Носитель «Кинжалов» или проверенный временем высотный перехватчик: в чём легендарный МиГ-31 более актуален

10 421 34
Носитель «Кинжалов» или проверенный временем высотный перехватчик: в чём легендарный МиГ-31 более актуален

Созданный в период холодной войны МиГ-31 стал прямым наследником прославленного МиГ-25, но получил куда более совершенные авионику, вооружение и возможности обнаружения целей. Работы над перехватчиком начались в конце 1960-х годов, когда Советский Союз осознал необходимость в машине, способной защищать огромные воздушные пространства от угроз, исходящих от стратегических бомбардировщиков и крылатых ракет.

Первый полёт МиГ-31 совершил в 1975 году, а на вооружение он поступил в 1981-м. Его главной задачей была борьба с высокоскоростными целями на предельно больших высотах.



Истребитель, на западе получивший «прозвище» Foxhound, способен развивать скорость до 3 000 км/ч, работать на практической высоте более 20 километров и нести до четырёх ракет большой дальности Р-33, а в более поздних модификациях – шесть Р-37М, каждая из которых может поражать цель на расстоянии до 300 километров.

Экипаж из двух человек – лётчика и штурмана-оператора – управляет не только полётом, но и сложной системой обнаружения и сопровождения целей. Уникальной особенностью самолёта стала возможность передавать данные другим истребителям, фактически превращая его в командный центр в небе.

В то же время, МиГ 31, изначально задуманный как сверхзвуковой перехватчик воздушных целей на большой высоте, в современных условиях превратился в инструмент стратегического воздействия. Модернизированные МиГ 31К, способные нести гиперзвуковую ракету «Кинжал» (по сути, сам МиГ-31К - и есть гиперзвуковой комплекс «Кинжал»), открыли новую главу его эксплуатации.

В текущем вооружённом противостоянии на Украине самолёт неоднократно использовался и продолжает использоваться для запуска вышеупомянутых гиперзвуковых ракет, способных преодолевать более 2 000 км и достигать скорости до 10 Махов.

Кроме того, версия МиГ 31Б получила возможность дозаправки в воздухе, что увеличило и без того внушительный радиус действия истребителя. Так, в 2013 году экипажи 14-й армии ВВС и ПВО Центрального военного округа установили рекорд длительности беспосадочного перелёта на истребителях МиГ-31БМ, проведя в небе 7 часов 4 минуты. Дальность перелёта составила более 8000 км с тремя дозаправками топливом в воздухе.

Между тем, использование МиГ 31 в значительной мере сохраняет прежнюю функцию. Он продолжает оставаться одним из немногих платформ, способных нести ракеты типа Р 37М, используемых для перехвата вражеских ракет, самолётов и дронов на большой высоте и скорости, выполняя задачи обороны воздушного пространства там, куда другие имеющиеся у нас воздушные средства «не достают».

В то же время, на фоне ограниченного количества МиГ-31К – по разным данным, не более 20 единиц – становится ясно, что ракетный носитель остаётся скорее «символом силы», чем массовым вооружением. Несмотря на модернизации и возвращение дозаправки в полёте, платформа морально устаревает, а значит, носителями гиперзвука в будущем, скорее всего, могут стать другие машины.

Таким образом, несмотря на то, что напарником легендарного МиГа стали гиперзвуковые ракеты, высотный перехват остаётся ключевой функцией истребителя. Наиболее вероятно, что в обозримой перспективе приоритет в использовании данной техники останется на стороне обороны неба и защиты стратегически важных объектов.

34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    21 июля 2025 14:31
    Носитель «Кинжалов» или проверенный временем высотный перехватчик: в чём легендарный МиГ-31 более актуален

    Естественно пока как носитель "Кинжалов".
    Просто остальные его возможности пока не где проявить.
    1. +1
      21 июля 2025 14:36
      Между тем, использование МиГ 31 в значительной мере сохраняет прежнюю функцию
      И главные функции - перехватчик....
      1. -2
        21 июля 2025 15:08
        Почему "ИЛИ"? Он может быть как носителем кинжалов, так и перехватчиком. Ни кто с Миг-31К БРЛС не снимал. Масса ракеты Кинжал 4615 кг. Это примерно половина боевой нагрузки взять еще пару ракет Р-37М он вполне может.
        1. -1
          22 июля 2025 20:03
          И на что подвесить эти пару ракет? Положить в кабину пилоту?
          1. 0
            22 июля 2025 20:19
            Цитата: Умник
            Положить в кабину пилоту?

            Если только "умник" будет в качестве пилота.
            А так есть известная всем схема подвески.
            1. -1
              22 июля 2025 20:40
              Схему подвески кинжала+2 ракеты в студию! Такой нет у вас??
    2. +1
      21 июля 2025 15:27
      Созданный в период холодной войны МиГ-31 стал прямым наследником прославленного МиГ-25******из текста*** Не был МиГ-31 прямым наследником не 25-го, не 29-го. Это принципиально другой истребитель.
      1. +2
        22 июля 2025 14:51
        Не был МиГ-31 прямым наследником не 25-го, не 29-го.

        Да, журналистские штампы достали. Это разные самолёты, например, планер МИГ-25 выполнен из высокотемпературной нержавейки, а у МИГ-31 -титановые сплавы. У них и разные ТТХ (двадцать пятый более скоростной), ну ещё можно перечислять множество существенных отличий.
  2. +3
    21 июля 2025 14:32
    А что у нас сейчас с производством Мигов? Кто в курсе? Завод умер?
    1. +6
      21 июля 2025 14:55
      По слухам, руководство ОАК надеется на возобновление выпуска МиГ-35 для КНДР. Может и у наших женералей совесть проснётся и МО подпишет контракт. На СВО и будущей войне с НАТО был бы очень полезной машиной, как и в охране аэропортов и крупных промышленных центров страны от налётов БПЛА.
      1. 0
        27 июля 2025 12:38
        Ещё была инфа о возобновлении производства двигателей Д-30Ф6.
  3. -3
    21 июля 2025 16:08
    Повторить МиГ-31 слабо???
    1. +4
      21 июля 2025 17:58
      Слабо. В производстве использовались комплектующие, немалая часть которых делалась за пределами РСФСР, и в частности в УССР. Чем восстанавливать технологии 1970х по обрывкам документации, проще, быстрее, и дешевле будет разработать совершенно новую машину с оглядкой на имеющиеся в РФ технологии. При этом "проще, быстрее, и дешевле" значит лишь в сравнении, а не "просто, быстро, и дешево".
      И вообще, проще назначить высотным перехватчиком СУ-35. Он если в чем-то и хуже МиГ-31, то несильно, а в чем-то, что неудивительно, даже и лучше. А воздушных носителей "Кинжалов", кроме МиГ-31, пока что нет, а эти носители нужны уже "здесь (в/на 404) и сейчас".
      1. -3
        21 июля 2025 19:25
        СВО на Украине показало, что нужны высотные носители, типа МиГ-25, 31, но современные, с высотой полета 30-35 км. Планирующая бомба с высоты 30 км и запущенная со скоростью 3000 км/час улетит на 400 км, а ракета уйдёт в гиперзвук. Рекорд высоты на самолёте МиГ-25 был установлен 31 августа 1977 года и составляет 37 650 метров. Наука и технологии за 50 лет ушли далеко вперёд. Сейчас сделать высотный носитель на 35 км реально. Делать надо, т.к. РФ впереди ожидают республики на постсоветском пространстве и приграничные государства по периметру России.
        1. +3
          21 июля 2025 19:36
          Цитата: Vlad Gor
          РФ впереди ожидают республики на постсоветском пространстве и приграничные государства по периметру России

          В вас спит великий полководец. Не будите laughing
          1. -2
            21 июля 2025 19:56
            Вам не страшно, лечь спать в России, а проснуться в каком-то княжестве.
            1. +3
              21 июля 2025 19:57
              Цитата: Vlad Gor
              Вам не страшно, лечь спать в России, а проснуться в каком-то княжестве

              Нет. Более того - ни одного вменяемого варианта осуществления такого сценария я как-то даже и не вижу request
              1. -2
                22 июля 2025 11:53
                Всякое бывает. Уходили из Советского Союза, а пришли в РФ.
                1. +1
                  22 июля 2025 11:54
                  Цитата: Vlad Gor
                  Уходили из Советского Союза, а пришли в РФ

                  Еще раз:

                  Цитата: Paranoid62
                  ни одного вменяемого варианта осуществления такого сценария я как-то даже и не вижу
        2. +1
          21 июля 2025 20:12
          Цитата: Vlad Gor
          Планирующая бомба с высоты 30 км и запущенная со скоростью 3000 км/час
          скорее всего развалится на куски. Судя по виду, УМПК, как он есть, на сверхзвук не расчитан. Конечно можно сделать сверхзвуковой вариант УМПК (прочнее, со стреловидными крыльями, и еще кучей изменений), но как бы оно не вышло дороже чем ракетный двигатель к стандартному УМПК, который даст ничуть не худшие результаты. А самолет на высоте 30 км поблизости от ЛБС это мечта оператора ЗРК.
          1. -1
            22 июля 2025 12:37
            Как гражданский человек, спорить с вами не буду. Как технарь и физик скажу, развалить чугун вы даже на космической скорости не сможете, да обгорит, оплавится, может от перегрева самоподорваться. Специально для МиГ-25РБ были созданы термостойкие бомбы ФАБ-500, которые сбрасывались с высоты 20 000 метров на скорости 2300 км/час. Бомба весом 500 кг, пролетев несколько десятков километров, вгонялась в землю на многометровую глубину, где взрывалась, выворачивая наизнанку всю прилегающую территорию. После отделения от самолета бомба пролетает расстояние 40 км по баллистической траектории за 80-100 секунд. Была инф., что на полигоне бомба пролетела 100 км. Это без УМПК. Сейчас повесить на простой чугун сверхзвуковую УМПК задача не сложная. Ракета лучше, но она значительно дороже бомбы. Бомб изготовили много, лежат на складах. В отношении сбить цель на высоте 30 км, имеющую скорость 2 Маха. Ракета ЗРК поднимется на высоту 30 км более чем за 10 секунд. Не знаю возможности ЗРК, тем более самолёт не пересекает ЛБС.
            1. +1
              22 июля 2025 19:15
              Цитата: Vlad Gor
              Как технарь и физик скажу, развалить чугун вы даже на космической скорости не сможете

              Чугунию ничего не сделается, а вот УМПК крылышки встречным потоком обломает, они на такие скорости не расчитаны. Опять же, сверхзвук требует совсем иную форму крыла по сравнению с дозвуковым. Да, конечно, сделать более прочный модуль планирования с регулируемой стреловидностью возможно, но недешево, и непонятно, есть ли смысл под ограниченное количество носителей.
              Цитата: Vlad Gor
              Не знаю возможности ЗРК, тем более самолёт не пересекает ЛБС.

              Хозлы уже пару раз подтаскивали Patriot почти вплотную к ЛБС.
              Operational range: 160 km (99 mi) (max)
              Maximum speed:
              PAC-2: GEM+: 5,630 km/h (3,500 mph)
              PAC-3: 6,170 km/h (3,830 mph)

              https://en.wikipedia.org/wiki/MIM-104_Patriot
              Вот и считайте, много ли добавит сброс с 30 км высоты, если делать его придется в более чем сотне км от ЛБС.
              1. 0
                22 июля 2025 20:47
                Не могу вам сказать, нужен или не нужен такой носитель. Сейчас бомбы с УМПК сбрасываются с высот до 10 км на дозвуковой скорости. Самолёты не пересекают ЛБС, вероятность их поражения выше, чем у стратосферного высотного самолёта. Всё надо считать.
          2. 0
            24 июля 2025 01:12
            Ну не очень хочется с тобой спорить, извини, но тут куча несоответствий.
            Во-первых у УМПК изначально стреловидность до сверхзвука (там углы нормальные), во-вторых и самое важное, какая "мечта" у повитрянных сил салорейха на 30 км высоты? Какие ЗРК "поблизости от ЛБС " могут стрелять на 30 км?
            Ну не надо уж совсем. Что там на ЛБС есть на 30 км? Ну не смешно.
            В остальном, во многом согласен.
      2. +1
        22 июля 2025 10:37
        А Ту-22М3М чем плох в качестве носителя Кинжалов? Тем более, к нему их можно подвесить минимум пару-тройку. Вроде уже даже делали такую модификацию бомбера.
      3. +1
        23 июля 2025 06:28
        проще, быстрее, и дешевле будет разработать совершенно новую машину с оглядкой на имеющиеся в РФ технологии.

        Нынешняя ОАК не в состоянии разработать "совершенно новую машину" на замену Ан-2, а Вы предлагаете на замену МиГ-31. Смешно!
        Были в МАПе, были в МОПе, а теперь мы братцы в ж**е
        (О.Самойлович. "Рядом с Сухим" (Мемуары авиаконструктора))
        1. -1
          23 июля 2025 18:16
          Цитата: Дилетант
          Нынешняя ОАК не в состоянии разработать "совершенно новую машину" на замену Ан-2
          Разработали, и даже не одну. Но они все упираются в отсутствие мотора и денег на производство.
          Цитата: Дилетант
          Вы предлагаете на замену МиГ-31
          Отнюдь не предлагаю. Просто предполагаю, что после развала СССР разработка новой машины может оказаться проще и дешевле, чем возобновление производства МиГ-31. Это ж сколько утерянных или оказавшихся в зарубежье технологий надо практически с нуля воссоздавать.
      4. D O
        0
        5 августа 2025 16:33
        Цитата: Наган
        И вообще, проще назначить высотным перехватчиком СУ-35

        В качестве замены двухместного перехватчика МиГ-31, для защиты протяженных северных границ России, более предпочтительным вариантом скорее всего был бы двухместный Су-30. Однако этому самолету для работы в качестве перехватчика ПВО не помешала бы современная РЛС от Су-57.
        Для укрепления ПВО опасных западных и восточных границ, возможно, целесообразно не поскупиться на двухместную версию Су-57.
    2. 0
      21 июля 2025 19:30
      Цитата: Vlad Gor
      Повторить МиГ-31 слабо?

      Нет, не читатель...



      И это, замечу - только на топваре. А всех делов - забить в поиск "пак дп" request laughing
      1. -1
        22 июля 2025 20:54
        Где летает МиГ-41 и где ПАК ДП? Что обсуждать то, которое может появиться через 25 лет, а может и не появится.
        1. 0
          22 июля 2025 20:56
          Цитата: Vlad Gor
          Где летает МиГ-41 и где ПАК ДП?

          Хм.

          Цитата: Vlad Gor
          Повторить МиГ-31 слабо???

          Вы спросили - я ответил. Повторяют, на новом техническом уровне, пока в процессе.
  4. +1
    22 июля 2025 20:04
    Что бы мы делали без СССР и его "галош"
  5. 0
    6 августа 2025 20:52
    При развале СССР Казахстану оставили целый полк МиГ 31 базирующийся в Семипалатинске аэродром Жана Семей Казахи несколько штук разбили Остальные перевели в Караганду В оконцовке летать на них в казахии оказалось некуда да наверно и не кому Сейчас они в качестве металолома выставлены на аукцион Но ни кто их вот уже больше года купить не хочет
  6. 0
    30 августа 2025 13:53
    МиГ-25М в космос летал, а 31 нет, и я не понимаю, почему кинжалу просто не поставить дополнительный ТТД и пулять его с контейнеров подходящих, думаю в С 300 он дополнительной разгонной ступенью влезет или с бастиона, и у меня такое ощущение, что циркон это тот же самый кинжал, только с разгонной ступенью bully