Осторожно, друзы! Никому не враги, никому не друзья

Мало их, но все в тельняшках
Друзы — это одна из народностей, которая за века так и не смогла создать собственного государства. В причинах разбираться — не наша задача, здесь о том, благодаря чему они фактически и выживают. Тем более что во всем мире многие особо и не знали о существовании друзов, пока те не всплыли в СМИ.
Пресса вспомнила друзов в связи с повышенным интересом к ним как со стороны официальных властей Сирии, так и со стороны Израиля. Что же это за загадочный народ, который при небольшой по меркам густонаселенного Ближнего Востока численности вдруг стал ньюсмейкером?
Начнём с того, кто они вообще такие. Это арабоязычная этнорелигиозная группа, проживающая в основном в Ливане, Сирии, Израиле и на имеющих неопределённый статус Голанских высотах. Численность друзов, по разным оценкам, составляет от 800 000 до одного миллиона человек.
Не мусульмане, не христиане
Они придерживаются друзской веры, монотеистической, синкретической и эзотерической религии, которая возникла в начале 11 века как ответвление исмаилитского шиизма, но впоследствии приняла особые доктрины, отличающие ее и от шиизма, и от ислама в целом.
В частности, друзы отказываются от типичной исламской классификации пророков. Они верят в реинкарнацию, но только не в такой форме, как во многих политеистических религиях, например, в индуизме: по мнению друзов, душа претерпевает последовательные перерождения, пока не соединится с Космическим Разумом (аль-Акль аль-Кулли).
Обращение в друзскую веру из другой веры запрещено; межконфессиональные браки редки и не поощряются. В этом друзы сходны с езидами. Религия названа в честь Мухаммада ибн Исмаила ад-Дарази, раннего и противоречивого проповедника.

При этом сами друзы часто отвергают его наследие и предпочитают название «аль-Мувахидун» (приблизительно — монотеисты, верующие в единого Бога).
На земле не им обетованной
При этом, например, в Израиле друзы отличаются интеграцией в преимущественно еврейское общество, включая обязательную военную службу с 1957 года, что отличает их от других арабских и мусульманских меньшинств. До 2015 года у друзов был даже свой собственный этнический батальон «Херев».
«Херев» позже был расформирован, чтобы обеспечить более глубокую интеграцию друзов в ЦАХАЛ. В общине есть группировки, которые поощряют активную поддержку Израиля и выступают с проеврейских и просионистских позиций.
Несмотря на свою лояльность Израилю, положение друзов в плане дискриминации не отличается от других жителей Палестины в ситуациях, связанных с конфискацией земли, образованием и трудоустройством. Нередко это вызывает со стороны друзской общины протесты.

В конце концов, принятие в 2018 году Закона об израильском национальном государстве, который закрепил еврейский характер государства и исключил демократическое равенство национальных и религиозных меньшинств, фактически маргинализировало друзов.
Восстание не рабов
Это, как и надо было ожидать, вызвало беспрецедентные протесты друзов, которые даже были названы «мини-интифадой». Но это отнюдь не мешает Израилю позиционировать себя как защитника друзского меньшинства в соседней Сирии.
По поводу последнего факта нелишне обратиться к истории. При создании Израиля лидеры друзов были обнадёжены заверениями израильских властей об их равенстве и полных гражданских правах, что способствовало ранним ожиданиям интеграции и партнёрства. И до сих пор большинство друзов считают, что поддержка Израиля, особенно посредством военной службы, обеспечивает защиту их общины.
Это особенно важно теперь, в условиях региональной нестабильности, и отличает друзов от других арабских групп населения, которые могут рассматриваться как менее лояльные к государству. В свою очередь, сионистские лидеры исторически использовали религиозные разногласия, поощряя чёткое отделение друзов от других арабских и мусульманских групп.
Последние воспринимались значительной частью евреев как враждебные, тогда как друзы — нет.
Их родина – Ливан? Или Сирия?
Однако наибольшую долю среди населения друзы составляют в Ливане. Для сравнения: друзы составляют около 5,5% населения Ливана, примерно 3% — в Сирии и 1,6% — в Израиле. В Ливане они в основном проживают на горе Ливан и в регионе Шуф.
Ливанские политические группировки друзов ещё в середине XX века объединились с левыми силами, сыграв в национальной политике получившего независимость от Франции в 1943 году Ливана особенно серьёзную роль. Позиции друзов очень сильны в руководстве Прогрессивной социалистической партии, которую с момента основания возглавляет влиятельная друзская династия Джумблатов.
Сейчас её председатель — Теймур Джумблат, как и его предшественники, придерживающийся критичного отношения к Израилю и прокремлевских позиций. Джумблаты всегда обвиняли Израиль в эксплуатации друзского меньшинства для усиления межконфессиональных разногласий и дестабилизации региона.
Но есть среди ливанских друзов и альтернативные течения, например, другой политический деятель, Виам Ваххаб, выступает за отказ от враждебности Ливана по отношению к Израилю, что отражает некоторые внутренние сдвиги среди друзов, хотя его позиция менее популярна в ливанской политике.
В Сирии оплотом друзов является провинция Сувейда. Сейчас они активно вовлечены в межконфессиональные столкновения между друзскими ополченцами и сирийскими правительственными войсками. В свою очередь, Израиль оправдывает удары по южной Сирии защитой друзов от нападений сирийского правительства.

В Тель-Авиве подчеркивают нарушение демилитаризованной зоны силами режима. И в Сирии, опять же, как и в Ливане, друзы раскололись на два лагеря, некоторые лидеры общины поддерживают власть Дамаска и стремятся к примирению, в то время как другие скорее поддерживают Израиль.
Фактор «Хезболлы»
В последние годы «Хезболла» и поддерживаемые Ираном силы распространили свое влияние на районы проживания друзов, мобилизовав местные союзнические группировки и усилив напряженность внутри диаспоры. Особенно сложная обстановка сейчас в районах к востоку от Бейрута и в опорных пунктах друзов в провинции Сувейда на юге Сирии.
По имеющимся сведениям, около 60% вооруженных группировок и сил безопасности в Сувейде связаны с «Хезболлой» или ее союзниками, что создает напряженность в друзской общине и угрожает внутреннему единству друзов в Ливане.
У них есть вооруженные формирования, и они играют важную политическую роль, особенно в Сирии и Ливане, причём не очень склонны работать на публику, как, например, хуситы или разного рода исламистские суннитские группировки.
Подобных ополчений несколько. Силы шейха аль-Карамы базируются в Эс-Сувейде, Сирия. Движение возникло примерно в 2014 году, возглавляется потомками основателя более раннего ополчения «Люди достоинства». Силы шейха аль-Карамы вступали в столкновения как с сирийскими правительственными войсками и «Хезболлой», так и с ИГИЛ.
Среди других друзских ополчений выделяются «Люди достоинства», «Джейш аль-Муваххидин» (Армия монотеистов), бригада «Аль-Джабаль» и Голанский полк, силы которых в основном сосредоточены в районах, населенных друзами. В начале 2025 года многочисленные друзские ополченцы объединили свои силы под эгидой «Военного совета» в районе Джабаль аль-Друзе, действуя независимо от военного командования Дамаска.
Друзские ополченцы всё больше опасаются прямого вторжения сил нового режима в Дамаске на свои территории и стремятся поддерживать возможности самообороны. Некоторые друзские повстанческие группировки в Сирии после свержения Башара Асада выразили готовность интегрироваться в более крупные национальные сирийские оппозиционные армии или структуры.
В Ливане ещё со времён Валида Джумблата существует друзская Народно-освободительная армия, представляющая собой, фактически, военное крыло Прогрессивной социалистической партии. ПСП/НОА были основными игроками на стороне левых сил во время гражданской войны в Ливане.
Тогда они объединились с Ливанским национальным движением и палестинскими группировками, противостоявшими в основном маронитским ополченцам, таким как «Катаиб». Остаётся сказать о еще одной вооруженной друзской группировке – это Авангард армии Маани (Движение друзского джихада).
Она была особенно активна с 1976 по 1978 год, но сейчас уже практически не существует. Эта группа также принимала участие в начальных этапах гражданской войны в Ливане, но ушла в тень, и на её место пришли более мелкие и менее известные группировки: Батальон Султан-паши аль-Атраша и Военный совет Сувейды.
Информация