Первые советские БПЛА и их боевое применение

35 972 92
Первые советские БПЛА и их боевое применение

В нашей стране работы по беспилотным летательным аппаратам начались позже, чем в Великобритании и в США. Несмотря на отсутствие опыта в этой области и невысокий уровень советской радиоэлектронной промышленности, до уровня лётных испытаний в первой половине 1930-х годов был доведён ряд аппаратов с телеуправлением, которые концептуально и по своим лётным данным были близки к британским и американским образцам.

Репрессии, обрушенные на руководство РККА и конструкторов, сильно затормозили разработку и доводку отечественных БПЛА и систем дистанционного управления. Тем не менее, в начальный период Великой отечественной были предприняты попытки нанесения ударов беспилотниками по вражеским объектам. Но из-за неудовлетворительной работы аппаратуры наведения и неблагоприятного стечения обстоятельств успеха добиться не удалось.



Первые советские БПЛА с радиокомандным управлением и попытки их боевого применения


Как и за рубежом, в СССР беспилотники первоначально планировали использовать в качестве «летающих бомб» для уничтожения крупных стационарных объектов, хорошо прикрытых зенитной артиллерией и истребителями.

Инициатором работ считают первого заместителя наркома обороны маршала М. Н. Тухачевского, который пристально следил за развитием военной техники в других странах и был активным сторонником разного рода новаций в военном деле.

Разработку радиоуправляемых самолётов поручили Особому техническому бюро («Остехбюро») под руководством В. И. Бекаури. На первом этапе был испытан двухмоторный бомбардировщик ТБ-1 с автопилотом АВП-2 и телемеханической системой «Дедал».


Тяжелый бомбардировщик ТБ-1

Самолёт со взлётным весом 6810 кг оснащался двумя двигателями М-17 мощностью по 680 л.с. Длина самолёта составляла 18 м, размах крыла – 28,7 м. Максимальная скорость полёта – 207 км/ч, крейсерская – 170 км/ч. Дальность полёта – около 1000 км. Потолок – 4800 м. Полезная нагрузка – до 1000 кг. Серийное производство ТБ-1 велось с 1928 по 1932 год. Всего было построено 216 экземпляров.

Выбор этой машины для установки автономной и дистанционной систем управления во многом был связан со значительным весом и громоздкостью аппаратуры телеуправления и приводов, передающих команды на рулевые поверхности. Кроме того, ТБ-1 имел весьма значительные по меркам того времени грузоподъёмность и дальность полёта.

Испытания опытной машины начались в октябре 1933 года в Монино. Так как подъём в воздух радиоуправляемого самолёта был слишком сложной задачей для весьма несовершенной аппаратуры, ТБ-1 взлетал под управлением пилота.


Предполагалось, что в боевом вылете после набора высоты и вывода самолёта-снаряда на курс в сторону цели пилот должен был выбрасываться с парашютом (такая же схема использовалась на американских «летающих бомбах», испытанных в ходе Второй мировой). Далее самолёт управлялся автопилотом, а изменение курса и высоты полёта осуществлялось по командам, транслируемым УКВ-передатчиком с ведущего самолёта.

При испытаниях основной проблемой стала ненадёжная работа автоматики, команды проходили некорректно, а зачастую аппаратура и вовсе отказывала, и лётчику на борту ТБ-1 приходилось брать управление на себя. К тому же военных совершенно не устраивало то, что в ходе выполнения боевого задания дорогостоящий бомбардировщик терялся безвозвратно. В связи этим они потребовали разработать систему дистанционного сброса бомб и предусмотреть радиоуправляемую посадку беспилотного бомбардировщика на свой аэродром.

На следующем этапе работ под беспилотное управление выделили четырёхмоторный ТБ-3. Что, по всей видимости, было связано с тем, что устаревшие к тому моменту ТБ-1 планировали снять с вооружения.


Тяжелый бомбардировщик ТБ-3

Тяжелый бомбардировщик ТБ-3 с двигателями МФ-34ФРН мощностью по 890 л.с. на высоте 5000 м мог разогнаться до 290 км/ч. Крейсерская скорость полёта – 185 км/ч. Практический потолок – 8000 м. Практическая дальность – 2000 м. Нормальная бомбовая нагрузка составляла 2000 кг, в перегрузочных вариантах – до 5000 кг. Нормальная взлётная масса – 18 877 кг. Длина – 25,1 м. Размах крыла – 41,8 м.

Доводка аппаратуры управления шла очень тяжело, и добиться её стабильной работы на всём участке полёта не удавалось. Через 10-15 минут после включения передатчика и приёмника команд у них происходило рассогласование частот, и сигналы переставали проходить. Проблему неустойчивой работы аппаратуры управления было предложено решить за счёт пилотируемого полёта ведомого по радио самолёта на большей части маршрута. При подходе к цели пилот не выбрасывался с парашютом, а пересаживался в подвешенный под ТБ-3 истребитель И-15 и на нем возвращался домой. На конечном этапе полёта наведение ТБ-3 на цель происходило по командам с самолета управления.

Однако все проблемы такой подход не решал. Также долго не удавалось отладить работу автопилота и приводов дистанционного управления, передающих команды на рули. В июле 1934 года испытывался самолет с автопилотом АВП-3, а в октябре того же года — с автопилотом АВП-7. По завершении испытаний аппаратуру управления предполагалось использовать на дистанционно управляемом самолёте ДБ-1.


Рисунок самолёта ДБ-1

Эта машина ведёт свою родословную от АНТ-25, на котором В. П. Чкалов перелетел через Северный полюс в Америку. Во многом это была выдающаяся машина, специально спроектированная для дальних перелётов. При длине фюзеляжа 13,4 м размах крыла составлял 34 м.


Самолёт АНТ-25

Конструкторы сознательно пошли на установку одного двигателя М-34Р мощностью 900 л.с. с водяным охлаждением. Хотя это и снижало безопасность полёта в случае отказа мотора, но обеспечивало меньшее лобовое сопротивление. Максимальная взлётная масса АНТ-25 превышала 9000 кг. Максимальная скорость – около 250 км/ч. Крейсерская – 165 км/ч. Практический потолок – 7800 м. Практическая дальность – 10 800 км.


Как самолет, спроектированный для выполнения полётов на рекордную дальность и демонстрации всему миру возможностей советской авиационной промышленности, АНТ-25 себя вполне оправдал. Одновременно с разработкой рекордного варианта было решено строить дальний бомбардировщик.

Военный вариант сохранил от прототипа конструкцию планера, силовой установки и компоновку кабины. Но сделанный на базе АНТ-25 дальний бомбардировщик АНТ-36 (ДБ-1) получился неудачным. Из-за ухудшения аэродинамики упали максимальная скорость и дальность полёта. Хотя максимальная проектная бомбовая нагрузка достигала 1000 кг, при полёте на большую дальность во внутренний бомбоотсек можно было загрузить не более 400 кг. Ещё до начала испытаний АНТ-36 специалисты ВВС РККА заявляли, что из-за низких скоростей полета и слабого оборонительного вооружения эта машина не отвечает требованиям, выдвигающимся к самолетам бомбардировочной авиации второй половины 1930-х годов. Однако А. Н. Туполев сумел продавить проект и получить одобрение заказчика, после чего было решено запустить самолет в серию на заводе, построив первую партию машин в количестве 24 единицы.


Осенью 1935 года состоялись лётные испытания первого серийного ДБ-1, после чего военная приёмка отказалась его принять как непригодный для эксплуатации. В списке претензий, составленных представителями ВВС, значились перетяжелённость конструкции, низкая эффективность элеронов и руля поворота, чрезмерные нагрузки на рули, что делало самолёт трудно управляемым. Также требовалась доводка винтомоторной группы. Аэродинамические характеристики машины были значительно хуже, чем у рекордного прототипа.

Доводка самолёта помогла лишь частично. Ценой снижения прочности удалось уменьшить вес и сделать бомбардировщик более управляемым. Максимальный взлётный вес ограничили величиной 7806 кг, что привело к снижению дальности полёта. Но, несмотря на все недостатки, на авиазаводе в Воронеже было построено 18 ДБ-1. Из них 2 машины забраковали, для опытной эксплуатации военным передали 10 бомбардировщиков, остальные самолёты использовались для испытаний и различных исследований.

Самолёты ДБ-1, поступившие в 11-ю бомбардировочную авиабригаду под Воронежем, ввиду плохой технической надёжности и сложности поддержания в рабочем состоянии летали мало. Опытная эксплуатация ДБ-1 показала, что эта машина не обладала необходимой для самолетов такого класса бомбовой нагрузкой и скоростью полета и против современных истребителей фактически была беззащитной. Уже в 1937 году, всего через два года после постройки, Народный комиссариат авиационной промышленности решил от этих самолётов избавиться, переделав их в беспилотники.

Согласно новому проекту, предложенному «Остехбюро», самолёту-снаряду, созданному на базе ДБ-1, не требовалось дистанционное управление с ведущего самолёта. Нагруженный взрывчаткой РД должен был лететь, автоматически ориентируясь по сигналам радиомаяков и на дистанции до 1500 км наносить удары по крупным площадным объектам. Однако до конца 1937 года довести аппаратуру управления до стабильно рабочего состояния так и не удалось. После ареста и расстрела М. Н. Тухачевского и В. И. Бекаури «Остехбюро» расформировали, а три задействованных в испытаниях бомбардировщика использовали в качестве мишеней.

Работы по созданию дистанционно управляемых самолётов после этого в СССР окончательно не свернули. Имеющиеся наработки передали на Опытный авиазавод № 379, туда же перебралась часть специалистов. В ноябре 1938 года в ходе испытаний на полевом аэродроме под Сталинградом беспилотный ТБ-1 совершил 17 взлётов и 22 посадки, чем была подтверждена жизнеспособность аппаратуры дистанционного управления, но при этом в кабине самолёта сидел пилот, готовый в любой момент взять управление на себя.

В январе 1940 года вышло постановление Совета труда и обороны, согласно которому предусматривалось создание боевого тандема, состоящего из радиоуправляемых «воздушных торпед» ТБ-3 и командных самолётов со специальной аппаратурой, размещённой на бомбардировщиках. Доводка системы шла с большим трудом, но, судя по всему, определённый прогресс в этом направлении всё-таки имелся. В начале 1942 года радиоуправляемые самолёты-снаряды были готовы для проведения боевых испытаний.


ТБ-3 в полёте

Первый удар «воздушной торпедой» командование ВВС РККА решило нанести по крупному железнодорожному узлу в Вязьме, расположенному в 210 км от Москвы. Однако попытка оказалась неудачной, во время подлёта к цели на ведущем ДБ-3Ф антенна радиопередатчика команд управления была повреждена осколком зенитного снаряда. После этого груженный четырьмя тоннами мощной взрывчатки неуправляемый ТБ-3 упал на землю. Самолёты второй пары – командный СБ-2 и ведомый ТБ-3 сгорели на аэродроме после близкого взрыва подготовленного к вылету бомбардировщика.

В условиях острой нехватки ресурсов, в первую очередь боевых самолётов и высококвалифицированных специалистов, военно-политическое руководство сочло нецелесообразным тратить их на сложные проекты с сомнительной боевой эффективностью. И к созданию беспилотных летательных аппаратов в СССР вернулись уже в послевоенное время.

Работы по созданию боевых дистанционно управляемых планеров


В начале 1930-х в СССР были озвучены предложения о создании боевых планеров. Изобретатели мотивировали это невозможностью их обнаружения звукоулавливателями, а также сложностью перехвата «воздушной торпеды» истребителями противника, небольшой уязвимостью к зенитному огню из-за её малой размерности и низкой стоимостью планеров по сравнению с бомбардировщиками.

Идея нашла отклик среди военных, и в 1933 году в Научно-исследовательском морском институте связи под руководством С. Ф. Валка начались работы по телеуправляемым планерам, несущим заряд взрывчатого вещества или торпеду. В 1934 году состоялись лётные испытания уменьшенных моделей планеров. Разработку и строительство натурных образцов поручили «Осконбюро», возглавляемому П. И. Гроховским.

На начальном этапе рассматривались варианты создания нескольких образцов. Для нанесения ударов по военно-морским базам противника и крупным кораблям предлагалось создать Дальнобойную планирующую торпеду (ДПТ) без двигателя с дальностью полёта до 50 км. Летающую торпеду дальнего действия (ЛТДД) предполагали оснастить реактивными ускорителями, доведя дальность полёта до 200 км. Буксируемый минный планер (БМП) должен был следовать на жесткой сцепке за самолётом-буксировщиком.

Конструкторы объективно оценивали тогдашний уровень развития советской радиоэлектронной промышленности и понимали, что появление компактной, надёжно работающей и недорогой аппаратуры радиоуправления, пригодной для установки на боевые планеры, в ближайшей перспективе вряд ли возможно. В связи с этим было решено использовать инфракрасную систему передачи команд, действующую в зоне прямой видимости. Создание системы наведения (кодовое обозначение «Квант») – возложили на НИИ № 10 Наркомата оборонной промышленности.


Излучатели оптической аппаратуры управления «Квант»

На самолёте-носителе на специальной поворотной раме выступающими за пределы фюзеляжа устанавливалась излучатели аппаратуры управления с тремя инфракрасными прожекторами, а на планере – приёмник сигнала, автопилот и исполнительная аппаратура. При этом из-за увеличившегося лобового сопротивления скорость самолёта-носителя падала примерно на 5 %.

Постройка опытной партии «планирующих торпедоносцев» для испытаний велась на опытном производстве завода № 23 в Ленинграде. Первый прототип, получивший обозначение ПСН-1 (планер специального назначения), поднялся в воздух в августе 1935 года.


ПСН-1

Взлетный вес планера составлял 1970 кг, размах крыла – 8,0 м, длина – 8,9 м, высота – 2,02 м. Максимальная скорость – 350 км/ч. Скорость на пикировании – 500 км/ч. Дальность полёта – до 30 км.

Пилотируемый многоразовый вариант был выполнен в виде гидропланера и осуществлял посадку на воду. Носителем ПСН-1 являлся бомбардировщик ТБ-3. Под каждым крылом самолёта можно было подвесить по одному дистанционно управляемому аппарату.


Также предусматривалось боевое применение ПСН-1 под управлением пилота. После атаки крупного корабля или военно-морской базы пилотируемый планер должен был сесть на воду на удалении 10-12 км от цели. Приводнившись, пилот отстегивал крылья, и летательный аппарат превращался в катер. После запуска имевшегося на борту подвесного мотора он морем возвращался на свою базу.


Пара ПСН-1 под крылом бомбардировщика ТБ-3

Для испытаний ПСН-1 выделили аэродром в Кречевицах неподалёку от Новгорода и базу гидросамолётов на озере Ильмень. Для буксировки гидропланера и подъёма его в воздух использовался поплавковый гидросамолет Р-6.


Поплавковый гидросамолет Р-6

28 июля 1936 года состоялся полёт пилотируемого ПСН-1 с подвешенным имитатором 250-кг авиабомбы. 1 августа 1936 года произведён полет планера с грузом 550 кг. После взлёта и отцепки от носителя груз был сброшен с пикирования на высоте 700 м. Сбросив груз, планер разогнался в пикировании до скорости 320 км, после чего снова набрал высоту, развернулся и совершил посадку на поверхность озера. 2 августа 1936 года состоялся полет с инертным вариантом бомбы ФАБ-1000. После отцепки от носителя планер осуществил бомбометание с пикирования при скорости 350 км/ч. В ходе испытаний выяснилось, что после отцепки от носителя ПСН-1 на скорости 190 км/ч способен устойчиво планировать с грузом массой до 1000 кг. Дальность планирования с боевой нагрузкой составляла 23-27 км в зависимости от скорости и направления ветра.

Полёты пилотируемого ПСН-1 шли в соответствии с графиком, и при этом были продемонстрированы лётные данные, близкие к проектным. Но доводка автопилота и аппаратуры наведения «Квант» не поспевали за лётными испытаниями. Кроме того, во второй половине 1930-х характеристики боевого дистанционно-управляемого планера выглядели уже не столь привлекательно, как в начале его разработки, в связи с чем заказчик начал охладевать к затянувшемуся проекту. Свою роль в снижении темпов работ также сыграл арест в 1937 году руководства Завода № 23.

Во второй половине 1937 года испытательные базы в Кречевицах и на озере Ильмень ликвидировали и весь задел передали в Ленинград на Опытный завод № 379. К первой половине 1938 года специалистам Завода № 379 удалось провести 138 испытательных пусков «воздушных торпед» на скорости до 360 км/ч. При этом отрабатывалось выполнение противозенитных манёвров, виражей, выравнивание и сброс боевой нагрузки, автоматическая посадка на воду. В ходе тестирования удалось добиться безотказной работы системы подвески и оборудования. Во второй половине 1938 года были проведены успешные испытательные полеты с автоматической посадкой на воду. Но так как носитель – тяжелый бомбардировщик ТБ-3, к тому моменту уже не соответствовал современным требованиям, а сроки окончания работ были неопределенны, военные потребовали создания более скоростного телеуправляемого варианта, носителем которого должен был стать перспективный тяжелый бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8) или дальний бомбардировщик ДБ-3. Для этого потребовалось проектирование и изготовление новой, более надежной системы подвески, допускающей крепление аппаратов с большей массой. Одновременно проводились испытания широкой номенклатуры авиационных средств поражения: авиационных торпед, различных зажигательных бомб с жидкими и твердыми огнесмесями, макета авиабомбы ФАБ-1000 и баков, предназначенных для распыления боевых отравляющих веществ.

Летом 1939 года под руководством главного конструктора В. В. Никитина началось проектирование нового телеуправляемого планера, получившего обозначение ПСН-2. В качестве боевой нагрузки предусматривалась бомба ФАБ-1000 весом 1000 кг или торпеда такой же массы.


ПСН-2

Конструктивно планер ПСН-2 представлял собой двухпоплавковый моноплан с низкорасположенным крылом. По сравнению с ПСН-1 аэродинамические формы ПСН-2 были существенно облагорожены, и летные данные возросли. При взлётной массе 1800 кг планер, запущенный с высоты 4000 м, мог покрыть расстояние до 50 км и развить скорость в пикировании до 600 км/ч. Размах крыла составлял 7 м, длина – 7,98 м, высота на поплавках – 2,8 м. При использовании реактивного двигателя расчётная максимальная скорость полёта ПСН-2 должна была достигать 700 км/ч, а дальность превысить 100 км. Впрочем, непонятно, как на такой дистанции предполагалось наводить аппарат на цель, ведь инфракрасная система управления не всегда устойчиво функционировала даже в пределах прямой видимости. Приборы автоматического управления планером размещались в фюзеляжном отсеке и в центроплане. Доступ к приборам обеспечивался через специальные лючки.

Для испытаний опытные образцы выполнялись в пилотируемом варианте. В июле 1940 года первый экземпляр ПСН-2 испытали на воде и в воздухе. В роли буксировщика использовался гидросамолёт МБР-2. Однако в связи с тем, что удовлетворительные результаты с системой дистанционного наведения так и не были достигнуты, а боевая ценность боевых планеров в будущей войне представлялась сомнительной, в июле 1940 года все работы по планирующим торпедам прекратили.

К сожалению, наработки, полученные по «планирующим торпедам» в предвоенное время, практической реализации в годы Великой отечественной не нашли. Отчасти это объясняется тем, что для использования была выбрана совершенно неоправданная схема возвращаемого многоразового планера. Одноразовый планер имел бы гораздо лучшие весовое совершенство, меньшие габариты и более высокие лётные данные. В случае попадания аппарата с боевой частью весом 1000 кг в портовые сооружения или крупный корабль противника, все затраты на его изготовление были бы многократно компенсированы.

В 1944 году тема «летающих бомб» получила продолжение. Авиаконструктор B. C. Вахмистров, являвшийся изобретателем «авиаматки» – бомбардировщика, несущего на себе истребители, предложил проект беспилотного боевого планера, выполненного по двухбалочной схеме со взлётной массой до 10 000 кг. Для автономного управления предлагалось использовать усовершенствованный автопилот, заимствованный с бомбардировщика North American B-25 Mitchell. До этого он безуспешно предлагал использовать планер аналогичной схемы для транспортировки грузов по воздуху.


Доставив планер в заданный район, истребители осуществляли прицеливание, отделялись от планера и возвращались на базу. После отцепки истребителей планер под управлением автопилота должен был лететь по направлению к цели и по истечении заданного времени перейти в пикирование. Однако проект не нашел поддержки у руководства и не реализовывался.

Продолжение следует...
92 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    21 июля 2025 03:16
    Репрессии, обрушенные на руководство РККА и конструкторов, сильно затормозили разработку и доводку

    Ну конечно, как же без этого то... wassat
    1. +10
      21 июля 2025 05:41
      И.В.Сталин в отношении конструкторов придерживался четкого правила: "или грудь в крестах или голова в кустах". Поэтому и Бекаури с Гроховским, и Таубин еще с некоторыми, потратившими время и государственные деньги, но не выполнившие задания, стали "жертвами сталинских репрессий".
      Королев никого не обманывал, просто потратил "целевые деньги" на неплановые работы, загремел на Колыму. Б.Л.Ванников, Народный комиссар вооружений, загремел в тюрьму после того как выяснилось, что к самым массовым советским 76 мм пушкам нет (с царских времен!!!) нет фугасного и бронебойных снарядов. Тоже чуть было не стали "жертвами необоснованных репрессий", но так как оба были выдающимися специалистами, отделались "тяжелым испугом", были возвращены в профессию и добились выдающихся успехов.
      Этот список можно продолжать долго.
      Да воздастся каждому по делам его
      (Цитата из Библии. Сталин не зря учился в духовной семинарии)
      1. +2
        21 июля 2025 06:30
        Зато сейчас лафа! То Булава по три раза подряд неудачные пуски... то 10 лет не можем скопировать охляцкую газотурбинную ГЭУ для фрегатов... Все дружно осваивают бюджеты и никто ни за что не отвечает! И при всём при этом говорят: кровавый путинский режим! Где кровь то???
        1. +15
          21 июля 2025 06:44
          И при всём при этом говорят: кровавый путинский режим! Где кровь то???

          Те, кто так говорят, сидят за бугром, к пилюжу бюджета не допущены, поэтому и злобствуют.
          Посмотрите принадлежащий МО РФ телеканал "Звезда". На нем примерно каждые 30 минут в рекламе показывают несчастных больных раком детей, которые просят подояние на свое лечение. Одна такая реклама напрочь перебивает месяцы непрерывной болтовни Матвиенко, Голиковой да и еще кое-кого о "всесторонней заботе о детях, здоровье нации, демографической программе" и еще о многом-многом другом. Я лично считаю это идеологической диверсией.
          P.S. Если "Мадам Арбидол" когда-нибудь все-таки посадят, то ей надо будет непрерывно показывать эти ролики от "Звезды". Как Фриде из "Мастера и Маргариты" Булгакова.
          1. -2
            21 июля 2025 06:53
            Это обычный бизнес. Вы же не думаете что эта "реклама" бесплатная и фонды занимающиеся этим делают это безвозмездно. По закону не менее 20% от подобных сборов должно идти непосредственно больному. Ну вы же понимаете, что если не менее 20%, то это означает не более 20%...
            1. +10
              21 июля 2025 06:58
              Это обычный бизнес.

              Это не "обычный бизнес", это бизнес на крови. Вдобавок на государственном телеканале и с содержанием, порочащим официальную политику государства по вопросам детства, здравоохранения, демографии и многого еще чего. Раньше это называлось "Антисоветская агитация". Ну а теперь "бизнес" как Вы правильно указали.
              1. 0
                21 июля 2025 07:03
                Цитата: Дилетант
                Это не "обычный бизнес", это бизнес на крови.

                Ну дык... Мы активно к этому шли - к миру чистогана... wassat
          2. +1
            21 июля 2025 10:45
            Сравните стоимость производства и размещения роликов со суммой необходимой для лечения.
        2. +10
          21 июля 2025 09:04
          Цитата: AllX_VahhaB
          Зато сейчас лафа!

          К сожалению не все понимают разницу между законом и беззаконием, а так же между признаниями в работе на "иностранную разведку" выбитыми под пытками и уголовным преследованием за совершенные деяния. Для того, чтобы привлечь к ответственности высокопоставленного гражданского или военного чиновника массовые репрессии не нужны, а требуется лишь нормальное соблюдение закона, не зависящее от занимаемой должности.
          1. -6
            21 июля 2025 09:25
            Цитата: Bongo
            а требуется лишь нормальное соблюдение закона, не зависящее от занимаемой должности.

            И где такое было кроме сталинской России? Что то списки Эпштейна до сих пор не в ходу...
            1. +8
              21 июля 2025 09:27
              Цитата: AllX_VahhaB
              И где такое было кроме сталинской России? Что то списки Эпштейна до сих пор не в ходу...
            2. -4
              22 июля 2025 02:27
              Ну конечно! А при этом гордимся этим:
          2. +2
            21 июля 2025 12:22
            а требуется лишь нормальное соблюдение закона, не зависящее от занимаемой должности.
            Сергей, вот был такой демократический прокурор Казанник, который своё депутатское место предлагал передать ЕБНу. И этот Казанник с ужасом писал, что во время пересмотра дел "незаконно репрессированных", он вдруг выяснил, что их репрессировали вполне по закону. Естественно, речь шла о тех делах, что он сам рассматривал.
            1. +3
              21 июля 2025 13:49
              Цитата: Авиатор_
              Сергей, вот был такой демократический прокурор Казанник, который своё депутатское место предлагал передать ЕБНу. И этот Казанник с ужасом писал, что во время пересмотра дел "незаконно репрессированных", он вдруг выяснил, что их репрессировали вполне по закону. Естественно, речь шла о тех делах, что он сам рассматривал.

              Сергей, правильно ли я понимаю, Вы считаете, что в конце 30-х значительная часть высшего руководства РККА являлась агентами японской, немецкой и британской разведки, их пытали и в последствии расстреляли совершенно справедливо?
              А вообще меня огорчает, что читатели вместо того, чтобы обсуждать технические и исторические детали с подачи фриковатых типажей устраивают срач на политические темы.
              1. +2
                21 июля 2025 14:43
                Вы понимаете неправильно. Страна, разрабатывающая технику - это не сферический конь в вакууме. Это и есть те самые "исторические детали". Аргументы перестроечного "Огонька" пора забыть. Казанник - это реальный факт, говорил это он о той сотне-другой дел, которые разбирал. И всё. Где здесь срач? Да, чтобы обвинение шло по 58 статье, писали о японских, английских и польских шпионах. Алкснис даже латвийским шпионом вдруг оказался, но тут ему не повезло - много общался с приятелем, который в буржуазной Латвии стал не простым человеком. Скорее всего, воспользовались и оговорили. drinks
              2. -1
                21 июля 2025 15:12
                Обиделся и минусов накидал? Как-то несолидно. Обычно статьи хорошие были.
                1. +4
                  21 июля 2025 15:35
                  Цитата: Авиатор_
                  Обиделся и минусов накидал? Как-то несолидно. Обычно статьи хорошие были.

                  Сергей, это Вы мне адресовали? what
                  1. 0
                    21 июля 2025 15:47
                    Ну да, и удивился, поскольку не похож на такого деятеля. Минусы не твои - тогда извиняюсь. drinks
                    1. +2
                      21 июля 2025 15:49
                      Цитата: Авиатор_
                      Ну да, и удивился, поскольку не похож на такого деятеля. Минусы не твои - тогда извиняюсь.

                      Сергей, честно говоря не ожидал такого... request Но, возможно, прежде, чем делать такие заявления стоило посмотреть когда я был на сайте?
                      1. -1
                        21 июля 2025 16:02
                        Чего не ожидал - что я ошибся и извинился? Я же написал, что сам удивился.
              3. 0
                22 июля 2025 02:37
                Цитата: Bongo
                Сергей, правильно ли я понимаю, Вы считаете, что в конце 30-х значительная часть высшего руководства РККА являлась агентами японской, немецкой и британской разведки, их пытали и в последствии расстреляли совершенно справедливо?

                Да нет конечно! Все эти Блюхеры, Тухачевские и иже с ними... они же не были троцкистами... они же все невинно убиенные кровавым ̶П̶у̶т̶и̶н̶с̶к̶и̶м̶ Сталинским режимом...
                Цитата: Bongo
                А вообще меня огорчает, что читатели вместо того, чтобы обсуждать технические и исторические детали с подачи фриковатых типажей устраивают срач на политические темы.

                Так вы напишите ЧИСТО ТЕХНИЧЕСКУЮ статью! Без вот этого вот вбрасывания на вентилятор:
                Репрессии, обрушенные на руководство РККА и конструкторов, сильно затормозили

                тогда может быть и будут обсуждать чисто техническую тему! Но вы же без этого не можете...
                1. -3
                  22 июля 2025 04:53
                  Цитата: AllX_VahhaB
                  Да нет конечно! Все эти Блюхеры, Тухачевские и иже с ними... они же не были троцкистами...

                  Да, не ужели? Маршалу
                  В.К. Блюхеру во время допросов в ходе которых он был избит до неузнаваемости и скончался вменяли участие в «антисоветской организации правых» и «военном заговоре», а также в саботаж в военной сфере, пьянство на рабочем месте и моральном разложении. Задним числом, уже после смерти он был лишён звания и приговорён к смертной казни за «шпионаж в пользу Японии».
                  Маршала М.Н. Тухачевского обвинили в подготовке военного заговора, целью которого было установление в СССР военной диктатуры, а также в шпионаже в пользу Германии.
                  Перед тем как писать откровенную ахинею, хотя бы немного изучите "материальную часть".
                  Цитата: AllX_VahhaB
                  они же все невинно убиенные кровавым ̶П̶у̶т̶и̶н̶с̶к̶и̶м̶ Сталинским режимом...

                  Как у вас припекает, коль действующую власть поминаете всуе. wink
                  Цитата: AllX_VahhaB
                  тогда может быть и будут обсуждать чисто техническую тему! Но вы же без этого не можете...

                  Из песни слов не выкинешь, но этот момент был единожды вскользь упомянут в статье, а вас видимо это триггерит. Вы видимо считаете, что для технического прогресса необходимо на основании политических обвинений сажать и расстреливать руководителей и изобретателей?
                  1. -1
                    22 июля 2025 08:25
                    Цитата: Bongo
                    Да, не ужели?

                    Да конечно! Блюхер и Тухачевский невинно убиенные овечки и никакого военного заговора не было! И никакой Тоцкий тут вообще не приделах...
                    Цитата: Bongo
                    пьянство на рабочем месте и моральном разложении.

                    То есть то что творилось в Дальневосточной Республике вы не в курсе.... Как бухой Блюхер Ставку посылал вы не в теме?
                    Цитата: Bongo
                    вменяли участие в «антисоветской организации правых» и «военном заговоре»

                    И донесения Рихарда Зорге добытые в Абвере, показания перебежчика Генриха Люшкова сначала японцам, потом Абверу... это всё так, на коленке сфабриковано? Про Тухачевского ещё более, просто писать лень, а тем паче бисер метать...
                    Цитата: Bongo
                    Из песни слов не выкинешь, но этот момент был единожды вскользь упомянут в статье, а вас видимо это триггерит. Вы видимо считаете, что для технического прогресса необходимо на основании политических обвинений сажать и расстреливать руководителей и изобретателей?

                    Так это вас триггерит, коль вы не в состоянии написать чисто техническую статью, без набрасывания овна на вентилятор! С 90-х привычка осталась, что в каждом тексте должен быть упомянут клятый совок, кровавая гэбня и душегуб Сталин?
                    1. -1
                      22 июля 2025 09:12
                      Цитата: AllX_VahhaB
                      вы не в состоянии написать чисто техническую статью, без набрасывания овна на вентилятор! С 90-х привычка осталась, что в каждом тексте должен быть упомянут клятый совок, кровавая гэбня и душегуб Сталин

                      Процитируйте пожалуйста это в тексте данной публикации?
            2. -4
              22 июля 2025 02:47
              Цитата: Авиатор_
              Сергей, вот был такой демократический прокурор Казанник, который своё депутатское место предлагал передать ЕБНу. И этот Казанник с ужасом писал, что во время пересмотра дел "незаконно репрессированных", он вдруг выяснил, что их репрессировали вполне по закону. Естественно, речь шла о тех делах, что он сам рассматривал.

              И это ещё не учитывая, что часть материалов из дел, при Хрущёве были просто изъяты и уничтожены... на основании чего потом амнистии пошли...
              1. -1
                22 июля 2025 04:55
                Цитата: AllX_VahhaB
                И это ещё не учитывая, что часть материалов из дел, при Хрущёве были просто изъяты и уничтожены... на основании чего потом амнистии пошли...

                Вы конечно же не балабол и способны предоставить неопровержимые доказательства, что так оно и было?
                1. -2
                  22 июля 2025 08:34
                  Цитата: Bongo
                  Вы конечно же не балабол и способны предоставить неопровержимые доказательства, что так оно и было?

                  Что было? То что при Хрущёве из десятков тысяч дел были изъяты страницы с обвинительными заключениями? И какую роль в этом Серов играл... Вы даже не в курсе этого? belay Или прикидываетесь?
                  1. +1
                    22 июля 2025 09:11
                    Цитата: AllX_VahhaB
                    Что было? То что при Хрущёве из десятков тысяч дел были изъяты страницы с обвинительными заключениями? И какую роль в этом Серов играл... Вы даже не в курсе этого? belay Или прикидываетесь?

                    Спасибо! Я вас понял!
                    Цитата: AllX_VahhaB
                    Вы конечно же не балабол и способны предоставить неопровержимые доказательства

                    Не способны! no
                    1. +3
                      22 июля 2025 09:18
                      Извиняйте, что встрял в ваш диалог. Есть такой медицинский факт. Виктор Имантович Алкснис, внук Якова Алксниса, расстрелянного в 1938 году, писал в газете Ю.И. Мухина "Дуэль", что как прямой родственник получал дважды доступ к делу своего деда. Ещё в конце 80-х его насторожило отсутствие ряда страниц числом около 8. Когда он повторно смотрел дело в конце 90-х число отсутствующих страниц было порядка 30. По-моему, это прямое доказательство чистки архивов.
                      1. +2
                        22 июля 2025 10:08
                        Сергей, давайте говорить об установленных документально фактах. Если "чистки архивов" и имели место (чего я не исключаю), то они учитывая количество уголовных дел не могли иметь тотального характера. Также надо разбираться, когда это было сделано.
                      2. 0
                        22 июля 2025 10:23
                        Я про конкретный случай, описанный Виктором Имантовичем. Первая чистка - до 80-х годов, вторая - от 80-х до 90-х. У него вот когда. В моей родне не было репрессированных, поэтому ничего сказать про них не могу.
                      3. 0
                        22 июля 2025 10:27
                        Какое это отношение это имеет к созданию советских БПЛА в 1930-е годы?

                        Вы не согласны с тем, что репрессии против научно-технической интеллигенции и командного состава РККА отрицательно сказались на темпах и качестве работ по авиационной технике?
                      4. -1
                        22 июля 2025 10:35
                        Не отпрыгивай. Исходный вопрос был про чистки в архивах. Я на него ответил конкретно, разрушив Ваш душевный комфорт. А репрессированный Туполев принёс больше пользы, чем нерепрессированный. Конкретно с ним поступили правильно.
                      5. 0
                        22 июля 2025 10:42
                        Сергей, не припоминаю, чтобы мы с Вами были "на Ты". И не считаю возможным общаться в таком тоне. Более того, в связи с тем, что я в данный момент работаю над частью посвящённой немецким беспилотникам периода Второй мировой не вижу смысла обсуждать темы поднятые человеком не вполне адекватным. Если кто-то считает, что массовые репрессии пошли на пользу нашей стране, то бог ему судья. Желаю Вам всяческих благ и процветания!
                      6. 0
                        22 июля 2025 10:56
                        Ну вот, амбиции как у партийного пропагандиста. А если собеседник не реагирует на конкретные факты, перескакивая на другие темы, это как, "вполне адекватный собеседник" или "это другое"? Темы поднял сам, но душевный комфорт важнее. Кстати, глядя на нынешние события считаю, что массовые репрессии тогда очистили нашу страну.
                      7. +1
                        22 июля 2025 10:57
                        Как Вам угодно! Не смею спорить!
                      8. Комментарий был удален.
                      9. 0
                        22 июля 2025 13:40
                        Если кто-то считает, что массовые репрессии пошли на пользу нашей стране, то Б-г ему судья.
                        Помилуйте, почему в единственном числе, "Если кто-то считает"?
                        Ниже было выложено обвинительное заключение по Королеву (как раз за БПЛА, они же "воздушные торпеды"), так "мнения о пользе репрессий" проиграли, но с неочевидным счетом 5:3. Мол, Королев и сам виноват, и не так конструировал и не так из-под следствия письма писал.
                        Причем прошу заметить, что так разделились мнения не среди бабушек на лавочке или дедушек за доминошкой; а среди людей, способных не только Интернетом пользоваться, но и писать и читать связанные тексты...
                        request
                      10. -3
                        23 июля 2025 02:39
                        Цитата: Wildcat
                        Мол, Королев и сам виноват, и не так конструировал и не так из-под следствия письма писал.

                        Вы не в курсе за что Королёва посадили? Какое "не так конструировал"?
                        Королёв не целевым образом использовал казённые деньги!
                      11. Комментарий был удален.
                      12. Комментарий был удален.
                      13. Комментарий был удален.
                      14. Комментарий был удален.
        3. +1
          28 июля 2025 00:02
          Хотите плакать или смеяться , я работаю учителем фк, но про школу могу фсё, нет в школах черчения ! Жертвы ЕГЭ это правда ! ЭТО КАТАСТРОФА !
      2. +8
        21 июля 2025 15:46
        Цитата: Дилетант
        И.В.Сталин в отношении конструкторов придерживался четкого правила: "или грудь в крестах или голова в кустах". Поэтому и Бекаури с Гроховским, и Таубин еще с некоторыми, потратившими время и государственные деньги, но не выполнившие задания, стали "жертвами сталинских репрессий".

        У Таубина было ещё отягчающее обстоятельство: все работы по 12-7-мм пулемёту, 23-мм и 37-мм автоматическим пушкам не были спущены сверху, а были включены в Постановление и план по настойчивым просьбам конструктора. Не НКО ставил задачу КБ, а КБ пообещало (под роспись) НКО сдать три модели авиационного вооружения, причём в сроки, установленные КБ.
        И если бы сорвали работы по одному изделию, то Таубин может и поехал бы в шарагу. Но три изделия подряд по одной и той же схеме: показуха с демонстрационным образцом, включение в план, изменение схемы питания, сырое изделие, срыв всех сроков доводки - довели конструктора до ВМН.

        Причём, ОКБ-16 было реально местом проклятым: уже после Таубина, на конкурсах военного времени на новое ПТР и новый ККП оно выдавало такое, что хоть стой, хоть падай:
        В 1942 г. ОКБ-16 трижды привозило на испытания дефектные ПТР. В четвёртый раз поданное ПТР оказалось с трещиной в затворе.
        В 1943 г. в ходе пятых испытаний ПТР:
        На 11 выстреле произошло самоотпирание и ударом затвора по задержке её вырвало вместе с оторвавшейся частью ствольной коробки. Ружье выбыло из строя, испытания прекращены.

        В августе 1944 г. ОКБ-16 прислало на испытания стрельбой и возкой ПТР, расстрелянное в ходе мартовских испытаний на живучесть ствола.
        14,5-мм пулемет ОКБ-16 77-П Соколова-Норова подан на НИПСВО КА для испытаний 25 апреля 1944 г. При опробовании пулемета произведено 35 выстрелов, при этом получено 5 различных задержек. При устранении задержки путем ручного перезаряжания после 35 выстрела произошел излом рукоятки перезаряжания.
        Необходимо отметить, что производить перезаряжание пулемета, при существующей конструкции рукояти перезаряжания невозможно, т.к. у стрелка не хватает усилий для постановки затвора на боевой взвод

        Все цитаты - из ЖЖ ув. Уланова АКА kris_reid.
    2. +4
      21 июля 2025 07:08
      Цитата: AllX_VahhaB
      Репрессии, обрушенные на руководство РККА и конструкторов, сильно затормозили разработку и доводку

      Ну конечно, как же без этого то... wassat

      Вопрос как отделить зерна от плевел подняли еще в древнем Риме.
      Есть вещи открытия получилось предвосхитить, бывает и иначе….
      Сергею огромное спасибо за статью, четно многое не знал!!!
    3. +4
      21 июля 2025 07:31
      Цитата: AllX_VahhaB
      Репрессии, обрушенные на руководство РККА и конструкторов, сильно затормозили разработку и доводку

      Ну конечно, как же без этого то... wassat

      Без этого никак - уже не исправить, история.
      А так, вполне достаточно одного Рокоссовского - случайно уцелел, следователь недоработал.
      А самое неприятное - это то что неизвестно- была польза от репрессий или нет. Вполне может быть что там таких как Рокоссовский с десяток расстреляли- а может быть и наоборот.
      Ворошилов не в одно лицо бардак и хаос в Наркомате обороны устраивал
  2. +8
    21 июля 2025 05:21
    hi
    Как всегда, отличная работа автора!
    Действительно - "неимеющийаналогов" в Рунете цикл статей, прекрасно подобранные фотографии!
    good
    1. +5
      21 июля 2025 09:06
      Цитата: Wildcat
      Как всегда, отличная работа автора!
      Действительно - "неимеющийаналогов" в Рунете цикл статей, прекрасно подобранные фотографии!

      drinks
      Андрей, добрый день! Смотрю у Вас появились персональные "поклонники", которые лепят Вам дизлайки вне зависимости от содержания и смысловой нагрузки комментария. lol
      1. +6
        21 июля 2025 10:37
        К сожалению, такой анонимный "обслуживающий персонал" есть у многих форумчан. Хотя, с другой стороны, если у тебя есть такая персональная обслуга, то можешь гордиться - значит ты чего-то представляешь собой на форуме! good laughing hi
        А статье, конечно, плюс!
        1. +6
          21 июля 2025 11:23
          Цитата: Добрый злыдень
          Хотя, с другой стороны, если у тебя есть такая персональная обслуга, то можешь гордиться
          К сожалению, поклонники невероятно скромны (исключительно инкогнито любят) и поблагодарить их за любовь нет возможности.
        2. +3
          21 июля 2025 15:48
          Цитата: Добрый злыдень
          К сожалению, такой анонимный "обслуживающий персонал" есть у многих форумчан.

          Меня терзают смутные сомнения, что таким образом форумчан мотивируют писать интересные посты - путём автоматического снижения рейтинга на единицу в каждом новом посте. wink
      2. +1
        21 июля 2025 14:06
        drinks
        Добрый день!
        Уж лучше бы персональные "поклонники" осмысленные комментарии по теме научились писать... Так и сайту польза в виде кликбейта и для здоровья психологического поклонников полезнее..
        1. +2
          21 июля 2025 14:10
          Цитата: Wildcat
          Добрый день!

          У меня уже вечер!
          Цитата: Wildcat
          Уж лучше бы персональные "поклонники" осмысленные комментарии по теме научились писать... Так и сайту польза в виде кликбейта и для здоровья психологического поклонников полезнее..

          Эти "поклонники" не способны выполнить элементарный расчёт по формуле E = mc², и у них Москву защищают несколько эскадрилий МиГ-35. wassat
          А вы хотите комментарии по теме... no
  3. -1
    21 июля 2025 06:28
    А у нас все как всегда, были ли дроны в царской России? Оказывается могли быть -
    Опыты Пильчикова со взрывами являлись неслучайными. Изобретатель надеялся применить свои радиоустройства прежде всего в военном деле. В декабре 1898 года он обратился с докладной запиской к военному министру Куропаткину. Он писал, что его метод «беспроводной электрической передачи энергии» даст возможность «взрывать заложенные мины на значительном расстоянии, не имея с ними никакого сообщения кабелем или проволокою», позволит создать минные лодки, которые без единого человека команды будут настигать неприятельские корабли и топить их, построить радиоуправляемые «сухопутные миноноски», способные двигаться «вперед атакующих и разрушать встречаемые укрепления»
    https://dzen.ru/a/ZoO9uQubxkL2uBZa
    1. +6
      21 июля 2025 14:52
      Оказывается могли быть -

      Да не могло в 1898 году быть никаких дронов. Ни в России, ни в какой другой стране. Историю радио почитайте вместо дзеновских помоев.
      1. +1
        22 июля 2025 14:54
        ну Попов лишь озвучил то о чем уже какое то время все догадывались и возможно уже использовали и к 1898 году дроны уже разрабатывались во многих странах и первым был дрон Теслы (бэк) Николы Тесла в 1898 году, что не так? и после того как Пильчикова в 1898 проигнорировали он одним из первых начал думать о криптографической защите сигналов чтобы управление дроном было сложнее/невозможно перехватить и вот обзац из текста его письма от 1899
        Ныне любая машина, управляемая по радио: земная ли, воздушная или космическая, имеет свои «протекторы», защищающие ее от искусственных или природных помех. Без этого надежное радиоуправление невозможно
        есть мнение что из за этого изобретения его и грохнули обставив как самоубийство и похитив чертежи в 1905, в 1916 немцы бэки применяли уже во всю в первой мировой войне
    2. +1
      21 июля 2025 21:45
      Ну и к тому же всегда очень важно понимать, что между праздной идеей и реально работающим проектом стоит огромная пропасть. О том же распознавании изображения задумывались еще в первых поколениях управляемых ракет, но условные джавелины и ланцеты полетели десятилетия спустя, не говоря уж об экономической целесообразности. Так что придумать в письме - это далеко не значит сделать что-то хотя бы работающее, а желательно еще и стабильно работающее за малую цену.
      1. 0
        22 июля 2025 14:55
        выше ответил что работающие дроны (быки) начали появлятся с 1898 года
  4. +10
    21 июля 2025 09:50
    Отличная познавательная статья по истории техники, но даже здесь в обсуждениях скатились к политике. Сколько у нас кровожадного народа. Нас и так осталось шишь да маленько и продолжаем уменьшаться. Хватит уже гражданских войн, в том числе и виртуальных. Давайте договариваться в конце концов.
    1. +4
      21 июля 2025 11:38
      Отличная познавательная статья по истории техники, но даже здесь в обсуждениях скатились к политике.

      Возвращаясь к работе Сергея!
      БПЛА - хорошо, вопрос в другом - эффективность.
      Потерять современный многоразовый юнит в виде тяжелого бомбардировщика или реактивный одноразовый ракетный снаряд условно «Фау-1»? Выбор на том этапе развития очевиден.
      Сегодня восхищение БПЛА - это компиляция современных материалов и развитие электроники.
      Еще детьми в начале 90-х пытались в модель самолета вместо двигателя на углекислом газе поставить электромоторчик. Проект провалился.
      Сейчас подобные летают и несут полезную нагрузку.
      Да что говорить, телефон на котором я пишу сложнее первой ЭВМ боюсь написать во сколько порядков, а легче и меньше ……..
      1. 0
        21 июля 2025 19:17
        Сегодня восхищение БПЛА - это
        упорство некоторых производителей оптимизировать производства. Печатная электроника стоит копейки (мобила по цене выстрела из РПГ!) из Китая, упрощённые конвейерные производства мопедных движков из Ирана.
  5. -4
    21 июля 2025 09:50
    Репрессии, обрушенные на руководство РККА и конструкторов, сильно затормозили разработку и доводку


    Ау, автор? Какие блин репрессии? Сколько времени прошло от окончания гражданской войны? И двух десятков лет мирного строительства не наберётся.
    Целые отрасли приходилось создавать с нуля, которые сейчас РФ благополучно одну за другой сливает, называя это оптимизацией.
    Не хватало тогда ресурсов даже на то, чтобы все самолёты простой радиосвязью оснастить.
    И при этом, общий мировой уровень развития радиоэлектроники был таков, что это направление было только теоретически возможным и до практически осуществимо было очень далеко.
    А тратить ресурсы на не эффективное направление, аки Германия с ФАУ-1 СССР позволить себе не мог.
    1. +2
      21 июля 2025 14:01
      Цитата: vovochkarzhevsky
      Какие блин репрессии?

      Вы хотите сказать, что репрессий не было?
      Цитата: vovochkarzhevsky
      Сколько времени прошло от окончания гражданской войны? И двух десятков лет мирного строительства не наберётся.

      И что, это повод для того, чтобы расстреливать и отправлять в лагеря своих военных, конструкторов и инженеров?
      1. -3
        21 июля 2025 15:15
        Вы хотите сказать, что репрессий не было?


        Вы слишком переоцениваете их значение. Словно хрустобулочник какой-то. Да и с теми репрессиями которые прошли с КБ сейчас, это были детские забавы.

        И что, это повод для того, чтобы расстреливать и отправлять в лагеря своих военных, конструкторов и инженеров?


        Ага, расскажите ещё как тот же Калинин невинно пострадал.

        Ну и ещё раз, вы всерьёз полагаете, что проект закрыли по причине репрессий?
        1. +1
          21 июля 2025 15:34
          Цитата: vovochkarzhevsky
          Вы слишком переоцениваете их значение. Словно хрустобулочник какой-то.

          Вовочка, что вы из себя представляете мне прекрасно известно. Я с уважением отношусь к тому, что вы воевали, но в очередной раз убедился, что как человек вы negative
          1. -5
            22 июля 2025 16:27
            Вовочка, что вы из себя представляете мне прекрасно известно. Я с уважением отношусь к тому, что вы воевали, но в очередной раз убедился, что как человек вы


            Это всё что вы смогли выдушить из себя? По теме ровно ничего, только переход на личности? lol
            Так, на всякий случай, мне совершенно плевать на ваше мнение. Это слишком ничтожная величина. yes
            1. +2
              23 июля 2025 01:47
              Цитата: vovochkarzhevsky
              Это всё что вы смогли выдушить из себя? По теме ровно ничего, только переход на личности?
              Вовочка, пожалуйста, начините с себя. Или это не вы писали:
              Цитата: vovochkarzhevsky
              Словно хрустобулочник какой-то.


              Цитата: vovochkarzhevsky
              Так, на всякий случай, мне совершенно плевать на ваше мнение.

              С учётом вашей репутации, мне ваше мнение абсолютно параллельно. Но если я вам не интересен, зачем вы задаёте вопросы в комментарии к моей публикации ?
              Или это тоже не вы писали:
              Цитата: vovochkarzhevsky
              Ау, автор? Какие блин репрессии?

              С учётом ваших личных особенностей всеми силами стараюсь избегать общения с вами и игнорирую тот бред, что вы пишите в комментах к публикациям других авторов.
    2. +1
      21 июля 2025 15:55
      А тратить ресурсы на не эффективное направление, аки Германия с ФАУ-1 СССР позволить себе не мог.

      до "сумрачного гения" надо было еще дотянуться, а уж потом решать - надо или нет...
      1. -4
        22 июля 2025 16:30
        до "сумрачного гения" надо было еще дотянуться, а уж потом решать - надо или нет...


        Вы не смогли осилить о чём речь шла?
        1. +1
          22 июля 2025 16:36
          Вы не смогли осилить о чём речь шла?

          а о чем? - не об этом ли:
          А тратить ресурсы на не эффективное направление, аки Германия с ФАУ-1 СССР позволить себе не мог.

          так мы не смогли сделать что то подобное - "людского ресурса" не хватало...
          а огульно писать: "неэффективное направление" - по каким критериям вы это оценили?
          или по другому: вы думаете конструктора ФАУ-1 америкосы забрали к себе, закрыв его от Нюрнберга просто так?
          1. -2
            22 июля 2025 16:43
            так мы не смогли сделать что то подобное - "людского ресурса" не хватало...
            а огульно писать: "неэффективное направление" - по каким критериям вы это оценили?
            или по другому: вы думаете конструктора ФАУ-1 америкосы забрали к себе, закрыв его от Нюрнберга просто так?

            Так была здесь уже оценка этого проекта. По критерием, цена проекта и причинённый ущерб.
    3. 0
      22 июля 2025 22:15
      Цитата: vovochkarzhevsky
      А тратить ресурсы на не эффективное направление, аки Германия с ФАУ-1 СССР позволить себе не мог.

      Пикантность ситуации заключается в том, что немцы сильно еще сильно сэкономили, т.к. им удалось захватить французские технологии.
  6. +7
    21 июля 2025 09:55
    Море желающих посадить да расстрелять, а если победит противная сторона и придёт садить и стрелять этих "желающих", сразу же будет вопль, а нас то за что??? Кого-то очень сильно мне это напоминает, там тоже было много таких, которым хотелось посажать и пострелять, и чем все закончилось? Русские убивают русских ...
  7. +3
    21 июля 2025 12:16
    . Но сделанный на базе АНТ-25 дальний бомбардировщик АНТ-36 (ДБ-1) получился неудачным. Из-за ухудшения аэродинамики упали максимальная скорость и дальность полёта.
    При этом А.Н. Туполев всячески препятствовал принятию на вооружение ильюшинского ДБ-3, позже ставшего основой АДД (ДБ-3Ф, ИЛ-4). Раньше его (Туполева) в шарашку надо было сунуть.
    1. +4
      21 июля 2025 13:45
      Раньше его (Туполева) в шарашку надо было сунуть.

      День добрый Сергей!
      Считаю, что поступать так радикально, смысла не было, но то, что Конструкторы каждый тянул одеяло на себя - факт.
      Ильюшин аналогично потоптался на коллегах по теме штурмовика, Яковлев - в истребительной тематике.
      Если по честному, появление Ла-5 на базе ЛаГГ-3 исключительно стечение обстоятельств. Пути Ер-2 и Ту-2, также были тернистыми, а взлет МиГа-15 и Су-7 чуть-чуть не детективными.
      Увы сегодня и этого не наблюдается. Осмелюсь предположить, что из-за сложности НИР принцип состязательности, пускай и «совковской» умер окончательно и бесповоротно.
      Очень жалко…
      1. +2
        21 июля 2025 14:34
        Владислав, Ильюшин единственный включил броню в силовую схему самолёта, так что его победа была чистой. А конкуренция была, никто не спорит. А уж у ракетчиков какая была послевоенная конкуренция - "Янгель работает на нас, Королёв - на ТАСС, а Челомей - на унитаз". Дело не в сложности НИР и НИОКР, дело в олигархах. Как там в старом анекдоте говорилось - "Почему в СССР одна партия - две нам не прокормить". Да и строй у нас сейчас несколько другой, нежели тогда был. drinks
        1. +3
          22 июля 2025 10:49
          Цитата: Авиатор_
          Ильюшин единственный включил броню в силовую схему самолёта, так что его победа была чистой.

          Не совсем победа ...этот миф о неуязвимости Ил-2 опровергает число наших потерь. Из-за противопулевой брони самолет оказался перетяжеленный и маломаневренный, без возможности пикирования. Маневренность И-16 и И-153 делали штурмовку на этих самолетах более эффективной...эти самолеты позволяли вертикальное пикирование и прицельные пуски РС. с гораздо лучшей выживаемостью производить штурмовку и не требовали истребительного прикрытия. Ил-2 перехваленный самолет...когда Гудериан повернул со своей танковой группой на Киев, Еременко хвастал, что он остановит подлеца штурмовиками Ил-2, но не сумел...
          1. -1
            22 июля 2025 10:59
            этот миф о неуязвимости Ил-2 опровергает число наших потерь. Из-за противопулевой брони самолет оказался перетяжеленный и маломаневренный, без возможности пикирования.
            Пикировать ему не надо было, в ТЗ не прописано. Число потерь - это результат боевого применения. Без брони были "штурмовики", но не жили ещё меньше, чем с бронёй.
            1. +3
              22 июля 2025 11:45
              Цитата: Авиатор_
              Пикировать ему не надо было, в ТЗ не прописано. Число потерь - это результат боевого применения.

              Пикирование было в ТЗ, половина потерь Ил-2 были небоевые. Эффективность бомбометания была низкой, не было прицелов, к тому же тактика применения была поначалу ошибочной, как противотанковым он стал только с Курской Дуги благодаря применению куммулятивных бомб. Утяжеление броней значительно ухудшило летные характеристики и это повлияло как на боевые так и небоевые потери.
              1. 0
                22 июля 2025 11:52
                Вы всерьёз полагаете. что броня была лишней?
                1. +3
                  22 июля 2025 13:07
                  Цитата: Авиатор_
                  Вы всерьёз полагаете. что броня была лишней?

                  При соответствующей тактике лишней. Броня была против пуль калибра 7,62, у немцев были автоматы 20 мм к 41 году, а Ильюшин делал самолет по результатам Гражданской в Испании. Поэтому оказалось что неброниронированные устаревшие И-16 и И-153 имели намного лучшую выживаемость исходя из статистики. Двигатели с воздушным охлаждением не так боялись повреждений как двигатель с водяным у Ил-2, для которого любое попадание было фатальным. Ну и против зенитных автоматов старые истребители благодаря маневренности действовали эффективней неповоротливого Ил-2. Они также имели специальные прицелы для РС-82, что позволяло уничтожать танки, ну а мост в Румынии, стартовав с авиаматки Ишачки ЧФ уничтожили бомбометанием с пикирования, чего не смогли сделать бомбардировщики. Но Ильюшин хорошо двигал свой штурмовик и авиационные чины которые приняли на вооружение Ил-2 не желали признавать свои ошибки. В результате особого эффекта от Ил-2, который ожидали не было, только когда его с поля боя перенаправили на работу по коммуникациям и тылу, уменьшились потери и повысилась боевая отдача но это был уже 44 год.
                  1. -3
                    22 июля 2025 14:10
                    ну а мост в Румынии, стартовав с авиаматки Ишачки ЧФ уничтожили бомбометанием с пикирования, чего не смогли сделать бомбардировщики.
                    Единственный случай применения "Звена Вахмистрова" и то, потому, что ТБ-3 доставляли И-16 над морем, где не было ни ПВО, ни истребителей противника. Попробовали бы они так над сушей работать.
                    В результате особого эффекта от Ил-2, который ожидали не было
                    Полагаю, наш разговор беспредметным hi
                    1. +2
                      22 июля 2025 14:19
                      Цитата: Авиатор_
                      Единственный случай применения "Звена Вахмистрова" и то, потому, что ТБ-3 доставляли И-16 над морем, где не было ни ПВО, ни истребителей противника.

                      Зато у моста было и ПВО и истребители, а И-16 положили ФАБ-250 на пикировании точно в пролеты моста и ушли на бреющем от истребителей прикрытия моста. Ил-2 никогда бы не справились с таким заданием, а авиаматка нужна была только из-за дальности полета. Этот мост не восстановили до конца войны.
      2. +7
        21 июля 2025 15:51
        Цитата: Коте пане Коханка
        Если по честному, появление Ла-5 на базе ЛаГГ-3 исключительно стечение обстоятельств.

        Это просто третий подход к снаряду - каждый из троицы конструкторов ЛаГГ ставил на ЛаГГ-3 мотор М-82. smile
        Цитата: Коте пане Коханка
        Пути Ер-2 и Ту-2, также были тернистыми

        У Ту-2 стандартная причина, сгубившая немало довоенных разработок - мотор. Хорошо, что к 1943 г. смогли довести М-82. Ну как смогли... свечи всё так же имели ресурс 14 часов.
    2. +7
      21 июля 2025 13:58
      Цитата: Авиатор_
      При этом А.Н. Туполев всячески препятствовал принятию на вооружение ильюшинского ДБ-3, позже ставшего основой АДД (ДБ-3Ф, ИЛ-4). Раньше его (Туполева) в шарашку надо было сунуть.

      Сергей, может быть вспомним не дела давно прошедших дней, а то, что было относительно недавно. Стоит ли "сунуть в шаражку" М.А. Погосяна, фактически уничтожившего ОАО «РСК „МиГ“» и ОКБ имени Яковлева, а так же тех, кто принимал решение о ликвидации Морской ракетоносной авиации ?
      1. +8
        21 июля 2025 14:49
        Стоит ли "сунуть в шаражку" М.А. Погосяна, фактически уничтожившего ОАО «РСК „МиГ“» и ОКБ имени Яковлева
        Погосян шарашки не заслужил, он заслужил стенку и пулю из старого безотказного нагана. Квалификация его ниже плинтуса. Будучи ректором МАИ уже начал деятельность по продаже территории института. Надеюсь, что выгонят, но слабо верится. Кстати, Оренбургское училище лётчиков им. Полбина, как раз готовило лётчиков для морской авиации. Ликвидировано осенью 1993, вскоре после расстрела парламента.
    3. +1
      21 июля 2025 19:22
      Конструктора - это изобретатели, с ними сложно. Их должны ограничивать приземлённые практичные люди. Рюрика как раз позвали потому что новгородцы ругались друг с другом, а Рюрик направил всю эту энергию в правильное русло. В научных институтах давно уже в кресло директора или декана сажают не именитых учёных с эго до небес, что друг друга терпеть не могут, а компромиссных деятелей, которые всех поцелуют в пятую точку и устроят адекватную работу
      1. +2
        21 июля 2025 19:30
        В научных институтах давно уже в кресло директора или декана сажают не именитых учёных с эго до небес, что друг друга терпеть не могут, а компромиссных деятелей, которые всех поцелуют в пятую точку и устроят адекватную работу
        Ну, как сказать. Это было давно. Вот, например, начальника ЦАГИ И.Ф. Петрова (бывшего лётчика-испытателя), назначенного сверху, утверждал Учёный Совет ЦАГИ, причём утвердил со второго раза. Было это в 1940 году. Тогда в ЦАГИ входил и лётный отдел, выделившийся в 1941 году в ЛИИ. Это была истинная демократия в хорошем изначальном смысле данного слова. Утверждение Учёным Советом начальника сохранялось вплоть до катастройки. Потом изменился статус - из начальника руководитель института стал директором. И всё, кушайте, что дают.
        1. +2
          21 июля 2025 19:49
          Нынче директора институтов тоже типа избираются, причем всеобщим голосованием. В двух институтах был на трёх голосованиях, удивительное время, когда в пустых коридорах появляются толпы людей, в столовых очереди, лифт ждать приходится по десять минут. И гадаешь - да где ж вы все раньше были? lol
          Собственно в учёный совет было ещё голосование, почему-то любители поругаться со всеми были в конце списка.
          Но это, конечно, не сильно помогает в условиях недостатка денег. Обычные люди живут по курсу доллар за 80, а нам научное оборудование и реактивы возят по курсу доллар за 200-300 sad
          1. 0
            21 июля 2025 21:26
            Обычные люди живут по курсу доллар за 80, а нам научное оборудование и реактивы возят по курсу доллар за 200-300 sad
            Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Классика, однако. В Учёный Совет избирают далеко не все. Так сказать, выборщики. И это правильно. Опять же, выборы - это не панацея. Тем более, всеобщие. У нас свой Горбачёв был выбран в конце 80-х, такой же бестолковый. Насчёт оборудования - нахожу поставщика, цена вполне бюджетная, подаю заявку дальше - а мне ответ, с этим мы не работаем, покупай вот у этого, а там цена огого. Вот такая жизнь ныне.
  8. +2
    21 июля 2025 14:25
    Репрессии, обрушенные на руководство РККА и конструкторов, сильно затормозили разработку и доводку отечественных БПЛА и систем дистанционного управления.
    Хм, фанаты Сталина, ау!
    А с Королевым, который тоже на ниве БПЛА/"воздушных торпед" засветился, тоже правильно поступили, или "пожосче надо было с врагом-троцкистом"? Как с Лангемаком?
    "ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    по следственному делу № 19908
    по обвинению Королева Сергея Павловича
    по ст.ст. 58-7; 58-11 УК РСФСР.

    ......28 июня 1938 года НКВД СССР за принадлежность к троцкистской, вредительской организации, действовавшей в научно-исследовательском институте № 3 (НКБ СССР) был арестован и привлечен к уголовной ответственности бывший инженер указанного института Королёв Сергей Павлович.
    ......В процессе следствия Королёв признал себя виновным в том, что в троцкистско-вредительскую организацию был привлечен в 1935 году бывшим техническим директором научно-исследовательского института № 3 Лангемаком (осужден).
    ......В процессе следствия по делу Лангемака он специально о Королёве допрошен не был и об участии последнего в антисоветской организации показал, что знал об этом со слов Клейменова - бывшего директора НИИ-3 (осужден) (л.д. 41).
    ......По заданию антисоветской организации Королёв вел вредительскую работу по срыву отработки и сдачи на вооружение РККА новых образцов вооружения
    (л.д. 21-35, 53-55; 66-67, 238-239).

    ......[25 сентября 1938 года С.П. Королёв был включён в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он шёл по первой (расстрельной) категории - прим.].

    ......Решением Военной Коллегии Верховного Суда СССР от 27 сентября 1938 года Королев был осужден к 10-ти годам тюремного заключения
    [а также - к 5-ти годам поражения в правах - прим.].
    ....
    .Однако имеющимися в деле материалами следствия и документальными данными Королев изобличается в том, что:
    ......- в 1936 году вел разработку пороховой крылатой торпеды; зная заранее, что основные части этой торпеды - приборы с фотоэлементами - для управления торпеды и наведения ее на цель, не могут быть изготовлены центральной лабораторией проводной связи, Королёв с целью загрузить институт ненужной работой усиленно вел разработку ракетной части этой торпеды в 2-х вариантах;
    ......- в результате этого испытания четырех построенных Королёвым торпед показали их полную непригодность, чем нанесен был ущерб государству в сумме 120 000 рублей
    и затянута разработка других, более актуальных тем (л.д. 250-251);
    ......- в 1937 году при разработке бокового отсека торпеды (крылатой) сделал вредительский расчет, в результате чего исследовательские работы по созданию торпеды были сорваны (л.д. 23-24, 256);
    ......- искусственно задерживал сроки изготовления и испытания оборонных объектов
    (объект 212) (л.д. 21, 54, 255).

    ......На основании изложенного обвиняется
    КОРОЛЁВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ, 1906 года рождения,
    урож. гор. Житомира, русский, гр-н СССР, беспартийный,
    до ареста - инженер НИИ-3 НКБ СССР,
    в том, что:
    ......являлся с 1935 года участником троцкистской вредительской организации, по заданию которой проводил преступную работу в НИИ-3 по срыву отработки и сдачи на вооружение РККА новых образцов вооружения, т.е. в преступлениях ст.ст. 58-7, 58-11 УК РСФСР.
    ......Виновным себя признал, но впоследствии от своих показаний отказался.
    Изобличается показаниями: Клейменова, Лангемака, Глушко; показаниями свидетелей; Смирнова, Рохмачева, Костикова, Шитова, Ефремова, Букина, Душкина и актами экспертных комиссий.
    ......Дело по обвинению Королёва направить в Прокуратуру Союза ССР по подсудности.

    Обвинительное заключение составлено
    28 мая 1940 года в г. Москве.

    Следователь следчасти ГЭУ НКВД СССР,
    мл. лейтенант госбезопасности
    Рябов.

    Пом. нач. следчасти ГЭУ НКВД СССР,
    ст. лейтенант госбезопасности
    Либенсон.

    "Согласен".
    Нач. следчасти ГЭУ НКВД СССР,
    майор госбезопасности
    Влодзимирский.

    "Утверждаю".
    Зам. нач. главного экономического управления
    НКВД СССР, майор государственной безопасности
    Наседкин.

    26 мая 1940 г."
    1. +3
      21 июля 2025 15:25
      А с Королевым, который тоже на ниве БПЛА/"воздушных торпед" засветился, тоже правильно поступили, или "пожосче надо было с врагом-троцкистом"? Как с Лангемаком?
      Это всё очень блаародно, только Королёву повезло больше, чем Лангемаку, на которого Королёв сам донос несколько ранее писал.
      В 1936 году вёл разработку пороховой крылатой торпеды; зная заранее, что основные части этой торпеды — приборы с фотоэлементами — для управления торпеды и наведения её на цель, не могут быть изготовлены центральной лабораторией проводной связи, Королёв с целью загрузить институт ненужной работой усиленно вёл разработку ракетной части этой торпеды в 2-х вариантах.

      Изобличается показаниями: Клейменова, Лангемака, Глушко; показаниями свидетелей: Смирнова, Рохмачева, Костикова, Шитова, Ефремова, Букина, Душкина и актами экспертных комиссий.

      А вот работа самого С.П. Королёва.
      №1. 29 мая 1934 г. — донос Королева на Клеймёнова Тухачевскому.

      №2. 19 апреля 1938 г. — донос на новое начальство института в Октябрьский райком партии: рассказывает об интригах Слонимера и Костикова.

      №3. 10 ноября 1938 г. — письмо председателю Верховного суда СССР, где заявляет, что Костиков, Дедов, Душкин и Калянова вводят в заблуждение НКВД.

      №4. 29 ноября 1938 г. — донос Верховному Прокурору Союза ССР гр. Королев сообщает, что вёл «работу большого оборонного значения», и с его арестом на ; ней не осталось никого, «чего и добивались Костиков и его группа». Костиков же «припутал его к ранее арестованным лицам».

      №5. 3 апреля 1939 г. — донос председателю Верховного суда СССР — сообщает: «Клейменов и Костиков все годы всячески травили и дискредитировали меня и мои работы над проблемой ракетного полета, над ракетными самолетами, имеющими для СССР, особенно в настоящее время, совершенно исключительное оборонное значение».

      №6. 15 октября 1939 г. — донос Верховному прокурору Союза ССР, где Королёв обвиняет в подлой клевете Клеймёнова, Лангемака и Глушко. Также обвиняет во лжи Костикова, Душкина, Дедова и Калянову.

      №7. 22 апреля 1940 г. — рассказывает следователю о «происках Костикова и его друга Белова».

      №8. 13 июня 1940 г. — письмо на имя Л.П. Берия из Бутырской тюрьмы. Обвиняет во вредительстве и клевете Клеймёнова, Душкина, Костикова и Лангемака.

      №9. 13 июля 1940 г. — донос на имя Сталина, в котором Королёв обвиняет во вредительстве и клевете Клеймёнова, Душкина, Костикова и Лангемака.

      №10. 23 июля 1940 г. — донос Прокурору СССР о том, что "враги народа Клеймёнов и Лангемак, а также вредители Костиков, Душкин и др., подлой клеветой ввели в заблуждение
    2. +5
      21 июля 2025 15:57
      Цитата: Wildcat
      А с Королевым, который тоже на ниве БПЛА/"воздушных торпед" засветился, тоже правильно поступили, или "пожосче надо было с врагом-троцкистом"

      Читаем внимательно:
      - в 1936 году вел разработку пороховой крылатой торпеды; зная заранее, что основные части этой торпеды - приборы с фотоэлементами - для управления торпеды и наведения ее на цель, не могут быть изготовлены центральной лабораторией проводной связи, Королёв с целью загрузить институт ненужной работой усиленно вел разработку ракетной части этой торпеды в 2-х вариантах

      То есть, будущий ГК продолжал работы по крылатой торпеде, заранее зная, что готового изделия он сдать не сможет - нет и не будет системы управления. По сути, гражданин Королёв удовлетворял свои интересы по изысканиям в области реактивного движения за счёт государства, маскируя это под разработку вооружения, доя бюджет НКО и занимая КБ бесцельной работой.
      Хочешь развивать теорию? Закрой тему по торпеде и ищи деньги на тему теоретических изысканий. А не тяни деньги из Заказчика, чтобы потом заявить, что с самого начала знал - ничего не получится.

      Вот интересно, если сейчас бы какое-нибудь КБ годами вело бы работы по ракете, для которой с самого начала не было бы СУ - что сказали по этому вопросу ура-патриоты? wink
      1. +5
        22 июля 2025 10:38
        Цитата: Alexey RA
        По сути, гражданин Королёв удовлетворял свои интересы по изысканиям в области реактивного движения за счёт государства, маскируя это под разработку вооружения, доя бюджет НКО и занимая КБ бесцельной работой.

        Он был апологетом жидкостных ракет и не особо развивал направление ракет твердотопливным пороховым двигателем, возможно если бы его не убрали с руководства, то реактивных снарядов для авиации и минометов так быстро не появилось. Его и выпустили после того как стало известно о жидкостных ракетах фон Брауна. Но мы до сих пор расхлебываем отставание от США по ракетам постоянной готовности с твердотопливными двигателями.
  9. +3
    21 июля 2025 15:50
    Для испытаний ПСН-1 выделили аэродром в Кречевицах неподалёку от Новгорода

    Сигизмунд Леваневский улетал в последний полет отсюда
  10. +4
    22 июля 2025 09:49
    Ещё до начала испытаний АНТ-36 специалисты ВВС РККА заявляли, что из-за низких скоростей полета и слабого оборонительного вооружения эта машина не отвечает требованиям, выдвигающимся к самолетам бомбардировочной авиации второй половины 1930-х годов. Однако А. Н. Туполев сумел продавить проект и получить одобрение заказчика, после чего было решено запустить самолет в серию на заводе, построив первую партию машин в количестве 24 единицы.

    У военных как всегда конструктор виноват. Низкая скорость...мало бомб...надо же скорость как у истребителя, а вооружение как у линкора...
    А сами в начале войны посылали эти ТБ на верное уничтожение днем на бомбежку переправ. Также было и с торпедными катерами Туполева. Туполев построил торпедный катер для обороны военно-морских баз и для налетов на вражеские порты с использованием корабля-матки. Военные требовали одновременно скорость, мореходность и дальность действия, а у Туполева не было волшебной палочки и времени. И во время ВОВ наши адмиралы отправляли глиссерный дюралевый торпедный катер Г-5 на десантные операции для которых он не был предназначен. ТК Г-5 по замыслу конструктора должен был выскакивать из акватории ВМБ при приближении вражеских кораблей для предотвращения обстрела базы. Кстати ТК предполагалось строить как обычные, так с "волновым" управлением Бекаури, т.е. по радио, прототип современных БЭК, но нужен был комплексный подход для развития этого направления как и с телеуправляемыми танками. Но военная мысль была беднее конструкторской и все неудачи сваливали на изготовителей военной техники....Танк БТ-5,7 плохой...они его посылали в лобовую атаку, а он был спроектирован для рейдов по тылам и коммуникациям, своеобразная пуленепробиваемая кавалерия , а посылать танк легкобронированный во встречный бой, тоже самое что посылать кавалерию в атаку на пулеметы. Также генералам не захотелось иметь командирские танки, они даже посмеивались над немецкими с бутафорской деревянной пушкой. А потом Ротмистров ставил в упрек нашим конструкторам недостаточную защищенность Т-34, после того как угробил свою танковую армию на Курской дуге, управляя армией по записочкам, не пользуясь радиосвязью.Так и сейчас, лампасникам нужен неуязвимый танк, несбиваемый самолет, а задуматься о тактики применения им не хочется, вот и посылают генеральчики одиночные танки под беспилотники, а бедные танкисты варят мангалы.