Подлинники и слепки. В музее им. Пушкина…

1 451 37
Подлинники и слепки. В музее им. Пушкина…
Сегодня мы продолжаем знакомство с экспонатами музея им. Пушкина в Москве, и путь наш лежит в зал истории Месопотамии, вход в который охраняется парой огромных крылатых быков-шеду с человеческими головами. А еще на стенах под самым потолком выставлены слепки с ниневийских барельефов, оригиналы которых хранятся в Британском музее в Лондоне. Глядя на них, и не скажешь, что это копии, а не подлинники. Но информации в них заключено вполне достаточно. Вот, например, здесь очень точно передан внешний вид именно ассирийской колесницы и нескольких ассирийских воинов…


Прошлое остается только здесь — в музее древностей,
Люди постепенно привыкают к чудесам,
Время наступает такое, что каждому — по потребности…
А у меня потребность — все вернуть по адресам.
Вот она, собственность разных людей.
Вещи, как вы сохранились? Я эту собственность сделал своей —
Но времена изменились.




Владимир Высоцкий


Национальная гордость России. Следует учесть, что шедевры мировой культуры в то время, когда создавался музей им. Пушкина (в 1912-1917 гг. Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете), просто купить было уже практически невозможно. Либо они стоили очень дорого. Поэтому-то создатели музея и решили заказать около двух тысяч (!) гипсовых слепков с произведений античной культуры. И это само по себе стало поистине легендарной работой. Ведь сделать точную форму для гипсового литья высотой с двухэтажный дом и с очень тонкой резьбой само по себе было исключительно сложной и нетривиальной задачей. Даже просто получить разрешение провести подобную работу в музеях мирового значения стоило немалых денег.

Так что хорошо, с одной стороны, что у нас был царизм и жестокая эксплуатация рабочего класса и крестьянства. Да, было… Кто-то надрывался, голодал… Когда заедали вши. Но благодаря этому элита подарила России этот музей со всеми его экспонатами. Что-нибудь подобное ему было сделано в СССР или в наше время? Нет, не было. Эрмитаж распродавали – это было, а так, чтобы собрать что-то подобное – нет. Разве что дополнили это собрание «золотым кладом Приама», да еще выставляли здесь же картины Дрезденской галереи, вывезенной в свое время в СССР и находившейся у нас на реставрации. Ну, и сегодня уже есть те, кто скупает за границей «яйца Фаберже» и возвращает их России.


Столб с текстом законов Хаммурапи, которые он получает от бога Шамаша вместе с жезлом и кольцом


А это один из двух быков, охраняющих вход. Можно себе представить тот объем работы, который потребовался для того, чтобы снять формы с таких же быков-оригиналов, залить в них затем гипс и отделать его под натуральный камень. Теперь эти «слепки» ценны уже сами по себе


Крылатые быки Шеду из дворца Саргона II. Древняя Месопотамия. Британский музей, Лондон. Сегодня англичане вряд ли разрешили бы нам снимать с них копии… да и не только с них!


Ассирийский шлем. Это подлинник, а не копия. Вообще в этом зале копиями являются все большие экспонаты. Мелкие – подлинники


Барельеф с ассирийской конницей


Барельеф с ассирийскими колесницами


Шумерский жрец. Да, но кто такой «жрец», что означает это слово? Неужели человека, который всё время… ест?

Ну а в то время граждане России щедро делились с Родиной своими культурными ценностями. Так, египетскую коллекцию в 1909—1911 годах музей купил у известного востоковеда Владимира Голенищева, о котором здесь на ВО была большая статья. Собрание итальянской живописи и предметов искусства XIII—XV веков передал музею дипломат Михаил Щёкин, а великая княгиня Елизавета Фёдоровна и меценат Дмитрий Хомяков — итальянские скульптуры XVI—XVII веков. Забавно, но в музее это были первые подлинники, а так по большому счету все его скульптуры — это… «подделки», хотя и сделанные официально, с указанием «копия». Археологом Алексеем Бобринским были также переданы музею образцы французского художественного литья XVIII—XIX веков.


Копия «Богини со змеями». Подлинник в археологическом музее Гераклиона на Крите


Золотая маска из «златообильных» Микен тоже копия. Гальванокопия


Ритуальная голова быка с древнего Крита. Копия. Подлинник в археологическом музее Гераклиона

Ну и много всего другого приобреталось у людей, имевших полное право выезжать из страны и отнюдь не бедных, и покупавших по своему собственному желанию ценнейшие произведения искусства. И ясно, что граждане СССР, даже если они и выезжали за рубеж, ни о чем подобном не могли даже и мечтать, да и было это им просто «не по средствам». В общем, как учит нас наука диалектика, во всем плохом есть и что-то хорошее, и во всем хорошем немало плохого!


Прекрасно изготовленные копии бронзовых кинжалов из Микен, XVI в. до н.э. Подлинники – в Национальном археологическом музее в Афинах


Инкрустация одного из клинков


Завитки…


А здесь просто «цветочки»


Ребро жесткости

После революции 1917 года музей пришёл во временное запустение. Не до него тогда было. Но первая послереволюционная экспозиция в его стенах открылась уже в 1920 году и представляла собой конкурсную выставку проектов памятника «Освобождённому труду». Причем на ее открытии присутствовал и Владимир Ленин, что подтвердило статус музея как одного из главных центров культурной жизни Москвы. А с началом НЭПа в 1921 году при музее открыли даже мастерскую, где выпускались скульптуры для украшения общественных мест, например, такие, как «Девушка с веслом», для ЦПКиО имени Горького.


Переходим в залы со скульптурами Древней Греции, и там их столько, что просто разбегаются глаза. Но начнем мы с реконструкции западного фронтона храма богини Афины в Ахайе на острове Эгина. В Пушкинском музее его можно увидеть как целиком, так и в виде отдельных скульптур, входящих в его общую композицию. Вот так он выглядел в дни «своей молодости»…


Крупный план…

Интересно, что до 1920—1930-х годов живописи в музее не было. Но затем в него перенесли художественную коллекцию Румянцевского музея. А в 1924-м к ней добавили еще и коллекции из бывших собраний Генриха Брокара, Сергея Щукина, Ивана Шувалова, Юсуповых, экспонаты Государственного музейного фонда, музеев Ленинграда, а позднее из Музея иконописи и живописи Ильи Остроухова. Пополнили его фонды и произведения искусства из Исторического музея, Третьяковской галереи и даже Эрмитажа.


Лучник. Слепок, гипс. Дар К.Т. Солдатенкова, 1893 г. Подлинник: около 500-490 до н.э.; мрамор; хранится в Глиптотеке, Мюнхен


Сраженный воин с восточного фронтона этого же храма. Дар К.Т. Солдатенкова, 1893 г. Подлинник: около 500-490 до н.э.; мрамор; хранятся в Глиптотеке, Мюнхен


Гермес. Слепок, гипс. Подлинник: II век н.э.; мрамор; хранится в музеях Ватикана, Рим. Восходит к греческой статуе второй четверти V века до н.э.

В том же 1924 году музей переименовали в Государственный музей изящных искусств. Вместе с новым названием музей получил также правительственный план по своему развитию, в соответствии с которым музей должен был стать местом собрания образцов мирового изобразительного искусства. Работу по созданию картинной галереи доверили учёным Николаю Романову, Абраму Эфросу и Виктору Лазареву. В 1932 году название музея изменили в очередной раз. Теперь он стал Государственным музеем изобразительных искусств, а в 1937-м ему наконец-то присвоили привычное нам сегодня имя Александра Пушкина — в честь 100-летия памяти великого поэта.


Одним из объектов моего постоянного интереса являются эффигии – надгробные скульптуры. И в музее им. Пушкина они тоже есть. Вот эффигия графа Випрехта фон Гройча. Слепок. Гипс, тонированный под раскрашенный камень. Подлинник: около 1230 – 1240; песчаник; подлинник в церкви Святого Лаврентия, Пегау, Германия


Эффигия Гвидарелли. Около 1455–1512 гг. Слепок. Гипс, тонированный под мрамор. Подлинник: 1525; мрамор; хранится в Художественном музее Равенны

Когда началась Великая Отечественная война, коллекции музея вывезли в Новосибирск и Соликамск. Зданию сильно «досталось» в результате попадания авиабомб. Поэтому уже в 1944-м были начаты работы по его восстановлению и реконструкции. Ну а первую послевоенную выставку в нем открыли уже 3 октября 1946 года.


Здесь же можно увидеть и вот такие прекрасные вещи: шлем и поножу гладиатора. Бронза, литье. Подлинники I века н.э.; найдены в Помпеях; аналоги хранятся в Национальном археологическом музее Неаполя


Шлем крупно слева


Шлем крупно справа

После 1948 года в экспозиции музея появились такие всемирно знаменитые работы, как «Бульвар Капуцинок в Париже» Клода Моне, «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега, «Обнажённая» Пьера Огюста Ренуара, «Мост через Марну в Кретее» и два вида горы Сен-Виктуар Поля Сезанна, «Красные виноградники в Арле» и «Прогулка заключённых» Винсента Ван Гога, полотна Анри Матисса, Поля Гогена, Пьера Боннара, Андре Дерена и Фернана Леже.

Но в 1949-м экспонаты были убраны в подсобные помещения, а в музее открыли выставку подарков, присланных Сталину к его 70-летию. Чего тут только не было: и ковры, и картины с изображениями генсека, и его скульптурные изображения из всех видов поделочных материалов. Но пришел 1953 год, и всё это убрали в запасники. Зато в 1955-м в музее открыли выставку полотен из Дрезденской картинной галереи, которые советские солдаты вывезли из Германии в СССР и над реставрацией которых в это время работали в музейной мастерской.

26 октября 1956 года в музее открылась выставка картин Пабло Пикассо, которую организовал его близкий друг писатель Илья Эренбург. Советские власти разрешили ее по политическим соображениям. Прежде всего из-за участия Пикассо в международном коммунистическом движении, а так вряд ли его «голубой период» мог воодушевить хотя бы кого-нибудь из руководства партией и страной в этот период. Более того, в 1962 году Пикассо был удостоен премией «За укрепление мира между народами» (медаль вручал опять же Илья Эренбург в имении художника близ Мужена). Три недели шла выставка в Москве, а затем ее перевезли в Ленинград и показали в Эрмитаже.


Прекрасно выполненный макет Афинского Акрополя. Реконструкция, гипс. Макет в масштабе 1:425 выполнен в 1900 году скульптором Генрихом Вальгером. Научным консультантом выступил исследователь Акрополя Афин, немецкий археолог Вильгельм Дёрпфельд

С середины 1970-х годов Пушкинский музей вновь становится одним из самых важных центров культурной жизни Москвы. В 1974 году здесь выставляется портрет Джоконды Леонардо да Винчи из Лувра, в 1975 году — более ста картин из собрания Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Затем, уже в 1981 году, в музее проходит советско-французская выставка «Москва — Париж» с картинами художников-авангардистов Василия Кандинского, Павла Филонова, Владимира Татлина, Казимира Малевича. На выставке побывал и Леонид Брежнев, что открыло дорогу для русского авангарда в российские музеи.


Ну и под конец едва ли не самые зрелищные скульптуры. Голого Давида Микеланджело я фотографировать не стал, а вот от того, чтобы не сфотографировать вот эту фигуру работы Андреа Вероккьо (1435/1436-1488), изображающую кондотьера Коллеони, удержаться просто не смог. Слепок. Гипс, тонированный под бронзу. Подлинник: 1479-1488; бронза; находится на площади Санти-Джованни-э-Паоло, Венеция

31 мая 2012 года музей отпраздновал свой 100-летний юбилей, к которому была подготовлена серия медалей и выпущена почтовая марка. Перед этим в 2008 году была начата реконструкция главного здания музея. В итоге целый квартал от станции метро «Кропоткинская» и до «Боровицкой площади» превратится в территорию музея. Напротив главного здания появится латунная карта с его достопримечательностями. В состав музея войдет более 29 новых зданий, где разместятся новые экспозиции, пополненные артефактами из запасников.

Понятно, что весь музей я даже и не попытался обойти, но всё, что мне необходимо для дальнейшей работы, увидел. Впечатления… Просто фантастические, в особенности от некоторых скульптур. Так что стоит приехать в Москву хотя бы только лишь ради одного этого музея!
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    Сегодня, 05:14
    Цитата: Вячеслав Шпаковский
    Так, египетскую коллекцию в 1909—1911 годах музей купил у известного востоковеда Владимира Голенищева
    А где украл купил эту коллекцию сам В. Голенищев? wink
    1. +6
      Сегодня, 06:50
      Цитата: Luminman
      А где украл купил эту коллекцию сам В. Голенищев?

      У меня была здесь статья об этом российском египтологе и его коллекции. Красть он ничего не крал. Все купил и законно вывез.
  2. +6
    Сегодня, 06:01
    У меня одного сложилось впечатление, что конями стрелков правят едущие рядом всадники?
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +5
      Сегодня, 06:52
      "Зоркий Глаз" - такое у Вас было имя у индейцев. Да, именно так было у ассирийцев в самом начале. Один всадник правил 2 лошадьми - своей и лучника, а лучник только стрелял!
      1. +4
        Сегодня, 07:21
        Один всадник правил 2 лошадьми - своей и лучника, а лучник только стрелял!
        Наследие колесниц?
        1. +3
          Сегодня, 07:26
          Цитата: 3x3zsave
          Наследие колесниц?

          Наверное или додумались сами.
        2. +4
          Сегодня, 08:49
          «Наследие колесниц?» - скорее наоборот, предшествие колесниц. Колесница это шаг вперёд в военном деле, более устойчивая платформа для стрельбы.
          1. +5
            Сегодня, 09:10
            Нет, Сергей, это не так, изначально были повозки. И дело не в НТР, а в животноводстве. Прирученные лошади были мелкими, тащить могли, нести на себе - нет. Для выведения верховых пород нужно было время.
            1. +3
              Сегодня, 09:24
              Не смею возражать. Я в этом вопросе просто начитанный дилетант. Но по моей логике военное дело и сельское хозяйство это немного разные сферы деятельности. К тому же боевые колесницы продержались довольно долго, а о парах лучник и просто наездник я слышу впервые. Повторюсь - я не специалист в этом вопросе.
              1. +5
                Сегодня, 09:44
                Просто для примера. Битва при Мегиддо - первое детально описанное сражение в истории человечества, XV век до н.э. Никаких всадников, только колесницы.
      2. +2
        Сегодня, 11:02
        Заметил еще одну интересную деталь. На колеснице отсутствует единая упряжь. Каждая лошадь пристегнута к повозке и управляется индивидуально.
    2. +1
      Сегодня, 12:03
      Хорошее замечание.
      Наследие колесниц?

      Думаю, дело просто в недостаточной выучке всадников и /или выездке коней
      Это рельеф 9 века до н.э.
      На рельефе 7 века дон.э. ассирийцы уже обходятся без такой страховки
      На этом рельефе поводья отходят от удил, имея дополнительный декорированный грузик спереди
      Гавронски считает, что он оттягивал их вниз чтобы не свисали свободно со стороны всадника и не болтались. Поэтому их можно было подхватить не глядя
  3. +5
    Сегодня, 07:21
    Цитата: kalibr
    Один всадник правил 2 лошадьми - своей и лучника, а лучник только стрелял!
    Что-то вроде второго пилота laughing
    1. +5
      Сегодня, 07:25
      Цитата: Schneeberg
      Что-то вроде второго пилота

      Да! У них не не было ни седла, ни стремян. Поэтому усидеть на коне было сложно... А уж стрелять с него и подавно.
    2. +6
      Сегодня, 07:31
      Если применять авиационную терминологию, скорее пилот и оператор вооружения.
  4. +5
    Сегодня, 07:32
    Цитата: 3x3zsave
    оператор вооружения
    Второй штурман (штурман-оператор ) laughing
  5. +5
    Сегодня, 08:04
    После 1948 года...

    ...появились такие всемирно знаменитые работы, как «Бульвар Капуцинок в Париже» Клода Моне, «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега, «Обнажённая» Пьера Огюста Ренуара, «Мост через Марну в Кретее» и два вида горы Сен-Виктуар Поля Сезанна, «Красные виноградники в Арле» и «Прогулка заключённых» Винсента Ван Гога, полотна Анри Матисса, Поля Гогена, Пьера Боннара, Андре Дерена и Фернана Леже.


    Но их-то я особо тщательно рассматривала в 80-е в Пушкинском. Ещё -- фаюмские портреты. А скульптуры... Может, и скользнула взглядом ))) Я их все знала по альбомам, коих в семье было более сотни.
    Доброго утра всем и хорошего дня! love )))
    1. +2
      Сегодня, 08:49
      "Нет прохода здесь, клянусь вам!
      От любителей искусства"(с)
      Здравствуйте, Людмила Яковлевна!
      Рекомендую следующий ресурс:
      https://gallerix.ru/a1/
      1. +1
        Сегодня, 10:42
        Здравствуйте

        И Вам не хворать, дорогой Антон! )))
        А то ж опять какое-то очередное китайское чудо ходит, и уже у нас. Говорят, комар укусит, и ты, возможно труп через искупляющие муки )))
        1. +1
          Сегодня, 10:54
          Говорят, комар укусит, и ты, возможно труп через искупляющие муки )))
          Информация по теме:
          https://www.fontanka.ru/2025/08/08/75814251/
  6. +2
    Сегодня, 08:29
    Цитата: депрессант
    по альбомам

    Да, в советское время выпускались шикарные альбомы. У меня были альбома с крито-микенскими древностями, с древностями степного коридора России, с экспонатами Оружейной палаты, несколько альбомов живописи - Русский музей, Третьяковка. Но как женился студентом потребовалось много денег и все продал через букинистический магазин. Посчитал, что "дальше будет еще лучше". А лучше в этом плане не стало...
    1. +4
      Сегодня, 09:35
      «лучше в этом плане не стало...» - позвольте с Вами не согласиться. Последние лет 20 издаются прекрасные и альбомы и шикарно иллюстрированные книги. Другой вопрос их цена…
  7. +4
    Сегодня, 08:45
    «С середины 1970-х годов Пушкинский музей вновь становится одним из самых важных центров культурной жизни Москвы» - немного ранее. Ещё в 1965 г. в музее проходила огромная выставка французской живописи из Лувра и других французских музеев. Меня, 8-летнего ребёнка на неё родители с собой взяли. В памяти осталась только дикая очередь вокруг всего здания музея и картина Давида «Наполеон на перевале Сен-Бернар».
    Прочитал биографию Антоновой, директора ГМИИ в 1961 - 2013 и вспомнил, что неоднократно видел ее и даже немного общался с ней, когда водил дочь в музейный кружек. Она курировала его и часто появлялась и выступала перед родителями. Очень приятная была женщина.
    1. +3
      Сегодня, 12:21
      Ирина Александровна была, наверное, единственным авторитетом который мог быть противопоставлен Михаилу Борисовичу Пиотровскому. Их борьба за наследие Музея нового западного искусства (также ГМНЗИ; 1923 — 6 марта 1948 года) возник в Москве в результате объединения 1-го и 2-го Музеев новой западной живописи. Основу музея составили знаменитые коллекции картин купцов Сергея Щукина и Ивана Морозова ) напоминала схватку бульдогов под ковром, изредка выходя в общественную сферу.
  8. +1
    Сегодня, 08:55
    Как бережно собиралась и создавалась коллекция и экпозиция музея в России и ЧТО с ней творилось при СССР..

    В 1949 г в нем работала комиссия контролеров , установившая ужасные вещи- :ценнейшие экспонаты не имели ни учета, ни контроля, ни надлежащего хранения, ни у словий хранения-гибли и разрушались.

    А сколько пропало, было просто роздано чиновникам для украшения кабинетов, сколько украдено, растащено, какие состояния на этом делались -вообще не знает никто:

    Пушкинский музей был битком набит произведениями, которые хранились в ужасной тесноте с нарушением всех инструкций. К 375 820 собственным экспонатам в 1945–1946 годах прибавились 244 тысячи единиц хранения так называемого спецфонда .

    В реальности их было еще больше — целые коллекции нумизматики и графики порой шли в описях.. под одним номером. Это было «трофейное искусство» из Германии.

    В 1948 году решением Совета Министров СССР был упразднен Музей новой западной живописи, помещение которого передали Академии художеств-лучшее в мире собрание имрпессионистов -Ван Гога, Матисса и пр, которое вообще предлагалось СЖЕЧЬ, но передали в ГМИИ.

    Разобраться в этой массе художественных ценностей не могли даже сами музейщики.
    В докладе Ворошилову контролеры писали: «В 28–32 гг. из Музея имени Пушкина производились массовые выдачи художественных произведений Антиквариату и Госторгу для реализации .

    Эти выдачи в ряде случаев актами не оформлялись, на основании каких документов, когда и кем проводилась запись о выдаче в инвентарных книгах не указано. Многие документы на выдачу <…> не сохранились. Более того, картины, возвращенные Антиквариатом , не вносились ни в книгу поступлений, ни в инвентарные книги. В связи с этим картины, которые числились проданными, обнаруживались в музее через несколько лет. Лишь 4,3% трофеных предметов искусств были записаны в инвентарные книги.

    По спецфонду 42 предмета, числившиеся ранее из серебра позолоченной бронзы и недрагоценных металлов, оказались из золота. 322 предмета, ранее числившиеся из цветных металлов, оказались из серебра. По драгоценным камням не были учтены 10 изумрудов в 17 карат и т.п.

    «Приходится хранить памятники так, как это позволяют ограниченные возможности помещения: картины в штабелях и на полках и даже на полу, керамику, скульптуру и прикладное искусство не только в стекляных витринах, драг металлы в железных шкафах, рамы и постаменты — рядом с калориферами, т. е. с прямым нарушением инструкции о правилах хранения» .

    Музейную мебель (и свою, и трофейную) было некуда девать, и она «использовалась для хозяйственных нужд в научных отделах и других служебных помещениях, вследствие чего 79 предметов получили повреждения» .

    По справке музея, подписанной тем же Губером и его сотрудниками, на 21 ноября 1949 года из 1 853 картин основного фонда 322 имели повреждения красочного слоя. На 92 были осыпи и вздутия, а на 63 — прорывы и царапины, полученные, как сказано в документе, «во время пребывания в Музее» .

    Для наших картин особенно критическим временем является время весны и ранней осени. <…> В это время отопление не действует, в залах наступает похолодание и повышается влажность. Картины больших размеров повисают шторами и начинается посинение лака. Основа живописи, доска и холст, от перемены температуры и влажности расширяются и сужаются в своих объемах. <…> От этого происходит растрескивание грунта и краски, и их вздутия. <…

    хранились в страшной тесноте: «951 картина в 43 штабелях в Белом зале <…> 904 картины в 19 зале из них 100 на полках шкафов, 254 — на щитах повесочной площадью 90 всего метров и 418 в штабелях на стеллажах, 132 на полу в штабелях». Картины на холсте, меди, дереве и бумаге хранились в штабелях вместе.

    «В запаснике прикладного искусства спецфонда хранятся коллекции… китайских бронзовых ритуальных зеркал, бронзовых буддистских статуэток, оружия и глинобитных древнеиндийских голов и стелл. Все эти произведения при доставке в Музей имени Пушкина в 1945–1946 годы в значительной части были повреждены

    : «Громадные японские блюда 17 века сделаны из мягкого фарфора… Без зажимов от усталости материала и от постоянного, хоть и мало заметного сотрясения от проходящего под музеем метро наблюдалось обваливание части борта блюда или появление .

    Музей сохранился вообе чудом:
    «
    В музее нет внутреннего пожарного водопровода или заменяющей его углекислотной установки. Полностью отсутствует противопожарный инвентарь
    Вот такой "порядоК": ломы, топоры, лопаты, ведра, спецножницы для перерезания электропровода в случае его воспламенения, резиновые рукавицы и др


    Вот такой "порядок" а ведущем музее страны.

    Надо помнить-то, что сегодня имеем-это лишь малая часть того, что наша Родина имела ранее.
    1. +2
      Сегодня, 10:46
      Надо помнить

      Вы правы, потрясающий доклад, спасибо!
    2. +3
      Сегодня, 11:51
      Про сбережение музейных коллекций. Когда я был в Гатчинском дворце нам экскурсовод рассказала анекдотичную историю. В музее лет 10 - 15 назад проходила какая-то выставка с участием музеев Московского Кремля. По окончании выставки экспонаты увезли, а два коронационных трона забыли. Началась переписка между музеями закончившаяся тем, что руководство Кремлевских музеев заявило - оставьте их себе, у нас подобных тронов много! Эти два трона так в Гатчине и стоят.
      1. -1
        Сегодня, 12:03
        Цитата: Сергей Валов
        Когда я был в Гатчинском дворце нам экскурсовод рассказала анекдотичную историю. В музее лет 10 - 15 назад проходила какая-то выставка с участием музеев Московского Кремля. По окончании выставки экспонаты увезли, а два коронационных трона забыли.


        Нет слов...

        Кстати, дворец в Гатчине сохранил от разграбления в 1917 г прямой потомок Платона Зубова -фаворита Екатерины Великой
  9. +2
    Сегодня, 09:30
    Одним из объектов моего постоянного интереса являются эффигии – надгробные скульптуры

    тоже всегда охватывает некое "философское очарование" глядя на них, наглядное воплощение бренности человеческого существования в смысле что был совершенно конкретный живой человек, как-то жил, чего-то хотел, а вот теперь "нас" разделяет полтысячелетия и более...

    п.с. а за "визит" в музей - спасибо, не побывал там в свое время, впрочем, как и во многих других... когда "все" под руками, всегда суета заедает, говоришь себе, - всегда успею как-нибудь, но часто получается, что - никогда
  10. +1
    Сегодня, 10:04
    Хорошая идея с этими копиями. 90% населения не отличат их от подлинника и никогда не увидят оригиналы, а представление получат.
    1. +2
      Сегодня, 12:07
      С образовательной точки зрения хорошая копия может быть лучше нежели оригинал.
      1. 0
        Сегодня, 12:18
        . С образовательной точки зрения хорошая копия может быть лучше нежели оригинал.

        Типа, ее можно потрогать?

        А технологии современные создания копий, Вам известны? Можно сделать по фото с помощью компьютерного моделирования?
        1. +2
          Сегодня, 12:30
          Современные технологии - сказка. История с Пальмирой тому доказательство. Трехмерное сканирование позволило пересобрать разрушенный комплекс (виртуально к сожалению).
          Трехмерное моделирование по двумерным изображениям возможно, но есть много тонкостей.
        2. +2
          Сегодня, 12:37
          По поводу копий - во-первых их действительно не так жалко, экспозиционные возможности шире. Во-вторых их слегка можно подкрасить, тонировать, убрать изьяны, контрастне выделить детали, что в целом в совремнной реставраци не приветствуется. Они будут смотреться выигрышнее. Как новенькие или как старенькие но полностью сохранившиеся. Все зависит от целей создания конкретного образца.
    2. +2
      Сегодня, 12:10
      Концепция создания музея изобразительных искусств в Москве имеет свои корни в традиции университетских музеев, которые возникли в Европе в XVIII-XIX веках. Эти музеи часто служили не только хранилищами произведений искусства, но и образовательными учреждениями, способствующими научному и культурному развитию студентов и широкой общественности.

      Университетские музеи как предшественники
      Ранние примеры: В Европе, такие как Музей истории искусств в Вене и Британский музей в Лондоне, начали формироваться как часть университетских структур или в их непосредственной близости, предоставляя доступ к искусству и культуре для студентов и исследователей.

      Образовательная функция: Эти музеи играли ключевую роль в обучении студентов, предоставляя им возможность изучать искусство и историю на практике. Коллекции часто включали как оригиналы, так и копии произведений, что позволяло студентам изучать технику и стиль мастеров.

      Создание Московского музея изобразительных искусств
      Инициатива создания: В начале XX века, когда в России начались реформы в области образования и культуры, возникла идея создания музея изобразительных искусств, который бы объединил в себе функции университетского музея и общественного культурного учреждения.

      Поддержка университетов: Московский университет и другие образовательные учреждения сыграли важную роль в создании музея. Идея заключалась в том, чтобы создать пространство, где студенты, исследователи и простые граждане могли бы получить доступ к произведениям искусства, изучать их и проводить научные исследования.

      Концепция наполнения и использование копий
      Копии как образовательный ресурс: В соответствии с университетской традицией, акцент на копиях произведений искусства был важен для формирования коллекции музея. Копии позволяли студентам и посетителям изучать технику и стиль великих мастеров, не имея доступа к оригиналам.

      Сбор и выставка: В начале XX века многие художники и студенты создавали копии известных произведений, что способствовало формированию коллекции музея. Это помогало не только в образовании, но и в сохранении культурного наследия.
    3. +2
      Сегодня, 12:13
      Пример наполнения музея-образовательного учреждения гипсовыми копиями в конце 19 века в России уже был.
      Гипсовые копии играли значительную роль в образовательном процессе Академии художеств в России, особенно в XIX и начале XX века. Они использовались как важный инструмент для обучения студентов и формирования их художественного восприятия.

      Традиция копирования: Использование гипсовых копий античных скульптур и произведений великих мастеров стало распространенной практикой в европейских художественных академиях. Это было связано с тем, что оригиналы часто были недоступны для студентов, и копии служили доступным средством изучения формы, пропорций и техники.

      Влияние античности: Академия художеств, основанная в 1757 году, стремилась формировать у студентов классическое понимание искусства, что включало изучение античных образцов. Гипсовые копии позволяли студентам глубже понять эстетику и технику древнегреческой и римской скульптуры.

      Образовательная функция гипсовых копий
      Изучение анатомии: Студенты использовали гипсовые копии для изучения анатомии человека. Копии скульптур, изображающих человеческие фигуры, помогали художникам осваивать пропорции и строение тела.

      Практика рисования и лепки: Гипсовые копии служили основой для практических занятий по рисованию и лепке. Студенты могли копировать формы и детали, что развивало их навыки и художественное чутье.

      Формирование художественного вкуса: Знакомство с произведениями искусства через гипсовые копии способствовало формированию у студентов эстетического восприятия и понимания художественных стилей.

      Культурное значение
      Сохранение наследия: Гипсовые копии позволяли сохранить и передавать культурное наследие, особенно в условиях, когда оригиналы могли быть недоступны или повреждены. Это способствовало распространению знаний о классическом искусстве среди будущих художников.

      Доступность искусства: Гипсовые копии делали искусство более доступным для широкой аудитории, включая студентов и любителей искусства, которые могли видеть и изучать произведения, не имея возможности посещать музеи.
  11. +3
    Сегодня, 12:16
    Ассирийский шлем. Это подлинник, а не копия. Вообще в этом зале копиями являются все большие экспонаты. Мелкие – подлинники


    Это урартский шлем из крепости Тейшебаини