ЦБ понизил ключевую ставку на 200 базисных пунктов, но поможет ли это реальной экономике?

15 698 46
ЦБ понизил ключевую ставку на 200 базисных пунктов, но поможет ли это реальной экономике?

Совет директоров Банка России на сегодняшнем заседании ожидаемо сократил ключевую ставку на 2 процентных пункта (или на 200 базисных) – до 18% годовых. Это уже второе снижение подряд после семи месяцев сохранения показателя на рекордном уровне в 21%.

В целом, решение регулятора может указывать об устойчивом замедлении инфляции, охлаждении спроса и возвращении экономики к сбалансированному росту. Между тем, есть один важный нюанс.



ЦБ пересмотрел прогноз по инфляции в сторону понижения: теперь к концу года рост цен ожидается на уровне 6-7% вместо ранее заявленных 7-8%. При этом регулятор сохранил нейтральную позицию по дальнейшим шагам, указав, что будущие решения будут зависеть от динамики роста цен и ожиданий населения.

Вот с последним пока не складывается. Аналитики ЦБ ранее отмечали, что тренд на замедление инфляции укрепился: в мае-июне рост цен приблизился к целевым 4%. Однако инфляционные ожидания населения остаются высокими (13% на годовой горизонт).

Кроме того, динамика цен остается неравномерной – особенно в сегменте услуг, менее зависимом от кредитных условий (на них не влияет рост и снижение ставки).

Наконец, дополнительным фактором снижения инфляции стало укрепление рубля, но его влияние является крайне неоднозначным из-за высокой волатильности. Уже в обозримой перспективе национальная валюта после укрепления может сильно «просесть». Тем более, что крепкий рубль негативно влияет на экспортные доходы и, как следствие, на бюджет.

Вероятно, именно поэтому позиция правления ЦБ остаётся нейтральной. Дальнейшие шаги регулятора будут зависеть от устойчивости дезинфляционных процессов.

В то же время, стоит подчеркнуть, что, несмотря на снижение ставки на 3% в ходе последних двух заседаний, она всё ещё остаётся крайне высокой, чтобы говорить о перспективах перехода российской экономики к устойчивому росту. И для реальной экономики 18% ключевой ставки - слишком высокое значение, барьер для ведения бизнеса. Если крупные дельцы ещё могут получать доход сверх таких значений, то для малого и среднего бизнеса кредитоваться в банках с попыткой выйти в плюс при ведении своего дела - проблема, скорее, неразрешённая.
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    25 июля 2025 14:11
    Кредитование оттого дешевле не станет к сожалению.
    1. +7
      25 июля 2025 14:15
      18% ставка ЦБ - всё равно является неподъёмной для Россиян и российского бизнеса.
      Центробанк РФ как будь то на другой планете находится.
      1. -3
        25 июля 2025 14:32
        Так как бы в этом и идея) чтоб не кредитовались, и рынок остыл а не разгонял инфляцию. ЦБ как раз на этой самой планете.
        1. +5
          25 июля 2025 14:43
          А вот по поводу "остывания" экономики уже появляются осторожные комментарии о том, что рост промпроизводства повсеместно падает по сравнению с 2024-годом.
          Получается, что "вилка" между "перегретой" экономикой и "остывшей" оказывается крайне мала по размерам. И она (экономика) буквально балансирует на лезвии бритвы между разгоном и депрессией.
          Все это к тому, что общие оценки, приводимые как в пользу повышения ставки, так и понижения-суть некая игра сильных мира , некое словоблудие, которое обоснует буквально все. Это как переставить запятую в фразе "Казнить нельзя помиловать".
          При этом богатые при любом сценарии становятся богаче, ну а бедные, то есть мы.... Ну, в общем, мы-знаем...
          1. 0
            25 июля 2025 18:15
            Так альтернатива это разгонять инфляция) что намного хуже и приведет к еще большему падению. Инфляция упадет по прогнозам ЦБ к концу года будет 6 процентов, ставку будут плавно снижать. При этом альтернатива это высокая инфляция на годы...
        2. -1
          25 июля 2025 14:57
          Говорят не только рынок, но и экономик остыла. скоро замерзать начнет.
          1. 0
            25 июля 2025 18:18
            Ну в этом и смысл) чтоб меньше кредитовались и перестали разгонять инфляцию, со временем ставка упадет, правда это никакого роста экономике не даст, у нас была низкая ставка в 19-20 году, даже до 4.5 снижали и никакого роста это не дало ВВП.
        3. +2
          25 июля 2025 15:12
          Цитата: RondelR
          Так как бы в этом и идея) чтоб не кредитовались, и рынок остыл а не разгонял инфляцию

          Ну с таким же успехом можно лечить головную боль гильотиной. laughing
          1. -3
            25 июля 2025 15:24
            Цитата: guest
            Ну с таким же успехом можно лечить головную боль гильотиной.
            Да не надо этого всего. Просто не надо устраивать сначала аукционы по раздаче квартир под 6% годовых всем кто хочет. На этом фоном росло всё, стройка разгоняла инфляцию в стране. А Виноватым почему называют ЦБ. Который решил остановить эту бездумную пьянку. Вот теперь потихоньку приходит похмелье. В следующем году будем уже лечиться.
          2. 0
            25 июля 2025 18:19
            Нет, это единственный способ бороться с перегретым рынком)
            1. 0
              25 июля 2025 20:47
              Цитата: RondelR
              Нет, это единственный способ бороться с перегретым рынком)

              Вы по профессии старший экономист? laughing
        4. +2
          25 июля 2025 18:23
          Цитата: RondelR
          Так как бы в этом и идея) чтоб не кредитовались, и рынок остыл а не разгонял инфляцию. ЦБ как раз на этой самой планете.

          Играет "наш" ЦБ на нашем поле, только не за нашу страну... Ведь очевидно же, что не за нашу...
          Где же тот мальчик, который осмелится воскликнуть, что король-то ... тьфу... ЦБ - то голый!
          1. -2
            25 июля 2025 19:59
            За какую вашу? ЦБ буквально на своём горбу тащит экономику России. Будь там всякие Хазины у руля, давно бы ласты склеили.
      2. 9PA
        -4
        25 июля 2025 14:39
        Цитата: Охотовед 2
        18% ставка ЦБ - всё равно является неподъёмной для Россиян и российского бизнеса.
        Центробанк РФ как будь то на другой планете находится.

        А Вам ЦБ Турции нравится больше?
      3. +2
        25 июля 2025 14:40
        Цитата: Охотовед 2
        Центробанк РФ как будь то на другой планете находится.
        Думается, ЦБ прекрасно всё понимает, и делает то, что "советует" МВФ/ФРС, а, может, и ЦРУ с МИ6.
        Для сравнения.
        Глава Банка Франции не исключил нового снижения ставок ЕЦБ при необходимости
        Москва. 25 июля. INTERFAX.RU - Европейскому центральному банку следует быть готовым к дальнейшему снижению ключевых процентных ставок в случае необходимости, считает член совета управляющих ЕЦБ и глава Банка Франции Франсуа Виллеруа де Гало. Его заявление опубликовано на сайте Банка Франции.

        ЕЦБ 24 июля сохранил все три основные процентные ставки на прежних уровнях: ставка по депозитам оставлена на уровне 2% годовых, ставка основных операций рефинансирования (main refinancing operations, MRO) - 2,15%, ставка по маржинальным кредитам - 2,4%.
        1. 0
          25 июля 2025 15:21
          Вы еще ЦБ Японии сюда притащите, там вообще ставка 0% и даже была отрицательной.
      4. +4
        25 июля 2025 16:08
        Планета то та же, а полушврие, похоже, чужое
    2. 0
      25 июля 2025 14:53
      Зато сразу ставки по вкладам упадут. Для меня что 20, что 18 %, я в кредит не полезу, а так лежит на счету и копится, щас меньше будет(((
  2. +1
    25 июля 2025 14:16
    ЦБ понизил ключевую ставку во второй раз с начала года, но поможет ли это реальной экономике?


    Много рассуждений со словами если, а выводов нет.
    При такой достаточно высокой ставке - есть пространство для ещё большего обогащения банкиров, разного рода ростовщиков, спекулянтов - т.е. новых бизнесменов, олигархов и дальнейшего обнищания народа и настоящего патриотического бизнеса с загибанием некоторых отраслей промышленности, в частности, лесозаготовок, мебельной и др
    1. +4
      25 июля 2025 14:28
      И вообще ставка ЦБ это и есть инфляционный процент. Это конечно моё личное мнение.
    2. +4
      25 июля 2025 14:36
      Цитата: ZovSailor
      При такой достаточно высокой ставке - есть пространство для ещё большего обогащения банкиров, разного рода ростовщиков, спекулянтов... .

      "...- За I квартал 2025 г. чистая прибыль Сбербанка увеличилась на 11% год к году, достигнув отметки в 404,5 млрд руб., рентабельность капитала составила 22,6%... ."
      https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/sberbank-otchitalsia-za-i-kvartal-2025
      Интересно, есть крупные банки ,которые в "прогаре"?
      1. +1
        25 июля 2025 17:23
        Был Мамонт
        Сегодня, 14:36

        "...- За I квартал 2025 г. чистая прибыль Сбербанка увеличилась на 11% год к году, достигнув отметки в 404,5 млрд руб., рентабельность капитала составила 22,6%.

        hi Ну, батенька, за штурвалом ключевых Сбер, ВТБ, ГПБ, ПСБ и др. стоят свои, проверенные временем Гайдара-Чубайса, кадры.
        1. +1
          25 июля 2025 19:17
          Цитата: ZovSailor
          Сбер, ВТБ, ГПБ, ПСБ

          и все показали убытки и просят гос. поддержку.
          ГПБ вообще на грани банкротства - нефть некуда продать. Добытчики переходят на 4х дневку.
          А банковский сектор ровно год раздавал фантастические 30% кешбека на все категории. И давал ставки на НС высокие.
    3. -1
      25 июля 2025 14:48
      При такой достаточно высокой ставке - есть пространство для ещё большего обогащения банкиров, разного рода ростовщиков, спекулянтов

      А каким образом, огромный процент по кредиту для того же крупного бизнеса увиличит прибыль?
      Ставка ЦБ это не только процент по ипотеке или автокредита для работяг, это такой же процент по кредиту для ведения бизнеса.
      Газпром тоже платит кредиты по той же космической ставке.
      Грубо говоря, если раньше была ставка 3%, а бизнесмен ставил маржу 4%, чтобы и кредит отдать в ЦБ и 1% себе в карман положить и для работяг цены на продукты стоили, грубо говоря, на 4% дороже себестоимости.
      То теперь при ставке в 20%, бизнесмену надо, чтобы иметь такое же соотношение прибыли, ставить маржу 25%. То есть для работяг товары станут на 25% дороже себестоимости.
      Но это слишком высокий рост цен.
      Поэтому, очевидно, что олиграх поставит маржу 21%, чтобы и кредит отдать и прибыль сохранить.
      Для олигарха мало что меняется по сути, надо только дать команду манагерам, придумать как продать товар не с наценкой 4%, а с наценкой 21%.
      А для работяг да, цены выросли впятеро.
      с загибанием некоторых отраслей промышленности, в частности, лесозаготовок, мебельной

      Вот с чем, а с этим всё более чем в порядке.
      Лично я вижу вокруг себя только увеличение числа лесопилок, контор по стройке каркасных домов, бань-бочек и мебельных фабрик.
      За этих я беспокоюсь меньше всего.
      На самом деле, единственный кто тащит на себе все эти высокие проценты по кредитам это обычный народ.
      Ведь все прибавки к цене, включаются именно в ценник товара.
      С другой стороны, это делается именно по причине реально заметного роста зарплат у населения.
      Да и при высоких ценниках, те кто производит дорожающие товары, тоже будут получать большую зарплату.
      Единственные кто реально пострадали от такой ставки, это всякие бюджетники и секретари. Те кому никогда не будут платить заметно больше МРОТ, потому что человеки в бюджетной сфере и так схавают, иди те, кто никогда на своей работе не производил чего-то реального. Но никто не заставлял этих людей выбирать именно такую работу.
  3. +2
    25 июля 2025 14:27
    Спросите производственников ,а много 18% или это нормально ? Сужу по своему предприятия ,было 21 % много и 18 % ничего не изменят. Мы завалили 1 инвестиционный проект ,а сейчас просто все стоит
    1. -2
      25 июля 2025 14:30
      К концу года понизят до 9,5%.
    2. 9PA
      -8
      25 июля 2025 14:42
      Цитата: APASUS
      Спросите производственников ,а много 18% или это нормально ? Сужу по своему предприятия ,было 21 % много и 18 % ничего не изменят. Мы завалили 1 инвестиционный проект ,а сейчас просто все стоит


      Значит Ваше предприятие неэффективно, значит у Вас нет собственных оборотных средств, Вы живете на кредиты. Освободите место под новые суперхолдинги
      1. 0
        25 июля 2025 14:53
        простите, это у вас сарказм, или такие "познания" в экономике?
        1. 9PA
          -5
          25 июля 2025 14:56
          Вы не выживаете без дешевых кредитов? Не вкладывались в основные средства в эпоху дешевых кредитов? Так стоит ли Вам присутствовать на рынке?
          1. +6
            25 июля 2025 15:18
            большинство производств мира без кредитования не выживают
            это же касается и СХ
            вы в курсе что ростсельмаш вынужден останавливать производство в связи с остановкой покупок из за высоких кредитных ставок
            вы хотя бы примерно представляете стоимость оборудования?
            1. -1
              25 июля 2025 15:49
              Цитата: Василенко Владимир
              большинство производств мира без кредитования не выживают
              это же касается и СХ


              Соглашусь, на Западе вообще бизнес подсел на дешевые кредиты и без них жизни не представляет, для России % ставка по кредитам для бизнеса запредельная тут тоже вопросов нет.

              Но справедливости ради, надо отметить... что не вина ЦБ в нынешней ситуации в России. Инфляция росла опережающими темпами, в торговых сетях только успевали ценники менять.... какие то товары подорожали на 200-300% и более. И тут только такая стратегия ЦБ могла привести к охлаждению рынка, снижению кредитования бизнеса и как следствие замедление роста инфляции.

              В Турции, кстати ситуация ещё хуже нашей была.... Эрдогану говорили экономисты что нужно повышать % ставку, если не хочет развала экономики, а он решил бороться с инфляцией низкими процентными ставками) в итоге главы ЦБ только успевали меняться... и в конечном итоге пришлось поднять % ставку до 50%. Как там поживает турецкий бизнес на такой % ставке ? Не представляю... но явно подход у турецкого бизнеса иной, чем у западных компании в целом.
              1. -1
                25 июля 2025 16:30
                Цитата: Aleksandr21
                надо отметить... что не вина ЦБ в нынешней ситуации в России.

                соглашусь, это системная проблема ухода государства из многих областей
                здесь и бесконтрольный рост цена на топливо и многое другое
                лет 7-8 назад тогда еще живой Тулеев попробовал умерить аппетиты торговых сетей и тут же получил по рукам
          2. 0
            25 июля 2025 15:20
            простите, можно узнать кем и где вы работаете?
      2. 0
        28 июля 2025 08:22
        Цитата: 9PA
        Значит Ваше предприятие неэффективно, значит у Вас нет собственных оборотных средств, Вы живете на кредиты. Освободите место под новые суперхолдинги

        Наше предприятие эффективно и мы есть супер холдинг .Другое дело, что нарисовать 5 миллиардов ,на инвестиционный проект, просто так нельзя .Вот по этому и кредит
    3. +4
      25 июля 2025 14:51
      На моей работе все тоже самое. Все стоит. Реализация новых проектов встала. Все смотрят, считают и в спячку. То что ранее было запланировано и обговорено еще худо бедно вытаскивает но это не надолго.
      Производство СП ПИР.
      1. 9PA
        -1
        25 июля 2025 15:01
        Цитата: Т.А.В.
        На моей работе все тоже самое. Все стоит. Реализация новых проектов встала. Все смотрят, считают и в спячку. То что ранее было запланировано и обговорено еще худо бедно вытаскивает но это не надолго.
        Производство СП ПИР.

        Охлаждение рынка
  4. 9PA
    -7
    25 июля 2025 14:40
    Вы ВСЕ горе-комментаторы не стоите и волоса Эльвиры Набиуллиной.
  5. +4
    25 июля 2025 14:48
    ...Тем более, что крепкий рубль негативно влияет на экспортные доходы и, как следствие, на бюджет...

    В одном предложении весь смысл экономической политики РФ. wink
    1. +1
      25 июля 2025 14:52
      в принципе это верно, только вот населению это в плюс когда страна имеет приоритет экспорт перед импортом, а когда 90% потребительских товаров завозится ослабление рубля хорошо только бюджету и торгашам
  6. +3
    25 июля 2025 14:49
    теперь к концу года рост цен ожидается на уровне 6-7% вместо ранее заявленных 7-8%.
    всегда мучал, вопрос как они её считают?!!!!
  7. -1
    25 июля 2025 14:56
    Экономике может помочь 5% и ниже, но никак не 18%. Помню до девальвации, после которой внезапно (!) поперла инфляция, цены в стране падали и при ставке в 5.5%. Но ЦБ РФ подчиняется известно кому....
  8. +1
    25 июля 2025 15:03
    Сколько можно это впаривать людям, все уже давно поняли, что высокая ставка и есть главная причина инфляции. Делают это в интересах банковского сектора и зарубежных покровителей наших финансовых властей.
    1. 0
      25 июля 2025 15:14
      Не только ставка .при сокращающихся доходах бюджета от сырьевого экспорта ,и огромных ,и всё увеличивающихся расходов понятно на что ,власть больше берет денег с бизнеса за счет возросших налогов ,штрафов ,введения новых ,а бизнес на это повышает цены на всё для народа .
  9. 0
    25 июля 2025 15:12
    Вот некоторые примеры ключевых ставок на данный момент:
    Еврозона:
    Ключевая ставка Европейского центрального банка (ЕЦБ) составляет 4,25% DW.
    США:
    Верхняя граница целевой ставки по федеральным фондам (ключевая ставка ФРС США) составляет 5,25%.
    Россия:
    Ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации составляет 20%.
    Великобритания:
    Банк Англии установил ключевую ставку на уровне 4,5%.
    Швейцария:
    Национальный банк Швейцарии (SNB) держит ставку на уровне 0,00%.
    Турция:
    Центральный банк Турции сохранил ключевую ставку на уровне 46% Frank Media.
    Япония:
    Ключевая ставка Банка Японии составляет 0,5%.
    Китай:
    Ключевая ставка Народного банка Китая составляет 4,20%.
  10. +2
    25 июля 2025 17:09
    Пенсионерам теперь не стоит рассчитывать на достойную прибавку к пенсии.
    Башкирка задушит скоро все признаки жизни в России.
  11. 0
    26 июля 2025 23:52
    но поможет ли это реальной экономике?
    Реальная экономика привязана к реальным вещам. К ценам на бензин, алкоголь (довольно печально, но факт), стоимости мобильного интернета, цене сезонных продуктов, ну и знаменитые картельные увеличения цен на сахар, соль, гречку показали, чем дышит реальная экономика.