Не чайные клиперы

18 300 41
Не чайные клиперы

Ночь на 5 января 1856 года в Архангельске была морозной. Впрочем, а какой ещё она могла быть в Архангельске? Этой ночью на городских верфях в обстановке строгой секретности были заложены шесть корабельных корпусов непривычных обводов. Названия кораблей были под стать времени закладки: «Разбойник», «Стрелок», «Джигит», «Пластун», «Опричник», «Наездник». Прямо по Пушкину: «Я скажу тебе, надёжа православный царь, что товарищей у меня было четверо: ещё первый мой товарищ — тёмная ночь, а второй мой товарищ — булатный нож, а как третий-то товарищ — то мой добрый конь, а четвёртый мой товарищ — то тугой лук, что рассыльщики мои — то калёны стрелы...» — всё лихие люди (в уголовном смысле этого слова). Но удивляли не имена кораблей, а их класс — винтовые клиперы...


Архангельск в 1826 году, видно адмиралтейство. худ. Валериан Галямин

К тому времени клипер уже успел стать быстроходным торговым парусником, доставлявшим скоропортящиеся товары (в основном чай). Но родословная у этих кораблей была гораздо интереснее! Первые корабли, называемые «балтиморскими клиперами», появились в конце XVIII века. Строили их, как и следует из названия, на среднеатлантическом побережье Соединённых Штатов, главным образом в Балтиморе, но постепенно они стали популярны и в Великобритании. Парусное вооружение этих двухмачтовых кораблей чаще всего было — шхуна или бригантина. Но главная фишка заключалась не в нём, а в обводах корпуса: очень острых, с v-образной подводной частью, сильно наклонёнными штевнями. Мачты у балтиморских клиперов были немного наклонены назад.




Современная реплика балтиморского клипера «Калифорниан».

Первый рисунок подобного корабля с названием HMS Berbis датируется 5 августа 1789 года. Зачем же американским торговцам были столь быстроходные суда? Ну, дело в том, что работорговля к тому времени уже перестала быть почтенным занятием... Да, первые балтиморские клиперы были весьма популярны у торговцев «чёрным деревом» и контрабандистов, так что Королевский флот обзавёлся подобными кораблями именно с целью борьбы с этими джентльменами. Ну и, само собой, в случае войны именно балтиморские клиперы любили использовать каперы — возможность догнать любого купца и уйти от фрегата или корвета была у них весьма востребована.


Балтиморский клипер «Князь де Нефшатель»

Следующий импульс развитию класса придала англо-американская война 1812 года. Англичане перешли на клиперах к парусному вооружению барка или корабля — шхуна была не самой устойчивой орудийной платформой, да и маневренность у неё оставляла желать лучшего. А каперам захотелось иметь корабли побольше маленьких шхун, поэтому появились клиперы с оснасткой брига, такие как «Генерал Армстронг» или «Князь де Нефшатель». Их успехи стали легендарными: «Князь де Нефшатель» отбился от нападения «Эндимиона» — самого быстроходного английского 40-пушечного фрегата и захватил больше вражеских кораблей, чем весь флот США, «Шассёр» захватывал английские суда в Ла-Манше и Ирландском канале...

В Крымскую войну британские адмиралы боялись того, что Россия начнёт каперскую войну, что было бы весьма перспективным ходом: торговое судоходство в Мировом океане на 90 процентов было английским и французским, так что проблем с призами у русских каперов не могло возникнуть, но... Николай I не успел организовать подобные действия во время войны, так что инициативы отдельных русских офицеров, таких как находившийся на этот момент в США капитан-лейтенант А. С. Горковенко, предложивший купить несколько американских клиперов для войны на коммуникациях, воплотились в жизнь несколько позже.


Великий князь Константин Николаевич в молодости

Великий князь Константин Николаевич, второй сын императора Николая Павловича, вступил в должность Главкома ВМФ (генерал-адмирала по тогдашней терминологии) 22 августа 1833 года. Правда, генерал-адмиралу на тот момент было только пять лет, так что его время наступило уже после смерти отца: одним из первых дел вступившего на престол Александра II стала передача всей власти в Морском ведомстве брату, всё-таки 27 лет — не 5, можно доверить серьёзную работу! Правда, была и небольшая проблема... Как писал принявший дела и обязанности Великий князь: «Пишу под грустным впечатлением всего, что вижу, и при горьком сознании, что я теперь не что иное, как генерал-адмирал без флота».

А флота и в самом деле не было! И дело было даже не в том, что Черноморский флот затопили (Балтийский-то остался!), а в том, что корабли во второй половине XIX века устаревали очень быстро. И Великий князь начал строить новый флот. Вводятся в строй 10 фрегатов, строятся 14 корветов, и появляется новый класс кораблей — винтовые клиперы. Константин Николаевич учёл уроки Крымской войны и решил поставить на крейсера. Флот вышел из «Маркизовой лужи» и Финского залива на просторы мирового океана, и ему понадобились океанские корабли.


Вице-адмирал С. П. Хрущёв

Дело в том, что пароход в бою имел преимущество — мог зайти паруснику с кормы и дать продольный залп, но под парами тогдашние корабли могли идти очень недолго, от 3 до 5 дней: паровые машины были неэкономичны, а запас угля ограничен, так что океанский корабль был обязан сочетать паруса с машиной. Строить винтовые корабли на Белом море предложил главный командир Архангельского порта вице-адмирал Степан Хрущёв в марте 1855 года. Теоретический чертёж корпуса, разработанный поручиком корпуса корабельных инженеров Аристархом Иващенко, Кораблестроительный комитет рассмотрел в том же году, а летом начальник Адмиралтейских Ижорских заводов инженер-генерал Александр Вильсон получил из Морского ведомства письмо, где запрашивалась возможность изготовления шести паровых машин высокого давления мощностью 120 лошадиных сил и отправки их в Архангельск до марта 1856 года.


Портрета Андрея Александровича Попова в молодости мне найти не удалось...

Постройка кораблей и изготовление механизмов велись в режиме строгой секретности. Управляющему Кораблестроительным департаментом Морского ведомства капитану 1 ранга Михаилу Тебенькову, вместе с документацией по паровым машинам, было дано чёткое указание: «Назначение вышеупомянутых механизмов не должно ни под каким видом быть оглашено, а оставаться известным только Вашему Превосходительству».

В список судов флота от 12 сентября 1855 года клиперы были внесены под названием «винтовые лодки». Наблюдение за постройкой кораблей с декабря 1855 года осуществлял капитан 2 ранга Андрей Попов — будущий адмирал. Помимо наблюдения за ходом работ им были внесены предложения по усовершенствованию конструкции корпуса, рангоута и расположения внутренних помещений. Кроме того, было решено использовать три котла вместо двух по первоначальному проекту.


Клипер «Стрелок»

Спуск кораблей на воду состоялся 20 июня 1856 года. К тому времени из Севастополя в Архангельск прибыли экипажи — из числа моряков затопленных в Севастопольской бухте кораблей, участвовавших в обороне города. 29 июля «Стрелок», «Джигит», «Разбойник» и «Пластун» под парусами вышли из Архангельска, а в начале сентября прибыли в Кронштадт. Корпуса кораблей переход выдержали с оценкой «отлично», а вот парусное вооружение... Дело в том, что по первоначальному проекту клиперы несли парусное вооружение трёхмачтовой гафельной шхуны (как и балтийские клиперы!), и оно для кораблей оказалось недостаточным. В Кронштадте его сначала изменили на баркентину, а с 1858 года — на барк.


Модель клипера «Джигит», хорошо виден двухлопастной винт и колодец для его подъёма

Силовая установка на клиперах была представлена паровой машиной «паровозного типа» — горизонтальной, прямого расширения, мощностью 150 лошадиных сил. Винт было решено сделать поднимающимся: во время движения под парусами двухлопастной винт тормозил движение корабля, поэтому его приходилось проворачивать на малых оборотах, что приводило к перерасходу угля. Поэтому на корме клиперов был сделан специальный винтовой колодец, куда винт поднимался во время перехода под парусом. Телескопическая дымовая труба размещалась за фок-мачтой.


60-фунтовые пушки №1 клипера «Всадник» на острове Готска-Сандён

Главным калибром винтовых клиперов стали две гладкоствольные 60-фунтовые пушки №1 конструкции Н. А. Баумгартена, две гладкоствольные 60-фунтовые пушки №2 (данные орудия различались только длиной ствола) и две гладкоствольные 24-фунтовые пушки-карронады. На вооружении стояли чугунные и стальные ядра, бомбы и картечь. Стальное ядро с дистанции в 100 саженей могло пробить 114,3-мм брони — аккурат как у английских броненосцев типа «Уорриор». Впрочем, связываться с этими кораблями русским клиперам явно не стоило: 40 орудий против 6 — не самый лучший расклад...


Клипер «Разбойник»

Мореходные качества винтовых клиперов были отличными! Впрочем, здесь стоит дать слово Андрею Попову, принимавшему участие в испытаниях этих кораблей:

«Между значительным количеством разнородных судов, на которых я имел счастье служить доселе, не было ни одного столь остойчивого на волнении, как клипер «Разбойник»... Несмотря на довольно большую зыбь и соответствующую силе ветра парусность, в клипер не попало ни одной брызги; 6,5 и 7 узлов хода в крутой бейдевинд не могли образовать волну или пену перед носом — то и другое выходило от середины судна. Крен не превышал 2 градусов».


Не менее восторженно описывал корабли командир 1-го Амурского отряда капитан 1 ранга (впоследствии — контр-адмирал) Дмитрий Кузнецов:

«Во всех портах иностранные морские офицеры любовались наружным видом клиперов... Образование носовых линий превосходное, корветы и клиперы свободно разрезают воду, не претерпевают ударов в носовую часть и на волнение всходят легко. «Джигит», имея два паровых котла, никогда не уступал в ходу прочим судам отряда с тремя котлами, между тем топлива брал на семь дней, когда прочие клиперы имеют его не более чем на четыре или пять дней. При 24 фунтах пара (1,68 атм) ход был 6 узлов, а при 45 (3,15 атм) доходил до восьми — девяти».


«Гайдамак» на Темзе, худ. А. Тронь

Учитывая, что опыт с постройкой первых шести клиперов можно было признать успешным, было решено построить ещё три корабля того же проекта. Правда, на этот раз на зарубежных верфях — Великий князь Константин развил настолько бурную деятельность, что отечественные верфи оказались загружены под завязку.

В 1859 году на английской верфи инженер (и по совместительству владелец верфи) Питчер заложил клипер «Гайдамак», а на финских верфях на острове Реве — клиперы «Абрек» и «Всадник» (я в курсе, что Финляндия была на тот момент в составе России, но клиперы финской постройки с седой древности принято также считать «иностранцами»). Машины для «Гайдамака» заказали в Англии у фабриканта Гомфрейса, а для «Абрека» с «Всадником» — в Финляндии. В результате на английскую машину нареканий не было, а финские пришлось допиливать напильником на казённом Кронштадтском пароходном заводе, что помогло, конечно, но... проблемы с машинами у «финнов» прослеживались ещё очень долго. Хоть комиссия, сравнивавшая клиперы «Абрек» и «Гайдамак», и пришла к выводу, что финская постройка тщательнее английской...


Клипер «Яхонт» на открытии Суэцкого канала

Не успели вступить в строй три клипера «второй серии», как в Санкт-Петербурге в 1860 году были заложены «Жемчуг» и «Алмаз», а в 1861-м — «Изумруд» и «Яхонт». Машины для первой пары были заказаны в Англии у того же Гомфейса, а для второй — в Бельгии, на заводе Коккериль. Мощность английских машин при этом была 350 лошадиных сил, а бельгийских — 300. Эти корабли получили на флоте шутливое название «камушки».

Вооружение у всех вышеуказанных семи клиперов состояло из 3х60-фунтовых гладкоствольных пушек №1 на поворотных платформах, но орудия среднего калибра были значительно разнообразнее. На «Абреке» стояли две 8-фунтовые нарезные пушки, «Гайдамак» и «камушки» несли по четыре аналогичные пушки. Не повезло «Всаднику»: ему новых нарезных орудий не досталось, но вместо них корабль получил пару древних полупудовых «единорогов», имевших вполовину меньшую дальность стрельбы гранатой.

Жизнь у винтовых клиперов первого поколения была недолгая, но славная. После Крымской войны производство офицеров в следующий чин привязали к «морскому цензу», поэтому клиперы в Кронштадте не появлялись подолгу! Их именами названы заливы и бухты в Приморском крае: «залив Стрелок», «бухта Разбойник», «мыс Гайдамак»... И эти названия даны вполне заслуженно: экипажами клиперов нанесены на карты побережье российского Дальнего Востока, проведены исследования берегов Японии, Китая и Филиппин, открыты острова и архипелаги. А вот повоевать им не довелось. Если, конечно, не считать участием в боевых действиях североамериканские экспедиции во время Гражданской войны в США. Дело в том, что «просвещённые мореплаватели» в американской междоусобице открыто симпатизировали Югу, а Россия — Северу. Так что присутствие русских кораблей у американского побережья служило для англичан стимулом сохранять нейтралитет.


Взрыв «Пластуна»

Из всех русских клиперов первого поколения погибли только два. «Пластун» после возвращения с Дальнего Востока погиб от взрыва крюйт-камеры в 18 августа 1860 года. Ходили слухи, что взрыв организовал кондуктор Савельев, доведённый до отчаяния вечными придирками со стороны командира, лейтенанта барона Дистрело, и старпома, лейтенанта Розенберга, злоупотреблявших телесными наказаниями. Впрочем, в итоговом докладе в качестве причины взрыва были указаны неосторожность и «беспорядок по содержанию артиллерийской части».

«Опричник» в декабре 1861 года пропал в Индийском океане. Экипаж голландского барка «Зваан» утверждал, что видел трёхмачтовый корабль, по описанию напоминавший русский винтовой клипер, направлявшийся в центр урагана. Зачем командир клипера, капитан-лейтенант Селиванов, направил туда свой корабль — неизвестно (согласно одной из версий, он слишком сильно дружил с алкоголем). Так же как неизвестно, «Опричник» ли видел экипаж голландского корабля.
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    29 июля 2025 05:06
    Дело в том, что по первоначальному проекту клиперы несли парусное во-оружение трёхмачтовой гафельной шхуны (как и балтийские клиперы!), и оно для кораблей оказалось недостаточным. В Кронштадте его сначала из-менили на баркентину, а с 1858 года – на барк

    Я, конечно, всё понимаю, но в научно-популярной статье для читателя, мало посвящённого в тонкости терминологии, использовавшейся для обозначения парусного вооружения флота XIX века, было бы неплохо дать хоть какие-то пояснения. А ещё лучше - предварить повествование отдельной статьёй на эту тему.
    А в целом материал интересный, спасибо!
    1. +6
      29 июля 2025 06:36
      Возможно, вам поможет эта иллюстрация:
      1. +1
        29 июля 2025 06:54
        В основном завсегдатай ВО, человек достаточно продвинутый - так, что разъяснять чем барк отличается от баркентины смысла не вижу.
        Подобные посылы Авторов обречены на спор «высоких материй», что есть «шхуна-бриг» и с чем ее едят! laughing
        Герхардуспасибо за статью, сегодня какой-то морской праздник. Две статьи о флоте на ветках сайта!!!
        Р.s. «Разбойники» - красавцы, возможно вершина отечественного парусного кораблестроения!
        1. +11
          29 июля 2025 07:23
          В основном завсегдатай ВО, человек достаточно продвинутый - так, что разъяснять чем барк отличается от баркентины смысла не вижу.
          Привет, Влад!
          Позволь с тобой не согласится.
          Продвинутый-то, продвинутый, но каждый в своем направлении. Я, например, без обращения к дополнительным источникам знаний не отличу барк от баркентины, а ты не отличишь вульж от лохабернской секиры. Каждому свое.
          1. 0
            29 июля 2025 14:45
            [quote] Английский вульж от лохабернской секиры. Каждому свое./quote]
            Угу, мог бы посложнее задачку задать!
            Английский вульж 14 века и лохабернская секира горцев Шотландии.
            1. +1
              29 июля 2025 14:51
              Помнишь в прошлом году гадали, что это такое?
              1. +1
                29 июля 2025 15:01
                Помнишь в прошлом году гадали, что это такое?
                Помню. Совня?
            2. +1
              29 июля 2025 15:00
              Угу, мог бы посложнее задачку задать!
              Ладно. Определи одним словом отличие пластрона от плакарта?
              1. +1
                30 июля 2025 10:42
                Привет Дружище, профессор валит!!!?
                drinks
                Чуйка говорит, что правильный ответ - ничем. Хотя, я бы их разделил по способу и месту крепления. Но как это описать одним словом - слаюсь. feel
                1. +1
                  30 июля 2025 11:58
                  Привет, Влад!
                  Правильный ответ: толщиной.
                  На двучастной кирасе металл плакарта (нижняя часть, защищающая живот) как правило толще нежели у пластрона (нагрудника)
                  1. +1
                    30 июля 2025 13:53
                    Почему ты решил, что «галстук» должен быть тоньше?
                    1. +2
                      30 июля 2025 15:16
                      Это не я решил, это оружиеведы так пишут.
                      Проникающее ранение грудной клетки менее опасно нежели брюшной полости. Последнее, по тем временам -100% летальный исход. Перетонит, понимаешь ли...
        2. -1
          30 июля 2025 19:33
          В основном, завсегдатай ВО - это старпер, махающий шашкой в интернете...ещё пару лет осталось этому "завсегдатаю ВО".
          Потом - либо полный маразм, либо смерть.
          Будьте честны, хотя перед собой. Не лгите.
          1. 0
            31 июля 2025 07:14
            Цитата: teo28
            В основном, завсегдатай ВО - это старпер, махающий шашкой в интернете...ещё пару лет осталось этому "завсегдатаю ВО".
            Потом - либо полный маразм, либо смерть.
            Будьте честны, хотя перед собой. Не лгите.

            Основная масса постоянных форумчан в возрасте 40-60 лет. Пришли они на ВО десять и более лет назад, когда сайт «что-то из себя представлял» и были значительно моложе.
            По поводу шашек и маразма, я немного даже завидую эрудиции Шпаковского, который разменял седьмой десяток.
            Остальные - боевые хомячки из «ветки новостей не в счет»…
    2. -1
      30 июля 2025 17:57
      Почему-то всегда находится человек, кто даст такой комментарий к статье, где что-то есть про парусное вооружение.
      Поймите, это нужна отдельная статья. Посмотрите в гугле.
      Причем, еще скажу, что на военных кораблях уходящей парусной эпохи намешано так, что прямо это все тоже применимо отчасти. Корабль вооружен якобы барком. А там явно уже марсельная шхуна. Как тогда к этому всему относились? Может и не было такой строгой классификации, как сейчас.
      1. -1
        31 июля 2025 07:25
        Корабль вооружен якобы барком. А там явно уже марсельная шхуна.

        Парусное вооружение, как классификация (ранжирование кораблей) никогда не было статичным. Плюс разный понятийный аппарат и традиций стран.
        Бриг-шхуна, Бригантина, Барк, Баркентина - это о парусном вооружении (причем первые два термина по сути одно и тоже, а последние отличаются количеством «сухих» мачт).
        Клиппер, Корает и Крейсер - предназначение корабля.
        1. +1
          31 июля 2025 15:20
          А вы мне это зачем пишете? Я, вроде как, написал не для того, чтобы мне разъясняли. Классификацию парусных вооружений СЕГОДНЯ мне объяснять не надо. Сам могу кому угодно объяснить. Могу даже книжку написать.
          И про назначение тоже. Не просил.
          А вот то, что в прошлом был некоторый творческий подход - это факт
          1. 0
            31 июля 2025 15:27
            Сам могу кому угодно объяснить. Могу даже книжку написать.

            Почему бы и нет, дерзайте!
            1. 0
              31 июля 2025 15:28
              А не хочу.
              Как-то так.
              Кому какое дело.
  2. +4
    29 июля 2025 06:55
    Цитата: Bogalex
    для читателя, мало посвящённого в тонкости терминологии, использовавшейся для обозначения парусного вооружения

    Мне, не моряку, например пришлось заходить на другие ресурсы, чтобы узнать, что же такое клипер. Плюсик статье
  3. +1
    29 июля 2025 07:46
    Дело в том, что по первоначальному проекту клиперы несли парусное вооружение трёхмачтовой гафельной шхуны (как и балтийские клиперы!), и оно для кораблей оказалось недостаточным.

    Эх! И наделал же дел Николай Герасимович! Ничего глаз не режет?
  4. BAI
    +2
    29 июля 2025 08:23
    Клипперы засветились в русской художественной литературе. Название рассказа уже не помню, не дело было в Японии. 19 век.
    Там что то про русско (он)-японскую (она) любовь было
    1. +5
      29 июля 2025 08:30
      "Три возраста Окини-сан"?
    2. +3
      29 июля 2025 08:36
      Цитата: BAI
      Клипперы засветились в русской художественной литературе. Название рассказа уже не помню, не дело было в Японии. 19 век.
      Там что то про русско (он)-японскую (она) любовь было

      Пикуль, "Три возраста Окини-Сан"
    3. +6
      29 июля 2025 09:21
      Они не только у Пикуля засветились, рассказ Станюковича «Максимка» (по которому в 1952 году фильм сняли), там дело на клипере «Забияка» происходит. В принципе винтовые клиперы - раздолье для мариниста: рафинированная морская романтика, дальние походы, красивые парусники и все такое…
      1. 0
        29 июля 2025 12:46
        "Вокруг света на "Коршуне" К. Станюковича забыли!
        1. +2
          29 июля 2025 13:34
          Да у Станюковича во всех рассказах, описывающих службу вне Маркизовой лужи или Чёрного моря, действие происходит либо на клипере, либо на корвете.
        2. +2
          29 июля 2025 16:26
          Не забыл! О нём в одном из следующих материалов, про корветы)))
    4. +2
      29 июля 2025 11:02
      Роман В.С.Пикуля "Три возраста Окини-сан" .
      "...на рейд Нагасаки влетел лихой клипер"Разбойник"....." (с) .
      А "Изумруд" Миклухо-Маклая к папуасам возил .
      У Станюковича упоминаются
      Романтические были кораблики
  5. -1
    29 июля 2025 08:32
    Цитата: Grossvater
    Дело в том, что по первоначальному проекту клиперы несли парусное вооружение трёхмачтовой гафельной шхуны (как и балтийские клиперы!), и оно для кораблей оказалось недостаточным.

    Эх! И наделал же дел Николай Герасимович! Ничего глаз не режет?

    А вот интересно, за что минус?
  6. +1
    29 июля 2025 08:59
    Фото клипера "Разбойник" - это уже позднее, 1878 год.
    Разбойник - 1878 года — русский парусно-винтовой клипер (крейсер 2-го ранга) четвёртой серии (типа «Крейсер»). Построен на Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге строителем П. А. Титовым, наблюдающий за постройкой — корабельный инженер капитан Н. А. Субботин.
  7. 0
    29 июля 2025 09:36
    60-фунтовые пушки №1 клипера «Всадник» на острове Готска-Сандён

    На сколько реально приплыть как туристы на чем то типа крупных лодок, ночью затянуть их на лодку или на плот и упереть на Родину?
    Ну а чо? Французики вон пол Египта вывезли, немцы - врата Вавилона, США ваще всё что утянуть смогли.
    А это еще и исконно наши пушки.
    1. +1
      29 июля 2025 11:26
      Думаю, что нет смысла: их много! В Севастополе на Морвокзале из них кнехты сделали)))
      1. +1
        29 июля 2025 17:18
        Ну, делать кнехты из старых, гладкоствольных пушек -старая традиция. Например, на Мальте - вся набережная Валлетты, оборудована такими кнехтами......
  8. 0
    29 июля 2025 18:53
    Скоропортящиеся продукты - чай- прикольно, у меня в пачке лежит и не портится, а сколько до покупки в магазине лежал + доставка - неизвестно. Мы явно пьем не тот чай который пили англичане в 19-м и начале 20-го века. Статья по смыслу не очень понятная.
    1. 0
      31 июля 2025 15:31
      В трюме сыро. И чай, собранный недавно, и чай, который полгода лежал в сыром и заливаемом трюме с крысами и пр. прелестями тогдашних торговых судов, - вещи немного разные. Потому и ценилась быстрая доставка.
  9. +1
    29 июля 2025 21:30
    Степан Петрович Хрущов с 24 декабря 1854 года до 15 ноября 1857 года совмещал две должности: должность Главного командира Архангельского порта и должность Архангельского военного губернатора....
    "29 июля «Стрелок», «Джигит», «Разбойник» и «Пластун» под парусами вышли из Архангельска, а в начале сентября прибыли в Кронштадт. Корпуса кораблей переход выдержали с оценкой «отлично», а вот парусное вооружение... " А вот с постройкой машин и котлов на Ижорских заводах, доставкой их через Вологду на Ширшенский завод, выше по течению Северной Двины от Архангельска (в районе нынешнего города Новодвинск), доставкой их от деревни Ширша и деревни Ригач в Соломбалу, где корабли строились, - туман. Получается, что котлы и машины ехали внутри кораблей не собранными, собрали их только в Кронштадте зимою 1856-57 годов..."Джигитом" в 1856 г. командовал бывший командир 5 (Архангельского) флотского экипажа Павел Петрович (Пауль Вольдемар) фон Ренненкампф (09.01.1817-24.01.1891), под его командованием корабль столкнулся с царской яхтой "Александрия". В 1857-58 гг. он командовал клипером "Наездником". С 1860 по 1868 годы вновь Павел петрович будет служить в Архангельске на разных должностях. В 1867, когда восстановят должность командира (но уже на Главного командира) Архангельского порта, Ренненкампф пробудет на ней ровно год с 19.02.1867 по 19.02.1868 г.
  10. +2
    29 июля 2025 23:08
    Одна из картин севастопольского художника-мариниста Геннадия Костромы. Клипер "Стрелок". 2006г, холст/масло.
  11. 0
    30 июля 2025 14:07
    "В конце мая 1856-го года в Архангельск для комплектования команд клиперов прибыли моряки-черноморцы,участники обороны Севастополя.... 30-го мая в присутствии Главного командира порта адмирала С.П.Хрущова,капитана над портом генерал-майора Мартьянова и других должностных лиц с крытого эллинга Большого Адмиралтейства был спущен клипер " Разбойник",служивший образцом в постройке,а затем в вооружении и оснастке пяти остальных. Строил клипер корабельный инженер поручик В.П.Василевский, за которым наблюдал корабельный инженер штабс-капитан П.К.Митрофанов.
    Через три недели,20-го июня был спущен клипер "Стрелок", строившийся на третьем от севера эллинге Большого Адмиралтейства. 23-го июня с четвёртого от севера эллинга Большого Адмиралтейства сошёл на воду клипер " Пластун",а с эллинга Среднего адмиралтейства -клипер "Джигит". Строителем всех трёх был корабельный инженер штабс-капитан П. К.Митрофанов."
    Альманах "Бриз", 1996/8 " Архангельские винтовые клиперы"(по материалам РГА ВМФ),автор Щербацкий В.Т.
  12. 0
    30 июля 2025 17:32
    Попалась статья о испанском парусном корабле «Сантисима Тринидад» самом большом корабле участвовавшем в сражении при Трафальгаре. "В мире науки" 1985г №2
    Упаковано в pdf, отдельными сканами слишком большой объем.
    https://transfiles.ru/e1nll ссылка через 3 дня протухнет.
  13. -1
    30 июля 2025 18:00
    Редкой красоты корабли, уходящей эпохи.
    Некоторые погибли в море.
    Потому что, вот, они там жили.