16 апреля 1722 г. Петр I повелел Адмиралтейству открыть школы обучения мореходному делу

16 апреля 1722 г. Петр I повелел Адмиралтейству открыть школы обучения мореходному делу 16 апреля 1722 г. Петр I повелел Адмиралтейству открыть школы обучения морскому делу. В них должны были принимать только русских подданных. В конце своего правления Пётр Алексеевич несколько пересмотрел своё отношение к иностранцам в России. Император стал поощрять выход в отставку иностранцев, которые служили на флоте, стремился поскорее избавиться от иностранного элемента в вооружённых силах и государственных структурах, так как не чувствовал к ним полного доверия.

Проводя свои реформы, Пётр Алексеевич огромное внимание уделял организации новой регулярной армии и созданию русского военно-морского флота. Для этого изучалась организация европейских армии и флотов, их вооружение. В Россию приглашались сотни военных специалистов, научных кадров. Однако для многочисленной армии и мощного флота требовался хорошо обученный, преданный государю и Отечеству офицерский корпус. Его можно было создать только из русских. Пётр I осознанно делал ставку на русские кадры. Но для их создания нужно было создать систему военного и военно-морского образования. Еще в 1697 году в Западную Европу было отправлено для обучения воинской науке 150 стольников, сержантов и солдат.


Фактическое строительство русского флота началось ещё в 1695 году на реке Воронеж. Тогда после возвращения из неудачного первого Азовского похода Петр Алексеевич осознал необходимость боевых кораблей для ведения войны, и началось строительство Азовской флотилии. Во втором Азовском походе 1696 года уже участвовало два боевых парусных корабля, 4 брандера, 23 галеры и около 1300 стругов. 20 октября 1696 года по настоянию царя Боярская дума издала указ, было решено «морским судам быть». Этот день считается днем рождения регулярного Российского военно-морского флота. Создание Русского регулярного флота при Петре осуществлялось по нескольким главным направлениям: строительство вспомогательных судов и боевых кораблей; создание боеспособных морских соединений (флотов, флотилий, эскадр); подготовка и обучение кадров для флота; создание флотской инфраструктуры (военно-морских баз, портов, верфей, крепостей и т. д.); создание управленческой и нормативной базы.

С 1696 года корабли строили с помощью «кумпанств» (кампаний), на которые были поделены бояре, дворяне, духовенство и торговое сословие. Однако этот опыт не был положительным, и государство взяло дело строительства кораблей в свои руки. Кумпанствам перестали поручать строить корабли, они платили специальный налог. За 30 лет с 1696 по 1725 годы были созданы Азовский и Балтийский флоты, Беломорская и Каспийская флотилии. Всего было построено более сотни линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, большое количество скампавей (малых галер), бомбардирских кораблей, брандеров, до 300 транспортных судов и множество различных мелких судов. По мореходным и боевым качествам русские линейные корабли соответствовали европейским стандартам, и русский флот успешно действовал против первоклассного шведского флота во время Северной войны. Первым соединением военных кораблей стал Азовский флот, созданный для борьбы с Турцией и укрепления позиций России в Причерноморье. Он просуществовал до 1711 года, когда после неудачного Прутского похода, его корабли были частью уничтожены, часть проданы Османской империи.

Ещё в конце 1696 года в Воронеже стали создавать Адмиралтейский двор. В 1700 году в Москве был создан Приказ адмиралтейских дел, в 1707 году он был преобразован в Канцелярию Военно-Морского флота, а в 1718 году - в Адмиралтейскую коллегию. С 1724 года она получила обязанность ведать гидрографическими исследованиями.

Для успешного развития начатых в государстве преобразований требовалось большое количество подготовленных, хорошо образованных людей. Царь Пётр провозгласил «образование» государственной проблемой. В России начинают создавать учебные заведения, которые находились на полном государственном содержании. Создаваемая в России система образования была светской и готовила профессионально-технические кадры: инженеров, штурманов, картографов, артиллеристов и т. д.

Первую школу основали в Москве в Сухаревой башне. 14(25) января 1701 года был издан царский указ: «...быть Математических и Навигациях, то есть мореходных хитросно наук учению». Так была открыта первая школа, которая готовила для армии и флота моряков, инженеров, артиллеристов, геодезистов, архитекторов, гражданских чиновников, учителей в другие школы и т. д. Школу математических и навигацких наук возглавлял Яков Брюс. Она просуществовала до 1753 года, её преемником по флотской линии стал Морской шляхетский корпус. До 1706 года школа находилась в ведении Оружейной палаты (Фёдор Головин), затем перешла под контроль Приказа Морского флота, а с 1712 года - Адмиралтейской канцелярии.

Школа математических и навигацких наук стала прообразом, предтечей всей современной системы инженерно-технического образования Российского государства. Это было любимое детище государя: он часто навещал её лично, ревностно следил за успехами учеников. В школе было два отделения: навигацкое и математическое. Навигацким отделением руководил британец, профессор Абердинского (Эбердинского) университета, специалист в математике, астрономии и морских науках Генри Фарварсон. Он поступил на русскую службу в 1698 году. Математическое отделение возглавлял русский учёный-математик Леонтий Магницкий. Он был автором первой в России учебной энциклопедии по математике «Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведеная …» (1703 год). Магницкий был весьма выдающимся научным деятелем. Он владел несколькими иностранными языками, увлекался наукой, много читал. Поняв, что в России нет достойного учебного пособия по математике, он сам написал учебник.

Морские науки преподавали англичане Стефан Гвын (Гвин) и Ричард Грейс. Они русского языка не знали, преподавали на латыни, поэтому ученикам приходилось сначала изучать латинский язык, чтобы понимать лекции. Преподавателем навигацкого дела и библиотекарем школы, с почетным наименованием «царского библиотекариуса», был Василий Киприянов. Он стал первым издателем математических и географических пособий для навигаторов. Киприанов написал несколько работ и учебных пособий: «Таблицы синусов, тангенсов» (1703 и 1716 годы); краткий учебник математики на одном большом листе «Новый способ арифметики феорики или зрительные, сочинен вопросами ради удобнейшего понятия» (1703) и др. В «Арифметике» края листа были заняты портретами великих мудрецов, в середине были математические правила и действия. В верхней части листа были основные правила геометрии, астрономии, оптики, географии др. наук.

В ученики брали детей и молодых людей дворянских, чиновничьих (дьячих, подьячих) и иных чинов, в возрасте от 11 до 23 лет. Теоретически в эту школу мог попасть любой отрок, кроме крепостного сословия. В 1703 году в школе обучалось около 300 человек, в 1711 году – 500 учеников. В Навигацкой школе были дети почти всех наиболее видных аристократических фамилий России - Волконские, Лопухины, Шаховские, Хилковы, Урусовы, Долгорукие, Хованские, Прозоровские, Шереметьевы, Головины и пр. Время учёбы не было определено, в среднем учились (вместе с практикой) 10-15 лет. Плохие ученики определялись на мелкие должности в различные приказы (коллегии), в армию, на флот и т. д.

Ученики из малообеспеченных семей находились на полном государственном обеспечении. Им выделяли обмундирование: сапоги, бострог (копия с голландского платья, вроде кафтана), панталоны и шляпу. На шляпе была ленточка обозначающая принадлежность к ученикам. Кроме того, ученики были обязаны носить парики с косами, которые надо было регулярно смазывать салом и припудривать мукой. Со временем учёбу приравняли к службе и ученики стали получать кормовые деньги, их количество зависело от качества и длительности учёбы. Деньги они получали по тем временам немалые – от 36 до 54 рублей в год. К примеру, заработок литейщика тогда составлял 16-25 рублей, а пороховых дел мастеров – 40-50 рублей. Так царь хотел заинтересовать молодежь, привлечь их к учёбе. Правда, надо сказать, что платили нерегулярно. Страна была на военном положении, денег не хватало.

Знания давались весьма разносторонние. Курс обучения состоял из трёх уровней: начальная, нижняя школа (русская школа), цифровая (арифметическая) и высшая (старшая). Первая ступень была рассчитана на 1,5-2 года. В ней давались минимальные знания – правила грамматики, чтение, Закон Божий. Вторая ступень давала основы арифметики, геометрии, тригонометрии, рисования. В высшей школе изучали математическую географию, астрономию, черчение, геодезию, навигацию, кораблестроение. На этой же ступени ученики проходили долгую практику на морских кораблях, в верфях, на строительстве, в действующей армии, лабораториях, пороховых и пушечных заводах, мастерских в России и за рубежом. Так в июне 1712 года в результате смотра учеников, который провёл царь, 26 учеников было послано изучать навигацкие науки в Голландию, 22 – в Ревель, изучать немецкий язык, 16 - записали в солдаты Преображенского полка.

В первые годы в школе были большие проблемы с посещаемостью. Сухарева башня, где помещалась школа, считалась в народе местом нечистым. Некоторые ученики просто боялись туда ходить. Кроме того, среди учеников были представители богатых и знатных родов, изнеженные прежней жизнью. Поэтому царь приказал выбрать в гвардии «отставных добрых солдат» и они были при каждом классе с хлыстом в руке. Бесчинствующих учеников били, невзирая на положение их рода. Были введены весьма жестокие наказания: за побег – смертная казнь, за другие провинности – розги, галерные работы, крупные штрафы. Родителей крупно штрафовали за пропуски, до 5 рублей за один пропуск.

Методика обучения была простой: зубрежка «от сих до сих». В то время учителя не объясняли ученикам темы, они были должны сами изучить урок по учительским записям на доске и примерам из книг. Понятно, что такая методика не способствовала быстрому изучению предмета. Одним из основных предметов на столе учителя наряду с учебниками, пером и линейкой, была розга. «Розга ум вострит, помять возбуждает!» Занятия проходили в течение всего дня, за дисциплиной и порядком следил дядька (отставной солдат по указанию Петра), который бил недорослей, не особенно разбирая их сословное происхождение. Были у учеников и каникулы – с 24 декабря по 7 января (рождественские). Вместо летних каникул была практика, как правило, морская или геодезическая.


В 1715 году в Петербурге была учреждена Морская академия (Академия морской гвардии). Часть классов из Школы математических и навигацких наук (старшие классы) перевели под её начало. С учреждением академии финансовые дела у школы пошли неважно. На неё стали выделять всего 5,6 тыс. рублей (в 1713 году было 22,4 тыс. рублей), остальные деньги шли на академию. Школа стала вспомогательным учреждением при Морской академии.

В Морской академии ученикам так же, как и в школе, платили жалованье за вычетом денег на «инструмент»: в классе геометрии – по 1 руб. 45 коп. в месяц, в круглой навигации - по 2 руб. 13 коп., навигации плоской – по 2 руб. 88 коп., геодезическом классе – по 2 руб. 88 коп. Но деньги не всегда доходили до учеников. Воровство никто не отменял, особенно оно расцвело после смерти царя-реформатора.

В 1716 году было учреждено воинское звание «гардемарин» (в переводе с французского — «морской гвардеец», «страж моря»), оно считалось переходным от ученика академия к чину мичмана. После того, как академия была преобразована в Морской шляхетный кадетский корпус, гардемаринами стали называть учащихся старших классов, учеников младших классов называли кадетами.

Старания Петра I и его соратников дали хорошие всходы. Выпускники Навигацкой школы стали ценными специалистами, которые осуществили задуманную Петром государственную инструментальную съемку России, что позволило составить единую карту империи. К 1732 году из школы было направлено 111 человек для описания территории Российского государства. Выпускниками школы и академии стали многие видные деятели империи. Вице-адмирал С. Лопухин, воспитанник Навигацкой школы, одним из первых русских офицеров стал командиром корабля и отметился на своей шняве «Наталия» в Эзельском бою 1719 года. Н. Головин, которого экзаменовал лично государь Петр I, уже в кампании 1743 года командовал Балтийским флотом. Одним из первых русских командиров кораблей стал капитан-командор И. Кошелев, которому в 1725 году доверили отряд кораблей.

Московская школа, Морская академия в Петербурге стали прообразами для подобных школ, которые появились в других городах России. В 1722 году Петр I дал указание Адмиралтейству открыть школы обучения морскому делу. Первые школы были открыты в Новгороде, Вологде, Нарве и других городах. К 1727 году в них было набрано более 2 тыс. учеников. Понятно, что не все доходили до высшей ступени обучения, становились капитанами, командирами кораблей, офицерами, многим представителям торгового сословия нужно было, чтобы их дети научились писать и считать, после этого дети оставляли обучение и начинали заниматься семейным делом. Но даже так число образованных людей в России постоянно росло.

Благодаря Школе математических и навигацких наук в России стало развиваться морское, артиллерийское и горное дело, профессионально-техническое образование. В России появилась и стала укреплять свои позиции новая социальная прослойка – техническая интеллигенция.
Автор:
Самсонов Александр
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

1 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти