Поставить на довольствие! Только потом – в строй. Из истории армейского питания

23 541 152
Поставить на довольствие! Только потом – в строй. Из истории армейского питания


Голодный солдат – плохой солдат


Как известно, в Госдуме давно предлагают запретить продажу чипсов и газировки в школах. А что, про армию забыли? Какие нормы питания предусмотрены в воинских частях России и других стран, проверяется практикой. Но прежде чем писать, что в них общего и чем они различаются, напомним историю вопроса.



По недавно принятым законам РФ военнослужащим, находящимся непосредственно в зоне боевых действий, предписано воздерживаться от потребления энергетических напитков и молочных продуктов. Это связано с потенциальным вредом для организма и сложностями, возникающими при их транспортировке и хранении.

Несоблюдение данного требования может повлечь за собой дисциплинарные меры. В то же время, чипсы и сладкие газированные напитки не подпадают под действие официального ограничения и доступны для приобретения в военных торговых точках при воинских частях, которые многие по старинке называют «чипками».


При этом употребление алкогольных напитков в рядах вооруженных сил категорически запрещено, тем не менее нередко командование на это закрывает глаза. Говорить, что в армии не пьют и не курят (в зависимости от региона службы) анашу, было бы полной глупостью.

Но ещё в Древней Греции солдат кормили преимущественно простыми и питательными продуктами, которые легко было брать с собой в походы и хранить длительное время. Основу рациона составляли хлеб и лепёшки, часто из ячменной муки, которые сушили и вялили для длительного хранения, а также мясо, преимущественно вяленое или сушёное.

Свежего мяса было мало, и его употребляли реже, обычно по праздникам или в особых случаях. Из той же категории сухпайка оливковое масло и оливки — важный источник жиров и энергии, сыр, который при длительном хранении становился твёрдым, но оставался съедобным, рыба, вяленая или копчёная. Учитывая, что в Греции в то время процветала талассократия, при которой имели место длительные каботажные походы флота, иногда рыба в рационе была и свежая, если была возможность ловли.

Вино применялось для обеззараживания пресной воды из ручьёв, колодцев и родников. Цельное вино, неразбавленное водой, пить военнослужащим запрещалось, это считалось признаком алкоголизма. Из горячих блюд чаще всего использовалась похлёбка из бобовых — чечевицы, гороха, нута с добавлением овощей, грибов и хлеба для густоты.

Среднесуточный рацион афинского солдата включал примерно 350 грамм хлеба, почти килограмм рыбы, изредка — мяса, литр вина и 100 грамм оливкового масла. Отдельный вопрос о Спарте. Спартанцы, известные своей строгостью нравов, питались в основном ячменной кашей и хлебом, дополняя рацион вяленым мясом и сыром фета.

Боевые действия давали возможность дополнить рацион за счёт врага и мирного населения. Тут можно было и забыть о знаменитой «чёрной похлёбке» из свиных копыт, реже — ещё и рулек, свиной крови, чечевицы и уксуса, а также кисломолочных продуктов.

Впрочем, именно «мелас зомос» являлся неотъемлемой частью питания древних воинов из Спарты, демонстрируя их сдержанный уклад жизни. Чёрная похлёбка вызывала неприязнь у других жителей Древней Греции, где шутили о том, что спартанцы, привыкшие к такой пище, не испытывают страха смерти, поскольку уже имели дело с чем-то похуже.


Легионы просят огня


В Древнем Риме питание воинов тоже отличалось простотой, но при этом было более тщательно продумано с точки зрения баланса и калорийности. Зерновые занимали центральное место в меню римских легионеров, особенно пшеница, из которой изготавливали не очень высокого качества хлеб (известный как panis militaris, т. е. армейский хлеб) и густые каши «пульс».

Каждый легионер ежедневно получал примерно килограмм зерна, которое он самостоятельно перемалывал на ручных мельницах и выпекал плоские лепешки или буханки на углях. В дополнение к зерновым, рацион включал бобовые, овощи и фрукты, среди которых преобладали капуста, редька, персики, сливы, вишни, яблоки, груши, оливки.

Понятно, что на флоте и на побережье широко были распространены рыба и морепродукты, среди которых преобладали тунец, треска и губан. На реках, таких как Дунай или По, рацион дополняли осетровые и менее изысканные рыбы, а также раки.

Мясо в легионах употребляли нечасто из-за сложностей с хранением в походных условиях, но при любой возможности солдаты занимались охотой или отбирали скот у местного населения, и это даже не считалось мародёрством.

При случае командиры могли запастись у крестьян впрок оливковым маслом, свиным салом, творогом, мёдом. Вино употреблялось в цельном виде, главным образом, офицерами, рядовому составу легионов его можно было пить только разбавленным. Пьяному легионеру на посту грозила в лучшем случае порка, в худших случаях — увольнение без выходного пособия и даже смертная казнь, если проморгает нападение врага.

Не грабь награбленное


В Средние века что на территории России и сопредельных государств, да, в общем-то, и Западной Европы, довольствовались тем, что награбят у мирного населения, как у чужого, так и у своего. На Руси с собой в походы брали только зерно, сушёную рыбу, очень редко — вяленое мясо.

А вот кочевники с собой обычно гнали скот, а иногда и коней, «вышедших в тираж». Их резали, и мясо вялилось под седлом, в качестве средства консервации выступала соль, содержащаяся в конском поте.

В Российской империи всё было уже по-другому: рацион питания регламентировали ещё до Петра I, и он всегда варьировался в зависимости от времени года и обстоятельств службы. Солдатский рацион во времена первого русского императора был таким:

два фунта (около 820 граммов) хлеба,
один фунт (около 410 граммов) мяса,
0,5 фунта крупы,
четверть литра водки и 3,27 литра пива.

При этом офицерский состав получал значительно большее количество продуктов и напитков, соответствующее их званию. В целом, рацион питания солдат был достаточно калорийным – около 4300 килокалорий в сутки, однако часто однообразным и не слишком вкусным.


Приведём теперь ежедневный набор продуктов для рядового состава ко времени Первой мировой войны:

2,2 килограмма ржаного хлеба или 1,5 килограмма ржаных сухарей,
238 граммов крупы, 716 граммов свежего мяса или мясных консервов,
20 граммов сливочного масла или животного жира,
6,4 грамма чая и 20 граммов сахара, 0,7 грамма перца,
около 250 граммов свежих овощей (капуста, морковь, свекла, репа, лук, сельдерей, петрушка) или 20 граммов сушеных овощей для супа.

Картофель всё ещё не был широко распространенным продуктом питания, за исключением литовских губерний, Царства Польского и Финляндии, по мере развития военных действий его стали выдавать чаще, учитывая как часть хлебной нормы.

Солдаты получали пищу дважды в день – на обед и ужин. Закупками продуктов занимался артельщик роты, а приготовлением блюд руководил кашевар. Надзор за процессом осуществляли фельдфебель и кто-либо из младших офицеров.

Тем не менее, как бы ни плакались про мифическую экономику «России, которую мы потеряли», по статистике начала XX века почти половина призывников из числа деревенской бедноты, а их-то тогда в основном и призывали, первый раз мясо попробовали в армии.

В условиях боевых действий пищу готовили централизованно, индивидуальное приготовление было запрещено. Еду варили в больших котлах над костром или в печах. В меню часто входили гороховый суп, лапша и различные каши.

В Красной и Советской армии никто не голодал


В СССР питание в армии пережило несколько периодов. Хуже всего стало уже в восьмидесятые годы, когда фактическое качество и ассортимент блюд не отвечал даже скромной послевоенной норме. Но и тогда многое менялось в зависимости от воинской части и честности тех, кто отвечал за организацию кормления.


Типичный рацион начинался с завтрака, состоявшего из крупы (гречки, риса, ячменя или пшена), хлеба, чая с сахаром и кусочка масла. Дневной приём пищи обычно включал в себя суп – чаще всего гороховый или щи – и основное блюдо, представлявшее собой картофель с мясом (в небольшом количестве) либо тушёное мясо, иногда дополненное салатом из соленых или квашеных овощей, а также компот на основе сухофруктов.

Вечером военнослужащих ждала порция каши, порой в сочетании с бигосом (тушеной капустой с мясом), при этом крупы чередовались. Свежие фрукты практически отсутствовали в ежедневном меню. Яйца в количестве двух штук давали по воскресеньям, солдаты в первой половине восьмидесятых называли их «яйцами Устинова» в честь одного из последних министров обороны СССР.

Для повышения уровня обеспечения продовольствием разрешалось создание небольших фермерских хозяйств непосредственно на территории воинской части. Продукты с огородов, курятников, а также с поров и свинарников выдавались военнослужащим сверх установленной нормы.

Неиспользованный хлеб обычно перерабатывали в сухари для полевых пайков. Мясо могло быть заменено консервированными аналогами, а рыба – рыбными консервами, при этом соблюдались определённые пропорции. Так, например, 150 граммов мяса соответствовали 112 граммам мясных консервов, обычно тушёнки, уже не столь высокого качества, как легендарная ленд-лизовская.

Качество питания в различных подразделениях могло существенно различаться: где-то военнослужащих кормили полноценно и даже вкусно, а где-то — скудно и однообразно, используя некачественные крупы и разбавляя супы. Во время учений ситуация с питанием обычно улучшалась благодаря использованию передвижных полевых кухонь и стараниям поваров.

Дефицит сладостей и молочных продуктов ощущался особенно остро, поэтому их приходилось приобретать в «чипках» – за собственные средства. В современных армиях мира сохраняются заложенные историей разных стран и регионов традиции, с той только разницей, что последние научные исследования дают возможность заметно оптимизировать рацион солдат.
152 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    17 июля 2025 04:18
    Проблемы с питанием в СА СССР возникли в конце 80-х.
    В начале 80-х служил срочную в ПВ КГБ СССР, проблем не было. Насчёт свежих фруктов,правда,в рацион они не входили.
    1. +8
      17 июля 2025 06:12
      Во время службы в САПО, не было проблем ни с мясом ни с рыбой, ни с овощами и фруктами, ни с виноградои, ни с бахчевыми. Правда у заставы был шеф- местный совхоз. Единственное, что было не часто - яйца и свинина и черный хлеб. Ну это местная специфика.
      1. +13
        17 июля 2025 06:20
        Прежним комзаставы было заведено, чтоб офицеры из отпусков привозили на камбуз ПЗ - сущеные грибы и мед. Мед на среднеазиатских ПЗ, незаменимая вещь - огромный суточный перепад температур. От 45-50 днем до 10-15 ночью. Я постоянно возил из дома сало и аджику
        1. +14
          17 июля 2025 06:29
          Надо было видеть лица пятигорских базарных продавцов когда я покупал две трехлитровые банки аджики и две трехлитровые банки меда laughing
          1. +3
            17 июля 2025 06:49
            Привет честной компании!
            Мой хороший знакомый 1965 г.п. нес тяготы службы на о.Русском. До сих пор не ест красную икру, говорит, что в армии - «обожрался до немогу».
            Про условия питания, лучше всего чувствовал себя на «картошке», заинтересованный «колхоз» кормил нашего брата на убой!
            Впрочем - это уже был 1995 год.
            Всем хорошего дня!!
            1. +9
              17 июля 2025 06:56
              Мой хороший знакомый 1965 г.п. нес тяготы службы на о.Русском. До сих пор не ест красную икру, говорит, что в армии - «обожрался до немогу»
              А в девяностых там матросы с голоду умирали.
              Привет, Влад!
            2. +5
              17 июля 2025 07:27
              До сих пор не ест красную икру, говорит, что в армии - «обожрался до немогу».

              Привет, Влад. Да и мы с супругой после ХМАО больше года тоже не могли притронуться ни к красной икре, ни к клюкве. Обычная ситуация. А вот по картошке скучали. Дороговато она в 90-е там стоила, да и не часто в продаже была. Не то что икра. Та тогда по 80000 за трехлитровую банку на всех рынках была, а у хантов и того дешевле. Её даже перед гостями считалось зазорным выставить - считалось не уважением, типа как сегодня на праздничный стол бепешки выложить. laughing Другое дело гостей муксуном уважить. Да что я тебе рассказываю - сам в тех местах служишь.

              1. +5
                17 июля 2025 10:57
                Да и мы с супругой после ХМАО больше года тоже не могли притронуться ни к красной икре, ни к клюкве.

                День добрый!
                Четыре года назад во время очередной командировки в ЯНАО ходил поглядеть как энтузиасты-любители картошку в отапливаемых теплицах выращивают.
                hi
                1. +1
                  17 июля 2025 15:06
                  как энтузиасты-любители картошку в отапливаемых теплицах выращивают.

                  Ну, и как получается? Просто интересно.
          2. +8
            17 июля 2025 07:07
            На заставе обычно питались не все вместе, а по нарядам. Ни каких построений и строем в столовую небыло. Столовая, спальное помещение, канцелярия, оружейная комната и т.д. всё было в одном здании.
            На ПЗ " ипо жрачке" было аж два отделения : 1 отделение -вожатых службы собак и 2 ое - в котором служили 2 повара , 2 дизелиста , писарь - каптер. Своих хлебопеков не было - т.к. хлеб возили с районного хлебокомбината. . Старший вожатый и старший повар были .сержантами . Питание было отличное т.к старший повар и до призыва работал поваром в ресторане.
            Завтрак готовили, но как правило на заставе никто не завтракал, кроме ночных нарядов , а им хватало ночного доппайка. А обед и ужин были как в ресторане . В доппаек входило масло , сыр , охотничьи сосиски , сгущеное молоко, джем и печенье. Хлеб и сахар всегда были в столовой , на отдельном столе. На питомнике был свой прод склад , где хранились овощи , мясо , рыба , крупы и консервы для приготовления пищи для собак.
            А вот в столовке ПО, где иногда приходилось обедать, питание было намного хуже. Даже поражались - как они это едят? Потом довелось послужить и поездить по стране. Но ничего похожего на заставы. с их особой " скмейной" культурой службы и быта, не встречал нигде и никогда...»
            1. +2
              17 июля 2025 14:36
              Питание было отличное т.к старший повар и до призыва работал поваром в ресторане.
              У сына, когда он служил в 2010, повар тоже был призван из ресторана, питание было самое хорошее.
        2. +3
          17 июля 2025 08:52
          Цитата: Ричард
          Мед на среднеазиатских ПЗ, незаменимая вещь
          А как мед спасает от перепада температур. Приветствую...
          1. +9
            17 июля 2025 09:05
            Чай с медом, да пропотеть - лучшая профилактика от простудных заболеваний, а они из-за температурных перепадов постоянный бич тех мест.
    2. +7
      17 июля 2025 06:52
      У погранцов всегда было получше, чем в СА.
      1. +7
        17 июля 2025 07:50
        Привет. Антон.
        У погранцов всегда было получше, чем в СА

        Ну не скажи. В трех км от нашей заставы был аэродром ККФ. Представь - в центре пустыни Каракум матросы в бескозырках. Короче, я сам вырос в авиационном городке. Не раз в детстве обедал в гарнизонной солдатской столовой 81-ого ВТАП , где служил отец- есть с чем сравнивать. Но там я просто охренел. Вот что значит нормы питания морской авиации. А какой у них был буфет!
        1. +8
          17 июля 2025 07:57
          Но там я просто охренел. Вот что значит нормы питания морской авиации.
          Помимо норм питания, возможности реализации "бизнес-проектов" службой тыла сильно ограничены условиями пустыни.
          Привет, Дима!
          1. +2
            17 июля 2025 08:06
            Летунам в плане тыловой логистики проще - это не отдаленная горная застава, у них взлетка под задницей.
            1. +6
              17 июля 2025 08:12
              Как ты себе представляшь столовского прапора, грузящего ящик ворованной тушенки в самолет?
              1. +3
                17 июля 2025 08:58
                Прости, сразу не понял твою мысль. Хотя для "особо инициативных прапоров" это не проблема. Я уже выше писал что флотский аэродром был о нас в трех км. А погранзона — участок местности в виде полосы земли вдоль границы где ограничено свободное передвижение людей и любая хозяйственная деятельность, на моем участке была- 2, 5 км. Так что контролировать передвижения их столовских прапоров я не имел возможности. Да честно говоря мне это было и безразлично. Своих забот хватало. Доходили слухи что они меняют у местных чабанов свежую баранинину на сгущенку.А так это или нет не знаю.
              2. +5
                17 июля 2025 11:36
                Цитата: 3x3zsave
                Как ты себе представляшь столовского прапора, грузящего ящик ворованной тушенки в самолет?

                Привет дружище, рад тебя видеть на сайте!!!!!!!
                Бог миловал, но я чуть-чуть не получил в тести - прапорщика, а в тещи - учительницу начальных классов.
                Тушнк доедал еще полгода после того как любовь прошла - завяли помидоры.
                «старшина он такой человек, уворовать и не спалиться - это его жилка и научному объяснению не поддается»!!!
              3. 0
                17 июля 2025 17:52
                Ящик тушенки, вообще-то, небольшой. Чего там морочиться? Взял, унес и загрузил. 24 банки. Меньше ящика сгухи.
          2. +1
            17 июля 2025 11:24
            Вот - вот, куда девать украденное с продсклада, посреди пустыни?))) Хотя, грех жаловаться, нас кормили с камбуза школы водолазов, по какому-то их флотскому пайку, наедались до отвала. Ну и вечерний чай, чего в СА не было.
        2. +2
          17 июля 2025 09:14
          Так в авиации несколько норм питания и у лётчиков она тоже делится,на лётную и реактивную.
          1. +1
            17 июля 2025 10:40
            А кстати, чего мы только о "жрачке". На заставах главным местом солдатского досуга считались курилки. Удобные скамейки под тенистыми деревьями, обязательные щиты со средствами пожаротушения, столы с представленными на них нардами, домино или шахматами. Вот я и хочу поднять тему табачного довольствия. В СА СССР солдатам срочной службы вроде полагалось табачное довольствие. Каждому курящему военнослужащему выдавались сигареты из расчета 10 штук на день. У нас в ПВ в 8о-х этого точно не было. Никаких сигарет в качестве довольствия не было, ровно как и "конфето-сахара" для некурящих. Приходилось "химичить" на канцелярских, чтобы парни не клянчили сигареты у местных, да всякую хрень у них не покупали типа - насвая или чего инибудь позабористей. А то частенько просто офицеры скидывались и покупали табак в каптерку. Благо курящих на заставе было не много. Да и о каком массовом куреве можно говорить, если на службу в горы надо топать? Там вся дыхалка наизнанку. С табаком ребят выручал совхозный сельмаг, ну и автолавка, да посылки от родных.
            Если не изменяет память, то табачное довольствие было только у военнослужащих проходящих службу за границей. За речкой нам выдавали по 10 пачек на месяц. Офицеры получали "Ростов", срочники-"Охотничьи", "Памир".
            1. +2
              17 июля 2025 10:51
              Благо курящих на заставе было не много. Да и о каком массовом куреве можно говорить, если на службу в горы надо топать? Там вся дыхалка наизнанку.

              Да и в дозоре не закуришь - запах сразу выдаст.
      2. +3
        17 июля 2025 14:38
        У погранцов всегда было получше, чем в СА.
        Разные ведомства - МО и КГБ.
    3. 0
      18 июля 2025 14:27
      Я учился в Харьковском ВВАУРЭ с 80 по 84 год . Мясо говядины не было , были свиные туши . Пришлось , во время учебы не есть мясо , только в увольнении . А так кормили не плохо . А когда начал службу офицером в Забво , то там солдат кормили хуже не куда . Удалось добится для солдат находящихся на точке выдачи пайка.
  2. Главный савейский деликатес :
    небритое "мясо белого медведя" :-)))
    Это даже куда пострашнее бигуса
    и вездесущей перДловки...
    1. +2
      17 июля 2025 04:57
      Цитата: Шариков Полиграф Полиграфович
      небритое "мясо белого медведя"
      А это, звиняюсь, что такое?
      И что там на картинке? Неужто это едят?
      1. +11
        17 июля 2025 05:57
        А это, звиняюсь, что такое?
        ,,,сало свинное,со шкуркой и щетиной практически неопалённое.
        1. +2
          17 июля 2025 15:10
          Цитата: bubalik
          А это, звиняюсь, что такое?
          ,,,сало свинное,со шкуркой и щетиной практически неопалённое.

          Такое нам давали в учебном полку в Черновцах . Славяне и прочие христиане не если это варёное сало три дня .. Потом трескали за милую души .. Наши товарищи по оружию , мусульмане .. держались около недели потом начинали тоже есть . Главное глаза закрыть и быстренько прожевав глотать .. После того , как побегаешь световой день с полной выкладкой по сопкам ( сопка ваша , сопка наша ) ...Ели , аж за ушами трещало ... и было не важно , от куда ты . Из Пскова или Чимкента родом . ... жрали сало с щетиной все .
      2. +7
        17 июля 2025 06:32
        Цитата: Наган
        Неужто это едят?

        Ну комбижир же ели..
        Честный, по ГОСТу, 50% пальмового масла, на вкус как свечка парафиновая, и застывал при мойке посуды сосульками. recourse lol
        И 175 грамм мяса и субпродуктов - откуда мясо уплывало и оставалась шкурка и сало.
        Вот тушенка была хорошая - но она была со складов хранения, т.е выпуска до 1978.
        Ну и классика - свинина 1956года и яйца наполовину высохшие 1970х
        Самое для меня непонятное то что постоянно хотелось есть - а в 1990е солдаты уже редко на это жаловались- хотя продукты ворвались только в путь всеми причастными
        1. +6
          17 июля 2025 06:51
          …а в 1990е солдаты уже редко на это жаловались- хотя продукты ворвались только в путь всеми причастными

          Извечный спор, чья должность «круче» прапора на ГСМ или «продскладе»!!!! laughing
          1. +2
            17 июля 2025 07:10
            Цитата: Коте пане Коханка
            …а в 1990е солдаты уже редко на это жаловались- хотя продукты ворвались только в путь всеми причастными

            Извечный спор, чья должность «круче» прапора на ГСМ или «продскладе»!!!! laughing

            В СА такого спора не было - ГСМ мог фигурировать только в части тосола или спирта. Бензина было валом бесхозного...
            А вот вещевой прапор покруче продовольственного был в СА: подшива, форма и даже значки на дембель - у него под лапой были.,..
            1. 0
              17 июля 2025 10:59
              Цитата: свой1970
              А вот вещевой прапор покруче продовольственного был в СА: подшива, форма и даже значки на дембель
              Ещё кожаные куртки на осенне-весенний период, серо-голубые на летний и синие, с меховым воротником, на период зимний. В таком прикиде можно и по городу прогуливаться. А кожаная летная куртка под голубые вареные джинсы вообще смотрелась бомбой wink
              1. 0
                18 июля 2025 14:33
                В Монголии летный комплек из меха стоил 20 литров спирта .
                Шевретку достать было сложно .
            2. 0
              17 июля 2025 11:37
              В СА такого спора не было - ГСМ мог фигурировать только в части тосола или спирта. Бензина было валом бесхозного...

              Я про середину 90-х
              1. +1
                17 июля 2025 23:47
                Цитата: Коте пане Коханка
                В СА такого спора не было - ГСМ мог фигурировать только в части тосола или спирта. Бензина было валом бесхозного...

                Я про середину 90-х

                в 1995 комбат лично с утра расписывал по 10 belay литров бензина на ЗИЛ 131 - полеты обеспечивать.Народ разбавлял керосином....
        2. 0
          17 июля 2025 07:48
          Ну так плстояннте хотение кушать понято, организм молодой, нагрузки и прочее, у самого так было, но хлеб в карманах выносить было западло
          1. +1
            17 июля 2025 08:03
            Цитата: Андрей ВОВ
            Ну так плстояннте хотение кушать понято, организм молодой, нагрузки и прочее, у самого так было, но хлеб в карманах выносить было западло

            Проблема в том - что срочники 1990 и 2000 уже не жаловались особо - что жрать охота было. При тех же физических нагрузках, растущих организмах и воровстве продслужб - вот ч чем непонятки
            Цитата: свой1970
            Самое для меня непонятное то что постоянно хотелось есть - а в 1990е солдаты уже редко на это жаловались- хотя продукты ворвались только в путь всеми причастными
            1. +3
              17 июля 2025 10:35
              Цитата: свой1970

              Проблема в том - что срочники 1990 и 2000 уже не жаловались особо - что жрать охота было. При тех же физических нагрузках, растущих организмах и воровстве продслужб - вот ч чем непонятки

              М.б. приняли меры по устранению стресса вновь прибывших, ибо стресс при адаптации в новых условиях - главная причина нехватки питания. Организм очень много тратит на нервную деятельность.
        3. +1
          17 июля 2025 23:18
          *постоянно хотелось есть - а в 1990е солдаты уже редко на это жаловались- хотя продукты ворвались только в путь всеми причастными*
          нА жалобы был ответ--это у вас пройдет, вот солдат год прослужит, и всего ему хватает.
          на самом деле есть было реально нечего--два кусочка прозрачного хлеба, половник *супа* и половник каши, и чай на дне кружки. это даже обосновывалось--мол, климат жаркий, нужно меньше пить. и порции мол правильные.
          Один раз дали банку кильки на двоих и по кусочку хлеба. А масла не было вообще.
          Суп один раз запомнился--желтая вода, в ней плавают шкурки от кабачков.
          Просились на работы в полях в подшефный совхоз, чтобы есть все, что на полях. И принести тем, кто остался в казарме.

          Конец 90-х, п.о. Молькино.
          1. +3
            17 июля 2025 23:44
            Цитата: seamen2
            *постоянно хотелось есть - а в 1990е солдаты уже редко на это жаловались- хотя продукты ворвались только в путь всеми причастными*
            нА жалобы был ответ--это у вас пройдет, вот солдат год прослужит, и всего ему хватает.
            на самом деле есть было реально нечего--два кусочка прозрачного хлеба, половник *супа* и половник каши, и чай на дне кружки. это даже обосновывалось--мол, климат жаркий, нужно меньше пить. и порции мол правильные.
            Один раз дали банку кильки на двоих и по кусочку хлеба. А масла не было вообще.
            Суп один раз запомнился--желтая вода, в ней плавают шкурки от кабачков.
            Просились на работы в полях в подшефный совхоз, чтобы есть все, что на полях. И принести тем, кто остался в казарме.

            Конец 90-х, п.о. Молькино.

            1995-1998, предлагал солдатам молоко и хлеб, бесплатно и без каких либо напрягов- они это знали, мне не напряжно это было, - я б в 1988 километровые траншеи копал бы за литр молока - а тут "ну можно хлебнуть.." - и это о домашнем молоке и вкусном хлебе своей выпечки
      3. +1
        17 июля 2025 18:56
        А это, звиняюсь, что такое?

        Мы называли "медузы в собственном соку", с горохом вообще убойная комбинация.
        Были еще суп из языка муравея и тушенные паучьи почки с рисом smile
    2. +11
      17 июля 2025 06:28
      Главная военная тайна Советской армии была в том, куда девалось мясо от свиного сала со шкуркой? Сало было часто, а вот мяса не было никогда. Наверное была какая-то специальная порода свиней, с которых можно было периодически стричь шкуру с салом, а потом она снова обростала. Вроде как шерсть с овец. wassat drinks
      1. +4
        17 июля 2025 10:08
        Цитата: Дилетант
        Главная военная тайна Советской армии была в том, куда девалось мясо от свиного сала со шкуркой? Сало было часто, а вот мяса не было никогда.

        Три человека точно знали . Зам по тылу, прапорщик и дежурный по части. wink
        У нас был свой свинарник. То, что на фото никогда не было. Какое то постановочное фото. Часть призыва была с Кавказа. Сначала нос воротили от свиного мяса, потом- за милую душу. wink
        1. +1
          18 июля 2025 14:36
          Мясо шло в борщ и котлеты .Сало на подливу .
        2. 0
          19 июля 2025 09:34
          У нас был свой свинарник. То, что на фото никогда не было. Какое то постановочное фото.

          У нас тоже был. Но мясо белого медведя было постоянно.
      2. Да знавал я тех свиней.
        С виду - свиньи как свиньи,
        а на деле ...КАННИБАЛЫ :-)))
        Дело в том, что всё
        "мясо белого медведя" обратно
        свиньям и уходило...
        Т.е. по сути те свиньи жрали
        самих себя :-)))
        Кстати, повара, заранее зная,
        что к "мясу белого медведя"
        гарантированно никто
        НЕ притронется, включая
        и голодающих духов-нехватчиков,
        бросали туда старую прогорклую
        муку и давно скисшую томатную
        пасту.
        Потом всю эту мерзость сливали
        в помойные молочные бидоны
        и каждый день везли свиньям.
        Говорю же : каннибалы :-)))
      3. +6
        17 июля 2025 14:25
        Главная военная тайна Советской армии была в том, куда девалось мясо от свиного сала со шкуркой?

        По этому поводу есть старый советский анекдот:
        Собрались как-то немец, американец и русский, и зашла у них речь про то, как у них скотину на мясокомбинатах забивают. Немец рассказывает: "У нас есть специальный автомат, он бьет скотине по голове и валит насмерть с одного удара!" Американец: "А у нас скотину убивают электротоком!" Русский сидел, мялся, потом говорит: "Я точно не знаю, но наверное у нас взрывают!" Как это??? Ну, у нас в магазинах только головы и ноги продаются...
  3. -1
    17 июля 2025 04:40
    Кстати в современном армейском сухом пайке очень много сахара, растворимые напитки голимый сахар, если запрещать газировку, и чипсы, то не стоит ли еще пересмотреть ИРП? Я понимаю что сахар там для поднятия высокого уровня калорийности, но откровенный перебор. Лучше рыбных консервов пихнуть, и порции побольше.
    1. +3
      17 июля 2025 05:13
      hi
      Может быть еще и шпик убрать? laughing
      И мясо побольше в консервы класть? lol
      ИМХО: опрос знакомых "срочка 70-е, 80-е, 90-е" - еда была плохая, еды не хватало, "жрать хотелось всегда".
      "00-е годы и далее" - еда "в целом терпимо, и можно купить поесть".
      Даже шпик из ИРП был одобрен, у кого "срочка 70-е, 80-е, 90-е" - "надо просто с гречкой разжаривать, а галеты в бульошку кидать". Шоколад 50 гр. привел в восторг. good
      Но при сравнении с ИРП США, например, были отзывы "ну да, мясо-то видно... и повкуснее". request
      1. -3
        17 июля 2025 06:16
        Про шпик речи не идет, вполне сносно когда добавляешь в первые блюда
        1. 0
          17 июля 2025 07:03
          Жарить не нем, разогревать "гречку с мясом" можно, а "рис с мясом" - уже жир на жире один...
      2. +1
        17 июля 2025 08:00
        Срочная 1985-1987 пос Сокол, аэродром Б. Савино, Пермь. Кашу на завтрак не ел, только хлеб с маслом и чай. Суп в обед ел только если гороховый, на второе обычно гречка, пюре или рисовая каша,, всё с подливой из тушёнки. Винегрет. Отдельно давали жареное мясо, правда очень жирное, но это меня и привлекало, остальные за столом такое не ели, выбирали куски менее жирные.
        Так что не знаю, в авиации ПВО в части, находящейся на БД кормили на убой. Кстати так питался с самой ШМБ.
      3. 0
        18 июля 2025 09:54
        Незнай. мне сухпай советского образца понравился. Ржаные сухари вкусные и в остальном.
  4. +3
    17 июля 2025 05:00
    половина призывников из числа деревенской бедноты, а их-то тогда в основном и призывали, первый раз мясо попробовали в армии
    Это деревенские-то мяса ни разу не пробовали? Не верю! ©
    1. +5
      17 июля 2025 05:52
      Цитата: Голландец Михель
      Это деревенские-то мяса ни разу не пробовали?

      Согласен, если автор приводит статистику, что 50% призывников из деревень не ели ранее мяса, то такое нужно подтверждать ссылками. Получается 50% сельских жителей Российской империи не держали птиц и скот? Не охотились в лесу? Звучит бредово.
      1. +1
        17 июля 2025 06:14
        По моему автор перепутал. Имелся ввиду сахар. Что- то такое читал.
        1. 0
          18 июля 2025 02:45
          не перепутал. в хозяйстве бедных крестьян тягло было арендное, корову было крайне сложно купить и содержать, т.к. ей нужно сено, а для сена надо получить в общине сенокос и потом это сено не продать вместе с коровой за копейки, когда приходило время отдавать долги, налоги и позже выкупные платежи. Таким образом, реальный и доступный вариант получения белка -яйца. Куры же, потерявшие производительность тоже скорее пойдут в уплату долгов, просто более мелких(за лечение, за услуги попов и тд)
      2. +3
        17 июля 2025 07:14
        Цитата: Дырокол
        Получается 50% сельских жителей Российской империи не держали птиц и скот?
        Получается. Деревенская безлошадная беднота батрачила на богатых землевладельцев - помещиков и кулаков, а скотина требовала ежедневного ухода, на который у батраков времени не было. Ну и пила беднота жестоко, пропивала немалую часть заработанного, и во многом из-за этого не могла выбиться из бедности.
        1. +1
          17 июля 2025 10:08
          Цитата: Наган
          Получается. Деревенская безлошадная беднота батрачила на богатых землевладельцев - помещиков и кулаков, а скотина требовала ежедневного ухода, на который у батраков времени не было. Ну и пила беднота жестоко, пропивала немалую часть заработанного, и во многом из-за этого не могла выбиться из бедности.

          Если человек с детства не будет получать белок, а питаться одной растительной пищей, типа вареная каша, репа и лук, то он 1. не вырастет более 1,5 м., 2. не сможет выполнять тяжелую физическую работу.
          1. +3
            17 июля 2025 10:22
            Цитата: Дырокол
            Если человек с детства не будет получать белок

            Во-первых, в кислом черном хлебе имеется некоторое количество белка, заметно больше чем в белой булке. И в кислой капусте тоже.
            Во-вторых, когда был не сезон сельхозработ, каких-то рыбок-птичек ловили. Но мясо имелось в виду не какой-то зяблик или голубок или плотвичка, а говядина, свинина, баранина.
            В-третьих, в тех же индуизме и буддизме имеются не то секты, не то касты, которые держат веганскую диету, и ничего, живут так поколениями и столетиями.
            А кроме того, офицеры и генералы еще со времен крепостного права жаловались, что рекруты поступают малорослые, хилые, и умом скорбные, солдатским премудростям трудно обучаются. А ведь процедура заряжания дульнозарядного кремневого ружья была хитрой, и нарушь ее - хорошо если только выстрел не получится, а можно и ружье убить.
            1. +1
              17 июля 2025 10:57
              Цитата: Наган
              не какой-то зяблик или голубок или плотвичка, а говядина, свинина, баранина.

              Повторюсь. Без регулярного потребления мяса вырастет "дохлый" недоросль не способный поднять ружье.
              Цитата: Наган
              ндуизме и буддизме имеются не то секты, не то касты, которые держат веганскую диету, и ничего, живут

              Это которые кожа да кости сидят без движений под деревом... В районе экватора, где минусовой температуры сроду не было.
              Цитата: Наган
              А кроме того, офицеры и генералы еще со времен крепостного права жаловались, что рекруты поступают малорослые, хилые, и умом скорбные

              Вы описываете человека имевшего НЕДОСТАТОК питания. Это не значит, что он никогда в жизни не ел мясо, просто он ел очень мало.
            2. +4
              17 июля 2025 15:49
              Необходимость животных белков в рационе человека :

              Полноценный аминокислотный состав
              Животные белки содержат все незаменимые аминокислоты в оптимальных пропорциях, необходимые для синтеза собственных белков организма. В отличие от многих растительных белков, которые могут иметь дефицит одной или нескольких незаменимых аминокислот, животные белки считаются полноценными.

              Высокая биодоступность
              Белки животного происхождения лучше усваиваются организмом — их коэффициент усвоения выше, что обеспечивает эффективное использование аминокислот.

              Функциональное значение
              Аминокислоты из животных белков участвуют в построении мышечной ткани, ферментов, гормонов, антител и других важных биомолекул. Особенно важны они в периоды роста, восстановления после травм, у спортсменов и пожилых людей.

              Витамины и микроэлементы
              Продукты животного происхождения, кроме белков, являются источниками витаминов группы B (особенно B12, который отсутствует в растительных продуктах), железа, цинка и других важных нутриентов, поддерживающих обмен веществ и здоровье.

              Баланс питания
              Животные белки — важная часть сбалансированного рациона, обеспечивающая полноценное питание и поддержание здоровья.

              Для подавляющего большинства людей без мяса жить можно, но резко снижаются возможности развития и существования. Высокая зависимость влияния животных белков от гармональных особенностей конкретного организма.
          2. +5
            17 июля 2025 23:56
            Цитата: Дырокол
            то он 1. не вырастет более 1,5 м.

            тогда есть очень много железных доказательств недостатка белка- вся царская армия в ПМВ на фото с винтовкой Мосина со штыком(длина 1,73 м) - а они все заметно ниже стоящей к ноге винтовке
          3. +2
            18 июля 2025 02:46
            яйца, рыба -вот более реальные и стабильные варианты
      3. +3
        17 июля 2025 11:44
        Ноги этого утверждения растут из статьи в "Вестнике русской конницы", которую цитирует Михаил Меньшиков в "Из писем к ближним", конкретно "Молодежь и армия", 1909 год:
        "Около «40 проц. новобранцев почти в первый раз ели мясо по поступлении на военную службу».
        И там с этой цитатой все очень мутно.
      4. m-z
        +1
        17 июля 2025 12:35
        Цитата: Дырокол

        Получается 50% сельских жителей Российской империи не держали птиц и скот? Не охотились в лесу? Звучит бредово.

        Птица за мясо как бы не считалась, поэтому птицу ели, но редко, только по большим праздникам.
        Охота – практически нет, т.к. оружия у крестьян не было, если только силками (а до отмены крепостного права за охоту в помещичьем лесу и убить могли). Но в лесу дичи не может быть достаточно, чтобы прокормить даже пару десятков человек, а в степи и полях силки бесполезны.
        Корову не резали до тех пор, пока она давала хоть сколько-то молока, и при продолжительности жизни коровы в 16-20 лет человек мог и не попробовать говядины до того, как его приберут в армию в 18-20 лет. Свиньи тоже очень не везде, их кормить нужно не сеном/травой/соломой, а люди и сами часто голодали.
        Как-то так…
        1. +2
          17 июля 2025 23:23
          m-z, Вы про удельных и государственных крестьян, монастырских крестьян в Олонецкой, Вологодской, Архангельской и Тобольской губерниях почему не вспоминаете? Из Архангельской и Вологодской губернии в столицу рябчиков, белых куропаток, тетеревов, северных оленей везли возами на продажу. Бурые и белые медведи, барсуки и бобры ещё меньше были заражены трихинеллёзом, чем сегодня, ели их на севере Европейской России за милую душу... А уж трески и палтуса с Мурмана везли в Архангельск в августе-сентябре! Сёмги, сигов (чира, пеляди, ряпушки), сельди, наваги, пинагора, камбалы в море было много больше, чем сегодня, и размеры были больше у рыбы. Горбушу камчатского краба, кабана, ондатру и американскую норку не знали в Архангельской губернии в начале 20 века - это факт...Про форель, гольцов, атлантического осетра, налимов, щук, хариусов, окуней, язей,сорогу, ельцов, ершей, миногу, что ловили все крестьяне от мала до велика на разные снасти, вялили, солили и сушили, вспоминать будем? Или их белки, жиры, витамины и микроэлементы совсем растительные?
          1. m-z
            +1
            18 июля 2025 01:42
            Почему нужно упоминать рыбу, если разговор о мясе???

            Цитата: Тестов
            Из Архангельской и Вологодской губернии в столицу рябчиков, белых куропаток, тетеревов, северных оленей везли возами на продажу.

            А уж трески и палтуса с Мурмана везли в Архангельск в августе-сентябре! Сёмги, сигов (чира, пеляди, ряпушки), сельди, наваги, пинагора, камбалы в море было много больше, чем сегодня, и размеры были больше у рыбы.


            Этим крестьяне никогда не занимались, поморы - да, рыбу ловили, в море ходили, охотились, ну и местные народы, ведущий образ жизни охотников-собирателей. Да и было их совсем немного, если сравнивать с численностью крестьян Центральной России, Черноземья и Приволжья (где и жила большая часть крестьян).
            Про форель, гольцов, атлантического осетра, налимов, щук, хариусов, окуней, язей,сорогу, ельцов, ершей, миногу, что ловили все крестьяне от мала до велика на разные снасти, вялили, солили и сушили, вспоминать будем?

            Ловить форель, гольцов, атлантического осетра, налимов, хариусов, миногу была возможность хорошо если у 0.01% крестьян. Щук, окуней, язей,сорогу, ельцов, ершей побольше, конечно, но точно не все крестьяне от мала до велика. Попробуйте представить, что значительная часть крестьян жила в стороне от крупных и средних водоемов и рыба на столе для многих из них тоже была довольно редким явлением.
            1. +1
              18 июля 2025 10:02
              m-z
              "Почему нужно упоминать рыбу, если разговор о мясе???" - потому, что Вам задал вопрос, на который Вы не ответили: " Или их белки, жиры, витамины и микроэлементы совсем растительные?" ... Вы уже открытие совершили: "Птица за мясо как бы не считалась, поэтому птицу ели, но редко, только по большим праздникам." Так же, как совершили ещё два:
              "Этим крестьяне никогда не занимались, поморы - да, рыбу ловили, в море ходили, охотились, ну и местные народы, ведущий образ жизни охотников-собирателей." Поморы, следуя Вашей логике, были то ли купцы, то ли дворяне, то ли казаки, слегка мещане и чуть-чуть духовенство...Вепсы, карелы, коми-зыряне в 19-ом начале 20 века вели образ жизни охотников-собирателей - смело и ново...Если сравнивать крестьян Поволжья, Центральной России, Черноземья с поморами, то не забудем Волгу и Оку, Дон с притоками и их разливы, не зарегулирован был сток плотинами ГЭС. Разливы, на которых птица останавливалась каждую весну на отдых, есть ружьё - бей не хочу, нет ружья - вспомним деда Мазая. Ещё момент, если Вы Поволжье вспомнили. У родины хохломы - города Семёнов Нижегородской губернии на берегам Керженца и Ветлуги ещё в начале 20 века северные олени кочевали. Выбили их в Первую мировую и в Гражданскую...Владимира Гиляровского и его книги вспоминать будем?
    2. 0
      17 июля 2025 06:06
      Это общепринятые сведения начала 20 века. От самых, что ни на есть прекрасных царских генералов.
      1. +6
        17 июля 2025 10:08
        Цитата: MCmaximus
        Это общепринятые сведения начала 20 века. От самых, что ни на есть прекрасных царских генералов.

        Это бред противоречащий физиологии человека ибо без белка вырастет задохлик 1,5 м ростом еле волочащий ноги.
        1. +1
          17 июля 2025 17:42
          А он таким, по сути, и был.
        2. +4
          17 июля 2025 17:44
          Да, и вот пример мой. Теща как-то сказала (про послевоенные годы): "А вот у нас в семье мясо только папа ел. Ему же работать".
          Понятия такие были.
        3. +2
          18 июля 2025 02:50
          яйца же, самый доступный полноценный белок
      2. 0
        17 июля 2025 11:47
        Нет, это только одна цитата, причем для определенного публицистического эффекта использованная.
    3. +1
      17 июля 2025 14:28
      Имелись в виду свинина и говядина: уж зайцев и всяких перепелок или дроздов в деревне любой пацан силком наловит!
    4. +3
      17 июля 2025 16:10
      Цитата: Голландец Михель
      Это деревенские-то мяса ни разу не пробовали? Не верю! ©

      Крестьяне держали скотину преимущественно для молока и работы в поле, а не на убой. Кур держали для яиц. Их забивали лишь в крайних случаях (праздники, болезнь). Гусей и уток чаще выращивали на продажу в город (деньги-то откуда брать?). Летом вообще мяса не ели. Его негде было хранить. Бедные крестьяне ели мясо очень редко - это факт.
  5. +3
    17 июля 2025 05:21
    Как то с трудом вериться в некоторые факты, приведённые в статье . Например про тушенку в конце 80- х . Я в это время служил , и помню , что она была очень даже ничего . Современная и рядом не стояла . И ещё. Нам на ужин часто давали рыбу . Жареную скумбрия целиком . Но повара , как правило , неумехи. Рыба жирная , и поэтому легко пережаривалась . Становилась горькой . И есть ее было просто невозможно !
    1. +4
      17 июля 2025 06:47
      Рыба жирная , и поэтому легко пережаривалась . Становилась горькой . И есть ее было просто невозможно !
      Рыба горькой становится не от пережаривания, а от того, что при разделке и потрошении повреждается желчный пузырь и разливается желчь.
      1. +3
        17 июля 2025 07:51
        Про жареную рыбу лучше не надо....и зелегые соленые помидоры.... .
        1. +1
          17 июля 2025 09:49
          зелегые соленые помидоры....
          А во про зеленые соленые помидоры поддержу.
          1. 0
            17 июля 2025 10:54
            У нас они присутствовали только в винегрете или в салате с варёной картошкой.
      2. +1
        17 июля 2025 09:03
        Ну может и так . Только скумбрия приходила на склад мороженная , в брикетах . Может помните ?
        1. +6
          17 июля 2025 09:55
          Ну может и так . Только скумбрия приходила на склад мороженная , в брикетах . Может помните ?
          Скумбрию не помню. У вас прям офицерское снабжение было. Мы довольствовались минтаем. И то, редко. Потрошение на плавбазе не исключает попадания желчи в рыбу при разделке. А после разморозки, плохо промытая (особенно изнутри) рыба от этого горчит.
          Еще может горчить 100 раз пережаренное и постоявшее старое масло. Это тоже может быть источником. Или остатки жабер, на размороженной и постоявшей на жаре рыбе. Когда еще испортиться не успевает, но жабры начинают горчить.
      3. ANB
        +2
        17 июля 2025 10:42
        . Рыба горькой становится не от пережаривания

        Нет. Именно от пережаривания. Аналогично ведёт себя селедка.
        Проверено кулинарным опытом - я то уж точно аккуратно потрошу. Ну и по первости лопушился со скумбрией (на Камчатке ее нет). Скумбрию надо ловить по готовности при тепловой обработке. А ещё лучше - солить. Впрочем, лососевые тоже при готовке теряют во вкусе. Вкусные при готовке - головы и брюшки. Спина становится сухой.
    2. 0
      17 июля 2025 08:03
      Нам скумбрию не давали, обычно жареные хек или минтай. Иногда, очень редко доставалась солёная селёдка, это был праздник!
      1. +3
        17 июля 2025 09:04
        Прикарпатский ВО . Хек был бы за счастье , лично для меня good
        1. 0
          17 июля 2025 09:17
          Я вообще до армии рыбу не ел, в детстве отравился рыбьим жиром request
          1. +4
            17 июля 2025 09:58
            Я вообще до армии рыбу не ел, в детстве отравился рыбьим жиром
            У нас, первую неделю по прибытии, некоторые деревенские сливочное масло не ели. Со словами" "Фу, дома на этом только готовят. А на хлеб мазать - Фу!". А еще через неделю, когда всерьез начался КМБ, почитали за лакомство кусочек комбижира (помните такой?) без хлеба.
            1. +1
              17 июля 2025 10:50
              Комбижиром никогда не баловался, а жарили у нас дома только на топлёном масле. Молоко из магазина первое время пить не мог - водой казалось. Сам не из деревни, но молочко в детстве было только из-под коровки. wink
              1. +1
                17 июля 2025 13:42
                Дома никто комбижиром не баловался. Это тема из столовок. В том числе военных.
              2. 0
                17 июля 2025 17:50
                Да, вы батенька, из зажравшихся! laughing
                Было, все было. В наших краях топленое масло могло быть только тех, у кого кто-то в столовой работал. Всем остальным -трастительнвй жир или комбижир.
            2. -1
              17 июля 2025 21:28
              Цитата: abrakadabre
              А еще через неделю, когда всерьез начался КМБ, почитали за лакомство кусочек комбижира (помните такой?) без хлеба.

              В наряде по кухне дорвались до комбижара с репчатым луком и чёрным ( возможно серый ) хлебом . А потом страшнейшая изжога ... у всех евших лук с комбижиром .. Бр ...
              1. +3
                18 июля 2025 08:52
                В наряде по кухне дорвались до комбижара с репчатым луком и чёрным ( возможно серый ) хлебом . А потом страшнейшая изжога ... у всех евших лук с комбижиром .. Бр ...
                Ну так, мы же говорим не о полезности для здоровья, а об изменении вкусов, когда уже через несколько дней по прибытию в часть, перманентный голод мягко говоря изменяет вкусовые пристрастия wassat
                О как заумно сказал про простое и банальное: жрать хочется круглосуточно, что готов сожрать даже собственные сапоги и ремень.
                1. +1
                  18 июля 2025 10:48
                  Цитата: abrakadabre
                  Ну так, мы же говорим не о полезности для здоровья

                  Я не о полезности . А о воспоминаниях армейских . Дорвались до этих явств в наряде , когда наши два наших взводных отделения отправили чистить картошку . Помню что -то около восьмиста кг картошки Гора картофельная .. Учебный мотострелковый полк . сержантская школа . . .. Месяц службы в армии ... И потом тоже ели это комбижир мазали на хлеб и ели ... Но уже поменьше .
      2. +5
        17 июля 2025 09:42
        хек или минтай

        Нашей армейской рыбой были местные толстолобик и селедка. Я до срочки думал, что селедка бывает только в соленом виде. smile А в жареном и отварном виде с картофельным пюре жирная каспийская селедочка пальчики оближешь. Наш ст. повар на заставе обалденно запекал ее в пергаментной бумаге. Получался этакий рыбный эскалоп размером в полторы ладони.
      3. +2
        17 июля 2025 09:55
        Цитата: Ady66
        Иногда, очень редко доставалась солёная селёдка, это был праздник!

        А, у нас в шутку считали до дембеля- съел 730см селедки , значит дембель наступил. 1 день=2 см селедки. wink
        1. 0
          18 июля 2025 12:27
          У нас говорили:" Масло съели - день прошёл..." Между прочим, масло на фото к статье не дотягивает до 20 грамм. А вообще в нашей столовой готовили на 1 (одну) тысячу человек за раз. 77-79гг.
          1. 0
            18 июля 2025 16:22
            Цитата: Ручей-2
            У нас говорили:" Масло съели - день прошёл..."

            Был и такой календарь. wink В нашей части заправщики топлива и окислителя получали двойную порцию масла и паштет.
            В части был прапорщик. Когда он заступал в наряд- был праздник. Он выгонял поваров и готовил сам. В части тоже было около тысячи человек.
          2. 0
            19 июля 2025 09:48
            У нас говорили:" Масло съели - день прошёл..."

            Масло съели- день начался,
            Рыбу съели- день прошёл.
            Старшина домой ушёл.
            Дембель стал на день короче,
            всем дедам- спокойной ночи!
            ...

            масло на фото к статье не дотягивает до 20 грамм.

            В конце 80-х норму масла поменяли, вместо 20 стали давать 30 грамм- по 15 утром и вечером.
            1. 0
              19 июля 2025 09:59
              Конечно, если фото конца 80-х, то всё путём.
      4. +1
        17 июля 2025 17:48
        Жареный минтай или хек - это вообще деликатес. Почему-то на второй год повара стали заморачиваться и жарить. А до того просто варили. Вот и насыпали на ужин вареной развалившейся рыбы. Положено - получай
  6. -6
    17 июля 2025 05:49
    В Красной и Советской армии никто не голодал

    О как... Прям никто... Зачем такие громкие заявления делать. До конца 1942 года в КА был голод, а окруженцы и до людоедства доходили, не говоря уже о поедании кожаных ремней и коры с деревьев.
    1. +2
      17 июля 2025 06:34
      а окруженцы и до людоедства доходили, не говоря уже о поедании кожаных ремней и коры с деревьев.

      А окруженцы что, были частью КА или непонятно кем и непонятно где? Они что, находились на довольствии в своих воинских подразделениях или шастали по полям и лесам? Не надо "натягивать сову на глобус" и подменять понятия.
      1. +8
        17 июля 2025 07:18
        Цитата: Дилетант
        А окруженцы что, были частью КА или непонятно кем и непонятно где? Они что, находились на довольствии в своих воинских подразделениях или шастали по полям и лесам?

        Дедушка в окружении был целым артполков гаубичным. Вместе с гаубицами шастал по полям и лесам, ага....
        За 3 недели в окружении из еды был только зеленый лук и сахар. До конца жизни не ел сахара вообще, а к луку немного привык.
        1. +1
          17 июля 2025 07:20
          Вы читать умеете? "Дырокол" написал "а окруженцы и до людоедства доходили, " Это оскорбление таких, как ваш дед.
          1. +6
            17 июля 2025 10:44
            Цитата: Дилетант
            а окруженцы и до людоедства доходили, " Это оскорбление таких, как ваш дед.

            Оскорбление в чем? Этого по вашему не было или вам это не хочется воспринимать?
      2. +4
        17 июля 2025 10:12
        Цитата: Дилетант
        А окруженцы что, были частью КА или непонятно кем и непонятно где?

        А частью чего они были? 2-я Ударная армия не являлась частью Красной Армии? Ее за штат вывели и отобрали знамена?
        1. +3
          17 июля 2025 10:39
          Ее за штат вывели и отобрали знамена?

          каждые выходные проезжаю мимо "транспаранта", где сказано примерно следующее: "Здесь погибла ТА самая 2-Ударная армия. 30000 без вести пропавших"...
          но зашла Армия почти в полном составе, приказ на выход был дан в июне 1942 когда регулярное снабжение прекратилось еще в середине марта 1942 и выходить было некому...
          вышли по одиночке - единицы...
          есть - было нечего...
          сил на выход у еще живых - не было...
          и только 30 000 пропавших без вести...
          поэтому Дырокол - в той части которую обозначил - прав...
        2. -3
          17 июля 2025 13:19
          А частью чего они были? 2-я Ударная армия не являлась частью Красной Армии? Ее за штат вывели и отобрали знамена?

          А что, есть документально подтвержденные факты людоедства в окруженных частях 2УА? А можно ли считать частью КА объединение, командир которого сдался в плен, а знамена и штабная документация утеряна?
          Еще раз повторяю: не надо "натягивать сову на глобус"
          1. +3
            17 июля 2025 20:47
            Людоедством не занимались , а гадюк ели от голода . Отрубали им головы сапёрной лопаткой и жарили их на системах прогревания дизелей . Мне они показались , по вкусу , похожими на селёдку
    2. 0
      17 июля 2025 08:36
      до конца 1942 года в КА был голод, а окруженцы и до людоедства доходили, не говоря уже о поедании кожаных ремней и коры с деревьев.

      и за что Вы здесь минусуете?
      посмотрите на трагедию 2-Ударной армии и ваши минусы...
      ошибки надо признавать и учиться на них...
      1. -3
        17 июля 2025 10:02
        и за что Вы здесь минусуете?
        За то, что в приведенной реплике по скудоумию или намеренно, что вернее всего, смешиваются понятия планового централизованногоснабжения довольствием по норме и форсмажор с отсутствием такового. В том же окружении при отступленни с тяжелыми боями.
        1. +2
          17 июля 2025 14:38
          Цитата: abrakadabre
          В том же окружении при отступленни с тяжелыми боями.

          Отец считал самым сложным и трудным вид боя - отступление.
      2. +3
        17 июля 2025 10:22
        Цитата: Дедок
        и за что Вы здесь минусуете?

        Нелюди в каждой стране есть. Но, до уровня людоедства еще и опуститься надо.
        Отец выходил из окружения от границы до Смоленска. Сержант. Сам вышел и вывел приставших к нему. Кого в красноармейской форме, кого в немецкой, кого в гражданке. И вооруженных- кого со своим оружием, кого с трофейным. Когда вышли, их приняли за диверсантов. Значит, не шибко истощенными были. Кстати, время окружения не засчитано как боевое ему было.
        1. -3
          17 июля 2025 13:00
          Цитата: Был Мамонт
          Кстати, время окружения не засчитано как боевое ему было.

          Не может быть! Ведь всем известно невероятно гуманное отношение к пленным и окруженцам со стороны командования КА!
          1. +3
            17 июля 2025 14:35
            Цитата: Trapper7
            Не может быть! Ведь всем известно невероятно гуманное отношение к пленным и окруженцам со стороны командования КА!

            Неуместная ирония.
            1. 0
              18 июля 2025 08:33
              Цитата: Был Мамонт
              Неуместная ирония.

              Ирония? Нет, это не ирония. Это сарказм, причем злой сарказм. Как можно было загнав людей в котлы потом дружно от них отказаться и клеймить еще потом предателями?
              Мой дед попал в плен в 41, рассказывал про отношение немцев к нашим пленным и как после освобождения еще перед своими оправдываться пришлось. И как даже после признания "честным красноармейцем" руководство колхоза продолжало смотреть как "неправильного" солдата.
              Так что нет, это не ирония. Совсем не ирония.
              1. 0
                18 июля 2025 16:11
                Цитата: Trapper7
                Это сарказм, причем злой сарказм.

                Плохо. Плохо,что в Вас злоба.
                Воевали как могли.Немцы научили и наши отцы и деды победили.
                Вы родились и живете и это заслуга погибших, пропавших без вести ( что равно погибнуть), попавших не по своей воле в плен. Вспомните, у Сталина сын тоже в плен попал.
                У меня четверо дядьев погибло, трое вернулись инвалидами. Племянница до сих пор ищет , где лежит ее пропавший без вести отец.
                Вы не пробовали понять почему конкретный председатель так негативно относился к Вашему деду?
                1. 0
                  21 июля 2025 08:44
                  Цитата: Был Мамонт
                  Воевали как могли.Немцы научили и наши отцы и деды победили.
                  Вы родились и живете и это заслуга погибших, пропавших без вести ( что равно погибнуть), попавших не по своей воле в плен. Вспомните, у Сталина сын тоже в плен попал.

                  Вы путаете круглое с теплым. Я нигде и никогда не отрицал великой заслуги советского народа и советской армии в победе над фашизмом.
                  Я всего лишь в недоумении от того, почему к попавшим не по своему желанию в плен нашим бойцам было такое негативное отношение со стороны нашей власти.
                  Вот и все.
                  А вы мне целую петицию накатали вообще не по теме моих постов.
  7. +2
    17 июля 2025 06:07
    В СА не было овощей и фруктов. Поэтому был дефицит витаминов. Его не могло быть где-нибудь на Украине и типа, но в ЗабВО был.
    1. +3
      17 июля 2025 08:07
      Цитата: MCmaximus
      В СА не было овощей и фруктов. Поэтому был дефицит витаминов. Его не могло быть где-нибудь на Украине и типа, но в ЗабВО был.

      Горьковская область и Кушка - не было фруктов. Овощи- картошка, морковка, капуста - в блюдах были.
  8. +7
    17 июля 2025 06:10
    ,,,у нас ещё мясо привозили засоленое,как говорил прапорщик годов 60х. Его перед готовкой трое суток вымачивали. Служил в конце 90х. Самое что запомнилось неприятное из еды -мясо белого медведя и супы в учебке с червяками,в каши их не видно crying а в супах они всплывали belay wassat
  9. +3
    17 июля 2025 06:23
    Как-то пару-тройку раз приходилось мне перекусывать в нашей солдатской столовой (конец 80-х) - пища оказалась вкусной и чуть ли не домашней! Однако, не прошло и часа, как мне дико захотелось чего-нибудь покушать... wink
  10. +2
    17 июля 2025 07:40
    Интересно, а авторы статьи сами то в армии служили и сколько кг перловки уничтожили????
    1. +5
      17 июля 2025 09:51
      Если брать учебку на срочке, а затем и ВПВКУ, то среднюю норму по поглощению перловки и ядрицы я перевыполнил laughing
  11. +1
    17 июля 2025 08:32
    Но и тогда многое менялось в зависимости от воинской части и честности тех, кто отвечал за организацию кормления.

    организация питания...
    Автор,
    кормят - скотину!
    1. 0
      17 июля 2025 10:03
      Но и тогда многое менялось в зависимости от воинской части и честности тех, кто отвечал за организацию кормления.
      организация питания...
      Автор,
      кормят - скотину!
      Еще так же можно говорить про младенцев. Но это тоже мимо армии. hi
  12. +2
    17 июля 2025 08:42
    Солдатский рацион во времена первого русского императора был таким:

    два фунта (около 820 граммов) хлеба,
    один фунт (около 410 граммов) мяса,
    0,5 фунта крупы,
    четверть литра водки и 3,27 литра пива.

    Последний пункт впечатлил. Пётр сам был на короткой ноге с Бахусом и солдат не обижал в данном вопросе. drinks
  13. BAI
    0
    17 июля 2025 09:40
    Типичный рацион начинался с завтрака, состоявшего из крупы (гречки, риса, ячменя или пшена), хлеба, чая с сахаром и кусочка масла. Дневной приём пищи обычно включал в себя суп – чаще всего гороховый или щи – и основное блюдо, представлявшее собой картофель с мясом (в небольшом количестве) либо тушёное мясо, иногда дополненное салатом из соленых или квашеных овощей, а также компот на основе сухофруктов.

    Вечером военнослужащих ждала порция каши, порой в сочетании с бигосом (тушеной капустой с мясом), при этом крупы чередовались.

    Авторы явно не армии не служили.
    Перловка где?!
    1. +3
      17 июля 2025 10:05
      Авторы явно не армии не служили.
      Перловка где?!
      Перловка - это шлифованый для очистки от половы, ячмень. Он в приведенных вами словах упомянут. Причем, как напрямую - при описании рациона на завтрак, так и просто как крупа - при описании рациона на ужин.
  14. +3
    17 июля 2025 10:41
    У молодого солдата чувство голода присутствует всегда, но не от плохого или недостаточного питания, а всему виной растущий организм и предельные физические нагрузки. Кстати, название солдатского магазина "чипок" впервые услышал в сериале "Солдаты"; раньше никогда не слышал. В ВДВ солдатские магазины и кафе назывались "булдырь" или "балдырь".
    1. +2
      17 июля 2025 11:09
      ,
      Владимир_Кузнецов
      0
      Сегодня, 11:41

      ,,у нас любой ларёк назывался ,,чипок,, в 90е
    2. +3
      17 июля 2025 20:53
      Чипок - черезвычайная помощь оголодавшим курсантам
  15. -2
    17 июля 2025 11:02
    Самое лучшее питание было в офицерской столовой, да еще молодые официантки принимали заказы и приносили блюда. good

    Авторы правы в том, что многое зависело от командира-у одного мясо и мранинованные/соленые огурчики, у другого рядом- рыбная застоявшаяся вонь...

    Тем не менее, как бы ни плакались про мифическую экономику «России, которую мы потеряли», по статистике начала XX века почти половина призывников из числа деревенской бедноты, а их-то тогда в основном и призывали, первый раз мясо попробовали в армии

    нет такой статистики. А есть совесткая статистика, что в военном 1916 г коров, свиней , овец, лошадей было в ДВА раза почти больше благословенного мирного 1933, см. -https://istmat.org/files/uploads/22085/zhivotnovodstvo_16_38_razdel_1.pdf.

    В России на 100 чел-107 голов скота, в СССР- belay
    1. +3
      17 июля 2025 19:00
      Цитата: Ольгович
      Самое лучшее питание было в офицерской столовой

      За деньги, как в любой ведомственной столовой (ну качество всегда лучше). Офицер СА всегда платил за еду (в повседневной жизни, на учениях и войне).
      Цитата: Ольгович
      да еще молодые официантки

      Уносили посуду со стола, и все. Остальные опции только для командира и выше (там вообще отдельный кабинет, хотя мог и в общем зале).
      Цитата: Ольгович
      В России на 100 чел-107 голов скота, в СССР

      Да я заметил давно, что вы во времена СССР недоедали, что повлекло некоторые нарушения обмена веществ. А это в свою очередь повлекло изменение психики. Вы постоянно кидаете определенной субстанцией в СССР, годы проходят. а вы Ольгич не меняетесь.
      1. 0
        17 июля 2025 19:06
        Цитата: chenia
        Офицер СА всегда платил за ед

        За исключением нарядов(начкар, деж.по полку и т.д.)
      2. +1
        18 июля 2025 10:20
        Цитата: chenia
        Да я заметил давно, что вы во времена СССР недоедали, что повлекло некоторые нарушения обмена веществ. А это в свою очередь повлекло изменение психики.

        вы посмотрите, что оно с вами сотворило.. hi
    2. -1
      18 июля 2025 17:58
      Цитата: Ольгович
      у одного мясо и мРанинованные/

      Вы в армии служили? Проблема с солеными (крупнокалиберными) огурцами не в одной части не стояла, всегда были. А маринованые в буфете -венгерский ГЛОБУС, за деньги (ну разве что-в погранзаставах (в отдельных небольших подразделениях)).
      Ваш наезд (намек) про кастовость в СА не пройдет. Офицер в полевых условиях ел из общего котла, а на учениях из одного термоса, что и боец. И при этом ПЛАТИЛ за еду!!!

      Цитата: Ольгович
      вы посмотрите, что оно с вами сотворило.

      Одних ОНО сотворило, а некоторых ОНО ущемило (вот те, до сих пор и визжат).
      1. 0
        19 июля 2025 11:37
        Цитата: chenia
        Вы

        что вам непонятно?
        Цитата: chenia
        Ваш наезд (намек) про кастовость в СА

        belay lol
        Цитата: chenia
        вот те, до сих пор и визжат)

        вот вы до сих пор и пишете, понятно yes
  16. +2
    17 июля 2025 12:00
    Понятно, что на флоте и на побережье широко были распространены рыба и морепродукты, среди которых преобладали тунец, треска и губан.
    Треску древние греки уж точно не могли есть. Римские легионеры - могли, когда завоевали Галлию.
  17. +3
    17 июля 2025 12:49
    1992 год .КСФ, "Киров".
    Сечка. Субстанция серого цвета, первой от второго отличается консистенцией. Накрывала получает на два бака (стола) 4 бачка, два с первым блюдом, два со вторым. Разница в том что в первом блюде чумичка (половник) падает, во втором стоит. 3 бачка сразу идут в отходы, из ужина доверие вызывает лишь хлеб и компот :(
  18. fiv
    +3
    17 июля 2025 19:14
    Помню капусту с запашком на первое и второе, кусок челюсти свиной с зубами в супе и прапора - начальника столовой, который перекусывал парой банок тушенки. 83-85 РВСН Державинск.
  19. +1
    17 июля 2025 20:34
    Цитата: Голландец Михель
    половина призывников из числа деревенской бедноты, а их-то тогда в основном и призывали, первый раз мясо попробовали в армии
    Это деревенские-то мяса ни разу не пробовали? Не верю! ©


    Птица, рыба и прочие раки в статистике не учитывались, только говядина-баранина-козлятина.
    К слову сказать, в условиях сельскохозяйственной перенаселенности в Нечерноземье с птицей/рыбой тоже было туговато, если не заниматься браконьерством.

    Впрочем, в Европах ситуация была более-менее сопоставима, видел довоенный (до-ПМВ) французский рекламный плакат, гласивший "в армии ты будешь есть В ТРИ РАЗА больше мяса, чем на гражданке!!" И картинки: унылый буржуа ковыряется в тощеньком антрекотике, а бодрый пуалю насаживает на штык цельный окорок (и циферки в граммах, согласно данным статического ведомства).
  20. 0
    17 июля 2025 21:51
    Цитата: Панадол
    Прикарпатский ВО . Хек был бы за счастье , лично для меня good


    Доброго вечера! А какие годы?
    Я помню про срочную службу не много. Но в учебной части из роты очень редко кто с собой брал хлеб со стола. После распределения, там где продолжал срочную службу, в нашей в/ч только один начал терять и вес и скорость при подъёме.
  21. +3
    17 июля 2025 22:47
    "Хуже всего стало уже в восьмидесятые годы, когда фактическое качество и ассортимент блюд не отвечал даже скромной послевоенной норме. " - думал я, что ярый антисоветчик Митрофанов вновь свой опус на "В.о." разместил - ошибся...Приходилось на учебных сборах в СПТУ питаться в столовой войск ПВО в родном Северодвинске в 1981 году. Нормально кормили парней. На работе на "Звёздочке", в начале 80-ых постоянно общался с подводниками и с АПЛ, и ДЭПЛ. Там даже по 1 году службы никто на столовку не жаловался. Понимаю - подводники всегда питались чуть лучше, чем надводники и береговые части ВМФ...Один из друзей - Алик, что учился в параллельной группе на электрика, не захотел год на "Звёздочке" отрабатывать, военкомат на СФ на 3 года его и отправил. Через 7 месяцев службы на плавдоке он пришёл и Северодвинск в ремонт на "Звёздочку", поставили док у причала, как раз напротив цеха СПО "Арктика", где его старший брат работал. С Аликом общался и на доке, и в городе почти 4 месяца, пока меня в СА не призвали. А он с доком, после ремонта, в 1983 г. попал в Анголу. Ряшку наел на службе... Был я у аэродрома Черляны в Львовской области 2 недели, никаких проблем с едою, затем в Энгельсе в ШМАС - кормили нормально (слово бигус слышал только от флотских). И как не вспомнить добрым словом нашего старшину роты - старшего прапорщика Касима Хамидулловича Черняева, если он дежурил по кухне - всё сверкало и блестело. А если идёшь в караул, от него - доп. мясо-рыба, сахар, лук и зелень. Всегда старшина говорил:"Караул выполняет боевую задачу!" В караул шли через буфет - вкусняшек себе покупали всегда.
    В базе на аэродроме Мачулищи в Минской области - готовили вкусно, буфет - замечательный. Кроме того было своё подсобное хозяйство, как туда поедешь, молоком свежим парни угостят. Если в дальние караулы поедешь - повара местные там жаренной картошкой угостят (зимою с котлетками, летом- эскалопами), летом-осенью пока в дальние караулы едешь, остановишься - тут же местные клубнику. смородину, вишни, сливы, яблок предложат. У команды нашей вишни росли - листья в чай добавляли, ягоды ели. Доп.паёк осенью-зимою-весною ночной, когда аэродромная рота чистит и сушит стоянки, рулёжки и ВПП всегда был на уровне, дополнительное масло и сахар никто не тянул из прапорщиков. И в нашей солдатской столовой питались ЗАКисты из службы ГСМ: 2 яйца, и полбанки рыбных консервов каждый день ели и заправщики топлива ракет, и заправщики окислителя. За давностью лет уже на вспомню было ли им вечером дополнительно масло ежедневно или нет. Авторы почему-то не вспомнили срочников, что летали в ДА и ВТА. Они питались вместе с прапорщиками и офицерами в лётной столовой, даже не в технической. Так же авторы почему-то не вспомнили срочников - "глухонемых", что ядерные боеголовки ракет охраняли... В поездках на полигон в Гомельскую область и на разборку запасного грунтового аэродрома под Молодечно и погрузку рулёжек в КАМАЗы для отправки в Афганистан (полк наш освоил к тому времени как запасной аэродром аэродром "Минск-2" и аэродром под Молодечно оказался не нужен) получали сухой паёк - никаких старых консервов (ни каши, ни тушёнки, ни рыбных, ни сгущёнки и нормальные ржаные хлебцы и галеты). Может быть специфика ДА - не знаю...Всё же многое зависело от поваров, у нас и в солдатской столовой, и в технической были повара-срочники, что в Москве в ресторанах работали окончив ПТУ. А в лётной столовой трудились поварами женщины вольнонаёмные, жёны прапорщиков и с полка, и с дивизиона связи.
    В середине 80-ых с погранцами общался в Палдиски и в родном Северодвинске - поварами все были довольны...А вот офицеры Государственного Центрального Полигона ВМФ СССР в Нёноксе, что учились в Калининграде, на гречку долго смотреть не могли - закормили их гречкой в курсантские годы...
  22. +1
    18 июля 2025 22:41
    два фунта (около 820 граммов) хлеба,
    один фунт (около 410 граммов) мяса,
    0,5 фунта крупы,
    четверть литра водки и 3,27 литра пива.
    Нормальный расклад. Почти полкило мяса да чекушка. Зашибись перед ужином накатить 250. Можно и служить. Отчизне.
  23. 0
    21 июля 2025 12:38
    Больше 2 кг хлеба и больше 700 граммов мяса в день, не считая прочего? Не много ли?
  24. 0
    24 июля 2025 20:28
    "...Яйца в количестве двух штук давали по воскресеньям, солдаты в первой половине восьмидесятых называли их «яйцами Устинова» в честь одного из последних министров обороны СССР...."
    Автор забыл о выдаче 2-х яиц в праздничные дни. И про "яйца Устинова" не слышал ни разу.
    "....Продукты с огородов, курятников, а также с поров и свинарников выдавались военнослужащим сверх установленной нормы...".
    Полагаю, что о выдаче продовольствия сверхнормы автор слегка выдумал. Свинарники были. И решали они 2 функции: 1. обеспечение пищеблока мясом (что и какого качества получишь на складах по разнарядке - еще вопрос). 2. Утилизация отходов пищеблока. 80-е уже были в плане продобеспечения временами не простыми, т.ч. от свинарников при части польза определенно была.
    И согласен полностью, что качество питания во многом зависело от зампотыла с командой.