«Исторический момент»: Индонезия заказала перспективный турецкий истребитель KAAN

20 325 48
«Исторический момент»: Индонезия заказала перспективный турецкий истребитель KAAN

KAAN


На полях проходящей в Стамбуле выставке IDEF 2025 Индонезия подписала с Управлением оборонной промышленности Турции (SSB) контракт на поставку 48 боевых самолётов KAAN.



Мы стали свидетелями исторического момента

- заявили в SSB.

Подрядчиком является концерн Turkish Aerospace Industries (TUSAŞ) – разработчик перспективного истребителя, который должен начать поступать в ВВС Турции к концу 2028 года. TUSAŞ вместе с местными компаниями создаст в Индонезии инфраструктуру для частичного производства и обслуживания заказанных самолётов. Более подробные детали о сделке, включая её стоимость (оценочно – $10 млрд), на данный момент озвучены не были.

Таким образом, данный контракт стал первым и при этом внушительным экспортным успехом для KAAN, который при этом на момент подписания сделки ещё даже не готов к боевому развёртыванию, уже не говоря о технологической зрелости проекта. Следующими заказчиками самолёта могут стать Египет и Пакистан.


Фрегат типа Istiif

Кроме того, Джакарта заказала у турецкой компании TAIS два фрегата класса MİLGEM Istiif.

Мы надеемся, что это сотрудничество, воплощающее общую концепцию морской обороны двух союзных государств, будет выгодно для всех вовлеченных сторон

- отметили в SSB.


ТТХ фрегатов типа Istiif

Фрегаты типа Istiif, так же как и истребитель KAAN, сложно назвать проверенным в деле проектом: из 8 кораблей, предназначенных для ВМС Турции, в строй введён только один (в январе 2024 года), ещё два спущены на воду.

48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. KCA
    0
    27 июля 2025 15:07
    Чем им СУ-30МКИ не нравится? \пусть СУ-57Э берут, эти два, правда не экспортные, реально применялись, а КААН хоть летал? Да и турки, как-то, не спецы в строительстве боевых самолётов, то Ф, то французы всякие, а своих не было
    1. +5
      27 июля 2025 15:08
      Цитата: KCA
      Чем им СУ-30МКИ не нравится

      Они могут нам только пальмовым маслом заплатить. Денег у них нет. Они и хотели, но американцы пригрозили санкциями и наши граждане остались без пальмового масла. Продукты с пальмовым маслом поставлялись в том числе в школы и детдома.
      1. +6
        27 июля 2025 15:13
        Молодцы турки...!!! Суметь продать раньше, чем полностью всё доделать и проверить, такое уметь нужно... Впрочем, турки всегда были хорошими торгашами...
        1. +3
          27 июля 2025 15:39
          Купить то чего нет, вот кто лучший покупатель. fool
          1. -2
            27 июля 2025 17:36
            Так вроде не купили, а только заказали.
            Причем
            Власти Турции ранее заявляли, что по тактико-техническим характеристикам Kaan превзойдет американский F-35

            Если Не превзойдет, то турки будут вынуждены возместить Индонезии убытки с процентами.
            Туркам главное громко заявить, что они что то могут.
        2. +1
          27 июля 2025 17:14
          который должен начать поступать в ВВС Турции к концу 2028 года.
          Политические игры , разумного чего то не увидел как такового в заключении данной сделки.
      2. +8
        27 июля 2025 15:19
        Цитата: Аристарх Верхозин
        Они могут нам только пальмовым маслом заплатить. Денег у них нет.


        Странно, Индонезия по ВВП ППС занимает 7 место на 2024 год ($4,33 трлн), 282 млн человек население... не поверю, что у такой страны, нет денег (с). Скорее просто не захотели платить из за давления США.

        А Турки молодцы, умеют продвигать свои экономические интересы, в разных странах мира.
      3. KCA
        +1
        27 июля 2025 15:38
        Пальмовое масло точно вредно? Помню много истерик, когда все покупали после ЧАЭС дозиметры, которые были самопалом и ничего не измерить, помню истерики на добавки Е, например, Е330- лимонная кислота. по ТВ недавно передача была, там штук под 10 перечислили добавки Е, а потом сказали, что все эти Е содержатся в обычном яблоке, истерики с птичьим гриппом, свиным, ну с ковид боле мене правда, хотя я переболел и не понял что это было, мать заставила анализы сдать, пока нам "глаза не открыли" жрали пальмовое масло и не потели, маргарин, вероятно, полезнее? Когда появилось пальмовое масло оно было везде - шоколад, печенье, выпечка, и прочее,то-то умер? В США была обратная история - все иксперды хором заявляли что курение полезно для здоровья, спустя годы выяснилось что все иксперды были проплачены табачными компаниям, "верить никому нельзя - даже вам? - мне можно"
        1. +7
          27 июля 2025 15:43
          Цитата: KCA
          Пальмовое масло точно вредно?

          На загнивающем Западе такие продукты запрещены. Например, в 2015 году в США было запрещено использование в продуктах питания опасных для здоровья трансжиров. По пути запрета или ограничения добавок пальмового масла в продукты пошли и еврогеи — все меньше можно встретить европейских продуктов, в которых добавлено пальмовое масло.
          1. KCA
            0
            27 июля 2025 16:03
            В США введён запрет на маргарин из пальмового масла, само масло нет, и в других западах вообще нет запрета, есть ограничения
            1. 0
              28 июля 2025 15:23
              пальмовое масло как и любое другое растительное масло очень полезно.
              а вот на счет трасжиров это очень вредно (маргарин с него делают).
              и вой на счет вреда пальмового масла идет от того что значительная его часть перерабатывают в те самые трансжиры которые вредны. поэтому вой и стоит. а там где обычное пальмовое масло ничего вредного нет.
              1. KCA
                0
                28 июля 2025 15:39
                Я и написал что в США запрещён маргарин, а не само масло, хотя пока у нас маргарины не пропали, использовал при жарке, вроде как живой
                1. 0
                  28 июля 2025 15:40
                  да я про то что критиканы пальмового масла тупо не умеют в матчасть, нормальное это масло и полезное
    2. +4
      27 июля 2025 15:19
      "Да и турки, как-то, не спецы в строительстве боевых самолётов" - ну там и General Electric и Rolls-Royce и Martin-Baker участвуют. Сделали эдакий ф 22 для стран кому оригинал или не по карману или не продадут. А так, все заработают.
    3. -1
      27 июля 2025 17:14
      Да и турки, как-то, не спецы в строительстве боевых самолётов

      Они как бы больше по помидорам спецы smile
      Истребитель Kaan создается в Турции с 2017 года в рамках программы "Национальный боевой самолет". Планируется, что в 2028 году начнется его серийное производство. Власти Турции ранее заявляли, что по тактико-техническим характеристикам Kaan превзойдет американский F-35 и в перспективе заменит стоящие на вооружении ВВС республики истребители F-16.

      А почему нет? fellow
      1. KCA
        -2
        27 июля 2025 18:00
        Ляпота, у кого-то разработка до взлёта самолёта планируется 11 лет, 100% будут сдвиги вправо, и всё ОК, а у нас только и слышно плачь Ярославны - ничего не можем, ничего не умеем, даже АН-2 повторить никак не могём, но плакатели как-то забывают, что разрабатывали самолёт под одни двигатели, а потом пришлось переделывать, двигатели, даже для легкомоторных делают очень немногие, разработка, испытания, сертификация двигателей года 3-4, в лучшем случае, а ещё их надо в планер вставить, связать управление, электронику, баланс, точное количество доработок авиаконструкторы скажут
  2. -1
    27 июля 2025 15:07
    It's a glorified drone with a pilot, a down-market F16 only not as advanced
  3. -1
    27 июля 2025 15:09
    Недоделанный турецкий Ф22, который уже смогли продать. Что-что, а на "рынках" турки умеют торговать.
  4. Комментарий был удален.
  5. 0
    27 июля 2025 15:21
    Индонезийцы конечно молодцы))) покупать то, чего пока еще нет - очень умный ход.
    1. +2
      27 июля 2025 16:05
      Это они из мусульманской солидарности . К тому же самолёт уже приличное время летает , получился на вид клоном F-22 с двигателями от F-16 (чего вполне достаточно) . Помогают им англы , так что видимо получается . Так глядишь турки авиационной державой станут .
      1. 0
        27 июля 2025 16:52
        А воевать, не дай Бог, придется, будут воевать солидарностью? Слепить планер не так уж сложно. Сложнее двигатель и БРЛС. Рассчитывать на движок от Ф - 16 - вариант так себе. Сегодня американцы продают движки, завтра запретили и движки и запчасти - что делать?
        1. +4
          27 июля 2025 17:01
          БРЛС им бриты обещали . Движки они вроде как по лицензии сами собирают (может не всё по комплектующим) . но с новым двигателем опять же англы обещали , причём двигатель следующего поколения . А от Фалкона это двигатель 1-го этапа .
          Я был бы рад , чтоб у них нифига не вышло , ибо тоже враги .
          Но что-то последнее время у них слишком много чего получаться стало .
          1. -2
            27 июля 2025 17:26
            Никогда турки движки к Ф - 16 сами не собирали, они их получали готовыми для установки. Максимум, что они делали, средний ремонт. Нет ничего сложного, снимаем агрегат с двигателя ставим новый на его место, вот и вся недолга. Свой двигатель даже 4 - го поколения - это еще годы. БРЛС от"еврофайтера" - велика и тяжела для этого аэроплана.
            1. +3
              27 июля 2025 17:41
              Цитата: ТермиНахТер
              Никогда турки движки к Ф - 16 сами не собирали, они их получали готовыми для установки.

              Давно читал , наверное действительно только ремонт . Двигатель им англы на будущее обещали , и они вывезли инженеров м Мотор-Сичи , писали что задействуют для проектирования двигателя . Оно понятно что совсем другие двигатели Мотор-Сичь делала , но может помогут клона двига от Фалкона наладить . Тут сам факт заказа самолётов Индонезией говорит о вхождении в проект с финансированием , а значит там совсем не всё так безнадёжно . Я бы легкомысленно к такому не относился , а то просмеялись и проморгали под боком у себя небратьев , теперь четвёртый год воюем .
              Цитата: ТермиНахТер
              Свой двигатель даже 4 - го поколения - это еще годы.

              Если вывезли спецов из Запорожья с необходимым оборудованием и поставили решаемую для них задачу - повторить двигатель Фалкона . Вполне могут сделать . Тем более тем работам уже не первый год , давно об этом писали .
              Цитата: ТермиНахТер
              БРЛС от"еврофайтера" - велика и тяжела для этого аэроплана

              Этот ероплан потяжелей Еврофвйтера будет , и движки у него мощней . Так что даже если эту БРЛС , то вполне себе интегрировать можно . но разговор вроде о новой АФАР шел .
              Турки упорно идут к самодостаточности в производстве вооружений . Из б\У они уже высосали всё что можно было , включая кадры . Я бы серьёзно наблюдал за их работами , чтоб потом нежданчиков не случилось .
              1. 0
                27 июля 2025 17:50
                Мотор никогда не делал движки для боевых самолетов. АИ-25 Ф , который отдали туркам, во-первых, сильно не новый, во-вторых для учебно боевых - Як - 130, L - 15. Ничем существенным в этом плане "Мотор" поделиться не может. Для вертолетов - да, тут и ТВ - 3 117 и МС- 500, 700. Но для перспективного истребителя - ничего. Повторить двигатель не имея технологий - не реально. Можно воспроизвести детали внешне, сделать такой же хим. состав, но какие были процессы закалки, отпуска и другие?
                Мы пока еще ничего про этот яроплан не знаем, кроме того, что о нем рассказывают турки. Индейцы тоже думали, что "теджас" - это как два пальца намочить. Пока еще ничего не вышло, хотя Индия и финансово и научно-технически куда как посильнее будет.
                1. +2
                  27 июля 2025 18:12
                  Да я бы не против чтоб у них ничего не вышло . Но у них пока многое получается . Двигателей от F-16 у них в запасе хватает , могут и ещё заказать . его возможностей хватает .
                  По поводу "украинцы ничего такого не делали" , они делали много хороших двигателей для самолётов транспортной и пассажирской авиации . Да , у этих двигателей разные режимы работы , динамика и приёмистость . Но на "Том-Кэте" стояли именно такого типа двигатели . К тому же повторить техпроцесс старого американского двигателя из 70-х у запорожцев вполне может получиться . А с производством форсунок , лопаток турбин и компрессора , режимами выращивания монокристала и закаливания\отпуска ... всё это они умеют . Тем более на аккорд за хорошие деньги - очень даже могут . Лет за 5 вполне себе справятся . А они уже года три как занимаются . Это у нас повторить что там делали до 2022 г. до сих пор не смогли . и по вертолётным , и по турбовальным , и по турбовинтовым , и по турбовентиляторным . Сейчас за счёт специалистов оттуда пытаются наладить производство Л-18М для "Русланов" ... Сколько времени и мук с ПД-8 было , чтоб аналог запорожскому получить . посмотрите на китайское судостроение . Кто китайцев научил , целые научные школы там создал ? Конструктор советских "Кречетов" со товарищи . Кто им спроектировал их Y-20 на базе планера Ан-70 ? КБ им. Антонова . Кто им корабельные газовые турбины разработал и производство запустил ? Заря-Машпроект . Туркам они уже наладили производство нескольких видов турбовинтовых и турбовальных двигателей . И реактивных тоже . Так что не надо руками махать . До СВО 8 лет махали. Теперь ещё 3,5 года махаем , никак ненамашемся . Вы хоть понимаете какой мощи научный и производственный , технологический потенциал в СССР там был ? И там эти производства , в отличии от РФ , работали все постсоветские годы . Вплоть до СВО .
                  1. +1
                    27 июля 2025 18:39
                    Пока что, у них еще ничего не получается. Взлетел планер на старых движка на 13 минут - это, ни о чем. Те двигатели от Ф - 16, что у них есть уже близки к пределу ресурса. Юзать их до бесконечности не получится. Продадут им матрасники новые движки или нет - это вопрос. Транспортные движки и боевые - это две большие разницы, общее у них только то, что они ТРДД, все остальное - разное. Нужно не просто уметь, нужно знать весь технологический процесс. Из какого сплава, при каких температурах идет отливка, в каких режимах идет мех обработка, в какой среде наносятся защитные покрытия, что эти покрытия в себе содержат. И еще тысячи тонкостей - это все надо знать и уметь. Для этого нужна соответствующая техника.
                    Китайцам, по команде Кучмы, "Заря - Машпроект" передала всю техдокументацию - вот и весь секрет китайского успеха. Еще и ездили в Китай, учили их всему. Туркам такого подарка никто не сделает. Так что, еще лет 10, в лучшем случае. Если денег хватит.
                    1. +2
                      27 июля 2025 20:03
                      Цитата: ТермиНахТер
                      Те двигатели от Ф - 16, что у них есть уже близки к пределу ресурса. Юзать их до бесконечности не получится.

                      Для первых полётов пары опытных машин хватит . К тому же они могут купить эти двигатели\заказать новые в США . У них же большой парк Фалконов .

                      Цитата: ТермиНахТер
                      Транспортные движки и боевые - это две большие разницы, общее у них только то, что они ТРДД, все остальное - разное.

                      Вы не поняли , инженерам Мотор-Сичи не нужно проектировать с нуля , им нужно повторить старый даигатель . Технологии иожно импользовать известные им , они ведь точно(почти) такие же лопатки , форсунки и жаровые кольца производили для нескольких десятков типов двигателей . А требования к ресурсу у гражданских двигателей выше . Так что именно повторить они смогут вполне . Не за 5 так за 7 лет . Но это уже максимум . В позднем СССР это был лучший авиадвигательный завод - самый современный и широкопрофильный . И специалистов там готовить продолжали , преемственность поколений при капитализме продолжалась , ибо завод работал , как и КБ . Не нужно через губу с советским наследством . В РФ пока так и не завершили испытания и пока вообще замолчали о "Сармате" (МБР) .Т.е. повторит Р-36М2 не смогли . Как не смогли по сей день повторить РН "Зенит" , которую решили назвать "Собз-5" . И Вы наверное не представляете на что способны учёные и конструкторы , вывезенные из воюющей страны и вынужденные начинать всё с нуля на новом месте . У них есть стимул и поважнее денег - им свою состоятельность нужно доказать .
                      Цитата: ТермиНахТер
                      Транспортные движки и боевые - это две большие разницы,

                      У них режимы работы разные , а конструктивная база примерно одна . Двигатель то старый , его газогенератор использовался для двигателей Боинга-737 . Примерно как у нас двигатели для МиГ-31 стали основой двигателей для всех гражданских самолётов от Ту-134 до Ту-154 , Ил-62 , Ил-76 . Вы ведь не скажете что у МиГ-31 плохие двигатели ? Так почему же невозможен обратный инженеринг ? Тем более что и образцов для копирования у турок навалом . Турки в своих заявлениях несколько лет назад были преисполнены .

                      Цитата: ТермиНахТер
                      Китайцам, по команде Кучмы, "Заря - Машпроект" передала всю техдокументацию - вот и весь секрет китайского успеха. Еще и ездили в Китай, учили их всему.

                      И до 2022 г. включительно поставляли в Китай ключевые компоненты для их турбин . Но тут передача технологий и обучения , а турки то получили весь конструкторский коллектив КБ . И не только этого КБ .
                      Цитата: ТермиНахТер
                      Так что, еще лет 10, в лучшем случае. Если денег хватит.

                      Турок сейчас накачивают как Японию перед РЯВ . Денег у них хватает . Пока они слушаются Лондонский Сити .
                      1. +1
                        27 июля 2025 20:47
                        1. Продадут американцы двигатели или нет - большой вопрос. И то, что они продали сегодня, не означает, что они продадут завтра. Завтра будет новый президент и новые правила игры. А двигатели надо обслуживать и ремонтировать постоянно - для этого нужны постоянные поставки запчастей.
                        2. Боевой двигатель работает в разных режимах и на дозвуке и на сверхзвуке, транспортный только в одном. Как воспроизвести то, чего ты не знаешь? Не говоря уже о температуре в камере сгорания и на входе в турбину - транспортнику такие бешенные режимы не нужны. У них главный показатель - ресурс, чем больше, тем лучше.
                        3. Конструктивная база у них у всех одна - ТРДД, только Д - 18, вы на МиГ - 31 не поставите.
                        4. У Лондонского сити, не так много денег, как они рассказывают. Богатые из Англии бегут, не нравится им там.
                        5. Вы верите, что "Роллс - Ройс" или "Пратт - Уитни", своими руками, за свои деньги будут создавать себе конкурента, который через 5 лет заберет у них кусок рынка?))) Я скорее поверю в то, что они потратят 200 - 300 млн. $ на то, чтобы их конкурент умер не родившись.
                      2. +1
                        27 июля 2025 21:31
                        Речь не о том чтоб создать новый руками шумер , а чтобы скопипастить что есть , у которого технологии не на пике современной моды , но достаточны для турок . Это они вполне могут постараться . И возможно что-то уже получается , раз заказы на своего пепелаца набирать . Значит сроки уже какие-то обозначились .
                        Думаете просто блеф и развод на деньги ?
                        Может быть да . А может и нет . У турок уже много чего получилось .
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Вы верите, что "Роллс - Ройс" или "Пратт - Уитни", своими руками, за свои деньги будут создавать себе конкурента,

                        Нет конечно . Скорей всего пообещали продавать им двигатели от своего перспективного истребителя . Англам так выгодно быстрей и полней окупить создание двигателя . Но технологии конечно не передадут .
                      3. 0
                        27 июля 2025 22:05
                        Заказы на то, чего нет, может блефом для американцев, которые не хотят продавать Ф - 35. Кстати обратите внимание, что говорят турки: это будет самолет лучше и дешевле, чем поколение 4 +, т. е. "рафаль", "еврофатер". Вы полагаете, что гейропейские фирмы выстроятся в очередь, чтобы помогать своему конкуренту?)))
                        2. Уже говорил, что "Ролл - Ройс" на турецкие деньги будут вести НИОКР, только результаты оставят себе, а туркам дадут то, что не жалко выбросить.
                      4. 0
                        27 июля 2025 22:25
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Заказы на то, чего нет,

                        Такое бывает . Но если кто-то платит за такое , значит он знает больше нас .
                      5. 0
                        28 июля 2025 10:49
                        Так там все понятно. По договору турки обязываются в случае провала, вернуть все затраченные Индонезией деньги. Проблема только в том, что будет ли кому и с чего возвращать.
                      6. 0
                        28 июля 2025 12:08
                        Да понятно что турки подтянули соинвестора . Но для этого такого инвестора надо было убедить в успехе затеи . И не словами красивыми , а демонстрацией возможностей и реальностью планов .
                        Вот те же двигатели . Китайцы уже несколько лет заявили , что привлекли специалистов Мотор-Сичи для создания такого двигателя . Но ведь такое привлечение (ещё до всех заявлений) возможно было только после того , как эти специалисты как следует ознакомившись с техзаданием , дали утвердительный ответ - что готовы взяться за это и им это под силу .
                        Вот представим себе что Эрдоган разглядывая Су-57 (в живую и в проекте) обращает внимание , что самолёт безусловно 5-го поколения , а двигатели 4+ , с тяговыми характеристиками чуть больше чем у двигов Фалкона . Так почему не попробовать самим ? Раз уже и специалистов подучили , Фалконы у себя собирали и в кооперации по "Молнии" участвовали .
                        Вот посмотрели запорожцы на двигатель , который им скопипастить предстоит , разобрали , пробы взяли , к техническим решениям присмотрелись , да и увидели ... да он же похож на наш двигатель , который мы для "Цыничного Бандеры" Ан-178 за деньги москалей создали . И тяга , и размеры примерно те , и материалы используемые , технологии . Ведь и двигатель Фалкона стал сердцем (газогенератор , турбины , компрессор высокого давления) двигателя для пассажирского Б-737 . Так почему бы двигатель от Ан-178 не конвертировать в двигатель для истребителя ? Придать ему больше динамики и разгонных характеристик , может даже плазменное зажигание прикрутить , систему управления от двига фалкона адаптировать\за основу взять . И реально то работ куда меньше , чем при разработке с нуля , а бабла можно срубить как за новый . И повторю - не считайте шумер неумехами , там заводы работали все постсоветские годы , и даже прогрессировали новыми разработками .
                        Вы знаете что они осенью 2014 г. закончили , испытали и поставили абсолютный мировой рекорд по статической высоте полёта на Ми-8 , двигатель , который Россия заказала им для Ми-38 ? С максимальной взлётной тягой в порядка 3500 - 3750 л\с . Я видел репортаж , рекорд официально зарегестрирован . О таком двигателе для Ми-38 , Ил-112 и Ил-114 молько мечтать можно в РФ . А у них он (за РУССКИЕ деньги созданный) аж с осени 2014 г. есть . И теперь он есть у турок . И не только он . Двигатели для "Ансата" и Ка-226 тогда же - на рубеже 2014 - 2015 г.г. были созданы и испытаны . Теперь они у турок на БПЛА .
                        Ан-178 был заказан МО РФ (как и Ан-140 , Ан-148 , Ан-70) , оплачен (!!) и должен был пойти на замену Ан-12 в сегменте грузоподъёмности 18-20 т. Так что двигатели у него как раз в тех параметрах , что без вентилятора второго контура должны выдавать тягу при оптимизированном сопле , как и двиг Фалкона в безфорсажном режиме . Форсажная камера и регулируемое в сечении сопло - вот главные проблемы сделать из транспортного двигателя , двигатель для истребителя . Но запорожцы уже делали двигатели с форсажной камерой - для китайцев , хоть и гораздо меньшей мощности . Но тут форсажную камеру и регулируемое сопло можно спокойно слизать с двигателя Фалкона . Вот и решение задачи , на которое специалисты Мотор-Сичи вполне способны .
                        А если гоготать без вдумчивого анализа , получится как в СВО . Помог дурносмех в 2022 г. ?
                        А ещё вспомните как над китайцами ещё лет 20 назад смеялись . Над "знаменитым китайским качеством" и неспособностью к творчеству . Гогот такой лишь сторонних наблюдателей рассмешит . ибо со стороны видней во что РФ превратилась за годы либерализма и феодо-демократии .
                        А Индонезия конечно идёт на риск . Но если всё получится (а оно точно может) , то они получат доступ к технологиям и будут собирать такие самолёты у себя .
                        Не забывайте , что очень многих специалистов и оборудования из КБ Антонова и Мотор-Сичи уже давно в Турции . И большая удача , что часть других специалистов таки перебралась в Россию и сейчас налаживают производство Д-18М для "Русланов" .
                        А в РФ за годы "свободы" своё двигателестроение чуть вовсе не угробили . Да и сейчас оно через раз дышит , кроме разве что двигателестроения для истребителей .
                      7. 0
                        28 июля 2025 12:18
                        Речь разумеется не в том , чтобы Д-436 с форсажной камерой сделать , а чтобы использовать его технологии для копипаста двигателя Фалкона .
                      8. 0
                        28 июля 2025 12:42
                        Не получится. У Д - 436, который всего лишь модификация древнего Д - 36, только два режима - взлетный и крейсерский. Соответственно
                        компрессор у него дозвуковой. У боевого движка - компрессор двухступенчатый и оптимизированный и для сверхзвука, и для дозвукового режима. Один из основных параметров боевого движка - температура в камере сгорания и на входе в турбину. Чем выше температура, тем выше КПД двигателя. Сейчас потолок 1654 градуса по Цельсию. Ну и степень сжатия 26 - 28, опять таки, для не военного движка такой сложный компрессор не нужен, он усложняет конструкцию и повышает стоимость. Для не военного двигателя, такие параметры не нужны, для него главный параметр - максимальный летный ресурс. Потому, чтобы оптимизировать не военный двигатель для военного самолета - проще сделать новый движок.
                      9. 0
                        28 июля 2025 15:12
                        Цитата: ТермиНахТер
                        чтобы оптимизировать не военный двигатель для военного самолета - проще сделать новый движок.

                        Цитата: bayard
                        Речь разумеется не в том , чтобы Д-436 с форсажной камерой сделать , а чтобы использовать его технологии для копипаста двигателя Фалкона .

                        Именно это я имею ввиду . И думаю что конструкторы создавшие линейку Д-436 вполне способны повторить двигатель Фалкона , используя свои знания по материаловедению , изготовлению лопаток , да и опыт создания многорежимных двигателей у них тоже есть , хотя и в меньших практических масштабах . Думаю что на момент оглашения турецких планов по привлечению этих специалистов , они уже как следует изучили тот образец , который им предстоит повторить . И очевидно что подтвердили свою способность и дали определённые обязательства . Иначе о таком даже турки трепать бы не стали .
                      10. 0
                        28 июля 2025 15:20
                        Повторяю, у эти двигателей общее только то, что они ТРДД и все. У запорожских движков температура на входе в турбину около 900 градусов Цельсия, у боевых около 1400. Надо заново считать всю "горячую" часть двигателя. Компрессор дозвуковой - надо заново считать всю "холодную" часть двигателя.
                      11. 0
                        28 июля 2025 18:35
                        Николай , ну не упрямьтесь Вы . Я же вам уже два раза повторил - не свой двигатель адаптировать туркам , а сделать копию двигателя Фалкона используя свой опыт проектирования и производства двигателей . Взяли двигатель с F-16 , разобрали , взяли пробы где надо и сделали точно так же .
                        Цитата: ТермиНахТер
                        на входе в турбину около 900 градусов Цельсия, у боевых около 1400.

                        Ну вы посмотрели температуру на маршевом режиме . А на взлётном ? У того же ПД-14 она на взлётном режиме вполне себе как у истребителя . К тому же у них есть опыт создания для китайцев двигателя с форсажной камерой АИ-222-25 , для их сверхзвукового учебно-боевого . И они вполне себе справились .
                        Я просто предлагаю относиться к противнику СЕРЬЁЗНО .
                        Накидались уже шапками , победили посвистом .
                      12. 0
                        28 июля 2025 18:52
                        Химический анализ детали дает только то, из чего она сделана. Какова технология изготовления? Какие режимы закалки, отпуска, нанесения защитных покрытий ? Ответов нет. ПД - 14 - новейшая разработка, там все параметры очень высокие. У зарубежных аналогов тоже. АИ - 222 - 25 Ф - это для учебно - боевого, к тому же - это старье, сделанное на базе АИ - 22. Мы говорим о двигателе, как минимум 4-го поколения. Это совсем другое.
                      13. 0
                        28 июля 2025 19:14
                        Во всяком случае туркам они сказали что смогут , а сейчас уже крупный предзаказ от инозаказчика .
                      14. 0
                        28 июля 2025 12:35
                        У индонезийцев шикарный выбор - и Россия, Юж. Корея, и США, и Франция. Так что, если турки не обманут с деньгами, в случае провала программы, то они рискуют потерять только время и больше ничего.
                      15. 0
                        28 июля 2025 15:15
                        Значит в Индонезии считают что у них есть время подождать результата . И что рискуют они не многим .
                        У нас они смогут купить только после СВО и если произойдёт нормализация отношений по меньшей мере с США .
        2. +1
          27 июля 2025 18:06
          Цитата: ТермиНахТер
          А воевать, не дай Бог, придется, будут воевать солидарностью? Слепить планер не так уж сложно. Сложнее двигатель и БРЛС. Рассчитывать на движок от Ф - 16 - вариант так себе. Сегодня американцы продают движки, завтра запретили и движки и запчасти - что делать?

          Похоже вы живёте паметью о победе при Синопе. Турецкая оборонная промышленность уже достаточно сильный игрок и ее продукция хорошо раскупается. Они не под санкциями, поэтому почему бы и не применять импортные комплектующие.
          Вот например из телеги ( военный осведомитель), тоже про комплектующие, только китайские и в нашем дроне........

          ГУР опубликовало детальный разбор нового российского дрона-приманки.

          Несмотря на основную функцию ложной цели, дрон также может нести боевую часть весом до 15 кг.
          Из разбора следует, что почти половина комплектующих дрона производства китайской компании CUAV Technology:

          ▪️Двигатель и электронный модуль зажигания DLE-60.
          ▪️Сервоприводы KST.
          ▪️Видеокамера Razer производства Foxeer Technology.
          ▪️Модуль передачи данных Mayatech RFD900X (используется китайская копия от RFDesign).
          ▪️Видеопередатчик ReadyToSky.
          ▪️Регулятор питания Hobbywing Technology.
          ▪️Аккумулятор HRB Power.

          Двигатели DLE ранее уже использовались в дронах-камикадзе «Гербера» и приманках «Пародия». Сервоприводы KST использовались в дронах-камикадзе «Герань-2», V2U и модулях УМПК.

          Вот и подумайте, как будем выпускать дроны если обрежут поставки комплектующих. Хотя у "эффективных" менеджеров всегда найдутся выставочные образцы по любой тематике.
          1. +2
            27 июля 2025 18:27
            Я работаю на авиамоторостроительном заводе и прекрасно осознаю все широту широт и глубину глубин, в отличии от турецких лохмандеев, которые метут своими дурными языками и даже не понимают, что они городят. Даже двигатели 4 - го поколения, производят несколько стран в мире, 5 - го поколения - ОДНА, Россия и Китай - где-то рядом. А тут, вчера помидоры на базаре продавал, а сегодня он двигатель 5 - го поколения собрался делать))) объясняю, для тех, кто на бронепоезде. Движок 5 - го поколения - это авиамоторостроительная школа (десятки лет, тысячи ученых, конструкторов в самых различных сферах), 15 - 20 лет работы и десятки миллиардов долларов, а не 10, как помидорные собрались))) и никто им новейшие разработки не даст. "Роллс - Ройс" поучаствует))) за турецкие деньги, что-то наработает для себя, а потом скажет до свидания)) наглядный пример AUKUS - наобещали лохам с три короба и дальше обещаний НИЧЕГО)))
            1. -1
              27 июля 2025 18:52
              Цитата: ТермиНахТер
              Я работаю на авиамоторостроительном заводе и прекрасно осознаю все широту широт и глубину глубин, в отличии от турецких лохмандеев, которые метут своими дурными языками и даже не понимают, что они городят. Даже двигатели 4 - го поколения, производят несколько стран в мире, 5 - го поколения - ОДНА, Россия и Китай - где-то рядом. А тут, вчера помидоры на базаре продавал, а сегодня он двигатель 5 - го поколения собрался делать))) объясняю, для тех, кто на бронепоезде. Движок 5 - го поколения - это авиамоторостроительная школа (десятки лет, тысячи ученых, конструкторов в самых различных сферах), 15 - 20 лет работы и десятки миллиардов долларов, а не 10, как помидорные собрались))) и никто им новейшие разработки не даст. "Роллс - Ройс" поучаствует))) за турецкие деньги, что-то наработает для себя, а потом скажет до свидания)) наглядный пример AUKUS - наобещали лохам с три короба и дальше обещаний НИЧЕГО)))

              Вы знаете, не один вы причастны к авиационной тематике. Я тоже заканчивал авиационный и первые годы работал на авиазаводе в Новосибирске ( Су-24, сейчас Су-34) и у меня много однокурсников ещё работает на других авиазаводах. Ситуацией владею к какой то степени. Я к
              тому - дорогу осилит идущий. Сейчас достаточно серьезные компьютерные программы и мощные ПК, время кульманов т ватмана, давно в прошлом. Симуляция полетов и проектирования давно вышла вперед. Так что надо быть скромней и уважать результат других стран.
              1. +1
                27 июля 2025 19:38
                Вы полагаете, что в Индии нет компьютеров и денег?) "Теджас" - наглядный пример. При этом, индейцы гораздо скромнее, они на пятое поколение и не замахивались. И у них не малый опыт эксплуатации и ремонта, и крупно узловой сборки машин 4 - го поколения. Почему вы думаете, что турок выйдет лучше? Больше чем уверен, что все это будет долго, дорого и не факт, что получится.
  6. -2
    27 июля 2025 18:02
    А чего не "Шах и Мат"? yes laughing