«Рафаль», как казнь египетская

99 990 112
«Рафаль», как казнь египетская

Интересные новости из Египта. Источники из военного ведомства признали, что в 2020 году никаких особых подсчётов и сравнений Су-35 они не проводили, а все оценочные характеристики «приводились на основе информации из открытых западных источников». Задача была представить российский самолёт устаревшим и технологически отсталым, с чем они успешно и справились.

А как всё начиналось… Если открутить временную линию немного назад, то можно вспомнить, как египтянам понравился Су-35. Случилось это давно, еще во времена первого показа самолета на авиасалоне в Ле-Бурже, в 2013 году.




Целых пять лет Египет оттанцовывал тему ничуть не хуже индийских коллег, но, увы, денег не было. А новый Су-35 – это не бывший в употреблении F-15, который предложили США.

Деньги в итоге дала Саудовская Аравия. В принципе, саудиты никогда ничего не имели против того, чтобы Египет вооружался, такой своеобразный щит против Израиля еще со времен Анвара Садата.

Причем надо учитывать еще такой факт, как Кэмп-Дэвидские соглашения, по которым Египет и Израиль получают в равных долях военную помощь от США. И там подводных камней просто огромное количество, чем Израиль всегда очень красиво пользовался и будет пользоваться. Например, Египту не светят F-35, потому что Израиль их берет без американской электроники и ставит свою. Соответственно, Египет может купить эти самолеты, но… в такой же комплектации, как Израиль. Вообще такими хитрыми ужимками евреи не раз оставляли египтян без современного оружия. И здесь прямой путь был куда угодно, но к американцам.

И вот так в 2018 году был подписан контракт между Египтом и Россией на поставку 26 самолетов Су-35. Такой вот полноценный полковой комплект плюс запасные/учебные машины, потому что отдельно учебно-тренировочной версии Су-35, как известно, не существует.

Однако случилась неприятность для сторон: именно в 2018 году начал действовать американский закон CAATSA (О противодействии противникам США посредством вторичных санкций), который был призван осложнить жизнь не только России, Ирану и Северной Корее, но и тем, кто с ними стал бы сотрудничать. И в приложениях к этому закону был милый список того оборудования и вооружений, которые не рекомендовалось у нас покупать во избежание санкций.

И туда, естественно, попали и С-400, и Су-35.


Ну и на этом фоне с Су-35, которые уже полным ходом собирались для Египта, начались проблемы.

Естественно, сперва начался шум в прессе. Причем сперва во французской, а потом уже в египетской, плюс еще Израиль тоже подливал масла в огонь, рассказывая, насколько F-35 круче всех.

Су-35 начали обвинять в несоответствии всему подряд, вплоть до того, что самолет вообще не в состоянии выполнять задачи в современном воздушном бою.

Французы начали активно проталкивать свой «Рафаль», аргументируя это тем, что крылатое убожество может быть просто спасением для ВВС Египта.


Надо сказать, с тех пор как Египет перестал дружить с СССР/Россией, его ВВС очень плотно подсели на произведения французского авиапрома, что наводит на мысли о весьма плотных и взаимовыгодных отношениях.

Вообще ВВС Египта представляют собой весьма странное явление. По ним можно историю авиации изучать, поскольку на вооружении стоят очень разные самолеты из разных эпох. Если мы говорим о французах, то это вся линейка фирмы «Дассо»: от Mirage 5 в разнообразных модификациях через Mirage 2000 к сегодняшнему «Рафалю». Плюс еще чуть ли не две сотни F-16 A, B, C и D, модифицированных до Block 40. Ну и плюс еще МиГ-21 советского и китайского производства. В целом ВВС очень возрастные в плане самолетов и разнообразные.


Когда встал вопрос о приобретении вместо Су-35 французского недоразумения, с египетской стороны посыпались претензии, как песок с пирамиды.

Египетские военные просчитали на суперкомпьютере встречный бой Су-35 и «Рафаля» (господи, почему никто не спросил, где они взяли этот «суперкомпьютер»?) и сделали вывод о том, что Су-35 проигрывает аж в четырех номинациях.

1. Отсутствие у Су-35 РЛС с АФАР.


Очень спорный недостаток, потому что всё зависит от того, что сравнивать. Какой, значит, ПФАР и какой АФАР.

Да, у ПФАР один передатчик и приемник, а сигнал проходит через волновод на решетку из фазовращателей, составляющих антенное полотно. В итоге получается решетка из мини-антенн слабой направленности, при сложении потенциалов которых, собственно, и получается сильно направленная антенна. С помощью индивидуальной настройки фазы волны в каждой точке можно создать необходимую плоскость фронта волны, а следовательно, необходимое направление луча. Получается, что при неподвижной антенне мы можем вертеть лучом во все стороны. У специалистов это именуется изменением диаграммы направленности антенны.

АФАР работает примерно так же, но вместо полотна из фазовращателей активная решётка состоит из приемо-передающих модулей, каждый из которых – это полноценная мини-антенна со своими приемником и передатчиком, у которой может быть изменена не только фаза излучения, но и несущая частота.

В этом и есть главное техническое преимущество АФАР над ПФАР. АФАР можно использовать и для поиска, и в качестве антенны комплекса РЭБ, если вкратце.

Однако платить за это приходится перегревом, АФАРы греются при работе так, что в некоторых системах пришлось озаботиться жидкостным охлаждением, раз, и два – это стоимостью, не сравнимой с ПФАР.

Я бы понял, если насчет антенны начали возмущаться в богатой стране, способной купить, скажем, F-35 за его 100+ миллионов долларов. Но Египет, который по всему Ближнему Востоку побирался, чтобы собрать денег на оплату контракта… Смотрится не очень.

2. Су-35 практически полностью зависит (исходя из п. 1, наверное) от информации, которую предоставляет самолет ДРЛОиУ.


Вот это случай так называемой бредятины, потому что ПФАР у Су-35 долбит на расстояния, о которых некоторые АФАР могут только мечтать. И, как показала практика, сегодня Су-35 вполне себе нормально играют роль самолета ДРЛОиУ для Су-34, зависая в районе выхода бомбардировщиков в атаку и контролируя тактическую обстановку.

3. У Су-35 нет дальнобойных ракет, таких как «Метеор-МД».


Ну, в действительности да, такой слабой дальнобойной ракеты у Су-35 нет. Но есть Р-37М, которая делалась (это модернизация Р-37) специально под Су-35. Ракета немного тяжелее «Метеора» (600 кг против 178 кг), летит немного быстрее (6М против 4М) и дальше. И вот тут интересно: у Р-37М четко заявлена дальность в 300 км. То есть на это расстояние она летит, попадает, уничтожает. У «Метеора» очень скромно так объявлено «более 100 км» и еще такое загадочное: «баллистическая дальность 250-300 км».

Надо пояснить, что это вообще значит. «Баллистическая дальность» — это дальность, которую может преодолеть ракета при полете по баллистической траектории. То есть, если ракету запустить с определенной высоты под углом к горизонту, вот это и будет баллистическая траектория. И чем выше ракету поднять, да еще и придав ей при пуске дополнительную скорость летящего самолета, то да, в итоге она пролетит весьма прилично.

Это вот так НАР с дальностью полета 5-7 км можно с кабрирования отправить на 10-12 км. Толку от этого, правда, ноль, потому что полетит НАР куда-то туда. То же самое и с ракетой «воздух-воздух». Пролететь 250+ км она пролетит, не вопрос. Вопрос: как? Слепая, глухая, неспособная маневрировать. Очень хорошая такая ракета «воздух-воздух», а по сути на таком расстоянии – НАР как есть.

В общем, такая вот евросказочка про очень дальнобойную ракету «Метеор».

4. Системы радиоэлектронной борьбы Су-35 сильно уступают французским.


Единственный пункт, по которому сказать особо и нечего. Просто потому, что никто толком не сравнивал, и всё, что хотелось бы спросить у египетских специалистов, это как они это вообще просчитали?

В целом же, три пункта из четырех, как видите, рождены чьей-то неплохой фантазией, и если можно на что-то действительно показать пальцем, так это на отсутствие АФАР. Но тут кто бы говорил, можно подумать, что для ВВС Египта самолеты с БРЛС с АФАР — это обыденность такая, что о чем-то ином и говорить нечего.

И вот тут возникает, конечно, вопрос, навеянный последними событиями далеко на Востоке: почему радар с АФАР, ракета «Метеор», система РЭБ «SPECTRA», возможность действовать без поддержки самолетов ДРЛОиУ – почему такие прекрасные самолеты «Рафаль» ничего не смогли противопоставить китайским J-10 и JF-17, которые по сути своей модернизации израильского Lavi и советского МиГ-21, состоящие на вооружении ВВС Пакистана?

А Су-35 воюет все три года СВО. Да, его сбивают. Вопрос — как. Из засад, практически в упор, сбивают, применяя современные ЗРК стран НАТО.


Когда Египет отказался от сделки, в России «зависло» 24 самолета, уже изготовленных в рамках контракта. И за это пришлось заплатить неустойку, что, с одной стороны, хорошо. С другой – самолеты долго ждали своего нового покупателя, видимо, переделывать под наши стандарты было совсем невыгодно. Но Алжир или Иран заберут.

Другой вопрос, а что получил Египет взамен?

Да, «Рафали». Но не в самой роскошной, а, наоборот, довольно обезжиренной комплектации, которой даже пришлось давать собственное наименование.


Что предприимчивые французы убрали? Естественно, всё оборудование, которое предназначалось для несения на борту ядерного оружия. Понятно, что для операций с ЯО нужно много чего, но отдельные блоки устанавливались на все самолеты, чтобы потом не пришлось разбирать весь самолет. Так как Египту шли самолеты новые, на них такое оборудование не устанавливалось.

Далее было снято всё, что имело отношение к обмену данными. То есть части системы Link 16. Насколько полезна эта операция и как это может сказаться на эффективности работы самолета, мы уже знаем по примеру украинских ВВС.

Что касается вооружения, тут тоже всё интересно. И без того невеликий список оружия, которое мог взять «Рафаль» на подвески, был сокращен до ракеты «воздух – воздух» MICA, которую ну никак не назвать выдающейся, с какой стороны ни подойти. Делали эту ракету как конкурента AMRAAM, но состоит она на вооружении ВВС Франции, Катара, Греции, Тайваня и Арабских Эмиратов. И на этом пока всё. Дальше, если что-то и будет от французов, то за деньги.

Далее, возможно, будет применять с египетский «Рафалей» крылатые ракеты SCALP, которые в современном конфликте на Украине особо ничем себя не показали. И обнаруживаются, и перехватываются запросто. И к ним для работы по наземным целям модульный боеприпас класса «воздух-земля» AASM.

Небогато, прямо скажем. И надо отметить, что в комплекте только вооружение французского производства, хотя «Рафаль» вполне может оперировать и американскими AIM-9 и AIM-120, которые, между нами, лучше MICA. Но тут национальный бизнес, так что ничего личного и лишнего.

Про «Метеоры» вообще ни слова нигде.

Ну и главный вопрос: почем стоит полетать?


Известно, что на экспорт истребители Су-35С продаются по цене от 45 до 50 миллионов долларов США. Но так самолеты покупают немногие, а вот вместе с подготовкой летчиков, вооружением, запасными частями, расходными материалами и гарантийным обслуживанием (что для нового самолета очень важно) — от 83 до 103 миллионов долларов США за один самолет.

«Голый» «Рафаль» стоит порядка 100–120 миллионов долларов США за единицу. Это, подчеркну, без учёта вооружения, обслуживания и обучения летного и технического персонала. А при заключении экспортных контрактов с полным пакетом «все включено» (тренажеры, запчасти, логистика, вооружение, подготовка пилотов и технических специалистов) стоимость «Рафаля» может возрасти до 200–250 миллионов долларов США за самолёт.

И это нормально, Индия заплатила за 36 самолетов больше 8 миллиардов долларов, Арабские Эмираты выложили за 80 самолетов 19 миллиардов долларов. Применяем калькулятор – получается кошмар. 222 миллиона и 237 миллионов долларов соответственно.

Не слишком дорогая цена за АФАР?

Понятно, что дело не в БРЛС в частности и Су-35 в целом. Возможно, что хорошие отношения с США стоят дороже, чем эти несчастные 5-6 миллиардов долларов Египта. Однако, насколько таким ходом Египет усилил возможности своих ВВС?

С одной стороны, французские самолеты для этой страны – нормальная обыденность. С другой – в Индии уже «Рафалями» недовольны, чего не сказать о Пакистане. Как раз там этот самолет очень нравится всем именно своим присутствием в рядах противника. Есть за счет кого получать награды.

В общем, в свое время египетские военные совершили большую глупость, отказавшись от нормальных самолетов в угоду неведомым преференциям, но вот то, как они это сделали, не делает им чести. Но тут сказать нечего, кару за это они уже получили.

И если «Рафаль» заслужит прозвище «казнь египетская», то вообще это будет справедливо. На жабу, конечно, он не похож, но то, что станет деньготочащей язвой, – это факт.

За всё в этом мире приходится платить. Но египтянам исторически это не в первый и явно не в последний раз.
112 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    21 июля 2025 04:23
    В статье у Романа не указана дата/время, когда было принято решение о закупке Рафалей.
    Это все было в том самом 2018 году?
    Или позже?
    1. +20
      21 июля 2025 13:42
      Говоря о современных боевых самолётах, вас всегда обманывают и заставляют беспредметно спорить ни о чём, и в этом споре каждый прав.
      А суть заключается в том, что современный боевой самолёт должен являться элементом Боевой Информационной Системы, с которой он постоянно обменивается информацией, получает информацию об обстановке, противнике, целях, ПВО, получает целеуказание, или сам его обеспечивает. В эту БИС входят различные технические системы разведки , передачи и приёма информации в реальном времени и так далее...
      Но такими глобальными системами , которые работают в реальном времени, нужно обладать. И такие системы есть всего у нескольких стран, а глобальная такая система есть только у США, которые делятся данными с партнёрами по НАТО и Израилем. Есть ли такая система у Китая? Не знаю , но это не предмет разговора.
      У развивающихся стран с амбициями и ВВС таких систем нет и доступ к глобальной системе они не имеют. Им больше всего подходят самолёты России. Почему ? Потому, что у России нет таких систем, хотя она этого не признаёт, и она делает самолёты , которые пытаются воевать сами , или в составе небольших временных ситуационных объединений позиционного характера и локального использования. Вы можете спорить, но СВО в Чёрном море показало всю немощность и отсталость БИС России. Мы ничего не видим, ничего не контролируем даже возле своих берегов, а флот прячется от ударов, целеуказание для которых обеспечивает глобальная БИС США. А украинцы возят в Одессу и из неё, что хотят и как хотят...
      Так вот. Без таких систем F-35 и тем более "Рафаль" и близко не стоят рядом с Су-35. А вот против этих самолётов в составе таких систем, Су-35 только сильный противник для избиения и... всё.
      Таким образом , вы разбирайтесь в каком бою вы оцениваете самолёты, а потом спорьте. Вывод : самолёты России гораздо предпочтительней для развивающихся стран, которые не имеют подобных БИС , и не имеют допуска к использованию информации от США...
      1. +3
        22 июля 2025 22:58
        Хотелось бы добавить, что это, безусловно верное замечание, как правило, справедливо и для другой западной техники - Хаймарсов, танков и т.д.
  2. +14
    21 июля 2025 04:54
    Ракета немного тяжелее «Метеора» (600 кг против 178 кг)

    Это преуменьшение.
    которые по сути своей модернизации израильского Lavi и советского МиГ-21

    Я не хочу спорить с вами о происхождении J-10, однако пакистанский J-10CE оснащён АФАР, отсутствующим на российских Су-35.
    1. -1
      21 июля 2025 12:28
      Цитата: lDaive
      J-10CE оснащён АФАР, отсутствующим на российских Су-35.
      Тут подходит заезженное высказывание : так Вам шашечки или ехать ?
      Сравнивайте параметры и возможности локаторов, а не их тип.
      1. 0
        21 июля 2025 12:40
        В своё время, когда объединилась Германия, у неё одновременно на вооружении оказались и МиГ-29 и F-16. Возможности локаторов по паспорту, у них были сопоставимы. Из существенных отличий локаторов были: у нашего дальность обнаружения целей осуществлялась за счёт мощности передатчика, а у F-16 за счёт чувствительности приёмника. Вроде бы, подход как у F-16, более правильный. Вот только на совместных учениях локатор F-16 толком не работал, так как приёмник его локатора забивался шумами от работы локатора МиГ-29.
        1. +5
          21 июля 2025 13:04
          Все не так, пытались сравниться не с немецким F-16, а с американскими F-15, и после включения РЛС Миг-29 помехи были у РЛС F-15, и объяснялись они не высокой чувствительностью приёмника, а его плохой избирательностью и низким динамическим диапазоном, и интернета тогда не было, кто понимает, тот поймёт к чему это.
          1. 0
            21 июля 2025 13:21
            Цитата: Hexenmeister
            Все не так,
            Вся приведённая мною информация с видео (Ютуб)
          2. 0
            21 июля 2025 17:00
            Цитата: Hexenmeister
            пытались сравниться не с немецким F-16, а с американскими F-15

            А что разве у ФРГ на вооружении стояли когда-то F-16 ? Про то что сначала они облётывались с F-16 писалось, типа как прекрасно собран самолёт из США и как топорно из СССР. потом после нескольких совместных маневрирований информация. стала сильно дозированной. особенно когда там ещё и F-15 оказались не совсем на высоте. Так что почитайте ещё раз, про эти испытания внимательно, особенно где говорится про немецкие F-16...
            1. +2
              21 июля 2025 18:29
              А что читать то? Это проходило во времена, когда интернета не было, догадывается откуда была информация? Была попытка сравнения с F-15 из состава американских ВВС, до учебных боев дело не дошло, и никаких немецких самолётов в этих мероприятиях не участвовало.
              1. -2
                22 июля 2025 00:18
                Цитата: Hexenmeister
                и никаких немецких самолётов в этих мероприятиях не участвовало.

                Начнём с того, что по факту немецкими были МиГ-29А. И это ваша же фраза
                Цитата: Hexenmeister
                пытались сравниться не с немецким F-16,
                Я ни чего не перепутал. И да даже без интернета, эти события неплохо. поначалу освещались в западной прессе...
                1. 0
                  22 июля 2025 06:21
                  Еще раз, я отвечал на сообщение, в котором утверждалось, что при "учебных" боях каких-то немецких F-16 с Миг-29 возникали помехи у РЛС F-16, якобы вызванных их хорошей чувствительность и высокой мощностью РЛС Миг-29. На самом деле помехи возникали у РЛС F-15 из состава американских ВВС в Европе, и вызваны они были совсем другими причинами, причём этот дефект APG-63 впоследствии подтверждается и другими источниками.
          3. 0
            23 июля 2025 23:11
            Цитата: Hexenmeister
            и интернета тогда не было, кто понимает, тот поймёт к чему это

            А ведь американцы потом в обозначении БРЛС ничего не поменяли. Как бы, ничего и не было...
        2. +8
          21 июля 2025 14:06
          Цитата: Bad_gr
          …когда объединилась Германия, у неё одновременно на вооружении оказались и МиГ-29 и F-16.
          У Люфрваффе никогда не стояли на вооружении F-16…
          1. 0
            21 июля 2025 16:39
            Цитата: Pete Mitchell
            Цитата: Bad_gr
            …когда объединилась Германия, у неё одновременно на вооружении оказались и МиГ-29 и F-16.
            У Люфрваффе никогда не стояли на вооружении F-16…
            Да, действительно, F-16 у Люфрваффе не было. Мой косяк. Но суть сказанного я передал точно (совместные учения и работа локаторов)
        3. +2
          21 июля 2025 17:02
          Цитата: Bad_gr
          В своё время, когда объединилась Германия, у неё одновременно на вооружении оказались и МиГ-29 и F-16.

          F-16 на вооружении ВВС ФРГ ни когда не стояли. Летали МиГ-29 совместно с американскими F-16 и F-15.
          1. 0
            22 июля 2025 00:51
            Цитата: Fitter65
            Летали МиГ-29 совместно с американскими F-16 и F-15.
            Буржуины достаточно активно стали стягивать бывших родственников в учения и нередко успешно противостояли 29ым, потому что ничего близко к ЩелиНМ не было - просили не использовать... При использовании Щели оторебали по полной в свалке
      2. 0
        21 июля 2025 19:10
        as an Chinese,I not allowed to tell you the data of Chinese aircraft.But,we all know,Russia,it's radar,still relay on GaAs,instead of GaN or GaO.Compared to the Russian radar made of gallium arsenide, the energy conversion efficiency of gallium nitride emitting components in China and the United States is at least four times higher.That's why Russian radar is criticized for overheating and insufficient detection range.ԅ(¯ㅂ¯ԅ)
        1. 0
          21 июля 2025 19:45
          Цитата: Снежный шар
          as an Chinese,I not allowed to tell you the data of Chinese aircraft.But,we all know,Russia,it's radar,still relay on GaAs,instead of GaN or GaO.Compared to the Russian radar made of gallium arsenide, the energy conversion efficiency of gallium nitride emitting components in China and the United States is at least four times higher.That's why Russian radar is criticized for overheating and insufficient detection range.ԅ(¯ㅂ¯ԅ)
          Вы это шутите или как ? Наибольшая дальность наших ракет класса "воздух-воздух" составляет более 300 км (Р-37 (РВВ-БД) И как они наводятся на свои цели ? Назовите китайские ракеты, которые на это способны, без наведения со стороны ?
    2. 0
      21 июля 2025 17:04
      Daive, китайский афар??? ))))))

      Очень смешно. ))))
      1. 0
        22 июля 2025 14:16
        Цитата: Savage3000
        Daive, китайский афар??? ))))))

        Очень смешно.

        Ничего смешного , он давно у них есть .
        Мало того , как прототип АФАР с большим полотном для модернизации Су-30МКИ есть уже и у Индии .
        1. 0
          23 июля 2025 23:12
          Цитата: bayard
          Мало того , как прототип АФАР

          В АФАР от прототипа до серийноо образца такое расстояние...
          1. 0
            24 июля 2025 01:46
            С ними израильтяне работают , они помогут . Настолько уверены в своей разработке , что на закупаемые Су-57 собираются его вместо "Белки" ставить .
            1. 0
              28 июля 2025 23:46
              Цитата: bayard
              С ними израильтяне работают , они помогут . Настолько уверены в своей разработке , что на закупаемые Су-57 собираются его вместо "Белки" ставить .

              На Су-57 РЛК из трех РЛС X-диапазона и двух РЛС L-диапазона. А экспортный варинт Су-57 с одним радиолокатором? Что там индийцы делать собрались?
              1. 0
                29 июля 2025 17:44
                Цитата: Комета_1
                Что там индийцы делать собрались?

                В их прессе пишут что "Белка" у нас на арсениде галлия , а у них с израильской помощью на нитриде . Не знаю насколько их источники соответствуют , наш РЛК вроде всё же на нитриде должен быть . Но они считают что у них лучше . Бортовых полотен и в корнях крыла им видимо не надо , они и так спляшут . Или просто обычный цыганский разгон с английской подачи .
                Но то , что этот радар они собираются ставить на Су-30МКИ при их модернизации , это точно . Ради него они от "Ирбиса" ещё лет 5 назад отказались .
                Всё же думаю что Су-57Э будут закупать в полной комплектации , а их новый АФАР-радар встанет на Су-30МКИ . От полного состава нашего РЛК они вряд-ли откажутся .
                1. 0
                  30 июля 2025 00:34
                  Цитата: bayard
                  В их прессе пишут что "Белка" у нас на арсениде галлия, ...

                  Серийные на GaAs, как все серийные БРЛС с такой архитектурой.
                  Цитата: bayard
                  ... а у них с израильской помощью на нитриде ...

                  А про архитектуру что-нибудь пишут?
                  Цитата: bayard
                  Ради него они от "Ирбиса" ещё лет 5 назад отказались .

                  Здесь понятно. Под Ирбис им надо элементную базу делать, а эта элементная база будет только под Ирбис.
                  1. 0
                    30 июля 2025 03:53
                    Цитата: Комета_1
                    Серийные на GaAs, как все серийные БРЛС с такой архитектурой.

                    Это грустно . Значит ограничение по мощности ППМ , или необходимость сложного (возможно жидкостного) охлаждения . ППМ на нитриде галлия менее чувствительны к нагреву во время работы , поэтому позволяют выдавать большую мощность на излучение при менее сложной системе охлаждения . Я всё же надеялся что у нас проблему реализации на нитриде решат , но ... похоже решили проблему жидкостного охлаждения . Жаль . А ведь были (давно уже) публикации что у нас с нитридом прогресс .
                    Цитата: Комета_1
                    А про архитектуру что-нибудь пишут?

                    Только общие фразы и фотография выставочного образца . Не факт , что индусы быстро смогут решить вопрос реализации сложного РЛК из нескольких полотен АФАР для замены "Белки" у Су-57 . Но могут просто отказаться от боковых полотен , но попробовать реализовать доворот полотна АФАР как у "Ирбиса" . Если смогут так , то вполне могут пойти на замену нашего БРЛК на свою БРЛС ... И в случае реализации доворота , уже не известно что лучше - довернуть всё полотно мощной БРЛС и обеспечить обзорность 240 гр. , или иметь отдельные гораздо менее мощные неподвижные полотна по бортам . Если Израиль с ними такими разработками делится , то почему бы и нет .
                    Для Индии проблема лишь в том , что хороший тяжелый истребитель 5-го поколения им нужен именно сейчас , достаточно быстро и в количестве , а собственное творчество потребует НИОКР . Гораздо верней было бы закупать Су-57Э в полной комплектации (в т.ч. и машинокомплектами) , а собственную БРЛС\БРЛК на неё интегрировать уже в ходе серийного производства\сборки , когда БРЛС будет готова . И экспериментировать с установкой оной без ущерба для комплектации своих ВВС новой передовой авиатехники .
                    1. 0
                      14 августа 2025 00:26
                      Цитата: bayard
                      Это грустно . Значит ограничение по мощности ППМ ,

                      Ограничение по мощности ППМ всегда есть, это не зависит от элементной базы.
                      Цитата: bayard
                      или необходимость сложного (возможно жидкостного) охлаждения .

                      Все АФАР подобного типа с жидкостным охлаждением.
                      Цитата: bayard
                      Я всё же надеялся что у нас проблему реализации на нитриде решат ,

                      Военные требуют полного внутреннего цикла производства.
                      Цитата: bayard
                      но попробовать реализовать доворот полотна АФАР как у "Ирбиса" .

                      Это другая АФАР, не такая, как на Ф-22,35, Су-57.
                      1. 0
                        14 августа 2025 00:47
                        Цитата: Комета_1
                        Это другая АФАР, не такая, как на Ф-22,35, Су-57.

                        Это вовсе не АФАР , а очень мощная и достаточно совершенная ПФАР . Но я говорил именно о реализации функции доворота полотна для увеличения сектора обзора . У "Ирбиса" сектор обзора 240 градусов . При таком довороте полотна никаких бортовых полотен не надо . При таком секторе обзора один из истребителей группы может будучи несколько сзади выполнять роль самолёта ДРЛОиУ и управлять другими самолётами . Сейчас так нередко работает Су-35С . Может так и даже лучше , ибо двухместный и Су-30СМ2 . Если бы на Су-35СМ и Су-30СМ3 реализовать такой же доворот полотна для АФАР "Белки" ... это стало бы просто песней . Возможно так и сделано на Су-35СМ , но они только должны были поступить в войска . Такой сектор обзора даёт огромное преимущество .
                      2. 0
                        14 августа 2025 01:17
                        Цитата: bayard
                        Это вовсе не АФАР , а очень мощная и достаточно совершенная ПФАР . Но я говорил именно о реализации функции доворота полотна для увеличения сектора обзора .

                        Так и я об этом. АФАР с поворотом антенны - не та архитектура АФАР, которая стоит на Ф-22,35 и Су-57.
                        Цитата: bayard
                        Если бы на Су-35СМ и Су-30СМ3 реализовать такой же доворот полотна для АФАР "Белки" ... это стало бы просто песней .

                        Нельзя.
        2. 0
          28 августа 2025 13:39
          Вы глупости не говорите, пожалуйста. Хорошо? )
          1. 0
            28 августа 2025 16:48
            Никаких глупостей , радар им Израиль делает , совместный проект , они его или его макет на выставке демонстрировали . Именно из за этого радара они отказались от нашего проекта модернизации Су-30МКИ с "Ирбисом" . И даже в прессе своей считают его лучше нашей "Белки" .
            1. -1
              31 августа 2025 23:42
              Boyard, индусы могут все что угодно считать.

              Но афар у них нет и не будет еще очень долго. Все что они заявляют - это хрень.
              1. 0
                1 сентября 2025 00:30
                Сами они такое создать конечно не способны . А вот Израиль - очень даже . Вот Израиль то для них этот радар и делает . Как и РЛК для индийских самолётов ДРЛОиУ (и китайских тоже - их разработка) , как и РЛК для А-100 изначально планировался именно израильский , что бы там Вега не пела . И когда США запретили Израилю сотрудничество с РФ ... всё у Веги колом и встало .
                А вот улучшенный РЛК для А-50У получился вполне ... ну хотя бы так .
                Насчёт "индийского" РЛК на Су-57 для индов - уверен не будет . А вот на модернизированные Су-30МКИ встанет точно , ради этого они уже от предложенного нами "Ирбиса" отказались .
                1. 0
                  2 сентября 2025 01:23
                  Boyard, вот про израиль и А100 не надо сказок.

                  Да, израиль давно с индусами сотрудничает. Но как и говорил: афар не их. Да и евреи не лидеры в "фаростроении".
                  1. 0
                    2 сентября 2025 07:55
                    Цитата: Savage3000
                    евреи не лидеры в "фаростроении".

                    Но для себя , Китая и Индии сделали .
                    Для индусов сейчас всё проще - не получится с Инзраилем (США запретят) , возьмут у нас . Но до этого ставку делали именно на Израиль . Может что и поменялось , вон как Моди улыбался .
                    1. 0
                      3 сентября 2025 02:19
                      Boyard, ну может быть. Согласен, шансы такого есть
    3. -1
      22 июля 2025 14:14
      Цитата: lDaive
      однако пакистанский J-10CE оснащён АФАР, отсутствующим на российских Су-35.

      У Су-35С отличный ПФАР "Ирбис" с возможностью доворота полотна антенны , что даёт сектор обзора в 240 градусов . А вот следующая модификация Су-35СМ уже имеет АФАР "Белка" и комплекс БРЭО от Су-57 . И это уже совершенно другая песня . Надеюсь что и модификация Су-30СМ3 вскоре появится с таким же радаром и составом БРЭО .
      Цитата: lDaive
      Я не хочу спорить с вами о происхождении J-10

      А зачем тут спорить ? Радикально переделанный планер "Лави" , гораздо больших размеров и с гораздо более мощным двигателем . Получилось неплохо . Боевой радиус маловат , но для лёгкого однодвигательного истребителя всё же нормально .
  3. Комментарий был удален.
  4. +6
    21 июля 2025 05:03
    Главное мы получили неустойку и самолёты так нужные нам на СВО. Продавать современное вооружение арабским странам нужно сто раз подумать. В целом они по настоящему не выиграли ни одну войну в своей истории. Мы будем помогать им, воевать за них, а они в нужный момент для них бросят нас как в Сирии, оставив нас в дураках.
    1. +2
      21 июля 2025 12:01
      Египетские Су-35Э пошли Ирану. Так что мы не в накладе.
      1. 0
        21 июля 2025 21:14
        Спорно, более менее верна цифра 4 шт поставленных. Далее начались танцы Ирана и КНР. Скорее всего Су-35 уйдут в Алжир (или уже часть ушла).
    2. +1
      21 июля 2025 13:28
      Мы будем помогать им, воевать за них, а они в нужный момент для них

      Сначала советские пилоты летают вместо египтян, а потом, в том числе из Египта, едут всякие бородачи в Афганистан, воевать против красной чумы.
      Сначала из глубин Аравии на Кавказ едут всякие персонажи на джихад, а потом тем же шейхам, из тех же семей продают ЗРК и пытаются уговорить их по линии ОПЕК вести выгодную нам политику нефтедобычи.
      бросят нас как в Сирии

      Там скорее не нас бросили, а мы помогали Асаду, который всё равно проиграл все полимеры.
      Скорее это наш просчёт и недальновидность, надо было либо сразу помогать усерднее и продавливать Асаду правильные решения в политике, либо вообще впрягаться за более перспективную и умную сторону их гражданской войны.
      оставив нас в дураках

      Главное, чтобы не нас оставили в дураках, а самим не остаться в них.
    3. +2
      21 июля 2025 17:48
      самолёты так нужные нам на СВО

      Это о партии самолётов собранных для Египта? Те самолёты простояла несколько лет без дела, пока не были продана то-ли Ирану, то ли Алжиру. Так что никакие самолёты для СВО, в этом плане мы не получали.
  5. +7
    21 июля 2025 05:18
    "Откат" с 250 млн явно больше, чем со 100 млн. Тем более деньги чужие, саудовские, а откаты - себе.
    Ничего личного, просто бизнес
    (Бухгалтер одного крутого бизнесмена)
    1. +4
      21 июля 2025 07:02
      Ближневосточными цыганами себя выставили египтяне.. Да и бог с ними, сколько шикарного по тем воеиерам оружия дали, имею ввиду 60е и 80е,а все коту под хвост, вояки.
      1. Ray
        +13
        21 июля 2025 08:51
        К сожалению, да. Вояки они еще те... и мне, как мусульманину, с горечью наблюдающему за геноцидом палестинцев сионистами в окружении арабских стран это не просто обидно, это больно. Ни одна из этих арабских стран, включая КСА ни в состоянии вывести войну с Израилем ни один на один, ни всей толпой. Даже без поддержки израиля америкой. Иран я думаю, имел ракетного вооружения и БПЛА больше, чем все 22 страны лиги арабских государств вместе, но и те, что уж говорить, в войне с евреями прикурили.
        Да даже если взять чисто духовые и боевые качества. Общался как то с дЭсантом одним, воевал в Сирии. Боевые качества сирийцев, вроде проживших в бедной стране и не разхолощенных благами цивилизации (вай фай, соцсети, клубы) он описывал как никакие. Что те, которые воевали за Асада, что наверное и те, которые воевали по другую сторону. Вагнера их пощелкали на арех, когда зашли туда. Наверное, к примеру, Еменцы, Сомали и еще несколько стран являются исключением, но Египет точно нет. Толпой они говорят звери, особенно против одного, слышал, к примеру, что если поймают вора за руку, то до приезда полиции могут затоптать до смерти. А в равных количествах в их духе сильно сомневаюсь. К примеру, иметь турник в частном дворе в Египте запрещено - полиция расценивает это как подготовку к мятежу. Т.е. на первый план у них ставится не защита Родины, как раньше у нас воспитывалось со школы (все эти физ. гормативы, кросы, ГТО), а во главе угла безопасность системы. Даже в ущерб общефизической подготовки мужчин.
        Сдается мне, что даже самые боевые части ИГИЛ (запрещена в РФ) состояли, наверное, не из арабов, а из радикалов и необразованной молодежи стран СНГ, тренирующей ОФП и духовые качества еще со школы, по инерции от системы советского образования, которая по сути готовила будущего воина, готового встать под штык по первому призыву из каждого мальчика.
        1. -1
          21 июля 2025 13:30
          мне, как мусульманину, с горечью наблюдающему за геноцидом палестинцев сионистами в окружении арабских стран это не просто обидно, это больно

          А на геноцид этнических и религиозных меньшинств в соседней Сирии как вы смотрите?
          1. Ray
            +4
            21 июля 2025 16:59
            На любой геноцид я смотрю отрицательно. А том числе и в Сирии.
        2. 0
          21 июля 2025 19:13
          We remember Nasser and Egypt
  6. -1
    21 июля 2025 06:19
    отдельно учебно-тренировочной версии Су-35, как известно, не существует
    Существует. Двухместный Су-35УБ
    1. +4
      21 июля 2025 09:25
      Цитата: Голландец Михель
      Существует. Двухместный Су-35УБ

      Серийных машин с таким обозначением в войсках нет. Насколько мне известно, разработка Су-35УБ велась, но построили только один опытный самолёт.
    2. 0
      21 июля 2025 17:05
      Вы голландец, потому не знаете. Нет такого самолета. Як--130 вполне справляется. Он есть у ирана.
      1. +3
        21 июля 2025 17:56
        Нет такого самолета

        Так вот же он.
        1. 0
          22 июля 2025 14:24
          Была в своё время идея переделать Су-30М2 в учебно-боевые и разослать по полкам штуки по две . Может это они ?
  7. +1
    21 июля 2025 07:33
    Арабы, как выяснили в Корнельском универе, имеют более слабый ай-кью по сравнению с белыми, плюс накладываются традиционные заморочки, менталитет и прочие особенности. Все эти дикари не плохо воевали во времена меча и лука. Теперь, когда численность не так важна, воюют они никак. Вспомнить фото сожженных израильтянами колонн техники Египта например, да примеров масса. Мы не должны переживать за них, нам заплатили? Ну и отлично, а дальше их дело.
    1. +8
      21 июля 2025 11:49
      Вспомнить фото сожженных израильтянами колонн техники Египта например, да примеров масса.

      это в какие года было?
      а теперь вспомните движение колоннами в СВО... напомнить года?
      1. 0
        21 июля 2025 15:05
        А что не так я написал? Чем опять недоволен очередной спец по всему? Или увидел слово Израиль и сработал рефлекс? Я привел только один яркий пример, могу ещё много но если сработал рефлекс, тем уже бесполезно что то говорить.
        1. +4
          21 июля 2025 15:14
          А что не так я написал?

          Вадим, я все написал: у нас на СВО эти ошибки присутствовали до недавних пор, а между событиями прошло не менее 40-50 лет...
          а наши "полковники" - не чета ебипетским..
          и говорить об IQ последних при этом..
          1. 0
            24 июля 2025 14:28
            Вадим сам на рефлексах весь))
    2. 0
      21 июля 2025 13:40
      не плохо воевали во времена меча и лука

      Да и тогда это было не так.
      Восточная Римская Империя прожила ещё 800 лет после появления первого Халифата, тюрки чуть позже всё равно смели вообще всех, Египет откололся и его в Халифат не вернули, Персия так же отошла, Реконкиста, Крестовые походы, в которые, кроме первого, шли те европейцы, которые не были заняты войнами в Европе, то есть ограниченные контингенты, с кошмарным плечом логистики через море, нищие, так как не сидели, как халифы, посреди торговых путей всей Евразии, а жили в холодном бедном на ресурсы уголке континента, и при том, государства крестоносцев всё равно снесли уже тюрки.
      У арабов в военном плане был только один период реально успешных войн, это самое начало, когда они смогли завоевать ближайшие к себе географически регионы, окраины ослабевших империй. Только Персию и Среднюю Азию, они реально впечатляюще смогли завоевать, и то ненадолго.
    3. 0
      21 июля 2025 17:07
      Вадим с, евреи не арабы что ли??? ))))
    4. +3
      21 июля 2025 17:09
      Вспомнить фото сожженных израильтянами колонн техники Египта например, да примеров масса. Мы не должны переживать за


      Вспомнить колонны на сво? Перевод операторов бпла в пехоту? Вспомнить отсутствие умпк? Вспомнить дрло? Вспомнить снабжение? Что еще вам вспомнить?
      1. -2
        21 июля 2025 20:12
        Араб египтянин чтоль? Чё так возбудился то? Ещё давление подскочит, вредно в твоём то возрасте
  8. +9
    21 июля 2025 07:36
    Слышал я о "двойной морали,двойной политике" ! А вабче "двойственностей" в понятиях и ситуациях хоть отбавляй ! Вот и Роман не избежал "раздвоенности" в суждениях и выводах ! Например, ему очень не понравилась "баллистическая траектория" "Метеора", где имярек " слеп,глух,не способен маневрировать " ! Миль пардон ! Но "баллистическая траектория" существует и у РВВ Р-37М ! Баллистическая траектория "возникает" ,когда "кончается" движок !Но и на этом участке сохраняется до определённого момента возможность управления и маневрирования , хотя и с ограничениями ! (Впрочем ,как и у ЗУР ! ) О "недостатках" АФАР ... В основном "недостаток" в цене ! Что же касаемо "разогрева" таких радаров и необходимости охлаждения в некоторых образцах , то это присуще радарам с АФАР на арсениде галлия (можно сказать , 1 "поколения" АФАР ) ! Сейчас ставка сделана на нитрид галлия и 2 "поколение" АФАР !
  9. +4
    21 июля 2025 07:40
    Французы давно известны во всем мире как одни из самых щедрых взяткодателей, а арабы всегда любили разного рода подношения, как дань уважения к их жадности. Не буду наговаривать на всех египтян, учитывая наличие друзей в этом краю, да и что там на зеркало то пенять, возьмите наш "суперпрорект" с табуреткиными вертолетоносцами, понятное дело, что главного фельдмаршала покрывают и защищают, не дадут "своего" в обиду, не допустят поругания его "чести". Но ведь неспроста же строились во Франции два этих утюга.
    Не менее щедры в плане взяток и японцы, слава Богу мы с ними снова в контрах, но у них когда-то в далекие 80-е в статье расходов на продвижение товаров, взятки шли совершенно официальной строкой и с них платились налоги. На этом, кстати, погорело несколько любителей подарков и халявы в СССР.
    Так что Рафали в Египте никого не удивят, но и особо не порадуют, но тут уж, как говорится, что захотели, там и поимели.
    1. Ray
      +1
      21 июля 2025 20:25
      Когда я работал приобъектным снабженцом, некоторые вопросы, к сожалению, возможно было решить только через "грев". В авансовом отчете был соответствующий пункт "представительские расходы". Так что, то, что было обыденностью для Японии в 80-х, я вкусил сам.
  10. +19
    21 июля 2025 08:00
    СУ-35, конечно, хороший самолёт, но называть "Рафаль" крылатым убожеством, по-моему, несколько самонадеянно
    1. Комментарий был удален.
    2. +2
      21 июля 2025 18:39
      Пара-тройка числовых значений:

      https://www.deagel.com/Components/RBE2/a001508#002

      RBE2-AA Max Detection Range 130 kilometer (подразумевается цель типа "истребитель" с ЭПР ~3 м2 на встречно-пересекающемся курсе)

      Можно использовать отечественный источник:

      https://avia.mstuca.ru/jour/article/download/109/35

      "Основные тактико-технические характеристики БРЛС RBE-2AA:
      Диапазон частот: 8-12 ГГц (X-диапазон).
      Дальность обнаружения воздушных целей с ЭПР 𝜎 = 5м2: 160 км в передней полусфере (цели)."

      Вторая цифра:

      https://defencetalks.com/rafale-downed-at-182km-pakistans-j-10c-deploys-chinas-pl-15-for-a-record-kill/

      Rafale Downed at 182 km: Pakistan’s J-10C Deploys China’s PL-15 for a Record Kill

      В воздушном бою 7 мая 2025 года "Рафали" были сбиты на дальностях на которых БРЛС с АФАР этих самолётов ещё не способны обнаружить типовую цель "истребитель" (ЭПР 3-5 м2).
  11. -2
    21 июля 2025 08:00
    То что это была полная лажа было понятно ещё тогда. Ничего нового и откровенного ебибптяне не сообщили. Где "Рафаль", там и коррупция и ложь. Вот только после такого хрен египтянам, а не самолёты Сухого.
  12. +4
    21 июля 2025 09:48
    Тут еще нужно понимать, что Египет и Израиль получают на вооружение от США около 3х млрд долл/год.
    И если ранее не диктовали у кого нужно покупать на эти деньги вооружение, то в последнне время даже Израилю на это указали.
    А Египет , в отличии от евреев, бедная страна и никто не даст за американскую помощь покупать российское вооружение. Все что есть у Египта хватит, что бы воевать с соседями. А то для чего нужен Су35С - с такими соседями воевать Египту никто не даст. Да он и не сможет.
    1. -2
      21 июля 2025 10:59
      И если ранее не диктовали у кого нужно покупать на эти деньги вооружение

      Всегда было требование- только у Штатов.
  13. +1
    21 июля 2025 09:56
    Цитата: m.cempbell
    СУ-35, конечно, хороший самолёт, но называть "Рафаль" крылатым убожеством, по-моему, несколько самонадеянно

    Они принадлежат одному поколению и, следовательно, имеют сопоставимые характеристики.
  14. 0
    21 июля 2025 10:26
    проблема совсем в другом - в Египте очень сложно с деньгами, ВВП и наличием валюты.
    Контракты, аналогичные Рафалям, просто уничтожают возможность открыть еще 2-3 проекта или к примеру сильно уменьшают возможность поддерживать текущий парк самолетов. Я видел 2 Египетских военных аэродрома. Очень печальное зрелище. Похожи на свалку и как раз потому, что нет денег на обслуживание, всё съели дорогущие контракты и неустойки. Что толку от купленных рафалей, даже если бы они были в хорошей комплектации, если в результате этого кроме них мало что летает?
    1. 0
      21 июля 2025 13:00
      проблема совсем в другом - в Египте очень сложно с деньгами, ВВП и наличием валюты.

      Если Египет с населением в 10 раз а по площади в 50 раз больше Израиля не может столько же тратить на свою защиту, значит, там в приоритете другое. Из этого вытекает всё остальное.
      1. +2
        21 июля 2025 13:11
        Цитата: Lynnot
        значит, там в приоритете другое

        нет не значит. Многое упирается в возможность торговать. Мизерная Голландия, которой никто не угрожает, имеет военный бюджет в несколько раз больше Египта, потому что имеет возможности торговли, которых у Египта нет. А Египту ничем, кроме сельхозпродукции вроде зерна, торговать не получается. Поэтому они бедные. Правда, когда я там был туристом и с ними пообщался, как-то не особо-то они мне бедными показались. 5 баксов за обед там считается нормально. А в Питере, ну скажем так, не каждый может себе такое позволить. Я бы не сказал, что у нас многие живут сильно богаче египтян. Например, у моего экскурсовода в Луксоре скромная квартирка 240 метров в удобном месте. Вы у нас видели много экскурсоводов, которые так живут? Просто у нас олигархи сильно жирнее. Ну и еще 1 момент - в Египте большая часть населения занимается трудом с очень низкой производительностью, много ручного труда. Это вот то, во что пытаются превратить нашу страну массовой миграцией. Сейчас они приняли новую программу образования, которая уже работает и может быть вытянет страну из полной жопы, когда миллионы поймут как и чем можно заработать больше, простой пример - соседняя Турция. Ну и Суэцкий канал - они могли бы в него вложиться, построить 2 параллельных канала, чтобы трафик сильно вырос. Египту только заграничные девелоперы улучшают экономику - асуанская ГЭС, Канал и ряд других объектов - всё это построили не египтяне.
        1. 0
          21 июля 2025 14:38
          Ну и еще 1 момент - в Египте большая часть населения занимается трудом с очень низкой производительностью, много ручного труда.

          а как вы производительность их труда измерили/определили?
          их труд - с низкой добавочной стоимостью и этим все сказано...
          1. +2
            21 июля 2025 14:41
            как? я видел чем они занимаются. Что и как делают на полях, как работают мастерские без станков. Видел как снабжение магазинов развозят на осликах. И я знаю как это влияет на производительность.
  15. +2
    21 июля 2025 16:31
    С другой – в Индии уже «Рафалями» недовольны, чего не сказать о Пакистане. Как раз там этот самолет очень нравится всем именно своим присутствием в рядах противника.

    Люблю здоровое чувство юмора laughing
  16. -1
    21 июля 2025 18:02
    Да, что вы так переживаете? Мы самолеты пристроим. А Египет, что? Наш лучший друг? Тоже мне.
  17. -1
    21 июля 2025 18:09
    отдельно учебно-тренировочной версии Су-35

    Наверное автор имел в виду учебно-боевую, как Су-27УБ. Просто я сомневаюсь что кто-то сейчас делает версии боевых самолётов предназначенные только для тренировок.
    как известно, не существует

    Правильнее было-бы сказать, что у Су-35С, который сейчас поставляется в ВВС России и предлагается на экспорт его нет. Однако у оригинального Су-35 он был.
  18. +2
    21 июля 2025 19:16
    Не слишком дорогая цена за АФАР?

    Не слишком дорогой Роман, если запихнуть ура-пропоганду в одно место и взглянуть на факты, то в современном воздушном бою РЛС самолета крайне важный критерий. А по помехозащищенности, уровню сигнала, практической дальности и прочим АФАР на голову выше ПФАР... А тот кто первый уведет противника в бою и выпустить по нему ракету в 80% случаев выиграет воздушный бой...

    Подобные ура-статьи вместо признания провала в радиоэлектронной промышленности и срочного её восстановление очень дурной знак
    1. +1
      22 июля 2025 06:23
      Цитата: spektr9
      А по помехозащищенности, уровню сигнала, практической дальности и прочим АФАР на голову выше ПФАР...

      Вот тут бы поподробнее...
      1. +2
        23 июля 2025 06:56
        Вот тут бы поподробнее...

        А что конкретно по подробнее, рассказать что сигналы с нескольких приемопередатчиков менее подвержен искажению чем с одного ? Или рассказать что несколько приемопередатчиков заглушить сложнее чем один средствами РЭБ ? Не я понимаю нашу ура-доктрину, вот весь мир тупой они на АФАРы перешли, а мы умные мы на ПФАР, а не потому что наше радиоэлектронная промышленность на уровне 70-80х годов находиться ...
        И то даже наше ВПК понимает что ПФАР это уже все, пытаются вон на су-57 АФАР поставить, правда на чьих он комплектующих для меня загадка, но поскольку Индии его технологию были готовы предоставить закрадывается большие подозрения что не 100% на отечественных. И то последние его зарубили сравнив со своими АФАРами
        1. 0
          23 июля 2025 14:22
          Цитата: spektr9

          А что конкретно по подробнее, рассказать что сигналы с нескольких приемопередатчиков менее подвержен искажению чем с одного ?

          Открываю военную тайну - для работы РЭБ принципиальна мощность сигнала. Открываю вторую военную тайну - современный ПФАР также отправляет импульсы на разных частотах. Открываю третью военную тайну - современный РЭБ вносит помехи по облучаемым частотам, то есть какую частоту словил, на то ответка и пойдет. Поэтому АФАР дает преимущество только перед старыми системами, способными генерировать одновременно сигнал на одной частоте
          Но даже и в этом случае разночастотные сигналы АФАР срежут дальность обнаружения и сопровождения цели в целом, так что даже по ним выхлоп вовсе не в разы, как Вам кажется
          Цитата: spektr9
          Не я понимаю нашу ура-доктрину, вот весь мир тупой они на АФАРы перешли, а мы умные мы на ПФАР,

          Ура-доктрина здесь у Вас, а не у меня. Я не говорю, что ПФАР равноценна АФАР, ПФАР, конечно, не лучше АФАР. Но разрыв между ПФАР и АФАР вовсе не "на голову", АФАР дает определенное преимущество, но никаким тотальным господством там и не пахнет. И, к примеру, в случае ПФАР Су-35 это преимущество в известной мере нивелируется мощностью нашей РЛС.
          А у Вас, ура-доктринеров, все, что есть на Западе но нет у нас, немедленно становится усимахучим вундерваффе, до которого куда там нам лапотным.
          Закрывая тему - привести конкретных доказательств слов
          Цитата: spektr9
          А по помехозащищенности, уровню сигнала, практической дальности и прочим АФАР на голову выше ПФАР...

          Вы не смогли
          1. 0
            24 июля 2025 06:09
            Вы не смогли

            Очередной ура-патириот который не смыслит в радиоэлектронике но орет ура-ура, ну что ещё с ура пропагандистского портала ждать ?
            Будите дальше сидеть и урякать на наименьшего аналогов, ничего нового
          2. 0
            24 июля 2025 23:19
            современный ПФАР также отправляет импульсы на разных частотах

            Но не одновременно. Современные ПФАР действительно могут менять частоту в некоторых пределах, но не размазывать её по диапазону, как АФАР. У ПФАР единый генератор, у АФАР- по количеству элементов.
            1. 0
              25 июля 2025 07:23
              Цитата: solar
              Но не одновременно.

              Естественно. Только вот использование разных частот АФАР прилично садит дальность обнаружения АФАР. А американцы до сих пор не могут нормально "поженить" свои довольно-таки возрастные РЭб на гроулерах с их же афаром.
              1. 0
                25 июля 2025 15:23
                Но при этом снижает чувствительность к помехам и увеличивает реальную, а не номинальную, дальность обнаружения целей в условиях помех.
                1. 0
                  25 июля 2025 16:33
                  Цитата: solar
                  Но при этом снижает чувствительность к помехам и увеличивает реальную, а не номинальную, дальность обнаружения целей в условиях помех.

                  А далее возникает вопрос - насколько падает дальность АФАР в условиях помех, и насколько - ПФАР.
                  1. +1
                    26 июля 2025 23:59
                    Знающих точные цифры, но болтающих об этом в интернете, ждет лет пять размышлений о том, что лишнего болтать не стоит.
                    Фактом остаётся, что все, кто может перейти на АФАР (Россия, Китай, Штаты, Европа и другие) делают это, не считаясь с тем, что АФАР дороже, технически заметно сложнее, а ПФАР может иметь формальную большую дальность.
                    Это, конечно, косвенный показатель, но вывод из него очевидный.
                    1. 0
                      27 июля 2025 03:32
                      Цитата: solar
                      Фактом остаётся, что все, кто может перейти на АФАР (Россия, Китай, Штаты, Европа и другие) делают это, не считаясь с тем, что АФАР дороже

                      Из чего не следует, что АФАР на голову выше ПФАР.
                      1. 0
                        27 июля 2025 16:52
                        Из чего следует, что АФАР ощутимо лучше, чем ПФАР, так как его ставят на вооружение все, кто смогут, несмотря на более высокую сложность конструкции и стоимость.
                      2. +1
                        27 июля 2025 17:39
                        Цитата: solar
                        Из чего следует, что АФАР ощутимо лучше, чем ПФАР

                        Сергей, вот не поверите, в начале 20 века все ВМФ мира переходили от огнетрубных котлов на котлы Бельвилля, Шульца-Торникрофта и прочая и прочая. Но это и близко не значило, что корабль с огнетрубными котлами обречен в бою против корабля с более продвинутыми котлами.
                        Тогда же весь мир перешел от сталеникелевой брони к броне Гарвея. А между лучшей сталеникелевой и начальным гарвеем и 10% разницы не наблюдалось. Затем весь мир перешел от брони Гарвея к броне Круппа, хотя лучшая броня Гарвея вплотную приближалась к стандартному Круппу.
                        Сам по себе переход с одной системы оружия/защиты на другое вовсе не значит, что более новая легко затыкает за пояс предыдущую
                      3. 0
                        27 июля 2025 18:13
                        Сейчас не времена позапрошлого века. АФАР заметно дороже и технически заметно сложнее. Если бы он не имел заметных преимуществ, никто бы на него не переходил.
                      4. 0
                        27 июля 2025 20:24
                        Цитата: solar
                        Если бы он не имел заметных преимуществ, никто бы на него не переходил.

                        Не поверите, гарвей намного сложнее сталеникеля:))))
                      5. 0
                        27 июля 2025 18:15
                        В конце XIX века гарвеевская броня моментально вытеснила все остальные виды брони, так как была на 15—20 % лучше никелевой стали — 13 дюймов (330 мм) гарвеевской брони примерно соответствовали 15,5 дюйма (394 мм) брони из никелевой стали; впоследствии вытеснена более совершенной родственной ей крупповской бронёй.
                      6. 0
                        27 июля 2025 20:23
                        Цитата: solar
                        В конце XIX века гарвеевская броня моментально вытеснила все остальные виды брони, так как была на 15—20 % лучше никелевой стали

                        Вы это пишете человеку, опубликовавшему цикл статей по данной теме:)))) А Вы мне - общие фразочки людей, не погружавшихся глубоко в тему. Да, конечно, было такое. Вот только надо понимать, что броня-броне рознь, и высококачественная сталеникелевая вплотную подходила к нижнему уровню гарвея
                      7. 0
                        27 июля 2025 20:34
                        А какое отношение имеет пример из 19 века, когда технологии развивали полуинтуитивно, к современной технике? Но даже в том случае переход на гарвеевскую броню был очень быстрым- все понимали преимущества новой брони, они ж ваш цикл не читали и не знали, что никелевая броня практически равна гарвеевской :) . Сейчас преимущество АФАР ни у кого не вызывает сомнения. Если бы это преимущество было незначительным, не было бы никакого смысла в переходе на АФАР- он намного дороже и технологически сложнее, и при незначительном преимуществе никто бы не стал себе жизнь усложнять настолько, чтобы переходить на гараздо более сложные технологии. Конкретных цифр нам никто не скажет, понятно, да и надерганные цифры зачастую- лукавая вещь...
                      8. 0
                        27 июля 2025 22:07
                        Цитата: solar
                        А какое отношение имеет пример из 19 века, когда технологии развивали полуинтуитивно, к современной технике

                        Чего?:)))) Это Вы свои комментарии пишете полуинтуитивно, а там люди научный подход имели.
                        Цитата: solar
                        Но даже в том случае переход на гарвеевскую броню был очень быстрым- все понимали преимущества новой брони, они ж ваш цикл не читали и не знали, что никелевая броня практически равна гарвеевской :)

                        Они понимали, что гарвей потенциально лучше и использовали его. При том что разница между начальным Гарвеем и хорошим сталеникелем минимальна.
                        Цитата: solar
                        Сейчас преимущество АФАР ни у кого не вызывает сомнения. Если бы это преимущество было незначительным, не было бы никакого смысла в переходе на АФАР- он намного дороже и технологически сложнее, и при незначительном преимуществе никто бы не стал себе жизнь усложнять настолько

                        Я Вам привел примеры, когда новинка и сложнее, и дороже, а разница - сравнительно невелика, и все равно все на нее переходят.
                        От Вас - одни мантры в ответ. Вы даже не в курсе, что АФАР, в общем-то, имеет сходную стоимость с ПФАР и даже может быть дешевле - если смотреть не цену изделия, а стоимость жизненного цикла.
                      9. 0
                        27 июля 2025 22:20
                        Чего?:)))) Это Вы свои комментарии пишете полуинтуитивно, а там люди научный подход имели.

                        В 19 веке ещё полно было полуинтуитивных походов.
                        Они понимали, что гарвей потенциально лучше и использовали его. При том что разница между начальным Гарвеем и хорошим сталеникелем минимальна.

                        Если бы это было так, то замена не прошла бы очень быстро.
                        гарвеевская броня моментально вытеснила все остальные виды

                        разница - сравнительно невелика

                        Если разница не очень велика- моментально не переходят все сразу
                        если смотреть не цену изделия

                        Да уж. Главное не кто голосует, а кто считает. А давайте смотреть на цену изделия и технологическую сложность и задавать себе вопрос- зачем переходят при первой же возможности? Жизнь себе хотят усложнить?
                      10. 0
                        28 июля 2025 23:33
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        Вы даже не в курсе, что АФАР, в общем-то, имеет сходную стоимость с ПФАР и даже может быть дешевле - если смотреть не цену изделия, а стоимость жизненного цикла.

                        Так и есть. В нижнем частотном диапазоне - и проще и дешевле, в среднем частотном диапазоне - выравниваются, в верхнем - дороже и сложнее, а еще выше - технологически пока не реализуемы.
                      11. 0
                        28 июля 2025 23:23
                        Цитата: solar
                        Сейчас преимущество АФАР ни у кого не вызывает сомнения.

                        Ага... Вот у АФАР Рафаля дальность обнаружения цели 130 км, а у Ирбис-Э с ПФАР - 350-400 км.
                        Цитата: solar
                        Если бы это преимущество было незначительным, не было бы никакого смысла в переходе на АФАР- он намного дороже и технологически сложнее,

                        Как же нет смысла? Раз намного дороже, значит производитель получит больше доход за тоже количество РЛС. Вот и смысл...
                        Кстати, В диапазоне, примерно, до 2 ГГц не только АФАР дешевле и проще, чем ПФАР, но даже ЦАР дешевле и проще, чем АФАР.
                      12. 0
                        28 июля 2025 23:30
                        Цитата: solar
                        Из чего следует, что АФАР ощутимо лучше, чем ПФАР,

                        Нет, это ошибочный аргумент.
                        Цитата: solar
                        так как его ставят на вооружение все, кто смогут, несмотря на более высокую сложность конструкции и стоимость

                        Как раз более высокая стоимость - аргумент в пользу АФАР. Производителю выгоднее производить более дорогую РЛС.

                        З.Ы. В планер Ф-22, Ф-35, Су-57 ПФАР просто не влезает. Здесь АФАР без вариантов. А на Грипене и Ф-15 от АФАР - только полотно антенны, остальная часть БРЛС та же, что и раньше.
                2. 0
                  28 июля 2025 23:15
                  Цитата: solar
                  Но при этом снижает чувствительность к помехам

                  В ПФАР принимаемый сигнал попадает в приемник после прохожнения антенной системы, а в АФАР - до прохождения антенной системы. Антенная система подавляет помеху, несовпадающую по направлению с целью (поиеха - на боковых лепестках, в провалах и фоне ДНА). Получается, что отношение сигнал/помеха на входе приемника ПФАР выше, чем на входе приемника АФАР. А чем больше сигнал/помеха, тем больше помехозащищенность.
                  Цитата: solar
                  и увеличивает реальную, а не номинальную, дальность обнаружения целей в условиях помех

                  В радиолокации нет понятий "реальная" и "номинальная" дальность обнаружения цели в условиях помех. А вот отношение сигнал/помеха на входе приемника у ПФАР выше, чем у АФАР.
            2. -1
              28 июля 2025 23:06
              Цитата: solar
              Но не одновременно.

              Одновременно у ПФАР и у АФАР. Элементы решетки излучают на одной частоте. Это обеспечивает суммирование мощностей всех элементов решетки. Напрвление излучения задается разностью фаз (или задержки) в элементах решетки.
              Цитата: solar
              Современные ПФАР действительно могут менять частоту в некоторых пределах, но не размазывать её по диапазону, как АФАР.

              Широкополосноть решетки зависит не от типа ФАР, а от конструкции и элементной базы.
              Цитата: solar
              У ПФАР единый генератор, у АФАР- по количеству элементов.

              И у ПФАР и у АФАР - единый. Как раз одна из проблем АФАР - каждый ППМ дает разный выход на одинаковый вход. Нет двух ППМ с одинаковыми характеристиками.
        2. 0
          1 августа 2025 22:57
          Открою страшную тайну... Старенький радар МиГ-31 видео на много дальше рафалей, хотя радар там реально уже устаревший.
  19. 0
    22 июля 2025 12:23
    В общем, в свое время египетские военные совершили большую глупость, отказавшись от нормальных самолетов в угоду неведомым преференциям,
    Ведомым преференциям. Еще каким ведомым. В год египетская армия получает только от США от 2 до 4 миллиардов долларов, которые может тратить фактически бесконтрольно. Против такого куша никакое качество самолетов не играет. Тем более, что Египетские военные куплены (по давней египетской традиции), а Израиль США первый друг. И то, что египтяне получат вместо классных самолетов миражи), евреи очень одобряют...
  20. 0
    22 июля 2025 16:54
    Reading these comments for a long time I have a conclusion that the Russians do not understand the mass reach US/NATO has with their influence across the globe, specially in critical spots that have geopolitical importance . That influence is in form of bank loans, political pressure, economy pressure, social unrest (like supporting NGOs that can start all kind of different rebellions and problems). Russians does not understand that this happened in their yard - Ukraine, in front of them and they could not anything to stop that - and that can happen in most countries that try to be independent in any way from US/NATO/Israel. In EU, you have assassination attempt on Fico in Slovakia, "democratic" election in Romania, problems in Serbia - those were warnings what can happen... Cheers

    Before you start judging why some country stopped looking at Russia as opportunity, you have to understand that something happened in that country - something that is very hard to prevent (example arab spring in egypt)
  21. 0
    26 июля 2025 11:38
    Откаты на востоке это святое. Ну, а египетский суперкомпьютер, это стрелялка-леталка из Интернета.
  22. 0
    29 июля 2025 03:20
    Ну ты конечно чуток загнул касательно р-37м с её 300км, подтвержденная дальность поражения(и собственно лучшая в мире) 150, по некоторым источникам 170км. На радиусе в 300км ракета имеет минимальный, но всё ещё шанс поразить цель. И метеор соответственно долбит не 100, а дай бог 75км
  23. 0
    7 августа 2025 12:45
    почему такие прекрасные самолеты «Рафаль» ничего не смогли противопоставить китайским J-10 и JF-17
    Потому, что тактика применения тоже немного влияет на исход. Также немного как автор сравнивает массу ракет
    немного тяжелее «Метеора» (600 кг против 178 кг)
    . Но кого это интересует если нужно оказать постую мысль "если не покупают наше, то дураки и коррупционеры". Мысль "а может это мы не умеем работать с клиентом" сразу же отметаем и забываем.
  24. 0
    9 сентября 2025 11:31
    мне кажется, вывод куда короче статьи. Рафаль относительно соотношения цена-боевые возможности далеко не лучший выбор.Су-35 лучше и по этому показателю и его дальность куда лучше подходит для ТВД. Но вопрос не сводится к чисто военным критериям. Например, Египет мог выбрать китайскую машину, но предпочел французов с их конским ценником.