«Арабия» — «пароход Тома Сойера» удивительной судьбы

4 762 38
«Арабия» — «пароход Тома Сойера» удивительной судьбы
«Арабия» на ходу. Художник Гэри Люси


Быстро продал он нашу маленькую лавчонку, и 10 апреля 1856 года мы уехали из Сан-Луи на новеньком пароходе «Чиппева», недавно купленном компанией. Было мне тогда тринадцать лет, а на пароходе я ехал впервые. Когда колесо за кормой стало разбивать лопастями воду и пароход быстро поплыл вверх по течению, я пришел в восторг и готов был плясать по палубе, вспомнив, что нам предстоит пройти по реке около трех тысяч километров до места нашего назначения



Джеймс Уиллард Шульц. «С индейцами в Скалистых горах»


Артефакты истории техники. Интересно, что некоторые артефакты истории были на момент своего существования в прошлом абсолютно ничем не примечательны, но стоило им только попасть в некий катаклизм, как их историческая ценность многократно возросла. Вот, например, римские Помпеи. Ничем особо не примечательный городок, каких в Римской империи были сотни, если не тысячи. Но… стоило ему погибнуть, как он приобрел огромное историческое значение, ибо стал своеобразным хранилищем множества других памятников прошлого, причем памятников, абсолютно точно документированных по времени. То же самое касается и старинных затонувших кораблей, найденных на дне морском – это самые настоящие «корабли сокровищ», хотя на них очень часто не находят ни золота, ни серебра. «Арабия» — американский колесный грузопассажирский речной пароход, построенный в 1853 году, именно к этим памятникам прошлого как раз и относится.


Такое на реках Америки можно было увидеть очень часто…

5 сентября 1856 года «Арабия» потерпела крушение и затонула вблизи городка Парквилл на реке Миссури. Пассажирам и членам команды удалось спастись, но вот около двухсот тонн различного груза спасти не удалось. Попытались достать груз виски, который якобы находился на борту «Арабии», но, увы, безуспешно. А в последнюю четверть XIX века русло реки и вовсе переместилось на восток, в результате чего останки «Арабии» накрылись пятнадцатиметровым слоем песка и ила.

Однако в 1987 году нашлись искатели сокровищ, которые разыскали «Арабию», а зимой 1988—1989 годов начали ее раскапывать. В итоге археологи-любители сумели поднять на поверхность и сохранившиеся части судна, и, что самое важное, практически весь находившийся на нем груз — по-настоящему уникальную коллекцию предметов обихода и орудий труда эпохи, предшествовавшей гражданской войне в США. Сегодня большая часть этих находок хранится в частном музее «Арабии», расположенном в центре Канзас-сити (штат Миссури).


Понятно, что модель парохода «Арабия» очень популярна среди американских моделистов. Вид модели спереди


Палубный груз и… дрова!

Постройка и служба


Построили «Арабию» в 1853 году на верфи судостроительной компании «Прингл Боат Билдинг» в городке Браунсвилл, что в 25 милях от Питтсбурга. Название судна родилось не случайно. Дело в том, что в США тогда бытовала поговорка: «Хорошо построенный пароход поплывёт и по пескам Аравии». Вот по ней этот пароход и назвали. При длине корпуса в 55 м «Арабия» брала на борт до 220 тонн груза. Паровая машина работала на дровяном отоплении паровых котлов, но, тем не менее, обеспечивала скорость до пяти узлов против течения, а тратила до тридцати вязанок дров за сутки. Фонари «Арабии» питались китовым жиром. Керосиновые лампы в обиход еще не вошли!


Вид сбоку. Можно хорошо рассмотреть устройство гребного колеса

В 1853—1854 годах «Аравия» плавала по рекам Огайо и Миссисипи, а в 1855 году оказалась в числе примерно шестидесяти судов, соединивших обжитые районы Сент-Луиса и Канзас-Сити с новыми поселениями американского фронтира вплоть до Северной Дакоты, то есть плавала вместе с упомянутым выше пароходом «Чиппева».


Красивый пароход, хотя и довольно простой…

На «Арабии» на запад ехали переселенцы, солдаты федеральных войск, коммивояжёры, карточные шулеры и контрабандисты всех мастей. В Канзасе шла гражданская война 1854–1858 годов, и как-то раз на борту «Арабии» нашли оружие для местных аболиционистов. Сторонники рабства едва не линчевали пассажиров, но все-таки обошлось тем, что опасный груз был конфискован. В последнем рейсе на борту судна находилось 130 пассажиров, так что это был по своей пассажировместимости не очень-то уж и большой пароход, хотя и двухколесник. Пассажиры были двух классов: «палубные» (низшие) и «каютные». Сохранилось свидетельство, датированное 1855 годом, одного из «каютных» пассажиров, рекомендовавшего «Арабию» за ее скорость, безопасность и комфорт. Зато другого пассажира, по его словам, владельцы парохода обманули, и он публично призывал пассажиров его бойкотировать.


Вот так выглядели тогда билеты на речные пароходы…

Весной 1856 года судно столкнулось с плавучим бревном и только чудом осталось на плаву, а когда корпус на «Арабии» отремонтировали, на ней взорвался цилиндр паровой машины. Как бы там ни было, пароход постоянно совершал рейсы по Миссури. А в двух рейсах он был полностью заполнен переселенцами-мормонами — и американцами, и эмигрантами из Англии и разных скандинавских стран, которые из сборного пункта в Сент-Луисе таким образом добирались на «зимние квартиры» во Флоренсе (в XXI веке — пригород Омахи, штат Небраска). Здесь, во Флоренсе, состоятельные мормоны садились на заранее купленные бычьи упряжки и так ехали к Солёному озеру. Ну а мормоны-бедняки тащились туда пешком.


Здание музея «Арабии»

Крушение


Миссури была рекой, опасной для плавания. Только в 1830-е годы на ней потерпели крушение и затонули около 400 пароходов, и погибло около тысячи человек. Причем треть пароходов погибла от пожаров и взрывов котлов, а две трети — от пробоин, которые они получили при столкновении с затонувшими или плавающими бревнами и стволами деревьев, вырванных течением реки вместе с корнями. И вот 30 августа 1856 года одно такое дерево (американский орех) пробило трёхдюймовую (76 мм) деревянную обшивку корпуса и вошло в него на три метра. Трюм «Арабии» начал быстро заполняться водой, отчего пароход лёг на левый борт. Впрочем, спаслись все пассажиры парохода и сумели добраться до берега. Спасти удалось и их личные вещи, вот только ночью воры разграбили все сложенные на берегу чемоданы, оставленные почему-то без присмотра, в то время как пассажиры пешком отправились до ближайшего городка.


Гребное колесо. Музей «Арабии» в Канзас-Сити


Форштевень

Очень скоро «Арабия» погрузилась в воду настолько, что над ее поверхностью только лоцманская рубка одна и осталась. Река была бурной, течение сильным. Поэтому страховщики решили не связываться со спасением грузов и уже 10 сентября 1856 года занялись выплатой страховых денег.


Злополучное бревно

Попытки подъёма


В 1871 году газета «Канзас Сити Таймс» написала, что местным жителям удалось снять с парохода несколько бочонков с виски и ящик с посудой. В 1877 году была предпринята попытка добраться до него с помощью деревянного кессона. Две тысячи долларов и четыре месяца упорного труда были потрачены, но искателям сокровищ достался лишь ящик с фетровыми шляпами, а сами они обанкротились.

Уже к 1894 году корпус «Арабии» занесло девятиметровым слоем речных отложений, и, тем не менее, в 1896 году компания из Парквилла все же попыталась до нее добраться. В 1897 году с помощью стального кессона диаметром шесть футов это, наконец, удалось, но бочек с виски найти не удалось. Пытались раскопать «Арабию» и в 1975 году, но также неудачно.


Котлы

Раскопки 1988—1989 годов


В 1987 году поиск «Арабии» начали Боб Хоули с сыновьями Грегом и Дэвидом, Джерри Мэкки и Дэйвом Латтрелл Хоули в качестве партнеров. Уже в течение нескольких лет они занимались тем, что искали «сокровища Миссури», рассчитывая на продажу находок богатым коллекционерам. «Арабия», по словам Грега Хоули, была пятым или шестым судном, которое они решили раскопать.


Скобяные изделия


Обувь


Типографский шрифт и чернила: типография для мормонов из Каунсил-Блафс

Из газет местного архива Хоули узнали, что грузы на пароходе были застрахованы на десять тысяч долларов (максимальная страховка в те годы не превышала пятнадцати тысяч), то есть товары он вез достаточно дорогие и в большом количестве. Правда, с тех пор река так часто меняла свое русло, что, как выяснилось, теперь на месте крушения находилась ферма. Норман Сортор, ее владелец, согласился на проведение раскопок на своей земле за пятнадцать процентов выручки от продажи находок. Это было большой удачей, поскольку на землях федеральной собственности всё найденное по закону принадлежало государству.


Кавалерийские ботфорты, пороховницы, и оружие

Для точного определения места нахождения «Арабии» был использован протонный магнитометр – вот как далеко шагнула поисковая наука! Он показал глубину залегания в 13,5 м ниже уровня грунта. А так как грунтовые воды находились на глубине не более 2 метров от поверхности, пришлось проводить дорогостоящие работы по их отведению. Раскопки решили проводить зимой, когда уровень реки и грунтовых вод должен был быть минимальным. После этого начали искать деньги на проведение работ. Вначале решили, что 50-60 тысяч долларов хватит. Затем собрали 250 тысяч. Но и их хватило лишь на три недели проведения работ. А всего, как оказалось, все раскопки обошлись примерно в миллион!


Сигары

Копать начали 7 ноября 1988 года. По периметру раскопа пробурили двадцать скважин-колодцев глубиной 21 метр, почти достигших скального основания. Насосы производительностью 75 кубометров в минуту качали воду и по проложенным трубам отводили в Миссури. Таким образом место раскопа удалось осушить. Но зато морозными ночами насосы приходилось отключать, а трубопроводы разбирать и сливать из труб воду, чтобы их не разорвало. Но все эти тяжкие труды даром не пропали: 26 ноября корпус «Арабии» показался на свет.

Сначала искателям сокровищ попались резиновые сапоги. Но зато 5 декабря они нашли деревянный ящик с единственной фарфоровой вазой, тщательно обёрнутой в жёлтую солому. А дальше находки посыпались как из рога изобилия. Деревянные изделия хранили в охлаждённой воде, чтобы они не высохли и не разрушились. Все холодильники, которыми можно было воспользоваться, тоже были забиты находками. В итоге найденными антикварными предметами забили холодильники в ресторане ближайшего городка, отчего санитарный инспектор чуть было не упал в обморок. Но… понял всю важность предприятия и преследовать нарушителей не стал. А затем подняли котлы, паровую машину и даже одно из двух огромных гребных колёс. Нашли в трюме и бревно, потопившее «Арабию». Ну а потом Хоули отключили насосы, и уже всего за несколько часов вода полностью затопила место раскопок.


Маринованные вишни


Косметика


Алкоголь

Находки на борту


Самое главное, что находки на борту «Арабии» очень сильно повлияли на представления историков о жизни и быте первопроходцев на Дальнем Западе США. Их представляли грубыми, пьяными и малограмотными, да к тому же еще и бедными людьми. Однако на «Арабии» нашли множество предметов роскоши и деликатесов, причем не только американского, но и европейского происхождения, заказанных или в дорогих магазинах, или даже в самой Франции. То есть всё это было вполне доступно жителям американского фронтира. То есть находки прямо противоречили пониманию его жизни. Тем более что прошло всего два года с момента провозглашения Канзаса территорией, и тем не менее сюда уже везли столько изысканных товаров. То есть, прибытие переселенцев-пионеров, равно как и строительство городов, шли одновременно. Более того: переселенцы, как оказалось, ценили предметы роскоши и были в состоянии их покупать. То есть Запад не был «выпускным клапаном» для неудачников, которые не сумели прижиться на Востоке. Это был типичный средний класс, что было просто удивительно уже само по себе!


Рукоятки для топоров!

Ведь на «Арабии» нашли консервированные вишни в коньяке, сделанные во Франции, консервированные огурцы из Нью-Йорка. Причем один из «копателей» не смог удержаться и решил попробовать огурцы урожая 1855 года. И остался жив! Более того, они оказались вполне съедобными! А еще «Арабия» везла устрицы, сыры, кофе в зёрнах и сигары. В бутылках изящной формы находился перечный соус, изготовленный в Сент-Луисе (бытовых холодильников тогда еще не было, и перечный соус, маскировавший запах несвежих продуктов, был одним из самых потребляемых в США). Нашли здесь и патентованные банки для консервирования — керамические сосуды с многоразовыми металлическими крышками, которые следовало герметизировать расплавленным воском. А еще здесь же было много ящиков с джином, вином, сидром и коньяком. Вот только бочонков с виски не было совершенно. Единственный бочонок на пароходе был с… элем.

Среди товаров была косметика и лекарства — пилюли, мази и микстуры с надписями «Отхаркивающее доктора Джонса», «Мазь для нервов и костей», «Мексиканский мустанг». Духи, обнаруженные на «Арабии», тоже сохранили все свои свойства и аромат. Более того, когда Хоули создали музей «Арабии», они отправили их на анализ в Нью-Йорк и даже заказали современные копии этих духов, чтобы продавать их посетителям музея.


Вы только посмотрите, какая посуда! Один взгляд на нее «разбил мое сердце». А ведь везли её «грубым фронтирщикам», главным развлечением которых, судя по вестернам, были массовые драки в салунах!

На борту парохода нашли около двух тысяч образцов фарфоровой и фаянсовой посуды, которые прекрасно сохранились. И среди них замечательный веджвудский фарфор, из которого так любили пить чай героини романов Джейн Остин! Четыре тысячи пар обуви, от детских туфелек до кавалерийских ботфортов, оружие, самые различные инструменты и скобяные товары от подков до гвоздей – всё это «Арабия» везла сюда, на Дальний Запад.

Правда, ни сам Хоули, ни даже нанятый ими археолог не вели никаких поисковых журналов и документированием находок не занимались. Поэтому были утеряны сведения, которые могли бы связать находки с конкретными людьми. Но зато, по счастливой случайности, архив сохранил имена всех получателей оптовых грузов «Арабии». Хоули оправдывали это тем, что должны были работать очень быстро, ведь каждый день задержки вызывал разрушение раскопанных, но ещё не законсервированных предметов из органики. Тут требовалось великое множество людей-профессионалов и немалые деньги, а этого у них не было. Предприятие ведь было сугубо частным.

Да и вообще, семьи Хоули и Мэкки раскопки вели с единственной целью — всё найденное продать. Но, оценив масштабы всего найденного на «Арабии» — по сути, это был «портал в прошлое», — они решили находки не продавать, а открыть музей! Кстати, фермер Сортор, узнав об этом, отказался от денег, которые сначала хотел получить, и лишь забрал себе на память «двадцать пять вещиц для внуков».

После этого Хоули взяли в аренду большой охлаждаемый склад, все находки туда перевезли и занялись их консервацией и документированием, теперь уже вполне профессиональным. И работа эта заняла… многие годы. Так, к лету 2006 года было описано всего 70% найденного. Многие находки, например обувь, приходилось реставрировать, что было удовольствием не из дешевых.


В одном из залов музея в Канзас-Сити

А еще они начали в это же самое время строить в центре Канзас-Сити здание для музея. Семье оно обошлось в 750 тысяч долларов, что оказалось намного дешевле, чем предложения посторонних подрядчиков. Музей был открыт в 1991 году, но с тех пор ежегодно пополняется. По мнению Грега Хоули, именно здесь сосредоточена самая крупная в США и во всем мире коллекция предметов эпохи, предшествовавшей гражданской войне в США. В зале можно увидеть макет палубы судна в натуральную величину, и на ней смонтированные подлинные судовые механизмы, а также гребное колесо, форштевень парохода и якорь. Здесь же выставлено и «роковое бревно». Ну а витрины вокруг «палубы» заполнены массой находок с «Арабии».
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    Вчера, 05:01
    Для точного определения места нахождения «Арабии» был использован протонный магнитометр – вот как далеко шагнула поисковая наука!

    Протонные магнетометры используются с 1953 года. Так что наука шагнула далеко, но давно.
    1. +2
      Вчера, 05:08
      А сам магнетометр ничего сложного из себя не представляет.
  2. +4
    Вчера, 05:22
    Форштевень

    Вячеслав Олегович - форштевень - это носовая водонепроницаемая оконечность корпуса. А на снимке - stern of the Arabia, "stern" - корма.
  3. +5
    Вчера, 05:35
    Цитата: В. Шпаковский
    Вот только бочонков с виски не было совершенно
    Меня это сильно удивило и я отправился в Google. Виски на борту «Арабии» не было, но были бочки с кентуккийским бурбоном, а это то же самое виски, только сделанное из кукурузы. Вот чего бы я попробовал с превеликим удовольствием - настоящий бурбон из XIX века, а не сегодняшний фуфель из магазинов...
    1. +3
      Вчера, 06:28
      Вот чего бы я попробовал с превеликим удовольствием - настоящий бурбон из XIX века

      Нет ничего проще. Приезжаете в Бардстаун, там, по адресу 1500 Parkway Drive расположена Vintage Whiskey Library компании Bardstown Bourbon Company. У них сохранился бурбон 1892 года. Старее пока не нашли. Стоимость одной порции 30 мл - 1500 американских долларов.
      1. +4
        Вчера, 08:46
        Цитата: Nikname2025
        У них сохранился бурбон 1892 года
        С появлением в середине XIX века ректификационных колонн, умеющих добывать из браги чистый этиловый спирт, технология производства виски/бурбонов фактически скатилась до тупого извлечения этилового спирта. Т.е. бурбон 1892 года - это вроде как уже и не совсем бурбон, хотя все менеджеры и технологи будут рвать на себе телогрейки, доказывая, что в производстве своих бурбонов/виски они используют технологию XVII века...
        Цитата: Nikname2025
        Стоимость одной порции 30 мл - 1500 американских долларов
        За такую цену, пусть они пьют свой бурбон сами... wink
        1. +1
          Вчера, 09:06
          При нынешних технологиях,имея самогонный аппарат и присадки, можно сделать любой алкогольный напиток любого времени. laughing
          1. 0
            Вчера, 21:26
            Цитата: Grencer81
            При нынешних технологиях,имея самогонный аппарат и присадки,

            И некривые руки.
  4. -1
    Вчера, 06:08
    С какой любовью господин Шпаковский относится к американской истории... laughing
    1. +1
      Вчера, 09:50
      Цитата: AllX_VahhaB
      к американской истории...

      Не к американской. К Истории техники...
      1. -2
        Вчера, 11:26
        Цитата: kalibr
        Не к американской. К Истории техники...

        При чём тут техника? Вячеслав, по тексту же видно с каким пиететом вы описываете фронтир, переселенцев, освоение Запада. С каким придыханием вы произносите эти слова... wink
        И в этом нет ничего зазорного, у каждого свои симпатии...
        Если же вас интересует история техники, так напишите статью о первых пароходах на Урале, которые были заложены в 1816 году в рабочем посёлке Пожва на правом берегу Камы. Про их судьбу? Только, подозреваю, вам это совсем не интересно...
        1. +1
          Вчера, 11:47
          Цитата: AllX_VahhaB
          И в этом нет ничего зазорного, у каждого свои симпатии...
          Если же вас интересует история техники, так напишите статью о первых пароходах на Урале, которые были заложены в 1816 году в рабочем посёлке Пожва на правом берегу Камы. Про их судьбу? Только, подозреваю, вам это совсем не интересно...

          Не надо гадать на кофейной гуще и подозревать "от балды". Я зачем в предыдущей статье поместил проекции парохода из Пожвы и написал, что он поплыл одновременно с фултоновским? Будет цикл и о наших пароходах и много о чем еще. Просто по миссисипским больше информации в доступе.
          1. +2
            Вчера, 14:36
            5 сентября 1856 года «Арабия» потерпела крушение и затонула вблизи городка Парквилл на реке Миссури. Однако в 1987 году нашлись искатели сокровищ, которые разыскали «Арабию», а зимой 1988—1989 годов начали ее раскапывать. В итоге археологи-любители сумели поднять на поверхность и сохранившиеся части судна, и, что самое важное, — по-настоящему уникальную коллекцию предметов обихода и орудий труда эпохи, предшествовавшей гражданской войне в США.

            Вопрос к Автору, как моделисту с любовью относящемуся к истории техники.
            Почему на выложенных вами фото моделей «Арабия» современные американские флаги (фото 1), а не флаги времен 1856 года (фото 2)? Вы на это ни разу не обратили внимание. Как это согласуется с вашим утверждением о любви к истории техники? Спасибо.
            1. +3
              Вчера, 15:24
              Цитата: Ричард
              Вы на это ни разу не обратили внимание. Как это согласуется с вашим утверждением о любви к истории техники?

              Разве это моя модель? Пусть кто делал, тот за флаг и отвечает. В данном случае мне был интересен ее внешний вид.
  5. +3
    Вчера, 06:32
    Где же они всё эти грузы размещали на такой плоскодонке? А ведь ещё котлы, машина..
    Средняя продолжительность жизни парохода на Миссури в середине 19в составляла 4 года - ничеси belay . Упертые эти американцы
    1. +2
      Вчера, 09:24
      Утро доброе Всем!
      Реки всегда брали свою жертву.
      Если сравнивать например нашу уральскую Чусовую, то за за два века навигации (которая длилась не более трех недель в год), только три «сплава Чугунных караванов прошли без потерь барок. Человеческие - были обычным делом.
      Всем хорошего дня, Вячеславу спасибо за продолдение цикла!
      1. +5
        Вчера, 11:49
        Цитата: Коте пане Коханка
        Всем хорошего дня,

        Врнулся с дачи и присоединяюсь к словам Владислава. И еще всем читателям ВО шлю розу привета и лилию доброжелательства.
        1. +4
          Вчера, 12:14
          розу привета и лилию доброжелательства.
          Какое уж тут доброжелательство? Это ж Столетняя война!
          1. +3
            Вчера, 12:17
            Цитата: 3x3zsave
            Какое уж тут доброжелательство? Это ж Столетняя война!

            Разве Вы не заметили, Антон, что приближаясь к престолу Всевышнего, я становлюсь все толерантнее? Так что Ваш намек хорош, конечно, оценил его. Но смысл совсем другой!
            1. +2
              Вчера, 19:00
              Разве Вы не заметили, Антон, что приближаясь к престолу Всевышнего, я становлюсь все толерантнее?
              Вы гневливы, Вячеслав Олегович, а это смертный грех.
              1. +1
                Вчера, 19:11
                Цитата: 3x3zsave
                Вы гневливы, Вячеслав Олегович, а это смертный грех.

                Да, Антон, это надо признать. Пытаюсь с этим бороться. Но дается мне это с трудом. Но с другой стороны... "Друзьям все, врагам -закон!"
  6. +2
    Вчера, 06:48
    Круто, ничего не скажешь. И ведь в самом центре капитализиа нашлись люди отказавшиеся от бабла и с понятиями патриотизма.
    По находкам возникает аналогия с "Мэри Роуз"
  7. +4
    Вчера, 09:24
    ,,,был недавно в музее. Удивлен тем, что оказывается ,пароходы с колесом в СССР ещё в 30х годах делали.
    1. +3
      Вчера, 09:57
      пароходы с колесом в СССР ещё в 30х годах делали.

      Колесные пароходы в СССР делали до 60-х, а дизельные - до 90-х
    2. +1
      Вчера, 17:26
      Цитата: bubalik
      пароходы с колесом в СССР ещё в 30х годах делали.
      Колесо - не признак отсталости, оно позволяет ходить по мелководью, капитально расширяя сроки навигации в ряде случаев.
      1. +2
        Вчера, 17:47
        Извиняюсь, а каким образом расширяется срок навигации с эксплуатацией мелководья?
  8. +1
    Вчера, 11:36
    Спасибо за статью. Особо улыбнула обувь. Она симметрична. В то время не делали различия между правой и левой ногой и обувь делали по одной колодке. У меня есть фото прадеда начала 20-го века - там тоже абсолютно симметричные сапоги.
    1. +1
      Вчера, 17:28
      В те годы не было правых и левых ног. Ступни были симметричны. Большим пальцем был Средний, а по краям - два мизинца... ))))

      А в такой симметричной обуви не было дискомфорта ступням?
      Или в процессе носки обувь сама искривлялась по левой-правой ноге?
      1. +2
        Вчера, 17:43
        А в такой симметричной обуви не было дискомфорта ступням?
        Или в процессе носки обувь сама искривлялась по левой-правой ноге?

        Сначала сено или тряпки пихали для удобства. А потом, да, даже обычные носки от долгого использования становятся "левым" и "правым".
      2. +2
        Вчера, 18:07
        Цитата: Крым26
        Или в процессе носки обувь сама искривлялась по левой-правой ноге?

        Да!
        1. +1
          Вчера, 18:28
          Скажем так, это ширпотреб для бедных слоев населения. Основная масса обуви производилась тогда на заказ, с учетом особенностей стопы будущего владельца и уж конечно не "амбидекстерной".
          1. +1
            Вчера, 18:33
            Цитата: 3x3zsave
            это ширпотреб для бедных слоев населения.

            Да. И одежда и белье - все шилось на заказ. Покупать готовое платье считалось моветон - "Дамское счастье" Эмиль Золя.
            1. +1
              Вчера, 18:43
              Даже не Золя, все это было на нашей памяти. Выкройки из журналов "Работница и крестьянка", "Семья и школа" и совсем уж фантастической "Бурда моден".
              К слову, мои первые джинсы шили в ателье.
              1. 0
                Вчера, 19:09
                Цитата: 3x3zsave
                мои первые джинсы шили в ателье.

                И мои! 1972 год. Недавно почти такие же купила моя дочь 50 лет. Чуть было не ахнул...
  9. +3
    Вчера, 11:52
    Статья и рассказ замечательные и интересные, фотографии хорошо рассказывают историю жизни того периода.Я нашел некоторую информацию на официальном сайте NUMA:Первой находкой стала хорошо сохранившаяся чаша Веджвуда, украшенная вручную нарисованным восточным пейзажем. Несколько дней спустя в грязи были найдены ещё двести чаш, тарелок и кувшинов. «С тех пор, — вспоминает Боб Хоули, — каждый день казался Рождеством. Мы находили сапоги, туфли, шляпы, бочки с гвоздями и другие материалы, предназначенные для строительства домов на границе».
  10. +1
    Вчера, 12:01
    Иван Константинович Айвазовский – Волга у Жигулёвских гор 1887
  11. 0
    Вчера, 17:35
    "... На глубине 13,5 метров". Наверно, имеется в виду глубина примерно до главной палубы? Высота судна тоже примерно такая + ила метра 3-4. То есть - глубина от бывшей поверхности реки...Вряд ли столько метров грунта нанесло над штурманской рубкой...
    1. +1
      Вчера, 18:08
      Цитата: Крым26
      Вряд ли столько метров грунта нанесло над штурманской рубкой...

      Не могу сказать, а по фотографиям судить трудно.