Русские канонерки — наш ответ Чарльзу Нейпиру

9 757 28
Русские канонерки — наш ответ Чарльзу Нейпиру

Император сидел за столом в Морском кабинете петергофского дворца Коттедж. Он любил это место: с подзорными трубами, компасом, геодезическими приборами и серебряным рупором на столе, оптическим телеграфом на балконе, картинами на стенах, среди которых выделялся «Морской вид» молодого, но талантливого выпускника Академии Художеств Ивана Айвазовского.


«Морской кабинет» Николая I.

Правда, сегодня удовольствия от наблюдения за морем Государь не получал: «Неприятеля вижу из своего окошка на северном фарватере», написал он командующему Крымской армией князю Меньшикову. Весной 1854 года перед окнами императора Николая Павловича совершала эволюции англо-французская эскадра...




Штурм Бомарзунда

Крымская война на Балтике началась со взятия союзниками Бомарзунда — недостроенной русской крепости на Аландских островах. Крепость Свеаборг могла прикрыть Гельсингфорс, но не Санкт-Петербург. Надежда была на форты Кронштадта, минные заграждения (император был неплохим инженером и смог оценить перспективное оружие) и... На флотилию канонерок, которую спешно строил талантливый инженер Николай Путилов.


Великий князь Константин Николаевич

Оборону столицы Николай I возложил на своего сына Константина. Великому князю порекомендовали коллежского асессора Николая Путилова — выпускника Морского кадетского корпуса, променявшего спокойную жизнь преподавателя математики на должность чиновника для особых поручений Кораблестроительного департамента Морского министерства. «Можешь ли ты сделать невозможное: построить до конца навигации флотилию винтовых канонерок для обороны Кронштадта? Денег в казне нет, но вот тебе мои личные 200 тысяч», — спросил он у немолодого чиновника. И, как выяснилось, в данном кадровом вопросе Константин Николаевич не ошибся!


Николай Иванович Путилов

Николай Иванович Путилов родился... А бог его знает когда! То ли 14, то ли 21 мая, то ли 1816-го, то ли 1820 года. Возможно. Точно, что в селе Коломенка Боровичского уезда Новгородской губернии. Отец — титулярный советник, помощник полицмейстера водной полиции по Мстинской части Вышневолоцкого отделения. В возрасте 10 лет будущий инженер и промышленник поступил в морскую роту Александровского кадетского корпуса, а через 2 года — переведён в Морской кадетский корпус, которым командовал вице-адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн (человек и пароход).


Академик Михаил Васильевич Остроградский

В ходе обучения кадет Путилов показал замечательные математические способности и после производства в офицеры был оставлен в Корпусе на должности преподавателя математики. Был взят в помощники академиком Михаилом Остроградским, исследовал особенности внешней баллистики, обнаружил ошибку в расчётах выдающегося математика Огюстена Коши в его курсе интегрального исчисления, писал научные работы. В 1843 году по состоянию здоровья покинул военную службу, поменяв погоны флотского лейтенанта на мундир титулярного советника, и убыл на юг — для Черноморского флота было закуплено несколько пароходов, механиками на которых служили иностранцы (по большей части англичане). Путилову было поручено наладить ремонт и обслуживание новых кораблей. С поручением он, скорее всего, справился успешно, поскольку уже в 1847 году Николай Иванович — чиновник для особых поручений Кораблестроительного департамента Морского министерства. И вот — новая задача: сделать невозможное...

Сомнений в том, что казённые верфи с их неповоротливой бюрократией с выполнением задачи в срок не справятся, у Путилова не было (к тому же они были загружены более крупными заказами). И он начал то, что сегодня называют «сетевым планированием». Для начала составил список всех механических мастерских Санкт-Петербурга, на которые раздал задания на изготовление деталей паровых машин, котлов и прочего тогдашнего хайтека. Не хватает рабочих? Не проблема! Путилов нанял оставшихся без работы из-за войны (вывоз пряжи за границу прекратился) прядильщиков из Ржева.

«Привезли мы прядильщиков, расписали их по заводам и мастерским. Назначили: кому из них быть литейщиком, кому слесарем, токарем, котельщиком. И на артель в несколько человек дали по одному старому мастеровому. Через неделю все принялись за работу... Весь январь, февраль и март во всех уголках столицы, где только есть что-либо для механического дела, работали с неутомимой деятельностью — в две смены... Толпы мастеровых-новичков смело шли на работу единственно в убеждении, что незнание можно заменить сметливостью. Через два или три дня по открытии работ уже тысяча мастеровых под руководством десятка учителей начали исполнять дело»
, — писал Николай Иванович впоследствии.


Канонерская лодка «Буря»

Результат трудов Путилова не замедлил сказаться — первые 32 канонерки были спущены на воду в мае 1855 года. Так что, когда союзная эскадра из 67 паровых кораблей вновь появилась под Кронштадтом — ушла несолоно хлебавши: английские и французские капитаны прекрасно понимали, что на мелководье Финского залива канонерки имели преимущество перед океанскими кораблями. А кто не понимал... Тому объяснили: в первом же бою канонерка «Шалун» нанесла одному из винтовых фрегатов нешуточные повреждения своими 68-фунтовыми ядрами. За следующие 8 месяцев было построено ещё 35 канонерских лодок, 14 корветов и клиперов, 3 плавучих дока и ремонтная мастерская на Кронштадтском пароходном заводе.

Что представляли из себя канонерки Путилова? Это были корабли водоизмещением 173 тонны. Длина канонерки составляла 33,9 метра, ширина — 6,1 метра, осадка 1,8 метра. В движение лодки приводились паровыми машинами мощностью 70-80 лошадиных сил, которые позволяли набрать скорость 7-9 узлов, что было вполне достаточно для выполнения поставленных перед ними задач. Вооружение путиловских канонерок часто варьировалось, но чаще всего состояло из 2х68-фунтовых пушек №2, 1х36-фунтовой пушки №1. Подводная часть корпуса в районе машины и крюйт-камеры защищалась железными щитами, также железным кожухом был защищён коридор гребного вала.

Недостатки? Их при столь спешной постройке не быть не могло! Построенные на скорую руку корпуса были столь плохи, что большая часть канонерок не прослужила и 10 лет. Обитаемость канонерок также... Оставляла желать лучшего: камбуз отсутствовал, световые люки тоже, запас воды и провизии мизерный. Двигатель — доработанная паровозная машина с малым запасом воды. Мореходность... А что это такое?


Контр-адмирал Иван Иванович фон Шанц

Стоит отметить, что наименование «канонерки Путилова» не вполне корректно: Николай Иванович отвечал за изготовление самого сложного — машин, но проект винтовых канонерских лодок подготовил капитан 2 ранга А. Шестаков, а корпуса строил петергофский купец С. Кудрявцев (известный бракодел, но все другие предприятия были заняты более крупными заказами).

Впрочем, история ещё сложнее: в 1853 году командующий шхерной флотилией контр-адмирал И. И. фон Шанц спроектировал гребную канонерскую лодку. Гребные канонерки были даже построены в количестве 40 штук, но в эпоху пара их ценность была невысока. Тем более, что ещё в 1824 году, после знаменитого наводнения, капитан 1 ранга П. Чистяков предложил использовать детали корпусов повреждённых кораблей для строительства вооружённых крупнокалиберными пушками пароходов с низкой осадкой, но на тот момент Морское ведомство проект не заинтересовал. В 1854 году по проекту фон Шанца была построена паровая канонерка «Стерлядь», по образу и подобию которой Шестаков спроектировал своего «Осетра» — прообраз всех «путиловских канонерок».


Канонерская лодка «Стерлядь» — источник вдохновения

Изначально на канонерках должны были стоять паровые машины конструкции Непира, но заказанные до войны в Великобритании двигатели были конфискованы британским правительством. Что, как выяснилось впоследствии, было к лучшему: непировские машины были ненадёжны, особенно в исполнении завода Нобеля, да и весьма дороги. Поэтому Путилов сосредоточился на производстве менее мощных, но значительно более простых и надёжных паровых машин системы Пенна. Именно их производство Николаю Ивановичу удалось наладить на малых предприятиях Санкт-Петербурга силами мастеровых-прядильщиков. Впрочем, часть заказа выполняли и крупные предприятия: Александровский завод, заводы Томпсона, Ишервуда, Фрике, Берда, Семёнова, Ижорский казённый завод, компания «Ашворт и Стивенс».

Насколько качественными были машины, поставленные Путиловым? Сам инженер отзывался о них следующим образом:

«Машины были сделаны настолько удовлетворительно, что на многих канонерках разводились пары ещё на стапелях с тем, чтобы по спуску на воду тотчас идти прямо на пробу, а корветы и клипера после войны пошли в Тихий океан и в Средиземное море. На многих этих судах бывшие прядильщики пошли за старших машинистов... Наша сборка машин была похожа на сборку в Женеве часов: из одной мастерской — циферблат, из другой — стрелки, из третьей — корпус и т. д.».


Русские канонерки в атаке

Сегодня известно, что идти на штурм фортов Кронштадта англичане с французами не собирались. Но на тот момент подобных сведений у русского Морского ведомства не было, а кроме того... Строительство за три месяца 32 канонерских лодок стало для союзников неприятным сюрпризом. Французский адмирал Пено писал: «Мы стоим против неприятеля деятельного, умеющего усиливать свои средства и нанести нам вред... Паровые канонерки, столь быстро построенные русскими, и число которых может ещё увеличиваться, совершенно изменили наше положение в отношении к противнику. Мы теперь должны не только думать о нападении, но и заботиться о собственной защите, потому что у русских больше канонерских лодок, нежели у англичан».


«Канонерские лодки «Бурун» и «Вихрь» худ. Алексеев из собрания ЦВММ.

Строительство канонерских лодок в Крымскую войну стало вехой в истории отечественного кораблестроения. И дело здесь не только в опыте сетевого планирования производства. Путилов наглядно продемонстрировал Морскому министерству необходимость импортозамещения. После Крымской войны за рубежом Россия закупала только по одному экземпляру двигателей, с расчётом на организацию производства серии на собственных предприятиях. Именно отечественными машинами были оснащены винтовые корветы и клиперы послевоенной постройки. Но это уже другая история!
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    Вчера, 04:46
    Вот уж воистину гром не грянет и что мужик,что царь-не перекрестится.Вообще-то на Балтике союзники не очень смогли порезвиться,в отличии,скажем, от того же Чёрного моря.
  2. +4
    Вчера, 08:11
    Именно отечественными машинами были оснащены винтовые корветы и клиперы послевоенной постройки

    Ими же оснащались отечественные гражданские суда: Россия обладала самым большим речным флотом мира в начале 20 в. .Кстати, и в проектировании и строительсте паровозов она-мировой лидер.
    1. 0
      Вчера, 09:23
      Ну да, а логистика в империи в 16 году умерла, сама по себе.
      1. Первая Мировая война было настолько масштабной, насколько никто до войны не моги и предполагать. Тот ж винтовочкой кризис в 1914 году везде наблюдался...
        1. +3
          Вчера, 12:27
          Цитата: Летучий_Голландец
          Тот ж винтовочкой кризис в 1914 году везде наблюдался...

          Наблюдался может и везде, но только в РИ перед войной запасы старых винтовок уничтожали. Да и Мосинки раздаривали и продавали. Вообще это надо было додуматься, заказать винтовок ровно по числу штатных солдат, потери имперскими штабами видимо не ожидались и запас не предусмотрен.
          1. Перед войной Россия ежегодно производила больше винтовок, чем кто-либо, но нормы вычистились исходя из опыта русско-японской войны, а Первая Мировая была на порядок интенсивнее...
            1. +2
              Вчера, 17:43
              Перед войной Россия ежегодно производила больше винтовок, чем кто-либо,

              Тут эта... не производство было важно, а приёмка.
              1. Из партии бралось 100 винтовок и разбиралось полностью.
              2. Детали перемешивались и из них собиралось 10 винтовок.
              3. Эти 10 винтовок на 180 шагов должны были положить все 5 пуль в игральную карту.
              4. Если нет, - то браковалась вся партия.
              Ну-с! Коллеги, - кто будет отвечать?
              1. Перед войной такой сверхперфекционизм, возможно и приемлем: надо обеспечить качество в условиях когда каждый подрядчик старается надуть государство всеми возможными способами. А во время войны... Я сомневаюсь, что во время войны правила военной приёмки не были сильно смягчены.
            2. +4
              Вчера, 19:41
              Цитата: Летучий_Голландец
              Перед войной Россия ежегодно производила больше винтовок, чем кто-либо,

              Может и производила, но выполнив заказ на 4.6 млн. винтовок производство фактически свернуло. Рабочих сократили, мощности фактически тоже сократили. После начала войны спешно набирали из крестьян. Не знаю на какие нормы вы ссылаетесь, но для предусмотренных мобпланом запасных и учебных полков оружия не запланировали вовсе. В итоге призвали десятки миллионов а вооружать их пришлось палками. Бускохрусты любят рассказывать про красноармейцев атакующих с черенками от лопат, но в реальности так выглядела царская армия.

              Проблема кстати не в ПМВ появилась, можно напомнить про современные штуцеры которыми вооружали гвардию в Крымскую войну а в бой за Севастополь отправляли со старьем гладкоствольным. И в следующую русско-турецкую 1878г. ровно то же самое, современные берданки столичным полкам а в бой опять со всяким передельным хламом. Необучаемые.
              1. Необучаемые - это да, англичане - они такие! Для штуцеров энфильда образца 1847 года круглые пули отливали, что бы в нарезы не входили - так заряжать легче. Можно ещё пароход с сапогами, которые все были на правую ногу вспомнить. Точно необучаемые!
        2. +2
          Вчера, 12:42
          Причём тут вообще винтовки то?
          Тут отметили ведущую роль России в паровозостроенни, а империя навернулась именно из-за отсутствия паравозов.
          1. Ну, сказать что империя навернулась из-за отсутствия паровозов... Это смело! Мне всегда казалось. что там факторов было на порядок больше, и нехватка паровозов - далеко не самый главный...
            1. 0
              Вчера, 17:03
              Ну февральская революции, случилась по совершенно конкретному поводу.
            2. 0
              Вчера, 20:13
              Много подвижного состава было в работоспособном состоянии к февралю 1917 года?
      2. 0
        Вчера, 11:25
        Цитата: Cartalon
        у да, а логистика в империи в 16 году сама по себе.

        ну да-не читайте сов газет и учебников:

        Россия – единственная из стран, кому удалось во время войны (в 1916 году) увеличить в абсолютном выражении количество перевезенных грузов по сравнению с мирным временем.

        к 1917 году парк подвижного состава в России все время увеличивался, а его состояние было на уровне мирного времени.

        Во время войны объем перевозок по железным дорогам Германии, Франции , англии обвалился по сравнению с довоенным в полтора – два раза, то в России – единственной из воюющих стран – перевозки грузов превысили уровень 1913 года (с)
        1. +4
          Вчера, 17:05
          Да да статья в жежешке, явно пристрастного автора, конечно даёт совершенно верную информацию.
          Империя пала совершенно случайно, без всяких особых причин.
        2. +4
          Вчера, 20:12
          Отчего тогда хлебушек в Санкт-Петроград никто не завозил?
          Отчего снаряды да патроны до фронта не доезжали?
          Вероятно лошадки дохли да телеги разваливались...
  3. 0
    Вчера, 09:44
    Это были корабли водоизмещением 173 тонны.
    Канонерка... Катер, ё моё! Как она от стрельбы не разваливалась и не переворачивалась...
    1. Для Финского залива катера - самое то, а канонеркам в океан ходить не нужно было. Ну и - постройка военного времени всегда... не самая качественная. Довелось сравнивать копанные немецкие винтовки довоенного и военного производства - разительная разница что в деревянных частях. что в металлических...
      1. 0
        Вчера, 17:51
        Довелось сравнивать копанные немецкие винтовки довоенного и военного производства

        Довелось сравнивать с хранения:
        Маузер 98К
        Арисака
        Мосина - Нагана с восьмигранным стволом
        Мосина - Нагана 1931-ого года
        Бердана № 2
        Не скажу, кто выиграл, ибо не знаю цены изделия...
  4. +3
    Вчера, 13:38
    Николай Иванович Путилов родился... А бог его знает когда! То ли 14, то ли 21 мая, то ли 1816-го, то ли 1820 года. Возможно. Точно, что в селе Коломенка Боровичского уезда Новгородской губернии. Отец — титулярный советник, помощник полицмейстера водной полиции по Мстинской части Вышневолоцкого отделения. В возрасте 10 лет будущий инженер и промышленник поступил в морскую роту Александровского кадетского корпуса

    В 1816 году никак не мог родиться, ибо тогда в возрасте десяти лет ему некуда было бы поступать - Александровский кадетский корпус был учреждён в 1829 , а открыт в 1830 году.
  5. +5
    Вчера, 18:01
    Весной 1854 года перед окнами императора Николая Павловича совершала эволюции англо-французская эскадра...
    Данная фраза несколько создает искаженное представление о ситуации. Создается впечатление, что английские корабли находятся в непосредственной близости от места пребывания императора. Но это не так.
    Дворец Коттедж— центральное архитектурное сооружение дворцово-паркового ансамбля Александрия, построенное с использованием элементов стиля неоготики в 1826—1829 годах для семейства императора Николая Павловича по проекту архитектора А. А. Менеласа. Невысокое трехэтажное здание находится в 700-х метрах от побережья Финского залива. Из окон действительно виден северный форватер на Петербург (порядка 5.5 км). Однако это не то место где находились английские корабли.
    Северный фарватер идет от Петербурга на запад мимо "Котетджа", мимо Петергофа, Ораниенбаума, оставля остров Котлин севернее уходит дальше в Финский залив.
    Английские корабли находились западнее Котлина с крепостью Кронштадт за минными заграждениями. (см. схему). Если напрямую от Котетжа это будет порядка 25 километров, не совсем перед окнами. Честно говоря, я не вполне уверен, что это место видно из дворца даже в подзорную трубу.
    Пишут, что наблюдение за вражеским флотом вели с высот Большой Ижоры.
    1. 0
      Вчера, 19:52
      Цитата: balabol
      Если напрямую от Котетжа это будет порядка 25 километров, не совсем перед окнами. Честно говоря, я не вполне уверен, что это место видно из дворца даже в подзорную трубу.

      Если действительно 25 км то это уже за горизонтом.
  6. +3
    Вчера, 19:20
    "император был неплохим инженером и смог оценить перспективное оружие"
    И в чем заключалось его "неплохое инженерство"?
    Из воспоминаний Николая I: «Одни военные науки занимали меня страстно, в них одних я находил утешение и приятное занятие»
    Правда, как только русская армия времен Николая Палкина встретилась с достойным противником, случился неприятный конфуз.
    1. +4
      Вчера, 19:54
      Цитата: belost79
      Правда, как только русская армия времен Николая Палкина встретилась с достойным противником, случился неприятный конфуз.

      Ну.. зато можно вспомнить оценку данную ему современниками, теми кто имел несчастье с ним работать..
      "мелочный и недалекий! (с)
      1. Есть и немного другие оценки. Что до критики, так про Сталина из отзывов современников можно такого накопать! Да и про Наполеона. Современники бывают обижены, испытывать неприязнь и т. д. и т. п. Между тем, современный центр Питера, во многом, именно Николаевская застройка. Классическая литература XIX века? "Мы все Выши из гоголевской шинели". Живопись? Брюков, Айвазовский, Семинарский... Можно ещё долго продолжать.
    2. Хм... В Крымскую войну Россия не смогла победить коалицию из трёх "великих держав" и Сардинского королевства. Но войну при этом свела к миру со вполне приемлемыми условиями, без территориальных потерь. Повторюсь: три великие державы: Англия (с самым мощным флотом в мире), Франция, с армией при Наполеоне фестивалившей по всей Европе, Турция... По крайней мере турецкая армия была многочисленной, и Сардиния - энное количество пуль берсальеры в русских солдат выпустили, а стреляли они неплохо. Результат... Ограничение возможности держать флот на Чёрном море, остальное - по-мелочи. Это серьёзно?
      1. +1
        Вчера, 22:31
        Ну как сказать. Когда война начиналась в 53-м году, планы у Николая 1 были Наполеоновские в отношении Турции. Напомню про "Больного человека Европы". Но тут приплыл винтовой флот, от которого наш Черноморский флот спрятался и частично самоутопился, высадил десант и за год этот десант взял главную крепость юга России (которая разумеется к осаде была почему-то не готова). Все это происходило за тысячи километров от Англии и Франции, напомню. Взяв крепость, союзнички просто сказали - все, русские, мы вам запрещаем иметь крепости и флот на Черном море. И пришлось эти условия принять. Действительно, это не серьезно.