«Товарищ Хрущев озабочен состоянием дел в области танковой техники»: стенограмма 1962 года

46 855 56
«Товарищ Хрущев озабочен состоянием дел в области танковой техники»: стенограмма 1962 года
Объект 775 – апофеоз концепции, озвученной самим Хрущевым


Август 1962 года


История отечественной танковой промышленности насыщена перипетиями и крутыми поворотами. Особенно это касается первых послевоенных десятилетий, когда выстраивалась концепция основного боевого танка Советского Союза. 50-60-е годы примечательны в первую очередь – именно в это время появлялись самые причудливые конструкции бронемашин. Инженерами приходилось лавировать между требованиями к защите от оружия массового поражения, которое становилось все могущественнее, элементарной эргономикой, быстроходностью и огневой мощью. А еще танк должен был сражаться с себе подобными, пехотой и прочими танкоопасными целями. В итоге рождались такие компромиссные машины, как Объект 911Б, считающийся прообразом БМП-1, или плавающий легкий танк Объект 906Б, которым планировали заменить ПТ-76. Даже беглый взгляд на абрис этих танков заставляет задуматься о доведенной до абсурда идее снижения заметности на поле боя.




Руководство Челябинской области и завода №100 (Кировский завод наркомтанкопрома в г. Челябинске, ЧКЗ) у танка Т-34. Слева направо: главный инженер завода №100 Сергей Нестерович Манохин (19.10.1900 — 07.07.1980), 2-й секретарь Челябинского обкома ВКП(б) Леонид Семенович Баранов (24.04.1909 — 11.11.1953), директор завода №100 Исаак Моисеевич Зальцман (09.12.1905 — 17.07.1988), главный конструктор завода №100 Жозеф Яковлевич Котин (10.03.1908 — 21.10.1979), 1-й секретарь Челябинского обкома ВКП(б) Николай Семенович Патоличев (23.09.1908 — 01.12.1989). 1943 — 1944 гг.

Важным источником информации о событиях XX века в Советском Союзе является Российский государственный архив экономики. Именно здесь можно встретить уникальные и уже рассекреченные документы ушедшей эпохи. Один из них предлагается вниманию читателей «Военного обозрения». Речь идет о стенограмме совещания руководителей военно-промышленного комплекса под руководством заместителя председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике Сергея Несторовича Махонина. Совещание датируется августом 1962 года и продлилось четыре дня.

Среди присутствующих Старовойтов Василий Степанович, директор ВНИИ-100 (Всероссийский научно-исследовательский институт транспортного машиностроения) – главного института в танковой тематике Советского Союза. В числе приглашенных Всеволод Васильевич Иерусалимский, заместитель директора по научной работе московского филиала ВНИИ-100, и многие другие.

Совещание было построено вокруг доклада Старовойтова, который обозначал перспективы развития конструкции танка нового поколения. Он должен был быть ракетным и качественно превосходить разрабатываемый в то время Т-64. То есть присутствующие в прямом смысле смотрели за горизонт. Стенограмма заседания сохранилась в единственном экземпляре, достаточного объема и, если у читателей «Военного обозрения» появится интерес, вполне может быть опубликована в полном виде.

Стенограмма позволяет не только почувствовать атмосферу того времени, но и разобраться, каким образом в отечественном военпроме принимались решения. А принимались они под серьезным влиянием старших товарищей, если можно так выразиться. Ниже представлена стенограмма выступления Леонида Васильевича Смирнова, в 1962 году он председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике. Необходимо учитывать, что стенографист фиксировал прямую речь с соответствующими особенностями построения предложений.

Мощный скачок


«Товарищи, мы прошлой ночью вернулись с Севера, где проходили испытания и проверка обучения и показ вооружения Военно-Морского Флота. Я вчера делился впечатлениями с некоторыми товарищами, и мы говорили, что здесь много поучительного и для других отраслей, особенно для танкового отрасли. Я хочу поделиться, потому что вы будете здесь четыре дня работать.

Товарищ Хрущев сказал, что мы в ближайшее время устроим просмотр состояния танковой техники. Сейчас он назвал определенный срок – сентябрь месяц.

Товарищ Хрущев озабочен состоянием дел в области танковой техники. Он говорил, что недавно у нас в области ВМФ положение было неблагополучное, а сейчас он высоко оценил результаты работы конструкторов разработчиков-вооруженцев и военных моряков. В этом сказывается и забота и тревога по состоянию дел в танковой области. Он говорил, что у нас, к сожалению, еще сильны традиции предыдущего периода времени, предыдущей войны, и часто и разработчики, и военные специалисты, и военные, которые эксплуатируют это вооружение, далеко не всегда активно, революционно подходят к решению коренных задач. Он говорил, что он несколько лет назад был на Тихоокеанском флоте, что там товарищи показывали ему пушки береговой обороны и говорили – вот толщина стен каземата, вот калибр пушки, вот настолько-то километров она может поражать, и он говорит, что меня обеспокоило само отношение людей – удовлетворенность существующим положением.

Но мы принимаем меры. Проведена была большая работа и с разработчиками, военными моряками, проектными институтами, и сейчас коренные изменения произошли в ВМФ. И там есть мощный скачок, который может удовлетворить требования наших морских рубежей. Н. С. Хрущев высказал опасение, что в танковой технике настоящего нового скачка нет, хотя улучшения и есть. Мы практически ничего не предлагаем.

Если бы остались и проектанты, и военные моряки на этом направлении, поставили бы потяжелее броню и получше калибр, ствол подлиннее, вес 40-60, но это не то.

Когда люди поставили реактивное вооружение на корабли и отдельные виды дистанций стали тысячами километров. Н. С. Хрущев высказал мнение, что это старинное соревнование брони и снаряда еще очень широко обладает и умеет и военных, и разработчиков держать на уровне старых традиции. Как получше продумать и улучшить калибр.

Сегодня задан вопрос – моды это или расчеты? Это характерный вопрос.

Можно ли так сейчас рассматривать перспективное вооружение танков? Моды меняются периодически.

У нас была артиллерия, а сейчас её заменила реактивная часть. Это лучше любой артиллерии. Артиллерия уже не вернется обратно. Артиллерия и в танках пойдет по этому пути. Для этого надо очень много работать и танкистам, и прибористам, и вооруженцам.

Товарищ Хрущев беспокоится о том, что у нас сейчас такого направления, коренного изменения, улучшения танкового вооружения нет. Он высказал такие мысли, что сейчас вроде бесперспективным становится соревнование брони и снаряда. Сейчас эти снаряды прошибают мощную броню, а к тому времени, когда придется их пускать в дело, тогда «Шмель» еще больше отточит свое жало. Мысли идти по пути утолщения брони, видимо, бесперспективное направление. Он сказал дальше, что танк должен надежно защищаться от ударной волны, от осколков и пуль, от радиации, от бактериологического и химического оружия, от мощного светового излучения, но нельзя рассчитывать на то, что защита танка должна выдерживать любое прямое попадание. Это безусловно так, а значит, его защита от прямого попадания – в маскировке в складках местности, в его габаритах, это резкое снижение габаритов, это приседание и его самоокапывание.

Сейчас главная сила в Морском Флоте – подводные лодки атомные и неатомные, они уходят в глубину, их не видно, они имеют большой радиус автономного плавания и несут мощное ракетное вооружение. И нам нужно думать о защите танка от прямого выстрела, а это – вопрос уменьшения габаритов. Надо по этому пути идти, броней тут не возьмешь.


Объект 287

Надо, чтобы у нас с вами сейчас были найдены определенные коренные пути, скачок, отрыв от уровня техники нашего вероятного противника, надо здесь нам находить пути для комплексного решения ряда задач. Кроме того, что должны работать сами танкисты и двигателисты, надо большое внимание обратить на собственную работу по вооружению. Наши разработчики здесь не особо широко подходят к решению задачи. Надо очень много поработать вооруженцам, чтобы это оружие могло запускаться с круглой трубы. Надо серьёзно поработать прибористам, управленцам, прицельщикам, особенно по ночному видению, где дела обстоят плохо, надо серьезно пройти по линии улучшения средств связи. Разве можно оставлять такую габаритную аппаратуру? Здесь задавали вопрос, сколько для аппаратуры будет отводиться места. Я бы хотел сказать, что мы сейчас не должны от докладчика (Старовойтов В. С. – прим. редактора) требовать ответа на вопрос – учтен фон или нет, и другое. Если бы сейчас шла защита перспективного танка, на эти вопросы можно было бы ответить, но сейчас не стоит такого порядка вопрос.

Но сейчас же не такой порядок. Вооруженцы, прибористы выступили с вопросами, что вы не предъявляете нужные требования. В этом-то и задача, чтобы сейчас и по этому пути пойти конкретно. Обычные элементы имеют габариты, пленочные элементы на два порядка сокращают габариты – те и давайте нам. Коренные, большие изменения должны быть. Если каждый будет доказывать – дайте мне, задача не будет решена. Трудности мы понимаем. Вам надо обязательно в итоге обсуждения выработать техническую линию, направление для всех организаций, которая позволила бы нам действительно иметь скачок. Это и реактивное вооружение, и габаритная часть, и защита от бактерий и радиации, дальность и меткость.

В заключение хочу сказать – надо вам активнее поработать, подумать, поспорить: чтобы на секциях не было пассивных. Нельзя говорить, что мы не можем, и не предъявляйте нам требования.

В сентябре месяце будет разбор техники. Некоторые из сидящих будут непосредственно докладывать перспективу: это танкисты, прибористы и вооруженцы. Мы в какой-то степени имеем опыт. Не будет ни одного главного конструктора, который бы не отчитался: какие недостатки, по какому пути их можно ликвидировать, каким путем решать задачи и в какие сроки. Формально подходить не получится. Мы должны выработать линию, в спорах найти решение. Ваше решение станет технической направленностью. Мы по этому решению будет докладывать в правительство. Я не хочу, чтобы кто-то из вас оказался в плохом положении.

В итоге к вам просьба, чтобы за эти четыре дня поглубже подумали и поспорили друг с другом. Когда Н. С. Хрущев говорил с нами первый раз в июне месяце, мы собирали только разработчиков и говорили, какое основное направление. Прошел месяц. Сейчас за четыре дня надо выработать основные направления, чтобы была ясна перспектива. От вашей работы будет многое зависеть. Мы даем возможность еще раз подумать, в решении технических задач побольше знать, где какие есть резервы и достижения в создании подводных лодок и космических кораблей. В разговорах с отдельными товарищами чувствуется изолированность.

Мне говорят, надо создать осушители – маленькие кабины в танках, и поэтому надо обеспечить жизнедеятельность. У нас проведена большая работа в этой области по обеспечению жизнедеятельности подводных лодок и космических кораблей. Мы можем держать связь со спутниками.


Надо вам разработчикам самим побольше, лучше изучать вопросы, а если нет условий, мы сумеем создать их, чтобы вы изучали, и чтобы заново не изобретали велосипед с деревянными колесами.

Разрешите мне в заключение пожелать вам активной творческой работы. Цель моего выступления была передать мысли, указания, которые высказал товарищ Хрущев, и обратиться к вам с просьбой, чтобы посерьезнее, поактивнее подошли к работе настоящего совещания в течение четырех дней, потому что мы на ваше совещание будем опираться, и вам в сентябре месяце придется выступать. Мне хотелось в этой части высказать свою точку зрения и пожелать вам активной плодотворной работы в вашем совещании».
56 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    1 августа 2025 04:20
    Четыре дня - это только отвязаться, забыть этот "докладно-отчётный" безтолковый новояз. В такой суетливости маловероятно не родить изощрённого непотребства. Хотя если правильно понять, то надо просто как-то отовраться от Хрущёва.
    1. +6
      1 августа 2025 09:29
      Созданием военной техники ( да и гражданской) должны заниматься военные специалисты а не политики . Политики должны обеспечить материалы и финансы .
      Хрущев никогда не был спецом в армии , хотя и воевал . Но считал себя ого го .
      У нас в районе первый секретарь указывал председателям колхозов когда начинать уборку . Главное потом доложить наверх , и можно сделать дырку в пиджаке для ордена .
      Каждый должен заниматься своим делом .
      1. 0
        1 августа 2025 15:03
        Политики должны обеспечить материалы и финансы .

        К "точке удовлетворения" двигаемся двумя путями. Либо увеличиваем ресурсы, либо уменьшаем хотелки.
      2. 0
        2 августа 2025 18:24
        Хрущев никогда не был спецом в армии , хотя и воевал
        Где и как он воевал..??? Это когда при нем на его фронте, а он был ЧВС фронта, случилось две Харьковские катастрофы 1942 и 43 годов...?
    2. +2
      1 августа 2025 12:46
      Судя по стенограмме, людям уже ставили задачу месяцем ранее, но они не смогли договориться. Это выступление , похоже, было "волшебным пенделем", чтобы не каждый о себе думал, а наконец начали работать вместе, опираясь друг на друга.
      В разговорах с отдельными товарищами чувствуется изолированность.
  2. +2
    1 августа 2025 05:18
    Сверху спускается даже не ТЗ, а его абрис полностью противоречивый, но обязательный к исполнению. Сколько же вреда Xрущев причинил своими хотелками.
    1. -2
      1 августа 2025 09:49
      Сколько же вреда Xрущев причинил своими хотелками.

      типичный как.ел
      1. +1
        1 августа 2025 10:08
        недалекий хитрован, по видимому очень боялся Берия, а тот его недооценил.
        Принимал простые решения с эффектом "здесь и сейчас же", как пример освоение целины -- разрушение степных и лесостепных экосистем, собрали несколько урожаев и всё, ничего уже не растет.
      2. -2
        1 августа 2025 12:28
        типичный как.ел

        Гений. Если б не он, до сих пор бы по Харькову из пушек стреляли и на пушечных сталинских линкорах плавали. Именно плавали. yes
        1. +1
          1 августа 2025 12:31
          Гений. Если б не он,

          да, мой дядька оставался еще долгое время комдивом дальней авиации, а не отправлен как вся дивизия с ним в тар-тара-ры...
          и таких судеб по стране миллион, прошедших войну, но выброшенных как ненужные игрушки в мирное время...
          1. -1
            1 августа 2025 12:49
            да, мой дядька оставался еще долгое время комдивом дальней авиации, а не отправлен как вся дивизия с ним в тар-тара-ры...
            и таких судеб по стране миллион, прошедших войну, но выброшенных как ненужные игрушки в мирное время...

            А что надо было делать, оставлять служить? Тогда СССР развалился бы в 1970-м. yes
            И что значит выброшен - посадили, как при Ёсе? Или нормально продолжил работу в Аэрофлоте? laughing
  3. +8
    1 августа 2025 05:36
    Многие путают Хрущева с Горбачевым.Это были совершенно разные руководители.Хрущева можно было бы обвинить во многих грехах.Но в ретроградстве и непатриотизме его нельзя было предъявлять претензий.То,что было начато при Сталине в ракетной области свято продолжалось и умножалось.Появились новые конструкторы.Был создан институт электронной техники,который вызвал скандал в высших кругах США.Почему его после закрыли,никому неизвестно.Его политическое видение мира во многом отличалось от других.Он считал,что страны освободившиеся от колониального гнета обязательно пойдут по социалистическому пути.И поэтому помощь этим странам шла полным ходом.Вообщем противоречивая личность.
    1. +4
      1 августа 2025 10:55
      Цитата: Николай Малюгин
      Многие путают Хрущева с Горбачевым.Это были совершенно разные руководители.Хрущева можно было бы обвинить во многих грехах.Но в ретроградстве и непатриотизме его нельзя было предъявлять претензий.То,что было начато при Сталине в ракетной области свято продолжалось и умножалось.

      Просто для НСХ главным было любой ценой решить проблему односторонней уязвимости СССР: когда США могут в любой момент нанести ядерный удар, не получив никакого ответа. Поэтому упор был сделан на стратегические вооружения, а именно - на ракеты: крылатые - для авиации, баллистические - для ПЛ и наземных ПУ.
      Что же касается обычной части армии и флота, то тут всё было традиционно: начали правильно, а потом довели до абсурда. На самом деле, пушечные истребители, бомбардировщики с "чугунием" и артиллерийские корабли на конец 50-х были уже анахронизмом - но ВВС и ВМФ продолжали их заказывать, несмотря ни на что. А генералы и адмиралы продолжали рисовать планы ещё одной Второй Мировой, несмотря на то, что ситуация изменилась. 5,5-миллионная армия сжирала Союз с двух сторон - требуя для себя денег и снабжения, и выключая из производства часть трудоспособного населения. При этом в случае войны она не смогла бы сделать с главным противником ничего - через Атлантику танковый прорыв не устроить.
    2. +1
      2 августа 2025 03:41
      Он считал,что страны освободившиеся от колониального гнета обязательно пойдут по социалистическому пути.

      Тогда трудно было представить что люди освободившись от иноземных буржуев могут посадить себе на шею своих собственных.
    3. 0
      6 августа 2025 18:35
      Цитата: Николай Малюгин
      Был создан институт электронной техники,который вызвал скандал в высших кругах США. Почему его после закрыли,никому неизвестно.


      Есть люди считающие что им известно:

      https://ilinskiy.ru/publications/pdf/idetvoihol.pdf

      стр. 46-47

      "Очень показательно то, что травить этих ученых стали наша номенклатура и ее советники, которые были повернуты в сторону Запада, типа старшего Арбатова. Опасность со стороны академика Глушкова и его коллег быстро поняли как сторонники капиталистической системы в СССР, так и на самом Западе. Журнал Time опубликовал специальную статью, чтобы пугнуть нашу номенклатуру, которая называлась «Академик Глушков хочет заменить Политбюро кибернетической системой». Работы Глушкова, Филимоненко и других могли реально превратить системный антикапитализм в посткапитализм, но это не отвечало интересам значительной части советской номенклатуры, ну и, естественно, интересам верхушки мирового капиталистического класса. Эта попытка была пресечена, и дальше все пошло по той линии, которая привела к горбачевщине."
  4. 0
    1 августа 2025 08:02
    Если сделают Управляемые Ракеты с вертикальным пуском для установки в бронетехнику, то ОБТ с противотанковой пушкой будет не нужен. Конечно артиллерийский выстрел дешевле, но ПТУР уверенней поражает цель.
    1. -1
      1 августа 2025 11:40
      Если сделают Управляемые Ракеты с вертикальным пуском для установки в бронетехнику, то ОБТ с противотанковой пушкой будет не нужен. Конечно артиллерийский выстрел дешевле, но ПТУР уверенней поражает цель.

      Уже неактуально... laughing
    2. +1
      2 августа 2025 08:34
      Я об этом говорил еще 10 лет назад. Универсальная модульная управляемая ракета поля боя. Чтоб и на танки и на БМП и у пехоты. А основное орудие танка делать по принципу Ноны- Хосты- Вены. Чтоб ОФ посилней.
  5. +3
    1 августа 2025 10:12
    Митинг какой то , а не техничеое совещание . "Ударим автопробегом по бездорожью" (с) . Вот вам четыре дня , чтоб все порешать и было чо доложить . А иначе пеняйте на себя , хотя я и
    не хочу, чтобы кто-то из вас оказался в плохом положении.
  6. -1
    1 августа 2025 10:59
    Хрущев, безусловно, самый толковый руководитель СССР в области вооружений. Даже в этой короткой стенограмме видно, что практически всё, что он говорил и предлагал блестяще подтвердилось.
    Если же внимательно, вдумчиво, изучить реальные документы его эпохи, то лично у меня создается ощущение, что он - попаданец.
    Правда, своей отставки не смог предвидеть)).
    1. 0
      1 августа 2025 18:56
      всё, что он говорил и предлагал блестяще подтвердилось.

      Вы наверное из альтернативной вселенной и уже 45 лет живете в коммунистическом обществе.
  7. 0
    1 августа 2025 11:20
    Когда читаешь такие статьи то понимаешь что Хрущев был прав со своим "ракетным погромом".
    Сделал вундервафлю? Молодец, а теперь думай как от нее защитится.
    Правильно пишет про береговые батареи. 10 метров бетона и пушка, стреляющая, а временами и попадающая на 100+ кабельтовых (примерно 20 км по сапоговски). Все это ликвидируется одной ракетой с ЯБЧ. Ну ладно, техника не надежна, и возможно ПВО, тогда запустим штук пять ракет со 100 км. А теперь сравните стоимость постройки и содержания батареи и стоимость пяти ракет.
    Когда оцениваем те или иные решения, то надо учитывать ту информацию которая была в тот момент.
    Бурное развитие ракетной техники и ядерного оружия обнуляло все остальные виды, по крайней мере так виделось. Применительно к танкам добавились еще и ПТУРЫ и РПГ, то есть оружие способное подбить и уничтожить танк появлялось на уровне взвода/отделения!! У американцев разрабатывалась "ядерная базука", то есть в распоряжении комбата должно было быть ядерное оружие.
    В любом случае нужно определять приоритетные направления развития техники, чтобы не оказалось что разрабатываем технику вчерашнего дня. Все области науки развивать невозможно, кто считает что это не так для начала поиграйте в компьютерные игрушки, в ту же "Цивилизацию".
    Ставка была сделана на ракеты и ядерное оружие, ну и естественно стали разрабатывать средства защиты от этой вундервафли.
  8. +1
    1 августа 2025 11:29
    Цитата: Николай Малюгин
    руководители.Хрущева можно было бы обвинить во многих грехах.Но в ретроградстве и непатриотизме его нельзя было предъявлять претензий.
    Конечно, какой же Хрущов - ретроград ?? Никита Сергеевич был почти маниакальным поклонником преобразований. Любых. Обкомы партии разделил на сельскохозяйственные и промышленные; ликвидировал МВД СССР, образовав республиканские министерства охраны общественного порядка; Главное архивное управление было передано в подчинение Совета Министров СССР; Главное управление геодезии и картографии – в Министерство геологии и охраны недр СССР ; Штаб местной ПВО – в Министерство обороны; Отдел фельдсвязи – в Министерство связи СССР; разогнал еще ряд союзных министерство, образовав СовНарХозы. И прочая и прочая и прочая. Как говорили после снятия Хрущева: - "Что не успел сделать Никита Сергеевич" ? Ответ :"Посадить на Луне кукурузу и разделить Министерство путей сообщения на "Министерство путей сообщения туда" и " "Министерство путей сообщения обратно".
    Глядя на инициативы этого не-ретрограда думаешь, что лучше бы Хрущов был ретроградом. Меньше вреда было бы. От себя добавлю, что Хрущов не успел провести реформу русского языка. Хотя уже всё было на выходе. Комиссия по реформированию заканчивала свою работу. Где-то в сентябре 1964 года «Известия» опубликовали «Предложения по усовершенствованию русской орфографии». Слова «заяц», «брошюра», «парашют», «жюри» предлагалось писать, «как слышится», - через «е» и «у». А ведь действительно, откуда в зайце появилась эта «я»? Ни один академик не мог найти для этого существенных доводов, кроме ретроградского: «Так было и так будет».
    Патриотизм Хрущева ? Вопить о том, что мы догоним и перегоним Америку и заявлять, что "Мы вас закопаем" ( путь и в переносном смысле) - не значит, быть патриотом. Да и, к примеру, присвоение званий "Герой Советского Союза" в мае 1964 года президенту Египта Гамалю Абделю на всех Насеру, а также вице-премьеру и военному министру Абделю Хаким Амеру тоже на проявление патриотизма не тянет.
    Опять же этот "патриот" безвозмездно передал Китаю Порт-Артур и Дальний со всей инфраструктурой, построенной Россией и Советским Союзом в начале и средине ХХ века; отказался от прав на использование территории Порккала-Удд для военно-морской базы и вывел вооружённые силы СССР с этой территории Финляндии.
    Наглядный пример того, что во власти ду рак с инициативой куда опаснее дурака без инициативы.
    1. -1
      1 августа 2025 11:44
      Насчет баз. Как ты в случае войны защищать и эвакуировать будешь?
      Перед войной у СССР была база на полуострове Ханко. Она запирала Финский залив. И чем там все закончилось? Правильно, образцовой эвакуацией.
      Базы можно строить только тогда когда ты можешь их защитить, теми или иными способами (отрицательный пример - Сирия, Тартус и Хмейним). То что эти базы будут уничтожены ЯО в первые часы возможного конфликта это было ясно.
      1. +3
        1 августа 2025 12:12
        То что эти базы будут уничтожены ЯО в первые часы возможного конфликта это было ясно.
        Скажите это США с их базами по всему земному шару, а то они не знают их бесполезности.
        1. -2
          1 августа 2025 12:44
          Вообще то некоторые базы американцам пришлось эвакуировать. Из того же Афганистана, когда они увидели что не смогли их защитить.
          1. +1
            1 августа 2025 16:45
            Из того же Афганистана, когда они увидели что не смогли их защитить.
            От кого? От внутреннего врага или от внешнего?
    2. -2
      1 августа 2025 12:22
      Конечно, какой же Хрущов - ретроград ?? Никита Сергеевич был почти маниакальным поклонником преобразований. Любых. Обкомы партии разделил на сельскохозяйственные и промышленные; ликвидировал МВД СССР, образовав республиканские министерства охраны общественного порядка; Главное архивное управление было передано в подчинение Совета Министров СССР; Главное управление геодезии и картографии – в Министерство геологии и охраны недр СССР ; Штаб местной ПВО – в Министерство обороны; Отдел фельдсвязи – в Министерство связи СССР; разогнал еще ряд союзных министерство, образовав СовНарХозы. И прочая и прочая и прочая. Как говорили после снятия Хрущева: - "Что не успел сделать Никита Сергеевич" ? Ответ :"Посадить на Луне кукурузу и разделить Министерство путей сообщения на "Министерство путей сообщения туда" и " "Министерство путей сообщения обратно".
      Глядя на инициативы этого не-ретрограда думаешь, что лучше бы Хрущов был ретроградом. Меньше вреда было бы. От себя добавлю, что Хрущов не успел провести реформу русского языка. Хотя уже всё было на выходе. Комиссия по реформированию заканчивала свою работу. Где-то в сентябре 1964 года «Известия» опубликовали «Предложения по усовершенствованию русской орфографии». Слова «заяц», «брошюра», «парашют», «жюри» предлагалось писать, «как слышится», - через «е» и «у». А ведь действительно, откуда в зайце появилась эта «я»? Ни один академик не мог найти для этого существенных доводов, кроме ретроградского: «Так было и так будет».
      Патриотизм Хрущева ? Вопить о том, что мы догоним и перегоним Америку и заявлять, что "Мы вас закопаем" ( путь и в переносном смысле) - не значит, быть патриотом. Да и, к примеру, присвоение званий "Герой Советского Союза" в мае 1964 года президенту Египта Гамалю Абделю на всех Насеру, а также вице-премьеру и военному министру Абделю Хаким Амеру тоже на проявление патриотизма не тянет.
      Опять же этот "патриот" безвозмездно передал Китаю Порт-Артур и Дальний со всей инфраструктурой, построенной Россией и Советским Союзом в начале и средине ХХ века; отказался от прав на использование территории Порккала-Удд для военно-морской базы и вывел вооружённые силы СССР с этой территории Финляндии.
      Наглядный пример того, что во власти ду рак с инициативой куда опаснее дурака без инициативы.

      А теперь тоже самое примените к Сталину.

      И кучу административных реформ, включая Конституцию, и «Марксизм и вопросы языкознания», и 2 перехода алфавита, до 1936 на латиницу, а потом на кириллицу, и награждение орденом "Победы" Тито, Михая I и Михала Роля-Жимеерского (это, блин кто вообще такой? laughing )...
      При том, что орденом Победы вообще 17 человек за всю историю награждено, включая Брежнева. (скомняга Сталин - дважды) wink

      Что касается Америки, то Хрущев, в отличие от товарища Сталина, никогда перед американскими президентами не заискивал и в дружбаны не набивался, а когда понадобилось, то и ботинком по трибуне стукнул и ракеты на Кубу поставил. И Кеннеди прогнулся!

      ХРУЩЕВ - ЕДИНСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ СССР, КОТОРЫЙ ПРОГНУЛ АМЕРИКАНЦЕВ. yes
      И ХРУЩЕВ - ЕДИНСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ СССР, ПРИ КОТОРОМ МЫ ТАКИ) ПЕРЕГНАЛИ АМЕРИКУ.
      По крайней мере в космосе. fellow

      По поводу патриота и дурака с инициативой вообще смешно:

      Порт-Артур ПЕРЕДАЛ СВОЕМУ ДРУЖБАНУ МАО КАК РАЗ ИОСИФ ВИССАРИОНЫЧ, еще в феврале 1950 года, при этом Мао отказывался, типа охранять некому, да и денег нет.... wink Так Ёся подписал соглашений 14 декабря, что земля типа ваша, а мы пока поохраняем. Последний солдат вышел оттуда в 1955 году. Ну и само-собой китайцам кредит дал, у нас же бабла много.... laughing

      Про то, что Сталин казахов с киргизами осчастливил и вывел их автономии из состава РСФСР вообще не говорю. Если бы не он, Россия сейчас могла быть такой:
    3. 0
      1 августа 2025 15:59
      Кстати, не во всех регионах обкомы были разделены на сельскохозяйственные и промышленные. В регионах либо с безусловным преобладанием промышленности, либо с безусловным преобладанием сельского хозяйства сохранялись единые обкомы партии. В таком случае в регионах с резким преобладанием промышленности создавалась при обкоме бюро по управлению сельским хозяйством, а в регионах с явным преобладанием сельского хозяйства, наоборот, бюро по промышленности. А вот деление на сельские и промышленные районы было проведено во всех регионах. Да и сама эта реформа была проведена за два года до снятия Хрущёва. Иногда Хрущёв отказывался от некоторых нововведений, При нём ввели одиннадцатилетку в школах, при нём же опять вернулись к десятилетке.
      1. 0
        1 августа 2025 16:47
        При нём ввели одиннадцатилетку в школах, при нём же опять вернулись к десятилетке.
        Последний выпуск одиннадцатлеток - 1966 год, Хруща Кукурузного уже 2 года как не было.
        1. 0
          1 августа 2025 17:30
          Само решение о возврате к 10-летнему обучению было принято в 1964 году. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 665 от 10 августа 1964 года, то есть за два месяца до снятия Хрущёва. Естественно, что был переходный период, поэтому в 1966 году был двойной выпуск, и окончивших 11 классов, и окончивших 10 классов.
  9. +1
    1 августа 2025 11:53
    Цитата: Не_боец
    То что эти базы будут уничтожены ЯО в первые часы возможного конфликта это было ясно.
    Вы серьёзно ? Вы реально полагаете, что США стали бы тратить своё ЯО для нанесения удара по финской территории (Поркалла-Удд) ? То же самое и в отношении Порт-Артура. Во-первых во времена Хрущова у США был далеко не нынешний арсенал ЯО и удары планировались только по наиболее важным объектам и городам СССР. Уж извините, но ни в одном из рассекреченных планов США по войне с СССР нанесении ядерных ударов по Поркалла-Удд и Порт-Артуру не предусматривалось. А во-вторых США понимали, что нанесение ядерного удара по Поркалла-Удд нанесет ущерб не только Финляндии, но и всей северной Европе. А применение ядерного оружия по Порт-Артуру обеспечит радиационное заражение как Южной Кореи, так и Японии.
    1. 0
      19 ноября 2025 03:02
      Цитата: Seal
      Во-первых во времена Хрущова у США был далеко не нынешний арсенал ЯО и удары планировались только по наиболее важным объектам и городам СССР.

      В то время в США был министром обороны Макнамара. Он очень любил делать статистические расчеты, по которым выходило, что в СССР ядерному удару должны были подвергнуться все города с населением свыше примерно 80 000 человек.
      Цитата: Seal
      А применение ядерного оружия по Порт-Артуру обеспечит радиационное заражение как Южной Кореи, так и Японии.

      Это только если будет взорвана кобальтовая бомба. Кроме того к моменту ухода СССР из Финляндии и КНР у США было всего порядка 300 ядерных боезарядов и не было термоядерного оружия.. Наверное на Москву и Ленинград было направленопорядка 5 зарядов на каждый город, а остальные заряды нацеливались на города с населением свыше 200 000 жителей.
  10. +1
    1 августа 2025 12:40
    Цитата: Arzt
    Порт-Артур ПЕРЕДАЛ СВОЕМУ ДРУЖБАНУ МАО КАК РАЗ ИОСИФ ВИССАРИОНЫЧ, еще в феврале 1950 года, при этом Мао отказывался, типа охранять некому, да и денег нет....
    Не совсем так. 14 февраля 1950 года одновременно с заключением Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР на 30 лет было подписано дополнительное соглашение о Порт-Артуре, предусматривающее совместное использование тамошней базы до декабря 1952-го включительно. Но в связи с корейской войной и усилением военного присутствия США в Дальневосточном регионе китайское правительство в середине августа 1952 года обратилось к СССР с просьбой продлить пребывание советских войск в Порт-Артуре на срок, подлежащий уточнению в ходе дополнительных консультаций. Москва согласилась, и 15 сентября был подписан соответствующий документ.
    Однако 12 октября 1954 года правительства СССР и КНР заключили по инициативе Хрущева другое соглашение, предусматривавшее, что советские военные объекты и воинские части досрочно – к ближайшей весне – выводятся из Дальнего и Порт-Артура. Что и было осуществлено к концу мая 1955-го.
    P.S. Незачем так кричать.
    1. +1
      1 августа 2025 12:59
      Не совсем так. 14 февраля 1950 года одновременно с заключением Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР на 30 лет было подписано дополнительное соглашение о Порт-Артуре, предусматривающее совместное использование тамошней базы до декабря 1952-го включительно. Но в связи с корейской войной и усилением военного присутствия США в Дальневосточном регионе китайское правительство в середине августа 1952 года обратилось к СССР с просьбой продлить пребывание советских войск в Порт-Артуре на срок, подлежащий уточнению в ходе дополнительных консультаций. Москва согласилась, и 15 сентября был подписан соответствующий документ.
      Однако 12 октября 1954 года правительства СССР и КНР заключили по инициативе Хрущева другое соглашение, предусматривавшее, что советские военные объекты и воинские части досрочно – к ближайшей весне – выводятся из Дальнего и Порт-Артура. Что и было осуществлено к концу мая 1955-го.
      P.S. Незачем так кричать.

      Я за объективность. Все руководители принимают правильные решения и все совершают ошибки.
      К Хрущеву история необъективна, ИМХО. А со Сталиным продолжается культ личности у некоторых. wink

      При том, что нормальный человек, как по моему, не сможет жить в мире Сталина.
      В мире Хрущева - вполне. yes
      1. 0
        1 августа 2025 16:49
        При том, что нормальный человек, как по моему, не сможет жить в мире Сталина.
        В мире Хрущева - вполне.
        Осталась мелочь - сравнить, что сделали "ненормальные" люди под руководством Сталина и "нормальные" - при Хруще.
        1. 0
          1 августа 2025 23:53
          . Осталась мелочь - сравнить, что сделали "ненормальные" люди под руководством Сталина и "нормальные" - при Хруще.

          Да также работали. Только без конвоя. laughing
          Даже и получше, результаты по крайней мере.
        2. 0
          19 ноября 2025 03:10
          Цитата: Авиатор_
          "ненормальные" люди под руководством Сталина и "нормальные" - при Хруще.

          При Хрущеве развалена Французская и Британская колониальная система, причем Никита Сергеевич во время Суэцкого кризиса смог добиться победы заручившись поддержкой США. Сталин сдал Республиканскую Испанию Франко, а Чехословакию Гитлеру. Хрущев не дрогнул и Кастро в зародыше подавил франкисткий мятеж в заливе свиней. Если Муссолини и Гитлер направили войска на помощь Франко, то Хружев не допустил интервенции США на Кубу, а Франции и Великобритании в Египет в более сложных условиях. В СССР именно при Хрущеве люди перестали массово умирать от голода. И никто не проверял границы СССР на прочность вооруженной интервенцией как было при Сталине и Брежневе.
  11. 0
    1 августа 2025 17:25
    Цитата: Seal
    А ведь действительно, откуда в зайце появилась эта «я»?
    А и на самом деле, откуда?
    1. 0
      2 августа 2025 13:14
      А откуда там е , вполне нормально произносится заЯц.
      Сейчас , с распространением электронных средств связи , украинский диалект русского языка смог продержаться только благодаря искусственной поддержке Советской власти, вопреки наглых утверждений необандеровцев о прямо противоположном. 100 лет назад в каждой области, а ранее губернии был свой вариант произношения , и чем дальше от столицы - Москвы ( а на 200 лет - Питера) , тем больше отличался от столичного , доходя до вполне окраинских диалектов ( на каждой окраине - свой , пусть бандеровцы со своей мовой в каждую щель не лезут). Сейчас еще осталось немного - где то окают ,кто то акает , кто то еще как то выделяется , но все это естественным путем отмирает благодаря единому виртуальному пространству , пришедшему на смену своему предшественнику - книгопечатанию.
      1. 0
        2 августа 2025 13:32
        Книгопечатание постепенно привело к единообразию слов , но не могло выровнять произношение. Электронные средства связи способствуют исчезновению и этих различий.
        Если кто то захочет использовать наличие в прошлом нашей страны языковых различий - это не особенность только нашей страны и не связано с национальным вопросом. Достаточно почитать хотя бы американскую беллетристику еще середины ХХв - там персонажи с легкостью определяли по акценту приезжих из других штатов , а кто по опытнее - даже из какого конкретно штата , и это было обыденностью того времени. В старой России долгое время даже в соседних деревнях могли разговаривать по разному.
  12. 0
    2 августа 2025 15:09
    Речь о стенограмме, но её текста нет. А так архив это замечательно. Много пишут о распаде СССР, это закономерность? или? Хочется взглянуть на аналитические записки поданные многочисленными институтами по различным проблемам первым лицам, и их резолюции на них. Можно было бы сделать выводы о адекватности тех и других, в связи с событиями в стране.
  13. 0
    2 августа 2025 18:26
    И все таки Хрущев в отдельных вопросах был прав. Да - прав по дилетантски - но прав. Америка его боялась и уважает до сих пор. Про текущее время - ничего говорить не буду. Но не смотря на гораздо большую мощь - нас ни кто по настоящему сейчас не боится.
  14. 0
    4 августа 2025 12:24
    Интересно, что и эта история подтверждает тезис святых Христианской Церкви : "Главное - это вера, всё определяет вера." Как каждого отдельного человека, так и коллективное вероисповедание некоей активной и здоровой части данного общества. Причём не декларативное объявление, а именно практическая реализация объявленной веры в масштабах сообществ и государства в целом. Конкретно - на СССР : заимствовали коммунисты своим "кодексом строителей коммунизма" полностью Библейские принципы Христианского Социализма, и пожалуйста : СССР за 50 лет опередил в развитии все ведущие страны Капитализма, выиграл у них тяжелейшую войну, и в послевоенное время опередил Мировой Капитализм в ключевых технологиях : создания Атомной Энергетики - в СССР, США и Франция только догоняли, космические технологии. И даже глупости и ошибки отдельных авторитарных лидеров не мешали опережающему развитию России-СССР до того момента, пока Запад не сумел развратить наших верховных лидеров и перепрограммировать их мозги в сторону разрушительного и губительного Капитализма. Здесь и произошло полное обрушение Российской цивилизации. Служение Мамоне, проклятое в Библии, ещё ни одно общество не приводило к хорошему состоянию. А для России, с нашими крайними природно-климатическими условиями оказалось полностью губительным. Враги радостно потирают руки : удалось.
    Что до Хрущёва - то, да он натворил много чего. Но пока в целом в стране сохранялась, несмотря на показное, витринное безбожие, именно идеология Христианского Социализма, - то и дела в стране в целом шли неплохо. И перспективы у страны были, как и у каждого нашего отдельного гражданина.
    А теперь что ? Гордится ли нам, что личные состояния главных российских миллиардеров за прошлый год увеличились на 27 млрд $ ? Или чем ещё может гордиться Российская власть, пребывающая в неизменном виде уже 25 лет ? Двумя Ельцин-Центрами на госбюджете ? 30+ этажными новыми трущобными огромными жилыми районами в Москве и Питере ? Миллионами мигрантов ? Ну и т.д.
  15. 0
    6 августа 2025 18:50
    Сказал А скажи Б. Хочешь на танки ракеты? Требуй на танки противоракетную оборону. Пассивная броня устарела и пробивается ПТУР "Шмель"? Требуй на танки активную защиту. Но что-то проекты вроде того что на иллюстрациях при Хрущёве так и остались на бумаге. Может потому что они могли бы показать границы возможностей так любимых Никитой Сергеевичем ракет?
    1. 0
      19 ноября 2025 03:16
      Цитата: АлександрА
      Хочешь на танки ракеты? Требуй на танки противоракетную оборону.

      Израиль на Меркаве это установил? Значит Хрущев просто опередил свое время. Его тезис о необходимости перехода с артиллерии на ракеты мы видим на примере СВО, когда Хмайерсы разогнали артиллерийские группировки, а Украина используя БЭКи и космическую разведку совершает ими набеговые операции и блокирует Краснознаменный Черноморский флот на базах.
      1. 0
        19 ноября 2025 08:44
        Цитата: gsev
        Израиль на Меркаве это установил? Значит Хрущев просто опередил свое время.

        При Хрущёве НИР "Оплот-МО" так и не перешла в стадию ОКР. ОКР хрущёвской эпохи по ракетным танкам закончились принятием на вооружение ИТ-1 в 1968 году. ИТ-1 главного конструктора Л. Н. Карцева снят с вооружения в 1974 году. Работы по советским КАЗ завершились принятием на вооружение в 1983 году и малосерийным выпуском в течение 6 лет единственной КАЗ "Дрозд" для устаревшего танка Т-55. С тех пор ни одной отечественной КАЗ на вооружение так и не поступило.

        Если на рубеже 1960-х отечественные разработчики ракетных танков и КАЗ пытались опередить время, то сегодня, похоже, отечественные разработчики никак не могут догнать время.

        На иллюстрации опытная антидронова турель Bullfrog установленная для испытаний на танке Abrams и БМП Bradley.
        1. 0
          19 ноября 2025 15:07
          Цитата: АлександрА
          При Хрущёве НИР "Оплот-МО" так и не перешла в стадию ОКР.

          Так при Хрущеве не было и элементной базы для создания эффективной ПРО. Его заслуга, что он правильно обозначил вектор развития от бомбардировочной авиации и буксируемой артиллерии в сторону развития высокоточного дальнобойного вооружения. Так же он прекратил массовые убийства советских конструкторов и инженеров органами госбезопасности. Сталинские артиллерийские корабли с 191 года на Балтийском флоте, а с 1943 года на Черноморском флоте просто прятались от немецкой авиации на своих базах и их орудия фактически действовали как станционарные береговые батареи.
          1. 0
            20 ноября 2025 02:40
            Цитата: gsev
            Так при Хрущеве не было и элементной базы для создания эффективной ПРО

            В рамках НИР "Оплот-МО" электронные блоки перспективного пулемётного КАЗ были проработаны достаточно хорошо, во всяком случае по их размерам, и размещению как снаружи, так и внутри танка. Не знаю были ли созданы "в железе" прототип РЛС и счётно-решающего устройства. Прототипа шестиствольного 14,5 мм пулемёта разработки НИИ-61 существовал только в чертежах. При тестовых стрельбах по деревянным макетам ПТУР данный пулемёт "эмулировала" существовавшая "в железе" так же опытная шестиствольной 23-мм авиационная пушка АО-19, принятая на вооружение как ГШ-6-23 в 1974 году.

            https://fb2.top/tehnika-i-voorughenie-2015-12-432119/read/part-10
            Его заслуга, что он правильно обозначил вектор развития от бомбардировочной авиации и буксируемой артиллерии в сторону развития высокоточного дальнобойного вооружения.

            От буксируемой артиллерии? 122 мм буксируемая гаубица Д-30 была принята на вооружение 12 мая 1960 года. Гладкоствольная 100 мм противотанковая пушка Т-12 была принята на вооружение 19 июля 1961 года. А вот работы по тяжелым танкам Хрущёв точно прекратил, как и многие авиационные темы.
            Так же он прекратил массовые убийства советских конструкторов и инженеров органами госбезопасности.

            Массовые? Яков Григорьевич Таубин, Михаил Никитич Бабурин. Как-то слёту другие убийства руководителей военных КБ и их заместителей не вспоминаются. Ах да, Леонид Васильевич Курчевский. Ну по поводу Курчевского, мнения, как говориться, неоднозначные. Пользу РККА его разработки точно не принесли. А 40,6 мм автоматический гранатомёт Таубина конечно жаль.
            Сталинские артиллерийские корабли с 191 года на Балтийском флоте, а с 1943 года на Черноморском флоте просто прятались от немецкой авиации на своих базах

            Так ведь кораблей УРО в годы Второй мировой ещё не было. Только артиллерийские БНК основных классов. То что прятались в базах - это стандартный modus operandi отечественных адмиралов начиная с Крымской войны 1853–1856 годов. Приведшая к сидению в базах ЧФ в ходе эвакуации немцев из Крыма гибель 6 октября 1943 года лидера "Харьков" и двух эсминцев, "Беспощадного" и "Способного"... По ленд-лизу СССР получал и 40 мм "Бофорсы" и 20 мм "Эрликоны". Если посмотреть с каким зенитным вооружением лидер и два эсминца отправились в октябре 1943 года в свой последний поход, то совершенно ясно что кардинального усиления зенитного вооружения лидера и двух эсминцев отечественные адмиралы за два с лишним года войны так и НЕ смогли организовать. Как и нормальное истребительное прикрытие этих кораблей в их последнем походе.
            1. 0
              20 ноября 2025 23:54
              Цитата: АлександрА
              Массовые? Яков Григорьевич Таубин, Михаил Никитич Бабурин. Как-то слёту другие убийства руководителей военных КБ и их заместителей не вспоминаются.

              А руководители советских НИИ что-то разрабатывали?Вы знаете таких? В ЦНИТИ начальники высокого уровня только подписывали документы в соответствующих графах на первой странице ЕСКД. Для меня было шоком,когда я увидел, чьи подписи стоят под чертежами разработанными моими коллегами и в отношении которого я точно знал, что он не имеет отношения к кульману и карандашам с момента моего появления в ЦНИТИ.Туполев, Стечкин, Королев, Глушко,Петляков, Бартини и Поликарпов разрабатывали конструкции, поэтому их и репрессировали. Кошкин вряд ли прорабатывал чертежи на кульмане. Но его никто не репрессировал. Конечно были исключения. Но в авиации все самые деятельные и успешные советские авиаконструкторы предвоенной поры прошли через сталинские репрессии(ежовские, ягодовские, бериевские).
              1. 0
                23 ноября 2025 01:06
                Цитата: gsev
                Конечно были исключения. Но в авиации все самые деятельные и успешные советские авиаконструкторы предвоенной поры прошли через сталинские репрессии(ежовские, ягодовские, бериевские).

                Вы писали про "массовые убийства советских конструкторов и инженеров органами госбезопасности". На самом деле таковые не были массовыми. И знаете, напишу сейчас неполиткорректное - если бы этак в 1938 году были репрессированы тот же конструктор-оружейник Шпитальный и в особенности впоследствии трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974), единственный лауреат семи Сталинских премий (1941, 1941, 1943, 1946, 1947, 1950, 1951), лауреат Ленинской премии (1960), Государственной премии СССР (1971), Кавалер восьми орденов Ленина (1936, 1941, 1945, 1945, 1954, 1964, 1971, 1974), Академик АН СССР (1968) советский авиаконструктор С.В. Ильюшин, это принесло бы большую пользу ВВС РККА в годы Великой Отечественной войны.
                1. 0
                  23 ноября 2025 16:27
                  Цитата: АлександрА
                  Вы писали про "массовые убийства советских конструкторов и инженеров органами госбезопасности". На самом деле таковые не были массовыми.

                  Вам мало преждевременной смерти Поликарпова и Петлякова от последствий пыток в застенках НКВД? Для меня это уже массовая репрессия. Вы в неведении, что все ведущие сотрудники Туполева сидели, все ведущие сотрудники ракетчики расстреляны. Среди ракетчиков остались только середнячки вроде Королева и Глушко. Именно поэтому советские межконинетальные ракеты не представляли большой военной угрозы для США до смерти Королева, если разрабатывались с участием КБ руководимым Сергем Павловичем. По поводу Шпитального и Ильюшина. Пушка Шпитального неудачный проект. А вот Таубин предложил более перспективную конструкцию которую и надо было доводить до ума шпитальным и костенко. Самолет Ильюшина ИЛ-2 неудачная конструкция и концепция. Немцы просто расстреливали советских летчиков из своей многочисленной мелкокалиберной зенитной артиллерии. Аллюсиний потраченный на броню Ил-2 надо было пустить на производство скоростных истребителей и пикрующих бомбардировщиков. Вредрепрессий даже не в физической гибели выдающихся ученых и конструкторов а в том, что молодежь видя их судьбу стремится или выбрать другую профессию, или самим попасть на должности, где не нужно ничего конструировать а можно вредить и репрессировать. Именно та ксделали Ельцин, Коржаков, Чубайс и Гайдар репрессировав в октябре 1500 защитников первого в России демократического парламента. Кстати в числе сотрудников КГБ первыми перешедших на сторону Ельцина в 1991 и 1993 были потомки раскулаченных жителей деревни Сибировка.
                  1. 0
                    23 ноября 2025 18:47
                    Цитата: gsev
                    Вам мало преждевременной смерти Поликарпова и Петлякова от последствий пыток в застенках НКВД?

                    Я очень ценю точность в формулировках. Ранее Вы писали НЕ о преждевременных смертях, а о массовых убийствах советских конструкторов.

                    Выясняется что мы с Вами живём в несколько разных параллельных Вселенных. В эру многомировой интерпретация квантовой механики это вполне научное допущение.

                    В моей Вселенной советский авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов умер 30 июля 1944 года от рака желудка, а советский авиаконструктор Владимир Михайлович Петляков вместе со всем экипажем самолёта погиб 12 января 1942 года в авиакатастрофе перегоняемого к фронту бомбардировщика Пе-2 в качестве попутного пассажира на котором он срочно вылетел из Казани в Москву для встречи с наркомом авиационной промышленности А.И. Шахуриным.

                    Если Вы считаете что рак желудка у Николая Николаевича Поликарпова мог стать следствием пыток, то авиакатастрофу бомбардировщика Пе-2 на котором летел в Москву Владимир Михайлович Петляков никак с пытками связать невозможно. Видимо в Вашей Вселенной преждевременную смерть Владимира Михайловича Петлякова вызвала не авиакатастрофа самолёта на котором он летел в качестве пассажира, а нечто другое.
                    Вы в неведении, что все ведущие сотрудники Туполева сидели, все ведущие сотрудники ракетчики расстреляны.

                    Я честно говоря не знаю как в Вашей Вселенной. В моей Вселенной, как я уже написал, если бы конструкторы Шпитальный и Ильюшин получили в 1938 году 10 лет лагерей, это положительно сказалось бы на техническом оснащении ВВС РККА в годы Великой Отечественной войны. Оба конструктора беззастенчиво пользовались прямым "доступом" к Сталину, много интриговали и навязывали ВВС РККА не самые лучшие, зато их личные конструкторские решения. К слову, если бы Шпитальный и Ильюшин получили в 1938 году 10 лет лагерей, то скорее всего в 1941 году не был бы расстрелян конструктор Таубин и не умер бы в лагере осенью 1941 года заместитель Таубина, конструктор Бабурин.
                    Среди ракетчиков остались только середнячки вроде Королева и Глушко.

                    Укажите фамилии тех расстрелянных конструкторов ракет и ЖРД, вместо которых после войны двигали в будущее нашу ракетную программу "середнячки" Королёв и Глушко (между которыми, как известно, были весьма натянутые отношения. Которые привели, в частности, к отказу Глушко от разработки ЖРД большой тяги для сверхтяжёлой ракеты Н-1. Это в свою очередь с большой вероятностью и послужило причиной краха программы Н-1). Напишите почему в сравнении с ними Вы считаете Королёва и Глушко "середнячками".
                    А вот Таубин предложил более перспективную конструкцию которую и надо было доводить до ума шпитальным и костенко.

                    Таубин слишком разбрасывался в своей конструкторской деятельности, слишком много наобещал Сталину в 1940 г., но не довёл ни одну из своих разработок до приемлемой для боевого применения степени надёжности. С упорством достойным лучшего применения Таубин прилаживал к своим 23 мм пушкам обойменное питание, вместо того чтобы делать ленточное как его просили заинтересованные авиаконструкторы. В последствии многое из того что пытался создать Таубин довели до серийного производства Нудельман и Сураев, но к примеру обещанный Таубиным Сталину в 1940 году 12,7 мм пулемёт АП-12,7 не сделали и они. С учётом того что пулемёт весил всего 12,5 кг, его до приемлемой степени надёжности не смогли бы довести и сегодняшние конструкторы. Тело современного 12,7 мм пулемёта "Корд", как известно, весит 25,5 кг. Тело современного американского крупнокалиберного пулемёта LW50MG под патрон 12,7х99 весит 18 кг.
                    Самолет Ильюшина ИЛ-2 неудачная конструкция и концепция. Немцы просто расстреливали советских летчиков из своей многочисленной мелкокалиберной зенитной артиллерии.

                    Тут наши мнения полностью совпадают. Ильюшину не удалось создать удачный самолёт поля боя. К сожалению его Ил-2 был выпущен в годы войны крупнейшим для боевых самолётов мира тиражом. Ил-2 всю войну удерживал печальное первенство в борьбе за звание "самый сбиваемый отечественный боевой самолёт". При этом тому как зачастую прямо обманывавший Сталина Ильюшин и сонм советских пропагандистов превратили Ил-2 в "легендарный штурмовик" можно просто поучиться (не стоит).
                    Вредрепрессий даже не в физической гибели выдающихся ученых и конструкторов а в том, что молодежь видя их судьбу стремится или выбрать другую профессию, или самим попасть на должности, где не нужно ничего конструировать а можно вредить и репрессировать.

                    В сталинские времена молодёжь ничего такого не видела. Наоборот, видела обласканных верховной властью конструкторов с привилегиями и полномочиями. Чего к примеру стоит вытребованный Шпитальным у Молотова и Сталина мандат:

                    https://www.litfund.ru/auction/513/220/

                    По сему в конструкторы стремились многие, в том числе и такие проходимцы как А. В. Сильванский, которого В. Б. Шавров назвал "Остапом Бендером от авиации". Не смотря на анекдотическую историю "разработки" истребителя И-220 А.В. Сильванского и И. П. Лемишева (к слову бежавшего в 1941 г. в США) А.В. Сильванского в застенках НКВД видимо не пытали. Конструктор попал под суд, но не за растраченные впустую на безуспешный "Остап Бендеровский" проект истребителя И-220 десятки миллионов советских рублей, а за то, что взял с завода казённый автомобиль ЗИС-101, который использовал в собственных нуждах и опрокинул в кювет. Впоследствии А.В. Сильванский работал у С. П. Королёва и проектировал подъёмно-транспортные машины.
                    Именно так сделали Ельцин, Коржаков, Чубайс и Гайдар репрессировав в октябре 1500 защитников первого в России демократического парламента.

                    Ну что тут можно сказать. Любые революции и контрреволюции не обходятся без репрессий.

                    Времена не выбирают,
                    В них живут и умирают.
                    Большей пошлости на свете
                    Нет, чем клянчить и пенять.
                    Будто можно те на эти,
                    Как на рынке, поменять.

                    Что ни век, то век железный.
                    Но дымится сад чудесный,
                    Блещет тучка; я в пять лет
                    Должен был от скарлатины
                    Умереть, живи в невинный
                    Век, в котором горя нет.

                    Ты себя в счастливцы прочишь,
                    А при Грозном жить не хочешь?
                    Не мечтаешь о чуме
                    Флорентийской и проказе?
                    Хочешь ехать в первом классе,
                    А не в трюме, в полутьме?

                    Что ни век, то век железный.
                    Но дымится сад чудесный,
                    Блещет тучка; обниму
                    Век мой, рок мой на прощанье.
                    Время - это испытанье.
                    Не завидуй никому.

                    Крепко тесное объятье.
                    Время - кожа, а не платье.
                    Глубока его печать.
                    Словно с пальцев отпечатки,
                    С нас - его черты и складки,
                    Приглядевшись, можно взять.


                    “Избранное” Александр Кушнер
  16. 0
    19 ноября 2025 11:13
    Цитата: gsev
    В то время в США был министром обороны Макнамара.
    Соглашение между СССР и Финляндией об отказе Советского Союза от прав на использование территории Порккала-Удд для военно-морской базы и выводе советских вооруженных сил с этой территории было подписано 19 сентября 1955 года. Вывод советских войск и передача полуострова Финляндии были закончены в 1956 году.
    Порт-Артур, Дальний и окрестности Хрущов отдал Китаю еще ранее - 12 октября 1954 года правительства СССР и КНР заключили соглашение о выводе советских воинских частей из Порт-Артура.
    А 31 мая 1955 года СССР юридически передал Китаю военно-морскую базу Порт-Артур и г. Дальний с окрестностями.
    Министром Обороны США в период с 17 сентября 1951 г. по 20 января 1953 г. был Роберт Эберкромби Ловетт.
    Министром Обороны в США в период с 28 января 1953 г. по 8 октября 1957 г. был Чарлз Эрвин Уилсон. Сменил его на посту Министра Обороны США Ник Макэлрой, который занимал этот пост в период с 9 октября 1957 г. по 1 декабря 1959 г.
    Ника сменил Томас Соверейн Гейтс младший, который занимал пост Министра Обороны США в период со 2 декабря 1959 г. по 20 января 1961 года.
    И вот только затем пост Министра Обороны США занял Роберт Макнамара, который был Министром Обороны США в период с 21 января 1961 г. по 29 февраля 1968 г.
    А в обсуждаемый период Р.Макнамара работал в компании Форда. Генри Форд II нанял его в 1946 году.
    1 августа 1953 года накануне дебюта модельной линейки 1954-го огласили имя нового вице-президента концерна и директора марки Ford. им стал Макнамара.
    24 мая 1957 года Макнамару назначили ответственным за все легковушки и «траки».
    1. 0
      19 ноября 2025 15:24
      Цитата: Seal
      И вот только затем пост Министра Обороны США занял Роберт Макнамара, который был Министром Обороны США в период с 21 января 1961 г. по 29 февраля 1968 г.

      Заявление о возможности уничтожить все города СССР сделал именно Макнамара. я не помню точного критерия, но когда он стал министром обороны примерно на каждый город в СССР с населением свыше 100 000 человек была припасена ядерная бомба. Именно на время его президентства выпали и Берлинский кризис и поражение США в Индокитае и провал попыток свержения Фиделя Кастро на Кубе.
      Цитата: Seal
      А 31 мая 1955 года СССР юридически передал Китаю военно-морскую базу Порт-Артур и г. Дальний с окрестностями.

      КНР выиграл войну у США в Корее отбросив войска ООН от реки Ялу до 38 паралели. Как СССР мог противиться после этого решению КНР покончить с колониальным прошлым? На кону было утверждениекоммунизма в Индонезии, Малайзии, Индокитае. Был смысл ссориться со своим ключевым союзником, когда базу можно было перенести из КНР в КНДР или во Вьетнам? Вы представляете СВО против КНР в 1955 году? КНР всегда выступал и выступает за мирные отношения с США и заморскими странами. Так было и во времена когда МАО еще не пришел к власти, в Корейскую и Вьетнамские войны и есть при приемниках Мао. КНР просто требкет к себе отношения как к равной великой державе а не колониальной фабрике у которой можно и нужно покупать только по демпинговым ценам.
  17. 0
    19 ноября 2025 16:41
    Во и я об этом самом
    Цитата: gsev
    Заявление о возможности уничтожить все города СССР сделал именно Макнамара. я не помню точного критерия, но когда он стал министром обороны примерно на каждый город в СССР с населением свыше 100 000 человек была припасена ядерная бомба. Именно на время его президентства выпали и Берлинский кризис и поражение США в Индокитае и провал попыток свержения Фиделя Кастро на Кубе.
    А передача и Поркаллы-Удд, и Порт-Артура с Дальним произошла прилично задолго до того, как Макнамара стал Министром Обороны США. И все свои заявления он начал делать минимум через 6 лет после факта события возврата Поркаллы-Удд, и Порт-Артура с Дальним.
    Причины возврата - не суть. Речь о Макнамаре. Поскольку вы написали, что
    Цитата: gsev
    В то время в США был министром обороны Макнамара. Он очень любил делать статистические расчеты, по которым выходило, что в СССР ядерному удару должны были подвергнуться все города с населением свыше примерно 80 000 человек.
    Итак, в то время Макнамара не был Министром обороны США.
    И второе. Да, расчеты Макнамара делал. Но вот только нет никаких документов о том, что по расчетам Макнамары выходило так, что ядерному удару должны были подвергнуться все города с населением свыше примерно 80 000 человек. Макнамара в служебной записке от 21 ноября 1962 года на имя Президента Дж.Ф.Кеннеди написал:
    "Выглядит разумным предположение, что уничтожение, скажем, 25% населения (55 миллионов человек) и более двух третей промышленных мощностей, означает разрушение СССР как национальной общности. Такой уровень разрушений, несомненно, представлял бы неприемлемое наказание, и поэтому он будет служить действенным средством сдерживания".

    Эту доктрину он назвал "гарантированным уничтожением". При нем ядерный потенциал США увеличился в полтора раза: с 20 до 32 тысяч боеголовок.
    Однако, как ни странно, но Макнамара не был готов применять ядерное оружие на практике. Например В разгар Карибского кризиса "ястребы" из Пентагона буквально тянули из Кеннеди приказ немедленно нанести удар по советским пусковым шахтам на Кубе. И вот тут Макнамара неожиданно занял осторожную позицию, рекомендовал президенту решать проблему мирным путем.
    Федор Бурлацкий, в 1960 - 1965 гг. руководитель группы консультантов отдела ЦК КПСС, советник Н.С.Хрущева:
    "В период Карибского кризиса он занимал, несмотря на то, что, казалось бы, представлял военное министерство, позицию, как говорили сами американцы, не "ястребов", а "голубей". Он говорил, что разбомбить можно, но это ядерная война".

    В общем давайте на этом закончим. Так как эпоха Макнамары началась значительно позднее передачи Поркалла-Удд Финляндии, а Порт-Артура и Дальнего - Китаю.