Гибель минзага «Ульм»

21 351 88
Гибель минзага «Ульм»
«Ульм» в камуфляжной окраске, 1940-1941 гг.


В годы Второй мировой войны германский ВМФ (Кригсмарине) уделял большое внимание ведению минной войны на море. Мины выставлялись с надводных кораблей, подводных лодок и самолетов на всех театрах военных действий. Об эффективности этих действий свидетельствует полная блокада советского флота в Финском заливе.



В то же время надводных минных заградителей специальной постройки в Кригсмарине не было, и пришлось переоборудовать для этой цели паромы и другие торговые суда. Одним из таких минзагов стал «Ульм» (“Ulm”).

Это рефрижераторное судно было сдано заказчику (компании “Norddeutsche Lloyd”) в 1938 году под названием “Rapide”. Начало войны застало его в порту Камеруна, но судну удалось прорваться на родину. 18 марта 1940 года теплоход реквизировали для переоборудования в минный заградитель “Schiff-11”, а затем он совершил поход для постановки мин у побережья Великобритании.
В ходе следующего переоборудования на судоверфи в Гамбурге затонул после пожара, был поднят, отремонтирован и 25 ноября 1941 года вновь вступил в строй под названием «Ульм».

Минзаг имел валовую вместимость 3071 грт, скорость до 16 узлов и дальность плавания 11 000 миль при скорости 10 узлов. Вооружение состояло из одного 105-мм (боезапас 200 снарядов), одного 37-мм (2000) и четырех 20-мм орудий (6000), 290 мин типа UMB или 482 типа EMC. Штатная численность экипажа составляла 209 человек, включая 10 офицеров.




Минный заградитель «Ульм»

В январе-июне 1942 года «Ульм» произвел несколько минных постановок в проливе Скагеррак, у северного побережья Норвегии, проливе Ла-Манш и Северном море, а также доставил груз мин из Киля в Финляндию. Вероятно, на одной из выставленных им в Варангер-фьорде мин погибла 10 января 1942 года советская подводная лодка М-176.

В конце августа «Ульм» решили использовать в операции «Zar» — постановке 20 минных заграждений у северо-западного побережья Новой Земли, где пролегали пути судов, следовавших по Северному морскому пути. Фактически это стало частью операции Кригсмарине «Вундерланд» (нем. Wunderland — «Страна чудес»), проходившей 16–30 августа и направленной против конвоев, следовавших по СМП в Карском море, а также для разрушения советской портовой инфраструктуры в этом регионе.


Операция «Вундерланд»

В четыре часа утра 24 августа «Ульм» вышел из норвежского порта Нарвик и направился на север. На его борту находилось 450 мин: 100 гальваноударных якорных мин типа EMC, 200 якорных антенных мин EMF и 150 донных неконтактных TMB и TMC.

Вечером в охранение «Ульма» вступили три эскадренных миноносца (“Friedrich Eckoldt”, “Erich Steinbrinck”, “Richard Beitzen”), которые продолжали сопровождение до полудня следующего дня. Кроме того, на расстоянии 10 часов хода впереди минзага следовали две подводные лодки, которые, кроме задач охранения и разведки, служили ретрансляторами, так как слабая радиостанция «Ульма» (мощность 200 ватт) имела слишком малую дальность действия.

Вскоре заметили британский самолёт, на корабле объявили боевую тревогу. По данным спасшихся с «Ульма», было перехвачено сообщение: «Вероятно, наблюдаем немецкое судно, скорее всего, это минный заградитель, вышедший из Тромсё. Намереваемся атаковать». Однако атака не состоялась.

В 12:30 25-го августа «Ульм» расстался с эсминцами и... исчез. По плану, минная постановка должна была начаться ночью 27-го августа в точке с координатами 78;N / 062;E под охраной вышеупомянутых У-ботов.

На следующий день разведывательные самолеты Люфтваффе обнаружили между Шпицбергеном и островом Медвежий две группы союзных боевых кораблей. Это были американские тяжелый крейсер “Tuscaloosa” и эсминцы “Rodman” и “Emmons”, а также британские эсминцы “Martin”, “Marne”, “Onslaught”, следовавшие из Мурманска на запад. Исходя из этого, немцы предположили, что эти корабли могли столкнуться с «Ульмом».


Эсминец “Marne”


Эсминец “Martin”


Эсминец “Onslaught”

Ежедневно с 26 до 30 августа, а также 1 сентября делались попытки установить связь с минным заградителем, но неудачно. Разгадка пришла третьего сентября, когда командовавший Кригсмарине на северном норвежском побережье контр-адмирал Август Тиле (August Thiele) получил сообщение о том, что на берег в районе порта Вардё выбросило спасательную шлюпку с «Ульма». На ее борту обнаружили 20 мертвых и 4 живых моряков, один из которых скончался на следующий день.

Около 22 часов (по Гринвичу) 25 августа с «Ульма», который находился в 150 милях к востоку от острова Медвежий, обнаружили 3 корабля, следовавших встречным курсом строем фронта на расстоянии 5 миль друг от друга. Это были вышеупомянутые английские корабли. Оказывается, что еще 19 августа британская разведка перехватила и расшифровала немецкую депешу, в которой речь шла о предстоящем походе «Ульма».

Обнаружив «немца», британские корабли увеличили ход до 29 узлов и пошли на сближение. «Ульм» поднял панамский (по другим данным — американский) флаг, но англичане, не пытаясь выяснить действительную национальную принадлежность судна, с дистанции 8100 метров открыли артиллерийский огонь.

Понимая безнадежность положения, командир «Ульма» капитан-лейтенант резерва Эрнст Бит (Kapitänleutnant der Reserve Ernst Biet) приказал поднять германский военно-морской флаг и открыть ответный огонь. Одновременно была отправлена радиограмма с сообщением об атаке, которую никто не получил. Была также поставлена дымовая завеса.

Одному 105-мм орудию и четырем малокалиберным зениткам «Ульма» враг мог противопоставить шестнадцать 120-мм, три 102-мм, двенадцать 40-мм, восемь 20-мм орудий и двенадцать 533-мм торпедных аппаратов.

Немцы успели выпустить около пятнадцати 105-миллиметровых снарядов, а при уменьшении дистанции использовали и 37-миллиметровку. Два 105-мм снаряда попали в “Marne”, выведя из строя кормовую двухорудийную 120-мм артустановку и разбив глубинные бомбы на корме, которые не взорвались. При этом погибло 5 британских моряков, а еще 5 были ранены.

В свою очередь, огонь англичан вывел из строя рулевое управление «Ульма», и пришлось перейти на аварийное управление. Затем было выведено из строя и 105-мм орудие, на корабле вспыхнули пожары.

Понимая безвыходное состояние и опасаясь взрыва мин, командир «Ульма» отдал приказ уничтожить секретные документы, подготовить к взрыву подрывные заряды для затопления корабля и начать спуск спасательных шлюпок и плотов.

В 22:16 с дистанции 2700 метров эсминец “Onslaught” выпустил по «Ульму» две торпеды, но промахнулся. Когда же дистанция уменьшилась до 2300 метров, эсминец открыл огонь из счетверенного 40-миллиметрового «пом-пома» по мостику, спасательным средствам и приготовившимся к оставлению судна морякам «Ульма», вызвав большие человеческие жертвы.
В 22:31 “Onslaught” выпустил третью торпеду, которая попала в цель, и минный заградитель затонул в 22:35 в точке с координатами 74;45; с.ш./026;50; в.д. (по британской версии). Командир же «Ульма» утверждал, что корабль пошел ко дну в результате взрыва подрывных зарядов, установленных в машинном отделении.

Британские эсминцы начали спасательную операцию и приняли на борт 60 человек, включая командира минзага, но уже в 23:00 покинули место боя, оставив без помощи 30-40 человек.

Тяжелые испытания пришлось перенести 24 морякам «Ульма» под командованием старшего рулевого Вилли Бона (Obersteuermann Willi Bohn). Им удалось ускользнуть от внимания англичан на шлюпке в надежде достичь норвежского побережья, ближайшая точка которого находилась более чем в 200 милях.

Через пять суток немецким морякам удалось приблизиться к берегу в пределах его видимости, но сил выгрести против ветра и волны у них уже не оставалось. На сигнальные ракеты и горящие фальшфейеры с суши никто не реагировал. Шлюпка дрейфовала на восток, и только в ночь со 2 на 3 сентября ветер сменился, и ее выбросило на берег, когда на борту в живых оставались только трое. Таким образом, из 181 члена экипажа «Ульма» выжили только 62.

Командир корабля Эрнст Бит уже в сентябре 1943 года вернулся на родину по программе обмена пленными, повышен в звании и до конца войны служил командиром минного заградителя “Kaiser”. 5 сентября 1944 года он был награжден орденом «Германский крест в золоте» (Deutsches Kreuz in Gold).

Библиография

1. German Minelayer “Ulm” Interrogation of Survivors, November 1942. Naval Intelligence Division, Admiralty. N.I.D. 04987/42.
2. Morze, statki i okręty. Numer 9-10/2021
3. Патянин С.В., Морозов М.Э., Нагирняк В.А. Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего Рейха. Москва, 2009
4. Ресурсы Интернета.
88 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    22 июля 2025 06:02
    Хорошая операция союзников.
  2. +5
    22 июля 2025 07:04
    следовали две подводные лодки, которые, кроме задач охранения и разведки, служили ретрансляторами, та

    ,,это были “U 255” и “U 456”
    1. +7
      22 июля 2025 07:05
      Заправка летающей лодки BV-138 c субмарины U-255 у берегов Новой Земли, август 1942 года
  3. +4
    22 июля 2025 08:11
    но судну удалось прорваться на родину
    Что, с боями, раз "прорывались?

    В 12:30 25-го августа «Ульм» расстался с эсминцами и... исчез. По плану, минная постановка должна была начаться ночью 27-го августа в точке с координатами 78;N / 062;E под охраной вышеупомянутых У-ботов

    какая жирная беззащитная цель... И на что они надеялись в условиях плотной авиаразведки союзников и наличии их кораблей? Не проскочило...

    открыл огонь из счетверенного 40-миллиметрового «пом-пома» по мостику, спасательным средствам и приготовившимся к оставлению судна морякам «Ульма», вызвав большие человеческие жертвы

    Нет, автор, не "человеческие" жертвы, а уничтоженные нацистские нелюди. И поделом им...
    1. +4
      22 июля 2025 10:54
      Цитата: Ольгович
      какая жирная беззащитная цель... И на что они надеялись в условиях плотной авиаразведки союзников и наличии их кораблей? Не проскочило...

      Надеялись просочиться. Это же Север, постановка мин должна была проводиться в зоне ответственности СФ. А в тех краях даже панцершиффе спокойно ходил.
    2. 0
      22 июля 2025 12:59
      Камрады, без, "Андрей из Челябинска", "загнулась" морская история.
      Я, когда прочел заголовок, надеялся, что случилось чудо и"Андрей" вернулся к нам, но....
      1. +3
        22 июля 2025 14:09
        Морская история загнулась, как ни странно, как только ее покинули Скоморохов и Капцов. Один писал ахинею и ему пихали в панаму. Второй весьма годно набрасывал и вызывал бурление фекалий.
        Мамкины адмиралы увлеченно занимались цусимоложеством и теребонькали на авианосцы, способствуя дальнейшей деградации.
        Часть годных комментаторов забанили или они сами ушли со ставшего им неинтересным ресурса.
        1. 0
          23 июля 2025 08:31
          , Скоморохов, писал о меогом:мне запомнился его цикл по лендлизовской технике. Там было интересно.
          Его, виденье :Варяга и Руднева, было сомнительно,.
          Капцов, считал себя караблестроителем
        2. +1
          24 июля 2025 12:55
          Цитата: Engineer
          Морская история загнулась, как ни странно, как только ее покинули Скоморохов и Капцов. Один писал ахинею и ему пихали в панаму. Второй весьма годно набрасывал и вызывал бурление фекалий.

          Ага.. у этих авторов статьи традиционно писались в комментах. smile
    3. +3
      22 июля 2025 23:53
      Ольгович (Андрей), уважаемый, что Вы, что Вы?! Ну как Вы-то можете уничтоженных нацистских нелюдей называть нацистскими нелюдями! У уважаемого автора так аппетит испортится и давление верхнее на 10-15 мм скаканёт. Он же на "В.о." , похоже, возможно я ошибаюсь, активно пропагандирует "общеевропейские" ценности. У него военные моряки 3 Рейха - люди. Он, похоже, давно забыл, что родился в СССР, там же выучился и получил образование по специальности и не плохо зарабатывал. А сегодня, даже в описании боя попытался приуменьшить огневую мощь "Ульма": "Одному 105-мм орудию и четырем малокалиберным зениткам «Ульма» враг мог противопоставить шестнадцать 120-мм, три 102-мм, двенадцать 40-мм, восемь 20-мм орудий и двенадцать 533-мм торпедных аппаратов." А в 4 абзаце автор писал:"Вооружение состояло из одного 105-мм (боезапас 200 снарядов), одного 37-мм (2000) и четырех 20-мм орудий (6000), 290 мин типа UMB или 482 типа EMC. Штатная численность экипажа составляла 209 человек, включая 10 офицеров." 3,7 cm Flak 18/36/37 могла на дистанции в 3-5 км много неприятностей принести британским эсминцам. И оказывается немцы этот зенитный автомат использовали в бою...А вот британцы - нелюди или почти нелюди, по мнению автора, или я что-то напутал? Ведь автор подчеркнул: «Ульм» поднял панамский (по другим данным — американский) флаг, но англичане, не пытаясь выяснить действительную национальную принадлежность судна, с дистанции 8100 метров открыли артиллерийский огонь." Вот ведь британские военные моряки - то ли жёлтые земляные червяки, то ли зелёные лягушки, благородных морских немецких рыцарей не спросили кто они и куда путь держат, а на последок из "пом-пома" "Ульм" славно причесали...Про походы "Ульма" в первом полугодии 1942 года автор написал. А вот про то, что "Марне" и "Мартин", вместе с эсминцами "Миддлтон" и "Блэнкни" доставили в Архангельск ( с заходом в Мурманск 24.07.1943 г.) для двух бывших банановозов "Поломарес" и "Позарика" новые орудийные стволы, взамен расстрелянных в конвое PQ-17, и боеприпасы к ним - как то умолчал...
      1. +1
        23 июля 2025 08:40
        "как-то умолчал" могет забыл? Или решил, что нам это лишнее знать
      2. +1
        23 июля 2025 09:11
        Уважаемые камрады по "В.о."! Прошу прощения за оПечатку: "( с заходом в Мурманск 24.07.1943 г.) ". Речь, конечно ЖЕ, о 1942.
      3. kig
        0
        10 октября 2025 15:04
        Цитата: Тестов
        Он же на "В.о." , похоже, возможно я ошибаюсь, активно пропагандирует "общеевропейские" ценности

        Так похоже или нет? Ошибаетесь или нет? Раз пишете что "возможно ошибаюсь", значит предполагаете возможность ошибки, но тем не менее продолжаете крутить вентилятор.

        Кстати, текст исследован весьма поверхностно, оценки притянуты за уши. Часом, вам лично автор не наступал на ногу?
    4. -1
      27 июля 2025 17:31
      Это были военнослужащие Кригсмарине, выполнявшие свой воинский долг согласно с принятыми ими присяге и под командованием законных командиров. Тогда и английские и советские моряки тоже "нелюди"?
      1. +2
        28 июля 2025 17:52
        Цитата: Александр Митрофанов
        Тогда и английские и советские моряки тоже "нелюди"?

        Вы рассуждаете, как космополит, которому без разницы, что творили немцы на территории СССР.
      2. +1
        30 июля 2025 14:25
        Цитата: Александр Митрофанов
        Это были военнослужащие Кригсмарине, выполнявшие свой воинский долг согласно с принятыми ими присяге и под командованием законных командиров.

        это были НАЦИСТЫ
        Цитата: Александр Митрофанов
        Тогда и английские и советские моряки тоже "нелюди"?

        Это НЕнацисты
      3. 0
        18 сентября 2025 17:56
        Я считаю их таковыми согласно различным международным Конвенциям о правилах ведения войны, участником которых в то время СССР не был
    5. 0
      31 августа 2025 22:53
      По шлюпкам стрелять нельзя - нужно оказать помощь - в воде он уже беззащитен и нуждается в помощи. Читайте Конвенции и не плюйте злобной слюной!
      1. +1
        1 сентября 2025 10:24
        Цитата: Александр Митрофанов
        в воде он уже беззащитен и нуждается в помощи. Читайте Конвенции и не плюйте злобной слюной!

        не брызгайте слной, а читайте себя, где там...вода?:
        открыл огонь из счетверенного 40-миллиметрового «пом-пома» по мостику, спасательным средствам и приготовившимся к оставлению судна морякам «Ульма»
  4. +3
    22 июля 2025 08:45
    Командир корабля Эрнст Бит уже в сентябре 1943 года вернулся на родину по программе обмена пленными
    Интересный исторический факт.
    1. +3
      22 июля 2025 13:08
      я вот тоже про обмены пленных в ВМВ никогда не слышал...
      1. +4
        22 июля 2025 13:41
        Вот, что удалось найти по этой теме в интернете:
        Первый обмен военнопленными между Великобританией и Германией состоялся в октябре 1943 года. В конце 1943 г. и в начале 1944 г. США и Германия при посредничестве Международного Красного Креста заключили соглашение об обмене небольшими группами союзных военнопленных. В первую очередь в это число вошли тяжелораненые и больные военнопленные. Первый официальный обмен американских военнопленных состоялся 15 марта 1944 г. в Португалии, в Лиссабоне. В результате этого обмена 35 американских военнопленных на корабле «Gripsholm» возвратились в США.В июне того же года 65 американцев из немецких лагерей были переправлены в Испанию и оттуда домой через Барселону. В сентябре 1944 г. 249 бывших американских военнопленных принял корабль, шедший в США из Гетеборга, Швеция. В конце 1944 г. было заключено соглашение об обмене четырех групп военнопленных через Швейцарию. Всего за годы войны было произведено 10 обменов военнопленными между Германией, Великобританией и США.
      2. +4
        22 июля 2025 19:39
        Цитата: Старший матрос
        я вот тоже про обмены пленных в ВМВ никогда не слышал...

        Таким образом, например, осенью 44-го в Германию вернулся старший матрос Гюнтер Стратер, заряжающий с "Шарнхорста" и немцы впервые узнали хоть какие-то подробности последнего боя линкора.
  5. 0
    22 июля 2025 11:35
    Немцы успели выпустить около пятнадцати 105-миллиметровых снарядов, а при уменьшении дистанции использовали и 37-миллиметровку. Два 105-мм снаряда попали в “Marne”

    А хорошо стреляли!
    Черт возьми!
    13% процентов попаданий! Как ни крути, а упираться рогом немцы умели!
  6. +1
    22 июля 2025 12:43
    Цитата: Ольгович
    Нет, автор, не "человеческие" жертвы, а уничтоженные нацистские нелюди. И поделом им...

    "Не презирай никогда неприятеля, каков бы он ни был. Старайся знать его оружие и способ, как оным действует и сражается; знай, в чем он силен и в чем слаб".
    Александр Васильевич Суворов.
  7. 0
    22 июля 2025 12:56
    Командир корабля Эрнст Бит уже в сентябре 1943 года вернулся на родину по программе обмена пленными,
    Оказывается у союзников и такая программа существовала.
  8. +2
    22 июля 2025 13:10
    "" на борту находилось 450 мин "
    Камрады, представляете, сколько *,, шкоды" мог наделать Ульм?
  9. +2
    22 июля 2025 13:20
    "под охраной, выше упомянутых U-ботов", а они куда делись? Перепутали координаты
    Я, бы на месте адмирала Редера, поинтересовался этим моментом
  10. -2
    22 июля 2025 13:22
    Цитата: Fitter65
    Командир корабля Эрнст Бит уже в сентябре 1943 года вернулся на родину по программе обмена пленными,
    Оказывается у союзников и такая программа существовала.

    Так ить... Как Алоизыч то говаривал? "Родственный народ германского корня"...
  11. +1
    22 июля 2025 13:48
    Цитата: Grossvater
    А хорошо стреляли!
    Черт возьми!
    13% процентов попаданий! Как ни крути, а упираться рогом немцы умели!

    Среди белого дня, по неманеврирущей цели и с очень маленкой дистанции. Ничего особого - стреляли неплохо но не более.
    Другое дело что британци допустили их произвести 15 вьистрелов из главного калибра.
    1. +2
      22 июля 2025 20:50
      Цитата: Костадинов
      Другое дело что британци допустили их произвести 15 вьистрелов из главного калибра.

      На минзаги ставили 105-мм периода ПМВ - 10.5 cm SK L/45 - но даже она имела скорострельность 15 выстрелов в минуту... Бой же длился явно больше одной минуты.
      1. Скорострельность таких орудий зависит от обученности расчетов.
    2. +1
      23 июля 2025 00:17
      Костадинов (Костадинов), уважаемый, была ночь, причём уже не белая." Около 22 часов (по Гринвичу) 25 августа с «Ульма», который находился в 150 милях к востоку от острова Медвежий, обнаружили 3 корабля, следовавших встречным курсом строем фронта на расстоянии 5 миль друг от друга. Это были вышеупомянутые английские корабли." На точке начало боя было то ли 23, то ли 24 часа, Осло к Гринвичу +1 час, а бой был чуть западнее Мурманска, много восточнее Осло. Разбора боя как такового автор не привёл. Погоды - нет, течения - нет, кто из британских ЭМ вёл огонь артиллерией, какой, с какой дистанции, сколько снарядов потратили - нет данных, какие корабли поднимали немцев на борт - не указано, даже на какой ЭМ подняли командира "Ульма" - не указано...Автор почему-то,всё печалится по немецким военным морякам, которых британцы не всех подняли на свои корабли, не вспоминая, почему-то, Приказ № 154 1939 года Карла Дёница...
      1. +2
        23 июля 2025 18:17
        Цитата: Тестов
        не вспоминая, почему-то, Приказ № 154 1939 года Карла Дёница...

        Там все было обоюдно, если так можно сказать...
        По началу немцы пытались соблюдать призовое право, в ответ на это британцы начали вооружать свои суда и ввели систему конвоев. Это, в свою очередь, толкнуло немцев на ужесточение действий.
        Дёницу, кстати, за 154-й приказ и Приказ "Лакония" по итогу обвинений не вменили: вмешалось "подводное лобби" в лице Нимица и Локвуда.
        Последний, вроде как вообще заявил, мол, сажайте меня на скамью подсудимых рядом с Дёницем: мои ребята творили то же самое.
        1. +1
          23 июля 2025 20:30
          Macsen_Wledig (Максим), уважаемый, для автора международное морское право - почти свято. Правда он, почему-то, возможно я и ошибаюсь, готов плакать по нацистам и японцам, как-то не вспоминая, что вспомогательные крейсера 3 Рейха топили и шведские (ведь совсем нейтралы всю войну), и финские, и египетские суда, в 1940-41 годах. Не помню капитана какого вспомогательного крейсера судили за военные преступления после войны и получил он реальный срок.
          1. +1
            23 июля 2025 21:22
            Цитата: Тестов
            уважаемый

            Сарказм?

            Цитата: Тестов
            что вспомогательные крейсера 3 Рейха топили и шведские (ведь совсем нейтралы всю войну), и финские, и египетские суда, в 1940-41 годах.

            Немецкие ВКР потопили два шведских, одно финское судно.
            Египетский "Замзам" - вопрос интересный, с учётом того, что Египет был де-факто британской колонией и участвовал в ВМВ с октября 40-го, но объявил войну странам Оси аж в 45-м.
            Опять же, есть тонкость: Вы указали флаг страны-судовладельца, а вот чей груз ехал - нужно смотреть документы. Немцы были далеко не дураки, чтобы просто, для счёта, топить нейтралов.

            Цитата: Тестов
            Не помню капитана какого вспомогательного крейсера судили за военные преступления после войны и получил он реальный срок.

            Был суд над капитаном-цур-зее Гельмутом фон Руктешеллем, по четырём эпизодам в время командования ВКР "Виддер" и "Михель", но окончательный приговор вынесен не был, так как Рукткшелль умер в тюрьме.
            1. 0
              23 июля 2025 22:51
              Спасибо, про вспомогательные крейсера Германии читал я очень мало.
              Про суда и груз Вы, конечно, правы, но право собственности на судно никто не отменял. И судовладельцу ведь не важно по какому договору груз, на одном из его судов, кто-то куда-то перевозил, важно что судна сегодня не стало и покроет ли страховка его убытки - огромный вопрос. И как агент нанял на этот злополучный рейс капитана, старшего помощника и стармеха - не придётся ли семьям платить за потерю кормильца...
            2. 0
              31 августа 2025 21:30
              Из-за отсутствия состава преступления - жена -юрист сказала.
              1. +1
                6 сентября 2025 11:37
                Цитата: Александр Митрофанов
                Из-за отсутствия состава преступления - жена -юрист сказала.

                Если Вы о Руктешелле, то он умер в ходе процесса и не дожил до вынесения приговора.
          2. kig
            0
            10 октября 2025 15:27
            Нейтралов топили все, кто мог, тем более что их флагами пользовались все, кому не лень. Что касается шведов, за время войны потоплено +/-200 шведских нейтральных пароходов. Наши, кстати, тоже отметились.
      2. +2
        23 июля 2025 20:17
        Цитата: Тестов
        Разбора боя как такового автор не привёл.

        Мнится мне, что и у британцев особо подробностей нет (вернее есть, но нужно ехать в Кью).
        Товарищ Роскилл об этом эпизоде молчит. В боевом дневнике Адмиралтейства фигурирует только такая запись.
        My P. C. and S. 074°49' N, 019°20' E, 271°, 20 knots. German ship ULM sunk at 2234A/25th. Captain, 3 officers, 57 ratings picked up. MARNE hit slight damaged aft 4 ratings killed 8 wounded. No engine failure damage or casualties. Weather report 4782 0466.
        (ONSLAUGHT, 0448A/26 to C. in C. H.F.)
        1. Изначально автор писал эту статью для другой площадки, где размер ограничивается 10 тыс. знаков, поэтому без подробностей. Дополнительная информация в моем списке источников: German Minelayer “Ulm” Interrogation of Survivors, November 1942. Naval Intelligence Division, Admiralty. N.I.D. 04987/42.
          1. 0
            26 июля 2025 19:58
            Цитата: Александр Митрофанов
            Дополнительная информация в моем списке источников

            В статье И.Борисенко в "Морской Компании" №2/2012 есть ссылки и на немецкие источники.
  12. 0
    22 июля 2025 14:57
    Цитата: Костадинов
    Ничего особого - стреляли неплохо но не более.

    Стреляли неплохо, это 1% попаданий. 3% это уже отлично! И почему Вы считаете, что английские эсминцы не маневрировали?
    1. +2
      22 июля 2025 15:12
      И англичанам ещё повезло, что глубинные бомбы не сдетонировали
      1. 0
        22 июля 2025 15:40
        Ну да! Утопили же американцы японский эсминец пулеметным огнем с Уайлдкета.
  13. +1
    22 июля 2025 17:55
    Цитата: Grossvater
    Стреляли неплохо, это 1% попаданий. 3% это уже отлично! И почему Вы считаете, что английские эсминцы не маневрировали?

    1. Все зависит от дистанции. На 12 км 1 % неплохо. На 3 км уже 13 % неплохо.
    2. Вероятно англичане не маневрировали так ето мешало их стрельбе, а у них било огромное огневое превосходство.
    Совершат противоартилерийский маневр и пускат димовой завес должен бил Улм.


    а
  14. +3
    22 июля 2025 18:46
    эсминцы “Martin”, “Marne”, “Onslaught”

    Эсминец “Martin”
    ,,,участвовал в конвоях PQ 15 и QP 11,PQ 16 и QP 12,PQ 17и QP 13,PQ 18 и QP 14.
    Во время операции "Факел", потоплен немецкой подводной лодкой U-431 10 ноября 1942 года у берегов Алжира.
    1. +2
      22 июля 2025 18:54
      Эсминец “Onslaught” -продан в Пакистан 6 марта 1951 года, списан в 1977г.
      Эсминец “Marne”-продан ВМС Турции в 1958 году. Списан 1970г.
    2. +2
      22 июля 2025 19:28
      PQ 17
      Кстати, про PQ-17, U-255 тоже участвовала в этой операции, только с другой стороны.
      Судьба играет кораблями...
      1. +1
        22 июля 2025 19:33
        Привет Антон. hi
        Кстати в QP-13 погибло больше людей чем в печально всем известном РQ -17.
        Во время трагедии каравана PQ 17 по официальным данным погибло 169 моряков торгового флота и ВМФ союзников,240 жизней тех кто был на судах каравана QP13.
        1. +2
          22 июля 2025 20:01
          Во время трагедии каравана PQ 17 по официальным данным погибло 169
          Вот-вот. Стандартные потери, в то же время, пехотного батальона под Ржевом. В море считаают кораблями и суднами, а не людьми...
          1. +3
            22 июля 2025 20:15
            Цитата: 3x3zsave
            В море считаают кораблями и суднами, а не людьми...

            И людьми, потому как подготовленные экипажи...
            Пример для сравнения, при потоплении "Арк Ройала" погиб один моряк из примерно 1600, а на "Худе" выжили трое из 1418.
            1. +2
              22 июля 2025 20:21
              3x3zsave
              +1
              Сегодня, 21:01
              Macsen_Wledig
              +1
              Сегодня, 21

              И так тоже,,,1942г,конвой ON 154, который атаковало 20 субмарин . Конвой потерял 1 корабль и 13 судов. Погибло 546 британских (включая канадцев) моряков.
              1. +2
                22 июля 2025 20:24
                ,,, или так 1943 год уже/Конвой SC 130:немцы 3 подводные лодки потоплены
                1 подводная лодка повреждена
                142 человека погибло.
                Конвой 37 торговых судов
                8 кораблей сопровождения потерь нет.
                1. +2
                  22 июля 2025 20:40
                  Цитата: bubalik
                  И так тоже,,,1942г

                  Цитата: bubalik
                  или так 1943 год уже

                  Для лодочников это совсем разные времена: к 43-му тактика и вооружение эскорта поменялись кардинально...
                  Плюс закрылась "чёрная дыра над Атлантикой": над конвоями постоянно висела авиация союзников. Из трёх немецких ПЛ, потопленных при проводке SC 130, две на счету авиации.
                  1. +1
                    22 июля 2025 20:41
                    43-му тактика и вооружение эскорта поменялись кардинально

                    ,,,это да,согласен что 43 не 42
            2. +1
              22 июля 2025 23:41
              А "Роял Оук" сколько моряков утопил?
              Или "Сент Иштван"?
              1. +2
                23 июля 2025 18:22
                Цитата: hohol95
                А "Роял Оук" сколько моряков утопил?

                833 + адмирал Блегроув.

                Цитата: hohol95
                Или "Сент Иштван"?

                89
          2. +1
            22 июля 2025 23:37
            И чем больше судно или корабль...
            Или БАРЖА...
      2. +2
        22 июля 2025 19:42
        Цитата: 3x3zsave
        Судьба играет кораблями...

        В войну на море таких историй можно вагон найти.
        Например "Норфолк" и "Шеффилд" умудрились поучаствовать в морских боях с обоими потопленными в море немецкими линкорами...
  15. +3
    22 июля 2025 20:26
    Цитата: Grossvater
    Ну да! Утопили же американцы японский эсминец пулеметным огнем с Уайлдкета.

    ...дь! Достали минусеры. Возразить ничего не могут, умеют только в минус тыкать. При первой попытке штурма острова Уэйк американскими истребителями Уайлдкэт был потоплен эсминец Кисараги. Бабахнули глубинные бомбы. Есть версия, что от пулеметной очереди, есть версия, что от 25 кг бомбочек. Чисто технически возможны оба варианта.
    1. +1
      22 июля 2025 23:36
      От взрывов глубинных бомб и горящего БК на палубе много боевых кораблей потонуло...
      1. 0
        24 июля 2025 13:27
        Цитата: hohol95
        От взрывов глубинных бомб и горящего БК на палубе много боевых кораблей потонуло...

        У японцев ещё была любимая фишка на КРТ: попадание в районе ТА с дальнейшим пожаром и русской рулеткой - успеет команда выбросить торпеды или нет.
        ЕМНИП, последней сыграла в эту игру Асигара в декабре 1944 года. В неё попала 500-фунтовка с В-25 (есть ещё информация, что КРТ был протаранен сбитым американским истребителем). В любом случае результатом был полностью уничтоженный л/с группы борьбы за живучесть и пожар. На этот раз торпеды выбросить успели.
        1. 0
          24 июля 2025 16:25
          Так и в РККФ не снимали торпедные аппараты ради усиления ПВО боевых кораблей.
          Надеялись на торпедные атаки...
  16. +2
    22 июля 2025 20:33
    Цитата: Костадинов
    Цитата: Grossvater
    Стреляли неплохо, это 1% попаданий. 3% это уже отлично! И почему Вы считаете, что английские эсминцы не маневрировали?

    1. Все зависит от дистанции. На 12 км 1 % неплохо. На 3 км уже 13 % неплохо.
    2. Вероятно англичане не маневрировали так ето мешало их стрельбе, а у них било огромное огневое превосходство.
    Совершат противоартилерийский маневр и пускат димовой завес должен бил Улм.


    а

    Эсминцы как минимум имели систему управления огнем, на схеме минзага я даже дальномера не обнаружил.
    Проделайте фокус. Сидя в движущемся автомобиле попробуйте точно показать пальцем на любой предмет находящийся в трёх километрах от Вас. Только по честному.
    1. Не забывайте, что экипажи таких судов (кораблей?) состояли обычно из мобилизованных "торгашей" и "рыбаков". Не забывайте, что и командир был офицером резерва. Я лично такой - 40 суток стажировки и 10 выстрелов из АКМ.
      1. В Бригаде ОВР Лиепаи , изучил только Корабельный Устав и бег до гарнизонной бани
        1. А в мореходном училище замшелый ветеран Камчатской флотилии ПЛ преподавал опыт
          на опыте Второй Мировой войны. Каждый год проходил курсы и сдавал аттестацию по ВМП - за длинный язык подписывали часто на полгода. Не мог понять, зачем ( мне, механику) торговому судну уклоняться от "высоколетящего торпедоносца"? А были ли такие вообще и в 70-е годы?
          1. А после Датских проливов нас ловил какой-нибудь советский "тралец" и долго испытывал наши возможности и терпение в маневрировании в составе конвоя и в одиночном плавании. А люди полгода дома не были и так туда рвались! Зато жены имели время любовников выпроводить и следы замести.
      2. +1
        28 июля 2025 18:13
        Цитата: Александр Митрофанов
        Не забывайте, что и командир был офицером резерва. Я лично такой - 40 суток стажировки и 10 выстрелов из АКМ.

        Вы не путайте себя с офицерами резерва Кригсмарине.
        В случае с Германией, офицерами резерва были офицеры действительной службы Кайзерлихмарине/ Рейхсмарине, отслужившие на кораблях и ушедшие в отставку либо по сокращению штатов, либо по выслуге, а не какие-то там пиджаки.

        Цитата: Александр Митрофанов
        Не забывайте, что экипажи таких судов (кораблей?) состояли обычно из мобилизованных "торгашей" и "рыбаков".

        С рядовым составом ситуация была схожая...
  17. +2
    23 июля 2025 00:27
    Уважаемый автор! Как же Вами, похоже, очень уважаемые нацисты проводили операцию «Zar», если на карте от Воркуты до Амдермы показана железная дорога? От Воркуты до Хальмер-Ю железную дорогу построили только в 1945 году, начали строить в ноябре 1944 года.
    1. +2
      23 июля 2025 18:25
      Цитата: Тестов
      если на карте от Воркуты до Амдермы показана железная дорога?

      Схема из англоязычной педивикии: на той стороне таких подробностей могут и не знать...
      1. 0
        23 июля 2025 20:18
        Macsen_Wledig (Максим), уважаемый, может быть. Но есть фото Мурманска, Архангельска, Молотовска, аэродромов возле них, Хабарово с немецких самолётов-разведчиков, вспомогательный крейсер "Комет" Севморпутём прошёл. ВВС и ВМФ США и Британии в западном секторе Арктики всю Великую Отечественную работали, плюс транспорты разных стран в конвоях в Мурманский и Архангельский порт шли. Карта Европейской части СССР 1938 года США с правками 1943 года - замечательная.
        1. 0
          23 июля 2025 21:27
          Цитата: Тестов
          вспомогательный крейсер "Комет" Севморпутём прошёл

          Хотя "Шееру" это не сильно помогло: ледовая обстановка в 40-м и 42-м годах была абсолютно разная.
          Собственно "Вундерланд" и неосуществлённый "Вундерланд"-2 во многом были построены на КТВ "Комета" и записях Айссена.
          1. 0
            23 июля 2025 23:37
            Macsen_Wledig (Максим), уважаемый, так ледовая обстановка каждые 5-7 дней меняется. "Лютцев" не похулиганил, зато ПЛ летом-осенью 1943 г. собрали в Западном секторе Арктики урожай такой, что ГКО 10.10.1943 г. рассматривал вопросы по конвою ВА-18 и на зимовку на Диксоне оставил 15 судов. Да и вывод из Арктики в Белое море в Молотовск (Северодвинск) ледокола "Иосиф Сталин" и ледореза "Литке" - история не шибко весёлая...
  18. +2
    23 июля 2025 06:32
    Командир корабля Эрнст Бит уже в сентябре 1943 года вернулся на родину по программе обмена пленными,

    Однако "Странная война" продолжалась всю войну.
    1. Обмен пленными - общепринятая практика. Даже сейчас РФ и Украина ими обменивается!
      1. 0
        25 июля 2025 20:17
        Цитата: Александр Митрофанов
        Обмен пленными - общепринятая практика. Даже сейчас РФ и Украина ими обменивается!

        На советско-германском фронте много было обменяно?
        1. По причине недальновидности или просто глупости правительства молодого советского государства, отказавшегося от всех договоров бывшего царского правительства, СССР не присоединился ни к Гаагской, ни к Женевской конвенциям, а также не участвовал в деятельности Международного Красного Креста. Отсюда и последствия в ВОВ.
  19. 0
    23 июля 2025 10:19
    Цитата: hohol95
    От взрывов глубинных бомб и горящего БК на палубе много боевых кораблей потонуло...

    Особенно весело бывало, когда ГБ рвались уже в воде. Шансов у спасшихся не оставалось совсем.
    Это конечно да. Но одно дело снаряд в бою, другое дело, пулемётная очередь с истребителя.
  20. +2
    23 июля 2025 10:23
    Цитата: Ponimatel
    Командир корабля Эрнст Бит уже в сентябре 1943 года вернулся на родину по программе обмена пленными,

    Однако "Странная война" продолжалась всю войну.

    Вот в этом ответ на вопрос: зачем надо было штурмовать Берлин, вместо того, что бы просто блокировать его.
    Именно для демонстрации "союзникам" мощи Красной Армии. Операция "Немыслимое" не состоялась не по причине миролюбия Черчилля или Трумена. Они просто не рискнули. А так побратались бы с немцами да и отправились убивать недочеловеков.
  21. +1
    24 июля 2025 04:38
    На первой фотке - этот "Ульм в камуфляжной окраске 1940-1941 год". А во время "чудесной" операции, как я понял, пытался прикинуться "просто посудиной". Мне кажется, что Ульму надо было оставаться в этом глазовыдирательном камуфляже, пройти сквозь строй противных кораблей. Англичане бы перестреляли друг-друга.
    1. 0
      24 июля 2025 17:28
      Цитата: Dometer
      Мне кажется, что Ульму надо было оставаться в этом глазовыдирательном камуфляже, пройти сквозь строй противных кораблей.

      Радару камуфляж не помешает ни разу... А нам и до дистанции прямого выстрела рукой подать.
  22. 0
    25 июля 2025 20:19
    Об "Ульме" есть прекрасная статья Игоря Борисенко в "Морской Компании" №2/2012.
    Однако автор, судя по всему, её не видел...
    1. Нельзя объять необъятное
      1. 0
        28 июля 2025 18:16
        Цитата: Александр Митрофанов
        Нельзя объять необъятное

        Отговорка... :)
        Если бы Вы писали статью типа "Операции германских минзагов на коммуникациях союзников" она бы прокатила, но к сожалению, Вы писали о конкретном корабле...
  23. 0
    27 июля 2025 09:53
    Цитата: Александр Митрофанов
    Обмен пленными - общепринятая практика. Даже сейчас РФ и Украина ими обменивается!

    И СССР обменивалчя поенными с Рейхом №3?