Главное — не знать про эти поколения

151 063 43
Главное — не знать про эти поколения

Да, если закрыть глаза на некоторые несоответствия, то именно в 1955 году состоялся первый полет прототипа МиГ-21. Вообще это был прототип Е-2, больше схожий с МиГ-19, но с одним двигателем АМ-9Б, который полетел в феврале 1955 года, а вот доработав Е-2 и оснастив его треугольным крылом, получили Е-4, который полетел в июне 1955 года.


Е-2


Е-4

Вот так, чисто как в шахматной партии – Е2-Е4, а там и в ферзи. Доказательства? Запросто! В 1955 году, который был очень плодовит для авиации мира, Великобритания выпустила English Electric Lightning F-6, Франция – несколько вариантов Dassault Mystere, а в США запилили Lockheed F-104 Starfighter. И если F-104 еще остался в истории как один из самых неудачных американских самолетов, то вот его британский и французский коллеги абсолютно исчезли в облаках истории, и помнят о них совсем уж специалисты.




А 21-й? А у него нормально всё. Летает, воюет, а год 2025-й стал годом заключения просто чумового контракта на три миллиарда долларов, за которые Иран приобретет 40 самолетов у Пакистана.

И тут многие сейчас скажут: автор, ты, как всегда, JF-17 Thunder Block-3 на МиГ-21 похож так же, как… Ага, а давайте вы посмотрите на F-16A Fighting Falcon и F-16V Viper. Они так похожи… своими радикальными различиями.

Что же касается сходства JF-17 и МиГ-21, то нечего слушать меня, доктор Ян Вэй, создатель JF-17 (и не только, J-7 тоже очень хорошая машина), сказал один раз и на все оставшиеся годы:

«JF-17 Thunder, несмотря на вполне современный вид, превосходную цифровую авионику и радары, — плоть от плоти МиГ-21. Это проявляется и в компоновке, и в планере, и даже в основной геометрии, если внимательно приглядеться. Мне всегда хотелось сделать на базе МиГ-21 что-то особенное. Мы создавали JF-17 как побочный продукт. Это был «самолёт-мечта», МиГ-21 двадцать первого века. В нашей работе было гораздо больше экспериментаторства и азарта, чем надежд на что-то серьезное, и мы не рассчитывали на какое-то финансирование со стороны государства. Но неожиданно им заинтересовался Пакистан, затем Азербайджан, и теперь у нас в портфеле потенциальные заказы из 7 стран».

Ну если создатель JF-17 говорит, что это детище МиГ-21, то крыть, пожалуй, нечем.


JF-17, потомок МиГ-21. Фото ВВС Пакистана

Да, осовременивание МиГ-21 дало самолету «второе дыхание» и в плане вооружения. Если МиГ-21ПФ нес в качестве вооружения ДВЕ управляемые ракеты К-13/Р-3 (наша копия AIM-9 Sidewinder), то вот убийственный ассортимент «внучка» JF-17 более внушителен:


JF-17 может нести 3 800 кг вооружения класса «воздух-воздух» и класса «воздух-земля» на 7 узлах подвески, но штатно – 1 подвесной топливный бак и 6 ракет. Плюс еще есть китайская копия нашей двуствольной авиапушки ГШ-23Л.

Вообще, если принять на веру слова главного конструктора и считать, что JF-17 Thunder Block-3 — это самая продвинутая версия ветерана МиГ-21, то можно зафиксировать ещё одно колоссальное достижение данной машины.

МиГ-21 официально создавался как сверхзвуковой реактивный истребитель второго поколения, так и принято считать, правильно? Но в версии МиГ-21бис (это уже 1972 год, если что) на экспертном уровне 21-й был признан самолётом третьего поколения. А если посмотреть на индийскую модификацию МиГ-21 «Бизон», то самолёт имел уже черты четвёртого поколения.


«Бизоны» вообще были интересным явлением в небе. Я бы сказал — удивительным. Пример так называемого «обратного инжиниринга наизнанку»: индийская компания HAL по лицензии наклепала огромное количество «чистых» МиГ-21. И индийские летчики на протяжении многих лет гробили эту строгую машину, как могли. Но в 2006 году, собрав денег и отогнав некоторое количество 21-х обратно в Россию, Индия заказала модернизацию. Наши модернизировали МиГ-21, и тут выяснилось, что этот модернизированный МиГ-21бис ну вот совсем не уступает в скорости современным истребителям четвертого поколения.

А если дать 21-му современную авионику, мощные средства РЭБ и актуальную номенклатуру ракет, он и вовсе может биться с ними на равных. Это показали и учебные схватки, и реальные столкновения с пакистанскими F-16 Block 50.

Ну а F-17 Thunder Block 3 — это уже поколение 4+. То есть из второго поколения в четвертое. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что такого перехода не делал и уже не сделает ни один боевой самолет мира.


Просто, когда делали МиГ-21, всё это деление на поколения… Да его просто еще не было. Потому и не в курсе оказался этот самолет. И продолжал летать, служить, воевать и сбивать.

Когда МиГ-21бис совершил последнюю победу, мы знаем. Случилось это в том самом приснопамятном противостоянии ВВС Индии и Пакистана в 2019 году, когда МиГ-21 ВВС Индии в довольно безумной атаке сбил F-16 ВВС Пакистана, но и сам был сбит.


А первая победа была одержана МиГ-21бис 9 сентября 1980 года, тоже ничуть не вчера, а в ходе ирано-иракской войны. Вообще война между Ираном и Ираком стала, пожалуй, последним крупномасштабным конфликтом в послевоенной истории противостояний американской и советской авиационных конструкторских школ. Эта война была интересна в первую очередь тем, что стороны были практически равны по силам: Иран оперировал F-4 Phantom II и F-5 Freedom Fighter/Tiger II, которые уже были устаревшими, но имел и вполне актуальные на тот момент F-14 Tomcat, полноценные самолёты четвертого поколения. Ирак же полагался на советские самолеты, от МиГ-17 до МиГ-21.


Больше всего было МиГ-21 в модернизациях, скажем так, «в ассортименте», но буквально за месяц до начала войны Багдад получил партию именно МиГ-21бис, самой последней версии.

9-го сентября 1980 года в небе над иранским городом Касре-Ширин, в приграничной западной провинции Керманшах, восьмерка истребителей ВВС Ирана F-4 Phantom II и F-5 Tiger II столкнулась с шестеркой МиГ-21бис.

Иранские летчики собирались нанести удар по иракским силам, сосредоточенным у границы, за день до этого у них получилось уничтожить танковую колонну иракской армии прямо на марше, видимо, хотелось повторить успех.

Однако иракское командование предугадало желание иранцев продолжить банкет и подняло в воздух МиГ-21бис из 11-й истребительной эскадрильи ВВС Ирака. Старший лейтенант Садик четко навел ракету Р-13М на «Фантом» и сбил его, пилот майор Махмуд Эскандари выжил, оператор капитан Али Ильтхани погиб. Ракета Р-13М сбила «Фантом» на дистанции 8 километров, что по тем временам было более чем достойно.

Ну и коль мы заговорили о победах, пусть и имеющих круглые даты, нельзя не сказать и о первой. Первый раз МиГ-21 уничтожили пилотируемый летательный аппарат в августе 1962 года, и это был вполне себе боевой самолет. Да, это произошло уже 63 года тому назад, но ничего не поделать, уничтожение противника к круглым датам не приурочивают.


18 августа 1962 года реактивный истребитель Sea Hawk F.101 2-й эскадрильи авиакрыла MFG.1 Бундесмарине поднялся с авианосца USS Saratoga ВМС США. Хороший такой набор: самолет британский, авианосец американский, пилот западногерманский. Поднялся и полетел вглубь земли немецкой, да так, что оказался примерно в 350 км от побережья, в районе города Айзенах, что в Тюрингии.

Самолет летел на максимальной высоте 11 км, что в принципе наводит на мысль, что летел капитан-лейтенант Винклер, пилот «Морского ястреба», мягко говоря, шпионить. Но был перехвачен МиГ-21П/ПФ, других у ГДР быть и не могло в те годы, и всё закончилось печально.


Вообще говорят, что был воздушный бой. Но что там мог изобразить из своих пушек (4 х 20-мм в крыльях) против управляемых ракет британский самолет, сказать сложно. А если учесть, что Sea Hawk проигрывал МиГ-21 по высоте около 6 км и по скорости где-то 1 000 км/ч, то понятно, что боя не было. Была одна ракета, которая с небес на землю и отправила Винклера. Он был пилот опытный и, когда понял, что сесть нормально у него не получится, плюхнул самолет в пашню у города Альхорн на своей территории.

Компания Focke-Wulf, обслуживающая самолёт, приняла решение о неремонтопригодности и списании истребителя. Занавес.

В целом: первый в 1962 году, последний в 2019-м. То есть, от первой до последней (пока) победы 57 лет. И дальше все еще не так однозначно, как хотелось бы многим, с кем мы не дружим, но что есть, то есть.ь.

МиГ-21 состоял на вооружении и использовался в ВВС 49 стран мира. По состоянию на 2024 год в 6 государствах и 1 государственном образовании мира эксплуатировалось 398 истребителей МиГ-21 различных модификаций. Плюс еще Chengdu J-7 состоит на вооружении 11 стран общим количеством 827 единиц всех модификаций.


Да, средний возраст самолётов превышает 40 лет, а эксплуатация и модернизация самолетов весьма затруднена именно временным фактором. Но, тем не менее, МиГи летают. Ряд стран, Индия, Румыния, Хорватия, провели масштабную модернизацию своего парка МиГ-21 при поддержке израильской Elbit Systems. И да, МиГ-21 в такой вариации реально соответствовали многим характеристикам истребителей 4-го поколения.

Уже не раз задавались вопросы на тему того, почему МиГ-21 и его главный соперник F-4 «Фантом» до сих пор прекрасно себя чувствуют в небе.

Можно сказать фразой из старого фильма: время было такое. Действительно, 60-80 годы прошлого века стали просто пиком для мировых разработчиков оружия. Было создано то, что до сих пор является платформами для дальнейшего развития. А многое до сих пор стоит на вооружении и собирает кровавую жатву по миру. Это касается всего: танков, бронемашин, артиллерии, стрелкового вооружения. Авиация не исключение: Ту-95, В-52, F-15, F-16, Су-27, Су-25 – они все так же актуальны.

Вообще, конечно, удивительно: МиГ-21 собирались в те времена, когда у большинства стран на вооружении ещё стояли поршневые самолёты образца Второй мировой.


МиГ-21, несмотря ни на что, был машиной гениальной. Настолько простой, ремонтопригодной и универсальной, что пережил и многое, и многих. Если посмотреть в историю, оценить, сколько разных самолетов канули в безвестность по разным причинам, становится понятно, что МиГ-21 и его извечный противник «Фантом» — действительно самолеты, которые невозможно отнести к поколениям. Они вне поколений, потому что стоит сменить авионику, установить более мощный компьютер — и вот вам самолет, который снова способен идти в бой с самолетами намного моложе его.

Так в чем секрет актуальности МиГ-21? В совокупности составляющих. Двигатель Р-25-300 даже на тот момент не был чем-то таким эпохальным. Да, он был простым, надежным, но если просто смотреть на цифры – ну ничего такого сверхъестественного. Но «одетый» фюзеляжем самолета, двигатель «заиграл», и летные характеристики МиГ-21 были намного выше, чем у МиГ-19 с двумя, пусть и более старыми двигателями. А когда появился РД-33 от компании «Климов», то у 21-го открылось второе дыхание.

Получился небольшой, быстрый, высотный самолет с приличным боевым радиусом («Пингвин» нервно курит в стороне), но с небольшим боезапасом. Да, четыре ракеты — это не так много, как хотелось бы, но и не мало, потому что порой и четыре можно не успеть выпустить. И потом, вопрос в том, какие ракеты и с какой эффективностью, не так ли?

Конечно, больше чем с двумя современными самолетами на равных МиГ-21 сражаться не может вообще, а уж эффективно — вообще лучше с одним, виной тому небольшой боезапас, но ведь сможет!

Малая радиолокационная сигнатура. Большое тонкое дельтовидное крыло и небольшой диаметр фюзеляжа стали в совокупности рецептом определенной малозаметности самолета. Да, 21-го замечали, но обычно, когда было уже совсем поздно.

Индусы вволю погоняли свои МиГи в учебных схватках с французами, британцами и американцами и отметили, что главным противником МиГ-21 «Бизон» был F-16, остальным («Миражу» и «Тайфуну») было сложнее.

Летные характеристики МиГ-21бис, которые он имел на чрезвычайном форсажном режиме, превосходили американца. На высоте 12 км МиГ-21бис делал вираж в 360 градусов за 12,5 секунд, тогда как F-16 делает вираж чуть более чем за 14. Это, конечно, не показатель превосходства, такой вираж крутить постоянно нереально, но этого может оказаться достаточно для получения преимущества в бою.

А если учесть, что у современного «МиГ-21» есть всё, что необходимо для боя, включая нашлемную систему прицеливания, индикатор на лобовом стекле, БРЛС может сопровождать до 8 целей одновременно – почему надо избегать боя?


Справедливости ради нужно отметить, что у JF-17 от МиГ-21 остались практически неизмененными планер, компоновка агрегатов, разводка и сам силовой агрегат, представляющий лицензионную копию советского двигателя РД-33 от компании «Климов». Забавный момент: когда Пакистан закупал JF-17, китайцы предложили на него свой WS-10. Пакистанцы подумали… и вежливо отказались.

В мире много примеров гениальных систем вооружения. Были винтовки, чей срок службы превышал вековой рубеж, артсистемы, танки… В нашем случае имеет место гениально разработанный самолет. Вот так просто и со вкусом: гениально разработанный и доведенный до ума самолет.

К сожалению, нереально вспомнить и помянуть добрым словом всех тех, кто под знаменами КБ Микояна и Гуревича создавал технику, которая долгое время была эталоном в мире для всех: и для друзей, и для врагов. Ведь не секрет, что F-16 в 70-х годах начали отрабатывать именно потому, что были МиГ-21 и МиГ-23.


Анатолий Григорьевич Бруно́в (1905—1972). Разработчик двух наиболее массовых реактивных боевых самолётов в истории авиации: МиГ-15 (заместитель главного конструктора, ведущий изделие) и МиГ-21 (главный конструктор). Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии.


Григорий Александрович Седов (1917—2014). Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, лауреат Ленинской (1976) и Сталинской (1952) премий. Первый лётчик Советского Союза, превысивший скорость звука на самолёте И-360. Учил летать Як-15, Як-23, Як-30, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21.

С 1970 по 1998 год был главным конструктором ОКБ Микояна, на этом посту руководил разработкой сверхзвуковых самолётов МиГ-23 и МиГ-27.

Знаете, я вам так скажу: какие люди – такие и самолеты.
43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +33
    17 июля 2025 04:13
    Очень хочется надеяться, что КБ "МиГ" не растворится в истории. Недавно была новость про МиГ-35 для Северной Кореи, пусть это окажется правдой.
  2. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
    3. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
    4. +6
      17 июля 2025 10:05
      Я бы сказал прямо, с начала СВО уже не раз похоронили танки, артиллерию и отдельную авиацию. hi
  3. +18
    17 июля 2025 04:35
    Наследие наших предков пережило их создателей...можно только выразить им большую благодарность от потомков.
    1. +7
      17 июля 2025 08:08
      Спасибо Роман о том, что рассказали про этот легендарный самолет, и о его создателях! Они это заслужили!
      Ну а скептики? Да где их нет!
      пс. О F-104 Старфайтер ( так нам преподавали) сказано точно! Еще в далеком 1966 году нам рассказывали о нем, как о неудачном самолете.
      Ну а его ТТХ ( и не только его) должны были отскакивать от зубов у нас. laughing
      1. +9
        18 июля 2025 11:09
        Автор несколько "передергивает карты", JF-17 - если и является наследником МиГ- 21, то только концептуально. Все остальное у него совсем другое. Планер собирается из новых материалов и вся начинка планера тоже, и вооружение. Никто не спорит, что в свое время был очень хороший самолет. Особенно весело стало, когда он встретился с разрекламированным Ф - 104. И оказалось, что супер аэроплан от "Локхида", не имеет никаких преимуществ перед МиГом.
  4. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
  5. +5
    17 июля 2025 05:19
    laughing
    И тут многие сейчас скажут: автор, ты, как всегда, JF-17 Thunder Block-3 на МиГ-21 похож так же, как…
    Именно так и будет. Комментариев 50-60 статья соберет, кликбейт будет - да и ладно... еще в непримиримой дискуссии сойдутся фанаты разных поколений самолетов...
    request
    И вообще: JF-17 Thunder Block-3 еще на МИГ3 похож - крылья там и там, двигатель, шасси, пилот...
    laughing
  6. +2
    17 июля 2025 05:39
    Вот так, чисто как в шахматной партии – Е2-Е4, а там и в ферзи. Доказательства? Запросто! В 1955 году, который был очень плодовит для авиации мира, Великобритания выпустила English Electric Lightning F-6, Франция – несколько вариантов Dassault Mystere, а в США запилили Lockheed F-104 Starfighter. И если F-104 еще остался в истории как один из самых неудачных американских самолетов, то вот его британский и французский коллеги абсолютно исчезли в облаках истории, и помнят о них совсем уж специалисты.

    Как интересно автор обращается с временем. МиГ-21Ф который начали выпускать в 1959 оказывается ровесник Dassault Mystère, который в 1957 уже закончили выпускать. Если же автор имеет в виду Mystere IVA, то это же самолет легенда, как можно было это не знать. Вот уж кто повоевал. НО! Так то ровесником МиГ-21Ф является великолепный Dassault Mirage III который не раз бивал МиГ-21 и уж о ком, о ком, но о Dassault Mirage III до сих пор много кто знает.
    1. +11
      17 июля 2025 06:32
      Ну так и МИГи тоже Миражи сбивали, или ты как обычно, в одну калитку дуешь?
      1. +12
        17 июля 2025 07:01
        Цитата: Rakovor
        Ну так и МИГи тоже Миражи сбивали

        соотношение потерь не в пользу Миражей. А если брать в учет кто пилотировал , то дело совсем швах. Все таки пилоты евреи получше. чем все эти арабы и египтяне.
        1. +3
          17 июля 2025 08:58
          Особенно если эти евреи заканчивали летную школу в СССР.
          1. 0
            17 июля 2025 09:56
            Цитата: Illanatol
            Особенно если эти евреи заканчивали летную школу в СССР.

            Какое ВВАУЛ в СССР закончил Гиора Эпштейн?
    2. +12
      17 июля 2025 10:12
      Mystere - самолет-легенда?! Что вы говорите? И сколько стран его купили и в каком объеме? Кроме знатоков военной авиации, его вообще не знают. 300 с хвостиком экземпляров построено. Запомним. А теперь немного статистики по МиГам:
      МиГ-15 - 15500
      МиГ-21 - 11500
      Вот кто повоевал…
  7. -7
    17 июля 2025 06:18
    Да, МиГ-21 самолёт - герой, но МиГ-23-98 это более гибкий самолёт, он многорежимный, и я не понимаю, почему перешли на МиГ-29, думаю сочетание МиГ-23 и МиГ-31 было более уместно, в этой связке даже Су-27 был лишним, пи. ндосы кайфуют от нашего МиГ-23 и называют его лучшим истребителем мира, а как можно его улучшить вариантов много, и углепластик крыло, стабилизатор и киль, АФАР от МиГ-35 и БРЭО там можно разместить, а главное один двигатель и цена будет дешевле 🤔
    1. +13
      17 июля 2025 07:29
      Цитата: air wolf
      не понимаю, почему перешли на МиГ-29

      Все очень просто: даже первый серийный вариант МиГ-29 изд. 9-12 имеет более мощное вооружение, более совершенное оборудование и более высокие летные характеристики.
  8. +12
    17 июля 2025 07:48
    Цитата: Роман Скоморохов
    Двигатель Р-25-300 даже на тот момент не был чем-то таким эпохальным. Да, он был простым, надежным, но если просто смотреть на цифры – ну ничего такого сверхъестественного. Но «одетый» фюзеляжем самолета, двигатель «заиграл», и летные характеристики МиГ-21 были намного выше, чем у МиГ-19 с двумя, пусть и более старыми двигателями

    Опустим, что на первом крупносерийном МиГ-21Ф-13 стоял Р11Ф-300...
    Для того времени это был революционный двигатель: двухкаскадный компрессор с полностью сверхзвуковым КНД и степенью повышения давления более 8 в шести ступенях, силовые связи роторов и корпуса через направляющие и сопловые аппараты, высоконапорные одноступенчатые турбины и т.д.
  9. 0
    17 июля 2025 08:26
    вот только давайте без мистики обойдемся. Миг-21 и его клоны не могут быть самолетами 4+, потому что не соответствуют требованиям по маневренности и сейчас они применимы в основном как перехватчики, хотя у них есть и другие возможности.
  10. +9
    17 июля 2025 09:17
    какие люди – такие и самолеты

    Значит гражданская авиация в России не поднимется уже никогда. Там просто рулят ТАКИЕ люди. Потом будут рулить их дети и внуки.
  11. Комментарий был удален.
  12. +10
    17 июля 2025 09:25
    JF-17 от МиГ-21 отличается куда больше чем Ла-7 и даже Ла-9 от Ла-5, или МиГ-17 от МиГ-15. Уж если тут ломали копья на предмет того, что МиГ-17 настоооолько отличен от МиГ-15, что по праву заслужил новый индекс, то о чем тут говорить? Много частей у них взаимозаменяемо? Это не то что в кузов "копейки" впихнули двигло и салон "трехи". Можно с помощью отверток, ключей, и, хрeн с ним, пусть даже болгарки и сварки, сделать из МиГ-21 пусть даже не совсем JF-17, а нечто близкое по функционалу? А если какой умелец и сможет, много ли деталей перейдут неизменными?
  13. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
  14. +6
    17 июля 2025 09:56
    JF-17 можно считать клоном МиГ -21, разве что тогда и МиГ-21 - клон МиГ-9.

    На JF-17 стоял оригинальный РД-33 , а не лицензионный.
    Лицензию на двигатель Китай не получал.
  15. -1
    17 июля 2025 12:09
    Плюс за материал однозначно. Вроде, в ГДР его не сильно любили авиаторы. Много было катастроф, но там надо разбираться, почему
    1. +7
      17 июля 2025 16:20
      Цитата: Sancheas
      Плюс за материал однозначно. Вроде, в ГДР его не сильно любили авиаторы. Много было катастроф, но там надо разбираться, почему

      Ну до появления системы СПС на Миг-21 его пилоты вообще во всем мире не особо любили из за очень высокой посадочной скорости. Если не ошибаюсь где-то за 300 км/ч. А после установки СПС (сдув пограничного слоя) скорост упала (опять же поправте если грешу) до 200 км/ч. Разницу улавливаете? Все таки садится на 300 км/ч и на 200 км/ч ето две большие разницы. hi А вот в Индии из за криворукости сборщиков МиГ-21 разбивались за здорово живеш. Ето надо же было что если нит не входил в отвор из за несовпадение отверстий в деталей его забивали кувалдой request.
      1. 0
        24 июля 2025 16:14
        Плюс. Да, индийцы отличились, конечно. Там и наземный персонал ложил карандаш на эти еропланы, и летуны были не слишком обучены... Вообще, на посадке был сложный аппарат. Относительно. 300 км\час - Вы преувеличиваете.. 290))) Но все равно, многовато, согласен...
  16. +3
    17 июля 2025 12:14
    Обратил внимание на нестандартную карьеру Г.В.Седова.
    В 1958 году стал заместителем главного конструктора ОКБ Микояна по лётным испытаниям.
    В 1970 — 1998 годах был главным конструктором ОКБ Микояна.

    Из летных испытаний в кресло главного конструктора?!
    1. +4
      17 июля 2025 13:10
      Цитата: УАТ
      Обратил внимание на нестандартную карьеру Г.В.Седова.
      В 1958 году стал заместителем главного конструктора ОКБ Микояна по лётным испытаниям.
      В 1970 — 1998 годах был главным конструктором ОКБ Микояна.

      Из летных испытаний в кресло главного конструктора?!

      Не вижу в этом чего то невозможного. Любой лётчик выпущенный из военного лётного училища имеет квалификацию "лётчик минус инженер", при этом любой из них может оказаться лётчиком-инженером( это уже от способностей и желания), Далее из их числа выделяются лётчики -испытатели, иинженерное образование которых вообще не может вызывать каких либо сомнений, тем более, что многие из них при этом ведут научную деятельность, поэтому переход инженера из подразделения, занимающегося испытанием машин в подразделение занимающееся разработкой машин, у меня удивления не вызывает.
      1. +2
        17 июля 2025 14:11
        в подразделение занимающееся разработкой машин, у меня удивления не вызывает

        у меня тоже не вызывает. Только должность главного конструктора, как бы совсем не "подразделение, занимающееся разработкой машин"
        1. +2
          17 июля 2025 14:21
          С 1958 года- заместитель главного конструктора по лётным испытаниям( возглавлял подразделение испытний), а за 12 лет прошёл путь от зама до главного конструктора, возглавил КБ, то бишь возглавил подразделение, занимающееся разработкой машин.Ну не думаете же вы, что он прямо из кресла начальника ЛИСа пересел в кресло главного конструктора?
          1. +2
            17 июля 2025 14:30
            Я просто читаю доступные мне источники. И обратил внимание на указанную мной странность карьеры.
  17. +1
    17 июля 2025 12:35
    Интересный момент. МИГ-21 в мире около 400, а Chengdu J-7 (или все же JF-17? я не настолько хорошо знаком с этими самолетами) , который, как я понял из статьи, по сути клон МИГа, почти 900. Вопрос, почему китайцы торгуют бо́льше чем мы? Почему не МИГов-21 используют в мире 900 шт? Производство и продажа таких "устаревших" самолетов, их обслуживание, изготовление запчастей позволило бы, не особо напрягаясь (ведь за 30 лет все отработано) заработать , так любимые нашими правителями денежки/валюту, часть из которых все же дошла бы (ну я надеюсь) и до рабочих на авиазаводах, что позволило бы пусть не нарастить, а хотя бы не потерять технологии, квалификацию рабочих, инженеров и т.д. А то сейчас только и слышно: изобрели/придумали, а в производство пустить не можем. Опытных рабочих нет. Инженеры на производстве не компетентны. Технологии утеряны (вот это ваще не понятно. Крысы что-ли все архивы погрызли? Не, в 90-х конечно бардак был, и многое погибло/пропало/украдено/продано. Как технологии Як-141 например. Но вот прям ВСЕ ПОЛНОСТЬЮ архивы пропали?)...
    1. +3
      17 июля 2025 14:31
      Ну
      Цитата: Док1272
      Вопрос, почему китайцы торгуют бо́льше чем мы?

      Ну представьте, вы чиновник возглавляющий авиапром страны, в вашей власти развитие производства самолётов, которые страна может продавать за бугор. При этом бюджет страны будет пополняться, а вы будете продолжать жить как жили. Но раз в год или чаще, к вам может приходить человек с чемоданом наличных, с условием, что вы запрещаете производство самолётов внутри страны и требуете от своего руководства покупки самолётов у Боинга или Арбаса. И у вас выбор- рубить производство и богатеть или развивать производство и оставаться при своих. Я не сомневаюсь, что вы, как патриот, человека с чемоданом сдадите особистам, но как поступают наши чиновники?
      1. 0
        20 июля 2025 19:02
        Не, я достаточно меркантилен, но и патриотичен тоже ))))..я чемодан присвою, а человека грохну обставив что его ограбили когда он ко мне шел...а авиа в стране буду развивать, а там,глядишь, и второй чемодан присвоить может получится ...)))))
    2. 0
      21 июля 2025 08:09
      (ведь за 30 лет все отработано)

      То, что было отработано уже давно пролюбили в лихие 90-е. И это касается не только Мигов, но гораздо более серьезной техники.
  18. +1
    17 июля 2025 16:03
    Конструкторы думали головами! Обслуживание и регламентные работы на МиГ-21 несравненно проще и удобнее, чем на ровеснике - Су-11. Нас этому хорошо учили на военной кафедре
    1. +2
      17 июля 2025 19:06
      МиГ-21 был всепогодным перехватчиком, как Су-11?
      1. +1
        18 июля 2025 07:33
        Был. Начиная с МиГ-21ПФ, который получил радиолокационный прицел ЦД-30 и ракеты РС-2УС от Су-9.
      2. +2
        18 июля 2025 08:18
        Миг 21 в войсках считался ,,солнечным,,
        1. 0
          18 июля 2025 09:04
          Может в этом и была разница в конструкциях МиГ-21 и Су-9/11?
          Су-9/11 не отправляли на передовую.
          Не для этого их создавали.
        2. 0
          18 июля 2025 11:12
          Напомню, что Фам Туан в свое время сбил B-52 ночью в сложной помеховой обстановке.
          1. +1
            18 июля 2025 11:18
            Им наверно управлял офицер наведения .
            Про солнечные, имелось ввиду полёты в простых метиоусловия
            1. +2
              18 июля 2025 11:39
              Ну это не так, МиГ-21 мог выполнять полеты и в СМУ, кто считал иначе мягко говоря неправ.
  19. Да, машина эпохальная!
  20. +1
    18 июля 2025 13:38
    Вот прям сейчас Су-75 «Шах и Мат» закапываете... )))
  21. 0
    18 июля 2025 16:19
    Миг - 21Р - моя первая машина.))
  22. 0
    19 августа 2025 15:19
    Да... Люди были... Я как-то пересекался в неформальной обстановке с таким. Это был бывший главный конструктор КБ "Рубин". Денег на своём посту он заработал небогато...