Главное — не знать про эти поколения

32 761 30
Главное — не знать про эти поколения

Да, если закрыть глаза на некоторые несоответствия, то именно в 1955 году состоялся первый полет прототипа МиГ-21. Вообще это был прототип Е-2, больше схожий с МиГ-19, но с одним двигателем АМ-9Б, который полетел в феврале 1955 года, а вот доработав Е-2 и оснастив его треугольным крылом, получили Е-4, который полетел в июне 1955 года.


Е-2


Е-4

Вот так, чисто как в шахматной партии – Е2-Е4, а там и в ферзи. Доказательства? Запросто! В 1955 году, который был очень плодовит для авиации мира, Великобритания выпустила English Electric Lightning F-6, Франция – несколько вариантов Dassault Mystere, а в США запилили Lockheed F-104 Starfighter. И если F-104 еще остался в истории как один из самых неудачных американских самолетов, то вот его британский и французский коллеги абсолютно исчезли в облаках истории, и помнят о них совсем уж специалисты.




А 21-й? А у него нормально всё. Летает, воюет, а год 2025-й стал годом заключения просто чумового контракта на три миллиарда долларов, за которые Иран приобретет 40 самолетов у Пакистана.

И тут многие сейчас скажут: автор, ты, как всегда, JF-17 Thunder Block-3 на МиГ-21 похож так же, как… Ага, а давайте вы посмотрите на F-16A Fighting Falcon и F-16V Viper. Они так похожи… своими радикальными различиями.

Что же касается сходства JF-17 и МиГ-21, то нечего слушать меня, доктор Ян Вэй, создатель JF-17 (и не только, J-7 тоже очень хорошая машина), сказал один раз и на все оставшиеся годы:

«JF-17 Thunder, несмотря на вполне современный вид, превосходную цифровую авионику и радары, — плоть от плоти МиГ-21. Это проявляется и в компоновке, и в планере, и даже в основной геометрии, если внимательно приглядеться. Мне всегда хотелось сделать на базе МиГ-21 что-то особенное. Мы создавали JF-17 как побочный продукт. Это был «самолёт-мечта», МиГ-21 двадцать первого века. В нашей работе было гораздо больше экспериментаторства и азарта, чем надежд на что-то серьезное, и мы не рассчитывали на какое-то финансирование со стороны государства. Но неожиданно им заинтересовался Пакистан, затем Азербайджан, и теперь у нас в портфеле потенциальные заказы из 7 стран».

Ну если создатель JF-17 говорит, что это детище МиГ-21, то крыть, пожалуй, нечем.


JF-17, потомок МиГ-21. Фото ВВС Пакистана

Да, осовременивание МиГ-21 дало самолету «второе дыхание» и в плане вооружения. Если МиГ-21ПФ нес в качестве вооружения ДВЕ управляемые ракеты К-13/Р-3 (наша копия AIM-9 Sidewinder), то вот убийственный ассортимент «внучка» JF-17 более внушителен:


JF-17 может нести 3 800 кг вооружения класса «воздух-воздух» и класса «воздух-земля» на 7 узлах подвески, но штатно – 1 подвесной топливный бак и 6 ракет. Плюс еще есть китайская копия нашей двуствольной авиапушки ГШ-23Л.

Вообще, если принять на веру слова главного конструктора и считать, что JF-17 Thunder Block-3 — это самая продвинутая версия ветерана МиГ-21, то можно зафиксировать ещё одно колоссальное достижение данной машины.

МиГ-21 официально создавался как сверхзвуковой реактивный истребитель второго поколения, так и принято считать, правильно? Но в версии МиГ-21бис (это уже 1972 год, если что) на экспертном уровне 21-й был признан самолётом третьего поколения. А если посмотреть на индийскую модификацию МиГ-21 «Бизон», то самолёт имел уже черты четвёртого поколения.


«Бизоны» вообще были интересным явлением в небе. Я бы сказал — удивительным. Пример так называемого «обратного инжиниринга наизнанку»: индийская компания HAL по лицензии наклепала огромное количество «чистых» МиГ-21. И индийские летчики на протяжении многих лет гробили эту строгую машину, как могли. Но в 2006 году, собрав денег и отогнав некоторое количество 21-х обратно в Россию, Индия заказала модернизацию. Наши модернизировали МиГ-21, и тут выяснилось, что этот модернизированный МиГ-21бис ну вот совсем не уступает в скорости современным истребителям четвертого поколения.

А если дать 21-му современную авионику, мощные средства РЭБ и актуальную номенклатуру ракет, он и вовсе может биться с ними на равных. Это показали и учебные схватки, и реальные столкновения с пакистанскими F-16 Block 50.

Ну а F-17 Thunder Block 3 — это уже поколение 4+. То есть из второго поколения в четвертое. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что такого перехода не делал и уже не сделает ни один боевой самолет мира.


Просто, когда делали МиГ-21, всё это деление на поколения… Да его просто еще не было. Потому и не в курсе оказался этот самолет. И продолжал летать, служить, воевать и сбивать.

Когда МиГ-21бис совершил последнюю победу, мы знаем. Случилось это в том самом приснопамятном противостоянии ВВС Индии и Пакистана в 2019 году, когда МиГ-21 ВВС Индии в довольно безумной атаке сбил F-16 ВВС Пакистана, но и сам был сбит.


А первая победа была одержана МиГ-21бис 9 сентября 1980 года, тоже ничуть не вчера, а в ходе ирано-иракской войны. Вообще война между Ираном и Ираком стала, пожалуй, последним крупномасштабным конфликтом в послевоенной истории противостояний американской и советской авиационных конструкторских школ. Эта война была интересна в первую очередь тем, что стороны были практически равны по силам: Иран оперировал F-4 Phantom II и F-5 Freedom Fighter/Tiger II, которые уже были устаревшими, но имел и вполне актуальные на тот момент F-14 Tomcat, полноценные самолёты четвертого поколения. Ирак же полагался на советские самолеты, от МиГ-17 до МиГ-21.


Больше всего было МиГ-21 в модернизациях, скажем так, «в ассортименте», но буквально за месяц до начала войны Тегеран получил партию именно МиГ-21бис, самой последней версии.

9-го сентября 1980 года в небе над иранским городом Касре-Ширин, в приграничной западной провинции Керманшах, восьмерка истребителей ВВС Ирана F-4 Phantom II и F-5 Tiger II столкнулась с шестеркой МиГ-21бис.

Иранские летчики собирались нанести удар по иракским силам, сосредоточенным у границы, за день до этого у них получилось уничтожить танковую колонну иракской армии прямо на марше, видимо, хотелось повторить успех.

Однако иракское командование предугадало желание иранцев продолжить банкет и подняло в воздух МиГ-21бис из 11-й истребительной эскадрильи ВВС Ирака. Старший лейтенант Садик четко навел ракету Р-13М на «Фантом» и сбил его, пилот майор Махмуд Эскандари выжил, оператор капитан Али Ильтхани погиб. Ракета Р-13М сбила «Фантом» на дистанции 8 километров, что по тем временам было более чем достойно.

Ну и коль мы заговорили о победах, пусть и имеющих круглые даты, нельзя не сказать и о первой. Первый раз МиГ-21 уничтожили пилотируемый летательный аппарат в августе 1962 года, и это был вполне себе боевой самолет. Да, это произошло уже 63 года тому назад, но ничего не поделать, уничтожение противника к круглым датам не приурочивают.


18 августа 1962 года реактивный истребитель Sea Hawk F.101 2-й эскадрильи авиакрыла MFG.1 Бундесмарине поднялся с авианосца USS Saratoga ВМС США. Хороший такой набор: самолет британский, авианосец американский, пилот западногерманский. Поднялся и полетел вглубь земли немецкой, да так, что оказался примерно в 350 км от побережья, в районе города Айзенах, что в Тюрингии.

Самолет летел на максимальной высоте 11 км, что в принципе наводит на мысль, что летел капитан-лейтенант Винклер, пилот «Морского ястреба», мягко говоря, шпионить. Но был перехвачен МиГ-21П/ПФ, других у ГДР быть и не могло в те годы, и всё закончилось печально.


Вообще говорят, что был воздушный бой. Но что там мог изобразить из своих пушек (4 х 20-мм в крыльях) против управляемых ракет британский самолет, сказать сложно. А если учесть, что Sea Hawk проигрывал МиГ-21 по высоте около 6 км и по скорости где-то 1 000 км/ч, то понятно, что боя не было. Была одна ракета, которая с небес на землю и отправила Винклера. Он был пилот опытный и, когда понял, что сесть нормально у него не получится, плюхнул самолет в пашню у города Альхорн на своей территории.

Компания Focke-Wulf, обслуживающая самолёт, приняла решение о неремонтопригодности и списании истребителя. Занавес.

В целом: первый в 1962 году, последний в 2019-м. То есть, от первой до последней (пока) победы 57 лет. И дальше все еще не так однозначно, как хотелось бы многим, с кем мы не дружим, но что есть, то есть.ь.

МиГ-21 состоял на вооружении и использовался в ВВС 49 стран мира. По состоянию на 2024 год в 6 государствах и 1 государственном образовании мира эксплуатировалось 398 истребителей МиГ-21 различных модификаций. Плюс еще Chengdu J-7 состоит на вооружении 11 стран общим количеством 827 единиц всех модификаций.


Да, средний возраст самолётов превышает 40 лет, а эксплуатация и модернизация самолетов весьма затруднена именно временным фактором. Но, тем не менее, МиГи летают. Ряд стран, Индия, Румыния, Хорватия, провели масштабную модернизацию своего парка МиГ-21 при поддержке израильской Elbit Systems. И да, МиГ-21 в такой вариации реально соответствовали многим характеристикам истребителей 4-го поколения.

Уже не раз задавались вопросы на тему того, почему МиГ-21 и его главный соперник F-4 «Фантом» до сих пор прекрасно себя чувствуют в небе.

Можно сказать фразой из старого фильма: время было такое. Действительно, 60-80 годы прошлого века стали просто пиком для мировых разработчиков оружия. Было создано то, что до сих пор является платформами для дальнейшего развития. А многое до сих пор стоит на вооружении и собирает кровавую жатву по миру. Это касается всего: танков, бронемашин, артиллерии, стрелкового вооружения. Авиация не исключение: Ту-95, В-52, F-15, F-16, Су-27, Су-25 – они все так же актуальны.

Вообще, конечно, удивительно: МиГ-21 собирались в те времена, когда у большинства стран на вооружении ещё стояли поршневые самолёты образца Второй мировой.


МиГ-21, несмотря ни на что, был машиной гениальной. Настолько простой, ремонтопригодной и универсальной, что пережил и многое, и многих. Если посмотреть в историю, оценить, сколько разных самолетов канули в безвестность по разным причинам, становится понятно, что МиГ-21 и его извечный противник «Фантом» — действительно самолеты, которые невозможно отнести к поколениям. Они вне поколений, потому что стоит сменить авионику, установить более мощный компьютер — и вот вам самолет, который снова способен идти в бой с самолетами намного моложе его.

Так в чем секрет актуальности МиГ-21? В совокупности составляющих. Двигатель Р-25-300 даже на тот момент не был чем-то таким эпохальным. Да, он был простым, надежным, но если просто смотреть на цифры – ну ничего такого сверхъестественного. Но «одетый» фюзеляжем самолета, двигатель «заиграл», и летные характеристики МиГ-21 были намного выше, чем у МиГ-19 с двумя, пусть и более старыми двигателями. А когда появился РД-33 от компании «Климов», то у 21-го открылось второе дыхание.

Получился небольшой, быстрый, высотный самолет с приличным боевым радиусом («Пингвин» нервно курит в стороне), но с небольшим боезапасом. Да, четыре ракеты — это не так много, как хотелось бы, но и не мало, потому что порой и четыре можно не успеть выпустить. И потом, вопрос в том, какие ракеты и с какой эффективностью, не так ли?

Конечно, больше чем с двумя современными самолетами на равных МиГ-21 сражаться не может вообще, а уж эффективно — вообще лучше с одним, виной тому небольшой боезапас, но ведь сможет!

Малая радиолокационная сигнатура. Большое тонкое дельтовидное крыло и небольшой диаметр фюзеляжа стали в совокупности рецептом определенной малозаметности самолета. Да, 21-го замечали, но обычно, когда было уже совсем поздно.

Индусы вволю погоняли свои МиГи в учебных схватках с французами, британцами и американцами и отметили, что главным противником МиГ-21 «Бизон» был F-16, остальным («Миражу» и «Тайфуну») было сложнее.

Летные характеристики МиГ-21бис, которые он имел на чрезвычайном форсажном режиме, превосходили американца. На высоте 12 км МиГ-21бис делал вираж в 360 градусов за 12,5 секунд, тогда как F-16 делает вираж чуть более чем за 14. Это, конечно, не показатель превосходства, такой вираж крутить постоянно нереально, но этого может оказаться достаточно для получения преимущества в бою.

А если учесть, что у современного «МиГ-21» есть всё, что необходимо для боя, включая нашлемную систему прицеливания, индикатор на лобовом стекле, БРЛС может сопровождать до 8 целей одновременно – почему надо избегать боя?


Справедливости ради нужно отметить, что у JF-17 от МиГ-21 остались практически неизмененными планер, компоновка агрегатов, разводка и сам силовой агрегат, представляющий лицензионную копию советского двигателя РД-33 от компании «Климов». Забавный момент: когда Пакистан закупал JF-17, китайцы предложили на него свой WS-10. Пакистанцы подумали… и вежливо отказались.

В мире много примеров гениальных систем вооружения. Были винтовки, чей срок службы превышал вековой рубеж, артсистемы, танки… В нашем случае имеет место гениально разработанный самолет. Вот так просто и со вкусом: гениально разработанный и доведенный до ума самолет.

К сожалению, нереально вспомнить и помянуть добрым словом всех тех, кто под знаменами КБ Микояна и Гуревича создавал технику, которая долгое время была эталоном в мире для всех: и для друзей, и для врагов. Ведь не секрет, что F-16 в 70-х годах начали отрабатывать именно потому, что были МиГ-21 и МиГ-23.


Анатолий Григорьевич Бруно́в (1905—1972). Разработчик двух наиболее массовых реактивных боевых самолётов в истории авиации: МиГ-15 (заместитель главного конструктора, ведущий изделие) и МиГ-21 (главный конструктор). Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии.


Григорий Александрович Седов (1917—2014). Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, лауреат Ленинской (1976) и Сталинской (1952) премий. Первый лётчик Советского Союза, превысивший скорость звука на самолёте И-360. Учил летать Як-15, Як-23, Як-30, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21.

С 1970 по 1998 год был главным конструктором ОКБ Микояна, на этом посту руководил разработкой сверхзвуковых самолётов МиГ-23 и МиГ-27.

Знаете, я вам так скажу: какие люди – такие и самолеты.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    Сегодня, 04:13
    Очень хочется надеяться, что КБ "МиГ" не растворится в истории. Недавно была новость про МиГ-35 для Северной Кореи, пусть это окажется правдой.
  2. +2
    Сегодня, 04:27
    Авиация не исключение: Ту-95, В-52, F-15, F-16, Су-27, Су-25 – они все так же актуальны.

    Нравится мне аналитика вооружений, вот никогда не знаешь что да как пойдет, за этот год кстати не берусь за автора статей, но в этом году помнится Ту-95 уже похоронили, старый, не нужный самолет от которого нет толку. В том году закопали Су-25, неплохо скажу так закидали землей, не нужен, ничего не может, летающая цель. А прелесть аналитики в том что можно вечером вернуться на кладбище, выкопать, отряхнуть, чуть подкрасить, и кажется вроде еще ничего......
    1. +4
      Сегодня, 04:44
      МиГ-21 состоял на вооружении и использовался в ВВС 49 стран мира.

      Знаете, я вам так скажу: какие люди – такие и самолеты.
      hi
    2. +2
      Сегодня, 05:36
      Цитата: turembo
      помнится Ту-95 уже похоронили, старый, не нужный самолет от которого нет толку
      Ну это вы бросьте! wink
      1. +6
        Сегодня, 06:19
        https://topwar.ru/265700-ne-plach-o-nem-poka-on-zhivoj.html Смотрите, даже автор тот же....
        1. +4
          Сегодня, 09:37
          Сдается мне, что как аналитик, Скоморохов бессмертен!
          И память у него как у рыбки!
    3. +1
      Сегодня, 09:36
      Скоморохов он такой! Аналитик с большой буквы А!
    4. +1
      Сегодня, 10:05
      Я бы сказал прямо, с начала СВО уже не раз похоронили танки, артиллерию и отдельную авиацию. hi
  3. +10
    Сегодня, 04:35
    Наследие наших предков пережило их создателей...можно только выразить им большую благодарность от потомков.
    1. +2
      Сегодня, 08:08
      Спасибо Роман о том, что рассказали про этот легендарный самолет, и о его создателях! Они это заслужили!
      Ну а скептики? Да где их нет!
      пс. О F-104 Старфайтер ( так нам преподавали) сказано точно! Еще в далеком 1966 году нам рассказывали о нем, как о неудачном самолете.
      Ну а его ТТХ ( и не только его) должны были отскакивать от зубов у нас. laughing
  4. 0
    Сегодня, 05:09
    Вообще, если принять на веру слова главного конструктора и считать, что JF-17 Thunder Block-3 — это самая продвинутая версия ветерана МиГ-21, то можно зафиксировать ещё одно колоссальное достижение данной машины.


    А если приянять на веру слова ура- ̶и̶д̶и̶о̶т̶а̶ ̶ патриота Роман Скоморохов
    то
    1. +3
      Сегодня, 09:24
      А если приянять на веру слова ура- ̶и̶д̶и̶о̶т̶а̶ ̶ патриота Роман Скоморохов
      то
      Делайте поправку на то, что он политработник. Аналитические статьи у него неплохие, а вот технические - сами видите какие.
      1. +1
        Сегодня, 09:41
        Откуда такие сведения, что он политработник? Разве на военных кафедрах политработников готовили? Он же вроде бы технический вуз заканчивал. Или он со Сладковым из одного гнезда птенцы?
      2. -1
        Сегодня, 10:49
        В городе проживания автора находится одно авиационное учебное заведение. От туда и вся "аналитика". Не возможно равноценно разбираться в самолёте, двигателе, АО, РЭО, АВ, тактики применения, управлении воздушного движения и прочих авиационных составляющих. Конечно, могу ошибаться и автор супер эксперт по всем вопросам.
  5. +4
    Сегодня, 05:19
    laughing
    И тут многие сейчас скажут: автор, ты, как всегда, JF-17 Thunder Block-3 на МиГ-21 похож так же, как…
    Именно так и будет. Комментариев 50-60 статья соберет, кликбейт будет - да и ладно... еще в непримиримой дискуссии сойдутся фанаты разных поколений самолетов...
    request
    И вообще: JF-17 Thunder Block-3 еще на МИГ3 похож - крылья там и там, двигатель, шасси, пилот...
    laughing
  6. -4
    Сегодня, 05:39
    Вот так, чисто как в шахматной партии – Е2-Е4, а там и в ферзи. Доказательства? Запросто! В 1955 году, который был очень плодовит для авиации мира, Великобритания выпустила English Electric Lightning F-6, Франция – несколько вариантов Dassault Mystere, а в США запилили Lockheed F-104 Starfighter. И если F-104 еще остался в истории как один из самых неудачных американских самолетов, то вот его британский и французский коллеги абсолютно исчезли в облаках истории, и помнят о них совсем уж специалисты.

    Как интересно автор обращается с временем. МиГ-21Ф который начали выпускать в 1959 оказывается ровесник Dassault Mystère, который в 1957 уже закончили выпускать. Если же автор имеет в виду Mystere IVA, то это же самолет легенда, как можно было это не знать. Вот уж кто повоевал. НО! Так то ровесником МиГ-21Ф является великолепный Dassault Mirage III который не раз бивал МиГ-21 и уж о ком, о ком, но о Dassault Mirage III до сих пор много кто знает.
    1. +5
      Сегодня, 06:32
      Ну так и МИГи тоже Миражи сбивали, или ты как обычно, в одну калитку дуешь?
      1. +4
        Сегодня, 07:01
        Цитата: Rakovor
        Ну так и МИГи тоже Миражи сбивали

        соотношение потерь не в пользу Миражей. А если брать в учет кто пилотировал , то дело совсем швах. Все таки пилоты евреи получше. чем все эти арабы и египтяне.
        1. 0
          Сегодня, 08:58
          Особенно если эти евреи заканчивали летную школу в СССР.
          1. -1
            Сегодня, 09:56
            Цитата: Illanatol
            Особенно если эти евреи заканчивали летную школу в СССР.

            Какое ВВАУЛ в СССР закончил Гиора Эпштейн?
    2. +2
      Сегодня, 10:12
      Mystere - самолет-легенда?! Что вы говорите? И сколько стран его купили и в каком объеме? Кроме знатоков военной авиации, его вообще не знают. 300 с хвостиком экземпляров построено. Запомним. А теперь немного статистики по МиГам:
      МиГ-15 - 15500
      МиГ-21 - 11500
      Вот кто повоевал…
  7. -4
    Сегодня, 06:18
    Да, МиГ-21 самолёт - герой, но МиГ-23-98 это более гибкий самолёт, он многорежимный, и я не понимаю, почему перешли на МиГ-29, думаю сочетание МиГ-23 и МиГ-31 было более уместно, в этой связке даже Су-27 был лишним, пи. ндосы кайфуют от нашего МиГ-23 и называют его лучшим истребителем мира, а как можно его улучшить вариантов много, и углепластик крыло, стабилизатор и киль, АФАР от МиГ-35 и БРЭО там можно разместить, а главное один двигатель и цена будет дешевле 🤔
    1. +3
      Сегодня, 07:29
      Цитата: air wolf
      не понимаю, почему перешли на МиГ-29

      Все очень просто: даже первый серийный вариант МиГ-29 изд. 9-12 имеет более мощное вооружение, более совершенное оборудование и более высокие летные характеристики.
  8. +3
    Сегодня, 07:48
    Цитата: Роман Скоморохов
    Двигатель Р-25-300 даже на тот момент не был чем-то таким эпохальным. Да, он был простым, надежным, но если просто смотреть на цифры – ну ничего такого сверхъестественного. Но «одетый» фюзеляжем самолета, двигатель «заиграл», и летные характеристики МиГ-21 были намного выше, чем у МиГ-19 с двумя, пусть и более старыми двигателями

    Опустим, что на первом крупносерийном МиГ-21Ф-13 стоял Р11Ф-300...
    Для того времени это был революционный двигатель: двухкаскадный компрессор с полностью сверхзвуковым КНД и степенью повышения давления более 8 в шести ступенях, силовые связи роторов и корпуса через направляющие и сопловые аппараты, высоконапорные одноступенчатые турбины и т.д.
  9. -1
    Сегодня, 08:26
    вот только давайте без мистики обойдемся. Миг-21 и его клоны не могут быть самолетами 4+, потому что не соответствуют требованиям по маневренности и сейчас они применимы в основном как перехватчики, хотя у них есть и другие возможности.
  10. -1
    Сегодня, 09:17
    какие люди – такие и самолеты

    Значит гражданская авиация в России не поднимется уже никогда. Там просто рулят ТАКИЕ люди. Потом будут рулить их дети и внуки.
  11. +1
    Сегодня, 09:25
    Пафосная статья для школьников средних классов.
  12. +3
    Сегодня, 09:25
    JF-17 от МиГ-21 отличается куда больше чем Ла-7 и даже Ла-9 от Ла-5, или МиГ-17 от МиГ-15. Уж если тут ломали копья на предмет того, что МиГ-17 настоооолько отличен от МиГ-15, что по праву заслужил новый индекс, то о чем тут говорить? Много частей у них взаимозаменяемо? Это не то что в кузов "копейки" впихнули двигло и салон "трехи". Можно с помощью отверток, ключей, и, хрeн с ним, пусть даже болгарки и сварки, сделать из МиГ-21 пусть даже не совсем JF-17, а нечто близкое по функционалу? А если какой умелец и сможет, много ли деталей перейдут неизменными?
  13. BAI
    +8
    Сегодня, 09:33
    Ирак же полагался на советские самолеты, от МиГ-17 до МиГ-21.



    Больше всего было МиГ-21 в модернизациях, скажем так, «в ассортименте», но буквально за месяц до начала войны Тегеран получил партию именно МиГ-21бис, самой последней версии.

    Вообще то, Тегеран - столица Ирана.
    В Ираке - Багдад
  14. -1
    Сегодня, 09:56
    JF-17 можно считать клоном МиГ -21, разве что тогда и МиГ-21 - клон МиГ-9.

    На JF-17 стоял оригинальный РД-33 , а не лицензионный.
    Лицензию на двигатель Китай не получал.