Камбоджа — Таиланд. «Настольный вариант» индо-пакистанского конфликта

17 177 31
Камбоджа — Таиланд. «Настольный вариант» индо-пакистанского конфликта

Как же часто жизни людей оказываются разменной монетой, когда речь заходит о реальных деньгах, долларах, евро, фунтах и прочих. Желание получить эти самые деньги приводит к тому, что гибнут военные и гражданские, гибнет история, исторические памятники превращаются в руины.

Наверное, сейчас кто-то подумает о том, что во всем виноваты именно деньги. Увы, деньги — это всего лишь бумажки, которые можно обменять на какие-то материальные блага. Виноваты не они, виновата наша человеческая алчность. Мы придумываем множество объяснений причин возникновения войн. Придумываем только для того, чтобы скрыть свою алчность…



Наверное, в жизни любого читателя были ситуации, когда никому не нужный кусок земли, завод или фабрика, старый дом или ещё что-то после каких-то событий вдруг становились интересны сразу для многих «бизнесменов». Становились причиной скрытых и открытых войн между ними.

Стоял старый, покосившийся от старости дом, мимо которого ежедневно проходили сотни, а может и тысячи людей. И вдруг нашелся человек, который доказал, что дом-то не простой. Там кто-то останавливался или жил, кто-то знаменитый настолько, что люди со всей страны, или даже мира, стали приезжать, чтобы посмотреть на это место.

А это деньги! Посмотрел на дом — плати. Проголодался — перекуси в кафе при доме. Захотел отдохнуть — к услугам гостиница при доме и т. д. И вдруг находятся дальние родственники бывших владельцев брошенного дома. Или люди, купившие когда-то этот дом у владельцев... И чем больше людей будут приезжать смотреть на дом, тем больше «хозяев» будут появляться у этого строения...

О чем это я? Как ни странно, о политике, о войне, которая разгорается между Камбоджей и Таиландом. Почему-то мы воспринимаем новость об этом конфликте как что-то неожиданное, что-то вдруг возникшее ниоткуда. А между тем, конфликту уже более 100 лет.

И начался он ещё тогда, когда не было ни Камбоджи, ни Таиланда. Конфликт «родился» ещё тогда, когда Камбоджа была частью Французского Индокитая, а Таиланд был Сиамом... В самом начале 20 века... Точнее, в 1904-1907 годах. Правда, причиной конфликта стал не старый дом, а старый, 11 века, храм Прэахвихеар и прилегающая к нему территория.

Как французы создали конфликт


Я не буду подробно писать об истории этого конфликта. Просто штрихи для понимания. Откуда вообще появились взаимные претензии? В 1904 году было заключено соглашение между Французским Индокитаем и Сиамом о границах. Согласно этому документу храм и прилегающая территория принадлежали Сиаму. Вроде бы, вопрос снят. все согласны.

Но в 1907 году французы публикуют карту, где помещают храм Прэахвихеар уже на территорию Камбоджи. Пусть небольшое, но все-таки приобретение. Правда, «старый дом» пока не интересовал никого. Денег он не приносил, а джунгли, пусть и с храмом, не особо хорошее вложение денег.

Вспомнили о храме лишь в 1953 году, когда Камбоджа получила независимость. Неразберихой воспользовался Таиланд и захватил храм. Попытки Камбоджи вернуть храм не увенчались успехом, и правительство страны в 1959 году обратилось в Международный суд ООН.

Решением суда от 15 июня 1962 года храм передан Камбодже. Но в решении появилось «белое пятно». Небольшая, около 5 кв. километров, территория рядом с храмом на господствующей высоте осталась в Таиланде. Вроде бы менее 5 квадратных километров, мелочь, которая сегодня играет важную роль.

Небольшое, но важное отступление. В 1975 году храм был захвачен красными кхмерами. Красный террор тогда стоил многим камбоджийцам жизни. А для храма это было время разрушения и уничтожения всего, что представляло хоть какую-то ценность... Почти 25 лет разрушения.

В начале 21 века началась кровавая страница противостояния. Начиналось всё вполне цивилизованно. В 2000 году обе страны заключили очередное соглашение о границах. Причем отдельным пунктом там были записаны обязательства сторон не прибегать к военным действиям в случае возникновения спорных вопросов. Но бумага так и осталась бумагой.

В дело включился «специалист, который определил, что «старый дом» является исторической ценностью». В роли такого «специалиста» выступил ЮНЕСКО, который включил храм Прэахвихеар в список исторического наследия в 2008 году. Вот они, деньги! Вот они, туристы!

Здравого смысла политикам обеих стран хватило на год. Первые погибшие с обеих сторон появились уже в апреле следующего, 2009 года. Причем виноватых в инциденте найти не удалось. Обе стороны обвиняли друг друга и не признавали своей вины. Стычки продолжались. Военные действия то активизировались, то затухали.

В конце концов, в 2013 году Камбоджа опять обратилась в Международный суд ООН. На этот раз решение (от 11 ноября 2013 года) было более категоричным:

«Камбоджа обладает суверенитетом над всей территорией мыса, на которой находится храм Прэахвихеар". Таиланд обязан вывести с этой территории тайские военные и полицейские силы и другие находящиеся там охранные подразделения».

Почему «костер опять разгорелся»


Вроде бы всё. Суд всё поставил на свои места. Но время не только лечит, время помогает «забывать» то, что тебе неприятно. 2025 год стал годом очередного обострения конфликта. Начало обострения мы «не заметили». Это произошло 28 мая этого года. Всё по привычному сценарию. Перестрелка, убит один камбоджийский солдат.

Дальше всё опять предсказуемо. В начале июня Камбоджа заявила о намерении подать в Международный суд. В ответ Таиланд высказался в том духе, что это «дело двоих» и «третейский судья» им не нужен. А 23 июня на границе подорвались двое таиландских военных, обе страны начали подготовку к активным боевым действиям.

Спор вокруг четырех приграничных районов, а также вокруг храмов Тамоантхом, Тамоантауч и Такрабей, в которых сегодня «жарко», так и остается не урегулирован. По последним данным, Таиланд впервые выдвинул на позиции украинские танки «Оплот» Т-84. Правда, об участии в БД пока ничего не известно. Вероятно, «Оплоты» будут использованы как САУ.

Сегодня многие ждут развития конфликта, реакции мировых лидеров и всего того, что сопутствует более или менее значимым войнам. Для меня такое ожидание достаточно призрачно. Очень сомнительно, что лидеры России или США выскажутся более, чем очередные «надеемся на мирные переговоры» и т. п.

Другое дело Китай. Это его «зона ответственности». Причем ситуация достаточно пикантна. Хорошие отношения с Камбоджей и значительное расширение, если не дружбы, то сотрудничества, связей с Таиландом. Благо экономически Китай уже «привязал» обе страны к собственной экономике.

Так что, по моему мнению, ожидать новой серьезной войны не стоит. Если для Камбоджи это действительно защита своей территории, то для Таиланда, как мне кажется, это скорее решение внутренних проблем через внешнего врага. Китайцы это понимают. Тайцы очень хотят сохранить стабильность внутри страны.

Вместо заключения


Вообще, если подумать, этот конфликт — «уменьшенная копия» с некоторыми вариациями индо-пакистанского конфликта. Этакий «настольный вариант» конфликта. В индо-пакистанском варианте масштаб. В «настольном»... География. Далее, обе страны живут во многом за счет туризма. Ну и?..

Туристам просто сказали, что в приграничные провинции лучше не ездить. В остальных районах жизнь идет своим чередом. Люди торгуют друг с другом. И тайцы, и камбоджийцы живут как обычно. Никакой ненависти между народами нет. Война где-то далеко и не касается большинства населения обеих стран.

Даже националисты в «настольном» варианте выглядят игрушечно. Стайка с одной стороны против стайки с другой. Всё уменьшено, всё как-то по-детски. Единственная выгода для правительств обеих стран — это возможность усилить влияние своих партий на внутреннюю политику. Да и то для Камбоджи это в данное время неактуально. Для Таиланда, возможно, это попытка усилить роль военных во внутренней политике…

В целом же, как мне кажется, Международный суд ООН и ЮНЕСКО в очередной раз рекомендуют сторонам конфликта прекратить «заниматься ерундой» и вернуться к тому делу, которое обе страны делают неплохо, к туризму. А спорные храмы можно эксплуатировать и совместно. Это самый ожидаемый итог этого противостояния.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    26 июля 2025 03:45
    Половина статьи размышления автора о вечном, переливание воды из пустого стакана в порожний
  2. +13
    26 июля 2025 06:23
    Какое отношение "красные кхмеры" имеют к территориальному спору двух государств? Не они его породили, не они его усугубляли. Кстати, после того, как вьетнамцы выбили КК с большей части территории Камбоджи, те засели в "золотом наркотреугольнике" на территории, где сходятся границы Камбоджи, Тайланда и Мьянмы (Бирмы). Там они оставались до смерти Пол Пота, торговали наркотой, а на вырученные деньги с помощью ЦРУ закупали оружие, которое им поставляли через Тайланд. Одним словом, КК, как это было с остатками белогвардейцев в России, пошли служить бандитами к иностранным интервентам и колонизаторам. Да и "красными" их не назвать. По своей идеологии они были националистами (прежде всего - антивьетнамскими, потому что большинство горожан в Камбодже были этническими вьетнамцами), аналогом российских эсэров в вопросах экономики и последователями "левых маоистов" в деле управления государством. Пол Пот и его подручные получили образование во Франции, где они нахватались царивших там в студенческой среде мелкобуржуазных иттераций идей маоизма, троцкизма и "крестьянского социализма". Всё это густо приправили национализмом и получился азиатский вариант национал-социализма, который к "красным" (социалистам и коммунистам) не имеет никакого отношения. Так что сентенция автора про "красный террор" - от незнания истории.
  3. 0
    26 июля 2025 15:19
    Война в туристических районах за право обладания ими - это что-то абсурдное.
    Если отвлечься от темы туризма и заработков на нём, то возможной причиной обострения конфликта м.б. желание приостановить экспансию китайского влияния в Тайланде , ведь заступничество за Камбоджу со стороны КНР легко просчитывается.
    1. 0
      26 июля 2025 20:12
      Цитата: cpls22
      ведь заступничество за Камбоджу со стороны КНР легко просчитывается

      КНР построил железную дорогу в Таиланд через Лаос. Камбоджийско-таиландская война делает использование этого нового транспортного коридора проблематичным. Так что КНР не заинтересован в продолжении этой войны.
      1. 0
        26 июля 2025 20:20
        Цитата: gsev
        КНР не заинтересован в продолжении этой войны.

        Но китайцев постараются в это дело втянуть. Достаточно будет выступить в пользу одной из сторон, чтобы осложнить отношения с другой.
    2. 0
      27 июля 2025 18:14
      Автору респект!!!!!!! Статья понравилась.
      Цитата: cpls22
      Война в туристических районах за право обладания ими - это что-то абсурдное.........

      Вовсе не абсурдное! Войны за святые места велись всегда! Войны Русских князей за Киев и престол Великого Князя, войны за Рим, конечно же, Крестовые походы... В своё время, американцы планировали сбросить ЯБ не только на Хиросиму и Нагасаки, но и на Киото! Слава Богу, изменили своё мнение. Ну и убийство Индиры Ганди за осквернение Сикхского Золотого храма! Когда никакой Сикх оружие на женщину не поднимет. Ну и мечеть Аль-Акса тоже.
      И ещё один момент. Что там хотел найти в Египте Наполеон? Это я к слову о войнах из-за Святых мест.
      1. +1
        27 июля 2025 18:31
        Цитата: Reptiloid
        Автору респект!!!!!!! Статья понравилась.
        Цитата: cpls22
        Война в туристических районах за право обладания ими - это что-то абсурдное.........

        Вовсе не абсурдное! Войны за святые места велись всегда! .

        Дмитрий, я бы не стал отождествлять святые места и туристические .
        Иногда они совпадают, иногда - нет. Чаще всего война за "святое место" - всего лишь борьба за крупный торговый логистический перекрёсток, или политический центр. Кроме того, борьба за обладание таким местом м.б. всего лишь поводом для экспансии . Война за туристические места ради извлечения из них выгоды от туристов - очень сомнительное предприятие, сулящее отдачу очень нескоро. Посмотрите на сев.Кипр - где-то была информация, что там до сих пор заброшенные отели кое-где стоят. Что касается храма раздора между Камбоджей и Таиландом то стОит только взглянуть на его состояние, как сразу станет многое понятным. Храм в запустении - святыни так не содержат. К тому же география конфликта заметно расширилась, что также говорит об отнюдь не символических причинах конфликта.
        1. +1
          27 июля 2025 19:33
          Да, подумаю над Вашими словами, Дмитрий! wink
  4. 0
    26 июля 2025 15:43
    Добавлю следующее соображение: если Китай за Камбоджу не вступится, то возможна игра на "бросании своих" Китаем. Налицо приём "вилка", который в своё время в Донбассе разыграли.
    1. 0
      26 июля 2025 19:54
      Это мелкий пограничный конфликт, в котором Китаю напрямую делать нечего. Зато это отличный повод продать союзнику побольше армейских остатков, мало применимых в будущем конфликте
      1. +1
        26 июля 2025 20:25
        Думается, планы по торговле в мирном русле у КНР в большем приоритете, чем возможность скинуть старое оружие и обескровить регион продолжением конфликта.
        1. +1
          26 июля 2025 20:33
          Тайланд- союзник США, возможно, быстро выбить, или истощить их выгоднее, чем ждать, когда цепь враждебных государств организует блокаду
          1. +1
            26 июля 2025 20:40
            Блокада КНР нереализуема, ставка скорее всего на отторжение ближайшего окружения от экономического сотрудничества. Провоцирование конфликта и втягивание в него Китая хотя бы в качестве поддерживающей стороны - вот очевидная стратегия . А прямое участие КНР в конфликте - для авторов этой стратегии будет лучшим подарком.
            1. +1
              26 июля 2025 20:43
              блокада КНР вполне реализуема, КНР может существовать только при наличии морской торговли, ЖД, автомобильное сообщение или просто смешное, или под прямой военной угрозой
              1. +2
                26 июля 2025 20:47
                Цитата: Pandemic
                блокада КНР вполне реализуема, КНР может существовать только при наличии морской торговли

                Вы про военную блокаду сейчас говорите ?
                Это несерьёзно ) Противники КНР привыкли воевать чужими руками, и на прямое военное противостояние не пойдут. Экономическая блокада Китая невозможна, по причине огромной доли, которую он занимает в мировой экономике.
                1. +3
                  26 июля 2025 20:49
                  прямо перед ПМВ считалось, что большая война невозможна в принципе по причине сложных связей, рисковать которыми(и прибылью) никто не будет. ПМВ и ее продолжение ВМВ состоялись несмотря ни на что
                  1. +1
                    26 июля 2025 22:01
                    Цитата: Pandemic
                    прямо перед ПМВ считалось, что большая война невозможна в принципе по причине сложных связей, рисковать которыми(и прибылью) никто не будет.

                    Дело не в том, возможна или нет война, а в том, кто её будет начинать. Выгодоприобретатели от неё постараются вступить в войну последними.
                  2. 0
                    27 июля 2025 09:45
                    ПМВ началась при наличии национально ориентированной буржуазии в гейропе и монархического уклада многих ее участников. При сегодняшнем глобализме и систем вооружения способных стереть самих инициаторов ,войны могут быть только локальными. Их может быть очень много одновременно,но МВ это не будет.
                    1. +2
                      27 июля 2025 10:40
                      Вы ошибаетесь, уже на тот момент буржуазия наиболее развитых стран(номинально) развязывала войны за выгодные территории для вывоза капитала, то есть была международной(фактически), собственно это и было смыслом войны. Системы вооружения, способные стереть правящие классы стран центра находятся под контролем буржуазии и значит умирать снова будут все остальные.
                      1. 0
                        29 июля 2025 01:06
                        Это Вы ошибаетесь.Не была в начале века ещё буржуазия "международной" к тому- же была ограниченна полуфеодальным укладом.
                        Нет умирать буду прежде всего инициаторы попытки навернуть первыми,в надежде на безнаказанно пограбить самую вожделенную для них территорию. Нашу. Понимание этого их и останавливает,пока.
                      2. 0
                        29 июля 2025 16:11
                        вы болеете? Британская Ост-Индская компания мне приснилась? Она что, уникальное явление для начала 20 века? Акционерные общества не владели целыми передовыми мировыми отраслями? К примеру производством нефтепродуктов.
                      3. 0
                        30 июля 2025 08:26
                        Это всё цветочки,в сравнении с современным глобальным капитализмом. Противоречия и конкуренция наций тогда были выражены чётче и острее,нежели сегодня,в эпоху гегемонии нагло- сакско- евреев. А войну мог начать любой самодержец,наплевав на мнения барыг. Именно об этом я.

                        И избегайте в дискуссиях подобных сентенций. Зачем нарываться на ответную грубость? Перерастет в свару,что до истины дойти не поможет.
    2. 0
      27 июля 2025 09:40
      Вот что- бы не играли не надо противоречивых действий предпринимать. Сидеть на двух стульях чревато,что и произошло. Правильное решение приняли- бы борцуны 2014 и ни какой войны ,ни каких бандеровцев во власти на окраине ,сегодня- бы не было.
      1. 0
        27 июля 2025 10:25
        Приём "вилка" тем и отличается, что любое действие будет обыграно на пользу противника. Уязвимость здесь не в противоречивости действий, а в противоречиях в ближайшем окружении, которыми противник пользуется. В 2014 противоречия уже были, и бандеровцы во власти были, просто не в таком количестве, и не так явно себя проявляли.
        Минус не мой, если что..
        1. 0
          29 июля 2025 01:11
          Окружении кого? Клана захватившего власть по итогам криминального передела собственности в 90х? После уничтожения суверенной государственности. Дык, их и обыгрывать не надо было. Какие вилки? Ни какого противодействия башни не оказывали. Пытаясь сохранить власть и активы полученные по итогам передела.
          До переворота 14 года бандеровская идеология не превалировала на окраине. Налицо повторение германского сценария 30 гг прошлого века.
          1. 0
            29 июля 2025 08:46
            Цитата: Essex62
            Окружении кого?

            В данном случае не важно - кого. Речь о тактическом приёме, который работает против любого, выстраивающего созидательную игру, если пользоваться футбольным термином. Конкретно в этом случае я имел в виду разрушающую игру против КНР.
            1. 0
              29 июля 2025 10:11
              Ни какой разрушающей игры против Китая нет и быть не может. Он рабочее звено в новом глобальном мире. Мировая фабрика с супер дешёвыми трудовыми ресурсами,в неограниченном количестве. Пилить сук на котором сидят, масоны не будут. Они десятилетиями строили эту систему ,оторвав Китай от СССР . Зачем им разрушать ее ,если отлично работает? Решаются и экономические и главное идеологические вопросы. Дикий ,рабовладельческий капитализм, под знаменем коммунизма ,это очень в тему нагло- сакско- еврейской своре.
  5. 0
    27 июля 2025 11:46
    . спорные храмы можно эксплуатировать и совместно. Это самый ожидаемый итог этого противостояния.

    Ну да , ну да .. За столетие к этому не пришли , а сейчас эта светлая мысль прям возьмёт и посетит местные властные головы .
  6. 0
    27 июля 2025 23:57
    А эти что не поделили? Что им не хватало?
  7. fiv
    0
    28 июля 2025 08:32
    Сели бы король с королем вокруг бутылки и договорились. На деле там и там буддисты. Подружились домами, переженили сыновей-дочек и все дела.
  8. 0
    29 июля 2025 11:41
    У меня идея : а почему бы Тайланду и Камбоджи ни взять в совместное владение и храм и территорию ? Создать своего рода совместное предприятие или акционерное общество с долевым участием . А , на переговорах договариваться о процентах каждой из сторон .