Музей, в котором мне хотелось побывать с 1961 года… Слепки и подлинники

5 716 33
Музей, в котором мне хотелось побывать с 1961 года… Слепки и подлинники
Царская семья во главе с Николаем II и меценат Юрий Нечаев-Мальцов на церемонии открытия музея, 1912 год


— Я поведу тебя в музей!
— Сказала мне сестра.
Вот через площадь мы идем
И входим наконец
В большой, красивый красный дом,
Похожий на дворец.




Сергей Михалков


Национальная гордость России. А было так, что не так давно мне наконец-то удалось побывать в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, куда моя душа стремилась ровно 64 года и всё никак не попадала. Первый раз мы прошли мимо него с мамой, оказавшись в Москве проездом в Ленинград. Но… Надо было выбирать: музей или Кремль, и, разумеется, мы выбрали Кремль. Потом… Потом проходил мимо него бессчетное количество раз, но… Время, время, время. Именно его на посещение этого музея мне и не хватало. Предпоследний раз были там с женой и внучкой, но вход загораживала такая солидная «делегация» китайцев, что ни пройти, ни проехать.

А тут вдруг повезло! Приехал в Музей нумизматики, стал проходить мимо и — о счастье, видимо, из-за мерзкой погоды (дождь, ледяной ветер) у входа в музей не было никого. Да и внутри практически было пусто. Ну а там душу-то и отвел. И увидел в нем много такого, о чем, как мне кажется, стоило бы рассказать и читателям нашего сайта. Но прежде немного истории самого этого музея, которая самым тесным образом связана с историей нашей страны.


Впрочем, история — историей, но сейчас мы с вами посмотрим на экспонаты Пушкинского музея, вызвавшие именно мой интерес и определенным образом связанные с тематикой сайта. Вот, например, этот топор-молот ритуального предназначения. В пояснении написано: «Нефритоид(?), жадеитит(?), лазурит; позолота». А также вот еще что: «Ритуальные топоры-молоты были широко распространены в Европе и на Кавказе с эпохи ранней бронзы по конец II тыс. до н.э.».

Представленные экземпляры выделяются не только совершенством формы, высочайшей степенью полировки, но и тончайшей рельефной орнаментацией, имитирующей декор металлических топоров. В галогеновом свете на двух из четырех топоров заметны следы позолоты! Топоры следует считать ритуальными, подобно находкам из Аладжи-Ююк и Эскияпара в Анатолии, хотя Карл Блеген, раскапывавший Трою в 1932–38 гг., считал их боевыми, сделанными в царских мастерских для дворцовых нужд! Работа, конечно, просто потрясающая!


Шлем иллирийского типа, VI век до н.э. Бронза


А вот это «наш шлем», с Северо-Западного Кавказа, III–I в. до н.э. Тоже бронзовый, кованый…

Халкидский шлем с нащечниками, IV-III/II вв. до н.э. и тоже Кавказ


Конический шлем с Кавказа, II-I вв. до н.э. Медь, ковка

И опять же, было так, что на рубеже XIX—XX веков в Российской империи начали появляться первые частные художественные галереи. Страна вступила в эпоху империализма, капиталисты начали получать сверхприбыли, и сразу появились меценаты и предприниматели, вкладывавшие деньги в искусство. Хотя идею создания Музея изящных искусств при Московском университете впервые еще в 1831 году предложила княгиня Зинаида Волконская, которую поддержал профессор Степан Шевырёв. В 1858-м профессор археологии и искусствоведения Карл Герц выступил с аналогичным предложением, вот только денег на его реализацию не нашлось.


Стела с двумя воинами в шлемах. Найдена на Таманском полуострове. Оригинал. Третья четверть IV в. до н.э.


Еще один мой старый знакомый – фигура правителя города Горгиппия из музея в Анапе. Но в Анапе стоит копия. Подлинник здесь, в Москве!


Надгробие воина с очень характерным щитом. Боспор. Конец II—начало I века до н.э. Известняк

А потом в 1894 году Иван Цветаев, отец поэтессы Марины Цветаевой, на Первом съезде русских художников и любителей художеств в очередной раз выступил с предложением по созданию учебного музея, устроенного по аналогии с «Кабинетом изящных искусств и древностей» при Московском университете. Задачей музея должен был стать показ развития искусства от древних времён до эпохи Средневековья и Возрождения.


Мне всегда была очень интересна история Трои и знаменитого «клада Приама». И вот предметы из этого клада прямо перед глазами. Диадема, украшенная пуансонным орнаментом; отверстия на концах ленты использовались для продевания шнурка, которым диадема завязывалась на затылке. Подобные узкие и орнаментированные ленты-диадемы известны как в Трое, так и на памятниках Эгейского бассейна и Анатолии.


Еще одна впечатляющая диадема с подвесками в форме «идолов» (диадема большая), золото. Существует гипотеза, что троянские диадемы могли служить для украшения культовых фигур в мегаронах. Довольно значительная высота центральной части диадем предполагает, что они могли монтироваться на головном уборе из ткани или на прическе. Спрашиваю сотрудницу в зале: «Почему так мало экспонатов из «клада» выставлено и… ведь это же явно гальванокопии, уж очень «золото» на них «желтое». А она мне: «Это чистое золото! Зачем копию-то делать? А неполный клад потому, что его разделили. Часть предметов ушла в «золотую комнату» Эрмитажа». «А почему?» «Потому что…» «Но разве не опасно хранить такую ценность вот так… просто?!» «Просто? Стекло пуленепробиваемое, кругом датчики и камеры. Так что не беспокойтесь!» «И вот так с того времени и хранится?» «Да, так и хранится!» «А закон о реституции?» «Пусть «янтарную комнату» отдадут, тогда и говорить будем»… Словом, очень интересно пообщались. Кстати, серьги, найденные вместе с диадемой, достаточно редки, однако известны и в кладах Троады, и Центральной Анатолии. То есть это совершенно местное украшение!


Золотая фляжка для благовоний. Очень похожа на керамические сосуды из Трои…


Ладьевидный кубок с двумя ручками. Золото. Точных аналогий среди сосудов эпохи бронзы в Эгейском мире не имеет. Вероятно имел ритуальное значение…

12 марта 1898 года макет здания нового Музея изящных искусств Цветаевым был представлен императору Николаю II. И наш император проект одобрил, хотя и дал на строительство всего 200 000 рублей. Но тут нашлись инвесторы, которые, увидев интерес государя к проекту, тоже начали вкладывать в него деньги, причем немалые. Например, Римский зал оплатила семья князей Юсуповых, а за копию Пергамского алтаря выложил деньги архитектор Фёдор Шехтель. А вот богатая Варвара Алексеева внесла 150 000 рублей, хотя и с условием, что музей получит имя отца императора — Александра III.


Меня всегда привлекала египетская культура. И вот удалось рассмотреть коллекцию мумий в полном одиночестве…


Все саркофаги и их содержимое прямо перед вами!


Мумия женщины в позолоченной маске. Явно была не из простых крестьянок!


А это золотая погребальная маска женской мумии. Птолемеевский Египет, I век до н.э.

Здание начали строить в конце 1898 года, и тогда же был организован Комитет по устройству Музея изящных искусств имени Александра III. Понятно, что первым председателем комитета стал представитель царской фамилии — в данном случае им стал великий князь Сергей Александрович. Заместителем председателя для решения всех деловых вопросов был назначен промышленник Юрий Нечаев-Мальцов, ставший также главным спонсором музея. Ну, а секретарём комитета был единогласно избран Иван Цветаев.


Внешний саркофаг царского писца Имхотепа. Период Птоломеев, IV-III вв. до н.э. Известняк

Конкурс на лучший проект здания для музея выиграли молодой архитектор Роман Клейн и главный инженер Иван Рерберг. Началось строительство, но произошедший в 1904 году пожар уничтожил большую часть готовых построек. Но, что самое обидное, при этом погибло более 175 ящиков со слепками артефактов, сделанных в соборе Святого Марка в Риме. Деньги на восстановление поврежденного здания многие спонсоры давать отказались, но его все же восстановили на средства Нечаева-Мальцова. В итоге строительство закончили к 1912 году, причем здание музея стало последним сооружением в Москве с использованием неогреческих элементов. Кстати, стеклянные своды в музее спроектировал никто иной, как Владимир Шухов. Благодаря им на экспонаты падает естественный свет, что имеет значение для их восприятия.


Очень красивый саркофаг. Но… интересен не столько он, сколько лежащая перед ним мумия… кошки!


Вот она крупным планом!

Самое интересное, что музей стал хранилищем просто потрясающего количества копий выдающихся произведений искусства. Для него в самых известных музеях мира были заказаны гипсовые слепки со скульптур как раннего средневековья и эпохи Возрождения, так и с ассирийских, греческих и римских. С ценнейших произведений искусства снимались формы, в которые затем заливали гипс и потом склеивали и отделывали под мрамор. Таким образом, новый музей получал точные гипсовые копии фигур, изначально сделанных из самых разных материалов: мрамора, песчаника, гранита. Но хватало и подлинников: это были, например, античные вазы, целая коллекция египетских артефактов и даже итальянские иконы XIII—XIV веков.


Плакальщики. Новое царство, период правления 18 династии, ок. 1333 – 1319 гг. до н.э. Саккара. Известняк

Существует легенда, что первым посетителем музея, еще закрытого для публики, стал… истопник Алексей, попросивший Ивана Цветаева показать ему музей, ведь в начале XX века в такого рода учреждения культуры простолюдинам вход был воспрещён. Официально же Музей изящных искусств имени Александра III был открыт 31 мая 1912 года. На нем присутствовали Николай II, его мать Мария Фёдоровна и дочери: Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. В этот же день Юрий Нечаев-Мальцов был награжден орденом Белого орла за вклад в дело развития отечественной культуры, а Иван Цветаев стал первым директором новооткрытого музея.


Раньше видел это ложечку для косметики только лишь в книгах по египетскому искусству. А она вот какая…


Туалетные принадлежности египтян


Оружие древних египтян и… фигурки богов-покровителей, которые держали в домах, так же как сегодня люди держат в домах иконы с изображением святых…

Интерес у образованных людей столицы, да и России вообще, музей вызвал просто огромный. Достаточно сказать, что в среднем в будние дни музей тогда посещало по 700—800 человек. А по выходным — 2500 человек. Среди посетителей были преподаватели и студенты, представители интеллигенции и лица духовного звания. Срочно издали наборы открыток с видами залов музея, и они продавались очень хорошо.


Лодка с фигурками древних египтян. Это же сколько их они понаделали, если до нас дошла целая флотилия таких лодок рассеянная по самым разным музеям. Вот и нам одна такая лодка досталась. И, скорее всего, есть ей подобная и в Эрмитаже!

Продолжение следует…
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    Сегодня, 05:46
    12 марта 1898 года макет здания нового Музея изящных искусств Цветаевым был представлен императору Николаю II. И наш император проект одобрил, хотя и дал на строительство всего 200 000 рублей. Но тут нашлись инвесторы, которые, увидев интерес государя к проекту, тоже начали вкладывать в него деньги, причем немалые. Например, Римский зал оплатила семья князей Юсуповых, а за копию Пергамского алтаря выложил деньги архитектор Фёдор Шехтель. А вот богатая Варвара Алексеева внесла 150 000 рублей, хотя и с условием, что музей получит имя отца императора — Александра III.
    (В.Шпаковский)

    12 марта 1898 года Цветаев представил проект здания московского Музея изящных искусств императору Николаю II. Предпоказ макетов был назначен в царской бильярдной, где на столах можно было разместить крупные макеты. Император одобрил проект, но выделил всего 200 000 рублей на строительство здания. Однако многие инвесторы, узнав об одобрении Николая II, также начали давать деньги на воплощение этого плана. Так, Римский зал был оплачен князьями Юсуповыми, а копия Пергамского алтаря — архитектором Фёдором Шехтелем. Купчиха Варвара Алексеева выделила около 150 000 рублей при условии, что музей будет носить имя отца императора — Александра III[9][10][11].
    ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Государственный_музей_изобразительных_искусств_имени_А._С._Пушкина)

    Г-н Шпаковский! А статью в Википедии тоже вы написали?
  2. +4
    Сегодня, 05:50
    Благодарю Вячеслав...порадовали блестящей экскурсией по экспонатам и истории музея...фото замечательные.
    Окунулся на короткое время в эпоху древнего мира.
    Появилось какое то неуловимое чуство ностальгии по героям представленных в экспонатах.
    Как хорошо что есть такие музеи в нашей стране и неравнодушные люди их сохраняющие. hi
    1. +7
      Сегодня, 06:37
      А есть ещё мини-музеи в небольших городках, где хранится память об истории и культуре родного края, где вместо кассы на входе лежит картонная коробка для "кто что подаст", а служащие носят одежду, которой лет 20, и годовое содержание этого музея стоит в десятки раз дешевле какой-нибудь двухчасовой телепидорачи со "звёздами".
      1. +6
        Сегодня, 07:03
        А есть ещё мини-музеи в небольших городках, где хранится память об истории и культуре родного края

        В текущем году повезло попасть в Орский краеведческий музей. Понравилось.
        Постараюсь выложить несколько фотографий:
        1. +4
          Сегодня, 08:18
          Цитата: Коте пане Коханка
          Орский краеведческий музей

          да, нечасто этот город светится в географическом плане... но личные ассоциации имеются : орск был местом эвакуации семьи моего деда после начала вов
          спасибо за фото... даже не представляю, что сейчас в краеведческом музее моего родного города (западная украина) деется (где, кстати, была и фотография того самого деда и которой, как оказалось, небыло в семейном архиве)
  3. +5
    Сегодня, 06:50
    Спасибо Вячеслав за экскурсию!
    Удивительно, но аналогично Вам не нашел времени сходить в Пушкинский музей,. В следующий раз когда буду в столице надо данное недоразумение исправить.
    Всем хорошего дня!
    1. Комментарий был удален.
    2. +6
      Сегодня, 07:10
      Вячеслав Олегович, присоединяюсь к Владиславу.
      Очень хороший музей (но не Эрмитаж good ) хоть знаю его наизусть, бываю раз в полгода, то с ребенком, то с гостями.
      Добавлю, что в Русском музеи еще и огромная коллекция живописи.
      Лично для меня: самая большая коллекция тканей византийского периода в мире, наряду с Лионом и Лувром.
      hi
      1. +4
        Сегодня, 07:33
        Утро доброе Эдуард!
        Эрмитаж - отдельная «строчка» музейной вези нашей страны.
        Столичные музеи страдают (условно) назовем это - «снобизьмом», питерцы - сумели избежать этого. Честно, как человеку с периферии - подобное видно за версту. Особое неприятие вызывают кремлевские музеи. Что то спросить, узнать от «музейщика» - невозможно. Проще разговаривать с сотрудниками ФСО - личный опыт. Аналогичное впечатление вызвало посещение Государственного исторического музея. Единственное светлое пятно из столичных больших музейных комплексов - Третьяковка. Частные музеи столицы на порядок проще, хотя в некоторые из них вложено не меньше денег, чем …
        Подобрал слово чем отличаются музеи столиц - душой!
        Все выше написанное мое личное мнение.
        1. +4
          Сегодня, 07:45
          Доброе утро Владислав!
          Наверное.
          Мой любимый музей в Москве - ГИМ.
          Как то водил туда своего с друзьями, рассказывал, но мелкие устали (лет 6 им было). Говорю, ну все, пошли чай пить с пирожками.
          А несколько взрослых, которые за нами шли и слушали, говорят, как? А дальше не будете рассказывать, у Вас так интересно...
          1. +4
            Сегодня, 08:53
            При ГИМе сейчас функционирует музей Отечественной войны 1812 г. Там выставлена полная коллекция полотен Верещагина посвященная этой войне. Время от времени хожу туда только ради неё. А какие в ГИМе картины! Был там месяц назад, бродил по залам рассматривая только живопись.
            1. +4
              Сегодня, 10:37
              Мой любимый музей в Москве - ГИМ.

              Наш сайтовский коллега "Морской Кот" служил научным сотрудником отдела Огнестрела в ГИМ. К сожалению в том году Константина не стало.
          2. 0
            Сегодня, 15:28
            А несколько взрослых, которые за нами шли и слушали, говорят, как? А дальше не будете рассказывать, у Вас так интересно...
            Случай был несколько лет назад..
            Собрались мы как-то с Михайловыми, Сергеем и Николаем (не родственники, если кто не знает) в музей Суворова. Ходим по экспозиции, громко обсуждаем экспонаты, многословно дополняя таблички под ними. Через какое-то время к нам подходит сотрудница музея и говорит: мужчины, нельзя ли потише, у нас экскурсия начинается. Тут кто-то из нас возьми и ляпни: пусть к нам идут, с нами интересней!
            Смутили конечно тетушку, но ведь с нами действительно было бы интересней!
            1. 0
              Сегодня, 15:32
              Собрались мы как-то с Михайловыми, Сергеем и Николаем (не родственники, если кто не знает) в музей Суворова.

              Приветствую Антон! Класс!
        2. +6
          Сегодня, 08:48
          Будучи москвичем, не хочу голословно возражать Вам про столичные музеи, все это присутствует. Однако я часто разговариваю в залах с работниками и довольно редко встречаю неприязнь к себе. Возможно сказывается возраст, мне скоро 70. Но в крупных музеях на базе дворцов, в обеих столицах, меня раздражает новая мода брать отдельную плату за посещение различных флигелей, павильонов, и даже частей дворца! В результате приходится брать отдельные билеты. Только в главном здании Екатерининского дворца в Пушкине 5 разных музеев! Бред. А есть ещё и флигели, как минимум 4, и за каждый отдельно плати.
          1. +2
            Сегодня, 09:53
            Цитата: Сергей Валов
            новая мода брать отдельную плату за посещение различных флигелей, павильонов, и даже частей дворца

            а нет какого-то музейного "проездного", карты визита музеев комплекса / города ?.. в целом, ессно, заметно дороже, но если посчитать отдельные билеты, много дешевле...
            1. +2
              Сегодня, 09:56
              Сейчас каждый музей - это отдельное государство, каждый делает что хочет. Бывает есть общий билет на все, бывает такого билета нет.
        3. +3
          Сегодня, 08:51
          Цитата: Коте пане Коханка
          спросить, узнать от «музейщика» - невозможно. Проще разговаривать с сотрудниками ФСО ... Подобрал слово чем отличаются музеи столиц - душой!

          это "5" ! да вас цитировать можно, господин хороший :)
        4. +1
          Сегодня, 09:26
          Что то спросить, узнать от «музейщика» - невозможно. Проще разговаривать с сотрудниками ФСО -

          А это своего рода комплекс,комплекс *центровой обслуги*.Типа,вот стою я такая сама из себя важная в самом центре Москвы,и вдруг!Фи,провинциал,да ещё с вопросами!Есть увы такая порода людей из-за которых и складывается мнение о москвичах.Приветствую Влад!Будешь в Москве,съезди в *Царицыно*.Очень красиво! hi
          1. +1
            Сегодня, 14:54
            Цитата: АрхиФил

            А это своего рода комплекс,комплекс *центровой обслуги*

            М.б. всё проще - они просто не могут ответить, если выбор сотрудника на место диктуется прежде всго анкетными данными, или знакомством с теми , кто эти анкеты фильтрует. Страх показать себя некомпетентным порождает такой стиль общения, когда спрашивающий чётко осознаёт незаинтересованность собеседника в разговоре.
            1. +1
              Сегодня, 14:59
              М.б. всё проще
              хз,знаю одно,на такую должность.....нет,сэр,не пошёл бы.*Прислуживться тошно....*.Не моё!Точно и однозначно.
    3. +4
      Сегодня, 08:35
      В Москве появилось за последние 20 лет много интересных музеев, в том числе частных, перечислять их бессмысленно. Скажу про один - Собрание. Попасть туда сложнее чем в Алмазный фонд в Кремле, но он того стоит! Описывать его не буду - желающие зайдут на его сайт и все узнают сами. Весьма рекомендую.
      1. +1
        Сегодня, 09:10
        Весьма рекомендую.

        Уважаемый Сергей,а как Вам *Царицыно*?Бывали там? hi
        1. +3
          Сегодня, 09:30
          Я там бывал десятки раз - с детства. Прекрасно помню дворец в руинах, точнее недостроенный. Неоднократно бывал и в нынешнем музее. Скажу честно - не мой музей. В самом музее, в самом первом зале, меня привела в восторг коллекция бюстов русских князей и императоров - более пятидесяти. Императоры стоят за Михалковым в его передаче Бесогон. Парк прекрасный.
          1. +1
            Сегодня, 09:39
            Я там бывал десятки раз - с детства.

            Стоп,стоп,стоп,дружище!Так Вы из наших,из местных?О!Руины и я помню,как помню и утренний туман над прудом во время рыбалки на Верхнем пруду,пляж с лодочной станцией всегда заполненный,и?Дачи когда спускаешься от Радиальной к пруду.
            меня привела в восторг коллекция
            А меня взбесили статуи Казакова и Баженова в *цвете*,помните?
            Парк прекрасный.

            К сожалению из него ушла душа,душа этого прекрасного места.Слишком....прилизано. hi
            1. +3
              Сегодня, 09:43
              Я не местный, я с другой окраины Москвы, просто нередко там бывал. У меня из окна Кусково видно. То что там сейчас все через чур прилизано согласен. Но пусть уж так чем былая разруха. За все приходится платить - либо первозданные руины, либо новодел, который не всех устраивает.
              1. +2
                Сегодня, 09:48
                Но пусть уж так чем былая разруха.

                По поводу разрухи можно подискутировать,но?Как бизнес проект?На *5*! bully Но всё-таки романтика ушла...к сожалению. recourse
            2. +1
              Сегодня, 09:44
              душа,душа

              Всё началось с поджёга дачи Муромцева,в 2010-м году.
  4. +3
    Сегодня, 08:28
    При Пушкинском музее есть Клуб любителей истории, для детей 5 -7 классов. Дети туда ходят 1 - 2 раза в месяц. С ними проводятся примерно 1,5 часовые экскурсии по залам музея. Все это бесплатно, уровень лекций высочайший. Пока писал понял - а ведь пишу про то, что было 15 лет назад, когда водил туда свою младшую дочь. Как сейчас не знаю.
    Про отдалённый аналог Пушкинского музея в Питере могу сказать про музей Штиглица. Он мало известен, попасть в него можно только по записи, но весьма рекомендую. Тем более по своим размерам они сравнимы.
  5. +2
    Сегодня, 08:42
    выделяются не только совершенством формы, высочайшей степенью полировки, но и тончайшей рельефной орнаментацией, имитирующей декор металлических топоров

    как "технолог" сказал бы - литье :)
    а если серьезно, после знакомства с некоторыми работами давидовица по геополимеризации не удивился бы...
    перед ним мумия… кошки!

    в "семейной" гробнице со всем необходимым для дальней дороги, вероятно, не удивительно... но есть находки захоронений, где погребальные камеры заполнены мумиями кошек, многими десятками... если не ошибаюсь, их смысл пока так и не разгадан
    Раньше видел это ложечку для косметики только лишь в книгах

    аналогичное чувство испытал, когда впервые увидел "сидящего писца" в лувре и ранее также знакомого только по книгам (а первые впечатления еще от фотографии в школьном учебнике "история древнего мира")... долго не мог отойти от него и пойти дальше...
    1. 0
      Сегодня, 15:31
      Цитата: Rodez
      есть находки захоронений, где погребальные камеры заполнены мумиями кошек, многими десятками... если не ошибаюсь, их смысл пока так и не разгадан.

      Если они "служили" при храмах, то м.б. им в оплату было положено сохранение в грядущей жизни. Ну и мумификаторы, чтобы форму не терять , должны были тренироваться - почему бы не на кошках ? lol
  6. 0
    Сегодня, 09:29
    Вот, например, этот топор-молот ритуального предназначения. В пояснении написано: «Нефритоид(?), жадеитит(?), лазурит; позолота». А также вот еще что: «Ритуальные топоры-молоты были широко распространены в Европе и на Кавказе с эпохи ранней бронзы по конец II тыс. до н.э.».

    Как то Вы, Вячеслав Олегович, обезличили предметы из знаменитого клада Приама, которыми эти топоры (их там четыре) и еще ряд экспонатов в Вашей статье являются. Что удивительно, поскольку на сайте есть Ваша статья об этом кладе. А знаки вопроса стоят потому, что нефрит, жадеит и нефритоид визуально отличить очень сложно, а инструментальные исследования предметов клада Приама в Пушкинском музее до сих пор не проводились. До 1863 года нефрит и жадеит вообще считались одним камнем.
  7. +3
    Сегодня, 10:18
    Цитата: Коте пане Коханка
    Что то спросить, узнать от «музейщика» - невозможно

    Если "музейщик" - это дама-смотрительница, то иногда что-то и можно, но она и не обязана быть искусствоведом. Если речь об экскурсоводе, то это удивительно, в таких музеях очень профессиональные люди, своё дело знают хорошо.
    Тема о реституции - очень интересна. В Эрмитаже "перемещённые ценности" в 90-е годы впервые экспонировались, а на сегодняшний день включены в коллекцию музея, их можно найти в каталогах и на сайте. Там и Ван Гог, и Гоген, и Тулуз-Лотрек (из интересных мне лично периодов).
    В Пушкинском, увы, не так. На сайте музея в разделе "Коллекции" я до сих пор не могу найти ни "Иоанна Крестителя" кисти Эль Греко, ни нескольких полотен Дега, Манэ, Ренуара. Хотя Эль Греко выставлен, наконец (лет 6 не выставлялся, якобы реставрировали).
    В ГИМ (вернее, его филиале) проходила большая выставка парадного доспеха, выпущен каталог. Все экспонаты - вывезены в 1945 понятно откуда и чудом не возвращены вместе с Дрезденской галереей. Но в постоянную экспозицию их включать стесняются.
    А ведь Антонова была права: если мы вернём эти экспонаты, то должен начаться передел музейных ценностей во всём мире, египетские и греческие коллекции крупнейших европейских музеев должны вернуться туда, откуда они были или украдены, или скуплены за гроши и бусы.
  8. +2
    Сегодня, 11:43
    Шшикарнейший музеище, раз в 5 лет однозначно стоит туда заглядывать .Вячеслав, если не были -крайнейше рекомедую Музей Народов Востока. Опрределенно вам там очень понравится !