За гранью фантастики: танк предельных параметров 1962 года

231 153 71
За гранью фантастики: танк предельных параметров 1962 года


Предложения и рекомендации


В конце 50-х годов в Армии Советского Союза ощущалась ракетная эйфория. Зачинателем было высшее военно-политическое руководство страны и, в частности, Никита Хрущев. Одним из перегибов стало изъятие пушечного вооружения у танков и замена на противотанковые ракеты. Так появился изначально мертворожденный «истребитель танков» ИТ-1 образца 1968 года, снятый с вооружения уже в 1972 году. В разряде экспериментальных числился Объект 287, оснащенный ПТРК «Тайфун». Но была и еще более амбициозная идея, описанная в рассекреченном документе «Предложения и рекомендации совещания в Государственном комитете Совета Министров СССР по оборонной технике по вопросу разработки перспективного танка». Материал датируется 1962 годом. Приводится в полном объеме.



***

«Заслушав и обсудив доклад директора ВНИИ-100 товарища Старовойтова о направлении работ по созданию перспективного танка, совещание считает, что существующие и вновь разрабатываемые отечественные танки хотя и превосходят современные известные танки стран НАТО, однако они не полностью удовлетворяют новым предполагаемым условиям ведения войны с применением ракетного и термоядерного оружия, химико-биологических и других возможных средств поражения. Этим танкам будет трудно или даже невозможно вести боевые действия в этих новых условиях.


В Ленинграде в начале 60-х годов работали над ракетно-пушечным Объектом-287, но его характеристики показались недостаточными

Учитывая это, боевые свойства танков должны быть существенно повышены. Совещание считает, что должен быть создан новый танк, который обладал бы существенным качественным превосходством над всеми существующими танками и имел бы значительный скачок в усилении огневой мощи, защите и повышении маневренности и обеспечивал бы боевые действия наших войск в новых предполагаемых условиях ведения войны.

Разработка нового танка должны вестись в направлении обеспечения решения следующих важнейших задач:

- должно быть создано малогабаритное танковое управляемое вооружение с автоматическим (автономным) наведением, способное поражать танки и другие цели противника в дневных условиях на дистанциях до 3-5 км и ночью – до 1,5 – 3,0 км первым-вторым выстрелом в любых метеорологических условиях;

- одновременно должны быть проведены научно-исследовательские работы по созданию радиационного оружия с использованием квантомеханического генератора, отработка инерциальной системы наведения с переходом на самонаведение на конечном участке и созданию радиолокационной системы обнаружения сопровождения и селекции танковых целей;

- разработать танк, который должен быть приземист, легко укрываться в складках местности, быстро самоокапываться или опускаться на днище, иметь надежную защиту от проникающей радиации и активную защиту от кумулятивных и ракетных снарядов, от химических отравляющих веществ и бактериологических средств нападения.

Танк должен быстро перемещаться на местности, иметь достаточный запас хода и преодолевать с ходу, без особой подготовки, водные преграды.

Общие требования к танку


- Вес до 35 тонн
- Экипаж 2-3 человека
- Высота 1500 мм + 100 мм (объекты 432 и 267 имеют высоту 2146 и 1955 соответственно)
- Клиренс переменный с возможностью опускания на днище или самоокапывания
- Скорость движения: максимальная – 60-70 км/ч, средняя – 40-45 км/ч
- Запас хода – 500-600 км
- Удельное давление на грунт – 0,6 – 0,7 кг/см2
- Удельная мощность не ниже 20 л.с./т.

Требования к вооружению


А) Реактивное управляемое с автоматическим (автономным) наведением на цель и с возможностью ведения огня днем и ночью в любых метеоусловиях на дальностях до 3-5 км с вероятностью поражения цели 1-2 выстрелами и ночью 1,5-2 км.

- Калибр снаряда 150 мм.
- Длина 1000-1200 мм («Тайфун» или «Лотос» имеют длину 1300 мм и 1700 мм соответственно).
- Скорость на траектории не менее 500-700 м/сек («Тайфун» – 250 м/сек, «Лотос» – 700 м/сек).
- Запуск – из трубы и закрытого боевого отделения.
- Боекомплект 10-15 снарядов.
- Высота поражаемой цели – 1200 мм.

Требования к приборам прицеливания и наблюдения


Приборы наблюдения и прицеливания перспективного танка должны обеспечивать наблюдение, распознавание целей, эффективную стрельбу и корректировку огня на всех дальностях стрельбы реактивного вооружения (до 3-5 км) в дневных и 1,5-2 км в ночных условиях при естественной освещенности целей и различных фонах местности в любых метеорологических условиях и при скоростях движения танка 60-70 км/ч.

Для этого необходимо создание комплекса новых малогабаритных, дневных и ночных малогабаритных, дневных и ночных устойчивых к засветке, в т. ч. от вспышек ядерного взрыва, приборов наблюдения и прицеливания для водителя, командира и оператора, в том числе телевизионного прибора вождения танка.

Требования к защите


Защита нового танка должны выдерживать действие ударной волны ядерного взрыва при избыточном давлении во фронте ударной волны до 4,5 кг/см2 (против 3,5 – 4,0 кг/см2 у существующих танков) и противостоять опрокидыванию.

Суммарная доза проникающей радиации при ядерном взрыве должна быть ослаблена биологической защитой внутри танка в семьдесят и более раз в сравнении с уровнем радиации вне танка. Защита танка должна обеспечивать сохранение жизни и боеспособности членов экипажа при нахождении танка на расстоянии не более 700 м при взрыве бомбы с тротиловым эквивалентном в 30 кт.

Биологическая защита экипажа танка должна обеспечивать возможность действия танка на радиоактивно зараженной местности с уровнем радиации 300 рентген/час в течение 24 часов против 8 часов для существующих танков.


ИТ-1 «Дракон» – машина первого и последнего поколения ракетных танков СССР

В танке должна быть обеспечена полная защита экипажа от радиоактивной пыли, химических и бактериологических средств поражения.

Необходимо предусмотреть установку в танке малогабаритных кондиционеров и осушителей (создание микроклимата для членов экипажа и радиоэлектронной аппаратуры), а также механизмов и устройств, облегчающих работу экипажа в танке.

Экипаж танка должен быть защищен от световой вспышки при ядерном взрыве.

Для выполнения этих требований наиболее целесообразно разработать способ активной защиты, то есть специальные устройства, вызывающие взрыв или разрушение ракеты или снаряда при подлете к танку. Одновременно должна быть разработана комбинированная защита танка, состоящая из броневой стали, легких металлов, пластмассы, полиэтилена и др.

Защитные свойства пластмасс и подбоя должны быть повышены в 2-3 раза по сравнению с достигнутым уровнем.

Требования к двигателю и его установке на танк


Уменьшение габаритных размеров перспективного танка и особенно его высот, а также повышение его маневренных качеств требует существенно сократить вес и габариты двигателей и теплоотдачу в воду и масло, повысить экономичность опытных турбопоршневых двигателей типа 5ТДФ и УТД-60, а также создать газотурбинный двигатель.


5ТДФ – вершина отечественного моторостроения. В начале 60-х годов был откровенно сырой конструкцией

По сравнению с существующими двигателями типа В-2 новые турбопоршневые двигатели должны быть уменьшены по габаритному объему и высоте на 40-50 процентов, по весу на 20-30 процентов. Расход топлива должен быть снижен на 15-20 процентов.

Применение газотурбинного двигателя должно дать сокращение объема моторного отделения в 1,7-1,8 раза.

Удельный расход топлива турбопоршневого двигателя не более 180 гр/л.с.ч. и газотурбинного – не более 210-215 гр/л.с.ч.

Для турбопоршневых двигателей должны применяться высокотемпературные охлаждения порядка 135-1400С.

Требования к трансмиссии и ходовой части


Для перспективного танка могут быть рекомендованы гидромеханическая и планетарная механическая трансмиссия с металлокерамическими дисками трения и автоматизированным электро-гидравлическим управлением.

Наряду с этим должны быть проведены научно-исследовательские работы по созданию и применению в танке гидрообъемной трансмиссии, как обеспечивающей его маневренные качества за счет бесступенчатого регулирования тягового усилия во всем диапазоне изменений сопротивления движения танка, выполнения функции бесступенчатого механизма поворота, облегчения управления танком, расширения компоновочных возможностей.

Подвеска может быть механическая торсионная с амортизаторами или гидропневматическая.

Требования к электрооборудованию


Применение на танке реактивного управляемого вооружения, введение механизации и автоматизации процессов управления танком ставит задачу создания эффективной системы электроснабжения и преобразования тока.

Основными требованиями, которым должно удовлетворять электрооборудование перспективного танка, являются:

- сокращение веса, отнесенного к единице мощности в 1,5 раза;
- повышение надежности в 2 раза;
- повышение КПД преобразователей в 2 раза по сравнению с существующими;
- целесообразно разработать и применить на танке электроэнергетический узел с генератором переменного тока, имеющий привод от основного двигателя;
- разработать новые малогабаритные аккумуляторы.

Требования к танковым средствам связи


Необходимо разработать новую малогабаритную радиостанцию с максимальным использованием полупроводниковых приборов, микромодульных блоков и печатных схем с дальностью действия не менее 100 км.

Вес и габариты радиостанции должны быть снижены в 2-2,5 раза по сравнению с существующей, имеющей вес 41 кг и объем более 20 кубических дециметров.

Совещание считает, что задача создания нового танка, отвечающего поставленным требованиям, является весьма технически сложной и требует для своего решения привлечения ряда специализированных организаций (заводов, КБ и институтов), для проведения поисковых, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

По мнению участников совещания, работы по созданию нового танка должны быть организованы таким образом, чтобы решение проблемных вопросов не задерживало работ по созданию танка, в результате более поздних научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ внедрялись на танк в определенной последовательности, устанавливаемой планом работы.

Совещание просит Государственный комитет Совета Министров СССР по оборонной технике и Государственный комитет Совета Министров СССР по радиоэлектронике назначить головных разработчиков перспективного танка, вооружения для него и других комплектующих изделий для обеспечения создания нового танка, отвечающего указанным выше основным тактико-техническим требованиям.

Для сосредоточения сил и внимания на решении задачи создания в 2-3 года нового танка, отвечающего указанным выше требованиям, рекомендовать Государственному комитету Совета Министров СССР по оборонной технике, Государственному комитету Совета Министров СССР по радиоэлектронике и Министерству обороны СССР пересмотреть выполняемую в настоящее время заводами, КБ и НИИ тематику научно-исследовательских работ по бронетанковой технике и её вооружению с целью исключения из плана потерявших актуальность работ».

***

Разумеется, все вышесказанное было принято во внимание, и Совет Министров позже выпускает совершенно секретное постановление, в котором объявляет

создание перспективного танка с реактивным управляемым вооружением и надежной защитой экипажа от атомного оружия и химико-бактериологических и других массовых средств поражения важнейшей государственной задачей.

Предусмотрели впечатляющие премии за успешную разработку образцов танков. За разработку танка и двигателя полагалась государственная премия 1-й степени (вероятнее всего, Ленинская в области науки и техники), аналогичная за создание комплекса реактивного вооружения и премия 2-й степени за разработку высокоэффективных материалов, методов и элементов защиты.


Объект 775 стал не самым впечатляющим итогом работы по данной теме

И еще пара характерных моментов, демонстрирующих беспрецедентную срочность. В Постановлении отдельно оговаривается сверхурочная работа (до 2-х часов в день) для рабочих и аккордная система оплаты инженерно-технических работников с ограничением размера оплаты труда до 20 процентов от фонда заработной платы. Фактически для конструкторов и инженеров вводилась сдельная оплата. Ради разработки «ракетного танка Хрущева» решили заморозить проект нового пушечного танка:

В связи с проведением работ по настоящему постановлению прекратить разработку нового танка весом 37 тонн, выполняемую Челябинским тракторным заводом Челябинского совнархоза согласно постановлению Совета Министров СССР от 18 декабря 1961 года.

В чем была чрезвычайная важность разработки именно ракетного танка, история умалчивает. Эскизный проект танка должен был появиться уже в первом квартале 1963 года, а на испытаниях машину ждали к середине 1966 года. В той или иной степени требования постановления Совета Министров пытались реализовать в экспериментальных танках Объект-775 и Объект-780, но ни один из них даже близко не подходил к образу супермашины, описанной выше. В итоге от проекта отказались.
71 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    20 июля 2025 05:28
    ИТ-1 (фото есть в статье) выпускался серийно (193 шт.) о состоял на вооружении с 1968 по 1974 год. Как он создавался, почему был принят на вооружение, что из этого вышло, а так же о "вундервафлях"-конкурентах замечательно рассказано в мемуарах Л.Н.Карцева "Исповедь генерального конструктора".
    (http://militera.lib.ru/memo/russian/kartsev_ln/pre.html )
    1. +8
      20 июля 2025 12:02
      По-моему, озвученному техническому заданию до сих пор и близко не отвечают ни Т-90, ни, даже, "Армата"...
      1. +6
        20 июля 2025 14:43
        Странно было бы что бы машины по одним тз отвечали другому тз.
    2. +1
      21 июля 2025 09:45
      Цитата: Дилетант
      ИТ-1 (фото есть в статье) выпускался серийно (193 шт.) о состоял на вооружении с 1968 по 1974 год.
      Главный калибр линкоров на флоте вытеснили ракеты, возможно, сухопутные "линкоры" тоже ждёт своя эволюция. Калибр танковых орудий повышать бесконечно нельзя, надо думать, что 152 мм это тот предел, что был воплощён в проекте "Объект 195 (Т-95)".
      На ИТ-1 (Объект 150) главное вооружение состояло из управляемого ракетного комплекса 2К4 «Дракон» (15 ракет), Заряжание пусковой установки автоматическое, автоматика приводилась в действие нажатием кнопки на дневном прицеле.
      В качестве вспомогательного вооружения устанавливался 7,62-мм пулемёт ПКТ, с боекомплектом 2000 патронов.
      Сейчас к идеи "ракетного танка" вполне можно вернуться. Ракеты стали компактнее и совершеннее, отказ от тяжёлой и габаритной танковой пушки даёт свои плюсы. В сочетании с ракетами было бы и рационально использовать более лёгкую 57 или 30 мм автоматическую пушку. В принципе, БМПТ уже чем то "ракетный танк", тем не менее, новый ракетный танк на базе Т-72/Т-90, мог бы иметь вид, что ниже на рисунке. Что до заниженного силуэта машины, требований, озвученных в статье, думается, это уже должен быть безэкипажный танк, танк-робот.
      1. +4
        21 июля 2025 16:26
        В сочетании с ракетами было бы и рационально использовать более лёгкую 57 или 30 мм автоматическую пушку.

        видимо существующий Терминатор подходит под эти требования...
        1. +1
          23 июля 2025 13:06
          Очень даже. Но не плавает.
      2. 0
        23 июля 2025 13:05
        Самая близкая реализация этого ТЗ - Хризантема. И плавает, и от РХ заражения защищает, а ракетное вооружение даже лучше, чем требовалось. И на вооружении. И при контрнаступе хорошо отработала
  2. +5
    20 июля 2025 05:32
    Высота 1500 мм + 100 мм (объекты 432 и 267 имеют высоту 2146 и 1955 соответственно)
    И экипаж - гномики....
    1. +2
      20 июля 2025 06:17
      Экипаж там 2 человека в башне, в принципе высоты достаточно чтобы сидеть, заряжающего нет, а вот двигатель нужен особый, чтобы уместился по высоте в корпусе.
      1. +6
        20 июля 2025 13:04
        в принципе высоты достаточно чтобы сидеть,

        Чтобы сидеть - да. Но у меня крапива за забором выше, не говоря про борщевик.
        Как вести бой? Про перископ ничего не сказано.
        1. +1
          23 июля 2025 13:08
          Вот, даже в крапиве может укрыться wink
          1. +1
            23 июля 2025 14:51
            Вот, даже в крапиве может укрыться

            А как мехводу смотреть на мир?
            1. 0
              23 июля 2025 16:59
              Там, в постановлении, упомянули телевизионный прицел. В начале 60-х уже вполне под сильi был.
              1. 0
                23 июля 2025 17:11
                Там, в постановлении, упомянули телевизионный прицел. В начале 60-х уже вполне под сильi был.

                Вот непонятно.
                Если экипаж в башне, то как машину вести, если башня развёрнута от оси движения?
                1. 0
                  24 июля 2025 14:01
                  Интересный вопрос, пусть танкисты прокомментируют.
                  1. +2
                    24 июля 2025 14:06
                    Интересный вопрос, пусть танкисты прокомментируют.

                    Разобрался. В соседней теме есть намёки: башня вращается, а мехвод в ней - нет.
  3. +10
    20 июля 2025 05:42
    В чем была чрезвычайная важность разработки именно ракетного танка

    М551 Шеридан с ПТРК Шилайла. Отсюда и масса до 35 тонн и все остальные требования.
  4. +5
    20 июля 2025 05:46
    Современное развитие это самоходный комплекс "Хризантема С". Правда не слышно какие успехи у него на СВО. Мобильность, дальность поражения, точность в любых условиях отличная.
    1. +10
      20 июля 2025 09:40
      И да и нет. Хризантема засадная. Почти без брони. В те времена пытались сделать именно ракетный танк. Чтоб была броня и мог держать удар.
    2. 0
      20 июля 2025 14:54
      Современное развитие это самоходный комплекс "Хризантема С". Правда не слышно какие успехи у него на СВО

      Всего на вооружении хризантем 28 шт, сколько из них до С модернизировано не известно, какие успехи может продемонстрировать такое гомеопатическое количество техники ?
      1. +1
        20 июля 2025 15:10
        28 машин "Хризантем" это целый батальон, если судить по меркам танкистов. Сила огромная если использовать например против бронетанкового наступления, прорыва противника или например своего наступления. И потом это наработка боевого опыта, понимание где и в каких количествах их применять, куда развивать, модернизировать. Это техника специализированная, как БМПТ, как "Буратино".
      2. +1
        21 июля 2025 13:07
        сколько из них до С модернизировано не известно

        Есди память не изменяет, то они все С.
        С - значит самоходная. Это указание именно на СПТРК Хризантема, а не комплекс для вертолёта.
        Так же как более ранние Штурм-В (на вертолёте) и Штурм-С (СПТРК).
        28 штук Хризантем вполне себе немало.
        Это именно мобильная противотанковая установка. Тактика её действий предполагает низкий риск потери машины.
        Прикидываем количество тяжёлой бронетехники у противников - это сотни машин. Все они на одном направлении быть не могут. Ну предположим, что на одном направлении будут действовать ну 100-200 танков.
        Плюс не забываем другие средства ПТО.
        И получается, что 28 специализированных машин, более чем достаточно, для того, чтобы оперативно усилить и поддержать какое-то ограниченное направление, с учётом наличия других средств ПТО, как стнаковых ПТРК, вертолётов и прочей бронетехники.
  5. +4
    20 июля 2025 06:47
    Требования прямо фантастические, местами даже очень. Особенно учитывая что это шестидесятые. Неудивительно что не случилось.
    1. +2
      20 июля 2025 09:10
      Цитата: Алексей 1970
      Требования прямо фантастические, местами даже очень

      Да...для "полного счастья" не хватало только полевой кухни для варки борща из одуванчиков и цеха по производству ракет из грунта !
    2. +2
      20 июля 2025 09:14
      Цитата: Алексей 1970
      Требования прямо фантастические,

      И не удивительно ! Если задумывались даже над "разработкой" наведения ракет с помощью телепатии ! belay
      1. +1
        20 июля 2025 10:56
        Цитата: Nikolaevich I
        Если задумывались даже над "разработкой" наведения ракет с помощью телепатии !
        А почему бы и нет? Вставил в мозг какой-нибудь чип, и готово! Управляй хоть ракетой, хоть пылесосом wink
        1. -1
          20 июля 2025 11:22
          Цитата: Голландец Михель
          А почему бы и нет?

          Чипы в мозгу в то время ? belay Смешно ! laughing
          1. +7
            20 июля 2025 14:02
            Цитата: Nikolaevich I
            Чипы в мозгу в то время ? Смешно !

            Значит лампы! Главное найти куда штепсель вставить! wassat
            1. +6
              20 июля 2025 14:14
              Цитата: Saxahorse
              Главное найти куда штепсель вставить!

              Я бы сказал ,куда "штепсель вставить" ! Но не буду...забанят ! no
              1. +5
                20 июля 2025 17:19
                Я бы сказал ,куда "штепсель вставить" ! Но не буду...забанят !

                Почему? Для щепселя нужно две дырки, значит в носу. Там и доктора трубочки всякие впихивают. А то о чем не написали можно определить как разъем и туда надо вставлять штекер.
            2. +4
              20 июля 2025 15:27
              Цитата: Saxahorse
              Значит лампы! Главное найти куда штепсель вставить!
              Господа офицеры! Молчать! wink
              1. +6
                21 июля 2025 00:32
                Господа офицеры, если-бы вы видели лампы последних поколений, то не так сильно смущались-бы, их можно было вставить куда угодно laughing
                Я когда в начале 80-х увидел обычные печатные платы с мелкими колбочками, сравнимыми с транзисторами 315-й серии, охренел, когда понял, что это пентоды. Черные капельки на плате.
                Что ни говорите, а лампы мы умели делать изумительно. Как можно три сетки вместить в размер менее сантиметра по высоте.
                Если-бы разработчикам поставили вменяемые задачи, то в то время, они-бы даже "Армату" сделали на конвейере laughing
                Просто все понимали, что ракетный танк это хрень неадекватная, да и не было ракет соответствующих. Без орудия он сразу был нежизнеспособен.
                Но что-нибудь типа "Терминатора" с нормальным орудием (а может и с дополнительной 30мм), могли-бы сделать.
                1. +2
                  21 июля 2025 17:07
                  Лампы мы умели делать из-за неспособности делать качественные полупроводники и требований устойчивости к последствию воздействия ядерного взрыва.
          2. +1
            20 июля 2025 15:22
            Цитата: Nikolaevich I
            Цитата: Голландец Михель
            А почему бы и нет?

            Чипы в мозгу в то время ? belay Смешно ! laughing
            Есть такой фильм 1968 года выпуска (экипажу было бы всё удобно)
        2. +1
          23 июля 2025 13:13
          Нашлемное целеуказание в СПТРК мы еще увидим ...
      2. +2
        21 июля 2025 13:09
        Если задумывались даже над "разработкой" наведения ракет с помощью телепатии !

        Что удивительно - это уже реализовано. Ну почти.
        На авиационных нашлемных системах целеуказания.
        На Ка-50 такое появилось уже в 80х.
    3. +3
      20 июля 2025 14:14
      Цитата: Алексей 1970
      Требования прямо фантастические, местами даже очень.
      Да уж, щедро губу раскатали. А главное - получился не танк, а противотанковая самоходка. А пехоту чем поддерживать? ПТУРами? А денежек хватит?
      1. 0
        23 июля 2025 13:17
        Там пулемет предвидился
        1. 0
          23 июля 2025 20:55
          Цитата: stankow
          Там пулемет предвидился
          Пехоту поддерживают пушкой, а не пулеметами. Пулеметы у нее свои есть.
    4. +3
      20 июля 2025 15:40
      Цитата: Алексей 1970
      Требования прямо фантастические

      Особенно удельный расход в 10 г/(л.с.*ч). Что за топливо такое высококалорийное?
      1. +1
        23 июля 2025 13:18
        Декаборан ? laughing
        ........................
        1. +1
          23 июля 2025 13:34
          Цитата: stankow
          Декаборан ? laughing
          ........................

          Такого слова-то не знал до этого момента! what Не пойдёт, удельная теплота сгорания низковата (нашёл 69120 кДж/кг), надо раз в 10 выше. Кстати, в статье исправили на 180 г/(л.с.*ч).
          1. +2
            23 июля 2025 13:40
            Я пошутил :) Действително 10 г это опечатка. Но и 180 гр. - вьiсокая планка
            1. +2
              23 июля 2025 13:54
              Цитата: stankow
              180 гр. - вьiсокая планка

              Для современных четырехтактных среднеоборотных дизелей -- похоже на правду (на стенде, вычитая навешенные насосы).
              1. +2
                23 июля 2025 13:57
                Да, уже подобрались, но 60 лет назад ....
  6. BAI
    +4
    20 июля 2025 08:42
    одновременно должны быть проведены научно-исследовательские работы по созданию радиационного оружия с использованием квантомеханического генератора,

    Не знаю, какое отношение это имет к танку, но это то, что нужно против дронов, а еще лучше - для войны в космосе (нет атмосферного рассеяния потоков частиц)
  7. 0
    20 июля 2025 10:23
    Ничего выдающегося не вижу, потеря денег и времени, лучше Т-55 до предела модернизировать, установить 57 мм пушку и ПТРК, ПЗРК на башне как у Терминатора, и блоки с НАР и ду ПКТМ 7,62, эти поиски новых концептов к ничему хорошему не привели, как на Т-55 , 72 вышли и ничего лучшего и не придумали feel
  8. +1
    20 июля 2025 11:01
    олжны быть проведены научно-исследовательские работы по созданию радиационного оружия с использованием квантомеханического генератора
    А это что за бред? В исходных документах именно так написано? Рубиновый лазер с оптической накачкой в те времена назывался ОКГ (оптический квантовый генератор) и был элементом дальномера.
    1. +2
      20 июля 2025 13:35
      и был элементом дальномера.

      В 1962 г.?
      1. +1
        20 июля 2025 15:00
        Я за бред статьи никакой ответственности не несу. Объяснил лишь, что "квантовомеханический генератор" - это бред, и что термин ОКГ использовался в 60-70 годы прошлого века. А квантроны (блоки с оптической накачкой и стержнем) использовались в дальномерах. Всё.
        1. +3
          20 июля 2025 16:01
          термин ОКГ использовался в 60-70 годы прошлого века.

          В 1960 ещё только дали Нобелевку за лазер. К 1962 терминология могла не устояться. "Квантовомеханический" от словосочетания "квантовая механика" вполне могло употребляться в то время.
          1. +2
            20 июля 2025 16:18
            Я в то время в школу ходил. Знаю, что тогда употреблялось. Квантовомеханический - бред по отношению к лазеру ( Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation ). Термин лазер не употреблялся, у нас говорили и писали "оптический квантовый генератор" (ОКГ). А автор взял из Вики определение лазера и сунул с ошибками в свой текст, во откуда там вдруг "радиация" появилась. Жертва ЕГЭ, а, может, и дистанционки.
            1. 0
              20 июля 2025 16:35
              А автор взял из Вики определение лазера и сунул с ошибками в свой текст


              Материал датируется 1962 годом. Приводится в полном объеме.

              От *** " и до " ***.
              1. -1
                20 июля 2025 17:48
                Значит, он из серии "маразм крепчал". Хорошо бы скан. Однако, почему нет ответа от автора заметки? Прокукарекал и всё. Отвечают лишь читатели.
    2. +3
      20 июля 2025 15:01
      - разработать танк, который должен быть приземист, легко укрываться в складках местности, быстро самоокапываться или опускаться на днище, иметь надежную защиту от проникающей радиации и активную защиту от кумулятивных и ракетных снарядов

      Тут вся статья очень странная, ибо даже НИР по активной защите в СССР был начат только в 65 году, а саму защиту в виде Дрозда только в 81 году создали

      Больше похоже на хотелки ТС к данному типу вооружений, а не какие то мифические
      «Предложения и рекомендации совещания в Государственном комитете Совета Министров СССР по оборонной технике по вопросу разработки перспективного танка». Материал датируется 1962 годом.
      1. -1
        20 июля 2025 15:04
        Больше похоже на хотелки ТС к данному типу вооружений
        Уж очень безграмотно сформулированные. Похоже, автор заметки видел документ когда-то давно и издалека, а сейчас написал по памяти.
    3. BAI
      0
      20 июля 2025 22:11
      Объяснил лишь, что "квантовомеханический генератор" - это бред,

      Это не бред. Это генератор нейтронов, поток которых однозначно разрушает корпуса спутников в космосе, и вполне возможно - корпуса ракет в атмосфере ( но тут расстояния небольшие, поэтому возможно тема и сдохла, не удалось приземлить космос. ТОГДА)
      1. -2
        20 июля 2025 22:40
        Это генератор нейтронов, поток которых однозначно разрушает корпуса спутников в космосе, и вполне возможно - корпуса ракет в атмосфере
        laughing Вы размеры генератора быстрых нейтронов себе представляете? (тепловые нейтроны далеко не уйдут) И его принцип работы? Гридасов, ты почему перелогинился?
        1. BAI
          +1
          20 июля 2025 23:08
          Я не то что представляю, я работал с НИМИ. Открою страшную тайну - они ОЧЕНЬ разных размеров. Но при работе с БАРСом (примерно 20 кг) есть последствия - диарея.
          Но вот детали использования в космосе - СС.
          И кто такой Гридасов?
          1. +2
            21 июля 2025 08:54
            Но при работе с БАРСом
            Насколько знаю, БАРС - это бронебойный активно-реактивный снаряд. В 80-е годы прошлого века стоял на вооружении. Нейтронного генератора там близко не было. Гридасов - это одессит, раз в квартал появляется с завиральными идеями использования торсионных полей в военных целях.
            1. BAI
              0
              21 июля 2025 08:55
              1. БАРС - генератор нейтронов.
              2.
              Гридасов - это одессит,

              А я здесь при чем?
              1. -1
                21 июля 2025 08:59
                А я здесь при чем?
                Наукообразие похоже, только этим. Если не трудно, расшифруйте нейтронный "БАРС", свой вариант (над которым в своё время работала наша контора) я дал.
          2. -1
            21 июля 2025 15:10
            BAI, так будет расшифровка нейтронного БАРСа? А то уж очень несолидно получается.
            1. BAI
              0
              21 июля 2025 16:55
              Не будет. 20 лет прошло, точно не помню, а врать не буду. Могу описать внешний вид, габариты. Вес указал. Кстати, названия военых изделий не всегда поддаются расшифровке. Это может быть любое слово из специальных таблиц или придумки автора разработки. Например, Аксамит. И можно сколько угодно гадать, что это
              1. -1
                21 июля 2025 19:06
                Понятно. Вот названия тем действительно могут быть от балды. А это не тема, а изделие. Тем более, заглавными буквами, что подразумевает расшифровку по начальным буквам. Принцип работы описать сможешь? Или это под грифом до сих пор?
  9. +5
    20 июля 2025 13:40
    5ТДФ – вершина отечественного моторостроения.

    В действительности на фото 6ТД.
    Виден ТК-150, компрессор в. д. с жидкостным охлаждением.
  10. +5
    20 июля 2025 13:46
    - целесообразно разработать и применить на танке электроэнергетический узел с генератором переменного тока, имеющий привод от основного двигателя;

    До сих пор не сделан.
    На Абрамсе с 1979 - генератор переменного тока с масляным охлаждением.
    1. 0
      21 июля 2025 16:33
      На Абрамсе с 1979 - генератор переменного тока с масляным охлаждением.

      а на Тигре от Порше?
      1. 0
        21 июля 2025 18:28
        а на Тигре от Порше?

        Напишите подробнее, пожалуйста.
        1. +1
          21 июля 2025 19:27
          Напишите подробнее, пожалуйста.

          подробно не возьмусь, но примененные там принципы сегодня используются в китайских электромобилях, да и советский трактор ДЭТ-250 - это наше видение электротрансмиссии еще 60 лет назад
  11. bar
    +3
    20 июля 2025 15:05
    Какую страну прогадили. Какие задачи она могла решать... request