После череды инцидентов США и Великобритания создают систему предотвращения столкновений F-35 с гражданскими бортами

3 550 7
После череды инцидентов США и Великобритания создают систему предотвращения столкновений F-35 с гражданскими бортами

Истребители F-22 из 411-й лётно-испытательной эскадрильи и F-35 из 461-й лётно-испытательной эскадрильи летят в небе над авиабазой Эдвардс


Вашингтон и Лондон приступили к созданию новой системы безопасности для американского истребителя F-35 Lightning II, призванной предотвратить столкновения в воздухе. Причина кроется в череде опаснейших инцидентов, едва не приведших к катастрофам.



Поводом для шума в прессе стал инцидент, произошедший 18 июля текущего года: пассажирский Embraer E175, принадлежащий компании Delta, совершил резкий манёвр, чтобы избежать столкновения с тяжёлым стратегическим бомбардировщиком B-52 Stratofortress ВВС США. Последний внезапно оказался на траектории захода на посадку в гражданском аэропорту Майнота (Северная Дакота). Хотя военные заявили, что полёт был согласован с Федеральным управлением гражданской авиации США (FAA), факт остаётся фактом — столкновения удалось избежать чудом. И это — не первый случай.

Новая система: защита от самих себя



Сейчас США и Великобритания работают над системой «Ручного предотвращения столкновений» (CAMD), которую испытывают на авиабазе Эдвардс в Калифорнии. Система должна компенсировать отсутствие в военной авиации аналогов гражданской TCAS — системы предотвращения столкновений, которую в мире уже давно считают стандартом безопасности.

Интересно, что CAMD изначально была нефинансируемым проектом американских ВВС. Лишь позже к программе подключилось британское Минобороны, разделив с США расходы.

Единственная причина, по которой Великобритания обратилась к нам за этой совместной программой, заключалась в желании снизить риск столкновения F-35 с авиалайнером или коммерческим самолетом на территории Великобритании.

- признался Кевин Прайс, руководитель проекта.

Критические пробелы в безопасности



Пока гражданские борта оснащены TCAS, военные самолёты, включая сверхсовременные F-35, остаются «слепыми» в гражданском воздушном пространстве. CAMD предполагает обмен данными о местоположении с частотой до 40 раз в секунду — но только в случае, если оба самолета используют одинаковые каналы связи. В гражданской авиации таких нет. То есть, как признал сам Прайс, система будет эффективна только при столкновении двух военных самолётов. Для остальных случаев — пока лишь надежда на будущее.
Кроме того, несмотря на остроту проблемы, Пентагон отложил внедрение CAMD в рамках программы модернизации Block 4.

«Мы действительно боролись с ними, чтобы они не убрали это требование», — заявил Прайс.

Без интеграции в F-35 команда разработчиков теряет доступ к лётным испытаниям и производству — и программа оказывается под угрозой закрытия.

Катастрофа над Потомаком — цена халатности



О том, к чему приводит игнорирование рисков, напомнила трагедия 29 января 2025 года. В небе над Вашингтоном вертолёт армии США UH-60L Black Hawk врезался в региональный авиалайнер CRJ700, выполнявший рейс PSA Airlines 5342. Погибли все 67 человек. По официальной версии, экипаж вертолёта летел с применением очков ночного видения, нарушая визуальные правила полёта, и, несмотря на визуальный контакт, оказался на курсе авиалайнера. Столкновение произошло в 100 метрах от земли — в последний момент перед посадкой.


Спасатели работают на реке Потомак над обломками CRJ-700. На вставках: CRJ-700 авиакомпании PSA Airlines и вертолёт UH-60 Black Hawk армии США


Видео трагедии, снятое с земли, облетело весь мир, но в Вашингтоне не спешат признавать системные ошибки. Вместо этого — очередные «экспериментальные программы», «исследования» и обещания.
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    28 июля 2025 06:44
    На "«экспериментальные программы» деньги дают, а на "исправление ошибок" - вряд ли.
    Пока гражданские борта оснащены TCAS, военные самолёты, включая сверхсовременные F-35, остаются «слепыми» в гражданском воздушном пространстве.

    Вот пусть начальство там кулаками доказывает, кому летать, а кому на земле сидеть. tongue
    1. +1
      29 июля 2025 00:14
      Пока гражданские борта оснащены TCAS, военные самолёты...
      .. тоже оснащают TCASами, и истребители и большие. И учитывая, что на 35ом стоит транспондер- вопрос почему TCASa нет.
      Цитата: Егоза
      На "«экспериментальные программы» деньги дают…
      …, а то - на экспериментах можно дербанить и дербанить…
  2. +2
    28 июля 2025 06:48
    Интересно, как у нас решается проблема взаимодействия ВКС и ГА? На моей памяти столкновений военных и гражданских ЛА не было, хотя, возможно, я что-то упустил. А вот недавний инцидент в Грозном настораживает, хотя расследование не завершено, видимо всё же была несогласованность действий военных и гражданских служб, но навряд ли там виноваты ВКС. Военных самолётов, насколько я знаю, в тот момент там не было.
    1. 0
      28 июля 2025 07:28
      Думаю что примерно так же. Только у нас у гражданских система оповещения почти не работает:
      https://newizv.ru/news/2025-06-19/a-kak-letat-v-aeroportu-peterburga-po-sluchayu-pmef-ne-rabotayut-ni-gps-ni-tcas-437216
  3. 0
    28 июля 2025 08:08
    . Сейчас США и Великобритания работают над системой «Ручного предотвращения столкновений»
    На ручник) будут ставить самолёты в полете!
  4. -1
    28 июля 2025 10:00
    не спешат признавать системные ошибки. Вместо этого — очередные «экспериментальные программы», «исследования» и обещания.

    а у нас - принципиально - все по другому??
    1. 0
      29 июля 2025 17:58
      а у нас - принципиально - все по другому??

      У нас над столицей ВВС не летает.
      А ночные полеты вертушек вообще редкость.