Ещё о щитах из музея Метрополитен

6 419 82
Ещё о щитах из музея Метрополитен
Щит масаев. Наверное, он больше всего подходит на роль щита из романа Р. Хаггарда «Копи царя Соломона». Скотоводы масаи с лугов южной Кении и северной Танзании использовали такие щиты в войне, охоте и обрядах посвящения. Буйволиная шкура, нашитая на деревянный каркас, представляет собой выпуклое эллиптическое полотно, на котором художник начертил богатые полихромные геометрические узоры: два больших полумесяца, симметрично расположенных по обе стороны от центральной вертикальной полосы, состоящей из чередующихся треугольников. Мотивы определяли положение владельца в сложной системе родословной. Многие из этих символических мотивов, называемых сирата, вышли из употребления, и современным масаям уже непонятны. Скорее всего, этот щит принадлежал опытному воину-пастуху. Красные и синие краски, традиционно получаемые путем смешивания различных видов глины и золы, были прерогативой опытных людей. Красная заплата на правой стороне этого щита может быть идентифицирована как сирата эль лангарбвали, знак, который означает большую храбрость в бою. Этот престижный знак присваивается только с разрешения вождя. Диаметр 85,5 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


«Еще более удивительный предмет был надет на его левую руку. Он был овальной формы, шести футов в длину и около трех в ширину; вогнутой стороной он был обращен к телу, выпуклой — наружу. Больше всего он напоминал небольшую лодку или челнок из шкур, натянутых на деревянную раму; и действительно, из этого материала он и был сделан. Это был щит, настоящий зулусский щит, но очень большой, больше тех, что употребляются в бою. Несмотря на свою величину, эти щиты совсем не тяжеловесны; напротив, они легки и упруги и притом настолько крепки, что стрела, ассегаи или пуля, ударившись об их выпуклую сторону, отскакивают, как от стального листа.
Два прочных ремня, прикрепленных к внутренней поверхности, дают воину возможность свободно двигать щитом; поставленный стоймя, нижним концом па землю, он может закрыть собой самого высокого мужчину. Так, щит Конго целиком закрывал его тело, хотя Конго был далеко не карлик.
Не говоря ни слова, Конго вышел из лагеря; на левую руку он надел свой громадный щит, в ней же зажал ассегаи — пять штук. В правую взял один — тот, что предназначался для первого удара; его он держал на весу, за середину древка…»

«Юные охотники». Майн Рид




Рассказы по истории оружия. Мое знакомство со щитами в детстве отнюдь не ограничилось только музеем в Пензе. Книги – вот где рассказывалось про самые разные щиты. «Поход викингов» Лоуренса Оливье (1962). Там щиты в поединке держали не сами воины, а их щитоносцы-подростки. Причем они были белыми с изнанки. Очень сильное впечатление, даже еще раньше, произвели щиты в книге Райдера Хаггарда «Копи царя Соломона», сделанные из толстой кожи, и, мало того, на их поверхности крепились еще и метательные ножи-толлы. Там в книжке с «золотым обрезом» были еще картинки с изображением воинов с такими щитами, и, в частности, там же был нарисован и король кукуанов негодяй Твала с толлой в руке. Правда, откуда Хаггард взял информацию о подобных щитах, я и сейчас не знаю. Дело в том, что на музейных африканских щитах они отсутствуют.


Вот эта иллюстрация…

Интересно, что у римлян были подобные метательные приспособления, крепившиеся, правда, не на внешней, а на внутренней поверхности щита. Это были появившиеся с III в. н. э. дротики 30-см длины, называвшиеся плюмбата (от слова плюмбум – свинец, свинцового груза, имевшегося на них для утяжеления позади наконечника). Вот их держали на щите в обойме из пяти штук, а затем забрасывали ими атакующего противника. Против варваров это было, наверное, очень сильное оружие.

Майн Рид, как это явно видно из эпиграфа, очень подробно описал щиты кафров-зулусов, которые они использовали на охоте. Во всяком случае, есть фотографии того времени, на которых они предстают со щитами чуть ли не в человеческий рост. Однако щиты африканских народов из того же музея Метрополитен, хотя и имеют похожую форму, имеют намного меньшие размеры.


Щит из Уганды. Народность Ганда. Материалы: дерево, тростник, шкура с мехом. Размеры: 77,5 x 35,6 см

Очень интересные щиты использовались в африканском городе-государстве Бенин. В самом начале своего существования Бенин был основан народами, говорящими на языке эдо. Рассказы официальных придворных историков и описания, предоставленные путешественниками, рисуют нам картину динамично развивающегося культурного центра, постоянно перестраивавшегося его руководством в условиях меняющейся внутренней и внешней динамики власти.

Согласно устным преданиям, около 1300 года вожди Эдо, как считается, обратились к правителю соседнего Ифе, Оранмияну, с просьбой основать новую, божественно одобренную королевскую династию. С тех пор присвоение правителям Бенина титула «оба» одновременно наделило их еще и ролью верховных жрецов, совершающих важные религиозные церемонии и возглавляющих сложную систему дворцовых чиновников.

В XV веке, во время правления Оба Эвуаре, были сформированы армии Бенина, и началось укрепление столицы мощной стеной. В это же время португальские торговцы усердно стремились заключить эксклюзивные торговые договоры с этим лидером самого могущественного государства региона. В период своего расцвета в 1500 году власть Бенина распространялась на дельту Нигера на востоке и прибрежную лагуну Лагос на западе. Его основной экспорт – перец, текстиль и слоновая кость – обменивался на огромное количество импортных металлов. Этот доступ к притоку латуни привёл к взрыву творчества придворных художников, которые превращали её в произведения искусства для дворца, начиная от портретов предков, помещённых на королевские алтари, до декоративных табличек с изображениями оба, его придворных и иностранных собеседников.

С самых первых подобных обменов европейцы заказывали изысканные изделия из слоновой кости у резчиков Эдо для коллекций на родине. На протяжении почти пятисот лет независимые правители Бенина твёрдо устанавливали условия сотрудничества с португальскими, голландскими и французскими агентами и нисколько не ущемляли собственные интересы. Несмотря на требования работорговцев, они на протяжении столетий ограничивали своё участие продажей военнопленных португальцам.

Историки предполагают, что ситуация изменилась только в XVIII веке, когда эскалация противоречий между региональными центрами создала спрос на европейское огнестрельное оружие. В этот более поздний период нестабильность, порожденная спорами о наследовании и гражданской войной, все больше подогревалась обменом пленных на огнестрельное оружие.

Ряд внутренних и внешних событий, последовавших в XIX веке, повлияли на положение и монархов Бенина. При Оба Адоло баланс сил, по-видимому, был в пользу более могущественных вождей, и к первым годам правления его преемника Овонрамвена ожесточенные распри и мятежные заговоры стали нормой жизни. Этот сдвиг проявился и в повышенном внимании к церемониальным и ритуальным действиям оба и возвеличивании вождей, превосходивших самих монархов.

Одновременно в Бенине происходили значительные изменения в духовной сфере: ислам был на подъеме в соперничающем государстве Ойо; христианство было принято южными йоруба. Отмена работорговли привела к тому, что местные британские чиновники всё больше стремились подорвать авторитет оба. Британское вторжение в столицу королевства Бенин в 1897 году было частью кампании, проводившейся с 1892 по 1902 год, по насильственному присоединению большей части внутренних территорий современной Нигерии к британскому правлению.

После британского завоевания Бенин-Сити оба Овонрамвен был сослан в Калабар, а дворец был разграблен солдатами. Жестокость изъятия его содержимого навсегда разъединила алтари, посвящённые каждому отдельному оба, датируемые периодом с 1300 года до завоевания Бенина, с конкретными произведениями, созданными в память о них. Сразу после военных действий около 200 бенинских артефактов были переданы Британскому музею министром иностранных дел, в то время как остальные были проданы на международном рынке произведений искусства. Помимо дилеров и частных коллекционеров, основными клиентами в то время были недавно созданные этнографические музеи на Западе.

После смерти Овонрамвена в 1913 году его сын Эвека II был восстановлен в должности в пределах британского протектората и поставил перед собой задачу возрождения искусства в Бенин-Сити. После того как в XIX веке бенинские артефакты были рассеяны, осознание их необычайной эстетической силы, красоты и сложности оказало глубокое влияние на чернокожих интеллектуалов. Среди них в США были У. Э. Б. Дюбуа, Ален Локк и художники Гарлемского Возрождения. В то же время их перемещение в этнографические музеи в колониальную эпоху продолжает отражать наследие их насильственного вывоза и сегрегации от сопоставимых культурных достижений западными творцами. В 1950 году ряд бенинских изделий из бронзы был передан Британским музеем путем дарения в Национальную комиссию по музеям и памятникам Нигерии для экспонирования в Бенин-Сити и Лагосе.


Одна из знаменитых бенинских бронз, попавшая в Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Изображает бенинского воина с копьем и щитом…

Столь же необычны и оригинальные щиты из Южной Америки, принадлежащие древнему народу моче или мочика. Изделия, выполненные мастерами мочика, также имеются в музее Метрополитен. Вот, например, этот диск из позолоченной меди.


Этот впечатляющий позолоченный медный диск изображает краба, окруженного чередующимися гладкими и тиснеными кольцевыми золотыми полосами

Орнамент был первоначально вырезан из большего листа кованой меди и впоследствии позолочен. Части листа были удалены, чтобы создать центральную фигуру и пять концентрических колец, соединенных шестью расходящимися полосами или лучами.

Первая, третья и самая крайняя кольцевые полосы не обработаны, в то время как вторая и четвертая полосы были украшены тиснением и изображениями шести рыб в профиль. Центральный чеканный краб виртуозно изображен с тиснеными глазными стебельками, ротовыми частями, клешнями, панцирем, лапами и хвостом. Обозначены даже точки сочленения суставов ног. Как и у краба, каждая рыба во внутренней полосе была изящно прочеканена, чтобы передать рисунок чешуи и плавников. На четвёртой круглой полосе изображён пятнистый сом с глазами, плавниками и чешуей. Плоские поверхности, включая лучи и три плоские круглые полосы, украшены позолоченными подвесками, прикреплёнными к диску тонкой позолоченной проволокой, прикреплённой к задней части.

Проволока, удерживающая подвески, ориентирована таким образом, что подвески висят правильно только тогда, когда центральная фигура, краб, смотрит вверх. Интересно, что воины с крабовыми телами и другими ракообразными признаками, но с человеческими головами часто встречаются на лепной и расписной керамике моче. Неясно, какие черты возвели это морское существо в ранг почитаемых: рассматривалась ли способность краба жить как под водой, так и у кромки моря как символ способности воина преодолевать трудности? Или мощные клешни краба воспринимались как метафора военной мощи? Или это была какая-то другая черта, неясная нам, но очевидная для наблюдателей моче? Поскольку в доиспанских Андах не существовало письменности, конкретные значения таких образов остаются неясными.

Техническая сложность, необходимая для создания подобных предметов, когда-то позволила ученым назвать этот период эпохой мастеров-ремесленников. Однако технология изготовления этих богато украшенных металлических изделий до сих пор остаётся предметом изучения. Более того, функция дисков, подобных представленному образцу, неясна. Возможно, они служили передней частью щита и прикреплялись к тростниковой основе, но изящность рисунка ограничивала их защитную функцию в реальном бою. Таким образом, эти предметы могли предназначаться для ритуального использования в качестве символических украшений оружия. Кроме того, их могли прикреплять к знаменам или драпировкам. Моче (или мочика) процветали на северном побережье Перу в 200-850 годах н. э., за столетия до возвышения инков. На протяжении примерно шести столетий индейцы моче создавали процветающие региональные центры от долины реки Непенья на юге, возможно, до реки Пьюра на севере, недалеко от современной границы с Эквадором, превращая прибрежные пустыни в плодородные сельскохозяйственные угодья и используя обильные морские ресурсы тихоокеанского течения Гумбольдта. Хотя индейцы моче никогда не образовывали единого централизованного политического образования, их объединяли общие культурные черты.


Еще один щит моче из Метрополитен-музея в Нью-Йорке… Диаметр 31,2 см

На этом диске изображен воин моче, принесенный в жертву двумя кондорами. Оба «кондора» изображены в профиль: левый поднимает левую руку жертвы, а правый держит серповидный нож, известный как туми. Диск изготовлен из кованого листового металла, части фона были вырезаны, чтобы создать сцену, обведенную рамкой. Изначально эта работа была серебристого цвета. На поверхность медной основы были нанесены искусно выполненные тонкие слои серебра. Зелёный цвет, который виден сегодня, является результатом коррозии и воздействия атмосферных факторов.

Небольшие отверстия по периметру позволяют предположить, что этот диск, возможно, крепился к церемониальному щиту или церемониальному знамени, которые выставлялись напоказ и демонстрировались во время религиозных ритуалов. Воины занимают особое место в иконографии моче и изображаются участвующими в сражениях, захвате пленных, охоте и церемониальных действиях, причем иногда воины представлены антропоморфными животными. На этом диске гравировка на двух кондорах обозначает глаза и хвостовые перья. Тела кондоров дополнены «подвесками» – небольшими кусочками листового металла в форме пера или круга, прикрепленными металлической проволокой. Подвески также имеются на тунике воина и по краю диска; некоторые из них сейчас отсутствуют, хотя проволока для их крепления сохранилась. Интересно, что у каждого кондора есть одна стандартная птичья нога и одна человеческая рука. Кондоры и туми часто встречаются в образах моче. Эти крупнейшие птицы Анд, а их привычки падальщиков связывают их с миром мертвых.

Интересно, что большинство пленников в иконографии моче изображены без одежды. Здесь же жертва одета в тунику с подвесками и головной убор. Конический головной убор указывает на воина, хотя у него отсутствует наплечник – тип доспеха, обычно присущий этим фигуркам. Похоже, что процесс жертвенного расчленения уже начался, поскольку поднятая рука человека не имеет кисти. Научные раскопки подтвердили, что многие ритуальные действия, изображённые в иконографии моче, действительно были частью религиозных традиций моче. Расчленение людей и животных было задокументировано на северном побережье Перу. Археологи нашли также погребение кондоров в массовом захоронении изуродованных людей, связанном с церемониальным сооружением на месте Пакатнаму в долине Хекетепеке. В верованиях моче подобные жертвенные ритуалы, вероятно, считались необходимыми для сохранения их мира. Так что данный щит – артефакт, рассказывающий о многом…

Продолжение следует…
82 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    27 июля 2025 05:53
    Интересно, что у римлян были подобные метательные приспособления, крепившиеся, правда, не на внешней, а на внутренней поверхности щита. Это были появившиеся с III в. н. э. дротики 30-см длины, называвшиеся плюмбата (от слова плюмбум – свинец, свинцового груза, имевшегося на них для утяжеления позади наконечника). Вот их держали на щите в обойме из пяти штук, а затем забрасывали ими атакующего противника. Против варваров это было, наверное, очень сильное оружие.

    Плютбата это уже ранне средневековое напзвание этих дротиков. Сами римляне именовали их martiobarbula — «марсова колючка/бородка» — предположительно солдатского прозвища этого оружия. И это не римское изобретение, а вероятно эпирское, или даже македонское.В «Стратегиконе» Маврикия, написанном по-гречески, оно упоминается на вооружении войск эпирского царя Пирра (Πύρρος) Pýrrhos в 300г. до н. и именуется «мардзобарбулон» (греч. μαρτζοβάρβουλον).
    фото Металлические части плюмбат.Музей Лауриакум (1), римские плюмбаты - реконструкция, способы метания.
    1. +7
      27 июля 2025 06:53
      Римские легионеры поздней империи использовали плюмбату как наступательное оружие при первом натиске и как оборонительное при нападении противника. Таким образом, воины сочетали в себе качества тяжёлой пехоты и стрелков. Бросив одну за другой в сторону атакующего противника пять плюмбат, они брались за копьё или меч. Результаты специально проведённых экспериментов показали, что тренированный солдат тратит на выполнение этих операций лишь несколько секунд. римская когорта, выстроенная по 70 человек по фронту и 8 человек в глубину, могла выпустить в воздух до 2800 снарядов. При ширине строя 71 м плотность обстрела составляла 39 снарядов на один метр. ороткое древко плюмбаты и техника бросания, не требующая большого пространства, позволяли задним рядам строя осуществлять обстрел противника даже во время рукопашной схватки. Плюмбаты при этом бросались ими по навесной траектории, поверх голов впередистоящих воинов. Из-за высокого угла падения плюмбата вонзалась в цель сверху вниз, под углом от 30 до 70 градусов, что позволяло поразить голову, шею и плечи укрывшегося за щитом воина[8]. В то время, когда всё внимание сражающихся было обращено на противника, сыпавшиеся сверху снаряды были особенно опасны. Широкий зазубренный наконечник плюмбаты наносил тяжёлую рану незащищённым доспехами воинам и лошадям противника. Короткое древко плюмбаты и техника бросания, не требующая большого пространства, позволяли задним рядам строя осуществлять обстрел противника даже во время рукопашной схватки. Плюмбаты при этом бросались ими по навесной траектории, поверх голов впередистоящих воинов. Из-за высокого угла падения плюмбата вонзалась в цель сверху вниз, под углом от 30 до 70 градусов, что позволяло поразить голову, шею и плечи укрывшегося за щитом воина.
      Интересно - Метание плюмбат.
      Ссылка на видео: https://rutube.ru/video/612b66b42a7e4653e9f0d407a1815420/?t=19
      1. +7
        27 июля 2025 07:18
        Утро доброе Дима, спасибо за дополня к статье Вячеслава!
        Бросив одну за другой в сторону атакующего противника пять плюмбат, они брались за копьё или меч.

        От себя отмечу, фактически решение о переходе от пилума (2-3 на легионера) к плюмбате (5 шт) позволило почти в два раза повысить огневую мощь легиона.
        Всем хорошего дня, Вячеславу спасибо за продолжение темы!
      2. +4
        27 июля 2025 10:07
        https://youtu.be/AwXPLZ1SrPk?si=OVLBgLreFCHz9wGB
        https://youtu.be/mYyerGaM8fc?si=dvmkrzNOHeXeQiav
        Вот парень, правда в костюме скорее велита, оптимизирует плюмбату. 180м с петлёй, 140м хватом за древко, 100+м с колючками. Некоторые идеи весьма интересны. Энергия превышает энергию английского лука
        1. +1
          27 июля 2025 21:58
          Цитата: тлауикол
          Вот парень, правда в костюме скорее велита, оптимизирует плюмбату.

          Эту плюмбату он сам придумал, не оригинальная конструкция. Альтернативщик. smile
          1. +2
            28 июля 2025 05:30
            Согласитесь, что она превосходит ту, как её обычно представляют. Парень всё делает с научным подходом.
            1. +1
              28 июля 2025 08:54
              Цитата: тлауикол
              Согласитесь, что она превосходит ту, как её обычно представляют.

              А смысл? Она непохожа на ту которой пользовались во времена Рима и не дает представления о боях того времени. Ну а сегодня как оружие она бесполезна.
              1. +1
                28 июля 2025 11:15
                Что значит : непохожа? Древки и оперение не сохранились. Остриё и груз имеются. Стрелы вон тоже разной длины бывают и веса.
                Сейчас и меч с кольчугой бесполезны, но причём тут это? Он же не системы вооружения разрабатывает, а занимается реконструкцией
                1. 0
                  28 июля 2025 21:54
                  Цитата: тлауикол
                  Что значит : непохожа?

                  То и значит. Он сам приводит эскиз оригинальной плюмбаты. Его же вдвое длиннее и древко намного тоньше, плюс петелька на конце за которую он и метает это изделие.

                  Это не реконструкция а фэнтази чистой воды.
                  1. 0
                    29 июля 2025 06:14
                    Цитата: Saxahorse
                    Цитата: тлауикол
                    Что значит : непохожа?

                    То и значит. Он сам приводит эскиз оригинальной плюмбаты. Его же вдвое длиннее и древко намного тоньше, плюс петелька на конце за которую он и метает это изделие.

                    Это не реконструкция а фэнтази чистой воды.

                    Чертежей нет. Эскиз "оригинальный"? С чего бы? Сохранились только металлические части, и они не имеют стандарта ни по весу, ни по размеру. Человек проводит изыскания и опыты, разрабатывая оптимальный вариант. Эффективный, заметьте.
                    По наконечнику стрелы или копья тоже
                    можно разные варианты длины реконструировать. А у него и короткие плюмбаты есть
    2. +2
      27 июля 2025 12:24
      Какая-то странная реконструкция: я читал, что для стабилизации у плюмбаты на конце был "конский хвост", за который ее раскручивали перед броском как пращу, а такое, да еще показанным на картинке образом, далеко не метнешь!
  2. +9
    27 июля 2025 06:27
    щиты африканских народов

    Это тема заслуживает отдельной статьи. Кожаные африканские щиты из кожи буйволов, бегемотов и крокодилов присущи многим афпиканским народам, и их полно в музейных экспозициях. Навскидку - Боевой Эфиопский щит с талерами из кохи буйвола(1), щит-лепесток из кожи бегемота племени Консо (2), сомалийский щит из кожи бегемота (3), крокодиловый щит из Конго (4), щит племени Донго(5) из кохи буйвола
    1. +8
      27 июля 2025 06:36
      Ну а про боевые и ритуальные эфиопские кожаные щиты из буйволов, бегемотов и крокодилов можно смело писать статью, - материалов и музейных фото в инете просто немеряно.
      Щиты из кожи бегемотов. Эфиопия
      1. +7
        27 июля 2025 06:39
        Щиты из кожи буйволов. Эфиопия
        1. +8
          27 июля 2025 08:39
          щиты Томбэ из панцырей морской черепахи
  3. +5
    27 июля 2025 07:09
    Из чего, интересно, сделана та пуля, которая не пробивает кожаный щит? winked
    дротики 30-см длины, называвшиеся плюмбата

    30см дротики плохо стабилизируются и далеко не летят. Реконструкторы стараются удлинить плюмбату и утоньшить древко
  4. +8
    27 июля 2025 07:50
    Неясно, какие черты возвеликраба в ранг почитаемых у атцеков. Рассматривалась ли способность краба жить как под водой, так и у кромки моря как символ способности воина преодолевать трудности? Или мощные клешни краба воспринимались как метафора военной мощи? Поскольку в доиспанских Андах не существовало письменности, конкретные значения таких образов остаются неясными.

    Тут, Вячеслав, все просто. Краб (рак) - Сипактли в мифологии индейцев Южной Америки почитаемое животное, прородитель людей Вира Кочей (или Манко Капаком) ,сын рыбы и крокодила; творение Ометекутли и Омесиуатль. Основатель и хранитель города- государства Тиауанако, посое смерти, вознесенный на небеса. (Рак - одно из двенадцати созвездий зодиака, расположенное в Северном небесном полушарии.) Интеснейшей находкой в гробнице «старого правителя», поразившей археологов, является 60-см позолоченная медная фигурка с 8 конечностями краба, двумя ногами и лицом человека. На статуэтку надето ожерелье из семи совиных голов. Восьмая такая же голова находится на лбу фигурки.
    М. Котрелл в своей книге «Белые божества инков» сопоставил оба этих предмета с образами Вира Кочи. В первом случае потому, что изображения пернатых змеев в Южной и Центральной Америке ассоциировались с солнцем, а три винтовых змея, по его мнению, изображали солнечный ветер. Во втором случае потому, что одним из вариантов перевода названия «Вира Коча» была «морская пена». А краб был существом, обитавшем одновременно и на суше и на море, то есть среди морской пены.
    1. +7
      27 июля 2025 08:06
      Крабу - Сипактли традиционно регулярно приносили жертвы. У умерщвленных на пирамидах вскрывли грудь и вырывали сердца, а тела относили на побережье на съедание крабам. Считалось что так можно получить покровительство Сипактли.
    2. +5
      27 июля 2025 08:14
      Привет, Дима!
      Откуда в приведенной тобой цитате взялись ацтеки? У автора в тексте этого нет.
      1. +5
        27 июля 2025 08:27
        Дима,откуда в приведенной тобой цитате взялись ацтеки?

        Пардон, Антон Батькович. request Естественно инки и их предшественники -моче (или мочика), т.н. -"сыны Вира Кочи" которые процветали на северном побережье Перу за столетия до возвышения инков.
        Впрочем, в свое оправдание скажу, что мифологии и моче, и инков, и атцеков очень похожи.
  5. +6
    27 июля 2025 09:11
    Красная заплата на правой стороне этого щита может быть идентифицирована как сирата эль лангарбвали, знак, который означает большую храбрость .

    Себе, что ли, взять такой щит в виде аватарки? Ибо надо обладать очень большой храбростью ходить туда, где тебя непрерывно минусуют, хотя тебя там давно уже нет! )))
    Доброе утро, дорогой Вячеслав!!!
    Пока читаю статью оставшимся зрячим глазом. Дастанет сил, прокомментирую )))
    1. +2
      27 июля 2025 09:34
      Себе, что ли, взять такой щит в виде аватарки?

      Чтобы носить щит с красным цветом и sirata el langarbwali, нужно разрешение вождя.
    2. +4
      27 июля 2025 09:48
      ходить туда, где тебя непрерывно минусуют

      Это реалии сегодняшнего сайта. Тут есть два организма, которые минусуют все мои комментарии подряд. Причем если в какой то момент отсутствуют, то потом наверстывают. Вчера под статьей Вячеслава олеговича дискутировали с Антоном, сегодня смотрю - все комменты аккуратно "проштампованы". Так что пренебрегите.
      1. +4
        27 июля 2025 15:59
        Цитата: Nikname2025
        аккуратно "проштампованы".

        Борцуны не дремлют.
      2. +4
        27 июля 2025 18:45
        Тут есть два организма, которые минусуют все мои комментарии подряд
        "Жалкие, ничтожные личности!"(С)
        Мне, кстати, тоже насовали, но уже сегодня после обеда.
    3. +5
      27 июля 2025 14:10
      Цитата: депрессант
      Доброе утро, дорогой Вячеслав!!!

      Добрый день! Уважаемая Людмила Яковлевна! Пусть эти розы придадут Вам хорошего настроения на оставшееся время дня. И лилии!
      1. +5
        27 июля 2025 15:12
        Добрый день!

        Спасибо за подарок, дорогой Вячеслав Олегович! С глубоким сожалением прочитала о разграблении бенинского дворца. Сколько там было произведений искусства! Латунь --мягкий материал, из неё можно делать что угодно. Сначала подумала, хорошо хоть 200 произведений спаслись в Британский музей, а потом -- не будь новейшего британского оружия, до сих пор всё .было бы целым... Но разве историю остановишь. А она в конечном итоге -- перемешивание народов Земли.
        1. +4
          27 июля 2025 15:43
          Цитата: депрессант
          Сначала подумала, хорошо хоть 200 произведений спаслись в Британский музей,

          Бенинские бронзы по ценности не уступают луристанским. Напишу про них обязательно. Вот в себя приду... а то три дня обретался на даче. А там вишня, слива, огурцы, лук копать и сушить, траву косить и в бочке жечь. Да еще и интернет работает только у железного столба - подпорки водовода с крыши. Читать - читаю, а войти не могу... Ну, зато до среды я опять дома - поработаю!
          1. +4
            27 июля 2025 15:56
            траву косить и в бочке жечь.

            Это чтобы золу использовать как удобрение?
            1. +3
              27 июля 2025 15:58
              Цитата: депрессант
              как удобрение?

              Конечно! У нас кислая почва. Ее приходится систематически раскислять. А еще золу очень любит та же малина и все внеутрикосточковые.
              1. +2
                27 июля 2025 16:04
                Конечно! У нас кислая почва.

                И особенно обратила внимание на то, что именно в бочке. Помнится, отец жег сучья и лозу после обрезки прямо на огороде. А ведь это неправильно! В почве же микрофлора. И другое. Жгут траву, поля и поляны. А потом пожары. Турция чудовищно сейчас горит. Наши бе-200 тушат. И у нас Сибирь опять горит. На фоне вашей осторожности и благоразумия.
                1. +2
                  27 июля 2025 16:16
                  Цитата: депрессант
                  На фоне вашей осторожности и благоразумия.

                  У нас сейчас часты дожди. Солнце и дождь. Так что земля сырая и нарочно ничего не загорится. Но ждать пока скошенная трава высохнет? Да где найти место ее валковать и ворошить? Поэтому я жгу мокрую. Развожу на дне бочки очень сильный огонь, дрова укладываю клеткой и на них наваливаю сырую траву. Дым, как из ада. Но... у нас на даче вечером ветра нет! И дым столбом поднимается кверху, а не портит людям отдых по соседским дачам. И трава сгорает даже мокрая. Только подкидывай. Когда остаются от дров одни угли, набиваю ее до отказа и закрываю крышкой. К утру - все высохло и перетлело в труху. А беспокоится о пожаре нечего - вокруг все сыро. Тут же высыпаю под яблони, вишни, сливы, и перекапываю культиватором. Когда высохнут клубника и малина, сплошь засыплю еще и их уже под зиму.
                  1. +3
                    27 июля 2025 16:21
                    А беспокоится о пожаре нечего - вокруг все сыро.

                    На самом деле во мне говорят остаточные страхи с 2010 года. Такие были пожары в Подмосковье! Мы всем семейством задыхались от дыма. Завтра нам обещают 31°!
              2. +5
                27 июля 2025 17:33
                Жгу траву. У нас кислая почва. Ее приходится систематически раскислять.
                .
                Не самый лучший способ. Для раскисления почвы необходима древесная зола. но уж никак не травяная. Так вы просто перенагружаете свою почву органикой, что не есть гуд. Лучше траву не жечь, а в компост- Перегной также раскисляет почву и обогащает ее питательными веществами. Вносите осенью под перекопку. А с кислотностью лучше всего бороться доломитовой мукой. Приобрести её не проблема. Лучшее время для известкования – осень под перекопку. Но можно и весной, за 2-3 недели до посадки, или летом, в междурядьях.
                1. +3
                  27 июля 2025 17:37
                  Цитата: Ричард
                  А с кислотностью лучше всего бороться доломитовой мукой.

                  Я знаю. Но ее надо все равно покупать. А тут... осенью обрезаем ветки - вот вам и топливо, древесное, ветки хранить проще компоста. Места меньше. К тому же он воняет, также как и вода с крапивой. В итоге нет ни веток, ни травы, и много много золы. Древесно-травяной. Результат я тоже вижу. Был бы плохой, так бы не делал.
                  1. +3
                    27 июля 2025 18:26
                    Компост- он же воняет

                    То же мне неразрешимая проблема. smile
                    Кстати, ни на нашем ИЖС, ни у ближайших соседей уже давно нет ни компостных ям, ни компостных ящиков. Это уже, считай, прошлый век. Скошенную с участков траву мы укладываем слоями с торфом в черные целофановые хозяйственные мешки, выливаем туда раствор мочевины, или ускоритель компостирования с триходермой. Завязываем мешки и оставляем на солнечном месте. Уже через полтора-два месяца в мешках созревает отличный геотовый перегной.И никакого запаха У меня, после триммерования травы на своем станичном участке обычно выходит 10-12 таких мешков, а наш участок ИЖС- далеко не шесть ваших дачных соток.
                    Попробуйте такой способ - не пожалеете.
                    1. +3
                      27 июля 2025 21:36
                      Цитата: Ричард
                      Попробуйте такой способ - не пожалеете.

                      Да, способ хорош. Век живи, век учись. Надо будет обязательно попробовать. Спасибо!
                      1. +3
                        27 июля 2025 23:24
                        Извините, что вмешиваюсь, но тема очень знакомая. Я покошенную траву никогда не убираю, она прекрасно перегнивает на земле. Компост формирую из листьев/веток помидоров, огурцов, тыкв, кабачков и т.п. Он у меня вообще не пахнет. Имею, примерно, куб перегноя раз в три-четыре года. Тонкие ветки, стебли малины перерабатываю в щепу, которой мульчирую грядки и клумбы. Толстые ветки (толщиной с руку и более) идут для мангала. Жгу только ветки среднего размера. Листья по осени идут частично к компост, частично, что не на виду, оставляю перегнивать на месте. Летом, во время кошения, они по любому измельчаются в пыль. Зола из мангала, а мы им пользуемся примерно раз в неделю, идёт в рядки.
                      2. +2
                        28 июля 2025 05:12
                        Быстро скошенная трава перегнивает?
                      3. +3
                        28 июля 2025 07:44
                        Что значит «быстро скошенная»? Наверное Вы имеете в виду как быстро перегнивает? Если на участке регулярно косить траву, то она не бывает выше 10 - 15 см, под вновь выросшей скошенная не видна. Как скоро трава перегнивает я точно сказать не могу, не проверял.
                      4. 0
                        28 июля 2025 19:17
                        Да, как быстро перегнивает… Просто годы берут своё, и мучиться с газонокосикой с травосборником уже неь - приходится косить часто. Хочу купить нечто вроде бурьянокосилки, и косить хотя бы раз в месяц, а траву не убирать.
                      5. 0
                        28 июля 2025 19:35
                        Травосборник можно не ставить и косить без него. good А вот что касается ручного триммера, то им косить даже тяжелее, он совсем не легкий. Что касается раз в месяц, то тут все от природы зависит.
                      6. +2
                        28 июля 2025 15:07
                        Цитата: Сергей Валов
                        Компост формирую из листьев/веток помидоров, огурцов, тыкв, кабачков и т.п.

                        Это у меня идет в "теплые грядки" под осень. В телицах и вокруг них.
                        Цитата: Сергей Валов
                        Листья по осени идут частично к компост, частично, что не на виду, оставляю перегнивать на месте. Летом, во время кошения, они по любому измельчаются в пыль

                        У меня также.
                        Цитата: Сергей Валов
                        Зола из мангала, а мы им пользуемся примерно раз в неделю, идёт в рядки.

                        Только у меня бочка. Вместо мангала четыре кирпича и там золы практически нет.
                      7. +2
                        28 июля 2025 15:46
                        Тема, которую мы подняли, не имеет однозначных решений. Возможны сотни вариантов, чисто индивидуальных, и это хорошо! Успехов Вам!
          2. +2
            27 июля 2025 18:50
            Бенинские бронзы по ценности не уступают луристанским.
            Луристанские бронзы не сильно ценятся на антикварном рынке. Разбирали этот вопрос несколько лет назад, в комментариях под одной из Ваших статей.
            1. 0
              27 июля 2025 19:08
              Луристанские бронзы не сильно ценятся на антикварном рынке

              Посмотрел ради интереса цены на аукционах. Самая большая цена предмета луристанской бронзы, которую нашел - 31500 долларов. А какая то бенинская бронзовая голова была продана за 10 000 000 фунтов. Кстати - бенинская бронза по составу - латунь в основном.
              1. +3
                27 июля 2025 19:19
                Самая большая цена предмета луристанской бронзы, которую нашел - 31500 долларов.
                О чем и речь. И даже при таком скромном стартовом ценнике, торгуется из рук вон плохо. Луристанской бронзы просто дохрена на рынке, интрига теряется, спрос падает.
              2. +4
                27 июля 2025 19:27
                Кстати - бенинская бронза по составу - латунь в основном.
                Просто потому, что бронза - это звучит гордо! Понты, понты...
                " Бутерброд не может стоить шесть долларов, а крутон - может!"(С)
                1. 0
                  27 июля 2025 19:50
                  Справедливости ради - латунь и бронзу бывает сложно отличить визуально.
                  1. +3
                    27 июля 2025 19:55
                    Надо только поцарапать. Это как меня учили в первой половине девяностых отличать кожу от кожзама.
                    1. +1
                      27 июля 2025 20:06
                      С литьем, особенно древним, это не всегда помогает. Тем более, что материалом для "бенинской бронзы" часто служили манильи (manillas), на фото ниже. Это такая форма денег, которые использовали в Западной Африке Великобритания, Португалия, Испания, Нидерланды, Франция и Дания. Изготавливали их в огромном количестве. В контракте между немецким купеческим домом Фуггеров и португальским королём, датированном 1548 годом, указан заказ на изготовление 1,4 миллиона манил в течение трёх лет. А материалом для манил служила не только латунь, но и медь, и бронза. Поэтому "бенинская бронза" может иметь самый неожиданный состав.
  6. +3
    27 июля 2025 09:25
    Скотоводы масаи с лугов южной Кении и северной Танзании

    Вячеслав Олегович, в южной Кении и Северной Танзании нет лугов - там саванна. Grassland переводится как пастбище. А луг - это место, где имеется достаточное или избыточное увлажнение. Луг по английски meadow.
    1. +4
      27 июля 2025 10:38
      Кстати. Посмотрела вчерашнее. Знаете, что удивительно? Насчёт аллигаторов. В Северную Америку занесли какую-то дрянь. Насекомое. Произошла перепрошивка водоёмов. Ряска, исчезает рыба. И есть предложение запустить аллигаторов, чтобы восстановить баланс. Ну, это так, к слову. Вот ведь что делает человек с природой!
  7. +2
    27 июля 2025 10:25
    И сразу удивило вот это:
    Несмотря на свою величину, эти щиты совсем не тяжеловесны; напротив, они легки и упруги и притом настолько крепки, что стрела, ассегаи или пуля, ударившись об их выпуклую сторону, отскакивают, как от стального листа.


    Биологи давно отметили такую особенность диких животных. Часто их лбы устроены так, что пули, коснувшись лба, не пробивают его, а лишь слегка задев кожу, начинают скользить по ее поверхности, не причиняя животному особого вреда. Поэтому или нужно бить в глаз, или разрывными. Но тогда откуда у природы такие знания? Однако подмеченные первобытными воинами. Либо воины из печального опыта со временем сделали правильный вывод:
    Щит должен быть выпуклым!
    1. +3
      27 июля 2025 13:43
      Биологи давно отметили такую особенность диких животных. Часто их лбы устроены так, что пули, коснувшись лба, не пробивают его, а лишь слегка задев кожу, начинают скользить по ее поверхности, не причиняя животному особого вреда.

      Это история из эпохи дульнозарядных гладкоствольных ружей, снаряжавшихся круглой свинцовой пулей и черным порохом. Что касается эпохи нарезного оружия, то даже древний 8×57 Mauser позапрошлого века пробьет и щит, и владельца щита насквозь. И никакой лоб не устоит, даже некоторых посетителей этого сайта.
      1. +3
        27 июля 2025 14:14
        Цитата: Nikname2025
        даже некоторых посетителей этого сайта.

        "Тот кто носит медный щит, тот имеет медный доб"
      2. +3
        27 июля 2025 16:56
        Цитата: Nikname2025
        даже древний 8×57 Mauser позапрошлого века пробьет и щит, и владельца щита насквозь

        вспомнил мемуары одного доктора-бура времент англобурской войны, - он восхищался маузерами (винтовка) как супергуманным оружием, которое (с его слов) даже в ребрах оставляли часто аккуратную дыру в кости, вместо того, чтобы превратить их в месиво... де такие раны заживают быстро и раненые бойцы также быстро возвращаются в строй... вероятно, урок был усвоен и в первую мировую немецкие дум-дум больше такой "шалости" не позволяли
        1. +5
          27 июля 2025 17:06
          Цитата: Rodez
          дум-дум

          Как раз не немцы их придумали, а англичане еще в 1893 году. А производить начал арсенал в пригороде Калькутты - Дум-Думе, откуда и пошло их название.
          1. +3
            27 июля 2025 17:10
            пардон, ваша правда... но смысл это не меняет, урок "гуманного оружия" был усвоен :)
            1. +4
              27 июля 2025 19:23
              урок "гуманного оружия" был усвоен :)

              А я этот урок усвоила из одной из самых любимых книг детства "Капитан Сорви-голова". Там, если мне не изменяет память, именно доктор рассуждал о "гуманности" такой пули)))
              1. +1
                27 июля 2025 19:58
                Цитата: депрессант
                одной из самых любимых книг детства "Капитан Сорви-голова" ...именно доктор рассуждал о "гуманности" такой пули

                тоже зачитывался в детстве и не по одному кругу :)
                кстати, буссенар понимал толк в деле, был медиком во франко-прусской войне... кстати, там же были отмечены новые тогда британские лиддитовые (бризантные) снаряды с их зеленоватым дымком... которые были тоже совсем не гуманны

                ув. калибр выше отметил , что и пули дум-дум тоже британского, после англо-бурской войны, происхождения (я, грешным делом, на немцев пенял)... чем больше гадостей что-то приносит - ищи... сами знаете, кого :)
  8. +2
    27 июля 2025 10:48
    Вот этот щит из Уганды. Всмотрелась в фотографию. Как они это сделали? Ну первобытные же! Работа ведь тонкая и точная. Покажите этот снимок в качестве проекта какому-нибудь инженеру, сразу начнет прикидывать, какой станок и современные инструменты ему понадобятся.
    К примеру, Вячеслав Олегович начнёт прикидывать wassat )))
    1. +2
      27 июля 2025 13:49
      Вы плохого мнения об инженерах.
    2. +4
      27 июля 2025 14:14
      Цитата: депрессант
      К примеру, Вячеслав Олегович начнёт прикидывать

      Нет!
    3. +4
      27 июля 2025 17:08
      Цитата: депрессант
      первобытные же! Работа ведь тонкая и точная. Покажите этот снимок в качестве проекта какому-нибудь инженеру, сразу начнет прикидывать, какой станок

      работа ведь не массовая / серийная, твердая рука есть, времени - "море"... делая что-то "для дома-для семьи", думаю иногда, что чпу-фрезер не помешал бы, но нет его... берешь кернер, ножовку, надфиль и вперед, - тонко и точно... только не надо в "нормо-часы" персчитывать, "золотой" такая работа будет, но для себя-любимого не жалко :)
  9. +3
    27 июля 2025 12:25
    Масаи ещё в Древнем Египте полицейскими служили, будучи хорошими воинами, они были ещё и коррупционностойкими, потому как не были интегрированы в египетское общество.
    1. +3
      27 июля 2025 16:18
      Цитата: Andobor
      Масаи

      Не масаи. Так далеко египтяне в Африку не совались. Меджаи! Вот они - да, были в Египте полицией!
      1. +2
        27 июля 2025 18:09
        Меджаи и есть масаи, только в глубинке они в виде масаев сохранились, а в древности они жили и в Судане, но там впоследствии все снесло как и Египет.
  10. +2
    27 июля 2025 12:46
    Как-то вот это напрягло:
    Там щиты в поединке держали не сами воины, а их щитоносцы-подростки.

    Руки у подростка заняты щитом, как сам защищался-то?
    1. +2
      27 июля 2025 13:56
      Щитоносец держал запасные щиты и в поединке не участвовал. Каждому участнику хольмганга разрешалось иметь три щита. К сожалению, Вячеслав Олегович последнее время к переводам отностся не очень добросовестно.
      1. +3
        27 июля 2025 14:16
        Цитата: Nikname2025
        К сожалению, Вячеслав Олегович последнее время к переводам отностся не очень добросовестно.

        Книгу "Поход викингов" Лоуренса Оливье 1962 г. переводил не я. И там написано, что ЩИТОНОСЦЫ УЧАСТВОВАЛИ В БОЮ. ТО ЕСТЬ БОЙ БЫЛ ПАРНЫМ.
        1. +1
          27 июля 2025 16:46
          Книгу "Поход викингов" Лоуренса Оливье 1962 г. переводил не я. И там написано, что ЩИТОНОСЦЫ УЧАСТВОВАЛИ В БОЮ. ТО ЕСТЬ БОЙ БЫЛ ПАРНЫМ.

          Это скорее всего из-за произвольной трактовки саги о Кормаке, где хольмганг описан подробнее всего:
          Итак, шкура была разложена между бойцами. Торгильс держал щит своего брата, а Торд Анрдисарсон держал щит Берси. Берси ударил первым и вырвал несколько щепок из щита Кормака. Кормак нанес такой же удар. Они оба изрубили и сломали все три щита.

          В назначенный день Торд и Стейнар покинули шатер, и с ними пришел Кормак, чтобы держать щит Стейнара. Олаф Павлин пришел со своими людьми, чтобы поддержать Берси, так как раньше Торд держал его щит, но в этот раз отказался. Берси пришел на место боя с оруженосцем и сам нес свой круглый щит, который подарила ему Торвейг. У каждого было по три щита. Берси остался со своим, а Кормак взял третий. Берси бил Хвитингом так сильно, что тот застрял в железной оковке щита Стейнара. Кормак подал новый щит и Стейнар ударил по щиту Берси так, что расколол его и задел мечом бедро Берси, разрезав его ногу до колена, от чего Берси упал.

          Можно предположить, что как будто щитоносцы активно держали щиты во время поединка, а не просто подавали запасные, но нет уверенности что это было именно так.

          В сагах об Эгиле и Гуннлауге описаны более привычные поединки - никаких подносчиков щитов. Только двое бойцов. Правило трех щитов как будто не действовало.
          Тогда оба взялись за мечи, сошлись и стали рубиться. Атли не отступал. Мощные удары сыпались так часто, что щиты скоро были изрублены и стали непригодны. Когда Атли увидел это, он отбросил свой щит, взял меч в обе руки и стал рубить что было силы.
          1. +2
            27 июля 2025 17:01
            Цитата: Engineer
            но нет уверенности что это было именно так.

            Совершенно с Вами согласен. Но я ведь и не писал о том, так это или нет. В статье написано ОТКУДА в детстве я получал информацию и ее содержание. Правильная она или нет не указано.
        2. 0
          27 июля 2025 17:19
          И там написано, что ЩИТОНОСЦЫ УЧАСТВОВАЛИ В БОЮ. ТО ЕСТЬ БОЙ БЫЛ ПАРНЫМ.

          Ниже я написал, что книга "Поход викингов" приключенческого жанра написана не историком, а автором детских книг и комиксов Жаном Оливье и в качестве исторического источника использоваться не может.
          А вот если почитать "источники", к примеру - статью норвежского фольклориста Olav Bø "Hólmganga and Einvigi: Scandinavian Forms of the Duel" во втором томе журнала Mediaeval Scandinavia за 1969 год, то оказывается, что щитоносец мог вызвать на поединок другого щитоносца только после окончания основного поединка.
          1. +2
            27 июля 2025 17:23
            Цитата: Nikname2025
            А вот если почитать "источники",

            Все можно. Вопрос нужно ли в данном конкретном материале? В статье о ритуальных поединках северян -да, безусловно. А вот в данном случае это лишнее. В онлайн-журналистике надо уметь вовремя остановиться.
    2. +1
      27 июля 2025 16:19
      Цитата: депрессант
      как сам защищался-то?

      Перечитайте "ПОХОД ВИКИНГОВ Л. Оливье, 1962 г. Там описано как...
      1. +1
        27 июля 2025 17:10
        Перечитайте "ПОХОД ВИКИНГОВ Л. Оливье, 1962 г. Там описано как...

        Что-то с памятью моей стало
        Всё что было не со мной помню…

        Книгу, которая в переводе получила название "Поход викингов" (в оригинале - L'Aventure viking - приключения викингов) написал французский журналист и детский писатель Jean Ollivier (Жан Оливье), который ни разу не историк. Это книга в жанре "исторические приключения". А в СССР его так оперативно перевели, потому как был он коммунистом. А Лоренс Оливье - это известный британский актер.
        1. +2
          27 июля 2025 17:26
          Цитата: Nikname2025
          это известный британский актер.

          Жарко.И потом ,я думаю, все поняли, что куда и откуда...
          1. 0
            27 июля 2025 17:28
            Жарко

            Трудно не согласиться.
  11. +3
    27 июля 2025 19:28
    Ох, ребята!...
    Как я была рада повидаться со всеми! Как мне вас не хватало! И новеньких приветствую, я вам тоже рада! )))
    Вячеславу Олеговичу, сплотившему нас в добрую, гуманную команду, -- гип-гип Ура! )))
    good drinks love hi ((( wassat )))
    1. +3
      27 июля 2025 21:33
      Цитата: депрессант
      Вячеславу Олеговичу, сплотившему нас в добрую, гуманную команду, -- гип-гип Ура! )))

      Ну спасибо! Жаль Интернет не всесилен и также как фотки цветов не могу Вам за добрые слова отправить огурцов, баклажанов, кабачков и малины. Но я думаю, что какой-нибудь приятный сюрприз я придумаю!
      1. +3
        27 июля 2025 22:56
        Вячеслав Олегович, да не надо ничего)))
        Вы сам по себе -- праздник! )))