Русские канонерки — наш ответ Чарльзу Нейпиру

19 793 45
Русские канонерки — наш ответ Чарльзу Нейпиру

Император сидел за столом в Морском кабинете петергофского дворца Коттедж. Он любил это место: с подзорными трубами, компасом, геодезическими приборами и серебряным рупором на столе, оптическим телеграфом на балконе, картинами на стенах, среди которых выделялся «Морской вид» молодого, но талантливого выпускника Академии Художеств Ивана Айвазовского.


«Морской кабинет» Николая I.

Правда, сегодня удовольствия от наблюдения за морем Государь не получал: «Неприятеля вижу из своего окошка на северном фарватере», написал он командующему Крымской армией князю Меньшикову. Весной 1854 года перед окнами императора Николая Павловича совершала эволюции англо-французская эскадра...




Штурм Бомарзунда

Крымская война на Балтике началась со взятия союзниками Бомарзунда — недостроенной русской крепости на Аландских островах. Крепость Свеаборг могла прикрыть Гельсингфорс, но не Санкт-Петербург. Надежда была на форты Кронштадта, минные заграждения (император был неплохим инженером и смог оценить перспективное оружие) и... На флотилию канонерок, которую спешно строил талантливый инженер Николай Путилов.


Великий князь Константин Николаевич

Оборону столицы Николай I возложил на своего сына Константина. Великому князю порекомендовали коллежского асессора Николая Путилова — выпускника Морского кадетского корпуса, променявшего спокойную жизнь преподавателя математики на должность чиновника для особых поручений Кораблестроительного департамента Морского министерства. «Можешь ли ты сделать невозможное: построить до конца навигации флотилию винтовых канонерок для обороны Кронштадта? Денег в казне нет, но вот тебе мои личные 200 тысяч», — спросил он у немолодого чиновника. И, как выяснилось, в данном кадровом вопросе Константин Николаевич не ошибся!


Николай Иванович Путилов

Николай Иванович Путилов родился... А бог его знает когда! То ли 14, то ли 21 мая, то ли 1816-го, то ли 1820 года. Возможно. Точно, что в селе Коломенка Боровичского уезда Новгородской губернии. Отец — титулярный советник, помощник полицмейстера водной полиции по Мстинской части Вышневолоцкого отделения. В возрасте 10 лет будущий инженер и промышленник поступил в морскую роту Александровского кадетского корпуса, а через 2 года — переведён в Морской кадетский корпус, которым командовал вице-адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн (человек и пароход).


Академик Михаил Васильевич Остроградский

В ходе обучения кадет Путилов показал замечательные математические способности и после производства в офицеры был оставлен в Корпусе на должности преподавателя математики. Был взят в помощники академиком Михаилом Остроградским, исследовал особенности внешней баллистики, обнаружил ошибку в расчётах выдающегося математика Огюстена Коши в его курсе интегрального исчисления, писал научные работы. В 1843 году по состоянию здоровья покинул военную службу, поменяв погоны флотского лейтенанта на мундир титулярного советника, и убыл на юг — для Черноморского флота было закуплено несколько пароходов, механиками на которых служили иностранцы (по большей части англичане). Путилову было поручено наладить ремонт и обслуживание новых кораблей. С поручением он, скорее всего, справился успешно, поскольку уже в 1847 году Николай Иванович — чиновник для особых поручений Кораблестроительного департамента Морского министерства. И вот — новая задача: сделать невозможное...

Сомнений в том, что казённые верфи с их неповоротливой бюрократией с выполнением задачи в срок не справятся, у Путилова не было (к тому же они были загружены более крупными заказами). И он начал то, что сегодня называют «сетевым планированием». Для начала составил список всех механических мастерских Санкт-Петербурга, на которые раздал задания на изготовление деталей паровых машин, котлов и прочего тогдашнего хайтека. Не хватает рабочих? Не проблема! Путилов нанял оставшихся без работы из-за войны (вывоз пряжи за границу прекратился) прядильщиков из Ржева.

«Привезли мы прядильщиков, расписали их по заводам и мастерским. Назначили: кому из них быть литейщиком, кому слесарем, токарем, котельщиком. И на артель в несколько человек дали по одному старому мастеровому. Через неделю все принялись за работу... Весь январь, февраль и март во всех уголках столицы, где только есть что-либо для механического дела, работали с неутомимой деятельностью — в две смены... Толпы мастеровых-новичков смело шли на работу единственно в убеждении, что незнание можно заменить сметливостью. Через два или три дня по открытии работ уже тысяча мастеровых под руководством десятка учителей начали исполнять дело»
, — писал Николай Иванович впоследствии.


Канонерская лодка «Буря»

Результат трудов Путилова не замедлил сказаться — первые 32 канонерки были спущены на воду в мае 1855 года. Так что, когда союзная эскадра из 67 паровых кораблей вновь появилась под Кронштадтом — ушла несолоно хлебавши: английские и французские капитаны прекрасно понимали, что на мелководье Финского залива канонерки имели преимущество перед океанскими кораблями. А кто не понимал... Тому объяснили: в первом же бою канонерка «Шалун» нанесла одному из винтовых фрегатов нешуточные повреждения своими 68-фунтовыми ядрами. За следующие 8 месяцев было построено ещё 35 канонерских лодок, 14 корветов и клиперов, 3 плавучих дока и ремонтная мастерская на Кронштадтском пароходном заводе.

Что представляли из себя канонерки Путилова? Это были корабли водоизмещением 173 тонны. Длина канонерки составляла 33,9 метра, ширина — 6,1 метра, осадка 1,8 метра. В движение лодки приводились паровыми машинами мощностью 70-80 лошадиных сил, которые позволяли набрать скорость 7-9 узлов, что было вполне достаточно для выполнения поставленных перед ними задач. Вооружение путиловских канонерок часто варьировалось, но чаще всего состояло из 2х68-фунтовых пушек №2, 1х36-фунтовой пушки №1. Подводная часть корпуса в районе машины и крюйт-камеры защищалась железными щитами, также железным кожухом был защищён коридор гребного вала.

Недостатки? Их при столь спешной постройке не быть не могло! Построенные на скорую руку корпуса были столь плохи, что большая часть канонерок не прослужила и 10 лет. Обитаемость канонерок также... Оставляла желать лучшего: камбуз отсутствовал, световые люки тоже, запас воды и провизии мизерный. Двигатель — доработанная паровозная машина с малым запасом воды. Мореходность... А что это такое?


Контр-адмирал Иван Иванович фон Шанц

Стоит отметить, что наименование «канонерки Путилова» не вполне корректно: Николай Иванович отвечал за изготовление самого сложного — машин, но проект винтовых канонерских лодок подготовил капитан 2 ранга А. Шестаков, а корпуса строил петергофский купец С. Кудрявцев (известный бракодел, но все другие предприятия были заняты более крупными заказами).

Впрочем, история ещё сложнее: в 1853 году командующий шхерной флотилией контр-адмирал И. И. фон Шанц спроектировал гребную канонерскую лодку. Гребные канонерки были даже построены в количестве 40 штук, но в эпоху пара их ценность была невысока. Тем более, что ещё в 1824 году, после знаменитого наводнения, капитан 1 ранга П. Чистяков предложил использовать детали корпусов повреждённых кораблей для строительства вооружённых крупнокалиберными пушками пароходов с низкой осадкой, но на тот момент Морское ведомство проект не заинтересовал. В 1854 году по проекту фон Шанца была построена паровая канонерка «Стерлядь», по образу и подобию которой Шестаков спроектировал своего «Осетра» — прообраз всех «путиловских канонерок».


Канонерская лодка «Стерлядь» — источник вдохновения

Изначально на канонерках должны были стоять паровые машины конструкции Непира, но заказанные до войны в Великобритании двигатели были конфискованы британским правительством. Что, как выяснилось впоследствии, было к лучшему: непировские машины были ненадёжны, особенно в исполнении завода Нобеля, да и весьма дороги. Поэтому Путилов сосредоточился на производстве менее мощных, но значительно более простых и надёжных паровых машин системы Пенна. Именно их производство Николаю Ивановичу удалось наладить на малых предприятиях Санкт-Петербурга силами мастеровых-прядильщиков. Впрочем, часть заказа выполняли и крупные предприятия: Александровский завод, заводы Томпсона, Ишервуда, Фрике, Берда, Семёнова, Ижорский казённый завод, компания «Ашворт и Стивенс».

Насколько качественными были машины, поставленные Путиловым? Сам инженер отзывался о них следующим образом:

«Машины были сделаны настолько удовлетворительно, что на многих канонерках разводились пары ещё на стапелях с тем, чтобы по спуску на воду тотчас идти прямо на пробу, а корветы и клипера после войны пошли в Тихий океан и в Средиземное море. На многих этих судах бывшие прядильщики пошли за старших машинистов... Наша сборка машин была похожа на сборку в Женеве часов: из одной мастерской — циферблат, из другой — стрелки, из третьей — корпус и т. д.».


Русские канонерки в атаке

Сегодня известно, что идти на штурм фортов Кронштадта англичане с французами не собирались. Но на тот момент подобных сведений у русского Морского ведомства не было, а кроме того... Строительство за три месяца 32 канонерских лодок стало для союзников неприятным сюрпризом. Французский адмирал Пено писал: «Мы стоим против неприятеля деятельного, умеющего усиливать свои средства и нанести нам вред... Паровые канонерки, столь быстро построенные русскими, и число которых может ещё увеличиваться, совершенно изменили наше положение в отношении к противнику. Мы теперь должны не только думать о нападении, но и заботиться о собственной защите, потому что у русских больше канонерских лодок, нежели у англичан».


«Канонерские лодки «Бурун» и «Вихрь» худ. Алексеев из собрания ЦВММ.

Строительство канонерских лодок в Крымскую войну стало вехой в истории отечественного кораблестроения. И дело здесь не только в опыте сетевого планирования производства. Путилов наглядно продемонстрировал Морскому министерству необходимость импортозамещения. После Крымской войны за рубежом Россия закупала только по одному экземпляру двигателей, с расчётом на организацию производства серии на собственных предприятиях. Именно отечественными машинами были оснащены винтовые корветы и клиперы послевоенной постройки. Но это уже другая история!
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    26 июля 2025 04:46
    Вот уж воистину гром не грянет и что мужик,что царь-не перекрестится.Вообще-то на Балтике союзники не очень смогли порезвиться,в отличии,скажем, от того же Чёрного моря.
  2. +4
    26 июля 2025 08:11
    Именно отечественными машинами были оснащены винтовые корветы и клиперы послевоенной постройки

    Ими же оснащались отечественные гражданские суда: Россия обладала самым большим речным флотом мира в начале 20 в. .Кстати, и в проектировании и строительсте паровозов она-мировой лидер.
    1. +1
      26 июля 2025 09:23
      Ну да, а логистика в империи в 16 году умерла, сама по себе.
      1. +5
        26 июля 2025 11:04
        Первая Мировая война было настолько масштабной, насколько никто до войны не моги и предполагать. Тот ж винтовочкой кризис в 1914 году везде наблюдался...
        1. +4
          26 июля 2025 12:27
          Цитата: Летучий_Голландец
          Тот ж винтовочкой кризис в 1914 году везде наблюдался...

          Наблюдался может и везде, но только в РИ перед войной запасы старых винтовок уничтожали. Да и Мосинки раздаривали и продавали. Вообще это надо было додуматься, заказать винтовок ровно по числу штатных солдат, потери имперскими штабами видимо не ожидались и запас не предусмотрен.
          1. +4
            26 июля 2025 13:27
            Перед войной Россия ежегодно производила больше винтовок, чем кто-либо, но нормы вычистились исходя из опыта русско-японской войны, а Первая Мировая была на порядок интенсивнее...
            1. +2
              26 июля 2025 17:43
              Перед войной Россия ежегодно производила больше винтовок, чем кто-либо,

              Тут эта... не производство было важно, а приёмка.
              1. Из партии бралось 100 винтовок и разбиралось полностью.
              2. Детали перемешивались и из них собиралось 10 винтовок.
              3. Эти 10 винтовок на 180 шагов должны были положить все 5 пуль в игральную карту.
              4. Если нет, - то браковалась вся партия.
              Ну-с! Коллеги, - кто будет отвечать?
              1. +2
                26 июля 2025 21:59
                Перед войной такой сверхперфекционизм, возможно и приемлем: надо обеспечить качество в условиях когда каждый подрядчик старается надуть государство всеми возможными способами. А во время войны... Я сомневаюсь, что во время войны правила военной приёмки не были сильно смягчены.
                1. -3
                  27 июля 2025 06:22
                  надо обеспечить качество в условиях когда каждый подрядчик старается надуть государство всеми возможными способами. А во время войны...

                  Чтобы обеспечить качество во время войны, надо ДО войны иметь подрядчиков всеми доступными способами..
                  Конечно, во время войны, "бракованные" партии пересматривались, вносились изменения в конструкцию новых партий, с целью упрощения производства. Тот же восьмигранный (неспроста) ствол заменили на круглый.
                  Вот ещё пример:
                  Перед Талвисота наша комиссия мацала ПП Суоми. И сошлись на том, что это чисто полицейское оружие, - солдату давать нельзя - патронов не напасёсси..
                  Потом упростили Суоми, убрали все резьбовые соединения. СЕМЬ станко-часов на автомат (на убитых станках силами подростков) и вышел ППШ. СИМВОЛ ВОВ!!!
                  Правда магазины вручную подгонялись и не были взаимозаменяемы, но кто сейчас об этом помнит?!
                  1. 0
                    22 августа 2025 22:20
                    Что я сейчас прочитал, опять мифы 90-х вылезли? А не чё, что все 30-е годы пистолеты пулемёты интенсивно у нас разрабатывали, приняли на вооружение ППД. В журнале Калашников подробная серия статей по истории разработки пистолетов пулеметов в 30-х, от Суоми у нас только магазин, больше ничего.
            2. +9
              26 июля 2025 19:41
              Цитата: Летучий_Голландец
              Перед войной Россия ежегодно производила больше винтовок, чем кто-либо,

              Может и производила, но выполнив заказ на 4.6 млн. винтовок производство фактически свернуло. Рабочих сократили, мощности фактически тоже сократили. После начала войны спешно набирали из крестьян. Не знаю на какие нормы вы ссылаетесь, но для предусмотренных мобпланом запасных и учебных полков оружия не запланировали вовсе. В итоге призвали десятки миллионов а вооружать их пришлось палками. Бускохрусты любят рассказывать про красноармейцев атакующих с черенками от лопат, но в реальности так выглядела царская армия.

              Проблема кстати не в ПМВ появилась, можно напомнить про современные штуцеры которыми вооружали гвардию в Крымскую войну а в бой за Севастополь отправляли со старьем гладкоствольным. И в следующую русско-турецкую 1878г. ровно то же самое, современные берданки столичным полкам а в бой опять со всяким передельным хламом. Необучаемые.
              1. +1
                26 июля 2025 22:03
                Необучаемые - это да, англичане - они такие! Для штуцеров энфильда образца 1847 года круглые пули отливали, что бы в нарезы не входили - так заряжать легче. Можно ещё пароход с сапогами, которые все были на правую ногу вспомнить. Точно необучаемые!
              2. 0
                27 июля 2025 06:29
                но для предусмотренных мобпланом запасных и учебных полков оружия не запланировали вовсе.

                Потому как, склады трескались от закупленных винтовок Бердана №2. И куда их девать, они же совсем новые!
                1. +1
                  27 июля 2025 22:40
                  Цитата: Керенский
                  И куда их девать, они же совсем новые!

                  Видимо поэтому их уничтожали либо переделывали в охотничье. Перед войной было уничтожено 400 тыс. берданок из имеющихся 810 тыс. (и 275 млн. патронов) еще 205 тыс. Мосинок подарили болгарскому, монгольскому и сербскому правительствам. Осталось 4.652 млн. Мосинок. При этом призвать при мобилизации намеревались 4.9 млн. человек к началу войны, и еще 5.432 млн. человек планировали призвать в первый год войны. Вот для них вообще оружия не было предусмотрено. Как это так спланировали - остается только гадать..
        2. +4
          26 июля 2025 12:42
          Причём тут вообще винтовки то?
          Тут отметили ведущую роль России в паровозостроенни, а империя навернулась именно из-за отсутствия паравозов.
          1. +7
            26 июля 2025 13:28
            Ну, сказать что империя навернулась из-за отсутствия паровозов... Это смело! Мне всегда казалось. что там факторов было на порядок больше, и нехватка паровозов - далеко не самый главный...
            1. +2
              26 июля 2025 17:03
              Ну февральская революции, случилась по совершенно конкретному поводу.
            2. +2
              26 июля 2025 20:13
              Много подвижного состава было в работоспособном состоянии к февралю 1917 года?
            3. +2
              27 июля 2025 06:40
              Ну, сказать что империя навернулась из-за отсутствия паровозов... Это смело! Мне всегда казалось. что там факторов было на порядок больше,

              Сей продукт в Империи был дюже востребован. Как и пароходы.
              Отсутствие связи, превращало всё, что за Уралом, в полунезависимые феодальные княжества. Только "князья" назначались из Петербурга.
              Даже сейчас Темнейший всё вопрошает глав регионов: что там с его "майскими указами"?
              - Да выполняются Владимир Владимирович! И процент выполнения неуклонно растёт! (А что там было-то, в тех указах?)
              А тогда?!
      2. -2
        26 июля 2025 11:25
        Цитата: Cartalon
        у да, а логистика в империи в 16 году сама по себе.

        ну да-не читайте сов газет и учебников:

        Россия – единственная из стран, кому удалось во время войны (в 1916 году) увеличить в абсолютном выражении количество перевезенных грузов по сравнению с мирным временем.

        к 1917 году парк подвижного состава в России все время увеличивался, а его состояние было на уровне мирного времени.

        Во время войны объем перевозок по железным дорогам Германии, Франции , англии обвалился по сравнению с довоенным в полтора – два раза, то в России – единственной из воюющих стран – перевозки грузов превысили уровень 1913 года (с)
        1. +5
          26 июля 2025 17:05
          Да да статья в жежешке, явно пристрастного автора, конечно даёт совершенно верную информацию.
          Империя пала совершенно случайно, без всяких особых причин.
          1. 0
            30 июля 2025 14:13
            Цитата: Cartalon
            Да да статья в жежешке, явно пристрастного автора

            вы с фактами спорьте, статсборниками и монографиями.

            Не получается? Нет.
            1. +1
              30 июля 2025 14:40
              Нет там ни каких факторов, данные взяты с потолка, грозоперевозки росли, экономика росла.
              Войскам сокращают нормы снабжения, вводят продразверздку и тд.
              Империя пала потому что, СССР по той же причине, всё хорошо и кирдык не уподоляйтесь своим опонентам.
              1. 0
                31 июля 2025 13:40
                Цитата: Cartalon
                данные взяты с потолка, грозоперевозки росли, экономика росла.

                к чему ваша ложь?

                Опровергните это:
                Статистический сборник за 1913–1917 гг.»(Выпуск второй). Труды Центрального статистического управления, том VII, выпуск 2, Москва, 1922.
                [3] Представление Управления железных дорог Временному правительству о неудовлетворительной работе железнодорожного транспорта в связи с недостачей топлива и подвижного состава.
                [4] А.Л.Сидоров. Экономическое положение России в годы Первой мировой войны. М., 1973.
                [5] История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Том 2. 1917 – 1945. СПб, М., 1997.
                [6] Marcel Peschaud. Les Chemins de fer allemands et la Guerre. P., 1927.
                [7] B.R.Mitchell. International Historical Statistics. Europe 1750 – 1993. Fourth Edition, 1998.
                [8] Великая Отечественная война. Юбилейный статистический сборник. М., 2020.
                [9] А.Маркевич, М.Харрисон. Первая мировая война, Гражданская война и восстановление: национальный доход России в 1913 – 1928 гг. М., 2013.
                [10] СССР и капиталистические страны. М., 1939.
                [11] Растянников В.Г., Дерюгина И.В. Урожайность хлебов в России. М., 2009.
                [12] Н.Васильев. Транспорт России в войне 1914 – 1918 гг. М., 1939.
                Цитата: Cartalon
                грозоперевозки росли, экономика росла.
                Войскам сокращают нормы снабжения, вводят продразверздку и тд.

                и т.д.-талоны на хлеб в .петрограде-с апреля 1917 г, на крупы-еще позже
                Цитата: Cartalon
                Империя пала потому что, СССР по той же причине, всё хорошо и кирдык

                хорошо в России не было-была мировая война, чем в СССР и не пахло.
                И нехорошо было в России именно с порядком- голодом уровня германии и не пахло.

                не уподоляйтесь своим опонентам
        2. +7
          26 июля 2025 20:12
          Отчего тогда хлебушек в Санкт-Петроград никто не завозил?
          Отчего снаряды да патроны до фронта не доезжали?
          Вероятно лошадки дохли да телеги разваливались...
          1. 0
            30 июля 2025 14:17
            Цитата: hohol95
            Отчего тогда хлебушек в Санкт-Петроград никто не завозил?
            Отчего снаряды да патроны до фронта не доезжали?

            И Питер жил -в 1916 г даже карточек на хлеб не было, и фронт. С ВОРами пришел ец кон
            1. 0
              30 июля 2025 14:41
              Недостаточная обеспеченность страны железными дорогами обернулась исключительно опасными последствиями — из-за невозможности своевременного вывоза угля на некоторых рудниках (особенно Донецкого бассейна) пришлось сокращать добычу, что немедленно привело к ввозу из-за границы такого стратегического материала, как уголь. Причем в 1913 году 100 млн. пудов силезского и английского угля было доставлено в те губернии, которые до этого времени всегда полностью покрывали свои потребности донецким углем{290}.


              Старостенков Н. В.
              Железнодорожные войска России.
              1. 0
                31 июля 2025 13:59
                Цитата: hohol95
                — из-за невозможности своевременного вывоза угля на некоторых рудниках (особенно Донецкого бассейна) пришлось сокращать добычу

                С 1910по 1914 добыча угля в Донецком бассейне непрерывно РОСЛА огромными темпами-с 16 до 26 млн т
                https://mining-media.ru/ru/article/newtech/15280-ugolnaya-promyshlennost-rossii-do-revolyutsii-1917-goda
  3. +1
    26 июля 2025 09:44
    Это были корабли водоизмещением 173 тонны.
    Канонерка... Катер, ё моё! Как она от стрельбы не разваливалась и не переворачивалась...
    1. +8
      26 июля 2025 11:02
      Для Финского залива катера - самое то, а канонеркам в океан ходить не нужно было. Ну и - постройка военного времени всегда... не самая качественная. Довелось сравнивать копанные немецкие винтовки довоенного и военного производства - разительная разница что в деревянных частях. что в металлических...
      1. +1
        26 июля 2025 17:51
        Довелось сравнивать копанные немецкие винтовки довоенного и военного производства

        Довелось сравнивать с хранения:
        Маузер 98К
        Арисака
        Мосина - Нагана с восьмигранным стволом
        Мосина - Нагана 1931-ого года
        Бердана № 2
        Не скажу, кто выиграл, ибо не знаю цены изделия...
        1. 0
          28 июля 2025 09:30
          С хранения - не то! Когда винтовка полежала в земле, становится видно, чего стоит металл, да и качество дерева тоже - совсем сгнило, или только малость поедено. По моим наблюдениям самое паршивое качество - у немецких «штурмгеверов» 1944-45 годов: металл корпуса - обычная жесть, которая ржавеет до дыр. Довоенные «маузеры» найденные рядом сохраняются прекрасно!
  4. +4
    26 июля 2025 13:38
    Николай Иванович Путилов родился... А бог его знает когда! То ли 14, то ли 21 мая, то ли 1816-го, то ли 1820 года. Возможно. Точно, что в селе Коломенка Боровичского уезда Новгородской губернии. Отец — титулярный советник, помощник полицмейстера водной полиции по Мстинской части Вышневолоцкого отделения. В возрасте 10 лет будущий инженер и промышленник поступил в морскую роту Александровского кадетского корпуса

    В 1816 году никак не мог родиться, ибо тогда в возрасте десяти лет ему некуда было бы поступать - Александровский кадетский корпус был учреждён в 1829 , а открыт в 1830 году.
  5. +8
    26 июля 2025 18:01
    Весной 1854 года перед окнами императора Николая Павловича совершала эволюции англо-французская эскадра...
    Данная фраза несколько создает искаженное представление о ситуации. Создается впечатление, что английские корабли находятся в непосредственной близости от места пребывания императора. Но это не так.
    Дворец Коттедж— центральное архитектурное сооружение дворцово-паркового ансамбля Александрия, построенное с использованием элементов стиля неоготики в 1826—1829 годах для семейства императора Николая Павловича по проекту архитектора А. А. Менеласа. Невысокое трехэтажное здание находится в 700-х метрах от побережья Финского залива. Из окон действительно виден северный форватер на Петербург (порядка 5.5 км). Однако это не то место где находились английские корабли.
    Северный фарватер идет от Петербурга на запад мимо "Котетджа", мимо Петергофа, Ораниенбаума, оставля остров Котлин севернее уходит дальше в Финский залив.
    Английские корабли находились западнее Котлина с крепостью Кронштадт за минными заграждениями. (см. схему). Если напрямую от Котетжа это будет порядка 25 километров, не совсем перед окнами. Честно говоря, я не вполне уверен, что это место видно из дворца даже в подзорную трубу.
    Пишут, что наблюдение за вражеским флотом вели с высот Большой Ижоры.
    1. +2
      26 июля 2025 19:52
      Цитата: balabol
      Если напрямую от Котетжа это будет порядка 25 километров, не совсем перед окнами. Честно говоря, я не вполне уверен, что это место видно из дворца даже в подзорную трубу.

      Если действительно 25 км то это уже за горизонтом.
  6. +4
    26 июля 2025 19:20
    "император был неплохим инженером и смог оценить перспективное оружие"
    И в чем заключалось его "неплохое инженерство"?
    Из воспоминаний Николая I: «Одни военные науки занимали меня страстно, в них одних я находил утешение и приятное занятие»
    Правда, как только русская армия времен Николая Палкина встретилась с достойным противником, случился неприятный конфуз.
    1. +5
      26 июля 2025 19:54
      Цитата: belost79
      Правда, как только русская армия времен Николая Палкина встретилась с достойным противником, случился неприятный конфуз.

      Ну.. зато можно вспомнить оценку данную ему современниками, теми кто имел несчастье с ним работать..
      "мелочный и недалекий! (с)
      1. +3
        26 июля 2025 21:50
        Есть и немного другие оценки. Что до критики, так про Сталина из отзывов современников можно такого накопать! Да и про Наполеона. Современники бывают обижены, испытывать неприязнь и т. д. и т. п. Между тем, современный центр Питера, во многом, именно Николаевская застройка. Классическая литература XIX века? "Мы все Выши из гоголевской шинели". Живопись? Брюков, Айвазовский, Семинарский... Можно ещё долго продолжать.
    2. +3
      26 июля 2025 21:45
      Хм... В Крымскую войну Россия не смогла победить коалицию из трёх "великих держав" и Сардинского королевства. Но войну при этом свела к миру со вполне приемлемыми условиями, без территориальных потерь. Повторюсь: три великие державы: Англия (с самым мощным флотом в мире), Франция, с армией при Наполеоне фестивалившей по всей Европе, Турция... По крайней мере турецкая армия была многочисленной, и Сардиния - энное количество пуль берсальеры в русских солдат выпустили, а стреляли они неплохо. Результат... Ограничение возможности держать флот на Чёрном море, остальное - по-мелочи. Это серьёзно?
      1. +2
        26 июля 2025 22:31
        Ну как сказать. Когда война начиналась в 53-м году, планы у Николая 1 были Наполеоновские в отношении Турции. Напомню про "Больного человека Европы". Но тут приплыл винтовой флот, от которого наш Черноморский флот спрятался и частично самоутопился, высадил десант и за год этот десант взял главную крепость юга России (которая разумеется к осаде была почему-то не готова). Все это происходило за тысячи километров от Англии и Франции, напомню. Взяв крепость, союзнички просто сказали - все, русские, мы вам запрещаем иметь крепости и флот на Черном море. И пришлось эти условия принять. Действительно, это не серьезно.
        1. +1
          27 июля 2025 03:44
          Ну а каковы были планы союзников на Балтике или на нашем Севере?И да,всю заваруху союзники затеяли дабы лишить Россию флота и крепостей на Чёрном море.Никто не спорит о недостатках в руководстве и оснащении русской армии и флота,но с "конфузом"вы переборщили,почитайте что тогдашняя пресса Англии писала о действиях своего флота на Балтике,причём это им куда ближе от родных берегов.Ваше определение больше подходит к русско-японской войне,вот это был конфуз по полной программе!При этом вроде тоже отделались Южным Сахалином,но ход военных действий и на суше ,и на море был сущим кошмаром для армии и флота.
        2. +1
          28 июля 2025 09:38
          «Наполеоновские планы» насчет Турции осуществили лет через 20 с небольшим, флот на Черном море все равно имели (новые винтовые корветы со звериными названиями уже в 1857 году пришли из Питера и приняли участие в финальных аккордах Кавказской войны), так что гора (союзная коалиция) родила мышь. И, да, Кавказ, из-за которого все и началось (Синоп - мероприятие по блокаде кавказского побережья) Россия взяла!
  7. 0
    28 июля 2025 19:50
    Цитата: Cartalon
    Ну февральская революции, случилась по совершенно конкретному поводу.

    Повод-то был конкретный, а вот причин, приведших к тому, что повод стал значимым, много и разных.
  8. 0
    28 июля 2025 19:56
    Цитата: Летучий_Голландец
    Хм... В Крымскую войну Россия не смогла победить коалицию из трёх "великих держав" и Сардинского королевства. Но войну при этом свела к миру со вполне приемлемыми условиями, без территориальных потерь. Повторюсь: три великие державы: Англия (с самым мощным флотом в мире), Франция, с армией при Наполеоне фестивалившей по всей Европе, Турция... По крайней мере турецкая армия была многочисленной, и Сардиния - энное количество пуль берсальеры в русских солдат выпустили, а стреляли они неплохо. Результат... Ограничение возможности держать флот на Чёрном море, остальное - по-мелочи. Это серьёзно?

    Тут еще надо добавить о позиции Австрии, которая, угрожала начать боевые действия, если.... Требования менялись. Это заставляло держать значителтные силы на границе с Австрией.
  9. 0
    29 июля 2025 23:16
    Помню, в детстве, в альманахе "Океан" чатал повесть , рассказывающую о этих событиях. Главгерой- молодой студент с началом войны записался в гусары, но его направили (или сам напросился) на флот. Участвовал в постройке этих канонерок, а потом и воевал на них. Жаль, сейчас не могу вспомнить названия повести. Может кто напомнит?