Винтовые корветы: по изгибам зелёных зыбей

14 856 72
Винтовые корветы: по изгибам зелёных зыбей

«Черноморский флот погиб, защищая Севастополь, а Балтийский силою вещей обратился в ряд блокшивов, которые осталось разобрать на дрова», — выразительно описал своё наследство молодой генерал-адмирал, второй сын императора Николая Павловича, Константин. Командующий без флота... Но Константин Николаевич показал себя человеком решительным и энергичным. Были заказаны Путиловские канонерки и первая серия винтовых клиперов архангельской постройки. А вот строительство линейных кораблей и фрегатов пришлось порезать. Как показала Крымская война, боевая ценность парусников стала стремиться к нулю, достраивать в этих условиях морально устаревшие корабли смысла не было. Парусники использовали для перевозки войск из Финляндии, но после 1856 года к службе не привлекали. К 1862 году все парусники исключили из боевого состава флота. Пришло время новых кораблей!


Великий князь Константин

В 1857 году был утверждён новый штат Балтийского флота (Черноморский флот после войны Россия была обязана ограничить 6 корветами, 9 транспортами и 4 пароходами): 18 винтовых линейных кораблей, 12 фрегатов, 9 пароходофрегатов (колёсных пароходов — колёса считались безопаснее гребного винта — у них не было отверстий ниже ватерлинии), 14 винтовых корветов и 100 канонерских лодок. При этом уже в 1856 году были введены в строй все корветы «11-пушечного ранга», построенные на Охтинской верфи: «Боярин», «Буйвол», «Вепрь», «Воевода», «Вол», «Волк», «Гридень», «Зубр», «Медведь», «Новик», «Посадник», «Рында», «Рысь» и «Удав». Именно им, вместе с 6 винтовыми клиперами Архангельской постройки, предстояло стать основой русского флота в Мировом океане, именно их имена до сих пор можно найти на картах Дальнего Востока России...




Корвет «Богатырь»

Что это были за корабли? Полное водоизмещение — 903 тонны, длина без бушприта — 49,78 метра (по кильватерной линии — 46,23 метра), ширина — 9,73 метра, осадка носом — 4,26 метра, кормой — 3,76 метра. Паровая машина — 200 лошадиных сил, скорость хода под парами — 7,5-8,5 узлов, под парусами — до 12 узлов. Вооружение — 11 24-фунтовых карронад с длиной ствола в 8 калибров: пять по бортам на неповоротных станках и одна — на баке, на поворотном станке в диаметральной плоскости (впоследствии вооружение несколько раз заменялось, в том числе с установкой тяжёлых 60-фунтовых орудий №2). Корпуса — дуб, лиственница и сосна, подводная часть — с медной обшивкой, три мачты с парусным вооружением по типу «корабль». Каждый корвет нёс на борту два 10-вёсельных и один 6-вёсельный ял и 4-вёсельную гичку.

Разработку проекта, подготовку комплектов чертежей и постройку осуществлял поручик корпуса корабельных инженеров Аристарх Иващенко под наблюдением капитана 2-го ранга Ивана Шестакова. Для восьми корветов кормовые доски с изображением соответствующих животных изготовил скульптор Пётр Карлович Клодт. Впрочем, не то чтобы качество постройки было идеальным... Корабли пришлось «доводить» по мере эксплуатации, что, в принципе, обычное дело для нового проекта.


Корвет «Воевода» в бухте св. Ольги

Но стоит отдать должное питерским корабелам: корветы были красивы!

«В Бресте, когда корвет „Воевода“ был введён в док, французские инженеры восхищались образованием его подводной части, и во всех портах иностранные морские офицеры любовались наружным видом клиперов»,
— писал «Морской сборник».

В сентябре 1857 года первый отряд из корветов «Зубр», «Рысь» и «Удав» прибыл на Чёрное море. В апреле следующего года сюда прибыл второй отряд из корветов «Буйвол», «Вепрь» и «Волк». Впрочем, рассказать что-то интересное о черноморских корветах сложно. Корабли несли службу у берегов Абхазии: блокировали поступление припасов и военных советников к имаму Шамилю — как раз в это время шёл завершающий этап Кавказской войны. К началу русско-турецкой войны 1878 года все они уже были списаны и пущены на дрова. А вот у их балтийских коллег жизнь была куда насыщеннее и интереснее!


Корвет «Новик»

19 сентября 1857 года на Дальний Восток отправился 1-й Амурский отряд винтовых судов под вымпелом капитана 1-го ранга Дмитрия Кузнецова — будущего адмирала. В состав отряда вошли корветы «Боярин», «Воевода», «Новик», клиперы «Джигит», «Пластун», «Стрелок» и транспорт Российско-Американской компании «Император Николай I». По прибытии в Копенгаген на «Боярине» начались неполадки в машине, поэтому отряд задержался в Дании на пару недель. После Копенгагена корабли зашли на Шербурский рейд, где подготовились к дальнему походу. Впрочем, для невезучего «Боярина» поход долгим не был: в шторм корабль потерял фор-стеньгу и две брам-стеньги и отправился в Брест в сопровождении флагманского «Воеводы», остальные корабли отряда ушли курсом на мыс Доброй Надежды.


Корвет «Боярин»

Только в январе следующего года «Боярин» вышел в море, оставив «Воеводу» в Бресте исправлять дефекты, капитан 1-го ранга Кузнецов перенёс свой вымпел на «Боярин». От Бреста до мыса Доброй Надежды корабль добрался за 67 дней, проходя в среднем по 200 миль в сутки. В Саймонс-Бей Кузнецов перенёс флаг на «Новик», и 13 апреля отряд вновь отправился в путь.

С 15 на 16 мая балтийцы пережили страшный шторм в Индийском океане, качка была такой, что на кораблях зашкаливали креномеры, тем не менее отряд отделался «малой кровью»: «Новик» лишился фок-стакселя. 26 мая отряд вошёл в Зондский пролив, а 4 июня был в Сингапуре, где исправлял повреждённый в шторм рангоут до 12 июня. 28 июня корабли были в Гонконге, где корабли разделились: «Стрелок» и «Пластун» ушли в Печелийский залив, а оставшиеся корабли — в Де-Кастри, куда и прибыли 5 августа. Здесь капитан 1-го ранга Кузнецов получил приказ о присвоении ему звания контр-адмирала и распоряжение командующего Сибирской флотилией идти в Николаевск-на-Амуре.


Граф Николай Николаевич Муравьёв-Амурский

На корветах генерал-губернатор граф Николай Муравьёв-Амурский совершил несколько визитов в Японию и Цинскую империю, где провёл переговоры об уточнении границ и решения сахалинского вопроса. 11 июня отряд собрался в Хакодате. В начале января 1860 года Александр II решил собрать в китайских водах эскадру под командованием капитана 1-го ранга Ивана Лихачёва. Отряд крейсировал в Японском море, проводил географические исследования, выполнял дипломатические поручения. 15 января 1861 года «Боярин», «Воевода» и «Джигит» отправились на Балтику и 15 августа прибыли в Кронштадт.


Корвет «Посадник»

Между тем, 19 июня 1859 года на Дальний Восток отправился 2-й Амурский отряд, флагманом которого был назначен корвет «Посадник». Вместе с корветом в поход вышли клиперы «Наездник» и «Разбойник». Старшим отряда был назначен известный дипломат, генерал-лейтенант и сенатор Александр Дюгамель. Командиром «Посадника» был назначен герой Синопского сражения капитан-лейтенант Николай Бирилёв. Первое происшествие не замедлило произойти: корвет встретил гибнущий французский бриг «Понт де Челс», который пробил дно о риф. На бриг была высажена аварийная партия из двенадцати матросов и мичмана фон Шанца. Партия заделала пробоину, откачала воду из трюма при помощи ручной помпы Доутона с «Посадника», после чего русский корвет взял бриг на буксир и доставил в Брест.


Мунэ Ёсиёри губернатор Цусимы

Отряд шёл на Дальний Восток не самым оптимальным маршрутом: через Мадейру и Рио-де-Жанейро. Русским морякам нужно было наработать опыт океанских плаваний (и заработать морской ценз, без которого продвижение при Константине Николаевиче не светило). Так что в Нагасаки корабли прибыли только 17 июня, где вошли в состав «эскадры Китайского моря» — первой независимой русской эскадры в Тихом океане.

Эскадре требовался незамерзающий порт для базирования, поэтому были начаты поиски такового, причём в глубокой тайне и без консультаций с японским правительством, чтобы не привлекать к этому факту излишнего внимания. Подходящим кандидатом на эту роль показался остров Цусима. 20 марта «Посадник» вышел из Хакодате и 1 марта был на рейде Имосаки, где Николай Бирилёв получил разрешение от местного феодала Мунэ Ёсиёри на обследование бухты, а также основание временной морской станции русского флота.

3 апреля над Цусимой был поднят русский флаг, установлена палатка и выбрано место для строительства склада и лазарета. Пока экипаж занимался ремонтом корабля (требовалось заменить фок-мачту, осмотреть дейдвудную трубу гребного винта и ещё кое-что по мелочи), старший штурманский офицер, подпоручик Л. Чуркин, занялся промером глубин и картографированием островов Цусимской гряды.


Адмирал Джеймс Хоуп

К сожалению, сохранить секретность не удалось: в середине августа бучу подняли английские послы Алькок и Гаррис и адмирал Джеймс Хоуп — главнокомандующий Китайско-Ост-Индской станцией Королевского флота. В общем, под давлением джентльменов японское правительство отозвало разрешение на строительство станции на Цусиме в тот самый момент, когда строительство шло полным ходом. Бирилёв тянул как мог, но 7 сентября Цусиму «Посаднику» пришлось покинуть. 10 февраля 1862 года года корвет вышел в обратный путь. По дороге командир зашёл-таки на Цусиму, где тепло попрощался с местным губернатором — как видно, с Мунэ Ёсиёри у него отношения сложились дружеские. 16 апреля «Посадник» был уже в Либаве. По возвращению в Кронштадт экипажи корвета и клиперов «Наездник» и «Разбойник» были награждены годовым окладом жалования.


Корвет «Аскольд»

Но корветы «11-пушечного ранга» были заложены ещё в ходе Крымской войны, а новая политика флотского руководства Российской империи требовала постоянного присутствия в Мировом океане русских кораблей, причём, желательно, посильнее клиперов и малых корветов. Поэтому штабс-капитаном Нестором Коршиковым в 1856 году был разработан проект нового корвета — «17-пушечного ранга». В 1859-62 годах были заложены четыре таких корабля: «Богатырь», «Аскольд», «Варяг» и «Витязь». Строили корветы на разных верфях: «Богатырь» в Новом Адмиралтействе, «Аскольд» на Охтинской верфи, «Варяг» в Великом княжестве Финляндском на Улеаборгской верфи, «Витязь» — также на финской Бьёрнеборгской верфи.


Корвет «Витязь»

Корпуса кораблей были из горной сосны, дуба, ели, тика и лиственницы. Машины... Тут был полный разнобой. «Богатырю» досталась новая машина завода Берда, мощностью 360 лошадиных сил. «Аскольд» получил машину с винтового фрегата «Аскольд». Предшественнику не повезло: введённый в строй в 1857 году, он в 1861 году был пущен на дрова — корабли на тот момент быстро морально старели. На «Варяг» поставили машину с систершипа «Аскольда» — фрегата «Полкан», дополнив оные новыми котлами Кронштадтского пароходного завода. Для «Витязя» машину купили у бельгийской фирмы «Коккериль». Трубы у всех корветов были телескопические, дабы не мешать работе с парусами, и располагались перед грот-мачтой. Водоизмещение новых корветов составило 2155 (плюс-минус лапоть — строили-то на разных верфях...), длина — 66,29 метра, ширина — 12,09 метров, осадка 5,87 — 6,12 метров. Экипаж — 324-356 человек.

Несмотря на устаревшие и маломощные машины (и не самые лучшие из-за этого скоростные характеристики), корабли имели прекрасную мореходность, которая на тот момент была важнее — кораблям предстояло совершать дальние вояжи. Тем не менее под парусами корветы шли со скоростью 10 узлов, под парами — 11 узлов. Изначально вооружение этих кораблей состояло из 17 60-фунтовых бомбических пушек: одной №1 и 16 №2.


Корвет «Варяг»

Из всех четырёх корветов наиболее интересная судьба выпала «Варягу». Им командовал герой обороны Севастополя капитан-лейтенант Роберт Лунд. В 1863 году вспыхнуло очередное польское восстание, что вызвало дипломатические демарши Франции и Англии. Поэтому было решено направить крейсерскую эскадру не на Дальний Восток, а в Атлантику, к берегам США. Дело в том, что в Америке была в разгаре Гражданская война, причём англичане откровенно симпатизировали Югу. Ну а Россия, дабы прищемить хвост «англичанке, которая гадит», поддержала Север. Поэтому к берегам США и была отправлена эскадра контр-адмирала Степана Лесовского в составе фрегатов «Александр Невский», «Пересвет», «Ослябя», корветов «Варяг» и «Витязь», а также клипера «Алмаз». Одновременно к Тихоокеанскому побережью Северной Америки проследовала эскадра контр-адмирала Андрея Попова — корветы «Богатырь», «Калевала», «Рында», «Новик», клиперы «Абрек» и «Гайдамак».


Командир «Варяга» капитан-лейтенант Роберт Лунд

Операция готовилась в режиме строжайшей секретности. Была составлена инструкция Лесовскому, в которой прописаны районы крейсерства для каждого из кораблей на случай, если Великобритания решится на вмешательство в польский конфликт. «Варяг» должен был действовать на пути из Англии в Южную Америку, «Витязь» — на маршруте от мыса Доброй Надежды до острова Святой Елены.

Роял нэви эскадру Лесовского позорно промухал, и появление русских кораблей у американского побережья 29 сентября 1863 года стало для Владычицы морей неприятным сюрпризом. «Варяг» по Потомаку поднялся к Вашингтону, где ему была устроена восторженная встреча. А 2 февраля 1864 года экипаж корвета спас от пожара Аннаполис: на берег были спущены пожарные партии с помпами и брандспойтами, топорами, ломами и прочими полезными вещами. Русские моряки работали круглосуточно в несколько смен, и к середине 3 февраля пожар удалось остановить. Берега США эскадра покинула через 9 месяцев, когда кризис в отношениях с Великобританией был преодолён, а «Варяг» ушёл в кругосветное плавание, став первым русским кораблём, прошедшим Магеллановым проливом. Попутно в проливе был спасен экипаж английской шхуны «Темис» в количестве 13 человек.


Носовая фигура «Варяга»

Корвет в 1865-66 годах был флагманом Тихоокеанской эскадры, и на его борту проходил практику гардемарин Степан Макаров. Впрочем, знаменитостей на «Варяге» служило огромное количество: академик Алексей Крылов, будущий командир следующего «Варяга» Всеволод Руднев, адмиралы Александр Шестаков, Евлгексеев, Фёдор Дубасов, великий князь Александр Михайлович... В 1870 году корвет совершил северную экспедицию, закрепив российский суверенитет над Новой Землёй и картографировав данный архипелаг. В дальнейшем устаревший, но не старый корабль стал учебным, а паровой катер с него сражался на Дунае во время русско-турецкой войны 1878 года. Только в 1886 году окончилась служба старого корабля — большая редкость!

[
Иван Иванович фон Шанц

Отдельно стоит упомянуть корвет «Калевала». Этот корабль не был серийным: его строительство из патриотических соображений профинансировал финский сенат, поэтому строился корвет на финской верфи в Або и разработан был финским корабельным мастером Йоргенсоном под руководством ничуть не менее финского будущего адмирала Йохана (Ивана Ивановича) фон Шанца. В общем, имя корабля после этих пояснений ни у кого не должно вызывать удивления.

«Калевалу» заложили 10 июля 1856 года, а уже в 1858 году корабль вступил в строй. Это был корабль полным водоизмещением 1392 тонны, длиной 50,6 метра, шириной — 11,9 метра, осадкой 4,7 метра. Корпус корабля был выполнен из сосны и дуба, паровая машина мощностью 250 лошадиных сил изготовлена в Або на заводе «Кони и Ко». Вооружили корабль 14 36-фунтовыми орудиями по бортам и одним 60-фунтовым орудием №1 на носу, на поворотной платформе. Первым командиром корабля стал финский барон Отто Капелан.


Эскадра Попова в Сан-Франциско, «Калевала» присутствует!

Служить корабль должен был на Балтике, но у России внезапно появились интересы на Дальнем Востоке, и 18 октября 1860 года он отправился на Тихий океан в составе отряда контр-адмирала Андрея Попова из корветов «Рында» и «Богатырь», клиперов «Абрек» и «Гайдамак». Знаменит корвет в первую очередь тем, что именно его зашифровал под именем «Коршун» известный маринист Константин Станюкович в своей повести «Вокруг света на «Коршуне». В книге подробно и в деталях описываются порядки на борту, в том числе отмена телесных наказаний, обучение неграмотных матросов грамоте и так далее. Сам Станюкович пришёл на «Калевалу» кадетом, стал на корвете гардемарином, а затем и мичманом.

Корвет очень тепло принимали в Сан-Франциско, где была большая финская община. Но не только литературными достоинствами Константина Михайловича известен этот корвет: за время службы на Дальнем Востоке экипаж «Калевалы» открыл несколько островов, а одна из бухт в заливе Петра Великого носит название Калевала. И да, остров Де-Ливорна назван в честь мичмана с этого корабля Андрея Карловича Де-Ливорна, а остров Желтухина — в честь командира корвета Фёдора Николаевича Желтухина. 400 моряков корвета участвовали в борьбе с пожаром в Сан-Франциско, шестеро погибли... Корабль прослужил всего 14 лет, но за это время успел совершить кругосветное плавание, выполнить ряд важных дипломатических поручений. И... попасть в Большую Литературу!


Корвет «Баян»

Закончить рассказ о русских корветах стоит стоящим наособицу «Баяном». Наособицу, потому что, если все остальные герои этого рассказа были построены на верфях Российской империи, то «Баян» — иностранец. Он был заказан в 1856 году контр-адмиралом И. И. фон Шанцем в Бордо, на верфи «Колло и Ко». Да, так бывает: вчера с французами изо всех сил рубились под Севастополем, а сегодня они строят нам корабли. Наверное, потому что англичан французы любят сильно меньше, чем русских, а то, что данный корвет будет угрожать именно коммуникациям Владычицы морей, у лягушатников сомнений не возникало.

К моменту сдачи корабля Колло успел разориться, а его верфь вместе с русским заказом купил инженер Арман. Арман корвет достроил и спустил на воду 11 июля 1857 года, паровую машину мощностью 300 лошадиных сил поставила фирма «Шнейдер», достройкой корвета в Кронштадте занимался кораблестроитель М. М. Окунев. «Баян» представлял из себя корабль водоизмещением 1969 тонн, длиной 65,95 метров, шириной 11,4 метра, с осадкой — 5,6 метра. Корпус набрали из французского дуба, тика и красного дерева по оригинальной системе Армана. Вооружение — 16 24-фунтовых длинных пушек, в 1867 году оно было заменено на 4 6-дюймовые пушки образца 1867 года и 4 нарезные 9-фунтовые пушки образца 1867 года. Впоследствии были установлены более современные орудия.


Поэт Аполлон Майков

Генерал-адмирал Константин Николаевич хотел укусить «англичанку» за наиболее чувствительные части тела, а таковые у просвещённых мореплавателей традиционно находились в Средиземном море, куда и проследовал «Баян» в составе эскадры контр-адмирала Константина Истомина, кстати говоря, брата командира корвета Павла Истомина (и героя обороны Севастополя: на флоте служили пятеро братьев Истоминых, трое погибли!). Как и многим представителям племени российских корветов, довелось «Баяну» спасать погибающих: во время стоянки в Палермо случилась сильная буря, в ходе которой русские моряки спасли экипажи трёх торговых фелюг и оказали помощь неаполитанскому корвету «Валереус». Все причастные были награждены Александром II, а командир корабля получил ещё и неаполитанский орден Св. Георгия. Во время службы в Средиземном море на корвете по приглашению морского министерства отправился в путешествие за вдохновением поэт Аполлон Майков. Помогло! Во время плавания он написал «Неаполитанский альбом» и «Новогреческие песни».

Использовался «Баян» и в качестве учебного корабля, но очередное обострение отношений с Великобританией отправило корвет в 1875 году на Тихий океан. В случае начала войны он должен был обстрелять Ванкувер и вообще погулять между Канадой и Австралией, топя всё плавающее под «Юнион Джеком». «Баян» посетил Гонолулу, Сан-Франциско, Владивосток и ещё множество портов, но потом отношения нормализовались, и корабль вернулся на Балтику в 1879 году. С 1892 года «Баян» переклассифицирован в учебное судно окончательно, а через 10 лет продан на слом.

В целом, строительство корветов — одно из самых удачных решений генерал-адмирала. Хоть повоевать им и не удалось, пользу стране они принесли огромную! И в первую очередь это не изучение Дальнего Востока и не дипломатические демарши, а подготовка целого поколения моряков, которые чувствовали себя в море как дома...
72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    4 августа 2025 04:42
    Статья классная, спасибо!
    Замечание только одно, на иллюстрационной к работе Герхарда картинке изображен бриг, а не корвет.
    Можете воспринимать это как занудство.
    С уважением, Коте!
    1. +2
      4 августа 2025 12:04
      Да, возможно. Не исключаю возможности, что бизань скрыта за парусами грота, впрочем, в этом случае выходит барк...
      1. +1
        4 августа 2025 12:17
        Цитата: Летучий_Голландец
        Да, возможно. Не исключаю возможности, что бизань скрыта за парусами грота, впрочем, в этом случае выходит барк...

        Если честно не смог разобраться, на бизани тень грот-мачты или так художник нарисовал бизань-мачту. Опять-таки фок-мачта через парус не просвечивает.
        Пользуюсь моментом сказать спасибо лично Автору!
  2. +3
    4 августа 2025 05:05
    Вот не боялись предки кусать англичанку за разные чувствительные места! Да, были люди в наше время...

    Автору спасибо, буквально повеяло духом дальних морских странствий.
  3. +6
    4 августа 2025 05:10
    Спасибо! Очень интересно.

    Но почему корпуса кораблей были из сосны горной? Она же невысокая, и порой очень кривая.
    1. BAI
      +4
      4 августа 2025 06:23
      Очевидно, есть разные породы. У меня сосна горная - куст, а при продаже обещали, что вырастет высокое дерево.
      На Кавказе, в горах, видел дубовую рощу- деревья более высокие и стройные, чем на равнине в средней полосе
      1. +5
        4 августа 2025 07:17
        Не вырастает сосна горная высокой. Даже, если жизненная форма - дерево, то вырастает обычно не выше 10 м.

        А так высота зависит от условий произрастания, и от соседних деревьев.
        1. +3
          4 августа 2025 09:11
          Привет Сергей, насколько я понимаю в данном случае понимается обыкновенный корабельный сосновый лес. На склонах уральских гор, сосны вымахивают до 30 метров. Думаю в Архангельской области растут, аналогичные. Последние использовали для набора обшивки и рангоута наших линейных кораблей эпохи парусного флота. Паровые корветы не были исключением, впрочем для ряда современных корветам клиперов применялся тик. Корветы (корпуса) в основном старались набирать из дуба.
          Возможно имеется нестыковка понятийного аппарата позапрошлого века с веком настоящим.
          1. +4
            4 августа 2025 09:19
            Привет, Владислав!

            Да. Тоже так думаю. Как на Урале, так и Беломорская кондовая сосна (или брусняжная - на почве, покрытой брусникой) вырастала мелкослойной. Очень подходящей для мачт. А в верхнем отрубе корабельная сосна должна была быть более 12 вершков. И хорошо очищенной от сучьев.
          2. +4
            4 августа 2025 10:19
            Коте пане Коханка (Владислав), уважаемый, в 19 веке, может быть, и росли в Архангельской области такие сосны. На сегодня сосны у нас высотою в 15-20 метров. Всё же область - это северная граница роста сосны, почвы бедные, вегетационный период короткий, плюс хищническая эксплуатация леса с 1991 года, плюс заповедники и нац.парки - на севере ареала сосны, да и основаны особо-охраняемые территории в Архангельской области поздно: в 70 (Пинежский заповедник) и 90 (Кенозерский и Волдозерский нац.парки) годы 20 века.
            1. +2
              4 августа 2025 12:02
              День добрый уважаемый Евгений!
              То что корабельные сосны (длиной свыше 20 метров) а Архангельской области растут я не спорю. Вопрос в другом, что они никого отношения к горной сосне не имеют.. Как камрад Сергей пишет, более вероятно Беломорская (кондовая) сосна, в документах записана как Горная.
              hi
    2. +4
      4 августа 2025 12:08
      Я так догадываюсь, что главной проблемой было - обеспечить максимально слабое гниение корпусов, для чего нужно дерево с большим содержанием дубильных веществ, а таковых тем больше, чем ближе дерево растёт к морю (Махов приводил таблицы сроков службы парусников разных стран, английские были сильно долговечнее прочих как раз по этой причине). Мне сложно сказать, рос ли в Крыму (или в тех местах где рубили горную сосну, где точно - сказать затрудняюсь) дуб, в нужных для кораблестроения количествах, но сосна явно росла...
      1. +2
        4 августа 2025 13:46
        Думаю, что дуб заготавливали там, где он рос. Например, под Воронежем, или под Казанью.
        1. +3
          4 августа 2025 13:55
          Цитата: Korsar4
          Думаю, что дуб заготавливали там, где он рос. Например, под Воронежем, или под Казанью.

          Соглашусь с Сергеем. Казань была «кузницей» по лесозаготовке Балтийских и Азовских верфей. А вот как дуб доставлялся в Архангельск не знаю, но основные алименты конструкций кораблей первых рангов в Архангельске «ставили» однозначно из дуба, изредка заменяя его лиственницей, сосной или пихтой.
          1. +3
            4 августа 2025 16:04
            В 18 веке дуб ещё везли из Казани для Архангельского Адмиралтейства, в 19 обходились уже только местной лиственницей. Сроки доставки дуба были долгими и срок постройки линейных кораблей срывался... Несколько месяцев назад в комментариях я приводил сроки службы линейных кораблей 18 века, построенных в СПб и Архангельске. По данным историка Виктора Пальмина, линейные корабли и фрегаты, построенные для Балтфлота в Архангельске в 18-19 столетиях из лиственницы, были равноценны по долговечности дубовым петербургским, но в случаях, когда строго соблюдались технологические нормы и лиственничный лес был надлежащего качества, архангелогородские корабли были долговечнее дубовых...Ну как ручки-то не погреть на казённых-то заказах...
          2. +2
            4 августа 2025 16:49
            В Архангельске, насколько понимаю, лиственницу активно использовали.

            Обрабатывать ее сложно, но по плотности близка к дубу.
      2. +3
        4 августа 2025 14:02
        ..английские были сильно долговечнее прочих как раз по этой причине).

        Американцы в среднем жили дольше. Англичане первыми разработали систему заготовки, обработки и сушки корабельного леса. Именно это сыграло на долговечность конструкции в период наполеоновских войн.
        У нас не редко царило мздоимство, воровство и коррупция. К примеру, только за 10 лет 18 века сменилось 11 начальников Казанского адмиралтейства и все со скандалом, причем только 1 без коррупционной составляющей!!!
        1. +2
          4 августа 2025 16:25
          Сложно сказать: Сергей Махов, где-то приводил таблицу сроков жизни кораблей разных стран, американцы в ней указаны в одной категории с русскими: типа американский дуб из глубины континента, там дубильных веществ мало. Долговечнее всех были испанские, но их строили из венесуэльского красного дерева, а дубовые самые долговечные обозначены именно английские. Насколько такое объяснение корректно, сказать не могу - я специально этим вопросом не занимался.
          1. +4
            4 августа 2025 17:11
            Замечу про Англию.
            Действительно, их дубовые корабли были самыми "долгоживущими".
            Причины:
            Технологические
            Технология выдержки, сушки и обработки дерева были самыми совершенными. Начиная от заготовки древесины и заканчивая финишной обработкой готовых корпусов.
            Организационные
            Тщательно считали стоимость жизненного цикла корабля и пришли к выводу, что выгоднее строить из дорогого материала, но отменного качества, нежели тратить дорогой труд на средний материал, который имеет меньший срок службы. Ну и задорого покупая, выкручивали руки поставщикам до последней трещинки в бревне. Брали лишь экстра класс.
            Финанасовые.
            Мало известные особенности финансирования флота. Утверждение смет на новое строительство проходило существенно ссложнее нежели ремонт. По документам, это ремонт старого корабля, а в реальности старый разбирали практически полностью и собирали новый-старый корабль. Стоимость могла в итоге быть больше постройки нового. По документам же это был все тот-же старый корабль.
    3. +4
      4 августа 2025 14:00
      Можно предположить, что именно такая кривая и была нужна. В английских спецификациях, правда 18 века, указывались отдельно прямые и кривые дубовые стволы необходимые для постройки корпуса. В судовом наборе присудствует целый ряд криволинейных деталей с высокими требованиями по нагрузкам.
      В музее корабля Васа в Сткгольме (правда это раньше по времени) приведены примеры выбора кривых стволов с тем, чтобы древесные волокна располагались параллельно криволинейным поверхностям изготавливаемых деталей.
      1. +3
        4 августа 2025 15:21
        В музее корабля Васа в Сткгольме (правда это раньше по времени) приведены примеры выбора кривых стволов с тем, чтобы древесные волокна располагались параллельно криволинейным поверхностям изготавливаемых деталей.

        Зачем так далеко ходить!
        При строительстве Чусовских, Волжских и Камских барок использовались так называемые «кокоры» из ели.
        Если на пальцах, то это ствол елки с корневищем, который использовался вместо шпангоута для набора днища и борта судна.
        Сенная лодка - музей города Кын (с набором из еловых кокор)
        1. +4
          4 августа 2025 16:20
          Ещё в 50-70-е годы прошлого века, когда промышленно строили деревянные катера тип "Соломбалец" на Соломбальской судоверфи, как в 18-19 веках для кораблей и фрегатов, из Архангельска ехали заготавливать кокоры на реку Лая, что в Двину впадает между Архангельском и Северодвинском. При отливе по реке Лая, подмытую водою ёлку, что росла склонившись над водою, обкопают, верх отпилят, сучья лишние и корни обрубят, сплавят к Двине за катером плот из 5-7 кокор. А там и по Северной Двине до самой Соломбалы донесёт отлив быстро катер, лишь БЫ моряна в морду не задула...Да и те мастера, кто катера шил сам, просто во дворе, Лаю выбирали как самую удобную речку вблизи Архангельска для заготовки кокор.
      2. +2
        4 августа 2025 16:52
        Про эту версию тоже думал. Был бы рад получить подтверждение.

        А так и специально во время роста деревья загибали, например для кницов (кокор).
        1. +1
          5 августа 2025 07:06
          Постараюсь Сергей выложить фотографию из поймы реки Серга. Кокору правда видимо готовили под сани, а не барку. Но автомобилизация и индустриализация победила лошадку!
          Что-то пошло не так!
  4. BAI
    0
    4 августа 2025 06:19
    , у лягушатников сомнений не возникало.

    Любит автор французов, однако
  5. +11
    4 августа 2025 07:15
    Автору спасибо за статью!
    Добавлю немного.
    Константин Николаевич реально много сделал для полной модернизации флота, и не только ВМФ, им была создана монополист - пароходная компания на ЧФ «Российское общество пароходства и торговли».
    Про "демонстрацию флага" во время гражданской войны в США, действительно, это стало возможно благодаря реформы, которую в условиях отсутствия денежных средств, осуществлял Константин Николаевич, кстати, англофил и либерал.
    Но...конечно, речи о противостоянии в Англией на море не шло, понятно, что разгром был бы полный, «Уорик» правил бал.
    Но никто об сражениях в текущей ситуации не думал, не до жиру: технологию брони не имели и закупали в Англии.
    А вот благодаря миссии в США американцы предоставили патент на знаменитый броненосец "Монитор", который потом стал именем нарицательным для класса малых броненосных судов на Балтике, и самое главное, технологию производства послойной брони.
    И да, благодаря Николаю Константиновичу у нас появились современные судостроительные заводы, большинство построенные ...иностранцами или англичанами. Потом, по их образцу, с помощью, опять англичан, и отечественные заводы: Н. И. Путилова, П. М. Обухова, генерала-майора П. Ф. Семянникова и подполковника, инженера А. П. Полетик. Часть их сохранилось до сегодня, Балтийский судостроительный завод - это «Карр и Макферсон», верфи на Галерном - Митчелл и т.д.
  6. 0
    4 августа 2025 07:38
    строительство корветов — одно из самых удачных решений

    Как учебные корабли для морской практики и боевой подготовки корветы хороши. Для чуть более серьезных вещей не годились ни по качеству, ни по количеству - смотри историю с Цусимой.
    1. +1
      4 августа 2025 08:42
      Цитата: severok1979
      строительство корветов — одно из самых удачных решений

      Как учебные корабли для морской практики и боевой подготовки корветы хороши. Для чуть более серьезных вещей не годились ни по качеству, ни по количеству - смотри историю с Цусимой.

      История российских клиперов и корветов - эта наша попытка выйти на просторы мирового океана. Крымская война показала несостоятельность парусного флота перед флотом «паровым». Однако концепция броненосцев еще была в начале своей истории. Триумф - Уриорра, гибель - Кэптена еще впереди, как и история мониторов.
      На тот момент корветы и клиперы были в тренде мирового судостроения, оптимальное соотношение мореходных качеств, вооружения и автономности. Последнее ограничивалось запасами воды и продуктов. Они породили плеяду броненосных и бронапалубных крейсеров российского флота. Последним из них был знаменитый Рюрик.
      1. -1
        4 августа 2025 09:45
        Какие тренды, кто кого породил, вы о чём?
        1. +1
          4 августа 2025 12:13
          Цитата: severok1979
          Какие тренды, кто кого породил, вы о чём?

          Нарицательно наименование одно из клиперов Российского Императорского флота - «Крейсер». Так что появление данной серии корветов и их неизменных спутников клиперов стало вехой создания нашего крейсерского флота!
          Вторая ветка развития нашего флота по итогам Крымской войны - появление миноносок и миноносцев.
          Третья - канонерских лодок (мониторов) и их визави броненосцев береговой обороны (Поповок).
          Четвертая - броненосных кораблей (Первенец, Петр Великий, Кремль) и т.д.
          В совокупности они сформировали ядро идей развития парового флота.
          Который по сути был использован не по назначению в Русско-Японской войне.
    2. +1
      4 августа 2025 10:05
      В эпоху стимпанка (1870-1915 года) корабли устаревали еще на верфи, в процессе постройки :(
      1. 0
        4 августа 2025 10:16
        Нуууу..... И так и не так. Процесс прогресса (или прогресс процесса wink) шел достаточно неравномерно. Соответственно и устаревание ещё не построенных пароходов был крайне неравномерен.
      2. +3
        4 августа 2025 17:22
        Смелое применение термина "стимпанк", все-таки это не эпоха а эстетическое направление.
        Стимпанк — это жанр фантастики и эстетическое направление, вдохновлённое технологией и стилем викторианской эпохи (XIX век), но с добавлением элементов альтернативной истории и фантазийной техники. В стимпанке часто изображают мир, где паровые машины и механические устройства играют ключевую роль, а технологии развиваются в направлении сложных механизмов, шестерёнок, паровых двигателей и меди.
        Основные черты стимпанка:
        Технологии на основе пара, механизмов, без электроники.
        Эстетика викторианской эпохи: одежда, архитектура, интерьер.
        Альтернативная история, где индустриализация развивается иначе, с фантастическими изобретениями.
        Часто встречаются элементы приключений, изобретательства, а также фантастические и магические мотивы.
        Хотя, пожить в такой эпохе стимпанка я бы не отказался.
        1. +3
          4 августа 2025 17:51
          Самое забавное, что одно из известнейших произведений в стиле стим-панка роман "Машина различий" написан основоположниками другого направления в фантастике, кибер-панка Уильямом Гибсоном и Брюсом Стерлингом.
          Привет, Владимир!
          1. +3
            4 августа 2025 18:11
            Привет. Трилогия Гибсона просто потрясла. Как удалось сконструировать такой мир тогда, в 80-х. Заставить органично жить героев, задать вопросы, которые стали актуальны сейчас.
            «Нейромант» (Neuromancer, 1984)
            «Граф Нуль» (Count Zero, 1986)
            «Мона Лиза Овердрайв» (Mona Lisa Overdrive, 1988)
            1. +2
              4 августа 2025 18:20
              Идеи витали в воздухе. "Терминатор1" тоже снят в 84 году.
              1. +2
                4 августа 2025 21:10
                Идеи то витали, а мы их проморгали. Вот ты, Антон, взял и сбацал бы такую нетленку. Я в принципе не могу. Нет полета фантазии.
                1. 0
                  5 августа 2025 08:41
                  Вот ты, Антон, взял и сбацал бы такую нетленку.
                  Поздняк метаться, я "влюблен" в Средневековье.
        2. +2
          4 августа 2025 21:23
          Мне больше по душе дизель-панк))) Но и в обществе стимпанка пожить было бы интересно. Только не долго - нормальной стоматологии ещё не было)))
        3. 0
          5 августа 2025 16:30
          Цитата: balabol

          В стимпанке часто изображают мир, где паровые машины и механические устройства играют ключевую роль, а технологии развиваются в направлении сложных механизмов, шестерёнок, паровых двигателей и меди.
          Основные черты стимпанка:
          Технологии на основе пара, механизмов, без электроники.

          Хотя, пожить в такой эпохе стимпанка я бы не отказался.
          А как в стимпанке отображается труд кочегаров и шахтёров ??
          Кочегары нужны для загрузки угля в топки паровых котлов.
          Шахтёры нужны для добычи угля - а технологии добычи угля в конце 19 века начала 20 века были весьма примитивными - шахтёры рубили уголь кайлом
          Ниже фотографии шахтёров конца 19 века - без их труда паровые машины стояли бы без движения.
          1. 0
            5 августа 2025 16:47
            Совсем не понял о чем это вы. Про промышленную революцию я кое-что знаю, можно было даже не выделять некоторые слова жирным шрифтом.
            Мы обсуждаем технологический уклад или эстетику фантазийного стиля? Задайте, пожалуйста, вопрос конкретнее, если хотите поговорить.
            1. 0
              5 августа 2025 17:11
              Цитата: balabol
              Совсем не понял о чем это вы. Про промышленную революцию я кое-что знаю, можно было даже не выделять некоторые слова жирным шрифтом.
              Мы обсуждаем технологический уклад или эстетику фантазийного стиля? Задайте, пожалуйста, вопрос конкретнее, если хотите поговорить.

              Как отображается жизнь и труд простых рабочих (шахтёров, кочегаров...) в мире стимпанка ?
              1. 0
                5 августа 2025 17:32
                Отвечу совершенно серьезно - никак. Не они герои этих фантазийных произведений. Паровая машина как-то работает. Ведь в сказке вы не спрашиваете как движется печь с Емелей.
                Мир стим панка создается ради движения основного персонажа в необычных декорациях и новых для читателя условиях существования. Это реинкарнация типовых сюжетов, например, плутовского романа с авантюрным сюжетом, история талантливого инженера, создающего невероятные машины, борьба био инженерии и супер механизмов. Странная социальная конструкция в основе этих фантастических миров.
                Шахтеры и кочегары не двигают сюжет этих произведений. Их там просто нет.
                В жанре фэнтази, к примеру, нет крестьянства, может где-то в эпизодах и в тумане на заднем плане. Там действуют герои и свита.
                А, кстати, вы сами читали что-то из стимпанка?
                1. 0
                  5 августа 2025 19:59
                  Цитата: balabol

                  А, кстати, вы сами читали что-то из стимпанка?
                  Нет, не читал.
                  Смотрел много лет назад анимэ про мир стимпанка, название уже забыл, но сюжет там вертится вокруг артефакта "паровой шар" - шар размером с апельсин (пишу по памяти...), источник пара - присоединяешь шар к паровой машине и шар питает машину паром.
                  Когда смотрел не задумывался, но потом появилось много вопросов... Откуда в шаре столько пара ?, Почему шар снаружи холодный ?...
                  Мир "механический" и создал шар механик - отец ГГ, но шар по ходу дела не подчиняется "законам паро-механики".
                  Вы хотели пожить в мире стимпанка, можете сказать, кем Вы себя представляете в мире стимпанка, человеком какой профессии или ремесла ? - если только это не личная тайна...
                  hi
                  1. 0
                    6 августа 2025 00:26
                    Хороший вопрос, кстати. Для полного ответа нужно написать роман и создать мир в котором мому персонажу было-бы комфортно. Но это долго.
                    Поэтому скажу так - роль исследователя и изобретателя, создателя, Инженера. В реальной жизни творческий потенциал скован временем, ограничениями законов физики, ресурсами. Фантазийный мир может разрушить границы "дозволенного" реализовать гороздо больше, запредельное, невероятное. Можно сформировать интересное социальное устройство такого мира. Да, этот мир красив притягателен и странен. Чернота чугунного литья, блеск стали, ощутимая тектоника* конструкций, цвет меди и жужанье электрических разрядов, запах озона и разогретого масла. Удивительные творения - результат слияния человеческого разума и еще не познаных сил природы.
                    * - богатый по значению термин в дизайне
                    PS Тут на "Истории" некий "междусобойчик". Не только я такой фантазер. Автор статьи был бы не против окунуться в дизель панк, а Антон ни за что не расстанется со Средневековьем.
                    1. 0
                      6 августа 2025 00:47
                      Цитата: balabol

                      Поэтому скажу так - роль исследователя и изобретателя, создателя, Инженера. В реальной жизни творческий потенциал скован временем, ограничениями законов физики, ресурсами. Фантазийный мир может разрушить границы "дозволенного" реализовать гороздо больше, запредельное, невероятное. Можно сформировать интересное социальное устройство такого мира. Да, этот мир красив притягателен и странен. Чернота чугунного литья, блеск стали, ощутимая тектоника* конструкций, цвет меди и жужанье электрических разрядов, запах озона и разогретого масла. Удивительные творения - результат слияния человеческого разума и еще не познаных сил природы.
                      .
                      Мир Жюль Верна...
                      В его романах, фундамент повествования техническая машина и достижение инженерной мысли - "Плавучий остров", "20000 лье под водой", "Из пушки на Луну", "Верх дном"...
                      Правда Ж. Верна относят к "классике" - но выше перечисленные романы по сути "стимпанк" - романы основа которых чудо-машины времён паровых котлов.
                      hi
                      1. 0
                        6 августа 2025 16:10
                        Я сомневаюсь, что творчество Жюля Верна можно отнести к стилю "стимпанк". Дело в том, что все эти "панки", по сути дело - стилизация! Как здесь уже правильно подметили, в нормальном стимпанке всё это (паровозы, пароходы и т.д.) - декорации. "Левиафан" Акунин - стимпанк, а "20 тысяч лье под водой" - нет - этот роман написан в ту эпоху, когда стимпанк был окружающей действительностью. Так что и Жюль Верн и Конан Дойль - не стимпанк. Также как детективы про Ниро Вульфа - не дизельпанк.
    3. +2
      4 августа 2025 12:16
      Как сказать, в случае с Цусимой не помог бы и линкор: портить отношения с Англией на ровном месте гарантированное не стали бы... В остальном, корветы - "уничтожили торговли", и в этом плане они вполне могли сработать, случись война. Если брать пиратские корабли, то среди "джентльменов удачи" редко кто имел корабль сильнее русского корвета, однако ж им хватало...
  7. 0
    4 августа 2025 07:44
    Паровая машина — 200 лошадиных сил,

    К сожалению не указано, каких лошадиных сил. Нарицательных, или более близких к истине индикаторных. Соотношение между этими двумя величинами колеблется от 3 до 6.
  8. 0
    4 августа 2025 10:13
    Цитата: Эдуард Ващенко
    «Уорик» правил бал.

    "Уорриор".
    Уорик, или в другой транскрипции Варвик, это замок, а так же одна из древнейших англицких аристократических фамилий. К первому мореходному броненосцу никакого отношения не имеющая.
    1. +2
      4 августа 2025 12:11
      «Уорик» правил бал.

      "Уорриор".
      Очепятка wink
      1. +1
        4 августа 2025 12:21
        Цитата: Эдуард Ващенко
        «Уорик» правил бал.

        "Уорриор".
        Очепятка wink

        Лапки кривые, глазки слепые, хвост крючком, усы торчком!
        Спасибо Эдуард за правку! feel
        1. +2
          4 августа 2025 15:07
          Лапки кривые, глазки слепые, хвост крючком, усы торчком!

          good
  9. +2
    4 августа 2025 10:28
    Уважаемый автор! Прочитал Ваш материал сегодня с превеликим удовольствием. Вот только не понял Вашего сарказма:" под руководством ничуть не менее финского будущего адмирала Йохана (Ивана Ивановича) фон Шанца." Иван Иванович служил в Российском ВМФ весьма достойно. Немцев на службе в Российском ВМФ было в 19 веке не мало. В год смерти фон Шанца о независимой Финляндии или финском ВМФ никто и слыхом не слыхивал. До появления Финляндии было более 35 лет...
    1. +3
      4 августа 2025 12:18
      Добрый день! Сарказм ни коим образом не в сторону Ивана Ивановича - он человек более чем достойный и много сделавший для России и флота. А вот насчёт его финского происхождения возникают обоснованные сомнения - приставка "фон" она, как бы, не совсем финская)))
      1. +3
        4 августа 2025 17:49
        Обычная история. Немец фон Шанц идёт служить в 16 веке к королю Швеции. Потомки его так и служат Швеции, живя в Финляндии, а в начале 19 века Россия отвоёвывает Финляндию у Швеции. Род фон Шанца в Российской империи получает дворянство. Йохан Эберхард фон Шанц, родившийся в Пори, поступает на службу к новому монарху и становится Иван Ивановичем... У нашего "парохода и человека" родом из Эстляндской губернии, "Иван Фёдоровича" Крузенштерна в Швеции родственников было, как гуталина на гуталиновой фабрике у дядюшки кота Матроскина. Да и сын его - генерал-лейтенант российской армии совсем не был "Николаем Ивановичем".
  10. +2
    4 августа 2025 10:59
    Интересны имена кораблей. Звери хищные «Рысь»,«Волк» и всеядные, но опасные для охотника, «Медведь»,«Вепрь», и тут же «Зубр», «Буйвол»,«Вол», и страшный «Удав»... «Боярин», «Воевода», «Гридень», «Новик», «Посадник» и...??? «Рында»...
    Я всё не мог понять: на какие традиции опирались советские кораблестроители в 50-е годы века 20-го, когда пошли в серию СКР пр.50 тип "Горностай". Папа мой срочку служил в Северодвинске на "Леопарде", в дивизионе были ещё "Росомаха" и "Барс". Бегали кораблики на службы к Новой Земле и обеспечивали в Белом море испытания СЕВМАШевских ПЛ, в том числе первого нашего атомохода К-3.
    "Ягуар", "Росомаха", "Леопард", "Пантера", "Рысь" - серьёзные такие кошки, ...???"Зубр", "Бизон", ...???"Аист" (ну, можно предположить, что может он гадюку поймать), "Енот", ...???"Пеликан", "Филин", "Куница", "Лунь", "Корсак", ...???"Пингвин",...??? "Тур",...???"Ворон",??? "Гризон" (даже не знал до конца 80-ых, что гризонов в природе два - большой и малый), "Лось", "Олень". А потом пошли СКРы номерные, иногда получали они названия. В 70 -е довелось мне бывать на "Архангельском комсомольце"...
    1. +3
      4 августа 2025 12:21
      Рында, в его изначальном значении - "оруженосец". Так что это название в одном ряду с "Новиком", "Боярином" или "Посадником". А почему так стали называть корабельный колокол... Есть разные версии, например, что услышав английскую команду "Ринг зэ белл", "Ударить в колокол", русские матросы преобразовали её в более понятное "Рынду бей", откуда и произошло название колокола на корабле...
      1. +2
        4 августа 2025 14:11
        Рында, в его изначальном значении - "оруженосец".

        Угу, в персональном значении Рында - это топор (вид секиры). Позже ближние боярские дети из охраны московских царей.
        1. +2
          4 августа 2025 16:44
          Коте пане Коханка (Владислав) и Летучий_Голландец (Летучий_Голландец), спасибо БОЛЬШОЕ за новые знания! Не знал такого про рынду.
        2. +1
          4 августа 2025 21:27
          Топорик рынды назывался "посольский топорик" - его в основном при приёме послов использовали.
    2. +1
      4 августа 2025 12:30
      Плюс еще: «Птички»пограничной стражи: «Ворон», «Коршун» и «Ястреб» на Чёрном море и «Кондор», «Беркут» и опять «Ястреб» на Балтике..
    3. +3
      4 августа 2025 16:07
      Цитата: Тестов
      Я всё не мог понять: на какие традиции опирались советские кораблестроители в 50-е годы века 20-го, когда пошли в серию СКР пр.50 тип "Горностай".

      "Горностаи" - это ещё ничего. Во-первых, их много, во-вторых, в названиях хотя бы соблюдена птичье-звериная тематика.
      Самый винегрет был на КРЛ пр. 68: Свердлов, Дзержинский, Орджоникидзе, Жданов, Щербаков... и тут же - Александр Невский, Адмиралы - Корнилов, Нахимов, Лазарев, Ушаков, Сенявин, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Дмитрий Пожарский, Козьма Минин, Дмитрий Донской. А ещё Молотовск, Мурманск, Кронштадт, Таллин и внекатегорийный Варяг. smile
      Даже четыре БПК пр. 1134 не смогли единообразно назвать - два адмирала и два города. Впрочем, у десяти пр. 1134А тоже было с названиями всё хорошо - адмиралы русские и советские, города, два маршала и Чапаев.
      1. +2
        4 августа 2025 16:42
        Alexey RA (Алексей), уважаемый, спасибо, что про крейсера пр.68 напомнили! Тесть мой на СЕВМАШе начинал трудовую биографию на строительстве "Молотовска" и "Мурманска". После разоблачения "антипартийной группы" город Молотовск переименовали в Северодвинск, крейсер "Молотовск" переименовали в "Октябрьскую революцию" и даже в цитате Молотова, на наружной стене цеха № 50 СЕВМАШа, указания, что слова эти Молотова замазали чем-то чёрным, типа "Кузбасслака". Уж и СССР давно нет, а цитата бело-чёрная до дней сегодняшних: https://vk.com/wall-1017445_10308
        1. +4
          4 августа 2025 17:04
          Цитата: Тестов
          Alexey RA (Алексей), уважаемый, спасибо, что про крейсера пр.68 напомнили!

          Ну а как о них забыть-то - как раз вчера-сегодня в очередной раз обсуждали хрущёвское сокращение флота. laughing
          Но КРЛ хотя бы много было - 21 штука. Но не соблюсти единообразие на четырёх 1134 и десяти 1134А - это надо уметь.
          Цитата: Тестов
          После разоблачения "антипартийной группы" город Молотовск переименовали в Северодвинск, крейсер "Молотовск" переименовали в "Октябрьскую революцию" и даже в цитате Молотова, на наружной стене цеха № 50 СЕВМАШа, указания, что слова эти Молотова замазали чем-то чёрным, типа "Кузбасслака".

          КРЛ "Молотовск" ещё повезло - один раз переименовали. Некоторые дореволюционные корабли переименовывали по три раза - ибо деятели революции очень легко становились врагами народа.
          Но чемпионом в этой дисциплине был пр. 11435, ещё до сдачи флоту сменивший четыре названия: Рига, Леонид Брежнев, Тбилиси, Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов. smile
  11. +3
    4 августа 2025 12:14
    остров Де-Ливорна назван в честь мичмана с этого корабля Андрея Карловича Де-Ливорна - в статье опечатка, правильно будет: остров Де-Ливрона назван в честь мичмана с этого корабля Андрея Карловича Де-Ливрона,
  12. +3
    4 августа 2025 15:57
    Да, так бывает: вчера с французами изо всех сил рубились под Севастополем, а сегодня они строят нам корабли.

    Это - норма. © smile
    Первую в России броненосную батарею "Первенец" строили в Англии с 1861 г. по 1863 г. - аккурат во время описанного в статье очередного обострения отношений с Островной Империей. И ничего - корабль ушёл на Балтику.
    Можно ещё вспомнить "Рюрик II", который заказали британскому "Виккерсу" ещё до завершения Русско-Японской.
  13. +2
    4 августа 2025 17:09
    Уважаемые камрады по "В.о."! Читал: после возвращения с Дальнего Востока "Разбойника" 25.07.1863 года был проведён императорский смотр. По итогу начальствующие лица, офицеры, гардемарины и кондукторы удостоились "Высочайшего благоволение", нижним чинам было выдано по рублю на человека... "Стрелок" после возвращения с Дальнего Востока в июле 1862 года прибыл в Гельсингфорс. В Кронштадте 06.08.62 г. проведён императорский смотр, а также парусное и артиллерийское учение. Командир получил "Особенное высочайшее благоволение", офицеры - "Высочайшее благоволение", нижним чинам выдано по рублю... Была ли разница между "Особенное высочайшее благоволение" и "Высочайшее благоволение"?
    02.07.1869 г. клипер "Наездник", к тому времени разоружённый и приписанный к Кронштадтском порту, был потоплен в высочайшем присутствии на Транзундском рейде буксируемой миной "крылаткой" с клипера "Гайдамак" .
    1. +3
      4 августа 2025 19:06
      Цитата: Тестов
      Была ли разница между "Особенное высочайшее благоволение" и "Высочайшее благоволение"?

      В принципе нет. Благовление могло быть еще сердечным, душевным и искренним.
      По идее, удостоенным убавлялся год из срока необходимого для выслуги для получения очередного чина или ордена. Но это преимущество не расространялось на тех, кто получил его за смотр, парад и т.п.
  14. +2
    4 августа 2025 17:25
    заработать морской ценз, без которого продвижение при Константине Николаевиче не светило

    засилье ценза появилось позже, когда ВК Константина Николаевича от реальной власти отодвинули
    «Аскольд» получил машину с винтового фрегата «Аскольд». Предшественнику не повезло: введённый в строй в 1857 году, он в 1861 году был пущен на дрова — корабли на тот момент быстро морально старели.

    Моральное устаревание тут точно не при чем. Сказались царившие еще во времена Меншикова (строительство началось в 1852 году) порядки в результате чего качество работ и материалов оставляло желать лучшего.
    По результатам эксплуатации фрегата «Аскольд» управляющий Морским министерством издал приказ, в котором говорилось: «принять строжайшие меры к тому, чтобы за кораблестроительными работами велось неотлучное наблюдение, дабы не повторились непростительные упущения, оказавшиеся на фрегате „Аскольд“… При первом повторении подобного преступления — ибо нельзя назвать иначе столь небрежную постройку судна, которому вверяется жизнь нескольких сотен человек — будет взыскано по всей строгости законов».
    А вообще, спасибо. если про строительство кораблей эпохи РЯВ известно достаточно много, то про их предшественников информации куда меньше
  15. +1
    4 августа 2025 18:35
    Цитата: Alexey RA
    КРЛ пр. 68:

    Проект 68 бис! Конечно у "Свердловых" можно найти что то общее с "Чапаевыми", но различий все же больше.
  16. 0
    31 октября 2025 22:10
    длина без бушприта — 49,78 метра (по кильватерной линии — 46,23 метра)

    Наверное, имелась в виду длина по ватерлинии. Или, может, по длине киля -?