Парадокс ИИ: чем экономичнее становится технология, тем ближе мировой энергетический кризис

11 563 45
Парадокс ИИ: чем экономичнее становится технология, тем ближе мировой энергетический кризис

Индустрия искусственного интеллекта столкнулась с серьезной проблемой – стремительно растущим энергопотреблением. По данным Международного энергетического агентства, к 2030 году дата-центры, на базе которых работает ИИ, могут потреблять до 3% мировой электроэнергии – вдвое больше, чем сегодня.

Эксперты предупреждают: мир движется к дефициту электричества, а компании вынуждены одновременно наращивать мощности и искать способы экономии.



В то же время, как пишет портал France 24, современные решения сосредоточены на трех направлениях: усовершенствование систем охлаждения, создание более эффективных чипов и оптимизация алгоритмов. В США уже разработаны алгоритмы, точно рассчитывающие энергопотребление для каждого чипа, что уже позволяет экономить 20-30% энергии.

Прогресс заметен и в инфраструктуре. Если два десятилетия назад обслуживание дата-центров требовало столько же энергии, сколько и сами серверы, сегодня вспомогательные системы тратят лишь 10% от этого объема. Датчики с ИИ регулируют температуру в отдельных зонах вместо равномерного охлаждения всего помещения, а жидкостное охлаждение постепенно вытесняет традиционные энергоемкие кондиционеры.

Между тем, как пишут авторы статьи, даже самые передовые технологии не остановят рост общего энергопотребления. Мировые эксперты в области ИИ бьют тревогу по поводу того, что каждое новое поколение чипов становится эффективнее, но стремительное развитие самой технологии искусственного интеллекта нивелирует эту экономию. Парадоксально, но повышение энергоэффективности сделает ИИ дешевле, что лишь ускорит его распространение и в итоге увеличит нагрузку на энергосети.

По прогнозам аналитиков, к 2030 году дата-центры могут потреблять от 500 до 1000 ТВт·ч ежегодно – это сопоставимо с энергопотреблением целых стран, таких как Германия или Япония. Хотя отрасль активно ищет решения, взрывной рост ИИ-технологий ставит под вопрос возможность устойчивого развития без кардинального пересмотра энергетических стратегий.

Таким образом, в стремлении достичь эффективности работы человеческого мозга, ИИ тратит в тысячи раз больше энергии. В итоге попытка человечества найти себе незаменимого помощника, способного решать большинство задач, может привести к серьезной проблеме – нехватке электроэнергии в ряде регионов.
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    15 июля 2025 17:33
    Пусть запад переписывает историю физики ,начинает с обратного цикла Карно laughing или вызывает рептилоидов ,спящий Джо и Маск это они... wassat За борт их к чертям.
    1. +7
      15 июля 2025 17:42
      Цикл Карно на практике не используется и отображает простой факт, что d(p,v)/d(t,s) = 1. Где p и v -давление и объем, а t и s - температура и энтропия. Построить на этом цикле идеальный холодильник проблематично. Цикл Стирлинга в этом плане интересней.
      С Уважением
      1. 0
        15 июля 2025 17:53
        Я учился на обратном цикле Карно ,60 тонн рыбы в день заморозки - но раз выдали 116 тонн и не важно что рыба в глазами хлопала в брикете .В трюме мы её всютаки смогли домарозить.Лучшие рейсы ,груз 1600 тонн за 20 - 21 день ,температура в теле брокета далеко за минус 18 ,ближе к 25 минус .Фреон 22 .Но Аммиачка лучше ,если компрессора Саброе .С уважением.
        1. +3
          15 июля 2025 17:58
          Лично я с циклом Карно познакомился в курсе теоретической физики. Авторы учебника пытались отказаться от трех начал термодинамики в пользу более "математической" аксиоматики. С помощью цикла Карно в t,s координатах и леммы Бореля они теорему Карно выводили.
          С Уважением
          1. -4
            15 июля 2025 18:09
            Цитата: nobody75
            они теорему Карно выводили

            На чистую воду? Теоремы принято доказывать, а не выводить, насколько я помню.
            1. +3
              15 июля 2025 18:15
              Это в "чистой" математике принято... А тут все "доказательство" заключалось в том, что любую замкнутую измеримую по Жордану фигуру можно в прямоугольник вписать.
              С Уважением
        2. -2
          15 июля 2025 18:28
          Цитата: tralflot1832
          Я учился на обратном цикле Карно ,60 тонн рыбы в день заморозки - но раз выдали 116 тонн и не важно что рыба в глазами хлопала в брикете .В трюме мы её всютаки смогли домарозить.Лучшие рейсы ,груз 1600 тонн за 20 - 21 день ,температура в теле брокета далеко за минус 18 ,ближе к 25 минус .Фреон 22 .Но Аммиачка лучше ,если компрессора Саброе .С уважением.


          Есть ведь нейроморфные процессоры.Нейроморфные процессоры, в отличие от традиционных процессоров с архитектурой фон Неймана, используют принцип «вычислений в памяти». Это означает, что память и вычислительные ядра расположены очень близко друг к другу, что позволяет значительно сократить время передачи данных и, соответственно, энергопотребление.

          .Одним из ключевых факторов, способствующих прогрессу ИИ-решений в различных отраслях, является развитие новых типов процессоров, которые могут эффективно решать сложные задачи в режиме реального времени с минимальными затратами энергии. Одним из таких инновационных решений является нейроморфный процессор «Алтай», разработанный командой новосибирской компании «Мотив НТ» и спонсируемый «Лабораторией Касперского». ... Производительность: до 100 млрд операций в секунду.Низкое энергопотребление: всего 0,3 Вт.Обучаемость: программируемость ядер позволяет обучать нейронные сети в процессе работы.


          https://dzen.ru/a/aFplBnVraEu6dlyG

          . Российская компания «Мотив НТ» создает отечественные цифровые нейроморфные процессоры. Разработка ведется с конца 2010-х годов, первый прототип «Алтай» был представлен в 2020 году. В 2022 году в проект вошел крупный инвестор — «Лаборатория Касперского». В 2023 году появился новый прототип, а в 2026 году будет готов образец процессора для коммерческого применения «Алтай-3» (AltAI v.3). О чем идет речь?

          Это процессоры другой (нейроморфной) архитектуры в отличие от широко распространённой архитектуры фон Неймана. Они также отличаются высокой энергоэффективностью, параллельными вычислениями, компактностью, имеют высокую масштабируемость и аппаратную поддержку импульсных нейронных сетей.«Алтай» создан для работы импульсных нейронных сетей в разных классах интеллектуальных устройств, от «интернета вещей» до дата-центров.


          https://tehnoomsk.ru/archives/18344
  2. +3
    15 июля 2025 17:37
    Таким образом, в стремлении достичь эффективности работы человеческого мозга, ИИ тратит в тысячи раз больше энергии.

    Нейросети создаются не для этого... И они - не все ИИ!!!
    С Уважением
  3. +1
    15 июля 2025 17:39
    Жесть... Войны за ресурсы будут только наростать...
    1. -2
      15 июля 2025 17:54
      Цитата: свой1970
      Войны за ресурсы будут только наростать...

      Вероятно, проверочное слово - нарост? laughing Да хрен там...
      Правильное написание — «нарастать». Это глагол с корнем -раст-, который подчиняется правилу о чередовании гласных в корнях раст/ращ/рос:
      А пишется перед ст или щ (например: нарастать, вырастить, зарастать).
      О пишется перед с (например: росший, поросль).
      1. +3
        15 июля 2025 17:56
        Цитата: ROSS 42
        Цитата: свой1970
        Войны за ресурсы будут только наростать...

        Вероятно, проверочное слово - нарост? laughing Да хрен там...
        Правильное написание — «нарастать». Это глагол с корнем -раст-, который подчиняется правилу о чередовании гласных в корнях раст/ращ/рос:
        А пишется перед ст или щ (например: нарастать, вырастить, зарастать).
        О пишется перед с (например: росший, поросль).

        Признаю свою вину - не проконтролировал . Буду стараться писать правильно.
        Грешен.
  4. +5
    15 июля 2025 17:45
    Интеллект, даже искусственный, тоже жрать хочет. Вот парадокс.
    1. +3
      15 июля 2025 17:51
      Парадокс в том что программа на прологе\лиспе в 60е-70е вполне доказывала теоремы из учебника математики.
      И работала та программа на по нынешним меркам хорошо если калькуляторе(даром сто тогда - чуть ли не суперкомпухтере).
      А теперь для той же задачи надо бы 60+ ГБ памяти. Причем очень хорошо что бы видеопамяти.
      1. +5
        15 июля 2025 17:55
        Да, вы еще фортран вспомните. Не этом дело, а в том, что ИИ потребляет массу энергии, а на выходе получается пшик.
        1. 0
          15 июля 2025 18:04
          Цитата: Aerolab
          Да, вы еще фортран вспомните. Не этом дело,

          Дело в подходе.
          И то и то было ИИ и задачи те же...

          а в том, что ИИ потребляет массу энергии, а на выходе получается пшик.

          Вот именно.
          Потому что "мы скачали весь интернет(и еще книжек спиратили) и скормили это вся на обучение машине" дает такой себе результат.
          На прологе ИИ был логический.
          На лиспе мог быть в принципе любым но преимущественно символьным.

          А тут нейронные сети.
          Они для такого размаха как мы видим "типа работают", но жрут как не в себя.
          1. +1
            15 июля 2025 19:13
            "Ваши проблемы? Наши решения!" "Наши решения - ваши проблемы". "Автоматизируя бардак, получим автоматизированный(цифровой, искусственно-интеллектуальный) БАРДАК.

            Оффтопом по Азимову. 1-ый закон робототехники: "Робот(ИИ), ВОЗЛЮБИ Создателя своего, Человека!"

            Если в ИИ закладывать нравственное отношение к человеку, то Терминатор не родится. А если и родиться, то на бой не сгодится.
          2. +1
            15 июля 2025 19:52
            Цитата: Hitriy Zhuk
            На прологе ИИ был логический.
            На лиспе мог быть в принципе любым но преимущественно символьным.

            О, знающий про ту логику коллега. Студеном тоже учил пролог и лисп. Кафедра роботизированные системные комплексы. Давно это было и все в теории, только на бумаге. И тем не менее сейчас на это обманчивое подобие ИИ тоже приятно наблюдать, как на один из видов реализации, пробы заставить думать машину. Грубой, за счет технических возможностей вскормленной базами всего и вся, с элементами программируемой погрешности для того, чтобы казаться что мыслит и созидает.
            1. +2
              16 июля 2025 08:37
              Давно это было и все в теории, только на бумаге

              Maxima на Lisp написана. Использую ее когда лень с бумагой возиться или матлаб запускать.
              С Уважением
        2. +2
          15 июля 2025 18:11
          Цитата: Aerolab
          Да, вы еще фортран вспомните.

          Только ассемблер, только хардкор. А я, между прочим, перфокарты помню! laughing
    2. 0
      15 июля 2025 17:51
      Парадокс в том что программа на прологе\лиспе в 60е-70е вполне доказывала теоремы из учебника математики.
      И работала та программа на по нынешним меркам хорошо если калькуляторе(даром что тогда - чуть ли не суперкомпухтере).
      А теперь для той же задачи надо бы 60+ ГБ памяти. Причем очень хорошо что бы видеопамяти.
  5. 0
    15 июля 2025 17:49
    Ну дык.
    Если тебе надо 6-8 видюх что бы сделать какую т офигню - возможно тебя надо уволить и нанять нормального инженера.

    Прогресс нынешнего ИИ(читай нейронных сетей) не от прорывовв ученых, а от того, что тупо стали доступны вычислительные мощности и проблему заливают деньгами.
  6. -2
    15 июля 2025 17:50
    Искусственного интеллекта ещё нет, а проблемы уже есть. Как, кстати, с отбиванием инвестиций в т.н. ИИ? Кроме Nvidia кто-то заработал?
  7. +2
    15 июля 2025 17:53
    В попытке стать умнее человечество послало свой интеллект на три буквы и кинулось изобретать искусственный. И как обычно любое техно новшество в первую очередь пошло на войны, да нахлобучивание лохов.
  8. KCA
    0
    15 июля 2025 17:56
    Заладили, ИИ, ИИ, нет никакого ИИ, все нейросети и прочее работают по написанным программам и заложенным в них алгоритмах, само по себе ничто соображать не может и не сможет лет хрен знает сколько, да и чтоб смогло, надо сначала забить в мозги программу, которую пишут люди, человек, который уж понятно, обладает интеллектом и свободой мысли и то рождается гадящей и сосущим сиську существом, больше ничего не соображает, ну поорать ещё, сколько нужно человеку чтоб получить полноценный интеллект? Минимум 20 лет, а большинству вся жизнь
    1. +2
      15 июля 2025 18:11
      Он есть.
      Но это не то что в кино.

      Грубо говоря ИИ это "ну типа когда машина ведет себя как будто разумная".
      А соль вся в Машинном Обучении.
      Это типа когда "машина может выполнять задачи не будучи явно запрограммирована на эти задачи".

      Технически это область науки примерно с 1956 года.
      И задачи там были типа "распознавать рукописные почтовые коды на конвертах".
      1. KCA
        -2
        15 июля 2025 18:22
        Именно, как будто, я-ж писал что всё ПО написано человеком, само оно не может ничего, в кино тоже, вроде как на самом деле, но нарисовано, в игрушках персонажи тоже как живые, но действуют только по заложенным алгоритмам, нейросети делают выборки из заданных в них вариантах, это как калькулятору который не только 2х2 считает, но и логарифмы, приписать разум, поищите курьёзы которые создают нейросети, да, дело нужное, удобное, но до ИИ как до Проксимы Центавра, самая близкая к Земле звезда, пока всё упирается в создателей кода, в том, сколько вариантов они записали, в аське лет 25 назад уже были чатботы, тоже ИИ?
        1. -1
          15 июля 2025 20:16
          Цитата: KCA
          но действуют только по заложенным алгоритмам, нейросети делают выборки из заданных в них вариантах

          Пока машина не будет получать удовольствие от мышления, как это получает наш мозг - она будет только казаться думающей, вдохновенно созидающей. И оправдывать термин "искусственный".. Хорошее сравнение с калькулятором - мы не можем так быстро считать, он сильнее нас в счете. И хотя счет делает по тем же правилам, что и мы, калькулятор не подобие нашего мозга, а только инструмент. Также мы уже отстали в объеме знаний, которые внесены в память баз нынешнего ИИ. Не только по отдельности, но и вместе мы не сможем вспомнить весь этот объем. И существующий ИИ тоже инструмент, не замена нашему мозгу.
          1. KCA
            -1
            15 июля 2025 20:55
            Но мы данные в памяти может соотносить с конкретной задачей, не идти по алгоритму, а подбирать варианты, даже ошибки могут привести к успеху, я вот в детстве арифметические задачи с десятками чисел и четырьмя полосками деления часто решал кгц, по наитию, да, ошибки были, но были и пятёрки, когда я столбик в4 дроби за несколько секунд решал и валил с контрольной за 5 минут, а весь класс пыхтел, что интересно, конкурентами у меня были ещё два троечника, один вообще в ПТУ ушёл, а вот отличники и близко не успевали за нами
      2. +2
        15 июля 2025 18:34
        А соль вся в Машинном Обучении.

        Ну если учесть что ML, никакое не обучение в точности как AI никакой не интеллект, то да.
        А так то это просто маркетинг. Пипл хавает.
    2. -1
      15 июля 2025 19:24
      Повоюйте против танка с "голыми пятками". ИИ - это чьи-то "танки". И давить своей мощью они способны вполне "самостоятельно". А хитроумного противника ждет СЮРПРИЗ! В ИИ-танке будет экипаж со вполне себе продвинутым ЕСТЕСТВЕННЫМ интеллектом.

      Мы ходим в ОБУВИ. Ездим на МАШИНАХ. Теперь и думать будем на ИИ... Ничего "нового" обычные житейские УДОБСТВА, до которых мы все весьма охочи.
    3. -3
      16 июля 2025 07:25
      Цитата: KCA
      Заладили, ИИ, ИИ, нет никакого ИИ, все нейросети и прочее работают по написанным программам и заложенным в них алгоритмах, само по себе ничто соображать не может и не сможет лет хрен знает сколько, да и чтоб смогло, надо сначала забить в мозги программу, которую пишут люди, человек, который уж понятно, обладает интеллектом и свободой мысли и то рождается гадящей и сосущим сиську существом, больше ничего не соображает, ну поорать ещё, сколько нужно человеку чтоб получить полноценный интеллект? Минимум 20 лет, а большинству вся жизнь



      Как же тогда ИИ сам создаёт чипы,которые оригинальны и превосходят по производительности чипы,созданные непосредственно людьми?Кстати те же нейроморфные чипы работающие по принципу параллельных вычислений,а не последовательных вычислений как классические процессоры,близки по принципу работы к мозгу человека.Это чипы будущего.В реальном режиме времени решающие сложные задачи,на них в основном и работают сложные роботы.

      Исследователи из Принстонского университета и Индийского технологического института использовали ИИ для сокращения времени и стоимости разработки новых чипов. Они обучили искуственный интеллект создавать сложные электромагнитные структуры и соответствующие схемы на основе заданных параметров за считаные часы. Созданные ИИ конструкции отличаются необычными и сложными схемами, которые порой трудно понять человеческому разуму. Однако эти нестандартные решения часто превосходят по эффективности даже лучшие чипы. Профессор Каушик Сенгупта отметил, что такие структуры могут работать лучше, несмотря на их сложность и кажущуюся нелогичность.


      https://4pda.to/2025/01/26/437673/s_pomoschyu_ii_udalos_sozdat_neponyatnye_no_effektivnye_mikroskhemy/
  9. -2
    15 июля 2025 17:58
    Если бы польза от этого ИИ была, то мы бы увидели резкий рост ВВП в наиболее высокоразвитых странах. Но нет ничего подобного. Растут только долги.
  10. -1
    15 июля 2025 17:59
    Думаю что ИИ это вроде пирамиды Мавроди (гениальный мошенник однако)
    1. KCA
      -1
      15 июля 2025 20:59
      ИИ сам не родится, надо чтоб его кто-то написал, ну и железо, конечно, обучить его надо, но тут уже отработанные нейросети помогут
  11. -3
    15 июля 2025 17:59
    Таким образом, в стремлении достичь эффективности работы человеческого мозга, ИИ тратит в тысячи раз больше энергии. В итоге попытка человечества найти себе незаменимого помощника, способного решать большинство задач, может привести к серьезной проблеме – нехватке электроэнергии в ряде регионов.

    Просто задачи должны быть реальными и ИИ должен быть помощником там, где человеческий ум не может в заданный промежуток времени выполнить то или иное вычисление (принять решение, произвести действие, увидеть, услышать...)
    А создание ИИ стоит в одной области с клонированием человека...Кое-кто забыл, что бывает с теми, кто ставит себя на место Бога...
    1. KCA
      -1
      15 июля 2025 21:05
      Причём здесь электроэнергия? ИИ в первую очередь алгоритмы, а не запредельная скорость каких-нибудь Xeon 2050000 в количестве 1000 штук, в конце 90х был такой конкурс 64к, там рисовали ролики, как понятно на 64Кб, так шедевры были такие, что описаешься, игрушки по $200 смотрелись как попса на CGA мониторе, в роликах 3Д графика, музыка, звук
  12. +1
    15 июля 2025 18:01
    Пусть ИИ лучше песни пишет.Иногда это у него неплохо получается.
    1. -4
      15 июля 2025 18:21
      Правильно. Потратить Гималаи ресурсов для ИИ. Пущай песенку сочинит. Под неё бабы на сцене будут ляжками щёлкать всем на радость.
  13. +3
    15 июля 2025 18:31

    Таким образом, в стремлении достичь эффективности работы человеческого мозга, ИИ тратит в тысячи раз больше энергии.

    Побойтесь бога, нет у ИИ никаких стремлений.
  14. +2
    15 июля 2025 18:56
    Какой ИИ?! Куча энергии в крипту сливается. И это ворованная энергия, которую надо списать.
    Уж до чего дошло: Открываешь шкаф управления, а там тебе чей-то асик на дин-рейке моргает..
  15. 0
    15 июля 2025 21:48
    Так радоваться надо, энергопотребление растет!
    Вспомним про Шкалу Кардашева: 7 типов цивилизаций.
    Сейчас у нас 0 - Уровень. Но через 1000 - 1500 лет мы достигнем наконец-то 1-го Уровня! fellow
    И мы будем потреблять 100% от общего энергетического потенциала планеты.
    Но до этого момента доживут не только лишь все.
  16. 0
    16 июля 2025 01:11
    Индустрия искусственного интеллекта столкнулась с серьезной проблемой – стремительно растущим энергопотреблением

    Есть такой малоизвестный принцип Ландауэра, который гласит, что в любой вычислительной системе, независимо от её физической реализации, при потере 1 бита информации выделяется теплота Q = kT·ln(2), где kB — константа Больцмана, T — абсолютная температура вычислительной системы. При комнатной температуре это приблизительно 3×10^(-21) джоуля на бит.
    Другими словами: любая необратимая логическая операция приводит к увеличению энтропии окружающей среды.
    Пока что современные процессоры далеки от предела, но для достижения более высоких показателей производительности количество вычислений, необходимых для обучения современных моделей ИИ, растет экспоненциально и рано или поздно упрётся в фундаментальный термодинамический предел.
    Что забавно, реальный аналог сильного ИИ в виде человеческого мозга потребляет всего лишь 20 ватт энергии. В то время как обучение крупной языковой модели может потреблять более 300 мегаватт-часов электроэнергии.
    Вот така фигня.
  17. 0
    16 июля 2025 06:58
    Пф-ф-ф-ф. АЭС в помощь. Кто сегодня отказался от АЭС вазелин в помощь.
  18. -2
    16 июля 2025 07:08
    Следует быть реалистами. В Искусственном Интеллекте никакого интеллекта нет. Само название вводит нас в заблуждение. В ИИ есть только следы оставленные очень глупым человеком. Этот глупый человек ничего не знает и ничего не понимает. Зато самомнения у него выше крыши.
    Что такое реальный интеллект? Чудо созданное природой (за миллиарды лет эволюции ?) в огромной лаборатории под названием космос. Космос бесконечен и бесконечны знания которые использовала природа для создания интеллекта. Природа использовала ВСЮ СВОЮ СЛОЖНОСТЬ!!! Человек НИКОГДА!!! Не постигнет всю сложность материи. Потому что там БЕСКОНЕЧНОСТЬ!!! Я даже больше скажу. Весьма вероятно, что эволюция человека происходила не миллиарды лет, а бесконечный промежуток времени. Чтобы создать интеллект человек должен взять природу в помощники. Человек должен запустить естественный отбор. Только в этом случае на выходе может появится искусственный интеллект. А может и нет. А вот на программах точно ничего путного не появится. Появится только очень примитивный и глупый инструмент. Гораздо глупее человека. Он будет казаться кому то очень умным, но ума там никакого не будет. Просто инструмент для облегчения поиска уже существующей информации, или помощник чего-либо подобного. Думающего и творческого из единиц и нулей не получится. Люди думают что увеличить мощность ещё... и ещё... и там.... на выходе.... появится новое качество. НЕТ!!! НЕ ПОЯВИТСЯ!!! Появится только очень большой след от очень тупого человека!!!
  19. 0
    17 июля 2025 20:07
    Надо теплом, которую отводит от процессоров системы охлаждения, отапливать дома и теплицы.
    Безотходное производство на новый лад laughing