Кусачие осы Империи

13 723 29
Кусачие осы Империи

Успехи России в русско-турецкой войне 1878 года вызвали в Великобритании сильное жжение пониже спины. Отношения с «Владычицей морей», и без того натянутые, вполне могли вылиться в очередную войну. И вновь встала задача прикрытия Санкт-Петербурга с моря. Канонерские лодки Путилова к тому времени уже успели пустить на дрова, поэтому было решено построить для защиты Финского залива миноноски. Причём не мелочиться, а заказать сразу 111 вооружённых минами корабликов...


Уильям Каушинг атакует «Альбемарл».

Первое успешное применение минного оружия было продемонстрировано в ходе Гражданской войны в США. Сначала примитивная подлодка Конфедерации «Ханли» при помощи мины пустила на дно федеральный шлюп «Хуазотоник», но данный опыт продолжения не получил — лодка погибла вместе со всем экипажем, а строить новую южане не стали, несмотря на успех единственной атаки.



Гораздо перспективнее была атака лейтенанта федерального флота Уильяма Каушинга. Он вооружил два 30-футовых паровых катера «торпедо» — миной на шесте длиной 14 футов. Один из катеров пропал во время перехода из Нью-Йорка в Норфолк, но второй в ночь с 27 на 28 октября 1864 года атаковал броненосец Конфедерации «Альбемарл». От взрыва шестовой мины в борту корабля образовалась пробоина «достаточной величины, чтобы в неё въехала повозка», из-за чего он немедленно затонул. Взрывом катер перевернуло, два члена экипажа утонули, 11 попали в плен, а сам Каушинг добрался до берега, украл ялик и вернулся к своим (кроме него жив и на свободе остался ещё один член экипажа). В общем, такого рода атака на самоубийство походила куда меньше, поэтому стала объектом внимательного изучения за рубежом. А на вооружении флота США появились первые катера со штатными шестовыми минами.


Канонерская лодка «Опыт»

В России долго запрягать не стали, а уже в сентябре 1862 года испытали «минные тараны» морского инженера, генерал-майора Евгения Тизенгаузена: 24-кг мину на 15-метровом шесте. Вооружённая шестовой миной канонерская лодка «Опыт» приблизилась к стоящей на якоре шхуне «Метеор» и успешно пустила её на дно. Странно читать, что опыты Тизенгаузена были вызваны успехами минного оружия в ходе Гражданской войны в США: до атаки Каушинга было ещё больше двух лет. Кстати, опытным путём было установлено, что взрыв заряда на шесте длиной 6–8 метров не несёт опасности для катера и его экипажа: знал бы это Кушинг — сделал бы шест подлиннее своих 14 футов.


Шестовая мина Петрушевского (из коллекции ЦВММ)

Но на этом опыты по применению минного оружия в России не завершились. К 1868 году в результате 6-летних экспериментов на канонерской лодке «Картечь» была отработана тактика и техника применения мины на шесте длиной 18 метров. В 1874 году капитан 1 ранга Новосильский докладывал, что торпедо- и миноносные суда являются перспективным видом не только оборонительного, но и наступательного оружия. Мины были выведены из ведения артиллерийского отделения МТК и переданы в ведение самостоятельной структуры.


Торпеда Александровского

Новое оружие настолько вдохновило русское морское начальство, что мины разных конструкций (шестовые, буксируемые, бросательные) начали ставить на совершенно разные, и притом не всегда подходящие для применения этого оружия, корабли: винтовые клиперы, корветы, броненосные фрегаты и даже «поповки» — тихоходные круглые броненосцы конструкции адмирала Андрея Попова. В 1869 году были начаты и эксперименты с «самодвижущимися минами»: предложение Роберта Уайтхеда купить торпеды его образца было отвергнуто, но испытывались отечественные аналоги конструкции Ивана Александровского (тем более, что он их сконструировал первым).


Фрегат «Светлана»

Первенство создания паровых катеров оспаривают Россия, Франция и Великобритания. В России в 1868 году на фрегате «Светлана» уже был паровой катер, но и сам фрегат, и катер были французского производства: французы в вопросе паровых катеров утирали нос даже «просвещённым мореплавателям». Первый специализированный под применение шестовых мин катер построила в 1873 году английская фирма «Торникрофт» — водоизмещение 15 тонн, скорость 15 узлов, две шестовые мины... Он оказал неизгладимое впечатление на присутствовавшего на испытаниях капитана 1 ранга Н. В. Копытова, в результате чего чертежи миноноски, получившей название «Rap», были доставлены в Россию. В плане же применения торпедного оружия первенство без всяких сомнений за отечественным флотом.


Минный катер «Шутка» атакует турецкий пароход 16 июня 1877 года. Худ. А. П. Боголюбов

В 1877 году началась очередная русско-турецкая война. Необычным было то, что своего военного флота на Чёрном море Россия на этот раз не имела — запретили после Крымской войны. В общем, пришлось импровизировать. В январе 1877 года для защиты черноморских портов была создана импровизированная флотилия из 29 вооружённых пароходов, 15 паровых катеров, 9 пароходов для постановки минных заграждений и 12 мелкосидящих пароходов — для их защиты. Но главной ударной силой флотилии стали именно минные катера. Большая часть из них носила название по имени корабля, с которого была снята, но 18-метровый катер «Шутка» предоставил для ведения боевых действий цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III, «Мину» купили у завода Берда, а «Ксению» подарило правительство Румынии. Гардемарин Строганов прибыл на войну на собственном катере — им и командовал.


Минный катер фирмы Торникрофт 1873 год

В начале войны катера защищали от турецких мониторов переправы через Дунай, по которым снабжалась русская армия. Первую победу одержали катера «Цесаревич», «Ксения», «Джигит» и «Царевна», потопившие 14 мая 1877 года монитор «Сейфи», но это были действия шестовыми минами. Первое применение «самодвижущейся мины» выпало на долю катеров, базирующихся на борту парохода «Великий Князь Константин», которым командовал капитан 2 ранга Степан Макаров — будущий адмирал. Катера на пароходе были разномастные: «Наварин» с яхты «Держава» был самым маленьким, бывший промерный катер «Синоп» и «Минёр», катер со шхуны «Полярная звезда», имели плохую мореходность. Самым боеспособным была «Чесма», способная развить скорость в 9-11 узлов.

Сначала катера применяли «крылатые мины», изобретение самого Макарова — буксируемые мины, удерживаемые на плаву специальным буем, снабжённые 3-пудовым пороховым зарядом и имевшие специальные крылышки, отводившие мину на 30-40 градусов из спутного следа катера. Но 1 июля 1877 года Макарову удалось выпросить пару «мин Уайтхеда».


Потопление минными катерами турецкого сторожевого корабля «Интибах», худ. И. Айвазовский

16 декабря на Батумском рейде состоялась первая в мире торпедная атака. Неудачная! Две выпущенные с плотика у борта катера «Синоп» торпеды не причинили турецкому броненосцу никакого вреда: одна попала в якорную цепь, а вторая не взорвалась из-за отсыревшего пироксилина. Но командир «Великого Князя Константина» не отчаивался и повторил атаку. 14 января 1878 года в 2 часа ночи катера «Чесма» и «Синоп» на рейде Батуми потопили торпедами турецкий сторожевой корабль «Интибах». Пришло время миноносок!


Русские миноноски: а) «Дракон» постройки Балтийского завода, б) «Лук» постройки фирмы Шихау, в) «Бычок» и «Черепаха» постройки завода Берда

В начале 1878 года для защиты Финского залива было заказано 90 «миноносных быстрых шлюпок» (срок готовности — июнь 1878 года). Впоследствии был сделан заказ ещё на 21 миноноску для Черноморского флота и Сибирской флотилии. Большая часть из заказанных катеров была построена на частных заводах: 31 на Балтийском, 24 — на заводе Берда, 5 — на Невском, 6 на заводе Крейтона в Або, 5 на верфи Бритнева в Кронштадте, по 3 миноноски построили на Чёрном море верфи РОПиТ и Беллино-Фендерих. Казённые верфи построили 12 миноносок, а 13 пришлось на долю иностранных заводов (Шихау, Вулкан и Торникрофт).


Миноноски фирмы Шихау

77 миноносок было построено по проекту Балтийского завода. Это были кораблики водоизмещением 23 тонны, способные развить скорость не выше 13 узлов. Более высокой скоростью отличались только миноноски фирмы Шихау — они делали до 17,3 узлов.

Качество построенных в авральном режиме кораблей оставляло желать лучшего. Ради уменьшения веса их конструкции сильно переоблегчили, в результате палуба прогибалась под ногами, борта при работе машины «то вгибались внутрь, то разваливались в стороны», заклёпочные швы не выдерживали даже незначительного внешнего усилия. Многие миноноски выдавали заявленные параметры без вооружения, но после установки шестовых мин или торпедных аппаратов теряли пару узлов скорости. Доходило до смешного: построенные РОПиТом миноноски могли ходить только с незаряженным торпедным аппаратом, торпеду для выстрела везли пришвартованной к борту.

Из 90 балтийских миноносок 44 имели по 2–3 аппарата для метательных мин, 29 — по одному неподвижному торпедному аппарату, 13 — поворотный торпедный аппарат. Миноноски для Черноморского флота и Сибирской флотилии имели только неподвижные торпедные аппараты. Постройка крупной серии миноносок показала, что отечественная кораблестроительная промышленность имеет недостаточную технологическую культуру — на малых кораблях это проявлялось более выпукло, чем на броненосцах или крейсерах. По крайней мере, миноноски фирмы Шихау на фоне произведений отечественных заводов смотрелись весьма выигрышно.


Миноноска №77 «Бомба» во время научной работы

При всех недостатках миноноски оказались достаточно полезными кораблями. На них отрабатывали тактические приёмы, проводили учебные атаки, испытывали разные конструкции торпедных аппаратов. Они несли разведывательную и посыльную службу, использовались для проведения научных экспериментов, например, исследовались различные формы гребных винтов, проводились испытания ходкости и маневренности. На основании этих испытаний свой труд «О сопротивлении жидкостей и о воздухоплавании» выпустил в 1880 году великий русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев. В нём закладывались основы научной гидродинамики.

Отдельный интерес представляют миноноски проекта Д. Ф. Берда. Он построил две 60-футовые (№3 и №4) и две 75-футовые миноноски («Воробей» и «Ворона»), но главное — разработал миноноску, спроектированную специально под применение мин Уайтхеда.


Миноносец «Взрыв»

Миноноску? Нет, уже — миноносец. Первый в мире мореходный миноносец «Взрыв». Корабль имел водоизмещение 134 тонны, обводы мореходной яхты и подводный торпедный аппарат. «Взрыв» мог идти со скоростью 14,5 узлов, в 1886 году его довооружили парой установок для метательных мин и четырьмя пятиствольными орудиями Гочкиса. Это был прорывной корабль, убивший миноноски как класс. Они возродятся потом в виде торпедных катеров, но это уже совсем другая история.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    30 июля 2025 05:57
    Спасибо, надеюсь Герхард продолжит тему малого минного флота России?
    1. +10
      30 июля 2025 10:12
      Почему нет? Но сначала, добью корабли построенные после Крымской войны по программе Великого Князя Константина…
      1. +3
        30 июля 2025 10:15
        Цитата: Летучий_Голландец
        Почему нет? Но сначала, добью корабли построенные после Крымской войны по программе Великого Князя Константина…

        Спасибо! hi
        1. +3
          30 июля 2025 16:55
          Потопление минными катерами турецкого сторожевого корабля «Интибах», худ. И. Айвазовский

          "Чесма" — минный катер Российского Императорского флота, отличившийся в ходе Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Один из четырёх катеров с самодвижущимися минами , которыми был вооружён минный транспорт «Великий князь Константин». Участник первой в истории успешной торпедной атаки (13-14 января 1878 года).
          На иллюстрациях «Великий князь Константин» и "Чесма":
          1. +5
            30 июля 2025 17:10
            сама "Чесма", и выстрел "самодвижущейся торпеды.
  2. +8
    30 июля 2025 06:22
    Первый в мире мореходный миноносец «Взрыв». Корабль имел водоизмещение 134 тонны, обводы мореходной яхты и подводный торпедный аппарат. «Взрыв» мог идти со скоростью 14,5 узлов, в 1886 году его довооружили парой установок для метательных мин и четырьмя пятиствольными орудиями Гочкиса. Это был прорывной корабль, убивший миноноски как класс

    "Взрыв" был по всем параметрам неудачным кораблем и никакой роли ни в отечественном флоте, не в мировом судостроении не сыграл. Миноноски "прикончили" характеристики тогдашних паровых двигателей, но появление ДВС дало миноноскам "второе рождение". Реальным прорывом стал миноносец "Батум", который реально стал боевым кораблем (а не морским диверсионным средством) и под командованием капитан-лейтенанта Зацаренного (тот самый, который отличился в первых минных атаках под общим руководством Макарова) в 1880 совершил самостоятельный переход из Англии в Николаев.
    1. +7
      30 июля 2025 07:26
      Я думаю Вы предвосхитили цикл статей Автора. О Батуме и его одноклассниках будет в следующих работах Герхарда.
      1. 0
        30 июля 2025 07:31
        Вообще-то, "Батум" и его поход были на несколько лет раньше постройки "Взрыва".
        1. +2
          30 июля 2025 08:31
          Цитата: severok1979
          Вообще-то, "Батум" и его поход были на несколько лет раньше постройки "Взрыва".

          Взрыв спустили на воду в 1877, Батум - в 1880.
          1. +1
            30 июля 2025 08:36
            Принято. Но на оценку значения "Взрыва" это не влияет.
            1. +4
              30 июля 2025 08:43
              У Вас свое мнение, у меня свое.
              Батум - родоначальник отечественных миноносцев и предтеча торпедных катеров.
              Взрыв - получил развитие как средство борьбы с миноносками и миноносцами типа Батум. Родоначальник - минных крейсеров (контр-миноносцев).
    2. +5
      30 июля 2025 07:33
      "Взрыв" был по всем параметрам неудачным кораблем и никакой роли ни в отечественном флоте,

      Я бы так не сказал. Появление «Взрыва» позволило дать оценку данному классу кораблей, что в свою очередь создало предпосылки появления такого типа, как контр-миноносец.
      Впрочем миноноски, также не умерли. Тот же Батум - это раскормленная миноноска.
      Например, наши эскадренные броненосцы имели на вооружение паровые минные катера.
    3. +13
      30 июля 2025 10:27
      А с чего первому кораблю, претендующему на звание миноносца быть удачным? Кто-то из моих преподавателей (уже запамятовал кто) в училище утверждал, что лучше служить на четных поколениях подлодок (тогда только вступало в строй третье, так что речь шла о втором). Логика была следующей: первое поколение - по сути дела экспериментальное, на нем массово вылезают косяки свойственные новой технике; второе - результат устранения косяков первого, от того - весьма удачное; третье - плод реализации конструкторами своих новых идей и, соответственно, повторяет судьбу первого… Я служил на втором поколении, часть одноклассников на третьем, так что могу подтвердить - правило работало!
      1. +3
        31 июля 2025 09:03
        Теория инновационных волн в простом и понятном изложении wink!
        Браво!
        (Без тени иронии).
    4. 0
      Вчера, 00:36
      всем параметрам неудачным кораблем и

      Ну это вы погорячились,что,и по мореходности и по обитаемости,по дальности?Это тоже можно к боевым характеристикам отнести.
  3. +3
    30 июля 2025 10:39
    Тизенгаузен... Родственник того самого Дитриха фон Тизенгаузена,который командовал U-331 во время атаки на линкор "Бархэм"...
    И потопил линкор...
  4. Комментарий был удален.
  5. +4
    30 июля 2025 12:54
    Первоначально некоторые катера имели ещё и два кормовых шеста с минами («лягательные») yes , от них отказались ввиду малой вероятности применения.

    Статья интересна, спасибо.
    1. +6
      30 июля 2025 15:06
      «лягательные»

      Браво, Андрей!
      Целая статья посвящена шестовым паровым минным катерам и нигде не указано как этот класс минных катеров именовался тогда в русском флоте.
      На фото из ЦВММ Минный катер «Шутка» - знаменитый кораблик, гордость и легенда российского флота.
      Минный катер "Шутка"
      класс: шестовой " лягательный"
      ТТД:
      Водоизмещение: 11 стр.т.
      Размеры: длина - 16,15 м, ширина - 1,98 м, осадка - 0,76 м.
      Скорость полного хода: 16,5 узлов.
      Силовая установка: паросиловая, 12 н.л.с./60 и.л.с.
      Вооружение: 2 шестовые мины, буксируемые мины.
      Экипаж: - 5-7 чел.
      История катера:
      Бывший стальной паровой катер Цесаревича, построенный на судоверфи Thornycroft & Co., Чисвик, Англия. Присвоено наименование 28.06.1874 г.
      16.12.1876 г. отправлен по железной дороге из Санкт-Петербурга в Кишинёв. Затем был вооружен и 27.12.1876 г. включен вначале в состав отряда Гвардейского экипажа, позднее Верхне-Дунайского отряда. Впоследствии вместо двух деревянных шестов для мин был оснащен одним железным. частвовал в безрезультатных минных атаках на турецкие суда 08.06.1877 г. у Парапан и 11.06.1877 г. у Фламунды. Впоследствии входил в состав Нижне-Дунайского отряда. После окончания боевых действий, 11.04.1879 г. приведен с Дуная в Николаев на буксире парохода "Великий князь Константин".
      Как получивший во время войны повреждения оставлен на Черном море и под №4 включен в состав плавсредств Севастопольского порта. В 1893 г. признан негодным к дальнейшему использованию.
      1. +7
        30 июля 2025 15:25
        Этому героическому маленькому кораблмку посвящены целых четыре картины:
        1- А. П. Боголюбов. "Лейтенант Скрыдлов и хуожник Верещагин на "Шутке", 1877г.
        2- А. П. Боголюбов "Дело лейтенанта Скрыдлова на Дунае, 1881г"
        3- А. П. Боголюбов "Атака катером "Шутка", 1882г."
        4-А. П. Боголюбов "Минный катер «Шутка» атакует турецкий пароход 16 июня 1877 года."
    2. +5
      30 июля 2025 17:14
      Статья интересна, спасибо.

      Присоединяюсь. То же понравилось. Спасибо.
  6. +5
    30 июля 2025 14:14
    Н.Н.Афонин,В.В.Яровой "Миноноски русского флота" изд-во "Гангут", серия " Мидель-шпангоут",выпуск N4...😁
    1. +6
      30 июля 2025 15:57
      Кстати, неплохая книга - с чертежами и схемами. Но в ЦВММ сохранилось и письмо непосредственного очевидца атаки "Шутки" В. Верещагина своему брату об атаке лейтената Николая Скрыдлова на турецкий пароход от 20 июня1877 года :
      " ... Флотилия из 10 ботов ранним утром вышла минировать реку. Восемь ботов было занято нагрузкой торпед, а два ("Мина" и "Шутка") сторожили неприятеля, скрывшегося за островом Мекка (Меча). Я был на "Шутке". Вдруг, раздался стук приближающейся паровой машины. Т.к. поблизости не могло быть русского парохода больших размеров, то все поняли, что, должно быть, идет турецкое колесное судно "Эрекли". Скрыдлов сразу предложил мне покинуть бот, мол я отличный художник, каких мало. Но, я остался на борту миноноски. У "Мины" сломалась машина, и тогда наша«Шутка» сразу помчалась по направлению к пароходу, который теперь старался уйти, пустившись на всех парах вверх к турецкому берегу, вдоль которого было рассыпано 400 черкесских стрелков, открывших огонь по нам огонь. Наш лягательный катерок почти сразу получил удар, но все матросы и офицеры решили продолжать нападение. «Шутка» ускорила ход и успела коснуться парохода сзади кожухов, вызвав у турок нешуточное смятение. -Валяй! – закричал Скрыдлов. «Шутка» начала пускать торпеды. Но, не тут-то было: проводники от гальванической батареи перебило пулями и торпеды не могли взорваться. Время уходило, пора было возвращаться. Положение беззащитной «Шутки», прижимаемой течением к пароходу, становилось крайне опасным. Как только лодка повернула назад, турки тут же начали ее обстрел из пушек, ружей, пистолетов. Убило Горшкова. Ранило Архипова, механика Болеславского, нескольких матросов, а Скрыдлову пулей попало в обе ноги. Борты и палуба были изборождены выстрелами из ружей. Она дала сильную течь, так что воду приходилось отчерпывать шапками и горстями. Вдруг, появилась еще одна турецкая канонерка, шедшая из Рущука. Бот находился в большой опасности. С Божьим проведением, проскользнув позади острова Динглу, «Шутке» удалось укрыться в зарослях камыша возле своего берега. На­пуганный командир «Эрекли» полным ходом повел пароход назад в Рущук. Этот бой длился три часа. Меня в правую ляжку ранило. Сначала я-было и не заметил, чувствую только что-то тепло, трогаю - дыра, палец лезет, пробую два - и два входят. Смотрю, на пальце кровь... В меня какой-то подлец чуть не в упор из пистолета выпалил. Несмотря на неудачное преследование неприятеля, "Шутка" смогла отвлечь внимание турок от флотилии катеров и шлюпок, ставивших мины, и позволила им завершить свою работу. За проявленную смелость лейтенант Скрыдлов прямо в лазарете 12 июня был награжден орденом Св. Георгия 4-го класса...."
      1. +6
        30 июля 2025 16:13
        Русская лягательная миноноска "Шутка" на германской почтовой открытке того времени
  7. +3
    30 июля 2025 15:40
    Оказавшийся, по существу, экспериментальным кораблем, "Взрыв" многие годы прослужил в составе учебно-минного отряда и был исключен из списков в 1907 г. Его тип не был повторен и не сыграл той пионерской роли в развитии миноносцев, которую от него вправе был ожидать флот. Пример этой неудачи, дискредитировавшей идею миноносца, оказал дурное влияние на и без того не отличавшуюся последовательностью (чего стоили одни "поповки") кораблестроительную политику Морского министерства.


    Первые русские миноносцы
    Мельников Рафаил Михайлович
    1. +4
      30 июля 2025 18:00
      Писали, что «Ак Барса», создаёт на базе малого ракетного корабля проекта 21631 «Буян-М» новый МРК проекта «Сарсар». По сравнению с предшественником корпус у нового боевого судна будет длиннее. Возрастёт и водоизмещение — с 949 т примерно до 1,5 тыс. т. Увеличение габаритов также позволит оснастить корабль обновлённой системой ПВО, современной артиллерией, площадками лоя ударных дронов и увелисинными ракетными комплексами в 16,-20 "калибров". Считаю. что было бы неплохо давать новым МЗРК исторические имена "кусачих ос" российского флота", такие как "Шутка", Ксения", "Пластун", "Опричник", Чесма", "Взрыв" и т.п. Было бы и символично и сохранены традиции русского флота.
      1. +4
        30 июля 2025 18:34
        Полностью поддерживаю: эти корабли явно недооценены!
  8. +2
    30 июля 2025 20:04
    ,,,на подводную лодку чем то похож.
    1. +3
      30 июля 2025 20:18
      ,,, американский миноносец под названием "Дестроер".
  9. +1
    31 июля 2025 08:59
    Огромную роль в развитии носителей минного оружия сыграл английский инженер и промышленник Джон Торникрофт. Интересующимся темой могу рекомендовать отличную книгу Александра Владимировича Дашьяна: "Скороходы" Джона Торникрофта. Мск, "Яуза", "Эксмо", 2021год.