Перспективы развития ВКС РФ. Штурмовая авиация

30 906 58
Перспективы развития ВКС РФ. Штурмовая авиация

Начать хочу с заявления о том, что перспектив развития у штурмовой авиации нет. Исключительно для того, чтобы сэкономить время и нервы несогласным с этим высказыванием. А потом мы спокойно разберемся, что такое штурмовик и почему в будущем у него нет места в небе.

Начнем с определения.



Штурмовик — летательный аппарат, управляемый пилотом, относящийся к штурмовой авиации и предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск и морских вооружённых сил в бою, а также для прицельного поражения различных наземных и морских целей. То есть, как минимум, это самолет или (как вариант) вертолет. Пилотируемое воздушное средство. Не БПЛА.


Вот что такое в наше время штурмовик. И, чтобы нормально оценить, что этот за такое явление в воздухе, нам просто необходимо отправиться в исторический экскурс.

Вообще штурмовик, как класс авиации, изобрели русские. Это факт, если кто-то с ним хочет поспорить – не вопрос, но «Лебедь-XII» с бомбодержателями систем Шкульника или Колпакова-Мирошниченко, способными принять на борт до 50 кг мелких осколочных бомб и 7,62-мм пулеметом «Кольт» для защиты задней полусферы, был признан первым в мире штурмовиком.


После революции и Гражданской войны тема самолетов, способных оказывать поддержку пехоте и выполнять удары по ближним тылам войск противника, продолжилась. Эстафету принял штурмовик, созданный на базе поликарповского Р-5, Р-5Ш. От стандартного истребителя Р-5Ш отличался четырьмя пулеметами ШКАС на нижних крыльях, и – новинкой – выливными авиационными приборами под ними.


Дело в том, что в 20-30 годы одним из основных видов оружия для штурмовиков считалось химическое. Предусматривалось применение ВАП против пехоты, кавалерии, артиллерии и обозов. Обозы и артиллерия считались особенно уязвимыми, потому что людей там было мало, а лошадей – много. При неожиданной атаке возницы просто не успевали надеть на всех лошадей противогазы. Да и со средствами ПВО в обозах и у артиллеристов было негусто.

Один Р-5 нес 160 кг иприта или люизита. При высоте полета около 50 м он накрывал ядовитым дождем полосу 10-12 метров длиной до 200 метров.

К Второй Мировой войне концепция штурмовика сильно изменилась, в первую очередь под влиянием развития средств ПВО. Появилось бронирование, а потом конструкторы Германии и Советского Союза пришли к идее бронекороба, которую реализовали в разной степенью успешности.


Потому советский ИЛ-2, который, по сути, был универсальным ударным самолетом, прошел всю войну и пользовался заслуженным уважением на земле, то вот Hs-129, который задумывался как противотанковый самолет, имел, скажем так, эпизодические успехи.

Во Второй Мировой применялась и порочная практика зачисления в штурмовики устаревших истребителей. Эффективность от работы таких самолетов была невелика, а потери весьма приличными.

Вообще за время войны в Советском Союзе и параллельно в США было рассмотрено более 20 проектов таких самолетов в каждой стране.

После войны работы по проектам бронированных штурмовиков продолжились в нескольких КБ: Ильюшина (Ил-20, Ил-28Ш, Ил-40), Яковлева (Як-36 и Як-38) и Микояна (МиГ-15бис и СН (МиГ-17Ш). Из всего списка проектов 50-70-х годов на вооружение был принят только Як-38, который штурмовиком считался с большой натяжкой.


В штурмовики Як-38 попал из-за того, что вести воздушный бой в конце 20 века этот самолет не мог по причине отсутствия РЛС, да и набор его вооружения, в основном неуправляемого, был более характерен для штурмовика или легкого бомбардировщика, но отсутствие бронирования делало Як-38 довольно убогим штурмовиком, на уровне переделок времен Великой Отечественной войны из устаревших истребителей.

Последняя страница штурмовой авиации была написана в конце 60-х годов прошлого века, когда на конкурсе сошлись Ил-102 и Су-25, который тогда еще именовался как Т-8. Как известно, выиграл Су-25 и уже практически 45 лет этот самолет представляет собой штурмовую авиацию в ВК РФ.


И вот сегодня, в году 2025-м, говоря о перспективах развития именно пилотируемой штурмовой авиации в лице Су-25, можно с уверенностью сказать, что перспектив нет. Никаких.

45 лет – это очень большой срок. Су-25 – устоявшаяся платформа, которую практически невозможно дальше модернизировать.

В чем основная проблема Су-25? Это самолет, который предназначен для работы по оптически видимым целям. То есть, фактически от Ил-2 он ушел не очень далеко, конечно, прицелы на нем просто есть, в отличие от штурмовика Ильюшина, и прицелы современные, но нет бортовой РЛС, что автоматически ограничивает этот самолет как в выборе высот для работы, так и в выборе видов применяемого вооружения.


То есть, все тот же набор, что и 90 лет назад: свободнопадающие бомбы, реактивные снаряды, пушки. Да, если заглянуть в список вооружений Су-25, там можно найти раздел «высокоточное оружие». Под этой гордой вывеской скрываются Х25 и Х-29. Ракеты, которые старше самого Су-25, и которые точными можно назвать с большой натяжкой. Лазерная ГСН – это в наше время нечто, потому что летчик вынужден подсвечивать цель, одновременно управляя самолетом, совершая маневры и… в общем, избавь нас от такого процесса. Учитывая, что это на малой высоте, когда по штурмовику стреляет все, что может… В общем – такое себе «высокоточное оружие».

Атаковать своим набором Су-25 все еще может, и делать это он может прилично, но… если речь идет о, скажем так, террористах, вооруженных только стрелковым оружием. В боях с нормальной армией у Су-25 нет никаких шансов.

Средства защиты штурмовика совершенно устарели. Броня из титана, которая прекрасно держит пули от 7,62-мм до 14,5-мм хороша. Даже 23-мм снаряд в отдельных участках может выдержать. Но за эти 45 лет очень широкое распространение получили скорострельные пушки калибром 30-мм. И вот здесь уже ничего не поделать.

Бортовой комплекс обороны с появлением белорусского «Талисмана»/«Витебска» стал более эффективным, но увы, не на 100%. Для любого современного истребителя Су-25 – корм. Изначально предназначенные для обороны от самолетов и вертолетов ракеты «воздух-воздух» Р-60 уже просто невозможно использовать, потому их меняют на Р-73. Это очень хорошая ракета малой дальности, но вся проблема в том, что применить ее летчик Су-25 вряд ли сможет. Он просто не будет видеть цели, а вот цель – истребитель – увидит Су-25 с приличного расстояния своей РЛС и наведет свои ракеты.

По определенным причинам нет возможности сообщить на наших страницах сведения о потерянных Су-25 ВКС РФ, но я могу привести данные об украинских штурмовиках, которые ВСУ потеряли начиная с 24.02.2022 года. Это тоже довольно показательный список, причем, взятый у британцев, которые склонны скорее преуменьшить потери ВСУ.


2022 год.

24.02 Су-25 с позывным «Синий 19», пилотируемый подполковником Александром Жыбровым был сбит в районе Чаплинки российским истребителем, подполковник Жыбров погиб.


25.02 Су-25 с позывным «Синий 39», пилотируемый Геннадием Матуляком, был сбит российским истребителем недалеко от Вышгорода, Киевская область. Пилот погиб.

26.02 недалеко от Николаева, российским истребителем был сбит Су-25 с позывным «Синий 30». Пилот Александр Щербаков погиб.

26.02 Су-25М1 с позывным «Синий 31» был сбит ракетой ЗРК в районе Фёдоровки. Капитан Андрей Антихович погиб.

27.02 Су-25 с позывным «Синий 49», сбит ракетой ЗРК в Херсонской области, пилот Андрей Максимов получил ранение, но выжил и был взят в плен.

2.03 Су-25, позывной «Синий-29», пилотируемый Александром Корпаном, был сбит над Староконстантиновом Хмельницкой области. Корпан погиб.

3.03 Су-25 с позывным «Синий 40», пилотируемый капитаном Вадимом Морозом был потерян над Николаевом.

22.03 Су-25 позывной «Синий 34» был сбит российским истребителем под Мелитополем. Пилот
майор Ростислав Лазаренко катапультировался.

15.04 Су-25 сбит российским истребителем под Изюмом. Пилот, капитан Егор Середюк, погиб.

14.05 Су-25 был сбит в Гуляйполе, Запорожская область ракетой ЗРК. Пилот капитан Сергей Пархоменко погиб.

26.06 Начальник разведки 299-й бригады тактической авиации Александр Кукурба погиб во время выполнения боевого задания на своём Су-25 «Синий 16» под городом Днепр.

15.08 Су-25 полковника Юрия Похорого был потерян в ходе боевых действий с российскими войсками.

7.09 Су-25 «Синий 28» был сбит российскими войсками во время выполнения боевого задания. Пилот 299-й бригады тактической авиации Вадим Благовистный погиб.

19.09 Су-25 был сбит ЗРК «Оса» в Донецкой области, в районе села Егоровка, летчик катапультировался и был эвакуирован.

2023

06.01 Су-25 был сбит из ПЗРК над Бахмутом, летчик катапультировался и был подобран своими.

27.01 Су-25, «Синий 37» был сбит российским истребителем в районе Краматорска, пилот 299-й бригады тактической авиации Данило Мурашко погиб.

10.10 Су-25 был уничтожен ударом беспилотника ZALA «Ланцет 3» на взлётно-посадочной полосе авиабазы Долгинцево под Кривым Рогом.

2024

7.02 Су-25 из 299-й бригады тактической авиации был сбит российским Су-35 во время боевого вылета в Херсонской области. Пилот Владислав Рыков погиб.

6.06 Беспилотный летательный аппарат «Ланцет» повредил Су-25 на авиабазе в Кривом Роге так, что его невозможно было восстановить.

11.06 Су-25 был уничтожен БПЛА «Ланцет» на авиабазе в Кривом Роге.

29.07 Су-25 был уничтожен БПЛА «Ланцет» на авиабазе в Кривом Роге.

14.12 Су-25, Blue 27, из состава 299-й бригады тактической авиации был сбит российским зенитно-ракетным комплексом С-400 в районе Херсонской области. Пилот Владислав Игоревич Солоп погиб.

Это, конечно, неполный список потерь Су-25 ВВС ВСУ, я умышленно изъял самолеты, которые были уничтожены ракетными ударами на аэродромах. Но и того, что есть, более чем достаточно для того, чтобы иллюстрировать две вещи. Первая: у Су-25 очень много врагов. Вторая: летчику штурмовика выжить практически нереально. Из 22 приведенных статистических случаев, ракеты, сбившие Су-25 забирали и летчика в 13 случаях. Если из 22 потерь вычесть 4, когда Су-25 были уничтожены на аэродромах ударами БПЛА, то вообще получается очень печальная статистика. 13 из 18.

В целом картина весьма удручающая и целесообразность применения штурмовика в современном конфликте вызывает сомнения. Да, против террористов в сирийской пустыне – это одно, а против армии, у которой есть современные ЗРК и авиация – совсем другое.

Но самое печальное для штурмовика Су-25 в нашей истории то, что ему есть замена. Причем, более эффективная, чем самолет.

Все уже поняли, что речь пойдет о БПЛА-камикадзе.


Действительно, сегодня эти аппараты приносят намного больше ущерба, чем вся авиация, вместе взятая. И действительно, если сравнить дрон и штурмовик, то у беспилотника преимуществ намного больше:
1. Его пилот сидит на земле, на безопасном (почти) расстоянии от цели.

2. БПЛА точнее. Причем, он намного точнее, чем вся неуправляемая номенклатура Су-25. Он даже точнее, чем «высокоточная» номенклатура Су-25. И 10 кг взрывчатки дрона могут реально оказаться более эффективными, чем 500 кг в ФАБ-500, поскольку бомба долбанет там, куда упадет, а дрон – там, где надо.

3. БПЛА дешевле. За то количество денег, которое может упасть на землю в виде сбитого Су-25, не успевшего сделать ни одного пуска (с учетом амортизации и старости не менее 10 млн долларов), можно просто изуродовать до неузнаваемости передний край отдельно взятой части противника именно беспилотниками.


4. Ну и повторюсь, но это главное: в случае, если БПЛА будет сбит, его оператор чертыхнется, возьмет другой дрон и полетит к цели. Летчик это вряд ли сможет сделать по вышеприведенным причинам.

Итого: Су-25 – это устаревший морально и физически самолет, абсолютно беззащитный перед современными средствами поражения и с устаревшим вооружением.

Даже нашумевшая и от души разрекламированная в эпоху эффективного менеджмента МО РФ модернизация Су-25СМ3 не может отвечать современным требованиям. Хорошо, добавили систему спутниковой навигации ГЛОНАСС, которая может позволить летать при «нулевой» видимости. Полезно. Прицельный комплекс ПНК СВП-24-25 (вариант СВП-24 «Гефест» для Су-25), который «позволяет повысить точность неуправляемых авиационных средств поражения до уровня управляемого оружия» — ну это так себе вообще, впрочем, кто хочет верить – пусть верит.

Штурмовик без РЛС, использующий неуправляемые средства поражения – это сегодня реально позавчерашний день. Управляемый дрон-камикадзе – это высокоточное оружие, которое на несколько порядков превышает все возможности штурмовика.

В целом не просто так велением Верховного Главнокомандующего и президента России форум «Армия-2025» отменен в угоду форуму «Беспилотные системы: технологии будущего», который пройдет в Сколково с 7 по 17 августа 2025 года.

Приоритеты расставлены.

Впрочем, они расставлены давно. Тогда, когда появились разработки по темам перспективных истребителя и бомбардировщика, и даже перехватчика. Но вот штурмового направления, ПАК ША, мы не увидели.

Немудрено и логично? Да, вполне.

И здесь все просто: надо уметь прощаться. Нет ничего вечного, и более современные системы вооружений рано или поздно сменяют старые, хоть и привычные. Мушкет и аркебуз сменили в свое время лук и арбалет, автомат сменил трехлинейку, а реактивный самолет занял место поршневого.

Так и штурмовой авиации пришла пора уходить в историю. По крайней мере, после Су-25 (над этим тоже стоит задуматься) ни одна страна в мире не разрабатывала самолетов этого класса. И не будет уже разрабатывать. Су-25 – последний представитель.

Конечно, «Грачей» еще много летает, особенно в странах победнее, но уже сняты и отправлены на покой китайские Q-5, немецкие «Торнадо», да и в США уже не первый год решают, что им делать с их А-10. Хотя как раз США, любителям навести порядок в странах третьего и четвертого мира, шайтан-леталка «Бородавочник» может и пригодится.

В нашем же случае Су-25 будут летать еще какое-то количество времени, до окончательного израсходования ресурса оставшихся самолетов, после чего штурмовая авиация России окончательно уйдет в историю. Самолеты, которые с дистанции прямой видимости могли утюжить передний край обороны противника прекратят свою работу, поскольку в той же СВО и переднего края, как такового, нет. И рассредоточенность войск очень высокая, РСЗО и тактические ракеты воспитали уже личный состав по обе стороны.

Да и зачем все это, лихие штурмовые атаки, если оператор способен положить дрон туда, куда посчитает нужным с абсолютно безопасного для себя расстояния? Как на аэродроме Кривого Рога наши операторы спокойно жгли украинские Су-25. А если действительно надо будет нанести удар чем-то потяжелее, чем 5-10 кг взрывчатки у дрона, так Су-30 преспокойно и главное – более точно, чем у Су-25 положит ракету. И самолет будет находиться на безопасном расстоянии, и вести и корректировать ракету будет оператор, не отвлекая летчика. Ну а если надо будет положить что-то совсем крупное, для этого есть Су-34, оператор которого тоже доведет фугасную бомбу с УМПК до закономерного финала.

Вот такая перспектива для штурмовиков. Финал окончательный и бесповоротный, и кто бы что не говорил, какие бы прожекты не строили в интернете, надо уметь признавать: эпоха слепых и глухих самолетов с неуправляемым вооружением прошла окончательно и бесповоротно. Наверное, приятный момент, что последний «чистый» штурмовик мира – наш Су-25, прошедший не один десяток войн и конфликтов, но будущее за более экономичными во всех отношениях БПЛА и современными истребителями-бомбардировщиками.
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    Сегодня, 04:01
    последний «чистый» штурмовик мира – наш Су-25,
    "Всему на свете выходят сроки"....
    1. -1
      Сегодня, 07:23
      Автору - плюс. Еще ДО писали про замену штурмовиков- БПЛА. Было много статей и исследований. Управляемой человеком авиации условного "переднего края" конец.
    2. 0
      Сегодня, 11:25
      Касаемо Су-25, да самолет устарел, любому самолету когда то приходится уходить на пенсию. Но на счет штурмовой авиации, я бы повременил с похоронами (ее уже не первый раз хоронят). Просто на данный момент нет прорывных открытий применимых для развития штурмовой авиации. Не исключаю, что в какой то момент и прицельные комплексы и ряд вооружения для штурмовиков опять позволят создать самолет с эффективностью как у Су-25 на поле боя в свое время. Что касается БПЛА, рано на них корону вешать, системы борьбы с БПЛА только на стадии становления и выработки тактики и стратегии борьбы с БПЛА. Извечная проблема противостояния "брони и снаряда". Если рассуждать про БПЛА как автор, то все можно похоронить и оставить только БПЛА.
  2. +1
    Сегодня, 04:27
    Все уже поняли, что речь пойдет о БПЛА-камикадзе

    Почему бы не сделать его тандемом с СУ-25..использовать штурмовик как средство доставки до переднего края...это увеличит дальность применения БПЛА значительно.
    Особенно позабавило применение НУРСов на штурмовике...выпускают их навскидку на авось по площадным целям...попадет не попадет...а черт его знает...напрасный расход боекомплекта.
    1. +2
      Сегодня, 06:26
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Почему бы не сделать его тандемом с СУ-25

      Потому что проще сделать тандем с образно Як-18, куда дешевле выйдет.
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      .выпускают их навскидку на авось по площадным целям...

      С кабрирования
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      напрасный расход боекомплекта.

      На складах их просто море накопилось
    2. +3
      Сегодня, 08:29
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Почему бы не сделать его тандемом с СУ-25..использовать штурмовик как средство доставки до переднего края
      От такого применения наша армия быстро останется без штанов. Дорого...
  3. +3
    Сегодня, 04:29
    Сравнивать надо тогда и количество и стоимость Су-25 и Ил-2. Вся авиация по сути отлеталась - дроны на любых высотах как разведка, на малых как штурмовики-камикадзе, выше уже спутники. А самолеты делают в год в том количестве которые в одном нормальном бою выносили за раз лет 50 и более назад. Сколько Израиль самолетов отправлял разом на Иран ?! Сколько Пакистан и Индия за раз подняли своих самолетов ?! И сейчас все так пересчитывать надо - все дорого. Танки дорогие, самолеты тоже. Морские корабли получают проблемы от моторных лодок. Людей миллионами класть в могилы ни кто не даст - скорее в революциях все у себя на родине переубивают (что так и идет везде). Ничего нового особо не придумали - только цены задраны на все в космос. Мотоциклы же вернули в армию. А где то и лошадей по новому запрягут - если найдут где их взять. Цены на лошадь или коня щас как на некоторые новые мотоциклы... Головой надо думать что и где применять - один черт даже боевой лазер не отменит применение простой палки или ножа в бою.
    1. +1
      Сегодня, 05:03
      Цитата: Виктор Чужой
      даже боевой лазер не отменит применение простой палки или ножа в бою
      Красиво сказано! С меня жирный плюс!
    2. +5
      Сегодня, 07:29
      Головой надо думать что и где применять - один черт даже боевой лазер не отменит применение простой палки или ножа в бою.

      Полностью поддерживаю! +++++++
      Уже были статьи на ВО - танки устарели, их жгут; БМП тоже устарели, их тоже жгут и тэдэ.
      А чем воевать-то тогда?
      А может это в консерватории что-то не так?
  4. +1
    Сегодня, 04:37
    "Грач" и в момент появления не то, что бы был сильно нужен, ведь даже военные не до конца понимали необходимо ли восстанавливать штурмовую авиацию. По итогу "Сухие" буквально сами написали ТТЗ под свой же самолет. Афганистан конечно сыграл на руку, но даже там из-за появления продвинутых ПЗРК штурмовикам было предписано работать бомбами с больших высот, низведя их до уровня средненьких истребителей-бомбардировщиков.
    1. +3
      Сегодня, 06:30
      Цитата: bulatmuhamadeev
      ведь даже военные не до конца понимали необходимо ли восстанавливать штурмовую авиацию. По итогу "Сухие" буквально сами написали ТТЗ под свой же самолет.

      Они пропихнули эрзац, который не соответствовал требованиям, т.к. военные хотели штурмовик способный уничтожать танки, т.е. попадать в них, а не делать вид. На что им пообещали, что следующий будет именно такой (Су-25Т), но как обычно обманули.
      1. +1
        Сегодня, 10:56
        На что им пообещали, что следующий будет именно такой (Су-25Т), но как обычно обманули.

        Су-25Т / Су-37 сделали. Он хорошо себя показал в Эфиопии.
      2. 0
        Сегодня, 11:13
        Цитата: Дырокол
        На что им пообещали, что следующий будет именно такой (Су-25Т), но как обычно обманули.

        Не обманули - противотанковый штурмовик "Сухие" сделали. И даже в металле. И он даже летал и испытывался в том числе на боевое применение.
        Проблема оказалась не в железе, а в "кожаном мешке". © Для работы на этом штурмовике не подходили даже лётчики-испытатели - нагрузка на единственного члена экипажа при боевом вылете на условном ЕТВД оказалась запредельной.
  5. +10
    Сегодня, 04:37
    Авиация не исключение: Ту-95, В-52, F-15, F-16, Су-27, Су-25 – они все так же актуальны.

    Да Вы шутите, вот буквально выходила статья под названием : Главное — не знать про эти поколения посвященная МиГ, и цитата из этой же статьи. Здесь уже нет никаких перспектив. А в статье Не плачь о нем, пока он живой хоронили ТУ-95, я просто запутался уже какая техника хорошая и еще полетает, а какая уже все. А то получается как карта ляжет, сегодня плохой, завтра хороший, послезавтра уже ничего...
    1. +10
      Сегодня, 05:01
      А то получается как карта ляжет, сегодня плохой, завтра хороший, послезавтра уже ничего...

      Зато авторский гонорар стабильный!
    2. +2
      Сегодня, 05:05
      Цитата: turembo
      хоронили ТУ-95, я просто запутался
      Я тоже запутался. Неужели, ещё что-то осталось? wink
    3. -1
      Сегодня, 09:27
      Так разные классы.
      Статья про МиГ всë же посвящена истребителю, который с обновлением своего оборудования (в первую очередь РЛС) свои возможности только расширял, а лётные характеристики заложенных в самом начале, до сих пор хватает для быстрых атак и перехватов. Главное ставить новое оборудование ииракеты под пилоты (для 80% задачь, хватит и 4-5 точек подвески).

      А тут штурмовик.
      Самолёт которы й должен Максимально близко и низко подлетать к ЛБС, при том что он не быстрый (ограничение лётных характеристик для работы по наземным целям) и не имеет возможности применять высокоточное вооружённие. А средств его защиты и маневрености, с трудом хватает защититься даже от ПЗРК. А более серьёзные средства ПВО, без проблем его уничтожают.
      Можно конечно попробовать использовать его как ударный истребитель - атака с большой высоты и на приличном расстоянии с быстрым отступлением сразу после атаки.
      Но РЛС к него для этого нет, желательное наличие второго оператора тоже. Из-за аэродинамики и компоновки - быстро летать не сможет. Да, много точек подвески. Но сейчас у некоторых тяжёлых самолëтов их больше чем у Грача.

      Вот и получается что МиГ вне поколения, а Грач уже доживает своë и перспектив остаться у него нет
  6. +4
    Сегодня, 05:00
    Вот и штурмовую авиацию похоронили. Что ещё осталось? wink
  7. -3
    Сегодня, 05:25
    Су 25 огромные перспективы, если сделать его беспилотным!!!
    1. +2
      Сегодня, 05:59
      Цитата: Умник
      Су 25 огромные перспективы, если сделать его беспилотным!!!

      Во-первых, не беспилотным, а дистанционно управляемым.
      Во-вторых переделывал пилотируемые аппараты под дистанционно управляемые - бесперспективно.
    2. 0
      Сегодня, 08:13
      Цитата: Умник
      Су 25 огромные перспективы, если сделать его беспилотным!!!

      Если только в качестве Ju 88 в спарке "Мистель".
  8. 0
    Сегодня, 05:38
    Вот кто бы раньше подумал что на войне пригодятся охотничьи дробовики против малых микро летательных аппаратов (БПЛА)? И СУ-25 пригодится, если ещё и модернизировать его по путьнему и разработать свою тактику применения. С РЭБ и точным прицелом и в любое время суток. Есть вертолёты с ограниченной скоростью, есть истребители- бомбардировщики, есть истребители и каждый по скорости и дальности занимает свою нишу на поле боя. Пока Су-25 воюет в своей нише. Войскам решать ведущим войну нужен он на фронте или нет.
  9. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
  10. +2
    Сегодня, 05:56
    При нынешнем развитии средств связи, а так же средств ПВО, перспективы пилотируемых летательных аппаратов очень туманны.
    Да, если у противника нет ПВО в достаточном количестве, то самолеты еще послужат, в противном случае будущие за дистанционно управляемыми летательными аппаратами.
    Современные протоколы шумоподобной беспроводной связи практически невозможно заглушить.
    Современные самолеты не в состоянии выявлять местоположение современных (выпущенных с 80-х годов прошлого века) радаров. При нынешнем развитии ПВО - любой летательный аппарат - это камикадзе, не важно сидит в нем пилот или нет.
    1. +2
      Сегодня, 09:44
      Только если обе стороны немного не способны на господство в воздухе, потому что в своё время «забили» на это и не занимались толком развитием ВВС… если у ВВС есть эскадрильи «охотников за радарами», есть хорошие «летающие радары» в нужных количествах, есть специализированные самолёты РЭБ, есть качественные высокоточные ракеты и бомбы, то никакая ПВО не спасёт… мало просто сделать один хороший истребитель или комплекс ПВО (которые кстати себя толком и не зарекомендовали, тк для результата нужна система, и хороши только на бумаге) и полировать на них одно место перед зеркалом, нужна система… Иран что-то смог сделать? Его почти 2 недели избивали как ребёнка, а ведь до этого все писали в духе «Буш, не стоит шутить с войной»(кто вспомнил, тот вспомнил). Дроны прекрасное дополнение к прочим средствам поражения, но не более. При манёвренной войне им мешает логистика и скорость - расход большой, скорость и дальность маленькие.
      А касательно штурмовиков - их сгубило развитие многоцелевых самолётов… лучше иметь 2 многоцелевых самолета, которые могут и «бабах» вроде джейдам/УМПК сбросить и УРВВ запустить, чем один истребить и один штурмовик. Фактически только две страны в мире после ВМВ могли себе экономически позволить развитие штурмовиков как класса, и только у них они были, и если исключить США, то сегодня штурмовики всем в мире достались от союза, либо при развале либо по низкой цене на «барахолке», именно как дешёвые машины… никто в здравом все новые самолёты не заказал
    2. +1
      Сегодня, 09:50
      Современные самолеты не в состоянии выявлять местоположение современных (выпущенных с 80-х годов прошлого века) радаров.

      Извините, что спрашиваю- а почему?
  11. +5
    Сегодня, 06:00
    Вроде была уже раньше статья такая, решили повторить?
  12. +4
    Сегодня, 06:04
    Начать хочу с заявления о том, что перспектив развития у штурмовой авиации нет. Исключительно для того, чтобы сэкономить время и нервы несогласным с этим высказыванием.
    Зенитная артиллерия, истребительная авиация, ЗРК, ЗРПК, ПЗРК(отдельно). И каждый раз очередные похороны штурмовой авиации - авиации поля боя ... До очередной войны. Безо всяких споров и нервотрёпки, несмотря на безапеляционные заявления продвинутых спецов и их "железную" аргументацию. Посмотрим чем всё закончится на этот раз. У меня предчувствие, что разработкой, причём в пожарном порядке, очередного штурмовика актуального проекта и обязательно в двух вариантах из которых останется только пилотируемый. И не надо нервотрёпки, это просто предчуствие.
    1. 0
      Сегодня, 06:40
      Цитата: ИВЗ
      И каждый раз очередные похороны штурмовой авиации - авиации поля боя

      ПЗРК давно поставили жирный крест на применении штурмовой авиации. Кто имел возможности давно пришли к концепции "летай выше и подальше" придумав средства обнаружения наземных целей позволяющие это делать и соответствующие АСП.
      1. +3
        Сегодня, 06:52
        давно пришли к концепции "летай выше и подальше"
        Вы имеете в виду поражение крупных стационарных целей? А при чём здесь авиация поля боя? Это во-первых, А во-вторых, кто имел возможность давно обзавелись соответствующими средствами ПВО. Поэтому концепция, если это не Израиль против ХАМАС, звучит как "подальше, но пониже". ПЗРК здорово снизили эффективность применения ША, примерно в той же степени, что и ЗРК снизили эффективность применения авиации вообще. Но средства противодействия им также совершенствуются и будут совершенствоваться далее, так что ставить кресты, да ещё жирные, основываясь на применении новейших ПЗРК против самолётов полувекового возраста, у которых от старости крылья сами отваливаются, некорректно.
        1. -1
          Сегодня, 07:01
          Цитата: ИВЗ
          Вы имеете в виду поражение крупных стационарных целей? А при чём здесь авиация поля боя?

          Нет, именно движущиеся цели.
          Цитата: ИВЗ
          ЗРК снизили эффективность применения авиации вообще

          ЗРК по причине своей заметности во время работы неспособны заметно снизить эффективность авиации. Вы слишком преувеличиваете значение ЗРК. Они сильны в едином информационном поле, когда налажено централизованное управление. Если ВВС противника уничтожает ключевые объекты ПВО, то оборона из централизованной переходит в очаговую и легко купируется. Единственно, что невозможно купировать, это ПЗРК, поэтому и следует держаться вне его доступности.
    2. -1
      Сегодня, 07:07
      Цитата: ИВЗ
      И каждый раз очередные похороны штурмовой авиации - авиации поля боя ... До очередной войны.

      Вот очередная война ее и похоронила... Как, в свое время, была похоронена конница. Новое время - новые войны. Когда стали клепать дроны, как патроны 7.62х39(утрирую, конечно laughing ) нет смысла отправлять на верную смерть пилота на дорогущем дивайсе под прицел ПЗРК, которые тоже клепают, как патроны( laughing ) и прочих ЗРК. То же самое относится к танкам, на котоорые понаклепали дронов и ПТРК немеряно. И текущая война это очень наглядно показала.
      Все - ИМХО!
  13. +4
    Сегодня, 06:18
    Ну почему, Су-25 к примеру могут за дронами гонятся, а их бандеровцы сотнями запускают, контейнер с РЛС подвесить и вперед, гш-23 и р-60 в базе есть, при близком подрыве дронов есть немного брони.
  14. +2
    Сегодня, 06:32
    Цитата: Дырокол
    Потому что проще сделать тандем с образно Як-18, куда дешевле выйдет.

    У ЯК - 18 скорость никудышная и боеприпасов на борт он мизер может взять.
    А вот в контейнер для БПЛА дронов куда больше можно загнать...получится рой дронов-камикадзе...это уже серьёзней будет.
    СУ-25 спокойно все это хозяйство может донести до передовой.
  15. +3
    Сегодня, 06:41
    Не знаю что хотел отменить автор, но отмена авиации поля боя - это отмена авиации целиком. Стратегическая авиация - это летающие ПУ ядерных ракет, а истребитель - щит против неё. Летают высоко, до поля боя им дела нет. Думаете дроны всё могут? Даже оптоволокно не всегда и не везде может уверенно поразить противника в его оперативном тылу. Это сколько понадобится волокна, чтобы достать дальнобойную гаубицу или ЗРК?

    Пока автор отменил только одну модель. А я бы на его месте предложил подумать не об отмене а о перевооружении штурмовиков (в отношении радиотехники и вооружения) и о концепции истребителя поля боя для сопровождения и прикрытия штурмовиков от ЗРК и дронов.
    1. 0
      Сегодня, 08:42
      Цитата: Юрась_Беларусь
      А я бы на его месте предложил подумать не об отмене а о перевооружении штурмовиков
      Все дело в том, что на сегодняшний день появились альтернативные способы для поддержки наземных войск и нанесения ударов - это беспилотные летательные аппараты и, частично, высокоточные ракетные комплексы...

      А если штурмовики и смогут где-то раскрыть свой потенциал, то только в зоне со слабой наземной ПВО и полным отсутствием истребительной авиации, например, для борьбы с папуасами и разного рода повстанцами и сепаратистами в странах Третьего мира. Для современной же войны эти самолеты, увы, но фактически больше не годятся...
    2. 0
      Сегодня, 11:20
      Цитата: Юрась_Беларусь
      Пока автор отменил только одну модель. А я бы на его месте предложил подумать не об отмене а о перевооружении штурмовиков (в отношении радиотехники и вооружения)

      При перевооружении штурмовика под современное поле боя он превращается в истребитель-бомбардировщик. smile
      Потому что сначала для сокращения потерь от ПВО увеличивают дальность применения бортового вооружения - самолёт уходит с линии фронта. В результате оказывается, что броня уже не нужна - МЗА и ПЗРК до перевооружённого штурмовика" уже не достают, а против ЗУР МД и СД броня бессильна. Так что броню разменивают на боевую нагрузку, БКО и оператора вооружений.
      В итоге получается классический ИБ.
      1. 0
        Сегодня, 11:27
        "Истребитель-бомбардировщик" - так называют истребитель, который при случае может отработать по наземным целям. Другими словами, это не штурмовая авиация, которая должна работать по по наземному противнику в оперативно-тактической зоне. К тому же штурмовая авиация должна выполнять заказы наземных частей и подразделений для устранения внезапно появляющихся угроз. Штурмовик привязан к земле - там его цели.
  16. -3
    Сегодня, 06:44
    Начать хочу с заявления о том, что перспектив развития у штурмовой авиации нет.

    На этом чтение статьи завершил. Зачем читать доказательства очевидных вещей. После появления массового количества БПЛА рисковать жизнями лётчиков просто преступно.
  17. -2
    Сегодня, 06:46
    Автор прав, время Су-25 и иже с ним давно прошло. Вот только его вера в всемогущество дронов несколько зашкаливает. То что дроны сегодня наводят ужас с обоих сторон ЛБС это всего лишь показатель технической отсталости этих сторон. С армией тех же США или Китая такое не прокатило бы.
    1. -1
      Сегодня, 07:45
      Цитата: Дырокол
      То что дроны сегодня наводят ужас с обоих сторон ЛБС это всего лишь показатель технической отсталости этих сторон. С армией тех же США или Китая такое не прокатило бы.

      Это все мечта о "вундерваффе".
      Плюс к тому - клиповость современного мышления, привитая интернетом.
      Можно думать об одном виде вооружения - дронах. можно о втором - Су-35, и даже о третьем - пехотинце.
      Но на том - все.
      Что видов вооружения может быть 10 и больше - современному пользователю и потребителю не по силам.
      а то, что они должны еще и взаимодействовать - это не по силам даже генералам...
      Сарказм, если кто не понял - но вообще наши реалии к этому близки.
  18. +9
    Сегодня, 06:58
    Скоморозов колесную артиллерию отменил, танки отменил, корабли отменил, су 25 о менил, что там еще.... Великий отменитель!!!
    1. 0
      Сегодня, 10:53
      Цитата: Андрей ВОВ
      Скоморозов колесную артиллерию отменил, танки отменил, корабли отменил, су 25 о менил, что там еще....
      Осталось армию отменить wink wink
  19. bar
    0
    Сегодня, 07:08
    Цитата: Тот же ЛЕХА
    Все уже поняли, что речь пойдет о БПЛА-камикадзе

    Почему бы не сделать его тандемом с СУ-25..использовать штурмовик как средство доставки до переднего края...

    Наверное потому, что сейчас "передний край" понятие весьма условное.
  20. -2
    Сегодня, 07:46
    Развитие у штурмовой авиации есть, просто потому именно она первая должна стать беспилотной. Более того, как только она станет беспилотной, она сможет опять стать штурмовой, а не кабрирующей...
    По уму именно штурмовики и ударные вертушки должны стать беспилотными в первую очередь.
  21. 0
    Сегодня, 08:06
    Решение снять все А10 с вооружения принято 2 недели назад
    1. +1
      Сегодня, 10:02
      Удивительно, что так долго продержался. С А-10- особая ситуация, фактически самолет пристроили к пушке, а не как классически- пушку к самолету. В результате теоретически можно использовать подвесные прицельные контейнеры и управляемое оружие для ударов с достаточно большой дальности, но пушка- основное оружие А-10- остаётся бессмысленным балластом.
      1. 0
        Сегодня, 10:57
        Цитата: solar
        пушка- основное оружие А-10- остаётся бессмысленным балластом.
        Так А-4 изначально и создавался как истребитель танков. Это уже на него потом налепили все, что только можно на него налепить wink
      2. 0
        Сегодня, 11:27
        Цитата: solar
        Удивительно, что так долго продержался.

        Ничего удивительного. А-10 - это самолёт однополярного мира, в котором у США сравнимых противников нет, и все боевые действия сводятся к локальным войнам с курощением диких зусулов.
        В этих конфликтах стоимость типовой цели (расчёт китайского ДШК, старая "тойота" и т.д.) кратно меньше стоимости самого дешёвого управляемого боеприпаса. А у противника практически отсутствуют средства ПВО, кроме ККП и редких ПЗРК.
        Так что А-10 с его брррррт в таких условиях идеален и экономичен.

        Но как только концепция поменялась, и в перспективе замаячили войны средней и большой интенсивности - так руководство ВВС США, ранее спускавшее на тормозах все планы по перевооружению с А-10 на F-35 (вплоть до издевательских требований по пушечной штурмовке "пингвином" наземных целей), тут же переобулось в прыжке и решило списывать А-10.
  22. 0
    Сегодня, 08:24
    Осознание роли штурмовика в современной войне пришло еще задолго до начала СВО, когда наша армейская и штурмовая авиация в Афганистане начали нести потери от переносных комплексов, а в особенности от появления Stinger, способного удерживать цель в очень непростой фоновой обстановке и умеющего распознавать тепловые ловушки (последние модели). На ум сразу же приходит Руцкой, которого на его Су-25 сбивали два раза какие-то малограмотные погонщики ослов и баранов. Пишу по памяти, но за время афганской войны только от одних Stinger было потеряно что-то около двухсотпятидесяти самолетов и вертолетов...

    Ну и американцы от нас тоже не отставали - от талибских ПЗРК, в том числе и от когда-то переданных моджахедам Stinger, было сбито несколько A-10 Thunderbolt II. И американцы тоже ломают голову, что им делать со своими штурмовиками, у которых слишком уж узкая сфера применения, которую с легкостью могут заполнить и истребители-бомбардировщики. И желая избавиться от ставших ненужными штурмовиков, обсуждалась даже идея передать А-10 Украине, однако американские военные справедливо опасались, что их штурмовики станут легкой добычей для российского ПВО...
    1. 0
      Сегодня, 11:30
      Цитата: Luminman
      Осознание роли штурмовика в современной войне пришло еще задолго до начала СВО, когда наша армейская и штурмовая авиация в Афганистане начали нести потери от переносных комплексов, а в особенности от появления Stinger, способного удерживать цель в очень непростой фоновой обстановке и умеющего распознавать тепловые ловушки (последние модели).

      Угу... причём после появления "Стингеров", Су-25 в Афгане фактически перешли к тактике ИБА. Никаких "висений" над целью, никаких многократных заходов - полёт к цели и от цели на большой высоте, один-два захода с разгрузкой всех подвесок - и возврат домой.
  23. 0
    Сегодня, 08:34
    Так речь о Су 25 или о штурмовиках вцелом?
    Легкие однодвигательные истребители тоже поливали чем только можно. Однако сейчас они очень нужны но их нет.
    Штурмовик армии нужен. И будет нужен очень долго. Просто правильный штурмовик и под правильные цели. Войны с тапочниками и принуждения к миру никто не отменял. И там штурмовик пригодится. Что то типа Тукано. Легкое и недорогое. И правильно оборудованное..
    Кричать ненужно, устарело можно сколь угодно громко. Но практика показывает что подобные крики часто ошибочны.
  24. +1
    Сегодня, 09:00
    "...оператор которого тоже доведет фугасную бомбу с УМПК до закономерного финала"...
    Это просто неудачный оборот речи, или автор действительно считает, что бомбой с УМПК управляет (ведет) штурман (оператор)? Может, я что-то не знаю?
    1. +1
      Сегодня, 11:01
      Может, я что-то не знаю?

      У этого автора всегда много "открытий чудных". У него и
      "Лебедь-XII" с бомбодержателями систем Шкульника или Колпакова-Мирошниченко, способными принять на борт до 50 кг мелких осколочных бомб и 7,62-мм пулеметом «Кольт» для защиты задней полусферы, был признан первым в мире штурмовиком.

      Правда где и кем признан, автор не уточняет.
  25. 0
    Сегодня, 09:14
    сейчас беспилотные системы переживают свой расцвет,но будет и закат и возможно скоро ,придумают средства от них,я имею ввиду все эти мавики FPV, сделают глушилки,возможно лазеры или электромагнитные излучатели,возможно изобретут карманную ЗРК носимую на спине.
  26. +1
    Сегодня, 09:40
    А в России ни у чего перспектив нет: ни у штурмовиков, ни у авианосцев, ни у танков, ни у стратегических бомбардировщиков, ни у истребителей 5 поколения, ни у гражданских авиалайнеров, ни у автопрома
  27. 0
    Сегодня, 09:42
    До той поры пока будет актуальна наземная война- будет актуальна и бронетехника, а против нее нужны штурмовики. Тот факт что минобороны вместо модернизации до уровня шикарного Су25Т(М )выбрали ужасный вариант Су25СМ не говорит о том что Су25 "плох", тем более есть оговорка о "войне с террористами", после СВО История не завершается, и против нас будут провоцировать прокси-конфликты. К тому же давно пора разработать аналог Хеллфаера с лазерным наведением и дальностью 20км (такое изделие уж явно не сложнее чем Краснополь) и на тот же Су25 можно подвешивать до 16 таких ракет
  28. 0
    Сегодня, 10:42
    Автор в плену заблуждений про БКО (бортовой комплекс обороны), написав "белорусского «Талисмана»/«Витебска»". Здесь белорусский только "Талисман", а "Витебск" - это российский. Вот так заблуждается все наши ВКС, думая, что это одно и тоже. Это несопоставимые по эффективности комплексы. Беларусы все свои Су-25 оснастили "Талисманами". В России их нет.
  29. 0
    Сегодня, 10:44
    Вопрос с классическими штурмовиками можно считать закрытым: в современных условиях его можно безнаказанно применять по прямому назначению только против дикарей с луком и стрелами, во всех других случаях они будут нести большие потери. Идеи "приспособить" тот же Су-25 к современным условиям, поставив на него оружие дальнего действия, позволяющее не входить в зону поражения средств ПВО, вызывает резонный вопрос "а зачем" - все это же может делать гораздо более дешевый небронированный самолет? В итоге в современных реалиях Су-25 - это низкоскоростной, маловысотный и прожорливый самолет с маленьким радиусом действия, плюс слепой и с очень ограниченной номенклатурой средств поражения.
    Таким образом, я пришел к выводу, что роль непосредственной поддержки на поле боя надо оставить вертолетам и дронам, а штурмовики как класс на данном этапе перспектив не имеют.
    Также считаю, что армии очень не хватает самолета, аналога Ил-28. Во-первых такой самолет может применяться по прямому назначению как бомбардировщик и сбрасывать бомбы как с УМПК не входя в зону поражения ПВО, так и обычные со средних и больших высот при подавленных комплексах ПВО, при этом находясь выше зоны войсковой ПВО. Также, исходя из опыта применения Ил-28, он может использоваться как легкий транспортник для доставки грузов и десантирования ДРГ. Большой внутренний отсек позволит также создать на его базе специализированные самолеты: РЭБ, РТР, ретранслятор и т. д.
  30. 0
    Сегодня, 11:25
    В случае большой войны, когда уничтожаются тылы и целые заводы, в том числе с чипами и платами управления для тех же бпла, они закончатся гораздо быстрее, чем в текущем конфликте. Время штурмовиков ушло кажется безвозвратно и конечно это истина, но до текущего конфликта уже никто не думал, что т55, т62 и старые бтр кто-то с запасников доставать будет.