Объект 906Б – авиадесантируемый танк для двух персон

130 412 24
Объект 906Б – авиадесантируемый танк для двух персон
Изображений ходового прототипа Объекта 906Б не сохранилось, но имеется «в металле» его предшественник — Объект 906.


Пояснительная записка


Волгоградский тракторный завод знаменит своей боевой техникой. В местном ОКБ создали всю линейку боевых машин десанта, а до этого из ворот завода выходил БТР-50. Специализацией ВГТЗ можно назвать легкую плавающую технику. Особенное место занимает ПТ-76, замену которому стали искать уже в начале 60-х годов – спустя десять лет после запуска в серийное производство. Машина должна была по всем превосходить предшественника – калибр орудия больше, броня толще, мотор мощнее, а масса меньше. Помимо умения плавать, танк должен был уметь спускаться с неба с парашютами. Получился этакий предвестник БМД, только сотканный из предельных параметров.



Ниже представлена пояснительная записка к проекту экспериментальной машины Объект 906Б, разработку которой утвердили в июле 1962 года. Машина разрабатывалась на базе еще одного опытного изделия Объект 906 и серьезно отличалась от исходника. Например, количество членов экипажа сокращено с 3 до 2 – более чем спорное решение. Не меньше удивляет отказ на плавающей машине от водометов. Или расположение воздухозаборника на крыше башни. Похоже, концепция строилась вокруг одного требования – построить как можно более компактный танк. И он получился, но оказался никому не нужен. В октябре 1962 года в металле создали ходовой макет, так и оставшийся в единственном экземпляре. Авторы некогда совершенно секретной пояснительной записки – главный конструктор ВГТЗ И. В. Гавалов и ведущий конструктор темы Ю. М. Сорокин. Текст приводится без сокращений с необходимыми расшифровками.




Объект 906Б

Краткая пояснительная записка к проекту лёгкого плавающего авиадесантируемого танка


Введение


Основным компоновочным положением, определяющим габариты и расположение отделений танка, явилось: использование водоизмещения всего объёма танка (корпуса и башни), а не только корпуса, расположение отделения управления механика-водителя в башне, осуществление системы забора воздуха на крыше башни для изолированного друг от друга питания экипажа, а также двигателя и системы охлаждения.

Танк имеет более плотную, чем объект 906, компоновку, обеспечивающую уменьшение высоты и длины броневого корпуса.
В носовой части корпуса расположены: топливные баки, баки-стеллажи для пушечных выстрелов, аккумуляторы, бункер для сбора стреляных гильз и, частично, танковый ЗИП.

В средней части корпуса на одной общей вращающейся платформе расположены боевое отделение и отделение управления танка, аварийный люк, электрооборудование системы зарядки аккумуляторов, противопожарное оборудование, система воздухопуска, танковый орудийный ЗИП и личный комплект экипажа.

В кормовой части расположено моторно-трансмиссионное отделение (МТО) с установкой: силового блока из двигателя УТД-20 и ГМТ, гидропривода управления, бескассетного воздухоочистителя, подогревателя с маслобаком и системы охлаждения двигателя и ГМТ.

Плавающий танк имеет дифференцированное распределение объёмов для обеспечения необходимого водоизмещения и запаса плавучести. Полный объём танка — 15,036 м3. Общий необходимый объём для обеспечения водоизмещения танка распределяется следующим образом:

а) корпус -70%;
б) башня -25%;
в) ходовая часть -5%.

Получение новой формы и площади проекций бронирования даёт возможность существенно снизить боевой вес танка.

Корпус


Броневой корпус в поперечном сечении имеет прямоугольную форму, высотой 750 мм, с вертикальными бортами, выполненный из броневой стали марки 2П.

Носовая часть корпуса срезана под углом 55° от вертикали, кормовая часть имеет переменный наклон.

Подкрылки корпуса выполнены в виде полых коробок из тонколистового материала и заполнены пенопластом ПС-Б (беспрессовый).

Размещение механика-водителя в башне и установка малогабаритного силового блока позволило уменьшить высоту, а также длину корпуса по наибольшему периметру, где листы имеют наибольшую толщину (носовые, бортовые и кормовые), за счёт чего выигрыш в весе получился наибольшим.

Выбранная форма выгодно отличается простотой в производстве и уменьшает длину сварочных швов. Малое количество вырезов под люки обеспечивает значительное увеличение жесткости.

Лобовая проекция корпуса обеспечивает непробитие с дистанции 150 м пулей Б-32 калибра 14,5 мм, а бортовая (вся) — с дистанции 150÷200 м пулей Б-32 калибра 7,62 мм.


Объект 906. Формально на этой базе разрабатывали Объект 906Б.

Башня и вооружение


Башня представляет из себя сочетание двух объёмных фигур: передняя (лобовая) часть конической формы, а бортовая — трапецеидальной.

Размеры башни в горизонтальной плоскости значительно развиты, занимая у основания всю ширину корпуса.

Высотная характеристика башни дифференцирована, а высота её на отдельных участках существенно уменьшена путём следующих основных компоновочных мероприятий:

- за счёт выдвижения оси цапф пушки вперёд и приведения пушки на линию заряжания при угле возвышения +30, что позволило понизить кормовую часть башни;

- применение цельноштампованной крыши с малыми отверстиями под люки;

- увеличение диаметра погона, при котором он перестал ограничивать угол возвышения и позволил разместить отделение механика-водителя, а высота башни в лобовой части уменьшена;

- пушка своими цапфами установлена в гнезда, приваренные непосредственно к телу корпуса башни, и имеет минимальную по габаритам амбразуру (320 х 300 мм) с отсутствием громоздкой рамки.

Конструкция башни существенно упрощена и выполнена сварной из стальных броневых листов марки 2П с переменными углами от вертикали по периметру.

Лобовая проекция башни противостоит пуле Б-32 калибра 14,5-мм с дистанции 100 м, бортовая и кормовая проекция рассчитаны на непробитие пулей Б-32 калибра 7,62-мм со всех дистанций.

Танковая пушка Д-58, спаренная с пулемётом СГМТ, устанавливается в башне танка при помощи цапф в соответствующие гнёзда амбразуры башни.

Амбразура банки закрывается маской, бронестойкость которой одинакова с бронестойкостью лобовой проекции башни.

На маске имеются амортизаторы для ограничения углов вертикального наведения и проточки с уплотняющими устройствами, обеспечивающими невозможность проникновения во внутрь свинцовых брызг, а также воды. Снаружи маска закрыта чехлом из негорючей влагонепроницаемой ткани.

Слева от пушки установлен комбинированный бесподсветочный прицел типа ТПНБ-2.

Установка прицела типа ТПНБ-2, кроме удобств в работе, улучшает боевые качества вооружения:
- отсутствие подсветки (громоздкие выступающие осветители с приводами);
- компактность расположения прицельных устройств;
- малый вес;
- живучесть от ударной волны.




Слева от командира-наводчика расположен поворотный механизм (ПМБ) горизонтального наведения, снабжённый азимутальным указателем и разрезной подпружиненной боевой шестернёй. Погон башни выполнен с размером в свету 2152 мм. На крыше башни прикреплены два короба воздухозабора с поворотными диффузорными жалюзи.

Кормовая часть башни имеет отверстие для установки выдвижного понтонного устройства с приводом и для монтажа и демонтажа механизма заряжания пушки. Механизм заряжания рассчитан на ёмкость 23 пушечных выстрелов пушки Д-58.

К крыше и бортовым стенкам башни приварены раструбы кольцевого воздухопровода системы охлаждения и питания двигателя.

Вращающиеся башенки командира-наводчика и механика-водителя принципиально аналогичны, являясь люком-лазом с отверстием в свету 480 мм.

Башенки имеют призменные смотровые приборы наблюдения, которые приняты как единый смотровой прибор для танка. Башня имеет вращающуюся подвесную платформу диаметром 1900 мм, с размещением в центре ВКУ-519 (вращающее контактное устройство).

Отделение управления


Справа от танковой пушки расположено самостоятельное подвижное отделение управления танка, которое по высоте имеет две шариковые опоры: вверху — башенка со смотровыми приборами и люком, внизу — погон с ВКУ на платформе боевого отделения.

В отделении управления расположены: сиденье водителя, рычаги и педали управления, центральный щиток с приборами, воздушно-жидкостная система очистки смотровых приборов, нижняя шариковая опора с ВКУ-519, инструмент и др.
Для обеспечения постоянства положения водителя и смотровых приборов башенки имеется карданное передающее устройство для кинематической связи с погоном башни.

Приводы управления делятся на три группы механизмов:
- задающие;
- распределительные;
- исполнительные.
Задающие механизмы расположены в отделении водителя, к ним относятся:
- избиратель скоростей;
- рычаги поворота;
- педали горного тормоза и подачи топлива.

Распределительные и исполнительные механизмы расположены в МТО и на трансмиссии.

Кинематическая передача от задающего механизма к распределительному во время движения отделения механика-водителя по кругу от вращения башни или на стоянке осуществляется передаточным шестеренчатым механизмом (ПШМ).

ПШМ представляет собой пакет ведущих, паразитных и ведомых шестерен, расположенных на шариковых опорах платформы боевого отделения. Ведущие и ведомые шестерни блока имеют поводки: первые связаны с задающими органами управления, а вторые — с механизмом распределения.

Все органы управления танком воздействуют на гидравлическую систему (за исключением подачи топлива и горного тормоза) и поэтому требуют для пользования минимальных усилий с осуществлением автоматизации управления.

Моторно-трансмиссионное отделение


В кормовой части корпуса расположена установка силового блока из двигателя УТД-20 завода №77, гидромеханической трансмиссии.

Такой блок длиною 1500 мм, устанавливаемый на три точки с амортизаторами, обеспечивает абсолютную жесткость узла, строгую и постоянную соосность двигателя и КП с исключением влияния возможных деформаций днища и передачи вибрации на корпус.

Система охлаждения двигателя и ГМТ — эжекционная, закрытого типа, расположенная по бортам корпуса, имеет на выходном траке (диффузоре) клапанную систему для герметизации на плаву.

Выхлоп отработанных газов при работающем двигателе на плаву, с помощью двухходового крана, минуя эжектор, осуществляется непосредственно в воду.

Между моторной перегородкой и двигателем под крышей корпуса установлены:

- одноступенчатый автоматический воздухоочиститель типа ВТИА, не требующий обслуживания в процессе эксплуатации;

- подогреватель двойного действия, предназначен, во-первых, для подогрева силового блока перед запуском и, во-вторых, при движении на плаву охлаждая забортной водой, при отключенных эжекторах, систему охлаждения машины.
Бортовая передача планетарная, соосная с грузовым валом гидромеханической трансмиссии.

Топливная система


Топливная система состоит из передних топливных баков ёмкостью 315 литров, баков-стеллажей ёмкостью 300 литров и топливной магистральной системы. Все баки имеют один расходный бачок ёмкостью 7 литров, заключённый в корпусе топливоизмерителя и крана, расположенных в МТО на моторной перегородке. Распределительный кран сообщён с топливоизмерителем, который показывает количество топлива во включённой группе баков. Заправка системы производится через заправочные горловины баков, расположенные в носовой части корпуса.

Топливо, подаваемое в двигатель, предварительно подогревается в котле обогрева.

Ходовая часть


Катки диаметром 670 мм с дисками из алюминиевого сплава, общее количество их 12 штук, по 6 катков на борт. Гусеница мелкозвенчатая, сайлент-блочная с общим количеством траков 192 на машину. Подвеска гидропневматическая, позволяющая опускать, поднимать танк на 280÷250 мм и регулировать жёсткость подрессоривания с помощью гидропривода управления. Сборка подвески, опорных катков и роликов поддерживающих блочная, не требующая подгоночных работ.

Электро- и противопожарное оборудование


Принципиально-монтажная схема электро- и противопожарного оборудования отличаются малой длиной проводов, кабелей, количества осветительных и других приборов, а также трасс магистральных трубопроводов УАППО.

ЗИП


Запасной инструмент и принадлежности разработанного объекта отличаются уменьшением номенклатуры и количества, возимого на танке.

Система воздухозабора и вентиляции


Забор атмосферного воздуха для питания двигателя, системы охлаждения и вентиляции башни осуществляется по принципиально новой схеме.

Свежий воздух проходит через два воздухозаборника с поворотными диффузорными жалюзи, расположенными на крыше башни, направляясь в кольцевой воздухопровод корпуса, и попадает в МТО, которая имеет герметичную моторную перегородку.

Погон башни и кольцевой воздухопровод корпуса имеют неподвижные уплотняющие устройства, управляемые единой пневматической магистралью автоматики, исключая попадания воды при движении на плаву и используемые при мероприятиях ПАЗ (противоатомная защита). Забор и нагнетание атмосферного воздуха при ПАЗ для экипажа танка осуществляется вентилятором сепаратного типа с фильтрами от БОВ и ХОВ (биологические и химические отравляющие вещества), расположенные в кормовой части башни на опорном кольце погона. При движении на плаву забор воздуха производится из воздухозаборника на крыше башни.

Большой фронт входа свежего воздуха (2114 х 600 мм) в МТО положительно решает вопрос вентиляции, обдува двигателя и других агрегатов танка.

При движении на плаву в морских условиях предусматривается установка складывающихся резинотканевых труб на входные отверстия воздухозаборников одновременно с размещением на данных трубах топовых огней.

Таким образом, наличие 2-х самостоятельных воздуховодов для экипажа и МТО положительно решает вопрос защиты от БОВ и ХОВ во всех случаях действия танка.

ПАЗ


Биологическая защита от проникающей радиации при действии на радиоактивно заражённой местности, обеспечивающая возможность пребывания в зоне заражения с уровнем радиации 300 рентген-час, существенно переработана за счёт следующих компоновочных мероприятий:

- размещение членов экипажа в башне на малой площади;
- экранирование отсека экипажа металлоёмкими агрегатами, узлами, ГСМ и боеприпасами;
- установка ножевого устройства для среза заражённого верхнего слоя почвы по всей ширине машины.
Полная защита экипажа от радиоактивной пыли, химических и бактериологических отравляющих веществ обеспечивается наличием 2-х изолированных друг относительно друга воздуховодов для МТО и башни, с установкой на нагнетающем вентиляторе высокоэффективных фильтров.

Таким образом, вышеперечисленные мероприятия дают возможность пребывать в радиоактивно заражённой местности членам экипажа танка с кратностью ослабления не менее 4-х раз.

Плав


Для движения танка по суше и преодоления водных и болотистых преград используется единый движитель — гусеничный.

Отказ от специального водометного движителя позволил снизить металлоёмкость трансмиссии, управления, упростить конструкцию танка и снять потери водоизмещения корпуса. Для обеспечения максимальной скорости движения на плаву и увеличения КПД гусеничного движителя предусматривается ряд основных конструктивных мероприятий:

- установка на корпусе гидродинамических кожухов;

- применение глубокого трака объекта 906 с дообработкой, обеспечивающей увеличение силы тяги на воде без увеличения веса и ухудшения условий движения на суше;

- убирание ходовой части с равномерным натягиванием гусеницы с целью исключения потери мощности на перематывание;

- меньшим сопротивлением внешнего обвода танка.

С целью проверки ходовых качеств модели «906Б», имеющей водоизмещающий объём башни, ОКБ Волгоградского тракторного завода (ВГТЗ) в марте 1962 года провело модельные испытания в бассейне гравитационного типа и получило удовлетворительные ходовые результаты.

Для регулирования дифферента и водоизмещения на плаву предложена новая схема конструкции с использованием пространства между бортовыми стенками башни и МЗ пушки для выдвижного понтонного устройства. Кормовая часть понтона является дополнительной бронезащитой башни от пули Б-32 калибра 7,62 мм с любой дистанции. Выдвижной понтон по проёму кормовой части башни имеет неподвижное уплотняющее устройство, управляемое единой пневматической магистралью автоматики. Понтонное устройство в процессе плава может стабилизировать изменение статического дифферента танка от расхода горючего, боеприпасов и др.

Обзорность


Непросматриваемые пространства членами экипажа танка удовлетворяют общепринятым тактико-техническим требованиям. Существенно улучшена обзорность механика-водителя как на суше, так и на плаву, в связи с расположением смотровых приборов в башенке на крыше башни. Вождение танка из вращающейся башни не вызывает особых затруднений у механика-водителя, имеющего опыт вождения бронетанковой техники, и не требует значительного времени на обучение.

Заключение


В новом лёгком плавающем танке представляется возможным без коренных переработок повысить тактико-технические характеристики за счёт следующих мероприятий:

- установить взамен танковой пушки Д-58 пусковое орудие для
управляемых и неуправляемых ракет с целью снижения веса и увеличения
огневой мощи танка;

- улучшить тактические качества танка за счёт установки нового
быстроходного, более мощного, многотопливного двигателя ЗТД конструкции
завода № 75;

- наличие малогабаритного силового блока системы охлаждения, блочных агрегатов и узлов даёт возможность на базе нового танка использовать идею унифицированного шасси для изготовления семейства специальных авиадесантных боевых машин, входящих в бронетанковое соединение, с целью увеличения автономности действия на оперативном просторе.

К ним относятся:

- быстроходная, высокопроходимая боевая машина пехоты (БМП) на 10-12 человек с активным ведением огня на ходу всем десантом, оснащённая орудием типа «Копьё»;
- быстроходная, высокопроходимая боевая инженерная машина (БИМ) с размещением 2,5 тонны горючего (заправщик), лебедки, крана, ножевого устройства самозакапывания и др. ремонтное оборудование;
- быстроходная, высокопроходимая боевая машина для транспортировки и запуска тактических ракетных комплексов или целой группы установок противотанковых ракет типа «Малютка» или «Овод».
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    24 июля 2025 06:47
    Дело в том, что концепцию воздушно-десантных войск в СССР/РФ надо было своевременно менять на концепцию аэромобильных войск. Соответственно, технику необходимо достаточно было проектировать не под требования парашютного сбрасывания, а под грузоподъемность и объем грузовых отсеков самолетов ВТА.
    1. +12
      24 июля 2025 07:15
      У нас, по-моему, параметры грузоподъёмности и грузовых отсеков самолётов ВТА задаются исходя из соответствующих параметров техники. Причём общевойсковой, а не авиадесантируемой. Но вообще, в США например, аэромобильные части не отменили авиадесантные.
      1. +3
        24 июля 2025 07:34
        В любом случае возможности самолётов ВТА и самой ВТА в целом проигнорировать при выдаче ТЗ и проектировании никак не получится.
        В США осталась только одна 82 дивизия ВДВ. Остальные десантно-штурмовые (наземная высадка с вертолетов) и аэромобильные.
        1. +5
          24 июля 2025 18:34
          101 ВДД ( Кричащие орлы), хотя сама по сути является ДШД. А 82 ВДД единственная которая может 100% состава перекинуть парашютным способом .
      2. +6
        24 июля 2025 11:18
        Цитата: ИВЗ
        У нас, по-моему, параметры грузоподъёмности и грузовых отсеков самолётов ВТА задаются исходя из соответствующих параметров техники. Причём общевойсковой, а не авиадесантируемой.

        А это во всём мире так: базой при проектировании самолёта ВТА является существующая и перспективная техника, которую ему требуется перевозить по ТТТ. Например, С-17 делали из расчёта перевозки одного "Абрамса". От габаритов и массы техники и начинают работать конструкторы, выстраивая грузовую кабину и самолёт вокруг неё. smile
        Забавно получилось с "Оспреем": при его проектировании никто не рассчитывал на четверть века разработки и постановки на вооружение. В результате, когда машина пришла в части, оказалось, что требования по МГХ перевозимых грузов уже значительно выше. smile
        1. +1
          7 августа 2025 22:45
          Цитата: Alexey RA
          В результате, когда машина пришла в части, оказалось, что требования по МГХ перевозимых грузов уже значительно выше.

          Ничего ничего, они под транспортировку конвертопланом MV-22 специальный дрындулет сделали. Точнее два дрындулета, M1161 и M1163. Стоимость M1161 - 209 тыс. долларов. Стоимость сладкой парочки для транспортировки прицепа со 120 мм миномётом и боекомплекта к этому миномёту - 1 млн. 78 тыс. долларов. Около 600 машинок для КМП США закупили.
    2. +1
      26 июля 2025 17:14
      достаточно разбомбить взлетные полосы специальными кассетными бомбами и там больше никто не сядет
      ил-76 на автомагистраль не посадить
      следовательно для таких аэромобильных частей нужен сверхвертолет или конвертоплан
      1. +1
        27 июля 2025 23:14
        А толку? Напомнить как высаживалась техника в Кабуле?
      2. +2
        11 августа 2025 16:11
        Цитата: bushmaster
        ил-76 на автомагистраль не посадить

        АУД смотрят на Вас с недоумением.


        В ходе учений фронтовой авиации под Воронежем был отработан эпизод с перебазированием бомбардировщиков Су-34 на оперативный аэродром, оборудованный прямо на федеральной трассе Е-38 Курск-Саратов.
        (...)
        По легенде учений, базовый аэродром авиаполка подвергся массированному ракетному удару, но самолеты успели подняться в воздух и перелететь на новое место. Туда один за другим стали прибывать транспортные Ан-26 и Ил-76 с дополнительными боекомплектами и наземной аэродромной техникой.
        © РГ. 25.08.2021
        1. +1
          11 августа 2025 21:53
          хорошо, нужен километр прямого участка шоссе как минимум в четыре полосы без разделительных барьеров
          1. 0
            12 августа 2025 10:56
            Цитата: bushmaster
            хорошо, нужен километр прямого участка шоссе как минимум в четыре полосы без разделительных барьеров

            Мало. Под тяжёлые машины нужен прямой участок автодороги на ровной местности, длиной полтора-два километра, с демонтируемыми барьерами и боковыми площадками. Это называется АУД - Аэродромный участок дороги, и закладывается уже на этапе проектирования новой трассы.
            Судя по всему, под Воронежем учения были как раз на таком вот АУД - их планировали строить на новых дорогах Росавтодора начиная с 2014 года.
            А лёгким машинам, типа Су-25, для взлёта и посадки достаточно обычного покрытия дороги 1-й категории.
  2. +7
    24 июля 2025 06:50
    Спасибо Евгений за разбор машинки!
    С механиком-водителем во вращающейся башне не вошло. Хоте неоднократно пытались использовать данную компоновку.
    «Сотка»
  3. +7
    24 июля 2025 09:37
    Мда.
    Похоже, мы все-таки весьма близки к немцам по некоторым аспектам национального характера, а именно - в неумении вовремя остановиться и в стремлении к идеалу, доводящему нормальные идеи до абсурда.
    1. +7
      24 июля 2025 10:51
      Цитата: deddem
      неумении вовремя остановиться

      В данном случае как раз остановились, осознав, что сотворили. А в серии и в войсках до появления БМД и Ноны была куда более консервативная АСУ-85. Да, пушка; да, не плавает; да, башня не вращается и т.д... Зато рабочий вариант, а не "на спор".
      Возможно, 906Б изначально проектировался именно чтобы показать, что будет в конце тупика, если следовать всем требованиям заказчика, и чтобы вовремя остановиться, не доходить до серии.
      А ещё мне кажется, что в чём-то похожем случае Спрута-СД остановиться не смогли. Или остановились чуть позже, произведя их сколько-то десятков, модернизировав и т.д.
      1. +2
        24 июля 2025 16:18
        Спрут другое дело. Он не танк, а СПТО. И довольно успешен !
    2. 0
      26 июля 2025 17:19
      это всего лишь опытный образец, что сразу грузить
      во всем мире какие чудные прототипы только не создавали
      вот во франции тоже делали двухместный танк
      ELC AMX (Engin Léger de Combat, с фр. лёгкая боевая машина) — опытный французский лёгкий истребитель танков, разрабатывавшийся компанией AMX в конце 1950-х годов.
  4. +1
    24 июля 2025 12:37
    Слышал отзывы о Гавалове как о перфекционисте.
    Но высота по крыше башни на номинальном клиренсе 1770 - это слишком.
    Мне как-то больше понравился 906. Там остались и водомёты, и наводчик, и командира разгрузили за счёт АЗ.
  5. +5
    24 июля 2025 21:39
    Цитата: stankow
    Спрут другое дело. Он не танк, а СПТО. И довольно успешен !

    Дело не маркетинговой обёртке, для Индии его легко называли танком, а в подходе: тоже в лёгкую плавающую авиадесантируемую платформу запихнули танковое орудие. Получили не танк, а высоченный фанерный гроб, при модернизации дополнили ведром, чтобы был ещё выше... А "успешность" в десятки штук - по мне установочная или, скажем, "шведская" партия. У нас успешность - это сотни, как минимум.
  6. 0
    25 июля 2025 15:59
    Интересный танк, можно на новом этапе его возродить и попробовать продать в Индонезию.
    Хотя там уже свои плавающие танки научились делать (слизав форму корпуса с нашей БМД):
    https://hi-tech.mail.ru/news/128610-indoneziya-predstavila-gibridnyj-plavayushij-legkij-tank-p8/

    Непонятный термин попался в статье:
    провело модельные испытания в бассейне гравитационного типа

    Вопрос: что такое бассейн гравитационного типа??
    И что, реально бывают бассейны не гравитационного, а какого-то другого типа???
  7. 0
    27 июля 2025 19:58
    Возможно не прав, но про связь редко пишут.
    Вернее про то, какая аппаратура использовалась и в экспериментальных и в легендарных изделиях.
  8. 0
    27 июля 2025 23:12
    Интересный агрегат! Интересно кто-нибудь в курсе по без паращютным системам высадки десанта? Мне как попадалась информация, что такая система была темой диплома в Академии. Но после защиты документы были упрятаны в спецхран!
  9. 0
    30 июля 2025 03:55
    ...- за счёт выдвижения оси цапф пушки вперёд и приведения пушки на линию заряжания при угле возвышения +30...
    А в таблице ТТХ углы возвышения -5..+20. Это 10 градусов возвышения "впустую" (на только заряжение) ?
    Можно согласиться с предположениями, что это - машина-демонстратор для обуздания ТТТ-сочинителей. И могли-бы обойтись и без ходового макета, одними чертёжно-расчётными проработками, если-бы не экзотическая локация мехвода.
    Фраза
    Вождение танка из вращающейся башни не вызывает особых затруднений...
    - форменая "отмаза". Было-бы хорошо - сравнили бы среднюю скорость кросса для "классики" и "все в башне" (с разными водителями, для разных трасс).
    Некоторые "инженерные находки" особо проблематичны для техники "быстрого реагирования", которая может вдруг оказаться вдали от привычных равнин, от снабжения и технического обслуживания. Низкий силуэт в горах - это большая площадь уязвимой крыши (разве-что центр масс ниже, но это не точно). БОльший калибр пушки - меньше снарядов. Большой погон башни - а смогут ли повернуть её без электричесива на косогоре ?
  10. +1
    15 августа 2025 12:59
    Это же сколько сил,ума,миллиардов рублей,сотен тысяч тонн металла,оборудования, времени и талантов потрачено на бездарную,тупую затею с плавающими и летающими БМД,танками и прочей туфтой! Всё из за двух трёх идиотов,которые решили,что десант будет прыгать на врага с воздуха.Вы знаете хотя бы одну успешную десантную операцию любой армии за период 1939-2025 год?Их НЕТ!И не будет.Это жертвы маньяка предателя Тухачевского.
  11. 0
    31 августа 2025 17:37
    Короче, проектировали и испытывали годную машину, а производить стали никчёмную.