«Союз-Аполлон» — вторая встреча над Эльбой. А можем повторить?

5 367 60
«Союз-Аполлон» — вторая встреча над Эльбой. А можем повторить?

Да, пятьдесят лет назад, через тридцать лет после первой исторической встречи на реке Эльбе в 1945 году, над Эльбой произошла не менее эпохальная встреча. И снова русские и американцы протягивали друг другу руки для рукопожатия, хотя страны смотрели друг на друга практически в прицелы.

Сегодня, в век абсолютно безнаказанной информации, можно найти столько «правды» о том полете (особенно в исполнении негодяев от истории типа Константина Калинина), что порой становится противно до удивления. Потому сегодня не будет конспиративных версий, вытащенных из уголков замутненного подсознания, при написании базой стала просто великолепная книга Алексея Леонова «Солнечный ветер» и немного информации от НАСА.



А знаете, с чего все началось?


Будете смеяться, но с книги. Бывший летчик (и неплохой, по сведениям) Мартин Кэйдин, написал в 1964 году роман «Потерянный» с весьма интересным сюжетом: американский астронавт Ричард Пруэтт оказывается на орбите в практически безвыходной ситуации: у него на корабле кончился кислород. Вся надежда – на советский космический корабль «Восток» и его пилота Андрея Яковлева. Их срочно отправляют на помощь американцу, причем процедура спасения была очень лихой даже по тем временам: Яковлев должен был схватить Пруэтта в открытом космосе и затащить в «Восток». «Восток», как мы помним, был одноместным, так что Пруэтт должен был там как-то отсидеться, пока американцы не выведут на орбиту свой «Джемини» и унесут астронавта на Землю.

Через три года книгу перевели на русский язык и издали у нас под названием «В плену у орбиты». Учитывая, что по сюжету в кои-то веки русские не играли роль мирового Зла, перевели и издали несколько раз. Книга стала популярной, как у школьников, так и у взрослых.

А американцы тем временем сняли одноименный фильм, которых отхватил несколько «Оскаров».

Предисловие к нашему изданию написал космонавт №2 Герман Титов. Судя по всему, он был одним из тех, кто использовал повесть как повод еще раз поднять вопрос о мирном сосуществовании не только на Земле, но и в космосе. Идея завладела и заместителем директора (позже – директором) НАСА Томасом Пейном, и он решил донести ее до президента Академии наук СССР Мстислава Келдыша.

Начавшаяся переписка привела к неожиданному результату: 26-27 октября 1970 года в Москве состоялась первая рабочая встреча советских и американских специалистов. В центре обсуждения был вопрос: как совместить средства сближения и стыковки в космосе, которыми пользуются две сверхдержавы. Эта встреча и положила начало проекту «Союз – Аполлон».

ЭПАС – «Экспериментальная программа «Аполлон – Союз»


Прошло два года, два года весьма напряженной работы, но в итоге стороны смогли согласовать все нюансы проекта. И 6 апреля 1972 года было подписано соглашение между советской Академией наук и американской НАСА о программе «Союз – Аполлон». А через полтора месяца, 24 мая, американский президент Ричард Никсон во время своего визита в Москву подписал вместе с советским премьер-министром Алексеем Косыгиным «Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях».

Третий пункт этого документа оговаривал, что первый совместный полет в рамках этого сотрудничества состоится в 1975 году.


Президент США Ричард Никсон (сидит слева) и председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин (сидит справа) подписывают соглашение, предусматривающее полет по программе «Союз-Аполлон», 24 мая 1972 года

Но бумаги – это только половина дела. Совместный проект обретал форму, но на фоне того, что обе страны сошлись не на шутку в космическом противостоянии. Каждой из сторон было выгодно продемонстрировать что-то сверх программы, но общая разрядка напряженности в мире требовала действительно чего-то такого, совместного.

И программа, которая официально называлась ЭПАС – «Экспериментальная программа «Аполлон – Союз», позволяла такое сделать, хотя идеологии там было через край. Дипломаты, которым пришлось стать учеными и ученые, ставшие дипломатами, согласовывали каждый момент ЭПАС, пока космонавты и астронавты начали подготовку.


Валерий Кубасов и Алексей Леонов изучают английский язык в Центре подготовки космонавтов, 1974 год

Когда политики и дипломаты договорились, пришла пора ломать головы ученым


И началась настоящая адская жара, поскольку советские и американские корабли очень сильно отличались и методами стыковки, и приводным оборудованием, и даже составом атмосферы. Последнее было более чем актуально, поскольку советская синтетика, из которой шились скафандры, в условиях кислородной атмосферы «Аполлона» становилась огнеопасной.

А системы стыковки космических кораблей двух стран никак не совмещались между собой, и в случае катастрофы оставалось только прибегнуть к эвакуации через открытый космос, описанной в повести. Конструкторы сели за разработку стыковочных узлов, которые к тому же могли при необходимости быть быстро установлены на другие корабли, которые можно было бы задействовать в спасательной операции.

По размерам и весу «Союз» легче, тоньше и меньше «Аполлона». Не надо забывать, что «Союз» - это орбитальный извозчик, который весил 6,5-6,8 тонн, а «Аполлон» имел максимальную массу 28 тонн но это в лунном варианте, для околоземных миссий топливные баки полностью не заправлялись и аппарат весил меньше.

И «Аполлоны», и «Союзы» имели маршевые двигатели для коррекции орбиты и двигатели ориентации для изменения положения корабля в пространстве и выполнения точных маневров по стыковке.

На «Союзе» по каким-то причинам конструкторы выбрали не очень удачную компоновку, когда маршевый двигатель работал от одного топлива (гептил и тетраоксид азота), а двигатели причаливания и ориентации — от другого (перекись водорода). В сочетании с тем, что на «Союзе» баки вмещали 500 кг топлива, а на «Аполлоне» 18 тонн, это привело к тому, что даже недозаправленный «Аполлон» был более очевидным кандидатом на активную роль при сближении и стыковке.

Но именно потому, что роль «актив-пассив» была важна идеологически, то программу составили так, что каждый из кораблей сыграл обе роли при стыковке. То есть, стыковок было две.

На самом деле, андрогинно-периферийный аппарат стыковки (АПАС), позволяет любому из двух кораблей брать на себя активную роль во время этой операции. Что и понятно, если учесть, что система создавалась в том числе для проведения спасательных операций.


Члены экипажа «Союз-19» Алексей Леонов (слева) и Валерий Кубасов перед посадкой в космический корабль, 15 июля 1975 года, Байконур

АПАСа создали у нас, в ОКБ-1 (сейчас это КБ концерна «Энергия» в подмосковном Королеве) и построили в двух экземплярах. Когда стыковочный узел был готов, одна половина осталась в Советском Союзе и заменила стандартное стыковочное оборудование на космическом корабле «Союз-19», а вторая отправилась за океан и стала частью оборудования американского «Аполлона». Обе части конструкционно были совершенно идентичны.


Члены экипажа «Аполлона» садятся в микроавтобус, чтобы ехать на стартовую площадку, 15 июля 1975 года. Впереди — командир экипажа Томас Стаффорд, за ним — Вэнс Бранд и Дональд Слейтон

Корабли несколько отличались от своих коллег в плане конструкции: «Союз-19» отличался новым стыковочным модулем, а также наличием солнечных батарей, которых «предыдущие «Союзы» не имели. «Аполлон» отличался специальным переходным отсеком, который предназначался для соединения с советским космическим кораблем.

Необходимость разработки этого узла была продиктована вышеуказанной проблемой разных атмосфер. На «Союзе» ее состав и давление были близки к земному, а на «Аполлоне» дышали чистым кислородом под давлением в треть атмосферного. Под эти параметры были настроены и все системы жизнеобеспечения кораблей, так что просто взять и соединить между собой «Союз» и «Аполлон» было невозможно: автоматика жизнеобеспечения просто вышла бы из строя.

Американцы сконструировали отсек для перехода, в котором космонавты и астронавты проводили по три часа, прежде чем их можно было пускать в «чужую» атмосферу и установили на «Аполлон».


Вид с борта космического корабля «Союз-19» на американский «Аполлон». На передней части корабля — переходной отсек с хорошо видными слева лепестками стыковочной системы АПАС

А на советской стороне решали проблему скафандров, которые в кислородной атмосфере «Аполлона» могли загореться практически без повода. Пришлось разрабатывать новую ткань, которая, кстати, превзошла все мировые аналоги. А заодно экипаж «Союза-19» на фото очень легко отличить от всех остальных советских экипажей именно потому, что их скафандры так отличаются от остальных.


Экипажи космических кораблей «Союз-19» и «Аполлон», участвовавших в первой международной стыковке. Слева направо: Дональд Слейтон, Томас Стаффорд, Вэнс Бранд, Алексей Леонов, Валерий Кубасов

15 июля 1975 года в 15.20 по московскому времени с Байконура стартовал «Союз-19»



Командир корабля Алексей Леонов и бортинженер Валерий Кубасов отправились в свои вторые полеты на орбиту. Через семь часов с Канаверала стартовал «Аполлон».


Его экипаж был более пестрым: пилот командного модуля Вэнс Бранд и пилот стыковочного модуля Дональд Слейтон летели впервые, а вот командир Томас Стаффорд летел уже четвертый раз и его опыта, по идее, должно было хватить для решения любой ситуации, которая могла возникнуть.

Первая стыковка состоялась через двое с лишним суток – в семь часов вечера по московскому времени 17 июля 1975 года. «Активным» был американский корабль, «пассивным» – советский.

Через три часа после стыковки, смешав атмосферы и выровняв давление, представители двух крупнейших космических держав – Алексей Леонов и Томас Стаффорд – впервые в истории человечества пожали друг другу руки на орбите.


Первое советско-американское рукопожатие в космосе. Справа — выходящий из переходного отсека Томас Стаффорд, слева — встречающий его на борту «Союза-19» Алексей Леонов. Кадр из прямой телепередачи с орбиты, 17 июля 1975 года

И вот тут получилась маленькая нестыковочка: по замыслу руководителей полета, это должно было произойти в тот момент, когда состыкованные корабли пролетали бы над Москвой. Но небольшие временные отклонения привели к тому, что Москва осталась далеко позади, и по воспоминаниям Алексея Леонова, он пожал руку своего американского коллеги в тот момент, когда корабли оказались над Эльбой.

В общем, получилось даже лучше – три десятка лет назад там, внизу, точно так же жали руки друг другу советские и американские солдаты, громившие одного общего врага.


Астронавты Томас Стаффорд (слева) и Дональд Слейтон держат в руках шуточный подарок Алексея Леонова — тюбики с «водкой», в которых оказался борщ из набора питания советских космонавтов. Такому художнику, как Леонов, искусно нарисовать новую этикетку для тюбиков было несложно, а вот эффект был...



Астронавт Дональд К. Слейтон и космонавт Алексей А. Леонов в орбитальном модуле «Союз»

Проведя в состыкованном состоянии 46 часов и 36 минут, выполнив небольшую экспериментальную программу, корабли разошлись. «Аполлон» выполнил для экипажа «Союза» роль небесного тела, устроившего солнечное затмение, затем была проведена еще одна стыковка, в которой роль «активного» корабля игра «Союз». Надо было проверить, что АПАС работает в обе стороны. Через три часа корабли расстыковались окончательно и разошлись. 21 июля на Землю вернулся «Союз», а 24-го приводнился «Аполлон».


Летчики-космонавты Алексей Леонов и Валерий Кубасов после приземления спускаемого аппарата космического корабля «Союз-19», 21 июля 1975 года

Два очень разных корабля из двух стран с совершенно разным строем и идеологией в один момент стали примером общей работы, и эта работа несла гораздо больший смысл, чем просто новое достижение в космической отрасли.

В следующий раз русские и американцы встретились уже в совсем другом проекте: еще через 20 лет начался проект МКС


Теперь, спустя 50 лет, многие в России изгаляются над различными теориями, вплоть до того, что стыковки вообще не было, а прямая трансляция этого события на весь мир – это такая же подделка, как высадка американцев на Луну.

Но мы принадлежим к иной части населения этой планеты, и процессы моральной деградации нам чужды. Потому наша история – это в первую очередь наша история, и хранить ее в чистоте и неприкосновенности – это тоже задача для нормальный людей. И пока у нас с этим более-менее порядок.

5 августа 2021 года, в тишайшем городе Калуге, на территории музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского, был открыт созданный скульптором Игорем Бургановым памятный знак «Рукопожатие в космосе».

Интересный знак, он двойной, как две составляющих: наша и американская. Но с какой стороны не посмотреть, видны будут руки, тянущиеся к рукопожатию.


"Рукопожатие в космосе"

В №2 журнала «Живая история» в 2015 году были опубликованы воспоминания четверых участников того полета, сделанные в интервале с 1975 по 2000 годы.


Увы, но к тому моменту седьмой астронавт США и (что, пожалуй, более ценно для нас) боевой пилот В-25, воевавший с 1943 года на Европейском театре военных действий против Германии, Дональд Слейтон, уже покинул строй навсегда.

Потому, только воспоминания оставшихся четверых, из которых к нашему юбилею остался только Вэнс ДеВо Бранд, который в свои 94 года последний, кто был участником тех событий.


Валерий Кубасов, Алексей Леонов, Томас Стаффорд, Вэнс Бранд (слева направо)



Томас Стаффорд (1975 г.): «Во время подготовки к полету мы не просто хорошо узнали друг друга. Мы по-человечески сблизились. Не доказательство ли это того, что наши два народа могут жить в мире, строить отношения на взаимопонимании, сотрудничестве. В этом смысле важность эксперимента с полетом «Аполлона» и «Союза» выходит за рамки космической одиссеи: рождается модель сотрудничества между нашими странами... Вчера, когда я в первый раз открыл люк и сказал «хелло» Валерию и Алексею, я подумал, что, открывая люки в космосе, мы открываем новую эру в истории человечества. Я уверен, что у этой эры хорошее будущее».

Томас Стаффорд (2000г.): «25 лет назад я, конечно же, мечтал о том времени, когда космонавты и астронавты будут работать вместе. К счастью, мы теперь убедились, что наши усилия не были напрасными. Совместная работа по созданию Международной космической станции — блестящее тому подтверждение. Теперь я могу смелее строить прогнозы: убежден, что весь ХХI век мы будем вместе, и это очень верно, потому что только вместе нужно осваивать космос. Я счастлив, что за эти годы у меня появилось очень много друзей в России, но первыми среди них всегда были и будут Алексей и Валерий — ведь нас соединил полет, а что может быть надежнее и прекраснее, чем дружба, рожденная в космосе?!».


Вэнс Бранд (1975): «Русское гостеприимство известно. Но я не ожидал, что мои товарищи воспользуются им в полной мере. Итак, Том и Дик пошли в «Союз», а я остался в «Аполлоне». Но Стаффорд и Слейтон почему-то задержались в советском корабле дольше, чем было запланировано. Я слышал смех, разговоры. Русские фразы чередовались с английскими. Я уже начал беспокоиться: а вдруг мои товарищи там заночуют? Давно уже прошло время, отведенное программой для сна, а Стаффорд и Слейтон все не возвращались из «Союза». Тогда я сказал, что ложусь спать и не буду их ждать. Пожалуй, это-то и заставило Тома и Дика вернуться. Но когда я сам перешел в «Союз», мне тоже хотелось побыть подольше — очень гостеприимно встречали нас Алексей и Валерий».


Валерий Кубасов (1975г.): «Наш полет имеет большое значение не только для разрядки международной напряженности, но и для безопасности космических полетов, для науки. Мы провели в этом полете несколько очень интересных экспериментов, но я хотел бы выделить «универсальную печь». Образцы, которые мы привезли из космоса, изучаются в институтах. Окончательные выводы можно сделать чуть позже, но уже сейчас ясно, что после нашего полета родилась космическая металлургия. На орбите можно создавать новые, необычные материалы, в которых нуждаются различные отрасли промышленности, в первую очередь электронная. Причем их производство в космосе гораздо эффективнее, чем в земных условиях. Теперь я могу смело предсказывать бурный взлет внеземной металлургической технологии».


Алексей Леонов (2000г.): «По-разному складывались отношения между нашими странами за минувшие четверть века. Были и охлаждения в отношениях, но ни разу — подчеркиваю, ни разу — ни один из участников программы «Союз-Аполлон» не сказал ни единого недоброго слова о другой стороне. Более того, мы постоянно поддерживали самые теплые отношения, встречались и в Америке, и у нас, старались, чтобы традиции, рожденные в годы осуществления проекта «Союз-Аполлон», сохранялись и развивались. Том Стаффорд — один из тех людей, который поддерживал наше участие в программе Международной космической станции. Было время, когда в Конгрессе США очень жестко критиковали Россию за то, что мы не выполняли установленные сроки по созданию модулей для МКС, но генерал Стаффорд всегда был объективен и доброжелателен: он поддерживал нас, прекрасно понимая, в сколь трудном экономическом положении мы находимся... Так что вклад участников программы «Союз-Аполлон» в Международную космическую станцию очень большой!».


Картина А.А. Леонова «Союз-Аполлон»


Карикатура Алексея Леонова на момент стыковки кораблей

В Америке один из журналистов спросил Алексея Леонова: «А не слишком ли дорого обходятся космические программы?» Ответ Леонова был просто великолепен: «Если бы испанская королева в свое время пожалела денег на полет Колумба через океан, то мы бы сейчас не встретились в этом зале». Наш космонавт немного оговорился, но по сложности тех времен путешествие Колумба можно сравнить с полетами в космос, это бесспорно.

Уникальное и эпохальное событие тех лет, к сожалению, по своему возрасту я не смог бы его оценить в полной мере, но: очень яркий пример того, как ни политика, ни финансы, не могут помешать осуществлению чисто человеческих проектов.

Что сделали космонавты «Союза» и астронавты «Аполлона»?


Нашли друг друга в космосе, состыковались и на весь мир, там, в пустоте, пожали друг другу руки. Эксперименты, проекты, совместная работа – все это будет очень сильно потом. А полвека назад две страны грохнули астрономические суммы только для того, чтобы показать всему миру, что они могут смотреть друг на друга не только сквозь прицелы и сетки радаров. И для этого трудились, не покладая рук космические инженеры и рабочие двух стран.

Уникальная встреча на орбите для многих стала совершенно новым этапом в освоении космического пространства и отношениях двух стран. Увы, разрядка сменилась новым витком напряженности в отношениях двух сверхдержав, потом с карты мира исчез Советский Союз…

В следующий раз уникальное оборудование для стыковок космических аппаратов разных стран понадобилось лишь через двадцать лет после миссии «Союз – Аполлон». Но – потребовалось!

Получается, что если бы не было этой стыковки, да кто его вообще знает, как сложилась бы судьба той же МКС.


Свидетельство о первой международной стыковке в космосе, подписанное всеми участниками полета «Союз-Аполлон»

Вообще было бы очень неплохо в этой жизни стать свидетелем еще одного подобного события. Чтобы русский и американец снова были в одном деле, не важно, военные, космонавты, спасатели, строители, это действительно не так важно. Главное, чтобы это было так, как 50 лет назад, в космической пустоте над маленьким голубым шариком где-то на задворках огромного космического мира.

Встречи над Эльбой – это только к добру. Как вы думаете, сможем повторить?
60 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. +6
    Сегодня, 05:07
    Встречи над Эльбой – это только к добру. Как вы думаете, сможем повторить?

    У меня нет иллюзий на этот счёт.
    С горечью прочёл эту статью.
    Американцы считаются лишь с теми, кто достачно силен, чтобы составить им конкуренцию.
    Все остальные для них лишь индейцы второго сорта...что мы и сейчас наблюдаем.
    Политика России в космосе и на земле должна быть точно такая же как у США.
    Все для России...все во имя России.
    Слабых бьют и унижают...с сильными дружат и уважают.
    1. +9
      Сегодня, 05:52
      Событие конечно эпохальное, в немалой степени послужившее разрядке напряжения между нашими странами… есть чем гордиться.
      У меня в коллекции есть специальный набор состоящий из двух марок (СССР и США) и медали изготовленной из стерлингового серебра , посвящённым этому событию. Бережно храню, Мне передал Отец, Я передам Детям.
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        Сегодня, 08:53
        Недавно посмотрели просто изумительный сериал "Во имя всего человечества". Да, что касается наших, то клюква довольно развесистая, но что касается технической части, сюжета и игры актёров, то просто великолепный фильм. Первые три сезона просто эпические. Ничего близко я ни у кого не видел. Кроме может быть игры актёров в "Большом космическом путешествии".
  3. +3
    Сегодня, 05:16
    В статье есть про МКС, но не упомянута программа Мир-Спейс Шаттл.
    1. +1
      Сегодня, 05:38
      Как вы думаете, сможем повторить?
      "Все повторится, по закону вращенья Земли"... - из песни.
  4. -3
    Сегодня, 05:36
    Цитата: Дмитрий Иванов_8
    В статье есть про МКС, но не упомянута программа Мир-Спейс Шаттл.

    А какая польза для нашей страны от них была кроме научных исследований?
    Наш Роскосмос использовали как извозчиков на орбиту и кроме того американцам нужны были наши технологии длительного пребывания в космосе, что они с успехом и выкачали из нашей страны.
    1. -7
      Сегодня, 07:14
      технологии длительного пребывания в космосе,

      Которые, казалось, у них были... После Луны-то lol
      1. +2
        Сегодня, 08:43
        Цитата: роман66
        Которые, казалось, у них были... После Луны-то

        Сколько времени занимал полёт на Луну и сколько на станции Мир прибывали? wassat
        1. -6
          Сегодня, 09:13
          Сколько времени занимал полёт на Луну

          Вопрос изучается. Сказки вообще вещь неочевидная
    2. +5
      Сегодня, 07:29
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Цитата: Дмитрий Иванов_8
      В статье есть про МКС, но не упомянута программа Мир-Спейс Шаттл.

      А какая польза для нашей страны от них была кроме научных исследований?
      Наш Роскосмос использовали как извозчиков на орбиту и кроме того американцам нужны были наши технологии длительного пребывания в космосе, что они с успехом и выкачали из нашей страны.

      Как минимум, Роскосмос получал валюту и заказы, чего нет сейчас. Другой вопрос, что он стоял на месте и дождался Маска
    3. +5
      Сегодня, 07:50
      Что значит"кроме научных исследований"? Не для голого же престижа все затевалось. Запад не просто выкачивал. Запад платил. И без совместных программ российская космическая программа рисковала просто загнуться. Какая вам еще польза?
      1. +1
        Сегодня, 08:02
        Цитата: ЙЕХУ
        Запад платил.

        НАСА и ЕКА столько денег Роскосмосу принесли, можно было на Марс слетать.
        1. 0
          Сегодня, 10:39
          Цитата: Дырокол
          Цитата: ЙЕХУ
          Запад платил.

          НАСА и ЕКА столько денег Роскосмосу принесли, можно было на Марс слетать.

          Не очень. Эти деньги шли на изготовление ракет. Но конечно надо было думать о будущем. Кстати, а что такого ценного на Марсе, чтобы на него людей посылать?
          1. 0
            Сегодня, 10:41
            Цитата: Kartograf
            Эти деньги шли на изготовление ракет.

            В случае с ЕКА только, при этом не забывайте что маржу тоже закладывали, надеюсь вы не верите в альтруизм Роскосмоса.
            Цитата: Kartograf
            а что такого ценного на Марсе, чтобы на него людей посылать?

            Это образно, по сумме расходов.
            1. 0
              Сегодня, 10:46
              Цитата: Дырокол
              Цитата: Kartograf
              Эти деньги шли на изготовление ракет.

              В случае с ЕКА только, при этом не забывайте что маржу тоже закладывали, надеюсь вы не верите в альтруизм Роскосмоса.
              Цитата: Kartograf
              а что такого ценного на Марсе, чтобы на него людей посылать?

              Это образно, по сумме расходов.

              Маржа шла на премии менеджерам Роскосмоса и на поддержку неэффективных производств.
              1. 0
                Сегодня, 10:48
                Цитата: Kartograf
                Маржа шла на премии менеджерам Роскосмоса и на поддержку неэффективных производств

                Дык это же и прискорбно. Если РК так относился к заработанным своим трудом средствам, то его отношение к средствам подаренным государством еще хуже.
  5. -3
    Сегодня, 05:36
    Встречи над Эльбой – это только к добру. Как вы думаете, сможем повторить?

    Скоро американскими ракетами под американским управлением "украинские братья" будут обстреливать Москву и другие города России, а Трамп введет 100% пошлины против любых стран, имеющих торгово-экономические отношения с нашей страной, а Скоморохов где-то в розовых облаках витает. США - враги России и в данный момент открытые враги.
    1. +3
      Сегодня, 07:33
      Цитата: Дилетант
      Встречи над Эльбой – это только к добру. Как вы думаете, сможем повторить?

      Скоро американскими ракетами под американским управлением "украинские братья" будут обстреливать Москву и другие города России, а Трамп введет 100% пошлины против любых стран, имеющих торгово-экономические отношения с нашей страной, а Скоморохов где-то в розовых облаках витает. США - враги России и в данный момент открытые враги.

      А почему мы им враги? Может потому, что начали самую кровопролитную войну в Европе после второй мировой?
      1. -2
        Сегодня, 09:03
        Это мы начали эту войну? negative
        1. +2
          Сегодня, 09:08
          Цитата: Essex62
          Это мы начали эту войну?

          Конечно нет. Помните как ВСУ аннексировали Ростовскую область? wassat
          1. -1
            Сегодня, 09:12
            Чего они аннексировали? Что за чушь? Нет ну если считать ,что развалив свою страну,мы через пару десятков лет устроили у себя ГВ,можно сказать ,что войну развязали именно мы. Только к гейропе она отношения не имеет,это наше внутренне дело.
            1. +1
              Сегодня, 09:15
              Цитата: Essex62
              Чего они аннексировали? Что за чушь?

              Ну Роставскую область, а потом боевики при поддержке ВСУ начали атаковать Смоленск? А когда кое как отбились. То ВСУ начали массированный удар и чуть Москву не окружили. winked
              1. -5
                Сегодня, 09:19
                Вы сейчас о чем? Какое ВСУ чего окружили? Ктож им даст?
                Незаконное образование будет ликвидировано и защищено от бандеровцев.
        2. +1
          Сегодня, 09:34
          Активную/горячею фазу безусловно мы, Путин сказал примерно так, что он принял решение о проведении СВО, и все бы было ни чего если бы уложились с СВО за месяц-два, к слову это один из не многих случаев когда Путин так прямо говорил о принятии решения в единственном числе, обычно он избегает прям такой персональной ответственности, как это было и в последствии по мобилизации, оставлении Херсона и пр, там уже мы приняли, мне посоветовали и т.д.
          А сейчас СВО идет уже четвертый году, тут не сложно весь мир настроить против России, кадров то разращений хватает, даже Израиль хорошо так полоскают, что в США, что в Европе за Палестину.
          В целом все как обычно решает все сила, Россия при президенте Медведеве решила проблему с Грузией за восемь (или около того) дней и не было ни санкций, ни изоляции, ни обстрелов российской территории.
          1. +1
            Сегодня, 10:22
            У Грузии была небольшая армия и территория будь она сопоставима с Украиной по населению и территории результат мог быть тот же.
            1. +1
              Сегодня, 10:24
              Суть то не в этом, а в том что операция завершилась быстро и ни кто не успел опомниться, к слову тоже самое ведь было и в Крыму, не полетели по российской территории ракеты, бомбы и пр, потому что все быстро закончилось.
              И если бы к марту-апрелю 2022 года взяли Киев, все было бы точно так же, да каике то ввели бы санкции, но в целом пожали бы плечами и сквозь зубы признали право сильного.
              1. +2
                Сегодня, 10:30
                Взять готовый к борьбе миллионный город теми небольшими силами, что были при постоянной мобилизации противника задача невыполнимая.
                1. +1
                  Сегодня, 10:32
                  Ну вы мне то что говорите, не я же планировал операцию, я вообще был уверен что СВО будет только на территории ДНР и ЛНР, с заходом туда все группировки, когда западные сми озвучили что Россия собрала 200 тысячную группировку.
      2. 0
        Сегодня, 10:34
        Цитата: Kartograf
        Может потому, что начали самую кровопролитную войну в Европе после второй мировой?

        а первые после ВМВ массированные бомбардировки городов Европы, наступление на восток НАТО, и пр и пр-это друзья делали?
        1. -1
          Сегодня, 10:43
          Цитата: Ольгович
          Цитата: Kartograf
          Может потому, что начали самую кровопролитную войну в Европе после второй мировой?

          а первые после ВМВ массированные бомбардировки городов Европы, наступление на восток НАТО, и пр и пр-это друзья делали?

          Какое это имеет отношение к самой кровопролитной войне?
          1. -1
            Сегодня, 10:47
            Цитата: Kartograf
            Какое это имеет отношение к самой кровопролитной войне?

            "Никакого"
  6. +1
    Сегодня, 05:36
    а правильно я сделал выводы , что если вторая встреча над Эльбой имела больше пропагандистский характер чем практическую пользу для СССР поскольку США должны были признать силу и мощь СССР 1975 года , то и первая встреча у Эльбы имела больше пропагандистский характер , чем практическую пользу для СССР, поскольку с 1944 года США прозрела а в 1945 и вовсе увидела настоящую мощь СССР ,и США "заволновались" , что победа над Германией русским достанется и без участия США .?
  7. -3
    Сегодня, 05:45
    В интернетах пишут и аргументируют,что не было никакого полета Союз-Аполло
    1. +3
      Сегодня, 07:17
      Цитата: stels_07
      В интернетах пишут и аргументируют,что не было никакого полета Союз-Аполло

      Чего только не напишут в тыр-нете! А Роману СПАСИБО за статью. Раз смогли тогда, при всей идеологической составляющей с обеих сторон сможем и сейчас.
    2. +3
      Сегодня, 07:59
      Цитата: stels_07
      не было никакого полета Союз-Аполло

      И полет был, и сигареты были. А на заборе винт написано.
      1. -3
        Сегодня, 08:01
        Ну раз сигареты такие были,тогда да -неопровержимо
        1. -1
          Сегодня, 08:02
          Цитата: stels_07
          Ну раз сигареты такие были,тогда да -неопровержимо

          Точно yes
  8. +1
    Сегодня, 06:02
    Все это определялось на Земле.Встречались высшие представители США и СССР. Подписывали на тот момент нужные документы.Это и было отражением работы в космосе.
    1. +2
      Сегодня, 06:43
      Цитата: Николай Малюгин
      Это и было отражением работы в космосе.
      Еще одним отражением работы в Космосе были сигареты Союз-Аполлон... wink
  9. +5
    Сегодня, 06:16
    Как вы думаете, сможем повторить?

    Нет, не сможем.Страна не та,руководители не те.Не выходят у них Каменные цветки: СНГ,ОДКБ,БРИКС,АзЭС,ШОС, разве, что союзное государство с Беларусью,получилось, с грехом по пополам.И то это союзное государство не признает территориальные приращения общего союзного государства.
    1. -1
      Сегодня, 08:02
      И один "большой друг " категорически отказался воевать за своего "большого друга ".
  10. -4
    Сегодня, 07:32
    Повторить?
    Да.
    На Луне.
    Россия, разумеется, не сможет - она сейчас лишь бледная тень СССР.
    Но и США не может...
    Они уже 30 + лет "возвращаются", но никак не выходит "каменный цветок".
    Дошло до того, что для реализации высадки (в планах) нужно запустить два десятка Старшипов, которые еще ни разу на орбиту не вышли, что бы с возвращением.
    1. -2
      Сегодня, 10:00
      Но и США не может...


      США может повторить как и Китай осуществить миссию по высадке на Луне, но зачем, пока нет реального практического смысла, ну вот хоть что тут делай, все понимают что это будет миссия “престижа”.
  11. -5
    Сегодня, 07:35
    Цитата: Егоза
    Раз смогли тогда, при всей идеологической составляющей с обеих сторон сможем и сейчас.

    Да да... американцы все смогут...особенно дырок на сверлить на МКС. smile
    Любят в Кремле лозунги Мир, Дружба, Жвачка с джинсами.
    1. +2
      Сегодня, 07:58
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Да да... американцы все смогут...особенно дырок на сверлить на МКС

      Перестаньте транслировать глупости. В воздушных фильтрах МКС металлической стружки не обнаружено, значит сверлили на земле.
      1. -4
        Сегодня, 09:32
        ну так и Мэмфис в ремонт после НЕстолкновеня с торпедной атакой по Курску- в плановый пошла, и вовсе воле берегов РФ не шарилась. Не все то правда-что расскажут всем.
        1. +3
          Сегодня, 09:49
          Цитата: ser580
          Не все то правда-что расскажут всем.

          Массоны скрывают правду, земля плоская и стоит на трех слонах, при этом один из них болен...
          1. -3
            Сегодня, 09:52
            ну однажды, находился на мостике ТАВКР Кузнецов когда решали что сказать по поводу тупого решения адмирала Жуги о бункеровании во время шторма( С последующим тараном танкера погреба БЧ-3). Все нормально- крейсер сам врезался в танкер-никто не виноват, ага. Одни масоны вокруг.
  12. +2
    Сегодня, 07:47
    Полагаю следующим подобным событием будет встреча на луне американских и китайских космонавтов. Если конечно Донни не убьет НАСА.
  13. +1
    Сегодня, 08:10
    Цитата: Дырокол
    В воздушных фильтрах МКС металлической стружки не обнаружено, значит сверлили на земле.

    Вы тоже не распространяйте глупости...как с такими дырками корпус станции прошёл всевозможные проверки на выходном контроле на земле на утечку и прочность корпуса?
    1. +1
      Сегодня, 09:54
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      ак с такими дырками корпус станции прошёл всевозможные проверки на выходном контроле на земле на утечку и прочность корпуса?

      Отверстие было заклеено. А в невесомости металлическую стружку убрать невозможно, никоим образом. Она не собирается кучкой внизу а разлетается мелкой пылью на все стороны. По этой причине запрещено в невесомости пользоваться грифельным карандашом, потому как графитовые крошки разлетаются и могут попасть между контактами. А вентиляция на МКС также исполняет роль воздушного фильтра собирая все микрочастицы из воздуха, коих множество. Поэтому бредни про женщину с дрелью оставьте плоскоземельцам и нелетунам.
      1. -1
        Сегодня, 10:30
        Цитата: Дырокол
        По этой причине запрещено в невесомости пользоваться грифельным карандашом, потому как графитовые крошки разлетаются и могут попасть между контактами.

        А дрелью разрешено. Как интересно...
        Это сарказм.
        Космическая дрель разработана еще в далеком уже Советском Союзе. И основная проблема - не сбор стружки - хотя и это предусмотрели - а компенсация/уменьшение реактивного момента.
        И в советское время об этом писали и ТМ и даже ЮТ.
        Рассказывали подробности.
        И одно сверло на несколько диаметров, то что сейчас во всех стоймагах, для тонкого металла - тоже разработали изначально для космоса.
        1. +1
          Сегодня, 10:34
          Цитата: Владимир-ТТТ
          Космическая дрель разработана

          Вы "уводите историю в боковые улицы", стружки в фильтрах нет, значит сверлили на земле. Других вариантов нет.
          1. -1
            Сегодня, 10:36
            Стружка в стружкосборнике дрели.
            1. +1
              Сегодня, 10:39
              Цитата: Владимир-ТТТ
              Стружка в стружкосборнике дрели.

              Ага, все до последней... Звучит очень наивно.
  14. 0
    Сегодня, 08:56
    Суть Русской цивилизации есть большевизм.

    Сие событие показывали в прямом эфире. Как сейчас помню, кто-то из наших космонавтов, при открытии люка с астронавтами, крикнул: "Изнасиловали"...
    В последующих повторах это вырезали, но слова оказались пророческими.

    ps
    "Большевизм — это не русская разновидность марксизма и не партийная принадлежность... Большевизм существовал до марксизма, существовал в российском марксизме, как-то существует ныне. Будет он существовать и впредь".
    1. 0
      Сегодня, 09:16
      Ага и Путин, с борцунами большевики. laughing
      1. 0
        Сегодня, 09:31
        Большевизм – есть суть Русской цивилизации.

        Цитата: Essex62
        Ага и Путин ... большевики.

        "Суть большевизма... - в искреннем стремлении выразить и воплотить в жизнь долговременные стратегические интересы трудового большинства, желающего, чтобы никто не паразитировал на его труде и жизни".

        Вы не знаете, что сделал Путин для народа? Путин работает на интересы большинства и большинство отвечает ему взаимностью.
  15. -1
    Сегодня, 09:09
    В космосе сотрудничали долго ,когда уже политики полностью разожгли огонь пиарной ненависти.
    Доставляли чужих космонавтов уже и после СВО.

    т.е. черный пиар -пиаром, а деньги и проекты шли.....

    Если Кремль захочет, переключит пиар щелчком пальцев. Чтото подобное было недавно ,когда всерьез рассуждали о сотрудничестве в арктике, космосе, нефтьгазе... врядли это было без одобрения Кремля.

    Имхо, все может быть. По щелчку пальцев. ( как было с Эндоганом ,афганскими моджахедами, и ит.п). Только мы и наши родители могут не дожить...
  16. 0
    Сегодня, 10:48
    Как вы думаете, сможем повторить?

    Нельзя дважды войти в ту же реку.