Щиты на любой вкус

2 014 13
Щиты на любой вкус
Баклер, Уэльс, ок. 1500 г.


Кольчуги кровию покрыты,
Щиты трещат, в куски разбиты…

«Руслан и Людмила». А. С. Пушкин

Рассказы об оружии. Познакомившись в детстве со щитами в кино и в музее, я решил сделать себе собственный щит – и сделал, из подходящего прямоугольного куска фанеры. Выкрасил его чёрной тушью, приделал две рукоятки из витой проволоки, а снаружи наклеил золотой тамплиерский восьмиконечный крест, подсмотренный в какой-то книге. Сражаться на мечах с ним было здорово, но удары по нему сильно отдавались в руку. Второй щит мне сделал дед из спинки старого стула, поэтому был он очень необычной формы, тяжелый, но прочности невероятной, хотя и какой-то нелепой формы. Другие мальчишки довольствовались кругами от бочек – тяжелыми, но тоже очень прочными.



И долгое время щиты меня совсем не интересовали, пока в журнале «Техника-молодежи» за 1980 год не прочитал статью историка Прищепенко, где было написано, что на Руси в каждом крестьянском доме на стене висел дубовый щит! Начал смотреть журналы «Советская археология», а там статья о щитах, найденных в болотах Прибалтики. Все из липовых дощечек, обшитые кожей, и даже с деревянными умбонами, копирующими формой железные! Ну а потом каких только щитов не пришлось увидеть, включая знаменитый ацтекский щит из перьев, попавший в сокровищницу императора Карла V, и который ныне экспонируется во дворце Новый Ховбург в Вене, в императорском арсенале. Ну а сегодня мы продолжим знакомиться со щитами из экспозиции музея Метрополитен в Нью-Йорке…

В предыдущей статье мы показали несколько щитов из Позднего Средневековья, так называемых баклеров, и вот перед нами еще один…

Баклер держали одной рукой, а не носили, надев на руку, и использовали вместе с мечом прежде всего для самообороны. Изготовлен он был недалеко от города Рексем на границе Англии и Уэльса. Конструкция сочетает в себе декоративность и функциональность: железные заклёпки с латунными наконечниками крепят концентрические стальные кольца к центральному умбону на основе из дерева и кожи. Результат — эффектный и привлекательный внешний вид и нужная прочность. Материалы: железо, свиная кожа, латунь, дерево, лён. Диаметр 36,2 см. Вес 2,27 кг.


Щит сэра Джона Смайта (1534–1607), Аугсбург, ок. 1575–1585 гг.

Этот прекрасно украшенный щит входил в небольшой гарнитур, изготовленный для елизаветинского придворного сэра Джона Смайта. Большая часть гарнитура, по-видимому, была изготовлена в Аугсбурге, хотя дополнительные детали были сделаны позже в английских королевских мастерских в Гринвиче. Внутренняя часть щита проштампована клеймом, состоящим из буквы A в перламутровом круге. Его чрезвычайно тонкое травленое и позолоченное украшение включает большие картуши с аллегорическими фигурами, представляющими Фортуну, Справедливость и Стойкость. Элементы для легкой кавалерийской брони и другие части гарнитура Смайта хранятся в Королевской оружейной палате в Лидсе. Материалы: сталь, золото. Диаметр 55,6 см. Вес 3600 г.


Значок посланника, возможно, итальянский, 1400-1450 гг.

До введения правительствами регулярной почтовой службы письма и сообщения должны были перевозиться герольдами и доверенными посланниками, нанятыми феодалами или городскими магистратами. Эти люди во время своих официальных миссий различались по значкам в форме щита, которые носились на одежде и отображали геральдические гербы их работодателей. В некоторых ранних образцах эти значки были сделаны в виде коробок с крышками, вероятно, для хранения верительных грамот или даже небольших сообщений на пергаменте. Многие значки были сделаны из серебра и часто украшались эмалью. Материала: железо, медь, бронза, золото, эмаль. Длина 12,1 см. Вес 85 г.


Щит (Rotella или Brocchiere) из доспехов семьи Вёльс-Колонна Италия, Милан, ок. 1570-1580 гг.

Этот стальной щит для пехоты имеет тонко протравленные сегменты с гербом великого герцога Маркантонио Колонна (1535–1584), чередующиеся с фигурами из классической мифологии. Первоначально он был частью более крупного гарнитура – набора сменных элементов доспехов для человека и его лошади (сейчас в коллекции Музея искусств Кливленда). Ансамбль представлял образ носителя как богатого и образованного человека. Материалы: сталь, медный сплав (латунь), кожа, конский волос, текстиль. Диаметр 55,2 см. Вес 3895 г.


Щит для турнира (тарч). Немецкий, ок. 1450 г.

На щите герб, принадлежащий либо семье Готсманн, либо родственной семье Тюрригель, оба из Франконии. Девиз на немецком языке: HAB MYCH ALS ICH BIN... (Прими меня таким, какой я есть...). Украшение с его яркими цветами на серебряном фольгированном фоне удивительно хорошо сохранилось, поскольку оно было скрыто в течение столетий под слоями более поздней краски. На кожаной подкладке задней части щита видны следы раскрашенной фигуры Святого Христофора, чье изображение, как считалось, защищает от внезапной смерти. Материалы: дерево, кожа, лен, гипс, пигменты, серебро. Длина 55,88 см. Ширина 40,64 см. Вес 2159 г.


Щит-перчатка. Немецкий, ок. 1600 г.

Этот необычный щит имеет элемент, похожий на перчатку, встроенную прямо в его корпус, который закрывал руку пользователя и поддерживал вес щита. Выступающие планки на нем могли поймать острие меча противника. Некоторые похожие образцы имеют прикрепленные к ним клинки мечей. На первый взгляд этот щит весьма непрактичен, для фехтования или защиты неудобен, по размерам он слишком большой и тяжелый, да еще и неправильной формы. Но, возможно, он был предназначен для создания устрашающего облика воина, нежели для его серьезной защиты. Материалы: сталь, латунь, кожа. Длина 71,75 см. Ширина 63,18 см. Вес 5896,7 г.


Решётчатый щит-мишень для турнира. Германия, Аугсбург, ок. 1550-1560 гг.

Видов турнирных поединков к середине XVI века было великое множество. Разными были и правила. Так, при подсчёте очков на некоторых турнирах герольды присуждали дополнительные очки, если копьё ударялось достаточно сильно и при этом ломалось. Выступающие решётчатые полосы на этом щите как раз и предназначались для того, чтобы удерживать на нем корончатый наконечник копья, увеличивая при этом вероятность его разрушения. Пространство внутри решётки украшено искусной гравировкой с изображениями реальных и фантастических животных, включая льва, коня, грифона и двуглавого орла. Материал – сталь. Вес 3800 г.


Доспехи для турнира, приписываются Антону Пеффенхаузеру, Германия, ок. 1580 г.

Этот доспех обладает элегантной скульптурной выразительностью, характерной для лучших аугсбургских доспехов. Внешне он идентичен серии турнирных доспехов, заказанных герцогом Баварским в 1579-1580 годах у Антона Пеффенхаузера, ведущего оружейника Аугсбурга второй половины XVI века. В турнире, по немецкому обычаю, два бойца, вооруженных тупыми копьями, скакали друг на друга, левый бок к левому, и были разделены барьером (называемым «террасой»), предназначенным для того, чтобы они лишь сломали свои копья или сбили противника с седла, но никоим образом при этом бы не столкнулись. Поскольку левый бок всадника был особенно уязвим, ему была предоставлена дополнительная защита в виде больших гладких усиливающих пластин, которые и отражали удар копья. Характерными особенностями этих доспехов являются шлем, прикрученный к нагруднику и спинной пластине, тилт-тарч (дополнительная панцирная пластина для левого плеча – причем она гладкая, чтобы наконечник копья с нее соскальзывал), прикрученная непосредственно к нагруднику (еще одно название – грангарда), пасгарда (пластина над левым локтем) и манифер (увеличенная левая перчатка). Общая высота доспеха 174,6 см. Ширина в плечах 45,72 см. Вес всего доспеха 36,8 кг.


Пистолетный щит. Англия, ок. 1525 г.

Основание щита образовано двумя слоями дерева, покрытыми тиснеными стальными пластинами. Восемь усиливающих выступов облицованы шайбами из красной шерсти, теперь полностью изношенными, которые служили украшением. В центре находится тяжелый умбон с отверстием для круглого ствола, а над ним — прицельная прорезь и решетчатое смотровое окно. Внутри щит облицован прокладкой из ткани под рукояткой. Раньше по внешнему краю был прикреплен металлический ободок.

Сам пистолет очень простой, массивной конструкции, заряжается с казенной части с помощью перезаряжаемых стальных патронов и снабжен запальным отверстием наверху. Патрон запирался в патроннике шарнирной железной петлей с пружинной защелкой. Щит держали на левой руке, а пистолетом управляли правой; и как только затвор был закрыт, заряд можно было поджечь вручную с помощью фитиля, зажатого в специальном кронштейне (ныне утерянном), справа от затвора.

Этот щит является одним из большой серии, которая, как считается, была изготовлена для телохранителей короля Генриха VIII, из которых тридцать пять были указаны в инвентарном списке Оружейной палаты Тауэра, составленном в 1547 году после его смерти. Обычно их связывают с документом 1544 года, в котором некий Джованни Баттиста, художник из Равенны, предложил английскому королю свои услуги, перечислив среди своих изобретений «несколько круглых щитов с ружьями внутри, которые стреляют по врагу и пронзают любую броню». Однако, за исключением нескольких щитов, изящно украшенных гравировкой в итальянском стиле, мало доказательств, связывающих эти щиты с этим Джованни Баттистой.

Большинство щитов довольно грубой работы, включая и данный экземпляр, что позволяет предполагать, что они могли быть изготовлены на месте, возможно, в самом Тауэре по итальянским образцам. Этот щит, как и другой в музее Метрополитен, был куплен князем Питером Солтыковым у лондонского торговца Сэмюэля Пратта, который, в свою очередь, как говорят, приобрел их непосредственно в Тауэре, а князь в свою очередь продал их музею. Два других щита из этой же серии также хранятся в американских музеях: один в Художественной галерее Уолтерса в Балтиморе, а другой – в коллекции Джорджа Ф. Хардинга в Художественном институте Чикаго. Материалы: сталь, дерево, шерсть, латунь. Диаметр 47,0 см. Вес 4791,1 г. Калибр ствола 13,97 мм.

Продолжение следует…
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    Сегодня, 04:43
    Другие мальчишки довольствовались кругами от бочек – тяжелыми, но тоже очень прочными
    У меня в детстве была старая крышка с ручкой от большой кастрюли wink
  2. +2
    Сегодня, 04:56
    Сам пистолет очень простой, массивной конструкции, заряжается с казенной части с помощью перезаряжаемых стальных патронов

    Вот это заинтересовало. 16в все-таки. Почему идея так долго задержалась?
  3. +1
    Сегодня, 05:21
    Доспехи для турнира, приписываются Антону Пеффенхаузеру, Германия, ок. 1580 г.

    Простите за нескромный вопрос к автору hi ...как рыцарь в таком доспехе ходил по большому и малому?
    Я так прикинул что и присесть то в нем на корточки большая проблема. what
    1. +2
      Сегодня, 05:29
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      .как рыцарь в таком доспехе ходил по большому и малому?

      Памперсов тогда не было.... winked
    2. +1
      Сегодня, 06:37
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      как рыцарь в таком доспехе ходил по большому и малому?
      Точно так же, как и в службе охраны президента. Не кушать слишком много жирного, а перед тем как заступить на дежурство опорожниться, ну а далее терпеть до конца смены wink
    3. +2
      Сегодня, 06:42
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Доспехи для турнира, приписываются Антону Пеффенхаузеру, Германия, ок. 1580 г.

      Простите за нескромный вопрос к автору hi ...как рыцарь в таком доспехе ходил по большому и малому?
      Я так прикинул что и присесть то в нем на корточки большая проблема. what

      Так же, как и водолаз, пожарный или балерина - снимал после турнира/работы
    4. +1
      Сегодня, 06:57
      ...как рыцарь в таком доспехе ходил по большому и малому?
      На счет "по малому", потоотделение в доспехе такое, что один физиологический процесс заменяется другим.
      На счет "по большому", жрать перед боем - плохая примета.
    5. +1
      Сегодня, 07:11
      Я так прикинул что и присесть то в нем на корточки большая проблема.
      Был такой исторический персонаж, Жан ле Менгр II, по прозвищу "Бусико". Так вот он в доспехе по приставной леснице лазал, подтягиваясь на руках.
      1. +1
        Сегодня, 09:03
        «он в доспехе по приставной леснице лазал, подтягиваясь на руках» - наверное «Бусико» лазал по лестнице в боевом доспехе, а тут турнирный, который по определению и гораздо тяжелее и менее удобен.
        1. +1
          Сегодня, 09:08
          Вы правы, Сергей. Во времена Бусико еше не было турнирного "обвеса", но тогда поддоспешник был такой, что вместе с "железом" тянул на 30-35 кг.
    6. +1
      Сегодня, 08:08
      Как и все ходили, ножками до комнаты специальной. Турнирный доспех одевался на короткое время сшибки.
      В боевом же доступ к соответствующим частям одежды и тела свободный. Можно сходить до ветру не снимая железа.
    7. +1
      Сегодня, 08:47
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      таком доспехе ходил по большому и малому?

      Без проблем. Оруженосец снимал часть брони и рыцарь без проблем облегчался...
  4. +3
    Сегодня, 07:22
    Значок посланника, возможно, итальянский, 1400-1450 гг.
    Почти "Феррари". laughing
    Спасибо, Вячеслав Олегович!