Будут ближе к Земле, чем спутники: в Японии начинают испытания телекоммуникационных систем на дирижаблях

29 967 48
Будут ближе к Земле, чем спутники: в Японии начинают испытания телекоммуникационных систем на дирижаблях

Японский телекоммуникационный гигант Softbank объявил о начале испытаний телекоммуникационной системы, которая будет функционировать ближе к Земле, чем спутники, сообщает издание The Asahi Shimbun.

Станция под названием High Altitude Platform (HAPS) будет установлена на дирижабли от американской компании Sceye Inc., имеющие длину 65 метров. Она сможет посылать радиоволны на поверхность земли с высоты 20 километров.



После прохождения ряда испытаний предоставление полноценных телекоммуникационных услуг планируется в 2027 году.

The Asahi Shimbun отмечает, что система HAPS способна передавать радиоволны на обширную территорию площадью 200 км в поперечнике, что делает ее идеальной для восстановления связи во время стихийных бедствий и обеспечения доступа к сети в труднодоступных районах, например, в горах. Система также может использоваться для связи с беспилотными летательными аппаратами.

Аппараты HAPS находятся ближе к поверхности земли, чем спутники, такие как системы Starlink от компании Илона Маска SpaceX. По данным издания, эти аппараты могут использоваться для обеспечения голосовых вызовов, доступа в Интернет и других услуг практически так же, как это делают наземные сети. Кроме того, HAPS сможет передавать радиоволны в течение нескольких часов после возникновения стихийного бедствия.
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    22 июля 2025 12:16
    Если добавить кое какую аппарутуру - идельное ДРЛО
    1. 0
      23 июля 2025 21:20
      Это оно и есть под прикрытием телемулекамуникаций!
  2. -2
    22 июля 2025 12:33
    Ни времени рабоы на высоте 20 км, ни способа управления не понятно. Стало быть и полезность не ясна
    1. +3
      22 июля 2025 12:41
      Цитата: balabol
      Ни времени рабоы на высоте 20 км, ни способа управления не понятно. Стало быть и полезность не ясна


      https://lifehacker.ru/dirizhabl-sceye-sovershil-sutochnyi-polet/?ysclid=mdecdfepz0270848404

      HAPS представляет собой 65-метровый аппарат без экипажа, наполненный гелием. Он взлетает в воздух вертикально и способен зависнуть на заданных высоте и координатах, питаясь от расположенных по всему корпусу солнечных батарей из селенида галлия и арсенида галлия.
      Пробный полёт прошёл 15 августа. Дирижабль продемонстрировал способность заряжать свои батареи в течение светового дня. Накопленную энергию он использовал, чтобы всю ночь находиться в воздухе на высоте 18,5 тысячи метров.
      Sceye надеется, что судно сможет беспрерывно летать в течение нескольких месяцев и предоставлять доступ к широкополосному интернету жителям тех частей планеты, которые наиболее удалены от цивилизации. Также компания намерена отслеживать с помощью стратосферного дирижабля изменения в климате и окружающей среде, а ещё лесные пожары и другие стихийные бедствия.
      Аппарат совершил уже 20 пробных полётов, а ещё два Sceye собирается провести в конце этого года. Если всё пойдёт по плану, то в коммерческую эксплуатацию такие дирижабли введут уже в следующем году.
      1. +1
        22 июля 2025 17:06
        Вот хоть что-то техническое, а не реклама плохо переведенная. Спасибо. Будет время призводителя починаю и обзоры буржуйские.
    2. -6
      22 июля 2025 13:02
      Я так понимаю, эти дирижабли будут висеть на привязи (на тросах), и должны находиться в нужном месте, это создаст определенные ограничения в использовании и безопасности авиации.
      1. +4
        22 июля 2025 13:28
        Нет. Самолеты на 20км не летают, тросов тоже нет - это не аэростат. На месте будет удерживаться электродвигателем, что запитывается от солнечных панелей сверху дирижабля... ну, как я понял. Посмотрим, что в итоге выйдет.
    3. 0
      22 июля 2025 14:18
      Привязной может висеть там "вечно".
      1. -1
        24 июля 2025 00:00
        Гелий и водород имеют противную особенность просачиваться через очень многие материалы, вечно только в стальном толстостенном баллоне
      2. -1
        24 июля 2025 11:14
        Вечно не выйдет в случае с этой конструкцией т.к водород-гелий подверждены диффундированию ввиду малого размера их молекул. На высоте они будут испытывать тепловые пики и спады и вся конструкция также ,оболочка будет расширяться-сжиматься из за этого , что также ускорит просачивание гелия.
        Вообще гелий оч. дорогой газок ..
        1. 0
          24 июля 2025 11:32
          Вы слово вечный видели в кавычках?
    4. +1
      22 июля 2025 17:09
      Ого, судя по минусам все о технике все знали, один я пропустил. Молодцы, читатели, прямо не ожидал.
  3. +1
    22 июля 2025 13:08
    Всё новое - хорошо позабытое старое
  4. -4
    22 июля 2025 13:32
    Да уже все крупные игроки над дерижаблями работают усиленно! У нас же все производство загубленно и ещё ряд икспертов всем выдолбили что это нам не нужно,не эффективно, не выгодно и прочие не! А признать что всё направление безнадежно профукали никто не хочет, такого приказа небыло.
    1. -2
      22 июля 2025 13:57
      Я бы не был столь категоричен... В Подмосковье что-то там мутят и еще местами... Другое дело, что частники, а не гос.структуры и уж совсем другое дело чем закончится, может закончится, так и не начавшись smile
      1. 0
        22 июля 2025 15:11
        Да в подмосковном Долгопрудном был завод, у друга там жена рядом жила, что то пытались делать, но это было очень давно, теперь нет, я так понимаю загубили производство, да и ничего не появляется по этой теме, никакой инфы. А вот мнения что нам это не нужно видел на канале Звезда.
      2. 0
        22 июля 2025 15:16
        Рос-аэро-системы, Киржач. Но там госденьги и соответствующий попил. Но кое что всеж делали.
        И у меня некоторое время работал один конструктор оттуда.
      3. +1
        24 июля 2025 11:02
        Цитата: Медведев_Дмитрий
        Я бы не был столь категоричен... В Подмосковье что-то там мутят и еще местами...

        От слова "мутить", можно по разному, но у нас, как всегда, будут продолжать "ружья кирпичом чистить", пока противник аэростатами не обложит. ПотОм, большими "кровью и пОтом", бросятся "лепить на коленке" ала верды.
    2. 0
      24 июля 2025 11:22
      Дирижабли несколько сомнительная тема т.к нужны просто циклопические эллинги к ним ,они плохо (ужасно) реагируют на сильный ветер и ,допустим, град , достаточно тихоходны . Гелий достаточно дорог как наполняющий газ , водород оч. опасен , конструкции т.н "вакуумных дирижаблей" ,наиболее пригодные на мой взгляд для "атмосферных спутников" практически не изучаются по какой-то причине.
  5. 0
    22 июля 2025 17:00
    А почему не использовать шары на привязи в качестве ретрансляторов сотовой связи?
    1. -1
      22 июля 2025 17:16
      1. Иногда бывают очень сильные ветра, и надо шар опускать лебедкой - то есть, в отличии от вышки, надо обслуживание.
      2. Гелий хорошо диффундирует почти через все материалы, кроме металла, и нужно регулярно пополнять и менять - а это тоже обслуживание.
      1. +2
        22 июля 2025 17:29
        Давно существует металлизированная ткань, которая почти не пропускает гелий. Правда производят её пока только в Китае.
        1. -4
          22 июля 2025 17:33
          Почти. Но пополнение и обслуживание остается. И гелий у нас не производится. Тоже везут из Китая (насколько знаю).
          Есть на ДВ месторождение газа с приличным содержанием гелия, но, полагаю, что все идет в Китай.
          Как обычно...
          1. 0
            22 июля 2025 17:42
            Цитата: Владимир-ТТТ
            И гелий у нас не производится. Тоже везут из Китая (насколько знаю)

            У нас, если вам верить, и БПЛА на производятся.

          2. 0
            22 июля 2025 17:42
            https://dzen.ru/a/ZKlFzrK3qgAdn9TT
            Как видно, работа идет, но сроки постоянно сдвигаются вправо, как обычно...
          3. +1
            22 июля 2025 17:48
            Цитата: Владимир-ТТТ
            Есть на ДВ месторождение газа с приличным содержанием гелия, но, полагаю, что все идет в Китай

            Ага. А потом из Китая обратно везут. Ну, точно...

            Цитата: Владимир-ТТТ
            Как обычно...

            Ага... наброс - отскок... не надоело еще? wink
          4. +1
            22 июля 2025 20:11
            Только в ближнем поиске.
            С 2022 по 2024 год производство гелия в России выросло в 3,5 раза. В 2022 году в РФ выпустили 3,7 млн куб. м гелия, в 2023-м — 6,5 млн куб. м, а в 2024-м — 13,14 млн куб. м.
            Некоторые предприятия, производящие гелий в России:
            Амурский газоперерабатывающий завод (ГПЗ). К апрелю 2024 года вышел на выпуск 1,2 млн куб. м гелия в месяц.
            Гелиевый завод Иркутской нефтяной компании (ИНК). В 2023 году запустили завод на Ярактинском нефтегазоконденсатном месторождении.
            Оренбургский гелиевый завод. Несмотря на снижение объёмов, остаётся самым крупным производителем гелия в России.
            В 2025–2026 годах ИНК планирует запустить вторую установку по производству гелия мощностью 4,5 млн куб. м. Также ведутся работы по созданию новых центров производства гелия в Якутии.
            По прогнозу Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН, к 2030 году объём производства гелия в России может достигнуть 75 млн куб. м.
            Российская Федерация входит в число мировых лидеров по запасам гелия.
          5. 0
            24 июля 2025 00:08
            Оренбургский гелиевый завод смотрит на это сообщение в замешательстве
            Китай, закупающий гелий втридорога в Катаре и ОАЭ, тоже наверно удивлен.
      2. 0
        22 июля 2025 20:25
        1. Когда очень сильные ветра у нас и так связь пропадает из-за различных поломок и на вышках тоже.
        2. Почему именно гелий?
        3. А если это надо быстро для армии, что мешает использовать обычную корзину с аппаратурой на шаре с газом, отработали 1-2 часа и сели?
        1. +1
          22 июля 2025 20:37
          Цитата: Аркадий007
          2. Почему именно гелий?

          Во-во. Газовая горелка - и вся любоф yes
        2. +1
          24 июля 2025 11:08
          Цитата: Аркадий007
          А если это надо быстро для армии, что мешает использовать обычную корзину с аппаратурой на шаре с газом, отработали 1-2 часа и сели?

          И если что - с площадкой для БПЛА-перехватчиков.
    2. Комментарий был удален.
  6. +1
    22 июля 2025 19:00
    Цитата: Владимир-ТТТ
    Накопленную энергию он использовал, чтобы всю ночь находиться в воздухе

    Дирижаблю, чтобы всю жизнь держаться воздухе, не нужны солнечные и любые другие источники энергии! Ему гелий нужен! А вот, чтобы удержать его на месте - нужны корректирующие двигатели. И это - главная их проблема!
    1. +1
      22 июля 2025 19:09
      Дьявол, он в деталях. Или энергия, или запас гелия и балласт. Днем дирижабль нагревается Солнцем, и подъемная сила возрастает - набирает высоту.
      Ночью охлаждается - теряет высоту. Этот перепад высот может быть весьма значительным.
      Для платформы, выполняющей определенные функции, это может быть неприемлемым, и высоту нужно удерживать постоянной.
      1. 0
        22 июля 2025 19:11
        Тем более, он для заявленных целей негоден!
        1. 0
          22 июля 2025 19:19
          Цитата: sirGarry
          Тем более, он для заявленных целей негоден!

          Не факт.
          Высоту и местоположение удерживает - на тех высотах ветер много меньше, чем на 10 км ниже.
          То есть с постоянно перемещающимся спутником на низкой орбите - у дирижабля преимущество.
          Расстояние и потребная мощность передатчика - так же много меньше.
          1. +1
            22 июля 2025 20:18
            1. Вы про какую высоту говорите, в 10 км или 200-500 метров?
            2. Зачем строгое выдерживание высоты, вполне допустимо +/- 100 метров?
            3. Обслуживание нужно любой технике. Шар можно посадить, отремонтировать и поднять обратно, это будет никак не сложнее подъёма альпинистов на вышку сотовой связи в 200 м.
        2. 0
          24 июля 2025 11:10
          Цитата: sirGarry
          Тем более, он для заявленных целей негоден!

          Расскажите японцам - они же тупые?
  7. -2
    22 июля 2025 19:03
    Цитата: Аркадий007
    шары на привязи

    Опять же, мишень отличная!
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      24 июля 2025 11:12
      Цитата: sirGarry
      Опять же, мишень отличная!

      И если что - с площадкой для БПЛА-перехватчиков.
  8. -1
    22 июля 2025 19:43
    А ну как шторм или, не дай бог, ураган. Где тогда искать этот аэростат без привязи.
    Или некая служба будет отслеживать погоду и приземлять аппарат, если что. Но тогда это в ущерб надежности и экономике такой системы связи.
    1. 0
      24 июля 2025 11:14
      Цитата: olbop
      А ну как шторм или, не дай бог, ураган.

      Расскажите японцам - они же тупые...
      1. -2
        24 июля 2025 11:38
        Ага, тупые. И поэтому страшно отстают от нас в электронике и связи.
        1. 0
          24 июля 2025 11:42
          Цитата: olbop
          Ага, тупые. И поэтому страшно отстают от нас в электронике и связи.

          Станция под названием High Altitude Platform (HAPS) будет установлена на дирижабли от американской компании Sceye Inc.

          Американцы тоже. laughing
        2. -2
          24 июля 2025 11:45
          В 70-е годы первым гражданским терминалом спутниковой связи в нашей стране (о военных мы , понятно, и не слышали) был терминал Инмарсат от японской компании JRC, массово устанавливаемый на судах под флагом СССР.
  9. 0
    23 июля 2025 02:10
    А почему наши сопли жуют, хотя на земле об этом уже давно не то что говорят - воют?!
  10. 0
    24 июля 2025 10:50
    Хм! Могу конечно ошибаться, но на этих высотах ветер дует и неслабый. Интересно, каким образом этот пузырь будет позиционироваться.
  11. 0
    24 июля 2025 10:58
    Киров репортед laughing (но уже на Японском)
  12. 0
    30 июля 2025 11:44
    Цитата: скептик
    Цитата: sirGarry
    Тем более, он для заявленных целей негоден!

    Расскажите японцам - они же тупые?

    Да они и сами уже поняли! Это просто проект для отработки отдельных систем и механизмов. Своего рода летающая лаборатория. Наука, короче!