Гибель минзага «Ульм»

13 485 48
Гибель минзага «Ульм»
«Ульм» в камуфляжной окраске, 1940-1941 гг.


В годы Второй мировой войны германский ВМФ (Кригсмарине) уделял большое внимание ведению минной войны на море. Мины выставлялись с надводных кораблей, подводных лодок и самолетов на всех театрах военных действий. Об эффективности этих действий свидетельствует полная блокада советского флота в Финском заливе.



В то же время надводных минных заградителей специальной постройки в Кригсмарине не было, и пришлось переоборудовать для этой цели паромы и другие торговые суда. Одним из таких минзагов стал «Ульм» (“Ulm”).

Это рефрижераторное судно было сдано заказчику (компании “Norddeutsche Lloyd”) в 1938 году под названием “Rapide”. Начало войны застало его в порту Камеруна, но судну удалось прорваться на родину. 18 марта 1940 года теплоход реквизировали для переоборудования в минный заградитель “Schiff-11”, а затем он совершил поход для постановки мин у побережья Великобритании.
В ходе следующего переоборудования на судоверфи в Гамбурге затонул после пожара, был поднят, отремонтирован и 25 ноября 1941 года вновь вступил в строй под названием «Ульм».

Минзаг имел валовую вместимость 3071 грт, скорость до 16 узлов и дальность плавания 11 000 миль при скорости 10 узлов. Вооружение состояло из одного 105-мм (боезапас 200 снарядов), одного 37-мм (2000) и четырех 20-мм орудий (6000), 290 мин типа UMB или 482 типа EMC. Штатная численность экипажа составляла 209 человек, включая 10 офицеров.




Минный заградитель «Ульм»

В январе-июне 1942 года «Ульм» произвел несколько минных постановок в проливе Скагеррак, у северного побережья Норвегии, проливе Ла-Манш и Северном море, а также доставил груз мин из Киля в Финляндию. Вероятно, на одной из выставленных им в Варангер-фьорде мин погибла 10 января 1942 года советская подводная лодка М-176.

В конце августа «Ульм» решили использовать в операции «Zar» — постановке 20 минных заграждений у северо-западного побережья Новой Земли, где пролегали пути судов, следовавших по Северному морскому пути. Фактически это стало частью операции Кригсмарине «Вундерланд» (нем. Wunderland — «Страна чудес»), проходившей 16–30 августа и направленной против конвоев, следовавших по СМП в Карском море, а также для разрушения советской портовой инфраструктуры в этом регионе.


Операция «Вундерланд»

В четыре часа утра 24 августа «Ульм» вышел из норвежского порта Нарвик и направился на север. На его борту находилось 450 мин: 100 гальваноударных якорных мин типа EMC, 200 якорных антенных мин EMF и 150 донных неконтактных TMB и TMC.

Вечером в охранение «Ульма» вступили три эскадренных миноносца (“Friedrich Eckoldt”, “Erich Steinbrinck”, “Richard Beitzen”), которые продолжали сопровождение до полудня следующего дня. Кроме того, на расстоянии 10 часов хода впереди минзага следовали две подводные лодки, которые, кроме задач охранения и разведки, служили ретрансляторами, так как слабая радиостанция «Ульма» (мощность 200 ватт) имела слишком малую дальность действия.

Вскоре заметили британский самолёт, на корабле объявили боевую тревогу. По данным спасшихся с «Ульма», было перехвачено сообщение: «Вероятно, наблюдаем немецкое судно, скорее всего, это минный заградитель, вышедший из Тромсё. Намереваемся атаковать». Однако атака не состоялась.

В 12:30 25-го августа «Ульм» расстался с эсминцами и... исчез. По плану, минная постановка должна была начаться ночью 27-го августа в точке с координатами 78;N / 062;E под охраной вышеупомянутых У-ботов.

На следующий день разведывательные самолеты Люфтваффе обнаружили между Шпицбергеном и островом Медвежий две группы союзных боевых кораблей. Это были американские тяжелый крейсер “Tuscaloosa” и эсминцы “Rodman” и “Emmons”, а также британские эсминцы “Martin”, “Marne”, “Onslaught”, следовавшие из Мурманска на запад. Исходя из этого, немцы предположили, что эти корабли могли столкнуться с «Ульмом».


Эсминец “Marne”


Эсминец “Martin”


Эсминец “Onslaught”

Ежедневно с 26 до 30 августа, а также 1 сентября делались попытки установить связь с минным заградителем, но неудачно. Разгадка пришла третьего сентября, когда командовавший Кригсмарине на северном норвежском побережье контр-адмирал Август Тиле (August Thiele) получил сообщение о том, что на берег в районе порта Вардё выбросило спасательную шлюпку с «Ульма». На ее борту обнаружили 20 мертвых и 4 живых моряков, один из которых скончался на следующий день.

Около 22 часов (по Гринвичу) 25 августа с «Ульма», который находился в 150 милях к востоку от острова Медвежий, обнаружили 3 корабля, следовавших встречным курсом строем фронта на расстоянии 5 миль друг от друга. Это были вышеупомянутые английские корабли. Оказывается, что еще 19 августа британская разведка перехватила и расшифровала немецкую депешу, в которой речь шла о предстоящем походе «Ульма».

Обнаружив «немца», британские корабли увеличили ход до 29 узлов и пошли на сближение. «Ульм» поднял панамский (по другим данным — американский) флаг, но англичане, не пытаясь выяснить действительную национальную принадлежность судна, с дистанции 8100 метров открыли артиллерийский огонь.

Понимая безнадежность положения, командир «Ульма» капитан-лейтенант резерва Эрнст Бит (Kapitänleutnant der Reserve Ernst Biet) приказал поднять германский военно-морской флаг и открыть ответный огонь. Одновременно была отправлена радиограмма с сообщением об атаке, которую никто не получил. Была также поставлена дымовая завеса.

Одному 105-мм орудию и четырем малокалиберным зениткам «Ульма» враг мог противопоставить шестнадцать 120-мм, три 102-мм, двенадцать 40-мм, восемь 20-мм орудий и двенадцать 533-мм торпедных аппаратов.

Немцы успели выпустить около пятнадцати 105-миллиметровых снарядов, а при уменьшении дистанции использовали и 37-миллиметровку. Два 105-мм снаряда попали в “Marne”, выведя из строя кормовую двухорудийную 120-мм артустановку и разбив глубинные бомбы на корме, которые не взорвались. При этом погибло 5 британских моряков, а еще 5 были ранены.

В свою очередь, огонь англичан вывел из строя рулевое управление «Ульма», и пришлось перейти на аварийное управление. Затем было выведено из строя и 105-мм орудие, на корабле вспыхнули пожары.

Понимая безвыходное состояние и опасаясь взрыва мин, командир «Ульма» отдал приказ уничтожить секретные документы, подготовить к взрыву подрывные заряды для затопления корабля и начать спуск спасательных шлюпок и плотов.

В 22:16 с дистанции 2700 метров эсминец “Onslaught” выпустил по «Ульму» две торпеды, но промахнулся. Когда же дистанция уменьшилась до 2300 метров, эсминец открыл огонь из счетверенного 40-миллиметрового «пом-пома» по мостику, спасательным средствам и приготовившимся к оставлению судна морякам «Ульма», вызвав большие человеческие жертвы.
В 22:31 “Onslaught” выпустил третью торпеду, которая попала в цель, и минный заградитель затонул в 22:35 в точке с координатами 74;45; с.ш./026;50; в.д. (по британской версии). Командир же «Ульма» утверждал, что корабль пошел ко дну в результате взрыва подрывных зарядов, установленных в машинном отделении.

Британские эсминцы начали спасательную операцию и приняли на борт 60 человек, включая командира минзага, но уже в 23:00 покинули место боя, оставив без помощи 30-40 человек.

Тяжелые испытания пришлось перенести 24 морякам «Ульма» под командованием старшего рулевого Вилли Бона (Obersteuermann Willi Bohn). Им удалось ускользнуть от внимания англичан на шлюпке в надежде достичь норвежского побережья, ближайшая точка которого находилась более чем в 200 милях.

Через пять суток немецким морякам удалось приблизиться к берегу в пределах его видимости, но сил выгрести против ветра и волны у них уже не оставалось. На сигнальные ракеты и горящие фальшфейеры с суши никто не реагировал. Шлюпка дрейфовала на восток, и только в ночь со 2 на 3 сентября ветер сменился, и ее выбросило на берег, когда на борту в живых оставались только трое. Таким образом, из 181 члена экипажа «Ульма» выжили только 62.

Командир корабля Эрнст Бит уже в сентябре 1943 года вернулся на родину по программе обмена пленными, повышен в звании и до конца войны служил командиром минного заградителя “Kaiser”. 5 сентября 1944 года он был награжден орденом «Германский крест в золоте» (Deutsches Kreuz in Gold).

Библиография

1. German Minelayer “Ulm” Interrogation of Survivors, November 1942. Naval Intelligence Division, Admiralty. N.I.D. 04987/42.
2. Morze, statki i okręty. Numer 9-10/2021
3. Патянин С.В., Морозов М.Э., Нагирняк В.А. Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего Рейха. Москва, 2009
4. Ресурсы Интернета.
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    Вчера, 06:02
    Хорошая операция союзников.
  2. +4
    Вчера, 07:04
    следовали две подводные лодки, которые, кроме задач охранения и разведки, служили ретрансляторами, та

    ,,это были “U 255” и “U 456”
    1. +5
      Вчера, 07:05
      Заправка летающей лодки BV-138 c субмарины U-255 у берегов Новой Земли, август 1942 года
  3. +3
    Вчера, 08:11
    но судну удалось прорваться на родину
    Что, с боями, раз "прорывались?

    В 12:30 25-го августа «Ульм» расстался с эсминцами и... исчез. По плану, минная постановка должна была начаться ночью 27-го августа в точке с координатами 78;N / 062;E под охраной вышеупомянутых У-ботов

    какая жирная беззащитная цель... И на что они надеялись в условиях плотной авиаразведки союзников и наличии их кораблей? Не проскочило...

    открыл огонь из счетверенного 40-миллиметрового «пом-пома» по мостику, спасательным средствам и приготовившимся к оставлению судна морякам «Ульма», вызвав большие человеческие жертвы

    Нет, автор, не "человеческие" жертвы, а уничтоженные нацистские нелюди. И поделом им...
    1. +3
      Вчера, 10:54
      Цитата: Ольгович
      какая жирная беззащитная цель... И на что они надеялись в условиях плотной авиаразведки союзников и наличии их кораблей? Не проскочило...

      Надеялись просочиться. Это же Север, постановка мин должна была проводиться в зоне ответственности СФ. А в тех краях даже панцершиффе спокойно ходил.
    2. 0
      Вчера, 12:59
      Камрады, без, "Андрей из Челябинска", "загнулась" морская история.
      Я, когда прочел заголовок, надеялся, что случилось чудо и"Андрей" вернулся к нам, но....
      1. +2
        Вчера, 14:09
        Морская история загнулась, как ни странно, как только ее покинули Скоморохов и Капцов. Один писал ахинею и ему пихали в панаму. Второй весьма годно набрасывал и вызывал бурление фекалий.
        Мамкины адмиралы увлеченно занимались цусимоложеством и теребонькали на авианосцы, способствуя дальнейшей деградации.
        Часть годных комментаторов забанили или они сами ушли со ставшего им неинтересным ресурса.
        1. 0
          Сегодня, 08:31
          , Скоморохов, писал о меогом:мне запомнился его цикл по лендлизовской технике. Там было интересно.
          Его, виденье :Варяга и Руднева, было сомнительно,.
          Капцов, считал себя караблестроителем
    3. +2
      Вчера, 23:53
      Ольгович (Андрей), уважаемый, что Вы, что Вы?! Ну как Вы-то можете уничтоженных нацистских нелюдей называть нацистскими нелюдями! У уважаемого автора так аппетит испортится и давление верхнее на 10-15 мм скаканёт. Он же на "В.о." , похоже, возможно я ошибаюсь, активно пропагандирует "общеевропейские" ценности. У него военные моряки 3 Рейха - люди. Он, похоже, давно забыл, что родился в СССР, там же выучился и получил образование по специальности и не плохо зарабатывал. А сегодня, даже в описании боя попытался приуменьшить огневую мощь "Ульма": "Одному 105-мм орудию и четырем малокалиберным зениткам «Ульма» враг мог противопоставить шестнадцать 120-мм, три 102-мм, двенадцать 40-мм, восемь 20-мм орудий и двенадцать 533-мм торпедных аппаратов." А в 4 абзаце автор писал:"Вооружение состояло из одного 105-мм (боезапас 200 снарядов), одного 37-мм (2000) и четырех 20-мм орудий (6000), 290 мин типа UMB или 482 типа EMC. Штатная численность экипажа составляла 209 человек, включая 10 офицеров." 3,7 cm Flak 18/36/37 могла на дистанции в 3-5 км много неприятностей принести британским эсминцам. И оказывается немцы этот зенитный автомат использовали в бою...А вот британцы - нелюди или почти нелюди, по мнению автора, или я что-то напутал? Ведь автор подчеркнул: «Ульм» поднял панамский (по другим данным — американский) флаг, но англичане, не пытаясь выяснить действительную национальную принадлежность судна, с дистанции 8100 метров открыли артиллерийский огонь." Вот ведь британские военные моряки - то ли жёлтые земляные червяки, то ли зелёные лягушки, благородных морских немецких рыцарей не спросили кто они и куда путь держат, а на последок из "пом-пома" "Ульм" славно причесали...Про походы "Ульма" в первом полугодии 1942 года автор написал. А вот про то, что "Марне" и "Мартин", вместе с эсминцами "Миддлтон" и "Блэнкни" доставили в Архангельск ( с заходом в Мурманск 24.07.1943 г.) для двух бывших банановозов "Поломарес" и "Позарика" новые орудийные стволы, взамен расстрелянных в конвое PQ-17, и боеприпасы к ним - как то умолчал...
      1. 0
        Сегодня, 08:40
        "как-то умолчал" могет забыл? Или решил, что нам это лишнее знать
      2. 0
        Сегодня, 09:11
        Уважаемые камрады по "В.о."! Прошу прощения за оПечатку: "( с заходом в Мурманск 24.07.1943 г.) ". Речь, конечно ЖЕ, о 1942.
  4. +3
    Вчера, 08:45
    Командир корабля Эрнст Бит уже в сентябре 1943 года вернулся на родину по программе обмена пленными
    Интересный исторический факт.
    1. +3
      Вчера, 13:08
      я вот тоже про обмены пленных в ВМВ никогда не слышал...
      1. +4
        Вчера, 13:41
        Вот, что удалось найти по этой теме в интернете:
        Первый обмен военнопленными между Великобританией и Германией состоялся в октябре 1943 года. В конце 1943 г. и в начале 1944 г. США и Германия при посредничестве Международного Красного Креста заключили соглашение об обмене небольшими группами союзных военнопленных. В первую очередь в это число вошли тяжелораненые и больные военнопленные. Первый официальный обмен американских военнопленных состоялся 15 марта 1944 г. в Португалии, в Лиссабоне. В результате этого обмена 35 американских военнопленных на корабле «Gripsholm» возвратились в США.В июне того же года 65 американцев из немецких лагерей были переправлены в Испанию и оттуда домой через Барселону. В сентябре 1944 г. 249 бывших американских военнопленных принял корабль, шедший в США из Гетеборга, Швеция. В конце 1944 г. было заключено соглашение об обмене четырех групп военнопленных через Швейцарию. Всего за годы войны было произведено 10 обменов военнопленными между Германией, Великобританией и США.
      2. +3
        Вчера, 19:39
        Цитата: Старший матрос
        я вот тоже про обмены пленных в ВМВ никогда не слышал...

        Таким образом, например, осенью 44-го в Германию вернулся старший матрос Гюнтер Стратер, заряжающий с "Шарнхорста" и немцы впервые узнали хоть какие-то подробности последнего боя линкора.
  5. 0
    Вчера, 11:35
    Немцы успели выпустить около пятнадцати 105-миллиметровых снарядов, а при уменьшении дистанции использовали и 37-миллиметровку. Два 105-мм снаряда попали в “Marne”

    А хорошо стреляли!
    Черт возьми!
    13% процентов попаданий! Как ни крути, а упираться рогом немцы умели!
  6. +1
    Вчера, 12:43
    Цитата: Ольгович
    Нет, автор, не "человеческие" жертвы, а уничтоженные нацистские нелюди. И поделом им...

    "Не презирай никогда неприятеля, каков бы он ни был. Старайся знать его оружие и способ, как оным действует и сражается; знай, в чем он силен и в чем слаб".
    Александр Васильевич Суворов.
  7. 0
    Вчера, 12:56
    Командир корабля Эрнст Бит уже в сентябре 1943 года вернулся на родину по программе обмена пленными,
    Оказывается у союзников и такая программа существовала.
  8. +1
    Вчера, 13:10
    "" на борту находилось 450 мин "
    Камрады, представляете, сколько *,, шкоды" мог наделать Ульм?
  9. +2
    Вчера, 13:20
    "под охраной, выше упомянутых U-ботов", а они куда делись? Перепутали координаты
    Я, бы на месте адмирала Редера, поинтересовался этим моментом
  10. -2
    Вчера, 13:22
    Цитата: Fitter65
    Командир корабля Эрнст Бит уже в сентябре 1943 года вернулся на родину по программе обмена пленными,
    Оказывается у союзников и такая программа существовала.

    Так ить... Как Алоизыч то говаривал? "Родственный народ германского корня"...
  11. +1
    Вчера, 13:48
    Цитата: Grossvater
    А хорошо стреляли!
    Черт возьми!
    13% процентов попаданий! Как ни крути, а упираться рогом немцы умели!

    Среди белого дня, по неманеврирущей цели и с очень маленкой дистанции. Ничего особого - стреляли неплохо но не более.
    Другое дело что британци допустили их произвести 15 вьистрелов из главного калибра.
    1. +1
      Вчера, 20:50
      Цитата: Костадинов
      Другое дело что британци допустили их произвести 15 вьистрелов из главного калибра.

      На минзаги ставили 105-мм периода ПМВ - 10.5 cm SK L/45 - но даже она имела скорострельность 15 выстрелов в минуту... Бой же длился явно больше одной минуты.
    2. +1
      Сегодня, 00:17
      Костадинов (Костадинов), уважаемый, была ночь, причём уже не белая." Около 22 часов (по Гринвичу) 25 августа с «Ульма», который находился в 150 милях к востоку от острова Медвежий, обнаружили 3 корабля, следовавших встречным курсом строем фронта на расстоянии 5 миль друг от друга. Это были вышеупомянутые английские корабли." На точке начало боя было то ли 23, то ли 24 часа, Осло к Гринвичу +1 час, а бой был чуть западнее Мурманска, много восточнее Осло. Разбора боя как такового автор не привёл. Погоды - нет, течения - нет, кто из британских ЭМ вёл огонь артиллерией, какой, с какой дистанции, сколько снарядов потратили - нет данных, какие корабли поднимали немцев на борт - не указано, даже на какой ЭМ подняли командира "Ульма" - не указано...Автор почему-то,всё печалится по немецким военным морякам, которых британцы не всех подняли на свои корабли, не вспоминая, почему-то, Приказ № 154 1939 года Карла Дёница...
  12. 0
    Вчера, 14:57
    Цитата: Костадинов
    Ничего особого - стреляли неплохо но не более.

    Стреляли неплохо, это 1% попаданий. 3% это уже отлично! И почему Вы считаете, что английские эсминцы не маневрировали?
    1. +1
      Вчера, 15:12
      И англичанам ещё повезло, что глубинные бомбы не сдетонировали
      1. 0
        Вчера, 15:40
        Ну да! Утопили же американцы японский эсминец пулеметным огнем с Уайлдкета.
  13. +1
    Вчера, 17:55
    Цитата: Grossvater
    Стреляли неплохо, это 1% попаданий. 3% это уже отлично! И почему Вы считаете, что английские эсминцы не маневрировали?

    1. Все зависит от дистанции. На 12 км 1 % неплохо. На 3 км уже 13 % неплохо.
    2. Вероятно англичане не маневрировали так ето мешало их стрельбе, а у них било огромное огневое превосходство.
    Совершат противоартилерийский маневр и пускат димовой завес должен бил Улм.


    а
  14. +2
    Вчера, 18:46
    эсминцы “Martin”, “Marne”, “Onslaught”

    Эсминец “Martin”
    ,,,участвовал в конвоях PQ 15 и QP 11,PQ 16 и QP 12,PQ 17и QP 13,PQ 18 и QP 14.
    Во время операции "Факел", потоплен немецкой подводной лодкой U-431 10 ноября 1942 года у берегов Алжира.
    1. +2
      Вчера, 18:54
      Эсминец “Onslaught” -продан в Пакистан 6 марта 1951 года, списан в 1977г.
      Эсминец “Marne”-продан ВМС Турции в 1958 году. Списан 1970г.
    2. +2
      Вчера, 19:28
      PQ 17
      Кстати, про PQ-17, U-255 тоже участвовала в этой операции, только с другой стороны.
      Судьба играет кораблями...
      1. +1
        Вчера, 19:33
        Привет Антон. hi
        Кстати в QP-13 погибло больше людей чем в печально всем известном РQ -17.
        Во время трагедии каравана PQ 17 по официальным данным погибло 169 моряков торгового флота и ВМФ союзников,240 жизней тех кто был на судах каравана QP13.
        1. +2
          Вчера, 20:01
          Во время трагедии каравана PQ 17 по официальным данным погибло 169
          Вот-вот. Стандартные потери, в то же время, пехотного батальона под Ржевом. В море считаают кораблями и суднами, а не людьми...
          1. +3
            Вчера, 20:15
            Цитата: 3x3zsave
            В море считаают кораблями и суднами, а не людьми...

            И людьми, потому как подготовленные экипажи...
            Пример для сравнения, при потоплении "Арк Ройала" погиб один моряк из примерно 1600, а на "Худе" выжили трое из 1418.
            1. +2
              Вчера, 20:21
              3x3zsave
              +1
              Сегодня, 21:01
              Macsen_Wledig
              +1
              Сегодня, 21

              И так тоже,,,1942г,конвой ON 154, который атаковало 20 субмарин . Конвой потерял 1 корабль и 13 судов. Погибло 546 британских (включая канадцев) моряков.
              1. +2
                Вчера, 20:24
                ,,, или так 1943 год уже/Конвой SC 130:немцы 3 подводные лодки потоплены
                1 подводная лодка повреждена
                142 человека погибло.
                Конвой 37 торговых судов
                8 кораблей сопровождения потерь нет.
                1. +2
                  Вчера, 20:40
                  Цитата: bubalik
                  И так тоже,,,1942г

                  Цитата: bubalik
                  или так 1943 год уже

                  Для лодочников это совсем разные времена: к 43-му тактика и вооружение эскорта поменялись кардинально...
                  Плюс закрылась "чёрная дыра над Атлантикой": над конвоями постоянно висела авиация союзников. Из трёх немецких ПЛ, потопленных при проводке SC 130, две на счету авиации.
                  1. +1
                    Вчера, 20:41
                    43-му тактика и вооружение эскорта поменялись кардинально

                    ,,,это да,согласен что 43 не 42
            2. +1
              Вчера, 23:41
              А "Роял Оук" сколько моряков утопил?
              Или "Сент Иштван"?
          2. +1
            Вчера, 23:37
            И чем больше судно или корабль...
            Или БАРЖА...
      2. +2
        Вчера, 19:42
        Цитата: 3x3zsave
        Судьба играет кораблями...

        В войну на море таких историй можно вагон найти.
        Например "Норфолк" и "Шеффилд" умудрились поучаствовать в морских боях с обоими потопленными в море немецкими линкорами...
  15. +3
    Вчера, 20:26
    Цитата: Grossvater
    Ну да! Утопили же американцы японский эсминец пулеметным огнем с Уайлдкета.

    ...дь! Достали минусеры. Возразить ничего не могут, умеют только в минус тыкать. При первой попытке штурма острова Уэйк американскими истребителями Уайлдкэт был потоплен эсминец Кисараги. Бабахнули глубинные бомбы. Есть версия, что от пулеметной очереди, есть версия, что от 25 кг бомбочек. Чисто технически возможны оба варианта.
    1. +1
      Вчера, 23:36
      От взрывов глубинных бомб и горящего БК на палубе много боевых кораблей потонуло...
  16. +2
    Вчера, 20:33
    Цитата: Костадинов
    Цитата: Grossvater
    Стреляли неплохо, это 1% попаданий. 3% это уже отлично! И почему Вы считаете, что английские эсминцы не маневрировали?

    1. Все зависит от дистанции. На 12 км 1 % неплохо. На 3 км уже 13 % неплохо.
    2. Вероятно англичане не маневрировали так ето мешало их стрельбе, а у них било огромное огневое превосходство.
    Совершат противоартилерийский маневр и пускат димовой завес должен бил Улм.


    а

    Эсминцы как минимум имели систему управления огнем, на схеме минзага я даже дальномера не обнаружил.
    Проделайте фокус. Сидя в движущемся автомобиле попробуйте точно показать пальцем на любой предмет находящийся в трёх километрах от Вас. Только по честному.
  17. +2
    Сегодня, 00:27
    Уважаемый автор! Как же Вами, похоже, очень уважаемые нацисты проводили операцию «Zar», если на карте от Воркуты до Амдермы показана железная дорога? От Воркуты до Хальмер-Ю железную дорогу построили только в 1945 году, начали строить в ноябре 1944 года.
  18. +2
    Сегодня, 06:32
    Командир корабля Эрнст Бит уже в сентябре 1943 года вернулся на родину по программе обмена пленными,

    Однако "Странная война" продолжалась всю войну.
  19. 0
    Сегодня, 10:19
    Цитата: hohol95
    От взрывов глубинных бомб и горящего БК на палубе много боевых кораблей потонуло...

    Особенно весело бывало, когда ГБ рвались уже в воде. Шансов у спасшихся не оставалось совсем.
    Это конечно да. Но одно дело снаряд в бою, другое дело, пулемётная очередь с истребителя.
  20. +1
    Сегодня, 10:23
    Цитата: Ponimatel
    Командир корабля Эрнст Бит уже в сентябре 1943 года вернулся на родину по программе обмена пленными,

    Однако "Странная война" продолжалась всю войну.

    Вот в этом ответ на вопрос: зачем надо было штурмовать Берлин, вместо того, что бы просто блокировать его.
    Именно для демонстрации "союзникам" мощи Красной Армии. Операция "Немыслимое" не состоялась не по причине миролюбия Черчилля или Трумена. Они просто не рискнули. А так побратались бы с немцами да и отправились убивать недочеловеков.