F-35I Adir: лучшее, что может быть на той стороне?

Когда хочешь что-то узнать о каком-то оружии, надо лезть в информпространство той страны, где оно было сделано. Это 101% успеха, потому что то, что тебе не расскажут на официальных страницах, запросто можно почерпнуть на неофициальных.
Израиль в этом плане исключение. Там на форумах не так интересно, но вот что касается официальных страниц, то касаемо нашей темы, F-35I Adir, то в море хвалебного елея может запросто утонуть американский авианосец класса «Форд».
Однако даже в таких условиях можно получить весьма приличное количество информации, на основании которой можно сделать выводы об этом самолете. И мы сейчас сделаем, поскольку F-35I Adir – действительно самолет мало того, что отличающийся от изначальной американской конструкции, так еще и машина без преувеличения, выдающаяся. Вопрос только как и в чем.
Отставим в сторону все дифирамбы типа
Израильские СМИ заявили о том, что все цели были поражены, йеменская сторона сообщила, что они тоже поржали от души.
Но тут надо сказать, что от хуситских зенитчиков шарахаются даже американские летчики с военных баз Ближнего Востока. Но это не делает F-35I Adir плохим самолетом, будем объективны.

Вообще, конечно, евреи красавцы. Чего им стоило выбить еще в те времена из США право на самостоятельную установку собственных потрохов в самолеты, вряд ли кто-то расскажет. Но факт – все самолеты Израиля очень сильно отличались от прародителей в плане электроники.
Причем – в лучшую сторону.
Вопрос «Что такое F-35I Adir и чем он отличается от обычного F-35» задавался не раз
Но у нас ни разу не разбирали самолет до винтика, чтобы понять всю глубину изменений. Итак, пройдемся по существу.
1. Был заменен главный компьютер, поставили свой, который позволял быстро интегрировать израильское вооружение.
Хорошо это или плохо – вопрос. Современный самолет – очень тонкая структура, и менять в ней одну из важнейших частей – риск приличный. Но однозначно в Израиле справились, потому что самолеты летают.
2. Установлены улучшенные дисплеи и шлемы с проекционными дисплеями израильского производства.
Да, тоже только в плюс. И вообще израильская электроника – это серьезное дело.
3. Все истребители F-35 оснащены системой радиоэлектронной борьбы AN/ASQ-239 производства компании Ratheon. Американцы разрешили израильтянам интеграцию собственных модулей РЭБ в систему, что значительно по мнению израильских военных, улучшило противодействие комплекса обороны современным системам ПВО.
Где израильские летчики возьмут современные системы ПВО в регионе – это вопрос. Но им же лучше, потому что старье, которое на вооружении у арабов они точно сделают.
4. Защищенные системы обмена данными, оптимизированные для совместных операций с F-15 и F-16 израильского производства, тот же Link 16, только исключительно для своих самолетов.
Интересное новшество, но снова неясно, кто будет их взламывать: хуситы или персы. А что касается тех, кто реально может поломать и подслушать, до тех Израиль точно пока не долетит. И это уже совсем другой вопрос.
5. Подвесные баки, которые не ухудшают стелс-характеристики. Разрабатывали совместно, IAI и Вoeing. По идее, с такими баками, F-35I может пролететь на тысячу километров больше, что в целом неплохо, но до многих самолетов мирового уровня «пингвину» все равно далековато.
По крайней мере, проводя операцию «Дни покаяния» в октябре 2024 года, израильские самолеты смогли пролететь около 2 000 км, устроив что-то вроде атаки на Иран. Почему «что-то вроде» - давайте просто посмотрим на эффективность применения.

Начать, пожалуй, стоит с того, что да, израильский F-35I – это единственный реально воюющий F-35 в мире. Остальные… остальные не спешат. Из 10 стран-операторов только израильтяне гоняют свои самолеты по полной программе. Конечно, в «Днях покаяния» принимали участие никак не 100 F-35I, как пишут некоторые еврейские и проеврейские сайты, у них просто столько нет. 100 самолетов, принимавших участие в операции – это и F-15, и F-16. И в том числе и F-35I. Думаю, что не больше эскадрильи, то есть, не более 12 штук.
Тот радостный вой, который был поднят в израильской прессе относительно того, что «все цели поражены, все самолеты вернулись обратно» - это, конечно, никто не запретит такое делать. Да никто и не против, но вот неплохо было бы и доказательства предъявить.
Между тем, восхвалений было очень много. Как же, ведь оставшиеся практически незамеченными самолеты Израиля нанесли точные удары… Вот только по чему они били – там, как говорится, показания расходятся. В зависимости от того, где брали информацию СМИ. То ли F-35I были по объектам ядерной энергетики, то ли не били и все в таком духе.
По словам официальных лиц США, Израиль нанёс удар по критически важным компонентам инфраструктуры Ирана, связанной с баллистическими ракетами, уничтожив 12 объектов производства твердотопливных ракет. Таким образом, Иран лишился возможности пополнять свои запасы ракет. Официальные лица США добавили, что Ирану потребуется не менее года, чтобы возобновить производство ракет.
Правда, уже через полгода Иран начал массово присылать ответы в Израиль, причем, в таких количествах, что реально треснул хваленый «Железный купол» и сами израильтяне начали устраивать истерики руководству страны. Было? Было. И ответы руководства в стиле «А мы не знали, что у них столько ракет» тоже были.

Позволю себе процитировать один израильский сайт:
Повреждены заводы по производству ракет и беспилотников
Выведены из строя ключевые радиолокационные станции
Иранские силы сбили "мало или вообще ни одной" из ракет, запущенных примерно сотней израильских истребителей»
Кстати, вот относительно С-300, которая прикрывала международный аэропорт имени Имама Хомейни. Да, вот ее расстреляли безнаказанно, а почему? А потому, что в ту ночь в небе над Тегераном было более 30 гражданских самолетов, в том числе, пять наших бортов, рейсами из России и в Россию. Но господам евреям на такие мелочи было наплевать.
Тут вопрос: знали ли иранские военные о не самой приятной особенности старых советских ракет наводиться на другую цель? Скорее всего, знали, ибо там, где ПВО, там внимательно следят за тем, что происходит в небе.
Знали ли в войсках ПВО Ирана о печальном пуске ракеты сирийского комплекса С-200 по израильскому самолету, который спрятался за российским Ил-20? И вот тут становится понятно, что иранцы знали, потому пуском не спешили. И израильтяне знали, и просто прикрывались гражданскими иностранными бортами.
Ну что, в принципе неплохая тактика «живого щита», у евреев было у кого поучиться. Все нормально.
Относительно всего остального списка «побед», конечно, какая-то часть – правда. Вопрос только в том – какая. То, что было продемонстрировано Ираном через полгода, как-то заставляет задуматься над тем, что то ли израильские удары по заводам ракет и БПЛА не попали в цель, то ли их (заводов) у Ирана столько, что «отряд не заметил потери бойца».
Но «Дни покаяния», точнее, ночь – это было начало.
Еще одна цитата из хвалебной оды F-35I:
Если операция «Дни покаяния» в октябре 2024 года стала демонстрацией возможностей F-35I, то операция «Восходящий лев» 13 июня 2025 года превратилась в настоящую кульминацию стелс-войны. То, что произошло в тот день, навсегда изменило представления о современных военных операциях.
В ранние утренние часы 13 июня Израиль запустил самую масштабную военную операцию против Ирана в современной истории. Более 200 израильских истребителей, применив около 330 различных боеприпасов, нанесли удары по более чем 100 целям по всему Ирану. Но масштаб — это еще не все. Уникальность операции заключалась в сочетании традиционных авиаударов с совершенно новой тактикой.
Операция развернулась в два этапа: сначала активировались предварительно размещенные в Иране взрывчатые дроны, которые поразили радары ПВО и узлы связи, создав дымовую завесу. Затем более 200 израильских истребителей, многие из которых были F-35 Adir с ракетами класса «воздух-поверхность», провели точные удары.
Результаты операции «Восходящий лев» потрясли военных аналитиков…»
Что касается первой части, которую организовали спецслужбы Израиля с нанятыми агентами в Иране и беспилотниками – вопросов нет, аплодисменты. Что касается 200 израильских истребителей, каждый десятый из которых был F-35I, а потом еще и американских F-22 и В-2, уничтоживших иранские атомные объекты…
Нет, право, сколько можно? Ну все-таки не компьютерная игра, где противник быстро и бесконечно восстанавливает ущерб от твоих действий? Эта бесконечная уже песня про уничтожение иранских ядерных объектов начинает надоедать.
Ну а что касается погибших иранских ученых и военнослужащих… Судя по тому, что некоторые «погибшие» живее многих живых, и это было показано в эфирах – все не так однозначно. Кто-то возможно и действительно погиб, а кому-то возможно выгодно, чтобы его таковым считали. Как-то сложно представить себе бригадного генерала КСИР, живущего в квартире стандартной девятиэтажки, как это было показано. Не та страна, ну а если израильтянам так хочется сыграть роли «Камеди клаба» - мы им такого запрещать просто не имеем права. Долбануть в конкретно взятую квартиру современные ракеты могут, но вот будет ли в ней генерал – это вопрос на стоимость ракеты.
На самом деле Иран признал гибель некоторого количества своих военнослужащих и ученых, однако вопрос количества, которое расходится в сводках Израиля и Ирана, мы рассматривать не станем.
Вообще существует мнение, что все эти рассказы о ракетах, точно поразивших помещения, в которых находились иранские ученые и военные – это очень неплохо состряпанная информация от израильских аналогов ЦИПСО.
Без сомнения, С-300ПМУ2, находящийся на вооружении Ирана – это не самый современный комплекс. Без малого 30 лет, и, скорее всего, не модернизировавшийся как положено. Однако, даже в таком состоянии, С-300ПМУ2 – это очень серьезное оружие, действующее на дистанциях до 200 км. Более того, возьмусь утверждать, что в радиусе действия С-300ПМУ2 ни один израильский самолет не подойдет к этому ЗРК на дистанцию броска бомбы. А дистанция эта 40-50 км.

То есть, те, кто писал сказочку о том, что израильские F-35I подошли к С-300 на 50 км и уработали его бомбами, а именно такое и пробовали скормить израильтяне всем, они, естественно, не сидели в кабине самолета, когда там начинает орать сигнализация. Отсюда и сказочки такие, собственно.
F-35I такой незаметный, что смог? Хорошо, но они, согласно сюжету сказки, летели среди других самолетов израильских ВВС. А те, что F-15, что F-16, у них с невидимостью никак, потому их-то операторы С-300 должны были видеть прекрасно…
А получается, что операторы ничего не видели и не слышали. Давайте подумаем, в какой ситуации вообще такое возможно. А возможно даже в нескольких ситуациях: например, операторы утратили возможность видеть и слышать физически. Могло такое произойти? Согласен, могло. Причем, даже в двух вариантах. Если уничтожить антенну радара, влепив в нее дрон-камикадзе или уничтожив расчет. Оба варианта хороши.
Вот только причем здесь F-35I?

Израильские агенты завербовали себе помощников, разместили с их помощью на иранской территории дроны-камикадзе и управляемые мины. Когда дроны стартовали к целям, система ПВО не сработала, поскольку практически любая система ПВО отслеживает в первую очередь траектории полета с внешних соседних территорий, и до событий в России как-то полеты внутри страны не несли в теории такой опасности.
И здесь хочется повторить свой вопрос, который становится риторическим. Где роль F-35I? Что-то ее совсем не видно, если начистоту.
До октября 2024 года иранская система ПВО считалась одной из самых мощных в регионе. На самом деле, это тоже цитата, но без кавычек, ибо сарказм. Конечно, если сравнивать с ПВО Ирака, Сирии, Афганистана, Йемена – то да, иранское ПВО – оно очень даже ПВО.
Если же смотреть на вопрос серьезно, то для страны, площадь которой 1 648 195 км² (17-я в мире), такое ПВО, которое было у иранцев – это ни о чем. Если отбросить весь неликвид, то по сути, вся оборона воздушного пространства страны основывалась на:
- С-300. 4 дивизиона, 32 ПУ.
- Тор-М1. 29 ПУ.
- Бавар-373. Копия С-300П, но РЛС с АФАР. Количество неизвестно.
- Панцирь-1С. Количество около 20.
Вот это – реально современные ЗРК в ПВО Ирана. Все остальное, все эти улучшенные версии нашей С-75, французского «Кроталя», британского Sea Cat, американского Hawk, китайской HQ-7 (которая тоже чья-то копия) – все это реальная рухлядь, способная сбить крылатую ракету или что-то медленно летящее, но совершенно непригодная против современных самолетов с современными комплексами обороны.
Так что говорить о каком-то таком провале иранского ПВО можно, вот только насколько эта «победа» - победа вообще? «Железный купол» и «Пэтриот», F-35 и F-15 против F-5 и F-14, Hawk и Cronale – мы вообще о чем?
А мы о том, что армии Израиля и Ирана – это армии из двух разных столетий. Одна из 21-го, вторая – из 20-го. И то, что Иран смог создать вполне вменяемую баллистику и крылатые ракеты, ничуть не облегчает его участи.
Но факт: провала не было, было техническое превосходство. И с израильской стороны даже некоторые были столь любезны, что перечислили компоненты этого превосходства:
- иранская ПВО базировалась на системах 1960-70х годов, модернизированных в 2000-х.
Да, это так, это справедливо. С-300П – это совсем не то, что С-400.
- отдельные комплексы работали изолированно, без единой системы управления.
Снова справедливо, но если посмотреть на то, чем располагает ПВО Ирана, то всю эту кучу металлолома вообще малореально как-то объединить. Слишком разные ЗРК из разных эпох.
- израильские системы электронной борьбы оказались эффективными против радаров
Да, израильские системы РЭБ действительно хороши.
- недостаточная подготовка операторов для работы в условиях массированного удара
Простите, а где сегодня операторы умеют работать в таких условиях? Не берем нас и Украину, те же израильские операторы точно так же пропустили много чего как в прошлом году. Так и в этом.
- координация израильских ВВС и ССО — синхронизация авиаударов с активацией предварительно размещенных дронов.
- сочетание дронов-приманок, РЭБ и точечных ударов, создание «эффекта роя» при координации большого количества воздушных платформ.
- использование высокоточных боеприпасов позволяющее минимизировать побочный ущерб.
И, наконец, последний довод, приведенный израильской стороной за то, что их F-35I – нечто такое, крутое и совершенное:
- израильский F-35I стал единственным вариантом F-35 в мире, проводящим реальные боевые операции с внешней подвеской вооружения.
И вот против этого сказать мне нечего, это действительно так. F-35I действительно единственный вариант F-35, ведущий боевые действия. Но вот насчет внешней подвески – ни для кого не секрет, что стоит что-то подвесить под крылья «пингвину» - и прощай малозаметность!
Получается, что в Иран F-35I летали с боевой подвеской? То есть, все эти рассказы про то, что F-35I использовали малозаметность по полной программе и «невидимыми тенями» скользили в иранском небе, уничтожая что-то там – сказочка?

Да. Но что прикажете делать господину Нетаньяху, которого чуть было не вышибли из кресла возмущенные граждане Израиля, которых обстоятельства начали лишать жизни, здоровья и жилплощади? Биби очень нужна была победоносная война, в которой Израиль непременно должен был победить «малой кровью и на чужой территории».
Потому обе стороны начали упражняться в составлении радужных отчетов. Иран начал показывать сказки про сбитые F-35, Израиль ответил рассказами об уничтожении самых разных объектов, но: доказательствами не удосужились себя напрячь ни первые, ни вторые.
Иран не показал ни одного номера со сбитых F-35I, а Израиль не предоставил ничего, кроме заявлений и невнятных спутниковых снимков каких-то разбитых сараев. В общем – «Скучно, девочки…», как говорит российский президент.
«Война фейков» закончилась ничьей.
Однако, есть два момента, которые надо отметить
В ноябре 2024 года иранские официальные лица заняли неожиданную позицию. Давуд Шейхиан, заместитель командующего аэрокосмическими силами КСИР, заявил, что Иран не нуждается в зарубежных системах ПВО нового поколения, поскольку уже обладает собственными системами, которые якобы превосходят любые иностранные аналоги. После июньских событий эти заявления выглядят, мягко говоря, недальновидно. И сегодня уже иранцы выдвигают какие-то претензии в сторону России относительно того, что им что-то там не поставили. Впрочем, это нормально.
Двенадцатидневная война показала, что состояние иранской ПВО никак не может претендовать на современное и имеющее возможность отражать атаки действительно современных самолетов.
Израиль потому и громко отмечает «победу», поскольку очень дорогие F-35I заслуженно победили противника из прошлого века.

Да, десятки статей на тему того, как хорош F-35I, что начала войны израильские F-35I налетали более 15 000 операционных часов, участвуя в тысячах боевых вылетов на множественных фронтах, в общем – гром победы, раздавайся.
Интересная цифра, кстати, насчет часов. А если ее умножить еще и на 42 000, а столько в долларах стоит один летный час F-35, то получим 630 000 000 долларов США. То есть, фактически ВВС Израиля по деньгам отлетали почти на 8 самолетов.
Но тут прошла информация, опять же, с той стороны, что Израиль планирует расширить свой флот F-35I до 75 самолетов в ближайшие годы.
В общем, как я уже говорил в других материалах, по-хорошему обе страны должны пересмотреть свое ПВО. Оно совсем никакое у Ирана и не способное противостоять Ирану, у Израиля.
Но мы же про F-35I…

Про единственный воюющий F-35… А как с ним? Судя по тому, что Иерусалим будет покупать еще столько же к имеющемуся количеству «пингвинов», вроде бы всех все устраивает. А особенно устраивает США, которые получают неплохой такой заказик от своего союзника.
F-35I как самолет хорош. Он реально современный, навороченный и просто прекрасно подходит для так называемой «войне с папуасами». ЗРК родом из 60-х годов и самолеты примерно такого же возраста – идеальные соперники, на которых можно сделать рекламу и самоутвердиться.
Реклама нужна американским производителям, а самоутверждение и оправдание многомиллионных затрат – израильтянам. Так что в 12-дневной войне каждый получил свое.
Но доказывать всему миру с пеной у рта, что F-35I – лучший самолет мира и вершина эволюции – это несерьезно. Самолет неплох, особенно тогда, когда ему реально никто не противостоит. Когда РЛС выведены из строя дронами и завербованными агентами, практически расчистившими путь самолетам. Никто не говорит, что это неплохо, но заслуга в такой операции лежит не на самолетах, а на штабистах, все рассчитавших, и спецуре, все провернувшей.
Ничего предосудительного в том нет, но: если бы F-35I ожидали не старые С-300П (С-300ПМУ2 в Иране был один дивизион, то есть, 4 ПУ) и подмарафеченные «Хоуки», которые старше автора этих строк, и не F-5 и F-14, которые тоже постарше будут, хоть и немного совсем, а, скажем, Су-30 или Су-35 – вот тогда было бы интересно посмотреть на результат.
Да, мне пришлось прочитать очень много ничем не подтвержденной похвальбы со стороны Израиля, и в чем-то я их понимаю и оправдываю. Но чем больше они нахваливают свои F-35I, тем больше сомнений в том, что вся похвала заслужена.
Все «боевые заслуги» F-35I как единственного воюющего «пингвина» - в Секторе Газа, Йемене и Иране. То есть, там, где не могут дать сдачи ни при каких условиях. Да и то, последний раз в небе над Йеменом было… неуютно.
В этом отношении Израиль, конечно, смотрится некрасиво. Как омоновец, победивший всех в детско-юношеской спортивно школе по борьбе. Но есть уверенность в том, что рано или поздно F-35 в лице все тех же Adir встретятся с равными противниками. Или – вполне вариант – с превосходящими их по возможностям.
Пока же F-35 не впечатляет своими «победами». Понятно, что в Израиле испортят тонны бумаги и сотни терабайтов, доказывая обратное, однако это совсем не означает, что «пингвин» - это будущее мировой авиации, как это пытаются доказать в Израиле.
Более того, если F-35I – это лучшее, что есть на той стороне, то в принципе, можно пока спать спокойно.
Информация