«Исторический момент»: Индонезия заказала перспективный турецкий истребитель KAAN

7 758 34
«Исторический момент»: Индонезия заказала перспективный турецкий истребитель KAAN

KAAN


На полях проходящей в Стамбуле выставке IDEF 2025 Индонезия подписала с Управлением оборонной промышленности Турции (SSB) контракт на поставку 48 боевых самолётов KAAN.



Мы стали свидетелями исторического момента

- заявили в SSB.

Подрядчиком является концерн Turkish Aerospace Industries (TUSAŞ) – разработчик перспективного истребителя, который должен начать поступать в ВВС Турции к концу 2028 года. TUSAŞ вместе с местными компаниями создаст в Индонезии инфраструктуру для частичного производства и обслуживания заказанных самолётов. Более подробные детали о сделке, включая её стоимость (оценочно – $10 млрд), на данный момент озвучены не были.

Таким образом, данный контракт стал первым и при этом внушительным экспортным успехом для KAAN, который при этом на момент подписания сделки ещё даже не готов к боевому развёртыванию, уже не говоря о технологической зрелости проекта. Следующими заказчиками самолёта могут стать Египет и Пакистан.


Фрегат типа Istiif

Кроме того, Джакарта заказала у турецкой компании TAIS два фрегата класса MİLGEM Istiif.

Мы надеемся, что это сотрудничество, воплощающее общую концепцию морской обороны двух союзных государств, будет выгодно для всех вовлеченных сторон

- отметили в SSB.


ТТХ фрегатов типа Istiif

Фрегаты типа Istiif, так же как и истребитель KAAN, сложно назвать проверенным в деле проектом: из 8 кораблей, предназначенных для ВМС Турции, в строй введён только один (в январе 2024 года), ещё два спущены на воду.

34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. KCA
    0
    Вчера, 15:07
    Чем им СУ-30МКИ не нравится? \пусть СУ-57Э берут, эти два, правда не экспортные, реально применялись, а КААН хоть летал? Да и турки, как-то, не спецы в строительстве боевых самолётов, то Ф, то французы всякие, а своих не было
    1. Цитата: KCA
      Чем им СУ-30МКИ не нравится

      Они могут нам только пальмовым маслом заплатить. Денег у них нет. Они и хотели, но американцы пригрозили санкциями и наши граждане остались без пальмового масла. Продукты с пальмовым маслом поставлялись в том числе в школы и детдома.
      1. +3
        Вчера, 15:13
        Молодцы турки...!!! Суметь продать раньше, чем полностью всё доделать и проверить, такое уметь нужно... Впрочем, турки всегда были хорошими торгашами...
        1. +3
          Вчера, 15:39
          Купить то чего нет, вот кто лучший покупатель. fool
          1. -3
            Вчера, 17:36
            Так вроде не купили, а только заказали.
            Причем
            Власти Турции ранее заявляли, что по тактико-техническим характеристикам Kaan превзойдет американский F-35

            Если Не превзойдет, то турки будут вынуждены возместить Индонезии убытки с процентами.
            Туркам главное громко заявить, что они что то могут.
        2. +1
          Вчера, 17:14
          который должен начать поступать в ВВС Турции к концу 2028 года.
          Политические игры , разумного чего то не увидел как такового в заключении данной сделки.
      2. +8
        Вчера, 15:19
        Цитата: Аристарх Верхозин
        Они могут нам только пальмовым маслом заплатить. Денег у них нет.


        Странно, Индонезия по ВВП ППС занимает 7 место на 2024 год ($4,33 трлн), 282 млн человек население... не поверю, что у такой страны, нет денег (с). Скорее просто не захотели платить из за давления США.

        А Турки молодцы, умеют продвигать свои экономические интересы, в разных странах мира.
      3. KCA
        +1
        Вчера, 15:38
        Пальмовое масло точно вредно? Помню много истерик, когда все покупали после ЧАЭС дозиметры, которые были самопалом и ничего не измерить, помню истерики на добавки Е, например, Е330- лимонная кислота. по ТВ недавно передача была, там штук под 10 перечислили добавки Е, а потом сказали, что все эти Е содержатся в обычном яблоке, истерики с птичьим гриппом, свиным, ну с ковид боле мене правда, хотя я переболел и не понял что это было, мать заставила анализы сдать, пока нам "глаза не открыли" жрали пальмовое масло и не потели, маргарин, вероятно, полезнее? Когда появилось пальмовое масло оно было везде - шоколад, печенье, выпечка, и прочее,то-то умер? В США была обратная история - все иксперды хором заявляли что курение полезно для здоровья, спустя годы выяснилось что все иксперды были проплачены табачными компаниям, "верить никому нельзя - даже вам? - мне можно"
        1. Цитата: KCA
          Пальмовое масло точно вредно?

          На загнивающем Западе такие продукты запрещены. Например, в 2015 году в США было запрещено использование в продуктах питания опасных для здоровья трансжиров. По пути запрета или ограничения добавок пальмового масла в продукты пошли и еврогеи — все меньше можно встретить европейских продуктов, в которых добавлено пальмовое масло.
          1. KCA
            +1
            Вчера, 16:03
            В США введён запрет на маргарин из пальмового масла, само масло нет, и в других западах вообще нет запрета, есть ограничения
    2. +5
      Вчера, 15:19
      "Да и турки, как-то, не спецы в строительстве боевых самолётов" - ну там и General Electric и Rolls-Royce и Martin-Baker участвуют. Сделали эдакий ф 22 для стран кому оригинал или не по карману или не продадут. А так, все заработают.
    3. -3
      Вчера, 17:14
      Да и турки, как-то, не спецы в строительстве боевых самолётов

      Они как бы больше по помидорам спецы smile
      Истребитель Kaan создается в Турции с 2017 года в рамках программы "Национальный боевой самолет". Планируется, что в 2028 году начнется его серийное производство. Власти Турции ранее заявляли, что по тактико-техническим характеристикам Kaan превзойдет американский F-35 и в перспективе заменит стоящие на вооружении ВВС республики истребители F-16.

      А почему нет? fellow
      1. KCA
        -2
        Вчера, 18:00
        Ляпота, у кого-то разработка до взлёта самолёта планируется 11 лет, 100% будут сдвиги вправо, и всё ОК, а у нас только и слышно плачь Ярославны - ничего не можем, ничего не умеем, даже АН-2 повторить никак не могём, но плакатели как-то забывают, что разрабатывали самолёт под одни двигатели, а потом пришлось переделывать, двигатели, даже для легкомоторных делают очень немногие, разработка, испытания, сертификация двигателей года 3-4, в лучшем случае, а ещё их надо в планер вставить, связать управление, электронику, баланс, точное количество доработок авиаконструкторы скажут
  2. -1
    Вчера, 15:07
    It's a glorified drone with a pilot, a down-market F16 only not as advanced
  3. +1
    Вчера, 15:09
    Недоделанный турецкий Ф22, который уже смогли продать. Что-что, а на "рынках" турки умеют торговать.
  4. Комментарий был удален.
  5. 0
    Вчера, 15:21
    Индонезийцы конечно молодцы))) покупать то, чего пока еще нет - очень умный ход.
    1. 0
      Вчера, 16:05
      Это они из мусульманской солидарности . К тому же самолёт уже приличное время летает , получился на вид клоном F-22 с двигателями от F-16 (чего вполне достаточно) . Помогают им англы , так что видимо получается . Так глядишь турки авиационной державой станут .
      1. -1
        Вчера, 16:52
        А воевать, не дай Бог, придется, будут воевать солидарностью? Слепить планер не так уж сложно. Сложнее двигатель и БРЛС. Рассчитывать на движок от Ф - 16 - вариант так себе. Сегодня американцы продают движки, завтра запретили и движки и запчасти - что делать?
        1. +2
          Вчера, 17:01
          БРЛС им бриты обещали . Движки они вроде как по лицензии сами собирают (может не всё по комплектующим) . но с новым двигателем опять же англы обещали , причём двигатель следующего поколения . А от Фалкона это двигатель 1-го этапа .
          Я был бы рад , чтоб у них нифига не вышло , ибо тоже враги .
          Но что-то последнее время у них слишком много чего получаться стало .
          1. -1
            Вчера, 17:26
            Никогда турки движки к Ф - 16 сами не собирали, они их получали готовыми для установки. Максимум, что они делали, средний ремонт. Нет ничего сложного, снимаем агрегат с двигателя ставим новый на его место, вот и вся недолга. Свой двигатель даже 4 - го поколения - это еще годы. БРЛС от"еврофайтера" - велика и тяжела для этого аэроплана.
            1. +1
              Вчера, 17:41
              Цитата: ТермиНахТер
              Никогда турки движки к Ф - 16 сами не собирали, они их получали готовыми для установки.

              Давно читал , наверное действительно только ремонт . Двигатель им англы на будущее обещали , и они вывезли инженеров м Мотор-Сичи , писали что задействуют для проектирования двигателя . Оно понятно что совсем другие двигатели Мотор-Сичь делала , но может помогут клона двига от Фалкона наладить . Тут сам факт заказа самолётов Индонезией говорит о вхождении в проект с финансированием , а значит там совсем не всё так безнадёжно . Я бы легкомысленно к такому не относился , а то просмеялись и проморгали под боком у себя небратьев , теперь четвёртый год воюем .
              Цитата: ТермиНахТер
              Свой двигатель даже 4 - го поколения - это еще годы.

              Если вывезли спецов из Запорожья с необходимым оборудованием и поставили решаемую для них задачу - повторить двигатель Фалкона . Вполне могут сделать . Тем более тем работам уже не первый год , давно об этом писали .
              Цитата: ТермиНахТер
              БРЛС от"еврофайтера" - велика и тяжела для этого аэроплана

              Этот ероплан потяжелей Еврофвйтера будет , и движки у него мощней . Так что даже если эту БРЛС , то вполне себе интегрировать можно . но разговор вроде о новой АФАР шел .
              Турки упорно идут к самодостаточности в производстве вооружений . Из б\У они уже высосали всё что можно было , включая кадры . Я бы серьёзно наблюдал за их работами , чтоб потом нежданчиков не случилось .
              1. -1
                Вчера, 17:50
                Мотор никогда не делал движки для боевых самолетов. АИ-25 Ф , который отдали туркам, во-первых, сильно не новый, во-вторых для учебно боевых - Як - 130, L - 15. Ничем существенным в этом плане "Мотор" поделиться не может. Для вертолетов - да, тут и ТВ - 3 117 и МС- 500, 700. Но для перспективного истребителя - ничего. Повторить двигатель не имея технологий - не реально. Можно воспроизвести детали внешне, сделать такой же хим. состав, но какие были процессы закалки, отпуска и другие?
                Мы пока еще ничего про этот яроплан не знаем, кроме того, что о нем рассказывают турки. Индейцы тоже думали, что "теджас" - это как два пальца намочить. Пока еще ничего не вышло, хотя Индия и финансово и научно-технически куда как посильнее будет.
                1. +1
                  Вчера, 18:12
                  Да я бы не против чтоб у них ничего не вышло . Но у них пока многое получается . Двигателей от F-16 у них в запасе хватает , могут и ещё заказать . его возможностей хватает .
                  По поводу "украинцы ничего такого не делали" , они делали много хороших двигателей для самолётов транспортной и пассажирской авиации . Да , у этих двигателей разные режимы работы , динамика и приёмистость . Но на "Том-Кэте" стояли именно такого типа двигатели . К тому же повторить техпроцесс старого американского двигателя из 70-х у запорожцев вполне может получиться . А с производством форсунок , лопаток турбин и компрессора , режимами выращивания монокристала и закаливания\отпуска ... всё это они умеют . Тем более на аккорд за хорошие деньги - очень даже могут . Лет за 5 вполне себе справятся . А они уже года три как занимаются . Это у нас повторить что там делали до 2022 г. до сих пор не смогли . и по вертолётным , и по турбовальным , и по турбовинтовым , и по турбовентиляторным . Сейчас за счёт специалистов оттуда пытаются наладить производство Л-18М для "Русланов" ... Сколько времени и мук с ПД-8 было , чтоб аналог запорожскому получить . посмотрите на китайское судостроение . Кто китайцев научил , целые научные школы там создал ? Конструктор советских "Кречетов" со товарищи . Кто им спроектировал их Y-20 на базе планера Ан-70 ? КБ им. Антонова . Кто им корабельные газовые турбины разработал и производство запустил ? Заря-Машпроект . Туркам они уже наладили производство нескольких видов турбовинтовых и турбовальных двигателей . И реактивных тоже . Так что не надо руками махать . До СВО 8 лет махали. Теперь ещё 3,5 года махаем , никак ненамашемся . Вы хоть понимаете какой мощи научный и производственный , технологический потенциал в СССР там был ? И там эти производства , в отличии от РФ , работали все постсоветские годы . Вплоть до СВО .
                  1. 0
                    Вчера, 18:39
                    Пока что, у них еще ничего не получается. Взлетел планер на старых движка на 13 минут - это, ни о чем. Те двигатели от Ф - 16, что у них есть уже близки к пределу ресурса. Юзать их до бесконечности не получится. Продадут им матрасники новые движки или нет - это вопрос. Транспортные движки и боевые - это две большие разницы, общее у них только то, что они ТРДД, все остальное - разное. Нужно не просто уметь, нужно знать весь технологический процесс. Из какого сплава, при каких температурах идет отливка, в каких режимах идет мех обработка, в какой среде наносятся защитные покрытия, что эти покрытия в себе содержат. И еще тысячи тонкостей - это все надо знать и уметь. Для этого нужна соответствующая техника.
                    Китайцам, по команде Кучмы, "Заря - Машпроект" передала всю техдокументацию - вот и весь секрет китайского успеха. Еще и ездили в Китай, учили их всему. Туркам такого подарка никто не сделает. Так что, еще лет 10, в лучшем случае. Если денег хватит.
                    1. 0
                      Вчера, 20:03
                      Цитата: ТермиНахТер
                      Те двигатели от Ф - 16, что у них есть уже близки к пределу ресурса. Юзать их до бесконечности не получится.

                      Для первых полётов пары опытных машин хватит . К тому же они могут купить эти двигатели\заказать новые в США . У них же большой парк Фалконов .

                      Цитата: ТермиНахТер
                      Транспортные движки и боевые - это две большие разницы, общее у них только то, что они ТРДД, все остальное - разное.

                      Вы не поняли , инженерам Мотор-Сичи не нужно проектировать с нуля , им нужно повторить старый даигатель . Технологии иожно импользовать известные им , они ведь точно(почти) такие же лопатки , форсунки и жаровые кольца производили для нескольких десятков типов двигателей . А требования к ресурсу у гражданских двигателей выше . Так что именно повторить они смогут вполне . Не за 5 так за 7 лет . Но это уже максимум . В позднем СССР это был лучший авиадвигательный завод - самый современный и широкопрофильный . И специалистов там готовить продолжали , преемственность поколений при капитализме продолжалась , ибо завод работал , как и КБ . Не нужно через губу с советским наследством . В РФ пока так и не завершили испытания и пока вообще замолчали о "Сармате" (МБР) .Т.е. повторит Р-36М2 не смогли . Как не смогли по сей день повторить РН "Зенит" , которую решили назвать "Собз-5" . И Вы наверное не представляете на что способны учёные и конструкторы , вывезенные из воюющей страны и вынужденные начинать всё с нуля на новом месте . У них есть стимул и поважнее денег - им свою состоятельность нужно доказать .
                      Цитата: ТермиНахТер
                      Транспортные движки и боевые - это две большие разницы,

                      У них режимы работы разные , а конструктивная база примерно одна . Двигатель то старый , его газогенератор использовался для двигателей Боинга-737 . Примерно как у нас двигатели для МиГ-31 стали основой двигателей для всех гражданских самолётов от Ту-134 до Ту-154 , Ил-62 , Ил-76 . Вы ведь не скажете что у МиГ-31 плохие двигатели ? Так почему же невозможен обратный инженеринг ? Тем более что и образцов для копирования у турок навалом . Турки в своих заявлениях несколько лет назад были преисполнены .

                      Цитата: ТермиНахТер
                      Китайцам, по команде Кучмы, "Заря - Машпроект" передала всю техдокументацию - вот и весь секрет китайского успеха. Еще и ездили в Китай, учили их всему.

                      И до 2022 г. включительно поставляли в Китай ключевые компоненты для их турбин . Но тут передача технологий и обучения , а турки то получили весь конструкторский коллектив КБ . И не только этого КБ .
                      Цитата: ТермиНахТер
                      Так что, еще лет 10, в лучшем случае. Если денег хватит.

                      Турок сейчас накачивают как Японию перед РЯВ . Денег у них хватает . Пока они слушаются Лондонский Сити .
                      1. 0
                        Вчера, 20:47
                        1. Продадут американцы двигатели или нет - большой вопрос. И то, что они продали сегодня, не означает, что они продадут завтра. Завтра будет новый президент и новые правила игры. А двигатели надо обслуживать и ремонтировать постоянно - для этого нужны постоянные поставки запчастей.
                        2. Боевой двигатель работает в разных режимах и на дозвуке и на сверхзвуке, транспортный только в одном. Как воспроизвести то, чего ты не знаешь? Не говоря уже о температуре в камере сгорания и на входе в турбину - транспортнику такие бешенные режимы не нужны. У них главный показатель - ресурс, чем больше, тем лучше.
                        3. Конструктивная база у них у всех одна - ТРДД, только Д - 18, вы на МиГ - 31 не поставите.
                        4. У Лондонского сити, не так много денег, как они рассказывают. Богатые из Англии бегут, не нравится им там.
                        5. Вы верите, что "Роллс - Ройс" или "Пратт - Уитни", своими руками, за свои деньги будут создавать себе конкурента, который через 5 лет заберет у них кусок рынка?))) Я скорее поверю в то, что они потратят 200 - 300 млн. $ на то, чтобы их конкурент умер не родившись.
                      2. 0
                        Вчера, 21:31
                        Речь не о том чтоб создать новый руками шумер , а чтобы скопипастить что есть , у которого технологии не на пике современной моды , но достаточны для турок . Это они вполне могут постараться . И возможно что-то уже получается , раз заказы на своего пепелаца набирать . Значит сроки уже какие-то обозначились .
                        Думаете просто блеф и развод на деньги ?
                        Может быть да . А может и нет . У турок уже много чего получилось .
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Вы верите, что "Роллс - Ройс" или "Пратт - Уитни", своими руками, за свои деньги будут создавать себе конкурента,

                        Нет конечно . Скорей всего пообещали продавать им двигатели от своего перспективного истребителя . Англам так выгодно быстрей и полней окупить создание двигателя . Но технологии конечно не передадут .
                      3. 0
                        Вчера, 22:05
                        Заказы на то, чего нет, может блефом для американцев, которые не хотят продавать Ф - 35. Кстати обратите внимание, что говорят турки: это будет самолет лучше и дешевле, чем поколение 4 +, т. е. "рафаль", "еврофатер". Вы полагаете, что гейропейские фирмы выстроятся в очередь, чтобы помогать своему конкуренту?)))
                        2. Уже говорил, что "Ролл - Ройс" на турецкие деньги будут вести НИОКР, только результаты оставят себе, а туркам дадут то, что не жалко выбросить.
                      4. 0
                        Вчера, 22:25
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Заказы на то, чего нет,

                        Такое бывает . Но если кто-то платит за такое , значит он знает больше нас .
        2. +2
          Вчера, 18:06
          Цитата: ТермиНахТер
          А воевать, не дай Бог, придется, будут воевать солидарностью? Слепить планер не так уж сложно. Сложнее двигатель и БРЛС. Рассчитывать на движок от Ф - 16 - вариант так себе. Сегодня американцы продают движки, завтра запретили и движки и запчасти - что делать?

          Похоже вы живёте паметью о победе при Синопе. Турецкая оборонная промышленность уже достаточно сильный игрок и ее продукция хорошо раскупается. Они не под санкциями, поэтому почему бы и не применять импортные комплектующие.
          Вот например из телеги ( военный осведомитель), тоже про комплектующие, только китайские и в нашем дроне........

          ГУР опубликовало детальный разбор нового российского дрона-приманки.

          Несмотря на основную функцию ложной цели, дрон также может нести боевую часть весом до 15 кг.
          Из разбора следует, что почти половина комплектующих дрона производства китайской компании CUAV Technology:

          ▪️Двигатель и электронный модуль зажигания DLE-60.
          ▪️Сервоприводы KST.
          ▪️Видеокамера Razer производства Foxeer Technology.
          ▪️Модуль передачи данных Mayatech RFD900X (используется китайская копия от RFDesign).
          ▪️Видеопередатчик ReadyToSky.
          ▪️Регулятор питания Hobbywing Technology.
          ▪️Аккумулятор HRB Power.

          Двигатели DLE ранее уже использовались в дронах-камикадзе «Гербера» и приманках «Пародия». Сервоприводы KST использовались в дронах-камикадзе «Герань-2», V2U и модулях УМПК.

          Вот и подумайте, как будем выпускать дроны если обрежут поставки комплектующих. Хотя у "эффективных" менеджеров всегда найдутся выставочные образцы по любой тематике.
          1. +1
            Вчера, 18:27
            Я работаю на авиамоторостроительном заводе и прекрасно осознаю все широту широт и глубину глубин, в отличии от турецких лохмандеев, которые метут своими дурными языками и даже не понимают, что они городят. Даже двигатели 4 - го поколения, производят несколько стран в мире, 5 - го поколения - ОДНА, Россия и Китай - где-то рядом. А тут, вчера помидоры на базаре продавал, а сегодня он двигатель 5 - го поколения собрался делать))) объясняю, для тех, кто на бронепоезде. Движок 5 - го поколения - это авиамоторостроительная школа (десятки лет, тысячи ученых, конструкторов в самых различных сферах), 15 - 20 лет работы и десятки миллиардов долларов, а не 10, как помидорные собрались))) и никто им новейшие разработки не даст. "Роллс - Ройс" поучаствует))) за турецкие деньги, что-то наработает для себя, а потом скажет до свидания)) наглядный пример AUKUS - наобещали лохам с три короба и дальше обещаний НИЧЕГО)))
            1. 0
              Вчера, 18:52
              Цитата: ТермиНахТер
              Я работаю на авиамоторостроительном заводе и прекрасно осознаю все широту широт и глубину глубин, в отличии от турецких лохмандеев, которые метут своими дурными языками и даже не понимают, что они городят. Даже двигатели 4 - го поколения, производят несколько стран в мире, 5 - го поколения - ОДНА, Россия и Китай - где-то рядом. А тут, вчера помидоры на базаре продавал, а сегодня он двигатель 5 - го поколения собрался делать))) объясняю, для тех, кто на бронепоезде. Движок 5 - го поколения - это авиамоторостроительная школа (десятки лет, тысячи ученых, конструкторов в самых различных сферах), 15 - 20 лет работы и десятки миллиардов долларов, а не 10, как помидорные собрались))) и никто им новейшие разработки не даст. "Роллс - Ройс" поучаствует))) за турецкие деньги, что-то наработает для себя, а потом скажет до свидания)) наглядный пример AUKUS - наобещали лохам с три короба и дальше обещаний НИЧЕГО)))

              Вы знаете, не один вы причастны к авиационной тематике. Я тоже заканчивал авиационный и первые годы работал на авиазаводе в Новосибирске ( Су-24, сейчас Су-34) и у меня много однокурсников ещё работает на других авиазаводах. Ситуацией владею к какой то степени. Я к
              тому - дорогу осилит идущий. Сейчас достаточно серьезные компьютерные программы и мощные ПК, время кульманов т ватмана, давно в прошлом. Симуляция полетов и проектирования давно вышла вперед. Так что надо быть скромней и уважать результат других стран.
              1. 0
                Вчера, 19:38
                Вы полагаете, что в Индии нет компьютеров и денег?) "Теджас" - наглядный пример. При этом, индейцы гораздо скромнее, они на пятое поколение и не замахивались. И у них не малый опыт эксплуатации и ремонта, и крупно узловой сборки машин 4 - го поколения. Почему вы думаете, что турок выйдет лучше? Больше чем уверен, что все это будет долго, дорого и не факт, что получится.
  6. -1
    Вчера, 18:02
    А чего не "Шах и Мат"? yes laughing