и национальную одежду. (второе фото).
  5. +3
    13 июля 2025 10:34
    Содэ – тоже щиты, по мнению японцев, хотя у нас они зовутся наплечниками. Щитами их называют потому, что они имели похожее предназначение: служить защитой от стрел

    По большому счету, всё, что нас защищает - являет щитом
    Защита - "за щитом"
    но это так, к слову)
    1. 0
      13 июля 2025 11:51
      Цитата: sdivt
      По большому счету, всё, что нас защищает - являет щитом
      Защита - "за щитом"
      но это так, к слову)

      Все верно. И англичане содэ так часто и зовут: shield. Но сами японцы различают эти понятия (как и мы, кстати). Щит у них татэ, а соде -наплечники.
      1. 0
        Вчера, 07:59
        Зато у нас было - "зерцало". Похоже на "зеркало". Может использовали эти нагрудные пластины (товарищей), когда хотели побриться или постричься?
        1. 0
          Вчера, 09:46
          Цитата: Illanatol
          нас было - "зерцало".

          Не у нас!!! У турок! Чарайна! Мы покупали, трофеили и... сами делали не хуже! Но придумали они...
  6. +3
    13 июля 2025 10:47
    четырьмя чеканными умбонами

    Забавно, но на иллюстрации - "тот самый щит" - умбронов пять)))
    А вот на следующих по четыре...
    1. +1
      13 июля 2025 11:53
      Цитата: Старший матрос
      Забавно, но на иллюстрации - "тот самый щит" - умбронов пять)))
      А вот на следующих по четыре...

      Не посмотрел на очередность иллюстраций...Был невнимателен после трудового дня на даче.
      1. +1
        13 июля 2025 12:32
        request Бывает
        особенно после трудового дня на даче)))
  7. +2
    13 июля 2025 11:41
    Мне понравилась статья о различных типах щитов в древнем мире. Интересно увидеть различия и отличить удивительные щиты восточного и азиатского происхождения от более сложных европейских.
    1. +1
      13 июля 2025 11:52
      Цитата: Semovente7534
      Интересно увидеть различия и отличить удивительные щиты восточного и азиатского происхождения от более сложных европейских.

      В следующих статьях об этом будет... Вторая уже готова. Третья пишется...
  8. -1
    13 июля 2025 11:54
    Содэ – тоже щиты, по мнению японцев, хотя у нас они зовутся наплечниками.

    Спорное утверждение. Ниже на фото названия частей доспеха на японском.
    Деталь 7 обозначена иероглифом 袖 (содэ), перевод - рукав.
    А щит по японски - 盾 (татэ).
  9. +2
    13 июля 2025 12:31
    Потом оказалось, что подобные щиты в нашем Поволжье не редкость. Видимо, даже в 17 веке, во время основания многих поволжских городов-крепостей, ими пользовались разбойники-ногайцы, совершавшие на эти города, включая Пензу, свои набеги. Вот тогда-то его, видимо, и взяли в качестве трофея

    Аналогичный щит встречается в книге-альбоме Э.Надирадзе “Иреванское ханство. Исторический и культурный профиль”. Иреванское ханство, возникшее на исторических землях Азербайджана в середине XVIII века, охватывало территорию Азербайджана между горами Агры (Арарат) и горами Алагез (Алаяз) и располагалось по обоим берегам реки Араз. Иреванское ханство граничило с Памбакской провинцией, Шамшадилским, Газахским султанатами и Гянджинским ханством на севере, Карабахским и Нахчыванским ханствами на востоке, Хойским и Макуским ханствами и Баязидским пашалыком на юге, Карским пашалыком на западе и Шораельским султанатом на северо-западе. Территория Иреванского ханства составляла примерно 23,8 тыс. км².
  10. +2
    13 июля 2025 13:47
    Цитата: Nikname2025
    встречается в книге-альбоме

    Просто замечательное исследование и дополнение! Спасибо!
  11. +1
    13 июля 2025 13:48
    Цитата: Nikname2025
    Деталь 7 обозначена иероглифом 袖 (содэ), перевод - рукав.

    Про татэ я уже написал. А содэ - есть и такой вариант о-содэ, то есть "большой рукав".
  12. +2
    13 июля 2025 13:52
    В степи и пустынной местности крупные деревья - дефицит, оттого же трудно выплавлять металл так как древесный уголь дорог. Потому мастера изначально осваивали всякие композитные технологии - делали плетеные щиты, применяли войлок, шерсть, мех, рог и кость, смолы и т. д.
  13. +5
    13 июля 2025 17:44
    древний щит

    Самым древним щитом из сохранившихся до наших дней принято считать этруский Аргивский щит, также называемый "протогоплон". Щит этот был найден в этрусской гробнице и датирован IV веком до н.э. Щит сохранил деревянную основу толщиной от 12 - 18 мм по краям и до 8 мм у центра. С внешней стороны основа покрывалась бронзовым листом толщиной 0,5 мм, а с внутренней - кожей.
    Диаметр щита - 81,5 - 82 см, вес - около 6,2 кг, из которых около 3 кг приходилось на бронзу.т Щит в настоящее время находится в экспозиции Ватикана.
    нв фото - и внутренняя и внешние стороны аргивский щита
    1. +4
      13 июля 2025 17:54
      Наиболее сохранившимся и не менее интересным считается Кельтский щит - 395 - 255 годы до н.э. Эту находку можно назвать уникальной из-за его конструкции: щит, найденный в болоте лицевой стороной вниз, был сделан из коры дерева (ольхи, ивы, тополя, орешника ии бересклета), внешний слой которой образовывал внутреннюю часть щита. Конструкция скреплялась палками из яблока, груши, айвы или боярышника, а обод представлял собой полурасщепленную ветку орешника. Умбон был изготовлен из сердцевины ивы, скрепленной травяным или лубяным волокном. Рукоять была изготовлена из ивы, концы были заточены, снабжены насечками и привязаны к основе волокном. Лицевая сторона щита была украшена нарисованными краской красными квадратами, расположенными в шахматном порядке. Радиоуглеродный анализ позволил датировать щит 395 - 255 годами до н.э. Интересными нюансами стало то, что внешняя сторона щита имела повреждения, нанесенные остроконечными предметами (предположительно копьями), и то, что, как показала реконструкция:
      "подобный щит может выдерживать сильные удары, в том числе защищать дротиков, леггких копий и стрел".

      Щит имел размеры 670х370 мм.
      На фото - кельский щит и его реконструкция
      1. +5
        13 июля 2025 18:00
        На "третьем месте по древности" - Римский щит - ок. 256 года н.э.
        Это - единственный сохранившийся римский скутум. Считается, что щиты такой формы сменили круглые щиты у римских легионеров около IV века до н.э.
        Щит имел размеры 105,5 см на 41 см, был изготовлен из деревянных полос шириной от 30 до 80 мм и толщиной от 1,5 до 2 мм, которые были уложены в три слоя общей толщиной от 4,5 до 6 мм. В центре щита находится отверстие, которое, вероятно, было вырезано в дереве после изготовления досок. Умбон отсутствует. Задняя часть щита была снабжена усиливающими деревянными полосами, но их не нашли. Задняя часть покрывалась красной кожей (она упоминается в описании, но была утеряна). Поверхность лицевой стороны покрывалась тканью, а затем кожей или пергаментом с росписью по ней.
        Щит был найден во время раскопок 1928 - 1937 года в башне крепости города Дура-Эвропос, расположенного на территории нынешней Сирии. Он был разбит на 13 частей. Как предполагают специалисты, щит остался в развалинах башни после того, как в 254 году римляне, отбив город у персов, начали укреплять его стены, засыпая старые сооружения.Впрочем, это не помогло: город был вновь осажден Сасанидами в 256 году и после жестоких боев взят. К сожалению, реставраторы прошлых лет мало заботились о деревянной основе щита, больше стремясь сохранить его внешнюю обивку с рисунками - деревянная основа в значительной степени заменена, а сам щит стал гораздо более выгнутым, чем был.
        1. +5
          13 июля 2025 18:10
          К самым древним сохранивщимч\ бронзовым щитам относится Бронзовый спартанский щит -трофей из битвы при Пилосе (425 г. до н.э.). Музей древней Агоры в Афинах.( фото 1. ). И ритуальный бронзовый щит из Rhyd-y-gors (Уэльс). Размер 640 мм, вес 1.86 кГ. Он самый древний - 10-12 век до н.э. Правда, считается, что он скорее всего ритуальный а не боевой. (фото 2)
          1. +3
            13 июля 2025 18:23
            ритуальный бронзовый щит из Rhyd-y-gors (Уэльс)- т.н. щит Моэля Хебога

            Основание для такого вывода - обратная сторона щита Тариан Моэль Хебог. с очень мелкой рукоятью (фото).
            Щит Моэля Хебога. Уэльс, 1300–1000 гг. до н. э. экспонируется в Британском музее. Материал- Валлийский лист-бронза. вес 1.86 кГ.
            1. +1
              Вчера, 07:07
              Цитата: Ричард
              Основание для такого вывода

              Тройка просто замечательных дополнений. Правда, Вы увели их у меня из под носа, поспешив, поскольку тема "истории щита" должна была появиться вскоре. Но... с другой стороны...мне теперь об этом можно не писать и сосредоточиться на другом. Это хорошо!
  14. +1
    13 июля 2025 18:43
    Говорят, на крюк баклера еще фонарь вешали. И щит наготове и чересчур осторожным не кажешься и в какую какаху не вступишь.
    1. +1
      Вчера, 05:46
      Цитата: Влад2012
      Говорят, на крюк баклера еще фонарь вешали.

      Лампу навряд ли - она зачастую дорогая и хрупкая и/или тяжелая (тогда хрупкая и довольно высокотехнологичная вещь для тех эпох, зачастую требующая точной обработки, например, отверстий форсунки т. д.).
      А вот просмоленный тлеющий фитиль - другое дело. Тем более что от активных движений щитом при схватке или беге фитиль автоматически разгорается и дает гораздо больше света.
      1. +1
        Вчера, 15:15
        Свечной фонарь, просто коробка с дырками или со вставками слюды.
        1. 0
          Вчера, 22:00
          Сами свечи были предметом довольно дорогим и их старались не тратить зря - именно поэтому с свечами тысячелетиями уживались обычные лучины и факелы. И только нефтяной стеарин и парафин превратил свечи в предметы хоз-го обихода. Ворвань, в многолетних плаваниях, добывали, по меркам истории, в полярном море - совсем недавно, а свечи знали еще египтяне. Продукты промысла китобоев (для выделки сальных свечей) стоить дешево не могли, так как получались с большой затратой средств и сил. Для нас сейчас это такой же экстрим как отправиться на несколько лет в экспедицию на Марс - помнится, видел в ЖЖ пост о таких полярных моряках, которые так и не вернулись из полярных морей, а их могилы стали объектом научного изучения.
          1. 0
            Вчера, 22:48
            Свечи могли быть бесплатными если ты стражник фонарь входит в твою экипировку. Фонарное освещение свечами появилось в Париже в конце XVI века. Владелец баклера и наверно меча,
            как минимум горожанин средней руки. И вполне мог позволить себе свечу, из обычного жира. Ну а если баклер с позолоченными декоративными элементами, то наверно восковую так точно.
            А совсем уж на крайний случай лампа может быть масляная.
            Городской стражник с фонарем, колоколом и пикой
            [Гравюра. 1608 год]
  15. +3
    13 июля 2025 20:36
    Многие щиты на Востоке, включая монголов и тибетцев, делались по очень интересной технологии. Они собирались из колец, выгнутых из гибких прутьев, обмотанных разноцветными нитками. Одно из таких колец было чуть меньше другого.

    Там всё ещё интереснее - тело щита не из колец набрано, а представляет из себя тесные витки спирали .
    p/s: иллюстрации роскошные, спасибо за статью good
    1. +1
      Вчера, 07:08
      Цитата: cpls22
      иллюстрации роскошные

      В следующих материалах будут не хуже!