Существуют ли «справедливые войны»? Справедливая война и гуманитарная интервенция в политической мысли

6 155 29
Существуют ли «справедливые войны»? Справедливая война и гуманитарная интервенция в политической мысли

Начиная с позднего Средневековья, когда вопросы, связанные с моралью ведения войны, стали разделяться на jus ad bellum (право начала войны) и jus in bello (право на ведение войны), богословы, философы и юристы стали отделять принципы, по которым оценивается право на вступление в войну, от принципов, по которым оценивается ведение войны [2].

Для средневековых теоретиков справедливой войны представление о том, что война оправдана только в том случае, если она направлена на восстановление мира, служило определенным сдерживающим фактором как для начала войны, так и для методов, используемых в ходе военных действий [2]. Однако в то же время многие средневековые теоретики исходили из того, что вечный мир на земле невозможен.



В частности, Аврелий Августин, который сыграл важную роль в формировании христианского учения о войне, исходил из невозможности обретения вечного мира на земле. По его мнению, насилие неизменно будет спутником земной жизни, однако с его помощью можно бороться с грехами; война может стать средством воздаяния за прегрешение. В этом можно увидеть сходство с античным, римским представлением о войне – отличие заключается в том, что Августин воспринимал справедливую войну как дело, непосредственно порученное им Богом [3].

Фома Аквинский, в свою очередь, утверждал, что справедливой является та война, которая «ведётся на законных основаниях, по справедливому поводу и с благими намерениями». Оценка законности и справедливости войны должна была основываться на обстоятельствах, сложившихся на момент принятия решения о начале войны, а благие намерения — на видении будущих условий мира [2].

Однако позднее доктрина справедливой войны секуляризировалась – в 1625 году нидерландский юрист Гуго Гроций опубликовал объемный труд «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права», в котором вопрос о нормативном был перенесен в сферу права, которое установлено между суверенными государствами.

Таким образом, на смену теологического учения о войне, которое делило противоборствующие стороны на отпавших от справедливости и защитников праведности, усилиями таких авторов, как Гуго Гроций, Самуэль Пуфендорф и Эмер де Ваттель, пришла легалистская парадигма. Следуя ей, каждое государство обладает правом ведения войны.

О представлениях о справедливой войне в новое и новейшее время и порассуждаем в данном материале.

Война в эпоху модерна


Процессы государственной централизации в Европе XVI–XVII веков во многом связаны с серьезными трансформациями в военной сфере. Установление государственной монополии на физическое насилие означало постепенное вытеснение из военной сферы всех негосударственных игроков: римских пап, свободных городов, банд наемников, феодалов разного уровня. Война превратилась в практику, право на которую закреплялось исключительно за государством [1].

Возможность применения военной силы, использование собственного решения для реализации или защиты raison d’état стала одним из элементов самоидентификации государства. Теперь уже никто не обладает властью и правом судить другого.

Война эпохи модерна — это ограниченная, или, как назвал ее Карл Шмитт, оберегаемая война (gehegt Krieg), с характерным для нее представлением о законном враге (iustus hostis). Главное действующее лицо здесь — государство, а основной инструмент — регулярная армия. При этом цель войны состоит не в уничтожении противника, а в заключении с ним мира на выгодных для себя условиях [1]. То есть основной критерий победы в войне — заключение мира на условиях лучше довоенных.

Существенную роль в философию войны внес Карл фон Клаузевиц, который в своем сочинении «О войне», опираясь на собственный опыт участия в наполеоновских войнах, не только дает конкретные рекомендации по ведению боевых действий, но и рассуждает о войне как таковой в ее абстрактной, чистой форме. Его труд подробно характеризует войну эпохи модерна [3].

Клаузевиц определил войну как «акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю». Клаузевиц наиболее известен тезисом «Война есть продолжение политики, только иными средствами», и этот тезис иллюстративен. Две сферы целеполагания – политическая и военная – разводятся, и последняя подчиняется первой. Политические цели, из которых рождается война, определяются правительством. Военные цели прежде всего имеют своим объектом вооруженные силы, территорию и волю противника, поскольку, как видно из приведённого выше определения, война предполагает принуждение противника исполнить нашу волю с помощью силы [3].

На фоне действия политических задач и целей война становится всего-навсего орудием, инструментом, с помощью которого эти цели достигаются.

Справедливая война и гуманитарная интервенция в философии Д. С. Милля


Как отмечает историк Арсений Куманьков, одним из немногих действительно ярких авторов, развивавших теоретическую составляющую учения о справедливой войне, был английский философ Джон Стюарт Милль. В 1859 году он выпустил эссе «Несколько слов о невмешательстве», в котором изложил основоположения концепции либерально-демократической интервенции [4].

В эссе «О свободе» Милль сформулировал главный принцип построения общественных отношений: «Люди, индивидуально или коллективно, могут справедливо вмешиваться в действия индивидуума только ради самосохранения… Каждый член цивилизованного общества только в таком случае может быть справедливо подвергнут какому-нибудь принуждению, если это нужно для того, чтобы предупредить с его стороны такие действия, которые вредны для других людей». Применяя принцип невмешательства к политической сфере, первый вывод, который мы должны сделать: запрещаются наступательные, агрессивные войны, но допустимыми остаются оборонительные [1].

В эссе о невмешательстве он уточняет содержание возникающих ограничений: «…нечестиво начинать агрессивную войну во имя любого нашего интереса, кроме тех случаев, когда необходимо предотвратить явно грозящую нам несправедливость». В этом предпочтении Милль наследует классическим интуициям философии войны, считая справедливой оборонительную войну и осуждая инициирование вооруженных конфликтов ради достижения выгоды [1].

При этом принцип невмешательства Милль не считает универсальным. В международных отношениях действуют два рода правил: между цивилизованными государствами и в отношении варварских народов. Английский философ называет справедливой войну с варварскими народами, не знакомыми с международным правом. Борьба с ними будет способствовать распространению цивилизованности [4].

Милль отказывает варварам в рациональности, которая позволила бы им самостоятельно распоряжаться своей свободой. Он утверждает, что вмешательство в дела варварских стран может стать шагом к обретению ими свободы, однако сначала им нужно стать культурно и институционно к этому готовыми.

Оппозиция «цивилизация — варварство» имеет решающее значение для Милля. Эгалитаризм Милля не столь радикален, каким он мог казаться в его время. По его мнению, люди неравны, и определяется это интеллектуальными способностями и воспитанием, их культурным уровнем.

Интервенция у Милля также получает моральное обоснование в силу гуманитарных оснований. Для Милля они связаны в первую очередь с ситуацией, когда в каком-либо государстве идет затяжная гражданская война и отсутствуют надежды на скорое ее разрешение или для победы одной из сторон придется применить чрезмерное насилие. Сочувствие населению этой страны позволяет соседям вмешаться в гражданскую войну и содействовать переговорному процессу для поиска мирного урегулирования конфликта [1].

Впоследствии теория Милля активно обсуждалась современным либеральным теоретиком справедливой войны Майклом Уолцером.

Согласно Уолцеру, поводами для справедливой войны, помимо ответа на агрессию, могут быть геноцид, массовые расстрелы, резня и порабощение граждан. В этом смысле его теория справедливой войны позволяет оправдать не только оборону, но и превентивный удар. Война в таком случае получает оправдание, поскольку «наибольшее зло состоит не в отступлении от морали, а в невозможности свергнуть преступное правительство».

Уолцер также считает, что война будет считаться «справедливой» если ее положительно воспринимает население государства, осуществляющего военные действия и государства, на территории которого они проходят.

Справедливая война в марксизме


В истории XX в. имелась и еще одна влиятельная теория справедливой войны – большевистская (ленинская). В основе ленинской теории войны был марксистский историзм, согласно которому любой конфликт поддается оценке лишь с учетом конкретного положения в историческом процессе. Следовательно, данная концепция справедливой войны полностью зависела от того, как в каждом конкретном случае участники конфликта классифицированы на основе социально-экономических критериев [5].

Справедливый либо несправедливый характер войны определяется не ее декларированной целью либо причиной, а статусом ее участника. Собственно, задачей марксистов и является проблематизация статуса субъекта военных действий.

Если участник является империалистической державой, то, какими бы ни были его цели и причины, его участие в войне будет несправедливым. Следствием такого подхода был отказ ленинской теории ставить во главу угла проблему агрессии. Никакого пиетета большевистские теоретики не испытывали и по отношению к понятию суверенитета: «Во всех случаях суверенитет есть не что иное, как юридическое выражение диктатуры класса. Государственная власть, как наиболее всеобъемлющая организация господствующего класса, концентрирующая самые мощные орудия принуждения и насилия и готовая сломить всякое сопротивление, и есть суверенная власть» [5].

Имеет ли в этом случае определение агрессии хоть какое-то значение? Прямолинейное применение базовых постулатов ленинской теории, казалось бы, должно привести к отрицательному ответу (нет, не имеет, поскольку является буржуазным обманом), хотя советский юрист Евгений Пашуканис давал положительный ответ на этот вопрос.

Кроме того, с таким бесхитростным определением («все войны, которые ведут социалисты, справедливые и освободительные, а капиталисты – несправедливые и захватнические») возникает еще одна проблема: как быть, когда войны ведут бывшие колонии или между социалистическими странами? (например, китайско-вьетнамская война).

Что делать, если в конфликте ни одна сторона не связана с империалистами, как в разразившейся в 1980 г. войне между баасистским Ираком и революционным Ираном (революцию 1979 г. в СССР трактовали как непоследовательную, но все же безусловно антиимпериалистическую)? Путеводные инструкции Ленина, позволявшие классифицировать субъектов конфликта, здесь не работали, и советским обозревателям оставалось сетовать на бессмысленность войны, по определению «выгодной только империалистам».

Критика концепции справедливой войны


Концепции справедливой войны неоднократно подвергались критике со стороны различных мыслителей, поскольку право на вмешательство не только оправдывает превентивную войну, но и придает войнам моральный характер, представляя их как «справедливые войны», что, в свою очередь, ведет к криминализации врага, делает из него образ зла. Как отмечал правый мыслитель Ален де Бенуа, тот, кто ведет войну во имя человечества, вполне закономерно выносит своего врага за его пределы [6].

Справедливая война – это не про «цели», «намерения», тем более – не про «методы»; справедливая война – это квалификация сторон, а моральный принцип здесь – способ дисквалификации в преступника (теперь – террориста; например, «террористические государства», «пособники терроризма» и т. п.) [7].

Здесь актуальным становится анализ концепта «справедливой войны», произведенный Карлом Шмиттом. Шмитт считал, что международные отношения XVII-XIX вв. основывались на конвенциональной вражде, «оберегаемой войне» и «дозированном насилии», когда державы вели войну с определенным уважением к сопернику, постоянно готовясь перейти от войны к миру. Наполеоновские войны создали исключения в системе «оберегаемой войны», когда французские захватчики столкнулись с отчаянным сопротивлением народных масс в Испании и затем в России [5].

Партизаны испытывали к захватчикам не конвенциональную, а действительную вражду, поскольку стремились не заключить с ними мир, а выдворить их со своей земли. Однако практика «оберегаемой войны» продержалась еще столетие: лишь Первая мировая война привела к возникновению концепции «абсолютной вражды» [5].

В этой шмиттианской системе координат теория справедливой войны занимает зловещее место, ведь она на практике логически приводит к признанию противника «врагом человечества». Как показывают исследователи, обвиняя сторонников теории справедливой войны в ложном, по сути, гуманизме, Шмитт одновременно называл истинным гуманизмом ту систему «оберегаемой войны», которая существовала – по его мнению – в Европе с середины XVII до начала XX века.

Шмитт утверждает, что в концепте справедливой войны «справедливость» означает отказ от «признания законного врага» и возвращение к «квазисредневековой» доктрине justa causa. Он указывает, что такая война «ради осуществления справедливых требований», без различия того, «является ли она в тактическом или стратегическом отношении наступательной или оборонительной», будет «тотальной войной» [7].

«Война между государствами ни справедлива, ни несправедлива; она является делом самих государств. Как таковая она уже не нуждается в том, чтобы быть справедливой. Ordo hoc non includit (Порядок этого не подразумевает)» [8],
– считает Шмитт.

Использованная литература
[1]. Куманьков, А. Безопасность, гуманизм и варварство: Дж. Ст. Милль о принципе невмешательства / А. Куманьков, Д. Чаганова // Социологическое обозрение. — 2020. — Т. 19, № 3. — С. 267-280.
[2]. Martin Mehringer. Jus Post Bellum: Just War Theory and the Principles of Just Peace. Journal: International Studies Perspectives, 2012.
[3]. Куманьков А. Д. Философия войны: краткий очерк истории. Логос: философско-литературный журнал, Т. 29. № 3. С. 99–116.
[4]. Куманьков А. Д. Современные классики теории справедливой войны: М. Уолцер, Н. Фоушин, Б. Оренд, Дж. Макмахан / А. Д. Куманьков. – СПб.: Алетейя, 2019.
[5]. Бугров К.Д., Логинов А.В. Назад к субъекту: теории справедливой войны в современной политической мысли. – Полис. Политические исследования. 2020. № 5. С. 114-129.
[6]. Бенуа А. де. Против либерализма: (к Четвертой политической теории) / Ален де Бенуа; — СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2009.
[7]. Мальцев К.Г., Мальцева А.В. Концепт «справедливая война»: горизонт, структура, критика // Социально-политические науки. 2024. Т. 14. № 2. С. 24–32.
[8]. Карл Шмитт. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса / Пер. с немецкого Д. В. Кузницына. — СПб.: «Владимир Даль», 2006.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    28 июля 2025 04:26
    У меня нет влечения штудировать упомянутых серьёзных философов. И словосочетание "справедливые войны" ассоциируется с произведением Сирано де Бержерака "Государства Луны" (1657).
    Касательно Ленинизма в моей памяти отпечатался его тезис "о всеобщем вооружении народа", что отбивает все шансы считать Ленина экспертом в военных вопросах.
  2. +3
    28 июля 2025 04:50
    Давайте сначала определимся с тем, что такое "справедливость". feel
    1. +4
      28 июля 2025 07:00
      Цитата: БМП-2
      что такое "справедливость"
      Справедливость, за этим потянется "правосудие", "правда", "истина"... Если говорить именно о войне, то лучше всего вспомнить, - "Война есть ничто иное, как продолжение политики, с привлечением иных средств", что было переформулировано Лениным в виде «Война есть продолжение политики иными средствами» (в таком виде и вошло в самый популярный до сих пор русский перевод А. К. Рачинского).
      Здесь, говоря о политике, что она "грязное дело", надо так же отметить, что грязную политику делают грязные политики, в какие бы дорогие и чистые костюмы они ни рядились. Поэтому, справедливость войны, это справедливость политики и политиков.
      1. +2
        28 июля 2025 14:07
        Рассуждения о том, что такое "справедливая война" впервые встретил в детской книжке Анатолия Митяева "Книга будущих адмиралов". Там указывалось, что сама идея справедливой войны возникает даже не в Средневековье, а гораздо раньше - и приводится цитата из Аристотеля: о войнах: «Охотиться должно как на диких животных, так и на тех людей, которые, будучи от природы предназначены к подчинению, не желают подчиняться. Такого рода война по природе своей справедлива». Ну и, констатируя то, что война - это всегда жертвы, разрушения и страдания, далее делался вывод, что несправедливая - это война захватническая, а справедливая - соответственно та, которая направлена на защиту отечества и против угнетения. То есть уже в детской книжке поднимался вопрос критерия справедливости, без четкого понимания которого любые дальнейшие рассуждения просто бессмысленны. Проблема же в том, что "сколько людей, столько мнений", а следовательно - и подходов к пониманию критерия справедливости может быть множество.

        Наиболее простым кажется тот, который ориентирован на оценку целей воюющих сторон. Но это лишь на первый взгляд. В реальности заявленные цели могут сильно отличаться от фактических.
        Понятно что предложенное Митяевым понимание справедливой войны является предельно упрощённым и несовершенным, поскольку полностью проблему не решает: по сути его подход содержит два критерия (защита и борьба с угнетением), и, непонятно, является ли война справедливой, когда выполняется лишь один из них.

        Естественно понятие справедливости и понимание её критериев невозможно добиться без анализа контекстуально связанных понятий. Ну и, насколько я понимаю, в данном конкретном случае речь идёт о войне двух капиталистических государств, а значит, одним из ключевых понятий при этом является "бизнес". Так что, "ничего личного" laughing
        Ну а Бенуа и Шмитт просто переводят стрелки с критерия оценки войны как действия, на "оправдание войны как действия", что является, возможно забавной, но не более чем софистикой.
    2. -4
      28 июля 2025 09:05
      Суть Русской цивилизации есть большевизм.

      Цитата: БМП-2
      Давайте сначала определимся с тем, что такое "справедливость".

      Каковы цели несправедливой войны:
      "Война — это комплекс мер, направленных на захват чужих: энергетических (АЭС, ГЭС), природных (редкозёмы и пр.) и людских ресурсов". Людские ресурсы Запад в войне на украине интересуют в последнюю очередь. Славяне, по заветам Гитлера, подлежат полному уничтожению.

      Соответственно задачи справедливой войны - не дать агрессору захватить энергетические, природные и людские ресурсы.

      О войне на Украине.
      1. Её развязал Запад и мы на Украине воюем с Западом, а не с украинским народом. Запад ведёт несправедливую войну.
      2. Мы защищаем своих соотечественников от геноцида в т.ч. и весь украинский народ от уничтожения. Соответственно мы ведём войну справедливую.
      1. +1
        28 июля 2025 14:27
        Цитата: Boris55
        О войне на Украине.
        Борис Леонтьевич, Запад сперва уничтожил Советский Союз, причём, "... и пала грозная в боях, не обнажив мечей дружина...". Сперва был московский "майдан" в 1991, только потом, в 2014 киевский. Кто признал Порошенко, по сути, хунту, антиконституционный государственный переворот в Киеве? Да, те же самые ренегаты, что попрали Конституцию СССР и итоги Всесоюзного референдума за сохранение Союза. Это преступление, и нет ему оправдания.
        В 2014 у нас не признали референдумы на Донбассе, от нас не дождались помощи организаторы "Русской весны". В Донецке "Аллея ангелов" и заживо сожжённые в Одессе, на совести шкурных интересов наших толстосумов и их назначенцев. С кем мы воюём, если на кладбищах по обе стороны ставят флаги, а украинский Иванов стреляет в русского Петренко? Всё, что должно быть нашим, превращается в руины, мужиков кладут в лобовых штурмах, и, скоро эта "СВО" по срокам превысит время ВОВ. В чём здесь здравый смысл? Только в шкурных интересах большого капитала, и, никаким "большевизмом" не пахнет, ничего личного, это капитализм.
      2. +1
        29 июля 2025 12:23
        Её развязал Запад и мы на Украине воюем с Западом, а не с украинским народом

        Только вот на фронте снаряды прилетают именно в Украинцев. Можно много красивых фраз говорить о философии конфликта, но объективно мы сражаемся конкретно с украинцами.

        Мы защищаем своих соотечественников от геноцида в т.ч. и весь украинский народ от уничтожения

        Защищаем путём ведения боевых действий с ними? От боёв часто ракеты и снаряды прилетают в гражданские сектора. Не говоря уже о том, что из-за боевых действий у них под мобилизацию многие попадают и отправляют на фронт где с большой долей вероятности они могут погибнуть или стать инвалидами.

        Когда же до вас дойдёт, до начала СВО в Украине было очень много сомневающихся граждан и тех кто нейтрально относился ко всему конфликту. Были сопереживающие, но кто не мог открыто об этом заявить из-за опасений преследований от радикалов и властей (которые до СВО, оставались в меньшинстве). Но начав СВО, всё что украинцам впаривали на протяжении почти 10 лет (что Россия агрессор и хочет захватить независимую Украину), мы сами дали им подтвердили. И с начала СВО, очень много сомневающиеся или тайно-сопереживающие перешли на сторону властей Украины. Как эти люди могут поверить в то что мы хотим их защитить, когда наши стреляют по инфраструктуре. В том числе вырубая свет, газ. И тем более как население должно поверить, если часть близких (муж, отец, брат и т.д.) могут на фронте погибнуть от нас, даже если сам этот близкий был мобилизован и изначально не поддерживал весь конфликт.

        Вот как вы собираетесь переманить после всего этого Украинцев на свою сторону? Назовите ваши варианты!? Я например не вижу теперь никакой перспективы мирного разрешения конфликта, теперь слишком много личных потерь не дадут нам и украинцам спокойно друг к другу относиться.
  3. +2
    28 июля 2025 05:04
    Когда государства сформированы,справедливой войной считается та война,когда враг наступает на родную землю.Для России это война 1812-1814 годы и 1941-1945 годы.Мнения по поводу войны разделились.Одни считают войну варварским действом.Другие считают,что война очищает духовно нации.С последними можно и поспорить.Справедливая ВОВ имела и обратные формы.Это насыщение в стране преступности невиданных масштабов.Общая нищета и пьянство после войны.О каком очищении можно здесь говорить? Но это была вынужденная война для нашего народа.И совсем другое дело замыслы о будущей войне.Чтобы быть хозяином своей доктрины.Тут оправдания никакого не может быть.
  4. -1
    28 июля 2025 05:39
    За место под солнцем надо воевать или выживать...так устроена природа вещей.
    Есть хищник, есть его пища.
    В человеческом обществе народы не способные воевать и выживать исчезают в глубинах истории и найти их останки помогает археология. smile
    Так что война стимулирует все процессы в народе...выживает сильнейший. what
    1. +4
      28 июля 2025 07:29
      Я вам по секрету скажу. Даже те народы,которые умеют воевать,просто исчезают в истории. Начиная с Римской империи,и кончая Османской.А ведь они точно так же рассуждали.
    2. -3
      28 июля 2025 09:19
      Суть Русской цивилизации есть большевизм.

      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Есть хищник, есть его пища.

      Это западное мировоззрение сформулированное в Библии, в пятикнижие Моисея, стих 6 главы 15 Второзакония (Втор 15:6):
      "...ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать". - КОНЦЕПЦИЯ!

      Наша концепция - нам чужого не надо, но и своего не отдадим.
    3. +1
      28 июля 2025 09:24
      Да, да, фюрер тоже так думал. Но плохо кончил.

      "В чем сила, брат?"
  5. +3
    28 июля 2025 05:49
    Существуют ли «справедливые войны»?
    Странный вопрос для нашей страны, пережившей ВОв.
  6. +5
    28 июля 2025 07:16
    Цитата из книги «Унесенные ветром. Том 1» Маргарет Митчелл — «Деньги. Все войны, в сущности, – драка из-за денег. Только мало кто это понимает.». т.е. все войны начинаются из-за желания стороны- что-то получить выгодное для себя, так было с древних времен и так будет всегда.. А высокие слова при обосновании? например, те же крестоносцы ходили в "Святые походы" во славу Веры - а по сути грабить и уменьшать поголовье "лишних сынов" в Европе заодно, ну и территорий захватить..
    1. +3
      28 июля 2025 08:06
      Если принять за аксиому , что причин для любых конфликтов всего две
      1 стремление одной из строн нарушить баланс интересов в свою пользу
      2 стремление одной из строн восстановить ранее нарушенный ее баланс интересов ( как исключение еще могут быть какие то случайные причины )
      отсюда действия направлены на достижение баланса интересов являются справедливыми, в т.ч. и военные действия
      1. 0
        28 июля 2025 11:11
        Цитата: agond
        отсюда действия направлены на достижение баланса интересов являются справедливыми, в т.ч. и военные действия

        они всегда у всех справедливо обоснованы, как минимум для одной из сторон.. а у второй, при этом, своя справедливость.. так что да.. справедливость присутствует... но это не меняет того, что я ранее написал и объединяет все причины в одну- желание получить выгоду- ту или иную..
      2. 0
        28 июля 2025 14:26
        Тогда можно добавить ещё и третью причину: из-за женщин! laughing
        https://www.maximonline.ru/longreads/get-smart/_article/women-wars/
      3. 0
        28 июля 2025 21:56
        Диспропорция имеющегося при нарастающей пропорциональности желаемого. Я бы сформулировал это так.
        Гос-ва имеющие больше,чем соседи но менее населенные пребывают из за этого в постоянной паранойе , их соседи пребывают в мании от осознания наблюдаемой диспропорции, малые и не особо населенные государства пребывают в депрессии от размышлений над собственным ничтожеством и находятся в болезненном желании как-либо выправить эту ситуацию для буста собственного Эго.
        Всем им активно втирает глобализм ,о том, как где-то там кто-то там шикаррно живёт и потребляет ,они знают об этом и оценивают что они имеют у себя . Кто имеет более-менее достойно -начинают бояться что к ним заявится босота и поднимет их на вилы, кто имеет ничтожно мало начинают полыхать чреслами от ощущения несправедливости и унижения. Даже те,кто имеет вполне себе норм ,и те угнетаются -потому что им кажется что их достаток проседает и соседи заедают их успех, или наоборот, что еще пара рывочков и они заживут посытнее и поярче.
        Но, над всем этим нависает история и предыстории - и одни народы имеют какие-то жалкие камни и пустыню, а другие кучу земель,ресурсов, шикарные климаты и геогр. границы. И ,периодически, кто-то что-то будет пробовать на зубокъ ..
  7. +5
    28 июля 2025 08:34
    В любой войне ищите экономический подтекст. Все остальные объяснения - фальш. Что, в святой земле воевали за гроб господень? Поэтому и понятия права, справедливости и гуманности в войне просто чушь. Агрессору не свойственно это. А если я защищаю свой дом, почему я должен что-то соблюдать по отношению к человеку, который пытается его у меня отобрать?
  8. +1
    28 июля 2025 10:54
    Кое-что по предмету сказано у И. Канта, И.Г. Фихте и Г.В.Ф. Гегеля. Обзорная статью см. тут: Муравьёв А.Н. К философско-правовому понятию отечественной войны // Вестник СПбГУ. Сер. 17. - 2016. - Вып. 3. - С. 39-45. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-filosofsko-pravovomu-ponyatiyu-otechestvennoy-voyny?ysclid=mdmt2byqf2775067460 (дата обращения: 28.07.2025).

    Аннотация статьи: "В связи с семидесятой годовщиной Победы в Великой Отечественной войне в статье рассматривается противоречие между представлением о вечном мире И. Канта и представлением И. Г. Фихте об истинной войне как войне завоевательной. Показывается, что противоречие этих представлений выступило теоретической предпосылкой для его разрешения в философско-правовом понятии войны Г. В. Ф. Гегелем. Достижения классической немецкой философии, относящиеся к понятию войны и понятию Отечества, дают возможность автору статьи определить характер наших отечественных войн 1812 и 1941–1945 гг. и ответить на вопрос о той конечной цели, ради которой мы победили в них наших противников".

    От себя добавлю, что если нет объективной или абсолютной справедливости (то есть если справедливость - только что-то субъективное), то мне лично непонятно, в чём состоит суд истории и не являются ли человеческие поступки чередой случайностей без действительной закономерности. По-моему, в наше время, когда прогресс человеческой культуры за последние тысячелетия бросается в глаза даже школьнику, трактовать историю как стихийный процесс просто как случайность едва ли возможно.
  9. 0
    28 июля 2025 13:17
    Хочется добавить в перечень "легитимных" войн понятие из прошлого века - "народно-освободительная война". После того, как оно было принято, как право вести войну не только государством, но и негосударственными образованиями, был открыт "ящик Пандоры", и стало возможным легитимно воевать чужими руками - "повстанцев" и т.п. формированиями.
  10. +1
    28 июля 2025 15:09
    Цитата: советник 2 уровня
    они всегда у всех справедливо обоснованы, как минимум для одной из сторон.. а у второй, при этом, своя справедливость.. так что да.. справедливость присутствует... но это не меняет того, что я ранее написал и объединяет все причины в одну- желание получить выгоду- ту или иную..

    Баланс интересов предполагает наличие некой объективной справедливости находящейся над субъективным мнением строн , например паразит хочет отложить личинку на тело жертвы субъективно он прав ему нужно продолжать свой род, а объективно он пошел по паразитическому пути развития и с точки зрения эволюции жизни это как т о не очень когда , паразит на паразите и паразитом погонять
  11. BAI
    0
    28 июля 2025 19:10
    Справедливая война - война оборонитильная, когда отражается агрессия. И тут России ничего не светит.
    Но есть нюансы в виде превентивного удара. Но тогда оправдывается действия Гитлера.
    Поэтому, с одной стороны надо пропустить первый удар, чтобы быть жертвой агрессии, с другой стороны - это неоправданные жертвы и разрушения на своей территории.
    Как хочешь, так и прыгай.
    Я сторонник превентивного удара
    Да, автор не осветил религиозные войны
    1. 0
      28 июля 2025 21:45
      Например некое гос-во изобретает суперкомпьютер и он делает неск. дней расчеты и говорит создателям - ребятки, ваша страна через 20 лет будет уничтожена. 10,20,30 раз проверят - все прям идеально. Оно вопрошает этот же компьютер -что нам делать, бедным ? Как нам выжить ?
      А он им говорит -наройте бункарей ,наклепайте ядерных ракет и начните первыми. И вы выживете. Проверяют 10,20,30 раз - и все прям идеально.
      Вопрос - в этом случае оправдана-ли война ? Потому что у соседей может быть та ж логика, и такие ж суперкомпьютеры -и каждый , каждый - будет прав. Просто потому что успех одних это всегда убыль другим. И есть вещи которые,вероятно, могут случиться то там-то сям ,неважно где- но они определенно случатся , этакая узловая ситуация. Кто-то обретет преимущество,пойдет в рост, встретит сопротивление, попытается его сломить и понеслааась. Это может случиться тут, а может в Японии а может в Бразилии или еще где. Та сторона где оно случится (первый железный век, первое ядерное оружие, первый порох,первая микроэлектроника и.т.д.) получит бонус для перераспределения окружающего в свою пользу - мягко-ли, жестко-ли, она будет забирать у соседей ЧТО-ТО, двигать их и их интересы. Справедливо-ли так поступать ? А почему нет ? Кто успел тот и съел -так все работало всю историю человечества.
      А справедливо-ли со стороны её соседей этому препятствовать ? Да, справедливо как физика - действие рождает противодействие. Получается всё справедливо и все несправедливо , и у этой "справедливости" нет границ, эт похоже на "дилемму вагонетки" , когда мы вынуждены решать чье существование важнее по тем или иным критериям ,глубоко субьективным.
      Вероятно, ввиду этого "парадокса наблюдателя-участника" войны все еще продолжаются и ,вероятно, будут продолжаться еще долго - пока будет что делить . И к справедливости все это не имеет вообще никакого отношения -потому что в конце-концов сама справедливость крайне субъективная штука ,если задуматься.
  12. +1
    28 июля 2025 21:33
    Строго говоря война - это когда по указке одних людей ,другие люди бьют третьих там и так,как говорят им первые. В такой постановке вопроса практически любая война "справедливая" т.к атакующая сторона всегда найдет 100500 причин ,которыми элиты "подведут и обоснуют" для тех, кто будет за них помирать и убивать. Эт надобно для того, что когда тебя просто заставляют то ощущается некий связывающий людей протест принуждению , а когда вроде как все "подведено и обоснованно" то этот протест типа как размывается и рассеивается, теряя свою гомогенность. Ввиду этого над "причинами" атакующая сторона обычно думает основательно, и не суть важно объективные они или придуманные - и история и взаимоотношения между народами всегда мягко говоря не идеальны. Для обороняющейся стороны война тем более еще чаще "справедливая" т.к она подвергается атаке а её имущество-территория делёжке, а граждане терпят лишения от утери привычного.
    Однако - я отмечу, что "справедливость" это весьма абстрактная мера , т.к отсутствуют общепризнанные критерии возмещения и пеней к возмещению . Можно разнести в щщи целое государство из за фейковой заявы о том, что оно-де производит хим. и бак. оружие. Границы ограничивающие возможность при достижении "справедливости" отсутствуют - и я не вижу чёткой грани между реальным и формальным поводом к войне ввиду этого. Желающая сторона всегда найдет средства и возможности, точно также как и вынужденная , и пойдет так далеко,как атакуемая сторона и прочие интересанты в конфликте ей позволят.

    Если пытаться в этом вопросе уйти от неизбежных абстракций то ,как правило, условно "справедливыми" можно считать оборонительные войны и превентивные войны ,которые начинаются для избежания потенциально худшей ситуации и большего ущерба в будущем. Однако же, по этому критерию возможна в принципе ситуация, когда одной стороне прогностика указывает ОЧЕНЬ плохой исход в отдаленном будущем ,которое еще совершенно не наблюдаемо , но она (ради пресечения этого) начинает войну не кажущуюся сегодня справедливой тем, кто обладает меньшей информацией или отвергает эту.
    Вопрос в том, что можно-ли такую войну считать "справедливой" или "оправданной" ? Если она ставит целью предотвращения экзистенциальной угрозы на дальних подступах. Если да - то мы в такой системе координат можем обелить и отмазать практически всё,что угодно, потому что "лучшее будущее всегда лучше,чем худшее будущее" , так сказать. Если же нет, то государство рискует столкнуться с перезревшей угрозой в этом самом будущем и будет терять-рисковать большим - и в таких условиях его война всё равно останется "справедливой" (если,конечно,оно выживет и сможет написать свою историю) .
    И в связи с этим мы неизбежно приходит к тезису о том, что "справедливость" это весьма и весьма абстрактная штука. Если ,допустим, выживание двух народов зависит от чего-то , (например мы берем Нил и Асуанскую плотину в Эфиопии) , но это невозможно поделить ,тут либо-либо, то НА ЧЬЕЙ СТОРОНЕ будет эта самая "справедливость" ? За всеми или ни за кем ? Таких ситуаций просто хренова гора в истории и в мире сейчас. Медитируя над этим вы можете невольно прийти к мысли о том, что нет её, этой "общей справедливости" , есть "частные". И есть право сильного - право того, кто может ,если захочет.
    Потому что мир это не олимпийские игры..
    1. +1
      30 июля 2025 08:07
      Конечно, её нет и быть не может "общей справедливости". Как нет и не может "общего добра" и "общего милосердия". В ЭРМ (Эпоха Разделенного Мира) любые подобные категории есть величины векторные, а не скалярные.
      Милосердие к серийному убийце оборачивается жесткостью к его будущим жертвам.
  13. +1
    29 июля 2025 08:53
    На основании вышеизложенного материала , так , чисто для себя , вывел формулу “ главное достижение цели а , оправдание всегда можно найти " .
  14. +1
    29 июля 2025 12:36
    Все войны начинаются из-за получения выгоды одной из сторон. Иногда прямо (захват территории, населения или ресурсов), иногда косвенно (устранение страну-конкурента на политической арене или становление в странах лояльных тебе режимов).
    Все рассказы про разность религии, культуры, менталитета и т.д. Всё это красивые слова что бы оправдать начало насилия. А по факту, в той же средневековой европе спокойно торговали с теми же мусульманами, пока не столкнулись с потолком своего экономического развития из-за того что их экономика начинала зависеть от допуска к рынку Мусульманских стран. В итоге под предлогом "священной войны на веру" устроили грабёж святых земель и городов. Просто грабили и ослабляли потенциал мусульман. Но в той же саомй европе нашли более выгодный экономический путь (открыв морское сообщение в индию через Африку), так тут же конфликты с Османами прекратились. Ведь теперь положение османской империи перестало как то ограничивать развитие европейских стран.
    Или вспомним ПМВ - войну которая началась из-за того что одни империи упёрлись в потолок своего развития и не могли дальше расти из-за отсутствия собственной колониальной ресурсной базы (Германия и Австро-Венгрия), а другие не желали что бы первые заполучили эти самые ресурсные базы пошатнув их собственное экономическое развитие и не начали составлять ещё большую конкуренцию. И то что руководители империй были все поголовно друг другу родственники, никак не помешало начать кровопролитную войну в которой тогда участвовала добрая треть земного шара.
  15. 0
    2 августа 2025 10:26
    Цитата: Boris55
    Суть Русской цивилизации есть большевизм.

    Цитата: БМП-2
    Давайте сначала определимся с тем, что такое "справедливость".

    Каковы цели несправедливой войны:
    "Война — это комплекс мер, направленных на захват чужих: энергетических (АЭС, ГЭС), природных (редкозёмы и пр.) и людских ресурсов". Людские ресурсы Запад в войне на украине интересуют в последнюю очередь. Славяне, по заветам Гитлера, подлежат полному уничтожению.

    Соответственно задачи справедливой войны - не дать агрессору захватить энергетические, природные и людские ресурсы.

    О войне на Украине.
    1. Её развязал Запад и мы на Украине воюем с Западом, а не с украинским народом. Запад ведёт несправедливую войну.
    2. Мы защищаем своих соотечественников от геноцида в т.ч. и весь украинский народ от уничтожения. Соответственно мы ведём войну справедливую.


    Пятипятыч. Ну зачем такое пишете?!
    Вы точно ведете эту войну с Западом?